Для чего нужны нам уши
Часть I ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ УШИ
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ УШИ
— Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
— Это чтоб лучше тебя слышать, дитя мое!
Шарль Перро «Красная шапочка»
Каждому с детства знаком этот диалог из старой сказки. А зачем сказки? А зачем же все-таки нам уши? Точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе любопытная Красная шапочка.
В чем-то Волк был близок к истине, ответив, «чтоб лучше тебя слышать!» Действительно, благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Старые люди с пониженным слухом, прислушиваясь к чему-либо, приставляют сложенную рупором ладонь к уху, как бы увеличивая его.
Но это далеко не единственная функция ушных раковин.
Посмотрите на рыб, амфибий, рептилий — где же у них ушные раковины. Их нет. Звуковые колебания передаются непосредственно на систему внутреннего уха.
В ходе филогенетического развития все более и более высокоорганизованный звуковоспринимающий аппарат прячется в толщу височной кости, удлиняется слуховой проход и как буфер от непредвиденных повреждений появляется ушная раковина. Итак, ушная раковина обладает защитной функцией.
Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика. Вспомним великолепные серьги и подвески из скифских курганов. А разноцветные клипсы, за которыми охотятся современные модницы. У некоторых африканских племен распространено странное для нас понятие о красоте — они оттягивают мочки ушей до невероятных размеров. Но это тоже своеобразная дань моде. Когда мы посмотрим, что вытворяют со своими ушными раковинами небезызвестные панки, то может быть и загадочные обычаи далеких африканских племен станут нам ближе.
В восточных деспотиях древности существовал обычай отрезать уши государственным преступникам. Действительно, человек, лишенный ушных раковин, приобретает уродливый облик. Об этом прекрасно знали и бухарский эмир, и кокандский хан, и иранский шах, и турецкий султан.
В некоторых документах есть графа «Особые приметы», где следует указать цвет волос и глаз, отметить физические недостатки. В далеком прошлом, когда никаких документов не существовало, средоточием таких особых примет, выделяющих человека из общей массы, были индивидуальные прозвища, которые в дальнейшем стали основой фамилии.
Наши предки, если судить по дошедшим до нас фамилиям, среди прочих отличительных черт, очень много внимания уделяли ушам. Отсутствие таковых зафиксировалось в довольно распространенной фамилии Безухов. Во многих фамилиях отмечается цвет ушей — Красноухов, Желтоухов, Сероухов и даже Кариухин и Кариушкин, хотя достаточно трудно представить себе карие уши. Фамилии Ухов, Ушков, Ушинский, Ушкин, Ухатый говорят о том, что именно уши являлись основной отличительной чертой родоначальников этих фамилий. И причем, какие уши, если судить по таким фамилиям как Вислоухов, Голоухов, Малоушкин, Остроушко, Толстоухов, Косоухов, Корноухов (с очень маленькими или обрубленными ушами)!
Да, прав был Н. В. Гоголь, писавший: «А уж куда бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где… живой и бойкий русский ум… влепливает сразу, как пашпорт, на вечную носку и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы: одной чертой обрисован ты с ног до головы».
В отличие от сказочного волка, дорогой читатель, я не могу ответить одной фразой на сакраментальный вопрос: «Для чего человеку уши?» Разговор предстоит долгий, и начнем мы его издалека, с рассказа о том, как слышат насекомые.
Читайте также
Глава I Зачем человеку уши?
От крыс к человеку
От крыс к человеку Самые ранние исследования, носившие преимущественно описательный характер, и сегодня сохраняют немалую ценность благодаря трепетному отношению ученых к фактическому материалу. Задолго до первых попыток найти этим фактам объяснение были отмечены и
Зачем человеку аппендикс?
Нужны ли человеку «тормоза»?
Нужны ли человеку «тормоза»? Высокая духовность, которую отличают любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость, — это, если хотите, та живая вода, в которой залечиваются душевные и физические раны, а жизнь вашего мудро устроенного тела
Раздел 2 Здоровые сосуды, или Зачем человеку мышцы?
Раздел 2 Здоровые сосуды, или Зачем человеку мышцы? Нам пишут[2]О системе Бубновского узнал давно. На настоящий момент по утрам приседаю, отжимаюсь, качаю пресс. Приседания – 80 раз, отжимания – 30 раз, пресс – 60 раз. «Незатейливая программа» стала давать результаты. Когда
Конспект занятия с презентацией «Наши чудо-уши»
Ольга Калинина
Конспект занятия с презентацией «Наши чудо-уши»
Конспект занятия
«Наши чудо уши»
Образовательные задачи: дать детям элементарные знания об органах слуха.
Развивающие задачи: развивать у детей слуховое восприятие через опытно-экспериментальную деятельность.
Воспитательные задачи: воспитывать желание соблюдать правила ухода за ушами, использовать самомассаж ушной раковины.
1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины
2. Рассматривание схемы-плаката «Строение уха»
3.Дидактические игры: «Что это за звук?», «Угадай музыкальный инструмент», «Испорченный телефон».
4. Составление схем парных органов.
Словарная работа: звук, слух, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, «глухие или слабослыщащие люди», голосовые связки,парный.
Педагог. (1Слайд) Ребята, к нам пришло письмо. (Читает) «Я спешу к вам в гости. (2Слайд) Угадайте, кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на самой макушке, не с кисточками»
(Показывает картинки: слон, медведь, Чебурашка, человек, белка, заяц)
(3 Слайд) А вот и наш гость. (Показывает Чебурашку)
Проходи, пожалуйста, Чебурашка. Какие у тебя красивые, мягкие, большие, ушки! Что ты ими делаешь?
Чебурашка. Я не знаю…
Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (Ответы)
Правильно, с помощью ушей мы с вами слышим. Что можно услышать? (Ответы)
Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими, а могут быть и тихими. Звук проходит через воздух и воду, через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.
(4 Слайд) Поиграем в игру “Закончи предложение”. Вам нужно одним словом “уши”
закончить предложения, но сказать в нужной форме. Кто правильно ответит, тот садится на своё место.
У человека есть (уши).
На морозе холодно (ушам).
Некоторые умеют шевелить (ушами).
Девочки носят серёжки (в ушах).
Хотите узнать, что такое звук? Давайте проведем опыт. Будьте внимательны! (Берет балалайку, оттягивает струну.) Видите, как дрожит струна? От того, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. (Дети выполняют.)
Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно)
Это звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Обхватите ладонями горло и произнесите свои имя. Что вы чувствуете? (Внутри горла что-то дрожит)
Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как по-разному может звучать наш голос.
(5 Слайд) В сказке «Три медведя» все герои разговаривают по-разному. (Педагог показывает иллюстрации к сказке. Трое детей произносят фразу разными голосами, остальные отгадывают героев сказки.)
С этим заданием вы справились легко. А сумеете ли вы отгадать музыкальный инструмент по его звучанию?
(6 Слайд) Игра «Угадай по звучанию» (Пианино, барабан, гитара)
Благодаря чему мы слышим эти прекрасные звуки? (Ответы)
(7 Слайд) Педагог (Выставляет схему плакат) Да, вы их услышали и узнали по звучанию. Сегодня мы поговорим с вами об одном нашем очень важном органе – ухе. Его еще называют «орган слуха», догадываетесь, почему? Сколько у вас ушей? Как по-другому можно назвать «два»? (пара). Поэтому ухо еще называют парным органом. А на самом деле не два, а шесть. Только два – видимые, а четыре невидимые, спрятанные внутри.
Рассмотрите ухо своего соседа. Что вы можете о нем сказать? На что ухо похоже? (предположения детей). Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина». Но раковина – только то, что нам видно. Ухо – очень сложный орган. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход (показ на иллюстрации из пособия «Человек»). Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Там дальше прячется среднее ухо, а за ним и внутреннее. В конце слухового прохода, есть тоненькая-тоненькая пленочка, она называется барабанная перепонка (повторить название с детьми). Если ее повредить – человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него бусинки, пуговки. … Возьмите трубочку, представьте, что это слуховой проход. Положите в него горошину. А теперь попробуйте её достать, не переворачивая трубочки. Что произошло? Можно так делать? Почему? (Ответы детей.) – Застрянет в ухе, можно оглохнуть.
(8 Слайд) К тому же ухо – очень нежный орган, он не любит, когда в него попадает вода, или когда прямо в ухо дует холодный ветер.За ушами надо следить: беречь их от ветра, от попадания посторонних предметов и от воды. А еще уши нужно содержать в чистоте – чистить их, но только с помощью взрослых! И, конечно, нужно обращаться к доктору, если ухо вдруг заболит! Доктор этот называется «Ухо-горло-нос», значит, кроме ушей он еще лечит и другие органы – какие?
Чебурашка. Чтобы ваш слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей. (Выполняют самомассаж ушей). Потрите ладошки, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ухо, левую на левое. Тепло? Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмемся за мочки уха и аккуратно потянем их вниз три раза. Раз, два, три. Теперь возьмемся за серединку ушной раковины и потянем ушки в стороны три раза, потом за верхний край – потянем вверх три раза, пощиплем их снизу и сверху. Молодцы!
Опыт «Как шум уху мешает».
Ребята, вы уже поняли, от чего уху может стать плохо. Но у уха есть еще враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Поиграем в необычную игру. Как только я взмахну зеленым флажком, вы начинайте кричать, стучать, топать, визжать – в общем, шалить! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, во время игры я буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить. Игра останавливается, как только я взмахну красным флажком. Готовы шалить? Начали! (взмах зеленым флажком). Пока дети шумят, воспитатель обычным спокойным голосом проговаривает слова «уши», «любят», «тишину». По сигналу красного флажка игра прекращается.
Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину»! Какой вывод вы можете сделать?И заметьте: вы все не услышали! Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал. … Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг. Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим? (крики, громкая музыка, звук дрели). Эти звуки не просто неприятны, от них может заболеть голова. И если уж совсем некуда от таких звуков спрятаться, на помощь могут прийти специальные наушники.
Педагог. Ребята, давайте с вами составим схему «Наше ухо» и подарим ее Чебурашке. (Выполняют задание)
Дети самостоятельно подбирают подходящие для схемы картинки, объясняют свой выбор.
• Барабан, балалайка, телефон – уши слышат разные звуки;
• Труба – уши не любят очень громких звуков;
• Шапка, ветер – ветер опасен для ушей, а шапка их прикрывает от ветра;
• Красный крест – если ухо болит, нужно обратиться к врачу;
• Улитка – внутри уха есть «улитка»;
• Пуговицы, ножницы, иголки – опасные для уха предметы.
Чебурашка. Спасибо, ребята, теперь я все знаю про ушки! А вам от меня в подарок песенка.
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности План профессионального самообразования воспитателя средней группы Силаевой О. В. Тема: «Ознакомление детей среднего возраста с окружающим.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Уши разные нужны, уши разные важны»
Таня Сосонная
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Уши разные нужны, уши разные важны»
Цель: Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных. Закрепить знания о том, что нельзя брать и толкать мелкие предметы в разные части голов; значение органов слуха. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес и осторожность.
Материал:картинки: уши человека, морская раковина, уши зайца, ушастая лисица, ушастый еж, ночные бабочки и кузнечики, рыбы, игра «Чьи уши?», летучие мыши
Многие насекомые вообще ничего не слышат им кажется, что все молчат. Но ночные бабочки, кузнечики все-таки кое-что слышат. Уши у них не на голове, а на лапках и на брюшке. Органы слуха не такие, как у человека. Когда кузнечики прислушиваются, они двигают передними лапками в разные стороны. Ночные бабочки тоже слышат. У рыб органы слуха на боках. Так, что не у всех животных уши располагаются на голове, как у человека.
Игра «Чьи уши?» (детям предлагается по картинкам определить чьи уши и правильно назвать).
А что такое эхо? Где встречается эхо? Что происходит с мячом, когда мы ударяем?Точно так же ведут себя и звуки: мы кричим, звук убегает от нас. Если на его пути появляется препятствие дом, гора, деревья, то он как мячик отскакивает от него и возвращается обратно. Вот есть такие летучие мыши. Они не кричат как мы, а то бы они испугали свою добычу. Они издают звуки, которые мы не слышим. Они убегают звуки, ударяются о разные предметы и возвращаются как эхо к летучей мыши. Если ей завязать глаза, она все равно будет хорошо летать, а если закрыть ей уши, она не сможет летать и не найдет добычу. Давайте поиграем в игру «Эхо».
Таким образом, у человека и многих животных есть органы слуха. У разных животных они разные. Наши уши помогают нам узнать, что есть в окружающем нас мире. Поскольку уши нам очень нужны, нужно бережно к ним относиться.
«Мамы всякие нужны, мамы разные важны!» Фотоотчёт о совместном творчестве родителей и детей День Матери – это особенный день, главный праздник в честь всех матерей! Этот праздник никого не может оставить равнодушным, потому что.
Фотоотчёт «Книги разные нужны, книги разные важны» для детей младшего дошкольного возраста Доброе время суток, уважаемые коллеги! 14 февраля на МААМ был Международным днём дарения книг. Меня заинтересовала история этого праздника.
Фотоотчет «Игры разные нужны, игры разные важны» Игра – уникальное явление в жизни человека. В процессе игры можно получить много удовольствия, но при этом получить и массу полезного.
Конспект НОД «Мамы разные нужны, мамы разные важны» (старшая разновозрастная группа) Цель: воспитывать любовь и уважение к маме, к ее труду. Задачи: • Расширять знания детей о празднике «День Матери»; • Расширять знания детей.
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с ПДД «Знаки разные нужны, знаки разные важны!» Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с ПДД в подготовительной к школе группе «Знаки разные нужны, знаки разные важны!» Цель: Уточнить.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: расширять представления детей о труде людей разных профессий. Задачи: 1. Развивать внимание, память, мышление, интерес к выбору.
Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: Развивать внимание,.
Исследовательская работа «Зачем человеку два уха?»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Д/С №107
Тема исследования:
«Зачем человеку два уха, разве нельзя слышать одним?»
Естествознание (Живая природа)
Участник работы: Горобий Светлана
Глава 1. Теоретическая часть…5
1.1- Строение уха …. 5
1.2- Как работает ухо человека…. 5
Глава 2. Практическая часть…. 7
2.1- Как работает барабанная перепонка…. 7
2.2- Зачем человеку два уха…8
IV.Список использованных источников….10
Актуальность исследования
Мне мама часто говорит, что мне в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Мне стало интересно, правда ли звук попадая в одно ухо, может вылететь через другое? И вообще, зачем человеку два уха?
Во время исследованияя поставила перед собой следующие задачи:
— Изучить литературные источники, интернет-сайты по теме исследования;
-Узнать строение и гигиену уха;
-Узнать его значение;
-Выяснить, как звук попадает в человеческое ухо;
В работе над моим исследованиемя использовала следующие методы:
— Изучение литературных источников;
— интернет-сайты по вопросу;
Практическая значимость моего исследования состоит в том, что материалы исследования можно применять на занятиях в детском саду, и я смогу рассказать своим родным и знакомым.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Строение уха человека
Наблюдая за ушами человека, я заметила, что они похожи на улитку. Форма у ушей действительно странная, но именно такая форма помогает им лучше улавливать звуки из воздуха. Сквозь ушную раковину и слуховой проход звук проникает в среднее ухо, которое скрыто внутри.
Чтобы я что-то услышала, звук должен проделать сложный путь внутри моих ушек. Они состоят из трёх отсеков: наружное ухо, среднее и внутреннее.
Любой звук, какой я слышу, образует в воздухе звуковые волны, которые быстро распространяются по воздуху. Когда звук через отверстие попадает в наружное ухо, он ударяется о барабанную перепонку – тонкую, плотно натянутую кожицу, которая начинает вибрировать, когда в нее ударяет звуковая волна.
Барабанная перепонка начинает дрожать, а вслед за ней, в среднем ухе, двигаются слуховые косточки, которые называются «молоточек», «наковальня» и «стремечко» (это самая мелкая косточка у человека, ее длина всего 2 миллиметра). Они по очереди усиливают и передают колебания во внутреннее ухо.
1.2. Как работает ухо человека
Внутреннее ухо располагается глубоко внутри головы. Оно напоминает маленькую улитку. Внутри этой улики – жидкость, которая тоже начинает дрожать от звука. Крошечные клетки воспринимают эти колебания специальными нервами, и передают полученный сигнал в мозг. Там он обрабатывается, и только после этого мы «слышим». Мозг за долю секунды переводит полученный звуковой сигнал,и вы говорите себе: «Это смеются дети», «Это едет машина».
В слуховом проходе постоянно образуется небольшое количество ушной серы. Она защищает барабанную перепонку от повреждения, не давая грязи, бактериям и мелким насекомым проникнуть внутрь.
Обычно сера накапливается, затем незаметно высыхает и незаметно выпадает из уха. Но иногда ушная сера собирается быстрее, чем выпадает, и тогда она накапливается.
Зачем мыть уши? Согласись, не очень приятно замечать у своей подруги или друга желтовато-коричневую «грязь» в ушах. Сразу хочется посоветовать сходить помыть уши. Как правильно чистить уши? Когда умываешься, просто протри свои ушки мокрыми пальцами и вытри их полотенцем. Этого будет вполне достаточно. Врачи не советуют использовать для очистки ушей специальные ватные палочки. Почему? Оказывается, палочка не достает серу из уха, а наоборот, заталкивает ее глубже в ушную раковину.
II. Практическая часть
2.1. Как работает барабанная перепонка
Но каким образом мы слышим? И как работает эта «барабанная перепонка»?
Чтобы это узнать я провела следующий эксперимент.
Для изготовления барабанной перепонки мне понадобились:
Для изготовления мембраны барабана: пищевая пленка;
На пластиковое ведерко я натянула пищевую пленку, получился барабан, который схож с барабанной перепонкой. Далее я стала по нему стучать и пищевая пленка начала дрожать (колебаться). И я услышала звук, таким образом, я поняла, как работает барабанная перепонка. Далее я проткнула пищевую пленку и попробовала постучать по ней, но колебаний стало почти не видно и звук стал очень глухим и тихим. Также происходит и с нашим ухом, когда лопает барабанная перепонка.
2.2. Зачем человеку нужно два уха, а не одно?
Проведем следующий эксперимент со звуком и найдем ответ на этот вопрос.Этот забавный эксперимент позволит вам ответить на этот вопрос: за счет изменения восприятия звуков правым и левым ухом.
Сначала я сделала устройство по обману ушей.
— Две пластиковые трубочки длиной около 50 сантиметров;
Далее я соединила воронки с пластиковыми трубочками. Скрепила две трубочки скотчем и прикрепила их к ободку для волос. Надела наушники на голову и приложила концы трубочек к ушам. Закрыла глаза. Попросила маму пошуметь в разных местах различными предметами. Таким образом, я смогла с точностью определить, откуда исходит каждый звук. Затем я убирала по одной трубочке и закрывала по очереди то правое, то левое ухо и не смогла точно определить, откуда доносится звук и было слышно намного тише. Значит два уха нам нужны для того чтобы знать с какой стороны идет звук и лучше слышать.
Наши уши постоянно воспринимают окружающие звуки, даже уши спящего человекаразличают достаточно тихие звуки: шаги, шепот.
Исследуя тему, как мы слышим,я пришла к таким выводам:
— Если повредить барабанную перепонку, то слух теряется;
— Два уха нужны человеку затем, чтобы точнее и быстрее слышать окружающие его звуки и определить с какой стороны они доносятся;
— Ушная раковина – это наша «антенна», с помощью которой звук проникает внутрь уха;
— Ушная сера нужна для защиты уха;
— Нужно правильно ухаживать за ушами;
В своем исследовании я не подтвердила гипотезу о том, что человек может слышать одним ухом так же хорошо, как и двумя, так как одним ухом очень сложно понять, откуда исходит звук, а также два уха нужны человеку затем, чтобы точнее и быстрее слышать окружающие его звуки.
Это для него жизненно необходимо.
Список использованных источников:
1. Книга ответов для почемучки Джуди Галенс, Нэнси Пир Книжный клуб Харьков, 2007 г. ;
2. «Про тебя самого», Сыктывкар Коми книжное издательство, 1990 год;
3. Новая детская энциклопедия, Москва РОСМЭН 2013год;