Для чего нужны оффшоры
Что такое офшор. Объясняем простыми словами
Офшор — территория, предоставляющая бизнесу особые налоговые условия и возможность скрыть реального владельца компании.
Основной смысл работы на офшорных территориях — сократить выплаты налогов. Но это не единственная причина. Например, если вести бизнес на родине опасно, то можно перевести средства и юрлицо на офшор — это может помочь защитить компанию.
Офшоры могут использоваться для реализации незаконных схем по выводу и отмыванию денег.
Почему это выгодно для офшорных территорий? Зачастую из-за законодательных требований иностранная компания не может зарегистрироваться на офшорах — это делается через местные юридические компании, которые уже, в свою очередь, платят налоги государству. Таким образом, платежи юридических фирм составляют значительную часть бюджета офшорных регионов.
Пример употребления на «Секрете»
«Есть офшоры, которые не раскрывают бенефициаров, например Белиз, Каймановы острова и банановые республики. Но Британские Виргинские острова и Кипр раскрывают всю информацию по запросу государства или в ходе расследования. И в таких странах учредители офшоров — подставные лица».
(Управляющий партнёр адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров — о том, как выбирают подставных лиц для офшоров.)
Нюансы
Первые офшорные зоны появились в 1960-х годах. Их количество постоянно расширяется. По состоянию на 2021 год в мире насчитывается около 40 офшоров (по данным ФНС).
Основными регионами офшоров считаются Карибский бассейн (Виргинские острова, Панама, Багамские острова, Каймановы острова, Белиз, Барбадос, Антигуа, Бермуды) и Западная Европа (Кипр, Люксембург, Мальта, Ирландия, Гибралтар, острова Джерси и Гернси в составе Нормандских островов).
«Офшорность» страны зависит от ряда факторов, например уровня восприятия юрисдикции на международной арене, налоговых условия и прочих. Классические офшоры — это Бермуды, Маршалловы острова, Виргинские острова. На этих территориях очень простая регистрация и нулевые корпоративные налоги.
«Мидшоры» — Гонконг и Сингапур, крупные финансовые центры Азии. Здесь фискальная нагрузка хоть и облегчена, но не исключена. Однако выгодные налоговые режимы и открытый доступ к международной финансовой системе нивелируют недостатки.
«Оншоры» — государства с развитой экономикой, где нет льготных условий налогообложения, но сделаны исключения для определённых форм бизнеса. К ним можно отнести, например, Нидерланды, США, Латвию.
В мире происходили несколько громких скандалов из-за утечки документов из офшоров в Сеть. Например, в 2016 году произошёл «Панамагейт». Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал 11,5 млн документов о деятельности панамской компании Mossack Fonseca, которая занималась созданием подставных фирм и структур в офшорах. В расследовании, основанном на утечке, фигурируют политики, бизнесмены и знаменитости, в том числе российские.
Офшорные зоны используются многими коммерческими предприятиями РФ в качестве альтернативных налоговых юрисдикций. Как на это реагирует российский законодатель, расскажем ниже.
Что представляет собой офшорная зона?
Определение офшорной зоны в правовой системе РФ дано в приказе Минфина РФ «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения…» от 13.11.2007 № 108н. Фактически оно содержится в наименовании данного НПА: Минфин под офшорной зоной понимает государство или территорию, которые предоставляют льготы по налогам, а также позволяют хозяйствующим субъектам не раскрывать информацию о финансовых сделках.
Таким образом, предприятие, зарегистрированное в соответствующем государстве или на территории, вправе рассчитывать на:
Как правило, регистрация предприятия в офшорной зоне характеризуется минимальными барьерами с точки зрения бюрократических процедур и требований к капиталу хозяйствующего субъекта. Во многих случаях государства, на территории которых учреждаются офшорные зоны, значительно облегчают визовый режим для граждан стран, которые могут зарегистрировать свой бизнес в соответствующей юрисдикции.
Отметим, что для пользования офшорной юрисдикцией зарубежному предприятию, как правило, нужно уплачивать в казну государства, в котором открывается представительство, ежегодный взнос.
Для чего создаются офшорные зоны и кем они востребованы?
Есть несколько мнений относительно целесообразности учреждения различными государствами мира офшорных зон. Так, распространена точка зрения, по которой учреждение офшорной зоны — эффективный способ привлечения иностранного капитала в экономику государства.
Действительно, в офшорах на счетах иностранных хозяйствующих субъектов размещаются колоссальные денежные средства, часто сопоставимые с ВВП офшорной зоны, а то и в разы превосходящие соответствующий макроэкономический показатель. За счет комиссий, сервисных сборов, предоставления различных услуг офшорные банки могут весьма прилично зарабатывать для экономики своего государства.
Востребованность офшоров чаще всего связана с желанием хозяйствующего субъекта:
Интерес «офшорных» государств в привлечении зарубежного капитала может заключаться также в перспективах трудоустройства граждан: в некоторых странах приняты нормы закона, обязывающие иностранцев, открывающих представительства в офшорных зонах, нанимать на работу местных жителей. Например, такие нормы действуют в Катаре.
Российские бизнесы в офшорах: ужесточение налогового контроля
Активность российских властей в части мониторинга деятельности налоговых резидентов РФ, имеющих офшорные активы, в последнее время заметно усилилась.
Так, до 2015 года российские предприятия, владеющие офшорными активами, могли относительно свободно оформлять фиктивные займы — перечисляя выручку в офшорные зоны на счета контролируемых юрлиц и «возвращая» их себе в виде беспроцентных кредитов с последующим списанием долга. Это позволяло вывести значительную часть выручки из-под налога на прибыль.
В ранее действовавших положениях подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде активов, полученных российской фирмой безвозмездно от дочерней компании, не включались в базу для расчета налога на прибыль — вне зависимости от того факта, является ли дочерняя компания российской или иностранной.
С 2015 года положения подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ действуют в новой редакции. В соответствии с ними указанная выше норма актуальна только в отношении фирм, взявших беспроцентный заем от дочерней компании, расположенной вне территории государств, утвержденных вышеотмеченным приказом Минфина РФ № 108н, то есть вне офшорных зон.
Таким образом, одна из довольно популярных в РФ офшорных схем вывода выручки из-под налогов с недавних пор пресечена законодательно.
Примеры ужесточения регулирования деятельности бизнесов, связанных с офшорными зонами можно найти и в иных сферах правоотношений.
Так, в 2015 году вступили в силу положения ст. 309.1 НК РФ, введенной законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ. Данная статья регулирует налогообложение прибыли зарубежных фирм, контролируемых российскими налоговыми резидентами (к таковым относятся офшорные). В соответствии с ее положениями с учетом норм, установленных ст. 3 закона № 376-ФЗ, компании РФ, контролирующие офшорные юрлица, должны декларировать нераспределенную офшорную прибыль и уплачивать с нее налог, если размер соответствующей прибыли превышает:
В ст. 129.5 НК РФ, также введенной законом № 376-ФЗ, установлены меры ответственности для фирм, уклоняющихся от уплаты налогов с офшорной прибыли.
Эксперты по-разному оценивают отмеченные инициативы властей. Но для многих цель государства очевидна — увеличить собираемость налогов в сложный кризисный период.
Важнейшее законодательное новшество РФ, имеющее отношение к регулированию бизнесов в офшорных зонах — ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ). Теперь ФНС РФ может при необходимости получать от других государств Конвенции, среди которых — многие офшорные страны, информацию о сделках, структурах и банковских счетах российских фирм, имеющих представительства за рубежом.
Какие офшорные страны входят в черный список ФНС
В приказе Минфина от 13.11.2007 № 108н содержится перечень признаваемых российским законодателем офшорных зон. По состоянию на июнь 2018 года в нем 40 государств.
Помимо этого существует более обширный перечень государств и территорий, которые не обмениваются с РФ налоговой информацией. Этот, так называемый черный список, утвердила ФНС приказом от 01.09.2017 № ММВ-7-17/709@, начавшего действовать 1 января 2018 года. В него вошли 107 стран и 18 территорий.
Перечень составлен с простой целью: если российская компания ведет бизнес через государства или территории, не информирующие налоговиков РФ об операциях российских резидентов, то налог на прибыль ей придется платить по жестким правилам, использующимся для налогообложения контролируемых компаний.
Примечательно, что некоторые классические оффшоры избежали участи быть включенными в черный список (Кипр, Нидерланды, и некоторые другие). К компаниям, работающим через них, санкции применяться не будут. Список оффшоров планируется пересматривать ежегодно до 1 октября, и если какая-либо страна решит проигнорировать информационное соглашение, страдать будут компании.
Итоги
Российские коммерческие фирмы, как и бизнесы многих других стран, пользуются возможностями размещения капиталов в офшорах. С 2015 года законодатель существенно ужесточил мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов РФ в офшорных зонах.
Ознакомиться с иными нюансами законодательного регулирования правоотношений с участием российских фирм и иностранных хозяйствующих субъектов вы можете в статьях:
Как заводят деньги в офшор и как выводят, насколько это законно с точки зрения НК РФ?
Публикация
Вопрос в такой формулировке периодически задается в поисковиках. Суть вопроса понятна, хотя он не совсем корректен. Давайте разберемся с понятием офшора, «законностью», а потом прокомментируем налоговые последствия таких операций.
Содержание
Что такое офшор?
В целом, под этим термином обычно подразумевается безналоговая/низконалоговая юрисдикция (или юрисдикция, предоставляющая льготные налоговые режимы), используемая лицами из других стран:
Можно, в частности, отметить следующие масштабные международные инициативы и их последствия:
Прозрачность операций и активов
В 1998 году ОЭСР дала определение низконалоговым юрисдикциям или так называемым налоговым гаваням (tax havens). Таковыми признавались юрисдикции, сочетающие четыре основные признака:
В 2000 году на основании этих критериев были идентифицированы около 40 стран для включения в список «несотрудничающих налоговых гаваней» (uncooperative tax havens). Для исключения из списка юрисдикциям было предложено взять на себя обязательства по внедрению мер прозрачности и обмена информацией в налоговых целях с другими странами.
В результате, такие государства:
Расширяется практика создания реестров бенефициарных собственников и предоставления свободного доступа к таким реестрам. Так, страны-члены ЕС обязались сделать реестры бенефициарных собственников публичными в рамках пятой антиотмывочной директивы ЕС. Великобритания сделала свой реестр бенефициарных собственников публичным еще в 2016 году и обязала свои заморские территории последовать этому примеру.
Так, например, БВО и Кайманы ввели такие реестры и, ожидается, что сделают их публичными в 2023 году, как и Джерси, Гернси, о. Мэн.
Препятствование уклонению от уплаты налогов
С одной стороны, страны, чьи налогоплательщики могут использовать низконалоговые юрисдикции, совершенствуют меры, призванные не допустить вывода прибыли из-под своего налогообложения.
Такие меры включают совершенствование правил трансфертного ценообразования, правил контролируемых иностранных компаний (КИК), корпоративного налогового резидентства, недопущение злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения и другие.
С другой стороны, под давлением развитых экономик мира и объединений стран (в частности, ЕС) и угрозой внесения в различные «черные» списки, безналоговые/низконалоговые юрисдикции вводят требования к компаниям об обеспечении их существенного экономического присутствия в стране инкорпорации.
Такие правила разнятся в зависимости от вида деятельности компании и, как правило, в частности, включают:
Таким образом, в настоящее время «офшор» часто уже совсем не тот, что, скажем, лет 10 назад.
«Законность» использования «офшоров» с точки зрения российского законодательства
Общегражданские нормы
В целом, российские граждане имеют право владеть зарубежными компаниями и осуществлять с ними операции. Каких-то исключений в отношении юрисдикций с низкими налоговыми ставками нет. Однако существуют ограничения для граждан, занимающих определенные должности.
Валютное регулирование
Сама иностранная компания не подпадает под действие российского валютного законодательства за исключением случаев ведения деятельности в России.
Российские граждане должны соблюдать валютное законодательство, в том числе, при операциях со своими зарубежными компаниями. Они имеют право вносить со своих счетов в российских банках средства в уставный капитал иностранных компаний или предоставлять им займы; в отношении займов должны соблюдаться правила о репатриации валютной выручки.
Существуют ограничения на операции с использованием зарубежных счетов российских граждан.
Например, существуют ограничения на получение дивидендов от иностранной компании не на российский банковский счет, а на зарубежный счет, если это счет в банке не из государства – члена ЕАЭС или страны, осуществляющей автоматический обмен информацией с Россией.
Сделки и структуры, направленные на уклонение от уплаты налогов
Если структуры создаются или операции осуществляются, как внутри страны, так и с использованием иностранных компаний, с целью уклонения от уплаты налогов, то могут возникнуть административные и уголовные последствия. В этом отношении могут использоваться различные нормы законодательства. В частности:
Примеры использования «легитимных» зарубежных структур
Основные черты структур, не направленных на противоправное уклонение от налогов, включают:
Примеры ситуаций, когда использование зарубежной компании, в том числе, использующей льготный налоговый режим, может быть обоснованным, в частности, включают:
Налоговые последствия использования компаний в низконалоговых юрисдикциях в соответствии с НК РФ
При использовании иностранных компаний, особенно из юрисдикций с низким налогообложением, у российских налоговых резидентов могут возникать российские налоговые обязательства и риски. В частности, следует обратить внимание на следующие вопросы:
Такая ситуация, в частности, возникает, когда в России находятся сотрудники, фактически работающие на иностранную компанию или управляющие ею.
Оффшоры: что, кому, зачем и как
Над этой статьёй трудились двое: я — Владимир Верещак, финансовый советник, основатель консалтинговой компании «Богатство» и мой коллега — Арутюн Бабаян, эксперт по международному финансовому планированию, партнёр компании Atlantic Global Consultancy. Рассказываем о загадочных оффшорах, мидшорах и оншорах простым и доступным каждому языком.
Все страны делятся на три большие группы: оффшорные, мидшорные и оншорные. Компания, зарегистрированная в одной из этих стран, называется соответственно оффшором, мидшором и оншором.
В оффшорных странах действует специальный налоговый режим для организаций, ведущих свою деятельность исключительно за её пределами. То есть оказывать услуги или продавать товары внутри страны регистрации нельзя. Зато можно не платить налоги.
Также оффшоры освобождены от ведения бухгалтерского учета и прохождения аудита. Оплачивать необходимо госпошлину за продление существования компании, юридический адрес, услуги номинальных акционеров и директоров.
Мидшорные компании, в отличие от оффшорных, платят небольшие налоги, обязаны вести бухгалтерский учет и проходить аудит. Однако, существуют варианты регистрации компаний в стране, где номинально налоги есть, но их можно свести к минимуму, а то и вовсе к нулю.
В оншорных странах нет специальных налоговых режимов. Компания вольна вести свою деятельность как за пределами страны регистрации, так и внутри нее. При этом фирма обязана вести бухгалтерский учет, в ряде случаев проходить аудит, иметь местный персонал и офис.
Раньше оффшоры были доступны практически всем. Ситуация изменилась в 2016 году, когда страны оншорного типа объединились в борьбе против оффшорных. Был предпринят ряд мер, который привел к тому, что владение оффшором стало довольно затруднительным и дорогим. Одновременно с этим некоторые страны ввели новые налоговые режимы, которые заметно облегчают ведение бизнеса. Например, в России есть упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система и режим самозанятости.
В результате малым и средним предприятиям стало сложно и дорого проводить свои операции в оффшорах. Отправка денег в оффшоры у контрагентов стала дорогой, возникли проблемы с банковским обслуживанием. У крупных предприятий тоже возникли трудности с получением денег на свои счета, а обслуживающие их банковские структуры стали требовать, чтобы на счетах были крупные неснижаемые остатки, и увеличили тарифы.
В итоге предприниматели обратили свой взор на мидшорные страны и стали регистрировать свои компании там. Однако мидшорные компании по стоимости регистрации и обслуживания намного дороже оффшорных.
В настоящее время оффшоры в основном используются не для минимизации налогов – это крайне сложно и дорого. Цели использования оффшоров в большинстве случаев следующие:
Как правило, эти потребности есть у владельцев крупного и среднего бизнеса.
Оффшорный счет – это счёт, открытый в банке или платёжной системе на имя оффшорной компании. Местонахождение самой кредитной организации при этом значения не имеет.
Существует три типа кредитных организаций :
Также стоит отметить, что понятие «банковская тайна» кануло в Лету. Банки передают информацию об открытии счета на компанию и о его состоянии в налоговые инспекции. Соответственно, налоговая страны, где открыт счет, передает информацию в вашу налоговую со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это называется «Автоматический обмен налоговой информацией». Есть ряд стран, которые пока не обмениваются информацией с Россией, но открыть счет там тоже непросто.
Выбор банка и подача заявки – аналогичны алгоритму для юрлиц. Проблема в том, что банки часто просят доказательство легальности происхождения денежных средств, а также требуют объяснения, почему выбор пал именно на их страну. Им нужно понять, есть ли у вас связь с их страной или планируется ли она в ближайшем будущем. Большинство банков требуют личного визита потенциального владельца счета к ним.
Поможет опытный и честный провайдер. Важны оба качества, т.к. на рынке много провайдеров, но не все, к сожалению, честны со своими клиентами. Опытный провайдер всегда обладает информацией о том, в каком банке можно открыть счет на ту или иную компанию, и может направить туда заявку. Плюс, как правило, провайдер обладает связями с сотрудниками банка и может в ускоренном порядке открыть счет или же быстро решить возникшие проблемы.
Со своей стороны банки обращают внимание на то, откуда к ним пришел клиент. Если он, грубо говоря, пришел «с улицы», то его автоматически относят к классу высокого риска и будут тщательнее проверять. Если клиент пришел от провайдера, с которым банк сотрудничает на протяжении длительного времени, то счёт может быть открыт в облегченном порядке.
Провайдер работает на репутацию не только среди клиентов, но и среди партнеров. Прежде чем идти в банк с заполненными документами, он сам проводит проверку клиента. Провайдер пытается узнать все: как человек зарабатывает деньги, чем живет и где, какое у него благосостояние и т.п. Если провайдер понимает, что клиент с неясным прошлым или же с денежными средствами, которые сложно будет объяснить, то он либо направит его в соответствующий банк, либо вообще откажется от работы с ним.
Клиент должен быть честен с провайдером. Многие этого боятся, однако надежный провайдер сохраняет конфиденциальность до тех пор, пока сам клиент не попросит об этом рассказать. Даже если клиент не проходит проверку на благонадежность или не может объяснить легальность происхождения денежных средств, провайдер никому об этом не скажет.
Обман же, напротив, может привести к неприятным последствиям. Если банки узнают, что клиент обманывал их на этапе подачи заявления на открытие счета, они могут передать эту информацию в другие банки и клиент попадёт в черный список.
При честном же сотрудничестве провайдер поможет вам быстро найти банк, сам заполнит необходимые документы, четко обозначит требования, отправит заявку «своему» человеку и откроет вам счет.
Оффшоры и международное право
Готовая гонконгская компания со счетом в платежной системе
Преимущества платежной системы, в которой открыт счёт для компании. Документы, необходимые для открытия компании со счётом, стоимость открытия, документы, которые вы получите после открытия фирмы. Реальное присутствие: стоимость открытия офиса в Гонконге. Последующая работа с компанией и стоимость обслуживания.
Регистрация компании в Свободной Экономической Зоне Хамрия. Свободная экономическая зона «Хамрия»
Основные преимущества ведения бизнеса в ОАЭ, Свободной экономической зоне Хамрия в Эмирате Шарджа. Последовательность процедуры регистрации компании, основные требования и особенности. Последующая работа с компанией. Стоимость услуг
Economic Substance. Реальное экономическое присутствие. Понятие. Определение. Критерии
Реальное экономическое присутствие – это совокупный набор факторов, обеспечивающих (гарантирующих, доказывающих) фактическое пребывание компании под юрисдикцией того или иного государства. Определение. Факторы. Предложения по созданию Экономического сабстенса в оффшорах, Европе и Азии
Редомициляция компании: процедура смены юрисдикции
Процедура редомицилирования компании заключается в смене страны регистрации с сохранением всех существующих бизнес отношений. При этом национальное законодательство государств, где компания зарегистрирована, а также ее устав и учредительный договор должны допускать перевод компании в другую страну.
Регистрация компании в Венгрии: компания с ограниченной ответственностью (KFT)
Предлагаем услуги по регистрации компании в Венгрии, где одна из самых низких в Европе ставка налога на прибыль. Наиболее привлекательной формой бизнеса в Венгрии является компания с ограниченной ответственностью (KFT). Процедура регистрации компании, вопросы корпоративной структуры, налогов и бухгалтерского учета, сбор необходимых документов и ежегодное обслуживание.
Регистрация компании в Румынии: режим для малых предприятий
Компания в Румынии – альтернатива оффшорным компаниям. Процедура регистрации компании, вопросы корпоративной структуры, сбор необходимых документов и ежегодное обслуживание.