Для чего нужны морфемы в русском языке
Глава 4. Морфемика
§1. Морфема
Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
§2. Виды словообразовательных морфем
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
Слова без корня в русском языке невозможны.
Слово не может состоять только из приставки.
Слово не может состоять только из суффикса.
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Обсуждаем проблему толкования.
Формообразующие суффиксы или окончания?
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Что такое морфема?
Содержание:
Морфема (от греч. morphe – форма) – это наименьшая неделимая единица языка, значимая часть слова, каждая из которых несет в себе смысловую нагрузку.
Раздел языкознания, изучающий морфемы, их виды, морфемное строение слова называется морфемикой.
Тесно связаны с морфемикой разделы «Словообразование» и «Орфография».
Словообразование изучает способы образования слов, в том числе с помощью морфем (морфологический способ).
Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания слов. Орфографические правила объясняют условия выбора правильных написаний в морфемах слова.
Виды морфем (классификация)
Классификацию морфем можно представить в следующей схеме.
Формообразующие и словообразующие морфемы
Слова, образованные морфологическим способом, т.е. с помощью морфем, приобретают новое лексическое значение. Следовательно, морфемы, которые участвуют в образовании нового слова, называются словообразующими.
К словообразующим морфемам относятся
Окончание (флексия), некоторые суффиксы меняют форму слова, но не его лексическое значение. Такие морфемы называются формообразующими.
Окончание меняет форму падежа, числа, лица, рода. У неизменяемых слов окончания нет. Кроме того, окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Обязательные и необязательные морфемы
По положению и роли в слове морфемы делятся на обязательные и необязательные.
К обязательным морфемам относится корень.
Корень – значимая часть слова, которая несет в себе основное лексическое значение, повторяется в целом ряду слов, составляя ряд родственных слов.
Существуют корни-омонимы, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение.
Аффиксы (от лат affixum, т.е. «прикрепленный») являются необязательными морфемами. К ним относятся приставка, суффикс, постфикс, окончанию
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов.
Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для образования новых форм слова.
Основа – часть слова без окончания.
Морфемный разбор слова
Морфемный анализ (разбор) слова – это разбор слова по составу.
Порядок морфемного разбора
Для чего нужно определить часть?
При определении части, определяем, есть ли в слове окончание. В неизменяемых частях речи окончания не существует.
В словах-омоформах (совпадающих по написанию в одной из грамматических форм) состав может быть абсолютно разный.
Прием для правильного выделения приставки и суффикса
Подберите слова с другими корнями, но с этими же приставками и суффиксами.
Морфемный разбор слова очень важен для формирования орфографических навыков. Умение вычленить все части слова поможет подобрать однокоренные слова, определить способ словообразования, составить словообразовательную цепочку.
При морфемном анализе необходимо определить часть речи слова, что заставляет вспомнить основные грамматические признаки каждой части речи.
При детальном разборе формируется грамотность, потому что проводится анализ орфограмм, которые находятся в отдельно взятой морфеме.
Орфограммы в корне:
Орфограммы в приставке:
Орфограммы в суффиксах:
Орфограммы в окончаниях:
Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?
В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема – вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин “морфема” ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Слово морфема образовано от греческого “morphe” – “форма”. Что такое морфема? Морфема – это мельчайшая несамостоятельная единица языка.
Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА,
Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.
Аффикс – это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов.
Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например,
Например, они могут располагаться перед корнем – префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке.
Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.
Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема – это очень важная составляющая языка.
Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.
Related posts:
При подготовке к ЕГЭ и ГИА учащиеся повторяют курс морфемики, получают дополнительную информацию и углубляют свои знания.
Этот раздел лингвистики напрямую связан со словообразованием, поскольку то, какими способами можно формировать слова, зависит от входящих в его состав минимальных компонентов.
Определение термина
Морфема представляет собой минимальную значимую часть любой лексической единицы, далее неделимую на более мелкие значимые компоненты. Слова состоят из морфем, значение каждой из них помогает образовать общее значение лексемы. В русском языке при разборе по составу выделяют основу, в которую включают приставки, корень и суффикс, а также окончание.
Следует отметить, что в звучащей речи минимальной единицей является звук — как гласный, так и согласный.
Однако звуки не являются значимыми компонентами, поскольку сами по себе не несут никакой семантики.
Вот почему самой крохотной значимой единицей принято считать именно морфему. В отличие от слов, она не может существовать самостоятельно, а определенный смысл приобретает только в составе лексической единицы.
Отличительные признаки морфем таковы:
Существуют специальные морфемные словари, в которых зафиксировано, какие суффиксы и приставки являются универсальными, а какие употребим только в составе конкретных частей речи — существительных, прилагательных, глаголов и иных.
Специфические особенности
Примеры морфемы позволяют убедиться в их разнообразии. Одна группа используется для образования новых слов, прежде всего, это приставки и суффиксы. Вторая же категория помогает образовать только словоформы — формы лица, числа, падежа, рода одного слова, а не новых единиц.
В этих минимальных компонентах могут присутствовать чередования гласных и согласных. Такие изменения появились в ходе исторического развития языка, носят системный характер. Именно этим явлением обусловлены чередующиеся гласные в корнях вида «лаг-лож», «кас-кос».
Каждая морфемы привносит в лексему собственный элемент значения.
Например, глагол «прибежали»:
Существуют так называемые служебные морфемы, к которым относятся аффиксы, флексии и приставки, используемые для образования новых слов и словоформ.
Типология единиц
В морфемике русского языка существует 6 типов морфем: корень, префикс или приставка, суффикс, флексия или окончание, интерфикс (соединительная гласная) и постфикс. К аффиксальным морфемам относятся все, за исключением корня. Наконец, все элементы слова, кроме окончания, входят в состав основы.
Очень важно научиться верно вычленять морфемы, это поможет при разборе по составу.
Центральной единицей слова, в которой заключается основное его значение (или его элемент) является корень. Например, в слове «кровавый» корнем будет «кров», который указывает на связь с кровью.
В некоторых лексемах возможно более одного корня (садовод, железобетонный). Но слов, в которых эта морфема отсутствует, нет и быть не может. Отсюда вывод: корень — это не только главная, но и обязательная единица состава.
Префикс или приставка — морфема, которая в слове занимает позицию перед корнем. Чаще всего выполняет словообразовательную роль, помогая формировать новые единицы языка.
Есть несколько способов образования:
Однако в ряде случаев приставка исполняет формообразовательную функцию, например, для получения формы глагола совершенного вида от несовершенного: с+писать — списать, про+читать — прочитать.
В словах может быть как одна приставка (про+читать), так две (при+от+крывать) и даже три (не+без+до+казательно).
Характеристика суффиксов
Расположение этой единицы — между корнем и окончанием. Большая часть этих единиц исполняет словообразовательную роль: читать — читатель, коммунист — коммунизм — коммунистический, понятие — понятийный — понятный. Может участвовать в словообразовании при помощи нескольких способов — суффиксального, приставочно-суффиксального, суффиксально-сложном (три звезды — трехзвездник — трехзвездочная гостиница).
В науке есть и нулевой суффикс — не выраженный грамматически и буквенно, однако его отсутствие является значимым для отличия словоформы от иных форм. Примеры: нес, вез — это глаголы прошедшего времени, однако «классический» суффикс «л», указывающий на эту форму, у них не выражен, то есть является нулевым.
Выделяют также бессуффиксальный способ образования: существительные «высь», «синь» образованы путем усечения аффикса от прилагательных «высокий», «синий». Однако от этих же прилагательных образованы и иные слова, но с использованием материально выраженного суффикса: высота, синева.
Есть особый тип суффиксов, которые помогают образовать новые формы слова, например, это морфемы, участвующие в формировании степеней сравнения прилагательных: (ближ+е, интересн+ее — сравнительная, ближ+айш+ий, интересн+ейш+ий).
Также формообразующим является суффикс «л», помогающий получить форму глагола прошедшего времени: править — правил, читать — читал.
Например: Школьник читал предисловие к книге и понимал, что она очень интересная.
Другие формообразующие аффиксы представлены в форме таблицы:
Количество суффиксов в словах русского языка может быть различным: один (учение), два (учитель), три — редко (учительница).
Признаки флексий
Окончание — морфема, выходящая за пределы основы и присутствующая только в изменяемых частях речи (прилагательное, существительное, числительное, местоимение, глагол, причастие). Внутри слова может располагаться при наличии постфикса в возвратных глаголах (составляться — составляешься).
Иногда является нулевым, то есть не имеет буквенного выражения, чаще всего это наблюдается у существительных мужского рода, оканчивающихся на согласную (паж, конь, супруг) или женского на мягкий знак (мышь, рожь, запись).
Используется для выражения рода, лица, числа, падежа.
Например:
Еще одна функция, которую выполняет окончание — установка синтаксической связи слов в предложении — управления или согласования: (какой?) волшебный лес (что делает?) дарит (кому?) всем (что?) радость. Иногда применяется для образования новых слов, например, присоединив к слову «физик» (ученый) флексию «а», можно получить лексему «физика» (наука).
Эта часть слова есть у всех частей речи, которые относятся к склоняемым или спрягаемым.
Другие морфемы
Соединительная гласная также относится к числу минимальных значимых единиц языка. В научной литературе можно встретить также наименования «интерфикс», «соединительный аффикс». Ее основное предназначение — соединение двух основ при образовании сложного слова. Чаще всего встречается гласная «о» (паровоз, лесостепь, лесомеханический), однако в ряде случаев используется «е» (нефтедоллар, птицеферма, пешеход). В родительном падеже количественных числительных наблюдаются гласные «и», «а», «у»: пятилетка, полугодие, сорокалетний.
Постфикс — морфема, располагающаяся после окончания.
В русской грамматике их всего 5:
В рамках школьного курса такие единицы рассматриваются как особые суффиксы, однако на филологических факультетах и в науке они выделяются в отдельную группу.
Порядок проведения разбора
Знание морфем необходимо школьникам для того, чтобы правильно проводить разбор слова по составу и делать анализ его структуры.
Конечно, современные онлайн-сервисы позволяют быстро разобраться в том, из каких компонентов состоит любое слово, но ведь в классе ими воспользоваться не представляется возможным.
Вот почему последовательность действий при выполнении разбора следует знать:
По данному плану следует проводить морфемный анализ слов. Образец:
Слово «рифма». Основа — рифм-, окончание «а». Основа является непроизводной, флексия — имеет выражение, передает жен. р., ед. ч., Им. п. Для определения корня следует придумать однокоренные слова: рифмовать — рифмовка — рифмоплет — рифмовка. Эта информация позволяет понять, что корнем является «рифм». Приставок и суффиксов слово не имеет.
Таковы основные знания о морфемах, которые помогут ученикам успешно выполнять задания в школе и дома.
Важно помнить, что в языке постоянно появляются новые слова, однако формирование новых структурных единиц происходит довольно редко. Причина проста — в заимствованных лексемах используются традиционно русские аффиксы.
Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?
Классификация морфем русского языка
Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).
Корень
Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.
Вопрос:
помогите написать сочинение рассуждение на тему морфема значимая часть слова
Ответы:
В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень — это значимая часть слова.Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.апример, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).
Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.
Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.
Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения
Окончание
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.
Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.
Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание —а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, —у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова. В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.
У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj— и чита—, рисуj— и рисова—, бег— и бежа—, говор— и говори—.
Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).
Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере—ть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.
Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.
Разные глагольные формы образуются от разных основ.
От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.
От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.
Основа
Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.
Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.
У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.
Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?
В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.
Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень — это значимая часть слова.
Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.
Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.
Например, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.
Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.
Доклад на тему: «Морфемика»
– раздел языкознания, в котором изучаются морфемы (значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные – интерфикс, постфикс). Основа не считается морфемой, это все слово без окончания.
– это морфема, которая содержит в себе лексическое значение всех родственных слов. Чтобы выделить корень в слове следует подобрать как можно больше родственных слов. Подбирая родственные слова, следует учитывать возможность чередования звуков в корнях.
– значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед дугой приставкой) и служащая для образования новых слов.
– значимая часть слова, которая стоит после корня (или после другого суффикса).
– это изменяемая значимая часть слова, служащая для образования форм одно и того же слова.
Продолжая воспитывать языковое чутье, учитель активно формирует выше названные лингвистические понятия при помощи таких мыслительных операций, как:
Анализ слова, выделение его структурных элементов (морфем), значение которых расширяет возможности понимания речевых высказываний.
Синтез частей слова, морфем по определенным законам словообразования.
Словообразование рассматривается в связи с изучением частей речи. Кроме выше названных понятий в программу средней школы введены новые понятия по этому разделу: словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Методическая система изучения данного раздела:
Цели изучения морфемики и словообразования.
а) дать представление
о морфеме, как об основной единице раздела, о словообразовательной системе русского языка (составе слова, словообразовательных моделях, способах словообразования)
основные словообразовательные
понятия
, умение выделять морфем в слове, умение определять их значение, умение различать основу и окончание, умение пользоваться словообразовательными и этимологически словарям.
в) выработать навык
: использовать знания о составе слова и его словообразования в речевой практике, расширять индивидуальный словарь морфем.
основа и окончание;
корень, суффикс, приставка;
различать назначения основы слова, не путая ее с отдельными морфемами;
различать значения суффиксов в именах существительных (увеличительное, пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное);
различать значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное, неполноты качества (красноватый));
различать значение приставок в глаголах
способы образования новых слов (приставочный, суф-фиксальный, безаффиксный, приставочно-суффиксаль-ный, сложение основ)
определять от какой основы и с по-мощью чего образованы данные слова;
употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые особенности
формообразующие пристав-ки и суффиксы;
неморфологические спосо-бы образования новых слов.
определять, от какой основы и с помощью каких формообразующих аффиксов образуются данные части речи.
употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые и стилистические особенности
а) Структурно-семантический
принцип
– диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования.
способ связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели;
в) деятельностный принцип
– проявляется в осуществлении на уроке активности самостоятельности учащихся при разборе слов с точки зрения морфемного и словообразовательного подходов.
г) коммуникативный принцип
– указывает на то, что на уроках следует использовать диалоговые формы организации урока.
Примечание. Не следует путать морфемный и словообразовательный анализы слов с этимологическим. В некоторых случаях на уроках прибегают к историческим комментариям (этимологии), если в этом есть необходимость для объяснения правописания, например, словарных слов. В этом проявляется исторический принцип изучения словообразования.
Методы и приемы работы:
а) Наблюдение над фактами языка:
определение значений каждой морфемы в однокоренных словах для уточнения их значения.
определение значения каждой морфемы в слове для уточнения значения конкретной лексемы (слова).
определения значения каждой морфемы для понимания роли аффикса в однотипных словообразовательных моделях.
б) для понимания роли аффиксов в однокоренных словах. Например, паронимы болотистый, болотный.
сравнение слов и наблюдение над многозначностью морфем. Например. Перелеты (пере – повторяемость), перелесок. (пере – пространство между чем-нибудь), передозировка. (пере – чрезмерность);
в) над омонимией морфем. Например: Пошире, погромче, почитать – значение смягчения меры признака. Побежать, полететь – начало действия;
г) над словообразовательной синонимией. Например: Вымазать, обмазать, измазать, перемазать;
д) словообразовательно антонимией.
распределение слов: по словообразовательным гнездам; по словообразовательным моделям;
сопоставление лексем одной словообразовательной модели. Например: Елка-подснежница в доме растаяла, плечи расправила, ветки расставила.
Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, лишь при соблюдении ряда психолого-педагогических условий, важнейшими из которых являются: формирование положительных мотивов учения, формирования системы знания на основе самоуправления процессом учения, включение каждого школьника в процесс активного учения.
§1. Морфема
Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
Морфемика как раздел языкознания
Раздел языкознания морфемика — это и совокупность, система морфем, и наука о них. Наиболее тесно она связана со словообразованием, т.к. именно по наличию тех или иных морфем становится понятным способ, при помощи которого было образовано слово. К тому же, с учётом некоторых факторов, морфема помогает определить словообразовательное значение слова и, как следствие — словообразовательные типы слов.
Если принимать термин морфема как родовой, то есть и видовые термины, или виды морфем (префикс, суффикс, корень и т.д.).
Специалисты по морфемике занимаются:
Морфемы могут быть корневыми и служебными. К служебным относятся все аффиксы, кроме окончаний.
Корень слова, его разновидности
Корневая морфема или корень слова — это основная его стержневая часть. Именно здесь содержится главная содержательная сторона слова. К примеру: корень слова «жёлтый» — жёлт, обозначает цвет. Поэтому в словах «желток, желтеть» человеком сразу прослеживается семантика цвета.
В русском языке нет слов без корня. К примеру, в слове «обуть» корень состоит всего из одной буквы: у.
При помощи корня образуется словообразовательное гнездо: во всех родственных словах корень повторяется. В слове его место не закреплено, он может быть в абсолютном начале или в середине, морфемика уделяет пристальное внимание этим частям слова.
Такие морфемы подразделяются на:
Аффиксы: определение, их типы. Флексии
Аффиксы выделяются на основе признаков по положению в слове. Учёными аффикс определяется как факультативная морфема, которая включается в себя:
Положение префикса в слове строго закреплено: он всегда предшествует корню, приставка присоединяется к целому слову. Следует отметить, что в слове может быть две-три приставки (приналечь, понавыкапывать).
Это вид морфем выполняет следующие функции:
В строгом смысле, флексия или окончание не относятся к служебным аффиксам, а как бы противопоставлено им. Они располагаются в конце или конечной части слова.
Важно отметить, что у несклоняемых слов и их форм (наречий, например) нет флексий. Окончания вводятся с целью выражения грамматического значения слов и свойств синтаксического порядка. Помимо прочего, с помощью флексий выражается отношение грамматического изменения слова к другим словам в предложении, другим языком — они помогают словам согласовываться, образуя смысловое единство.
Основа слова
Помимо морфемы в качестве отдельного элемента строения слова выделяются основа. Например, в слове стена основой является стен-, кино — кино, около — около.
Основа выражает главное значение слова и является его семантическим ядром. Она не изменяется и морфологически не оформлена. С точки зрения звукового состава основа может видоизменяться, как и другие значимые части слова. Иногда основы могут усекаться и наращиваться.
По количеству входящих в них элементов основы бывают одноморфемные (корневые), их называют непроизводными; а также многоморфемные основы (производные), иначе именуемые членимыми. Членимые основы содержат распространённый корень.
Интерфиксы, их трактование и роль в структуре слова
Соединительная гласная или интерфикс — такая морфема, которая не имеет самостоятельного значения и выполняет соединительную функцию. Располагается между основой и суффиксом. Неслучайно «интер» переводится как «между». Чаще всего интерфиксы употребляются в составе суффиксов производных слов: существительных и прилагательных. Реже в других частях речи, у глаголов, например, однако такое встречается нечасто.
Также интерфиксом называют соединительные гласные. Выделяются они только в составе сложных слов:
В слове может быть несколько соединительных гласных. Как, например, в слове вод-о-свет-о-лечение; гряз-е-вод-о-свет-о-лечение.
Некоторые учёные к списку соединительных гласных относят ещё и У в словах пол-у-тьма, пол-у-мгла; Я в слове сем-я-почка, сорок-а-летний. Однако такой подход не является официальным и не находит подтверждения в основных научных трудах и грамматиках.
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении. Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении. Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Обсуждаем проблему толкования.
Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.