Для чего нужны плоды растениям
ПЛОД РАСТЕ́НИЙ
Том 26. Москва, 2014, стр. 432-433
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛОД РАСТЕ́НИЙ, репродуктивный орган цветковых растений, обеспечивающий формирование, защиту и рассеивание семян. Развивается из завязи пестика (или завязей нескольких пестиков) и нередко содержит др. преобразованные части цветка (рыльце у гравилата, цветоложе у земляники, гипантий у розы, околоцветник у облепихи), прицветные листья (у осок), видоизменённые оси соцветия (дуб). Ряд ботаников полагают, что П. р. правильнее определять как зрелый цветок. Встречаются растения, образующие соплодия – преобразованные части систем репродуктивных побегов, несущие группы плодов, структурно или функционально объединённых друг с другом в единое целое. У некоторых растений (напр., у части сортов цитрусовых, у пищевых сортов банана) плоды не имеют развитых семян (партенокарпия). В П. р. принято различать стенку (перикарпий, или околоплодник) и одну или неск. полостей (гнёзда), содержащих семена. Полости могут быть не выражены, напр. при срастании околоплодника с оболочкой единственного семени (в плоде злаков – зерновке) и во мн. сочных плодах. Околоплодник чаще всего представлен тремя комплексами тканей – наружным экзокарпием, средним мезокарпием и внутр. эндокарпием, анатомич. строение которых специфично для разных растений.
Для чего нужны плоды растениям
Тема: Плоды. Распространение плодов и семян.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока
Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
2. Актуализация знаний
1. На какие систематические группы можно разделить все покрытосеменные растения?
(Класс Двудольные и Класс Однодольные)
2.Перечислете органы цветковых растений.
(Корень, стебель, лист, цветок, плод)
3.Признаки двудольных и однодольных растений.
(Запас питательных веществ находится в 2 семядолях или в эндосперме, жилкование листьев сетчатое или дуговое, параллельное, корневая система стержневая или мочковатая).
4.Особенности строения семян двудольных растений.
(Семенная кожура, зародыш- 2 семядоли, корешок, стебелек почечка с листочками).
5. Особенности строения семян однодольных растений.
3.Изучение нового материала
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении, а также об распространении как плодов так и семян. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?
Ученики высказывают свои предположения.
Кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
Плод образуется на месте цветка. Весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод. Отсюда сделаем вывод:
Плод образуется на месте цветка.
Плод – это орган цветкового растения.
Какие же процессы нужны для образования плода?
Для образования плода необходимы следующие процессы:
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
На какие группы вы можете разделить плоды?
Предположительные ответы учащихся.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
4. Физкультурная минутка
Поднимает руки класс — это раз,
Повернулась голова — это два,
Руки вниз, вперед смотри — это три,
Руки в стороны по шире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать — это пять.
Всем ребятам тихо сесть — это шесть
Семена, необходимо распространять, что бы они ни проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду. Какие же способы распространения семян?
Способы распространения семян
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека. Посмотрим следующую схему
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.
На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?
5. Закрепление знаний
Давайте посмотрим, что мы с вами запомнили в конце урока.
(защита и распространение семян).
2. Плод состоит из …
(околоплодника и семян).
3. Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи это …
(околоплодник).
4.Семена образуются из …
(семязачатка).
5.По количеству семян плоды разделяются на …
(односемянные и многосемянные).
6. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают …
(сочные и сухие плоды).
7. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…
(ягода).
8. Какие растения имеют плод костянку:
(сухой).
10. Сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени …
(зерновка).
11. Плод коробочка развивается у …
(льна, мака, табака и т.д.).
12. Плод тыквина имеется у растений …
(тыквы, арбуза, огурца и т.д.).
6. Рефлексия
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
7. Подведение итогов
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!
Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны