Для чего нужны литералы
Литералы
Целочисленные литералы
Восьмиричные значения обозначаются ведущим нулем (обычные десятичные числа не могут иметь ведущий нуль). По этой причине с виду нормальное число 09 вызовет ошибку компиляции, так как выйдет за пределы диапазона от 0 до 7 допустимых восьмеричных значений.
Целочисленные литералы создают значения типа int. Если вы создали переменную типа byte или long, а значение литерала находится в диапазоне допустимых значений этих типов, то ошибки не возникает. Не возникает проблем и с типом long, у которого диапазон значений всегда больше, чем у int. Но при этом нужно явно указать, что значение литерала имеет тип long при помощи строчной или прописной буквы L. Например, 899888777666555444333L.
Целочисленное значение можно также присвоить типу char, если оно лежит в допустимых пределах.
Литералы с плавающей точкой
По умолчанию литералам с плавающей точкой присвоен тип double. Если вам нужен тип float, то нужно дописать символ F или f. Кстати, для double можно использовать суффиксы D или d, но в этом нет необходимости.
Символьные литералы
В Java символы представляют собой 16-битовые значения в наборе символов Unicode. Эти значения можно преобразовать в целые значения и применить операции сложения и вычитания. Символьные литералы обрамляются одинарными кавычками. Обычные символы можно ввести стандартным способом, например, ‘c’, ‘a’, ‘@’. Существуют также символы, которые следует экранировать обратным слешем, например, чтобы вывести сам символ одинарной кавычки, нужно использовать вариант ‘\n». Для символа новой строки используется ‘\n’.
Для ввода шестнадцатиричного значения используют обратный слеш, символ u, за которыми следуют четыре шестнадцатиричные цифры, например, ‘\u0061’.
Строковые литералы
Булевы литералы
JDK 7
Раньше Android не поддерживал JDK 7. Сейчас поддержка имеется и стали доступны новые возможности.
В JDK 7 можно использовать целочисленные литералы в двоичной системе. Для этого нужно использовать префикс 0b или 0B:
Кроме того, в JDK 7 можно вставлять символы подчёркивания для облегчения чтения больших числовых литералов:
Символы подчёркивания будут проигнорированы компилятором. Учтите, что можно использовать несколько подряд символов подчёркивания, но нельзя использовать символы подчёркивания в начале или в конце литерала.
Подобная запись удобна при записи вручную программистом номеров телефонов и тому подобных вещей, чтобы визуально лучше анализировать значения. А умная железка сама разберётся, что к чему и не будет удивляться символам подчёркивания в числах.
4.13 – Литералы
В программировании константа – это фиксированное значение, которое нельзя изменять. В C++ есть два типа констант: литеральные константы и символьные константы. В этом уроке мы рассмотрим литеральные константы, а в следующем – символьные константы.
Литеральные константы (обычно называемые просто литералами) – это значения, вставленные непосредственно в код. Например:
Они являются константами, потому что их значения не могут быть изменены динамически (сначала вы должны изменить их, а затем перекомпилировать программу, чтобы изменение вступило в силу).
Так же, как у объектов есть тип, тип есть и у всех литералов. Тип литерала предполагается из значения и формата самого литерала.
Суффиксы литералов
Если тип литерала по умолчанию не соответствует необходимому, вы можете изменить тип литерала, добавив суффикс:
Обычно вам не нужно использовать суффиксы для целочисленных типов, но вот пара примеров:
Начинающие программисты часто не понимают, почему следующий код работает не так, как ожидалось:
Литералы можно использовать в коде C++, если их значения понятны. Чаще всего это происходит при использовании для инициализации или присвоения значения переменной, выполнения математических операций или вывода текста на экран.
Строковые литералы
В уроке «4.11 – Символы» мы определили строку как набор последовательных символов. C++ поддерживает строковые литералы:
Экспоненциальная запись для числовых литералов с плавающей запятой
Есть два разных способа объявить литералы с плавающей точкой:
Во второй форме число после экспоненты может быть отрицательным:
Литералы в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления
В повседневной жизни мы считаем, используя числа в десятичной системе счисления, где каждая цифра может быть 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 или 9. Десятичная система счисления число также называется «с основанием 10», потому что в ней возможно использование 10 цифр (от 0 до 9). В этой системе мы считаем так: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,… По умолчанию, числа в программах на C++ считаются десятичными.
В двоичной системе счисления всего 2 цифры: 0 и 1, поэтому она называется «с основанием 2». В двоичном формате мы считаем так: 0, 1, 10, 11, 100, 101, 110, 111,…
Существуют две других системы счисления, которые иногда используются в вычислениях: восьмеричная и шестнадцатеричная.
Восьмеричная система счисления – с основанием 8, то есть доступны только цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. В восьмеричном формате мы считаем так: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12,… (примечание: цифр 8 и 9 нет, поэтому мы сразу переходим от 7 к 10).
Десятичная система | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Восьмеричная система | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Чтобы использовать литерал в восьмеричном формате, добавьте к вашему литералу префикс 0 (ноль):
Эта программа печатает:
Почему 10, а не 12? Потому что числа печатаются в десятичном формате, а 12 в восьмеричном формате = 10 десятичном формате.
Восьмеричная система счисления практически не используется, и мы рекомендуем вам ее избегать.
Десятичная система | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Восьмеричная система | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 |
Эта программа печатает:
Поскольку для одной шестнадцатеричной цифры возможны 16 различных значений, мы можем сказать, что одна шестнадцатеричная цифра использует 4 бита. Следовательно, пара шестнадцатеричных цифр может использоваться для точного представления полного байта.
До C++14 не было возможности назначить литерал в двоичном формате. Однако шестнадцатеричные пары предоставляют нам для этого полезный обходной путь:
Литералы в двоичном формате и разделители цифр C++14
В C++14 мы можем назначать литералы в двоичном формате с помощью префикса 0b :
Поскольку длинные литералы трудночитаемы, в C++14 также добавлена возможность использования кавычек ( ‘ ) в качестве разделителя цифр.
Если ваш компилятор несовместим с C++14, он пожалуется, если вы попытаетесь использовать любой из этих приемов.
Печать десятичных, восьмеричных, шестнадцатеричных и двоичных чисел
Эта программа печатает:
Эта программа напечатает:
Мы также можем создать временный (анонимный) std::bitset для печати одного значения. В приведенном выше коде эта строка:
Магические числа, и почему это плохо
Рассмотрим следующий фрагмент:
Число, такое как 30 в приведенном выше фрагменте, называется магическим числом. Магическое число – это литерал (обычно число) в середине кода, не имеющий никакого контекста. Что значит 30? Хотя вы, наверное, догадываетесь, что в данном случае это максимальное количество студентов в классе, но это не совсем очевидно. В более сложных программах может быть очень сложно сделать вывод, что представляет собой жестко запрограммированное число, если нет комментария, объясняющего его.
Использование магических чисел обычно считается плохой практикой, потому что, помимо отсутствия контекста, для чего они используются, они создают проблемы, если значение необходимо изменить. Предположим, школа покупает новые парты, позволяющие увеличить количество учеников в классе с 30 до 35, и наша программа должна это отразить. Рассмотрим следующую программу:
Хотя мы говорим «магические числа», это относится ко всем видам значений. Рассмотрим следующий пример:
В этом примере только одно число (100), но оно также используется в строках. Если мы решим обновить максимальное количество, скажем, на 200, нам придется обновить три разных случая, где встречается 100.
К счастью, существуют лучшие варианты (символьные константы). Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Лучшая практика
Не используйте магические числа в своем коде.
Пользовательские литералы в C++11
Более полугода прошло с момента принятия стандарта C++11. В сети можно найти много материалов посвященных новому стандарту, однако большинство из них касаются самых простых возможностей, самых сладких. Я говорю о лямбда-функциях, системе автоматического выведения типов, новых спецификаторах, умных указателях и т.д. Да, это действительно интересные вещи и, можно смело сказать, они одни из самых полезных и часто используемых. Но на них свет клином не сошелся, и новенький C++11 предлагает нам не только их.
Ниже я хочу рассказать о пользовательских литералах — весьма полезном средстве, хоть и не в повседневных целях.
Что такое литерал?
Литерал — это некоторое выражение, создающее объект. Литералы появились не только в C++11, они были и в C++03. Например, есть литералы для создания символа, строки, вещественных чисел, и т.д.
Все это литералы. С понятием литералов, думаю, мы разобрались. Самое время вернуться к C++11.
Пользовательские литералы в C++11
Как уже было отмечено выше, новый стандарт предлагает средства для создания пользовательских литералов. Существует две категории пользовательских литералов: сырые литералы (raw) и литералы для встроенных типов (cooked).
Стоит, однако, заметить, что C++ позволяет создавать только литералы-суфиксы. Иными словами, создать литералы префиксы (как, например, 0x), или префиксо-суфиксные (как «») — не получится.
Литералы для численных типов
Начнем с литералов для встроенных типов. Чтобы создать литерал для численных типов необходимо воспользоваться одной из двух сигнатур:
Использование литерала будет осуществляется следующим образом:
Ниже приведен пример литерала, преобразовывающего минуты в секунды.
Литералы для строковых типов
Для создания литерала этого типа, необходимо воспользоваться одной из следующих сигнатур:
Сигнатура выбирается в зависимости от типа строки:
Пример литерала преобразующего C-style строку в std::string приведен ниже.
Сырые литералы
Ну и наконец настало время сырого литерала. Сигнатура сырого литерала выглядит следующим образом:
Этот тип литералов приходит на помощь тогда, когда входное число надо разобрать посимвольно. Т.e. в этом случае число передается в оператор как строка. Если не совсем понятно, взгляните на приведенный ниже код:
Используя данный тип литералов, можно написать литерал преобразующий двоичное число в десятичное. Например вот так:
Существует еще одна сигнатура для сырых литералов. Основана она на применении Variadic Template:
Преимущества литералов на базе Variadic Template заключается в том, что они могут вычисляться на этапе компиляции. Тот же литерал преобразования двоичного числа в десятичное может быть переписан так:
У внимательно читателя мог возникнуть вопрос: «А что если создать и сырой литерал, и литерал для числа с одним и тем же именем? Какой литерал компилятор применит?». Стандарт по этому поводу дает точный ответ и говорит о попытке компилятора применить литералы в следующем порядке:
Выводы
Бьёрн Страуструп на конференции Going Native 2012 приводил полезный пример использования литералов. Мне кажется, он наглядно демонстрирует факт повышения читаемости кода, а также снижает вероятность ошибиться.
Механизм пользовательских литералов — это полезный в некоторых случаях инструмент. Использовать его где попало не стоит. Подумайте дважды, прежде чем их использовать, ведь литералы коварны: они могут…
Литералы в Java
1. Литералы целых чисел
Например, у вас есть код:
Компилятор в Java достаточно умный, чтобы понять, что переменной типа byte можно присвоить целочисленный литерал 100, и проблем не возникнет.
Код | Описание |
---|---|
Скомпилируется отлично. | |
Ошибка компиляции: 3 миллиарда слишком большое число для литерала типа int. | |
Ошибка компиляции: у литерала тип long, а у переменной тип int. К тому же, 3 миллиарда больше, чем максимальное число типа int. |
Обратили внимание, как сложно читать большие числа в 10 и более знаков? Не сразу поймешь, 3 миллиарда в коде или 30? Чтобы упростить читаемость кода (а это важно!), в Java разрешили вставлять в числовые литералы символы подчеркивания (на значение числа они не влияют).
Пример выше можно переписать с использованием символов подчеркивания, и он станет немного понятнее:
Код | Описание |
---|---|
Скомпилируется отлично. | |
Ошибка компиляции: 3 миллиарда слишком большое число для литерала типа int. | |
Ошибка компиляции: у литерала тип long, а у переменной тип int. К тому же 3, миллиарда больше, чем максимальное число типа int. |
Запятую внутри числового литерала использовать было нельзя, потому что она уже используется. Например, для отделения друг от друга аргументов при вызове метода.
Java Core для самых маленьких. Часть 3. Переменные
В предыдущей статье мы говорили о типах данных, а теперь поговорим о вытекающей из этого теме, о переменных.
На скриншоте выше продемонстрирован пример создания переменных.
Давайте сразу научимся давать имена переменным правильно. Существует документ Java Code Conventions. В нем указаны правила к написанию кода на Java. Нужно это для того, что бы Java код в разных проектах был написан в едином стиле. Таким образом, новоприбывший на проект программист не будет отвлекаться на новый стиль кода, ведь он будет оформлен так же, как и на других проектах. Эти правила работают и при нейминге переменных.
Итак, переменные принято называть в lowerCamelCase стиле. Сейчас покажу как хорошо, а как плохо:
Вот было значение 1998, а на следующей строке стало 2000. А вот с константой так не получится. Константа гарантирует, что ее значение не изменится на протяжении всего времени выполнения программы. Как создать константу? Очень просто:
Нужно всего лишь дописать ключевое слово final перед типом данных переменной. Для простоты понимания, мы как бы «финализируем» значение переменной и говорим, что это значение конечное.
Обратим внимание на имя константы. Когда мы даем имя константе, то должны делать это в стиле SCREAMING_SNAKE_CASE. Давайте исправим мой код:
В целом, вас никогда не погладят по головке за правильный нейминг в коде. Подразумевается, что это нечто естественное при написании кода. Как правила этикета у людей. А вот если вы будете называть ваши переменные и константы абы как, получите незамедлительного леща.
Инициализация переменных
У всех переменных из моих примеров уже было присвоено начальное значение. Процесс присвоения начального значения называется инициализацией переменной. И не обязательно инициализировать переменную во время ее объявления. Java позволяет сделать это и позже.
Во-первых, можно объявлять переменные через запятую (если они одинакового типа):
При этом, смотрите, мы можем некоторые из них инициализировать прямо во время объявления. А теперь инициализируем оставшиеся:
Для инициализации переменных типа char я использовал цепочку присваиваний. Да, и так тоже можно. Хотя используется очень редко.
Если мы попытаемся провести какую-то операция с переменной, у которой нет значения, то получим ошибку.
Оператор присваивания
Литералы
В Java постоянные значения задаются литеральным представлением. Простым языком, при помощи определенных символов мы можем указывать тип данных. Вот например, при работе с целочисленными литералами нам не нужны никакие литералы. Мы просто пишем число 1998; и Java понимает, что это целочисленное значение.
Так, что еще за символы подчеркивания в значении переменной? Это всего-навсего декор. С JDK 7 допустимо указывать знаки подчеркивания, для разбиения больших чисел на разряды, для удобства чтения.
В вышеописанных примерах были литералы для целочисленных десятичных значений. А еще мы можем присвоить целому числу литерал в виде восьмеричного значения. Для этого вам нужно добавить в самом начале значения 0. Но в таком случае, логично, что это значение не сможет содержать цифры 8 и 9, поскольку они выходят за пределы восьмеричной системы счисления.
Мало того, еще мы можем использовать литерал шестнадцатеричных значений. Такие значения обозначают с начальным 0x или 0X, а цифры в пределах от 10 до 15 заменяются символами ABCDEF английского алфавита.
С JDK 7 есть возможность указывать целочисленные литералы в двоичном виде. Для этого вначале значения нужно указать 0b или 0B и соответственно в значениях можно использовать только цифры 0 и 1. В реальности, вам навряд ли понадобятся литералы шестнадцатеричных, восьмеричного или двоичных значений. Однако, знать о них нужно.
Литералы дробных чисел
Но существует и экспоненциальная форма записи этих чисел в виде 2.34e12;
Где число после символа ‘e’ обозначает степень 10-ти. Простыми словами, мы записали 2 целых и 34 сотых умноженное на 10 в 12 степени.
Как и в случае с целочисленными значениями, литералы с плавающей точкой поддерживают нижнее подчеркивание начиная с JDK 7.
Логические литералы
Символьные литералы
Для символьных литералов, которые присутствуют на вашей клавиатуре вы можете использовать одинарные кавычки, обернув ими необходимый вам символ введенный с клавиатуры.
Я не просто так обратил ваше внимание на символы с клавиатуры. Ведь существуют и такие символы, которых на клавиатуре нет, да и на символы они не похожи. Сейчас разберемся.
А вот если символ нельзя ввести непосредственно с клавиатуры, то для ввода таких символов используют ряд управляющих последовательностей. Например, символ переноса строки ‘\n’. Существуют последовательности, которые существуют для ввода значений в восьмеричной и шестнадцатеричной форме. Например, мы захотели ввести букву tu катаканы смайлик: ツ. Берем и пишем:
В данной таблице вы можете посмотреть наиболее используемые последовательности символов:
Когда-то давно, я писал статью про экранирование символом. Настоятельно рекомендую прочитать, как дополнительный материал. Узнаете много интересного.
Строковый литерал
Можно заключить последовательность символов в двойные кавычки и получить так называемую строку.
Динамическая инициализация
Пару слов о таком термине как динамическая инициализация. Ничего сложного, только звучит страшно.
Переменную можно инициализировать другой переменной. Также, допускается инициализация переменной результатом какого-то выражения.
Главное, чтобы тип данных выражения / инициализирующей переменной совпадал с типом данных целевой переменной.
Преобразование и приведение типов
Знаю, вы уже подустали, сделали массу перерывов и подходов. Обещаю, это последняя тема в этой статье.
Часто программисты сталкиваются с ситуацией, когда переменной одного типа приходится присваивать значение другого типа. Если оба типа данных совместимы, их преобразование будет выполнено автоматически. Для автоматического преобразования должно выполняться 2 условия:
Чтобы выполнить преобразование двух несовместимых типов данных, нужно воспользоваться приведением типов. Это явное преобразование одного типа в другой. И выглядит это вот так:
Нужно понимать, что преобразование вы проводите на свой страх и риск. Вы должны быть уверенным в том, что преобразуемое значение помещается в диапазон целевого типа. В противном случае вы получите некорректные данные.
Подводим итоги
В этой статье мы поговорили о многих важных вещах. Узнали, как создавать переменные и константы в Java, и чем они отличаются. Узнали о способах инициализации переменных. Разобрались с тем, что такое литералы и какие они бывают. А так же выполнили преобразование и приведение типов данных.
Скажем спасибо Егору за предоставленный материал.