Для чего нужны паспорта отходов
Паспорт отходов необходим даже для простой офисной урны
Y Photo Studio / Shutterstock.com |
На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу руководителя учреждения дополнительного профессионального образования, который был оштрафован по ст. 8.2 КоАП (нарушение экологических и санитарных требований при обращении с отходами производства и потребления). Правонарушение состояло в том, что мусора в организации было больше, чем бумаг на него.
Как было установлено при проведении плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, в деятельности данной организации образовывалось некоторое количество отбросов. Мусор как мусор – обычные отходы от канцелярской деятельности и другие бытовые отходы. Да и этих-то немного: в штате организации всего 9 работников, которые работают в арендованном офисе размером менее 100 кв.м. Этим же договором аренды регулируется и вопрос размещения и вывоза отходов от деятельности организации.
Однако ни одной из этих бумаг у организации не нашлось. Поэтому руководитель организации был оштрафован на 10 тыс. руб. (штраф для организации был бы больше – от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или приостановление деятельности). Правда, защитник нарушителя пытался доказать, что ни организация, ни ее руководитель не могут быть субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, потому что данное юридическое лицо не несет обязанностей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако, как заметило надзорное ведомство, одно другому не мешает: отнесение отходов к конкретному классу опасности обязано подтвердить каждое юридическое лицо. Районный и областной суды поддержали эту позицию.
В кассационной жалобе по делу защитник указывал также и на то, что данная организация не осуществляет деятельность по обращению с отходами, не эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и не относится к субъектам, которые обязаны вносить плату за НВОС.
ВC РФ, отказывая в удовлетворении жалобы, указал, что:
Паспортизация отходов
Паспортизация отходов– это подготовка, исследование и согласование паспортов на отходы производства и потребления
Паспортизация отходов– это подготовка, исследование и согласование паспортов на отходы производства и потребления.
Утвержденные паспорта действуют бессрочно.
Кому нужны паспорта отходов?
В связи с введением нового ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов), паспорта отходов, выданные до 1 августа 2014 не действительны, и подлежат переоформлению.
Зачем нужны паспорта отходов?
Прежде всего, вам нужно скачать форму паспорта опасного отхода. Заполнить оборотную сторону своими данными, а лицевую далее по пунктам:
Немного подробнее рассмотрим пункт 7, вам требуется:
Второе по сложности – это определение химического или компонентного состава и биотестирование. Тут понадобится помощь аккредитованной лаборатории по исследованию данных отходов, либо можно использовать сведения из технологических регламентов, технических условий, стандартов (ГОСТов), проектной документации или писем от производителей товаров. В некоторых регионах России допускается как источник специализированная литература. Все подтверждающие документы должны быть заверены.
ВАЖНО! К результатам лабораторных исследований нужно приложить заверенные копии актов отбора проб отходов, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и заверенные копии документов об их аккредитации и области аккредитации.
Если у Вас образуются специфические отходы, не включенные в ФККО, то в этом случае понадобится рассчитывать класс опасности, подавать заявление на включение его в ФККО.
Хитрости при работе с отходами
Законодательное обоснование
Все аспекты, касающиеся паспорта на отходы, содержатся в этих законодательных актах:
Практически все действия с паспортом выполнятся на основании этих актов.
Вопрос: У организации имеется головной офис, где находится вся разрешительная документация, а именно паспорта опасных отходов, в других двух городах находятся филиалы этой организации, где офисы находятся в аренде, соответственно, в филиалах паспортов на офисный мусор нет, так как за это отвечает арендодатель, кому принадлежат офисы. Должны ли филиалы иметь собственные паспорта отходов на бытовой мусор IV класса опасности?
Посмотреть ответ
Зачем требуется
Паспорт нужен для легализации работы, связанной с утилем. Если этот документ есть, то проекты фирмы будут одобряться государственными органами. На основании паспорта предоставляется разрешительная документация на работу. Оформление документа обеспечивает достижение этих целей:
Паспорт должен быть оформлен любой крупной компанией, которая специализируется на утилизации и вывозе мусора.
Обязана ли офисная организация устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также оформлять паспорта отходов?
В каких случаях нужен
Паспорт должны получить следующие субъекты:
Но предпринимателю нужно будет доказать, что отходы относятся именно к пятому классу безопасности. В частности, нужно обратиться в специальную лабораторию. Специалисты берут пробы, выполняют их анализ и выдают заключение. На основании этого заключения можно доказать, что отходы не нуждаются в паспортизации.
Содержание
В паспорте содержится информация:
ВАЖНО! К документу прилагается свидетельство, подтверждающее класс опасности отхода. Это свидетельство можно получить в Минприроды.
Этапы оформления паспорта
Выдача и учет паспортов регулируется приказом Ростехнадзора №570. Рассмотрим этапы оформления:
Ответственность за отсутствие паспорта
За отсутствие паспорта на утиль 1-4 класса накладывается ответственность на основании статьи 8.2 КоАП РФ. Эта статья регулирует несоблюдение экологических норм при действиях с отходами. Рассмотрим меры ответственности:
Это довольно внушительные размеры штрафов. Объясняется это тем, что отсутствие паспорта увеличивает риски того, что предприятие нанесет вред окружающей среде.
Какую выгоду имеет фирма, получившая паспорт
Наличие паспорта легализует одно из направлений деятельности фирмы. Документ позволит проходить проверки различного уровня.
Для чего нужны паспорта отходов
Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Федеральный классификационный каталог отходов
Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений
Личный кабинет природопользователя
Перечень государственных услуг
Коды и реквизиты платежей
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реестр материалов общественных обсуждений
Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности
Порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности
Порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности
Агрегатное состояние и физическая форма отходов определяются с учетом Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённого приказом Минприроды России от 30.09.2011 г. № 792.
Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Допускается использование одновременно обоих способов для определения химического и (или) компонентного состава отходов.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду:
идентификационный номер налогоплательщика;
наименование аккредитованной испытательной лаборатории (центра), в том числе идентификационный номер налогоплательщика, адрес места осуществления деятельности.
б) сведения о происхождении отходов по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу и (или) по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли, об агрегатном состоянии и физической форме отходов;
в) копии документов, подтверждающих химический и (или) компонентный состав отходов, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:
копии актов отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра);
выдержки из технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, содержащие сведения о происхождении отходов, физической форме отходов, химическом и (или) компонентном составе отходов, в случае установления химического и (или) компонентного состава отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;
г) при установлении класса опасности отходов на основании Критериев:
Документы должны быть заверены подписью представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» бесплатный сервис для предоставления документов и материалов.
При направлении документов и материалов на бумажном носителе комплект документов должен быть подготовлен с применением бесплатного сервиса, а полученная с его помощью печатная копия прошивается, подписывается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, подпись заверяется печатью организации (при наличии). При этом электронная копия документов и материалов, подготовленных с использованием указанного сервиса, направляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, а присвоенный при отправке номер сообщается в территориальный орган Росприроднадзора при подаче документов и материалов на бумажном носителе.
Для чего нужны паспорта отходов
На отходы, не включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования для их включения в ФККО.
Результатом выполнения работ на данном этапе является уведомление территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов или уведомление о включении данного вида отходов в ФККО и БДО с указанием присвоенного наименования вида отходов и кода по ФККО.
После подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности в вышеуказанном порядке, на отходы I-IV классов опасности, включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт отхода. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (п. 3, ст. 14, гл. III Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Копия паспорта и документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Росприроднадзора способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются под подпись.
Результатом выполнения работ являются разработанные паспорта отходов I-IV классов опасности, прошедшие проверку Росприроднадзором в установленном порядке.
Отсутствие паспортов отходов может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 350 тыс. руб. по ст. 8.2 КоАП РФ или административное приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.