Для чего нужны наставники

Зачем нужен наставник?

И во многом, это здорово. Мне кажется, что нынешнее поколение – самое предприимчивое в истории. Ну, или одно из самых.

Но, каким бы крутым ни казался нам этот «поиск свого пути», мне кажется, что многие из «ищущих свой путь» забыли сделать очень важную вещь – перенять опыт тех, кто уже прошел схожей дорогой.

Много лет назад, перед тем, как я запустил свой «Проект: Наставник», мой тесть дал мне очень ценный совет. Полезно его было бы услышать и остальным:

Обязательно «прилепись» к хорошему наставнику.

Миллионы молодых людей уверены в себе, обладают незаурядным умом и талантом. Многие из них стараются добиться своего места в жизни в одиночку. Они тратят годы на совершенствование в своей профессии, выходя на «максимальную» мощность в 30-40 лет. Но вот, в чем штука: если прилепиться к «знатоку этой отрасли», процесс можно значительно ускорить, сэкономив себе целое десятилетие.

Когда мне было 20 лет, я стал искать себе наставников. Процесс выбора очень важен. Масааки Хатсуми, известный мастер боевых искусств, однажды сказал: «Студенты достойны своих учителей». Выбирайте с умом. Но выбирать придется. Ищите тех, кто достиг совершенства в интересующей вас сфере. Ищите визионеров, писателей и коммуникаторов.

Ищи наставников, которые верят в тебя и готовы к тебе прислушиваться.

Люди, которых вы выбираете в качестве наставников, чтобы влиять на вашу жизнь и говорить вам слова правды – это исключительно ваш выбор. Много молодых лидеров, испортило себя подчинением людям, чей характер оказался чуть сильнее. Сильные личности привлекают своей уверенностью и способностями, но зачастую им не интересен никто, кроме них самих. Более того, они могут просто использовать вас для достижения собственных целей.

Как хороший наставник дарит мудрость, укрепляет характер и обогащает талант, так плохой наставник насаждает свои привычки, реакции и мировоззрение. Плохой наставник – он как плохой остеопат: от него уходишь в еще худшем состоянии, чем пришел.

Если наставник верит в вас, у вас не будет ощущения, что вами обладают и контролируют. Такой наставник не будет настаивать на своем. Он больше похож на терпеливого, готового выслушать друга. Такие наставники очень часто и становятся вашими лучшими друзьями. Они не автоматы по выдаче советов, они люди, которым вы по-настоящему интересны.

Найди наставника, который поможет тебе «найти свой собственный голос».

Многие молодые голоса – всего лишь эхо, пытающееся звучать «как другие». С эхом, правда, есть одна загвоздка – с каждым повторением оно все тише и тише.

Нашедший свой собственный голос – нашел что-то оригинальное. И у такого голоса есть сила: он знает свое Богом данное предназначение и следует ему, не важно что думают об этом другие. Каждый человек – уникален. Других подобных нет.

Наставник, помогающий подопечному найти свой собственный голос – это редкий дар. Найти свое звучание невозможно, если не позволить другим говорить вам горькую правду и направлять ваши шаги.

Царь Соломон однажды сказал: «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов» (Притчи 17:10). Будьте открыты к критике, особенно от тех, кому вы доверяете. Тролли из твиттера и социальных сетей не так уж и важны. Они могут время от времени говорить что-нибудь полезное, но в большинстве случаев от них исходит лишь чушь, желание привлечь к себе внимание, ругань и «наезды». Критику же от людей, которых вы знаете и уважаете, следует слушать внимательно. Потому что эти люди желают вам добра. Об этом очень важно помнить, когда в вашу сторону звучат нелестные слова. Следует задать себе вопрос: «Этот человек любит вас? Он печется о ваших интересах? Или это просто чей-нибудь эгоизм, стремящийся пристыдить и контролировать вас?» Просто иногда встречаются люди, не способные сдерживать в себе злые слова, готовые всегда «благословить» вас ненужным критиканством.

Найдите людей, которые не будут бояться говорить вам «истину в любви». Особенно, когда ваше влияние вырастет.

Линия разделения между важным и второстепенным очень тонка. Несколько моих друзей сегодня весьма известны и окружены толпами друзей-фанатов. Друзья-фанаты – это те, кто всегда улыбается и говорит: «Ты классный. Ты крутой. Не важно, то ты делаешь, мы всегда с тобой!» Такие друзья подобны пиявкам, высасывающим ваш талант и славу для подпитки собственной значимости и признания. Им страшно сказать или сделать что-нибудь, что поставит под угрозу их нынешнюю позицию.

Не стоит давать критикам право управлять вашей жизнью, но крайне важно иметь друзей и наставников, которые честно скажут вам правду, если вы где-то пересекли запретную черту. Даже если у вас всего два таких человека в жизни – цените их, дорожите ими, слушайте их. Они не всегда будут правы в своих суждениях, но если вы выбросите таких людей из своей жизни, друзья-пиявки займут их место и деформируют ваш характер соответствующим образом.

Если в вашей жизни нет достойных наставников – не отчаивайтесь. Многие годы у меня было всего несколько человек, с которыми я виделся лишь пару раз в год. Но даже эти короткие беседы и маленькие «соприкосновения» очень сильно помогли мне.

Часть наставников (не больше, впрочем, трети) вполне могут жить в вашей голове. Ищите совета у писателей и лидеров, мыслителей и людей, повлиявших на ход истории, которые вам импонируют. Читайте книги. Читайте письма. Ищите ритмы и мелодии великих людей.

Оказалось, что в профессиональной деятельности современной молодежи отсутствует очень важное звено – наставник. Но это все еще можно поправить в вашей жизни.

Источник

Простыми словами о системе наставничества

1. Какие основные функции выполняет наставник и какими умениями он должен обладать?

Система наставничества — это то, что помогает компании создавать, во-первых, четкие правила и нормы связанные с процессами, во-вторых, передавать знания и опыт новым сотрудникам. Наставник — это тот человек, который:

а) обучает и погружает в профессию, в работу, в задачи;

б) тот человек, который знакомит с компанией.

Некий амбассадор компании, который не просто передает знания о чем-то, но еще и является проводником в коллектив и корпоративную культуру.

2. Отличие понятий «наставник» и «бадди».

3. Для каких сотрудников необходим наставник, зачем он им?

Система наставничества необходима всем новым приходящим сотрудникам. При этом люди приходят с разным уровнем опыта, и если новый сотрудник пришел на руководящую должность, наставничество потребуется в меньшей степени, если же у нового сотрудника опыта мало или он приходит на новую для себя позицию (допустим меняет сферу деятельности), система наставничества потребуется в большей степени.

4. Можно ли строить внутреннюю работу отдела без наставника?

5. Какими такими важными качествами должен обладать наставник, чтобы он сам был способен обходиться без вышестоящего лица?

Любая компания должна проводить ассессмент и выборку кандитов в наставники, которые в свою очередь пишут письма «почему они хотят стать наставниками». При назначении на данную роль кандидаты оцениваются профессионально (по компетенциям, результативности) и личностно (по коммуникативным навыкам и др). Ведь наставники это «преподы», и чтобы оплата за наставничество была не в пустую, человек должен убедить в том, что он достоин занимать позицию наставника, поэтому его проверяют. И по факту наставника уже успели выбрать и оценить, поэтому для наставничества ему не нужен руководитель.

6. С какого «возраста» сотруднику уже не нужен наставник?

Тут вопрос не про возраст, а скорее про опыт, про готовность сотрудника работать без наставника. Есть позиции, где наставничество требует одного месяца, а где-то наставничество может длиться полгода. Например, позиция начинающего ресепшиониста требует времени адаптации ровно месяц и меньше, а позиция инвест-аналитика требует тщательного обучения и наблюдения за его результатами в течение полугода. В своем роде наставничество это как испытательный срок, он законодательно устанавливается на 3 месяца, а на практике уже за месяц понятно, что ожидать от человека.

7. Как построить систему поддержки наставников?

В первую очередь руководителям нужно ответить на вопрос, зачем компании нужна эта система наставничества. Почему вдруг понадобились наставники. Как показывает практика, когда компания растет у них возникает потребность в передачи опыта и знаний новым сотрудникам. И не всегда нужны наставники, для начала могут понадобиться обычные тренеры/коучи, которые будут регулярно обучать ваших сотрудников. При этом внутренние наставники все-таки передают не только знания, они несут определенные задачи, цели, миссию компании, подходы (как общаться с клиентом, между собой, как принято писать письма).

Когда руководители компаний выстраивают дерево целей одной из задач может выступать выстраивание корпоративной культуры, вот тогда то и требуются система наставничества, для чего необходимо:

1) определить людей, которые могут стать наставниками

2) понимать, для кого эти люди будут работать (это все сотрудники или только новые)

3) определить и выстроить систему мотивации наставников.

Источник

Для чего нужен ментор: интервью с Антоном Сериковым, заместителем генерального директора АНО «Россия – страна возможностей»

Для чего нужны наставники. Смотреть фото Для чего нужны наставники. Смотреть картинку Для чего нужны наставники. Картинка про Для чего нужны наставники. Фото Для чего нужны наставники

Как наставник может помочь в профессиональном и личном развитии, почему интернет и социальные сети никогда не заменят ментора, зачем специалисты становятся наставниками — на эти и другие вопросы мы попросили ответить Антона Серикова, заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей», в рамках подкаста «Как это возможно?».

Сейчас любую информацию можно найти в интернете за пару кликов. Зачем нужен наставник?

Наставник дает то, что никогда не даст ни YouTube, ни интернет, — эмоциональную историю и общение. Эмоциональная составляющая, когда вы общаетесь с наставником и он втягивается в вашу жизнь, реагирует на события, которые в ней происходят, — это главное. Любой контакт, любая наша активность складывается в большой социальный капитал, который рано или поздно будет полезен. Вы можете прочитать, как начать действовать, но никакая поисковая система не сможет реагировать в процессе дальнейших ваших изменений, а ментор как раз помогает в каждый период жизни и наблюдает за тем, как вы меняетесь.

Расскажите подробнее о своем опыте работы с наставником. Чем он вам помог?

Я прошел конкурс «Лидеры России» и получил наставника Ярослава Ивановича Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Очень интересный человек с большими знаниями инфраструктуры государственного управления и других предметных областей. Для меня это было очень ценно. Помню, как я с ним познакомился на финале конкурса «Лидеры России». Тогда он мне сказал: «Ты мне понравился, я готов быть твоим наставником». Я ответил: «Но для этого мне нужно победить в конкурсе, и только тогда по правилам можно это сделать». А он сказал: «Если ты меня заинтересовал, то никто не помешает нам общаться, это не зависит от того, победишь ли ты в конкурсе или нет. Знай, что ты приедешь в Москву и у тебя есть наставник». Так и получилось, мы с ним долгое время общались, последняя наша встреча была на Питерском международном экономическом форуме несколько месяцев назад.

Связь ментора и подопечного не утрачивается. Понятно, что топовые наставники высокого уровня очень заняты, им тяжело найти время в своем графике для общения, но эмоциональная составляющая остается. Наставники, как учителя, с радостью встречают своих учеников на улице, потому что они им передают знания и эмоционально привязываются к ним.

Какой совет от вашего наставника был определяющим?

Советов было много, они были связаны с профессиональной деятельностью. В тот момент я выходил на государственную службу в администрацию президента после длительной работы в Южном федеральном университете. Тогда наставник мне дал хороший совет. Он сказал, что очень важно сохранить свою экспертность, чтобы ты не просто был чиновником, специалистом, который организует мероприятия или контролирует процессы, а экспертом в определенной области, к которому можно обратиться за рекомендациями.

Зачем наставнику тратить свое время, чтобы кому-то что-то объяснять?

Я знаю несколько причин, почему люди хотят стать наставниками. Одна из них — мотив признания, когда вы понимаете, что уже становитесь экспертом: вас слышат, с вами интересно общаться, ваши рекомендации помогают. Также в современной экономике и на уровне государственной власти очень важны общение и обратная связь. Может показаться, что наставничество – это односторонняя история: вы даете советы, но ничего не получаете взамен. Однако вы можете запросить обратную связь по проектам у наставляемого, посмотреть на свои идеи под другим углом. Кроме того, лично я много получил, когда был наставником у молодых коллег. Часто ты, занимаясь своей ежедневной работой, смотришь на мир под одним углом, поэтому важно, чтобы кто-то помог увидеть окружающую действительность глазами студента, молодого специалиста или жителя совершенно другого региона нашей страны.

Если интервью вам было полезно и вы хотите послушать полную версию подкаста, то выбирайте любую удобную платформу и переходите по ссылке: Podcasts Google, Яндекс Музыка, Apple Podcasts, SoundCloud, Castbox.

Источник

Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать

Для чего нужны наставники. Смотреть фото Для чего нужны наставники. Смотреть картинку Для чего нужны наставники. Картинка про Для чего нужны наставники. Фото Для чего нужны наставники

Кто такой ментор и зачем он нужен

Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).

Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.

По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.

Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.

Кто и зачем становится ментором, сколько они получают

Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.

Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель

Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.

Для чего нужны наставники. Смотреть фото Для чего нужны наставники. Смотреть картинку Для чего нужны наставники. Картинка про Для чего нужны наставники. Фото Для чего нужны наставники

Обязанности ментора и менти

Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.

Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.

Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:

Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.

Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.

Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:

«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».

Как работает менторинг — четыре фазы наставничества

Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.

Для чего нужны наставники. Смотреть фото Для чего нужны наставники. Смотреть картинку Для чего нужны наставники. Картинка про Для чего нужны наставники. Фото Для чего нужны наставники

Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.

1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.

Для чего нужны наставники. Смотреть фото Для чего нужны наставники. Смотреть картинку Для чего нужны наставники. Картинка про Для чего нужны наставники. Фото Для чего нужны наставники

На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.

2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.

3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»

Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»

На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.

4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».

Как стать ментором: необходимые навыки

Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.

Для чего нужны наставники. Смотреть фото Для чего нужны наставники. Смотреть картинку Для чего нужны наставники. Картинка про Для чего нужны наставники. Фото Для чего нужны наставники

Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.

1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.

Чтобы научиться активно слушать:

Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.

2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.

Чтобы стать надежным:

3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.

Чтобы научиться поощрению:

Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.

Для чего нужны наставники. Смотреть фото Для чего нужны наставники. Смотреть картинку Для чего нужны наставники. Картинка про Для чего нужны наставники. Фото Для чего нужны наставники

4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.

Для чего нужны наставники. Смотреть фото Для чего нужны наставники. Смотреть картинку Для чего нужны наставники. Картинка про Для чего нужны наставники. Фото Для чего нужны наставники

Чтобы использовать этот навык:

Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».

Как найти ментора

Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.

Для чего нужны наставники. Смотреть фото Для чего нужны наставники. Смотреть картинку Для чего нужны наставники. Картинка про Для чего нужны наставники. Фото Для чего нужны наставники

Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.

Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.

Чтобы менторинг прошел успешно

Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *