Для чего нужны пословицы и поговорки в речи современного человека 21 века
Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека
Роль пословиц и поговорок
в жизни современного человека
Страна «Словения» (литература)
Фамилия, имя, отчество авторов
Территория, населённый пункт
Наименование образовательного учреждения
МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 2»
МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 2»
е-mail, контактный телефон
Глава 1. Обзор литературы, информации из Интернета………………стр.4
Глава 2. Экспериментальная часть
Опрос ребят, взрослых. ……………………….………………………. стр.9
III. Заключение. Выводы. Рекомендации……………………………… стр.10
IV. Список используемой литературы………………………………….стр.11
Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.
Объект исследования: Пословицы и поговорки
Предмет исследования: Роль пословиц и поговорок
определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, стимулирование интереса к данному жанру фольклора.
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование, опрос учеников и взрослых по теме.
3. Сделать выводы. Приготовить презентацию работы.
4. Составить свой сборник пословиц и поговорок для младшеклассников.
Пословицы и поговорки нужны и употребляются в современной жизни.
Когда мы пишем самостоятельные и контрольные работы по математике в тетради на печатной основе, нам предлагают прочитать эпиграф (девиз) к работе. Он обычно в форме пословицы или поговорки. Это так интересно! Всегда хочется выполнить то, что советуют. Например: «Тот господин, кто всё может сделать один».
Мы захотели подробнее узнать, какие бывают пословицы и поговорки, какой смысл содержат в себе, нужны ли они в современное время, употребляют ли их сейчас. Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследование на тему: «Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека».
В результате изучения литературы и проведённого исследования мы узнаем, нужны ли пословицы и поговорки в современное время, употребляют ли их сейчас, предполагаем, что нужны, их употребляют и сейчас.
Методы, которыми мы пользовались:
— опрос учеников, взрослых; 3
Глава I. Обзор литературы, информации из Интернета.
Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
Часто слышишь такую фразу: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Возникает вопрос: «А есть ли различие между ними?»
А как вы, ребята думаете? А в чём это различие?
предложение с моралью и глубоким (словосочетание)
— это заповедь, которой должны высказывания;
(учит, наставляет); можно заменить другим словом
— может состоять из двух частей. или высказыванием, не делима на
части, содержит иронию.
— Ученье – свет, а неученье – тьма. (Призывает учиться)
— Красна птица пером, а человек – умом. (О животных судят по внешности, а человека – по труду).
— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Не делай несколько дел сразу, не получишь хороших результатов)
— Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Призывает не торопиться, обдумывать)
— Семеро одного не ждут. (Группа людей не должна ждать опаздывающего)
— После дождичка в четверг. (То есть никогда)
— Цыплят по осени считают. (О результатах работы надо судить только по её окончании)
— Как с гуся вода. (Ничего не делается, всё сходит благополучно). 5
Пословицы и поговорки настолько разнообразны. Народ придумал их на все случаи жизни. Их можно разделить на группы: о Родине, о труде, об учении, о дружбе, о семье, о силе, храбрости и многие другие. Например:
— Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Будешь хорошо ухаживать – вырастет и ягода хорошая)
— Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше сделать немного, чем совсем ничего)
— Терпение и труд всё перетрут. (Не опускай руки, терпеливо иди к цели)
— Где родился, там и пригодился. (Человеку лучше жить и работать в родных местах)
— С родной земли умри – не сходи. (Защищай Родину до конца)
-Родина – мать, умей за неё постоять. (Свою Родину надо защищать как мать). 6
— Кто думает, тот всегда додумается. (Если будешь думать – придёт и решение)
— Грамоте учиться – всегда пригодиться. (Грамотный человек найдёт примененье своим знаниям).
— Ум хорошо, а два лучше. (При выработке решения полезно знать мнение и других людей).
— Есть терпение, будет и умение. (Научишься, если будешь терпелив).
Поговорки создают яркие портреты людей:
— Метил в ворону, а попал в корову. (О неумелом)
— Смотрит в книгу, а видит фигу. (О рассеянности, невнимательности)
— У него денег куры не клюют. ( О богатом)
— Гол, как осиновый кол. (О бедном)
— Идёт, словно пава. ( О походке)
— Душа нараспашку. (Об открытом характере человека).
— Душа – потёмки. (О скрытном человеке). 7
— В голове ума палата. (Об умном человеке).
— В голове реденько засеяно. (О глупом).
Пословицы и поговорки имеют большое значение и в наше время, потому что
— мы их до сих пор употребляем;
— они – украшение нашей речи;
— содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности; 7
— содержат в себе мудрость;
— поднимают настроение, вызывают улыбку;
— прославляют или осуждают;
— отражают разные стороны жизни;
— развивают чувство познания красоты русского языка;
— развивают нравственные качества личности;
— они интересны, так как кратко выражают суть;
— благодаря пословицам и поговоркам можно решить, как поступить в трудной ситуации или как не надо делать;
— дают оценку явлений действительности.
Для того чтобы выяснить употребляются ли в нашей современной жизни и вызывают ли интерес пословицы и поговорки у ребят и взрослых нашего посёлка, мы провели экспериментальную работу. 8
1. Попытались выяснить у учеников нашей школы и взрослых в посёлке, знают ли они пословицы и поговорки, привести примеры;
2. Употребляют ли их в жизни? (часто, редко, нет)
«Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ
и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Тема исследовательской работы:
«Роль пословиц и поговорок в жизни
Исследователь: Костенко Софья
Ученица 2 Б класса МБОУ СОШ №1
Руководитель: Исмагилова Л.В
Учитель начальных классов
Когда мы пишем самостоятельные и контрольные работы по математике в
тетради на печатной основе, нам предлагают прочитать эпиграф (девиз) к
работе. Он обычно в форме пословицы или поговорки. Это так интересно!
Всегда хочется выполнить то, что советуют. Например: «Тот господин, кто
всѐ может сделать один».
Мы захотели подробнее узнать, какие бывают пословицы и поговорки,
какой смысл содержат в себе, нужны ли они в современное время,
употребляют ли их сейчас. Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели
исследование на тему: «Какова роль пословиц и поговорок в жизни
Объект исследования: Пословицы и поговорки
Предмет исследования: Роль пословиц и поговорок в жизни человека
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ№1
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование, опрос учеников и взрослых по теме.
3. Провести анализ и сделать выводы. Приготовить презентацию работы.
4. Составить собственный сборник пословиц и поговорок для младших школьников.
Пословицы и поговорки нужны и употребляются в современной жизни. Они
содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов
В результате изучения литературы и проведѐнного исследования мы узнаем,
нужны ли пословицы и поговорки в современное время, употребляют ли их
сейчас, предполагаем, что нужны, их употребляют и сейчас.
Методы, которыми мы пользовались:
-анализ и синтез, обобщение;
— опрос учеников, взрослых;
Глава I. Обзор литературы, информации из Интернета
Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
Сейчас 21 век – век новых современных технологий.
Мы не представляем, как обойтись без компьютеров и сотовых телефонов. А от наших прадедушек и прабабушек нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество – фольклор. До сих пор мы с интересом читаем сказки, скороговорки, прибаутки, песенки-заклички, пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки появились задолго до того, как возникла письменность. Это чудо фольклор передавалось из уст в уста, из века в век. А
впервые появились на Руси в 12 веке. Некоторые дошли до нас в произведениях древних рукописей литературы 10- 12 веков.
Лишь со 2 половины 13 века пословицы и поговорки стали печататься. Вот сколько лет жили эти прекрасные произведения искусства! И от нас зависит, будут ли они жить дальше.
В настоящее время известны имена таких составителей сборников,
словарей с пословицами и поговорками, как И.М.Снегир ѐ в, Ф.И. Буслаев,
А.Н.Афанасьев. Но самым известным среди них – непревзойд ѐ нный В.И.
Даль. Он всю жизнь посвятил
собиранию пословиц и поговорок. Собирал их по всей
Нам интересно читать их и в толковом словаре Ожегова. (Рис 1)
Часто слышишь такую фразу: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.
Возникает вопрос: «А есть ли различие между ними?»
А как вы, ребята думаете? А в ч ѐ м это различие?
-это целое законченное предложение с моралью и глубоким смыслом ;
— это меткое красноречивое выражение (словосочетание) ;
— не оставляет законченного высказывания ;
— это коротенькая притча (учит,наставляет) ;
-может состоять из двух частей ;
-она как реплика, которую можно заменить другим словом или высказыванием, не делима на части, содержит иронию ;
— Ученье – свет, а неученье – тьма. (Призывает учиться) (рис.2)
— Красна птица пером, а человек – умом. (О животных судят по внешности, а
человека – по труду).
— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Не делай
несколько дел сразу, не получишь хороших результатов) (рис.3)
— Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Призывает не торопиться, обдумывать)
— Семеро одного не ждут. (Группа людей не должна ждать опаздывающего)
— После дождичка в четверг. (То есть никогда)
— Цыплят по осени считают. (О результатах работы надо судить только по е ѐ
— Как с гуся вода. (Ничего не делается, вс ѐ сходит благополучно).
Пословицы и поговорки настолько разнообразны. Народ придумал их на все случаи жизни. Их можно разделить на группы: о Родине, о труде, об учении, о дружбе, о семье, о силе, храбрости и многие другие. Например:
— Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Будешь хорошо ухаживать – вырастет и ягода хорошая)
— Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше сделать немного, чем совсем ничего)
— Терпение и труд вс ѐ перетрут. (Не опускай руки, терпеливо иди к цели)
— Где родился, там и пригодился. (Человеку лучше жить и работать в родных
— С родной земли умри – не сходи. (Защищай Родину до конца) (рис.7)
-Родина – мать, умей за не ѐ постоять. (Свою Родину надо защищать как мать).
— Кто думает, тот всегда додумается. (Если будешь думать – прид ѐ т и
-Грамоте учиться – всегда пригодиться. (Грамотный человек найд ѐ т
примененье своим знаниям).
— Ум хорошо, а два лучше. (При выработке решения полезно знать мнение и
— Есть терпение, будет и умение. (Научишься, если будешь терпелив).
Поговорки создают яркие портреты людей
— Метил в ворону, а попал в корову. (О неумелом)
— Смотрит в книгу, а видит фигу. (О рассеянности, невнимательности)
— У него денег куры не клюют. ( О богатом) (рис.9)
— Гол, как осиновый кол. (О бедном) (рис.10)
— Ид ѐ т, словно пава. ( О походке)
(О душевном состоянии).
— Душа нараспашку. (Об открытом характере человека).
— Душа – пот ѐ мки. (О скрытном человеке).
— В голове ума палата. (Об умном) (рис.11)
— В голове реденько засеяно. (О глупом) (рис.12)
Пословицы и поговорки имеют большое значение и в наше время,
— мы их до сих пор употребляем;
— они – украшение нашей речи;
— содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности;
— содержат в себе мудрость;
— поднимают настроение, вызывают улыбку;
— прославляют или осуждают; предостерегают;
— развивают чувство познания красоты русского языка;
— развивают нравственные качества личности;
— они интересны, так как кратко выражают суть;
— благодаря пословицам и поговоркам можно решить, как поступить в
трудной ситуации или как не надо делать;
Для того чтобы выяснить, употребляются ли в нашей современной жизни и
вызывают ли интерес пословицы и поговорки у ребят и взрослых,
какую роль играют, мы провели экспериментальную работу.
1. Попытались выяснить у учеников начальной школы и родителей,
знают ли они пословицы и поговорки, привести примеры;
2. Употребляют ли их в жизни? (часто, редко, нет)
4. Нужны ли они современным людям? Зачем?
5. Какие чаще употребляют?
Результаты занесли в таблицу:
— И ученики, и взрослые знают пословицы и поговорки (некоторые ученики
знают больше, чем взрослые);
— Большинство употребляют их в жизни (когда надо кратко сказать о
— Все взрослые, без исключения сказали, что пословицы и поговорки нужны в
жизни, в них мудрость (особенно нужны детям – их учат жизни, говорят, как
не поступать или поступать);
Распростран ѐ нными являются:
C целью развития интереса к пословицам и поговоркам мы провели классный
1. Беседа из истории пословиц и поговорок.
2. Виды пословиц и поговорок.
3. Игры на тему. После классного часа заполнили анкету:
1. Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках.
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной жизни?
Таким образом, изучив данную тему в литературе, в интернете и проведя
опрос и анкетирование, мы узнали:
Какие бывают пословицы и поговорки (о труде, о Родине, об учении, дружбе,
матери и многие другие)
Какой смысл содержат в себе, употребляются ли
они в современное время, какова их роль.
Гипотеза о том, что пословицы и поговорки нужны и употребляются в
современное время, подтвердилась. Пословицы и поговорки проверены
временем. Они воспитывают: учат, как поступать, направляют.
Они интересны, так как кратко выражают суть, украшают нашу речь. Они
содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов
Наши рекомендации в стихотворной форме:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе, не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте помнить их, друзья!
В дальнейшем мы планируем создать сборник пословиц и поговорок для
учеников начальных классов и на другие темы: О Родине, семье, храбрости,
Список используемой литературы :
1. Аникина В.П. Старинные русские пословицы. Волгоград, 1985. – 174с.
2. Ивановская А. День работой весел. «Детская литература», 1986. – 64с.
4. Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. «Ювента», 2010 – 96с.
5. Фелицына В.П. Русские пословицы и поговорки. Москва, 1998 – 187с.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников
Исследовательская работа.Определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека, и стимулировать интерес к данному жанру фольклора.
Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки в речи современных школьников»
Пословицы и поговорки в речи современных школьников
1.1. Пояснительная записка
1.2 Актуальность выбранной темы
1.3 Предмет исследования:
1.4 Цель исследования:
1.6 Методика и методы исследования:
2.ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА
1.1. История пословиц и поговорок. ……………………………… ………5-8
1.2. Пословицы и поговорки в жизни современного человека……………
1.3.Происхождение пословиц и поговорок………………..………………
3. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………9-15
3.1 Опытно-экспериментальная работа
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 16
1.1. Пояснительная записка
Сегодня очень остро стоит вопрос о сохранении самобытности русской культуры и языка. В этом смысле, особая поддержка нужна подрастающему поколению, которое зачастую подвержено воздействию не самых лучших веяний западной массовой культуры. Найти свое место в современном мире, отличить истинное от фальшивого, почувствовать свою национальную принадлежность и научиться гордиться ею – эти задачи можно решить, только обратившись к достоянию русской национальной культуры, прежде всего, к русскому языку. В частности, усвоить живую речь народа нам помогут русские пословицы и поговорки, меткие, остроумные, содержащие истинные истоки народной мудрости и культурных ценностей.
С самого детства мы слышали от взрослых коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», » мал золотник, да дорог», » не имей сто рублей, а имей сто друзей». А в школе, на уроках литературы мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследовательскую работу на тему: «Пословицы и поговорки в жизни современных школьников».
1.2 Актуальность выбранной темы определяется важностью оправданного и грамотного использования пословиц и поговорок в речи для повышения интеллектуального и нравственного уровня школьников.
1.3 Объект исследования: русские пословицы и поговорки
1.4 Предмет исследования: частота употребления пословиц и поговорок в речи.
1.4 Цель исследования: изучить пословицы и поговорки, определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека, и стимулировать интерес к данному жанру фольклора
1.5 Задачи: изучение литературы по истории использования и значения пословиц и поговорок в русском языке и в современной русской речи;
анализ частоты применения пословиц и поговорок в настоящее время.
В качестве гипотезы предположим, что современные школьники знают мало пословиц и поговорок и не умеют употреблять их в речи.
1.6 Методика и методы исследования:
1.Изучить литературу по теме исследования,
2. Провести анкетирование участников образовательного процесса
3. Выявить степень употребления пословиц и поговорок различными возрастными группами.
4.Сделать подборку наиболее важных пословиц, способствующих формированию нравственных качеств одноклассников для работы на уроках русского языка, литературы,
5.Составить и провести игру в 4 классе « Красна речь пословицей»
6. Систематизировать и проанализировать полученные результаты
2. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА
2.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека
2.2. История пословиц и поговорок, их сходство и различия
Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплотились в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.
Чем же пословица отличается от поговорки? В словаре литературоведческих терминов (1. Стр. 124) дается такое определение:
Пословица – жанр устного народного творчества; вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.
Пословицы обычно ритмически организованы.
Ешь просто- доживешь до ста.
Век живи- век учись
Поговорка- жанр устного народного творчества; вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.
В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.
Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием
Портрет пословицы складывается из следующих признаков:
Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей. И до сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются, и еще будут появляться пословицы и поговорки, характеризующие свою веху в истории человека. (3. стр. 232)
2.3. Происхождение пословиц и поговорок
Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, из устного народного творчества, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других писателей в качестве пословиц и поговорок. Основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа. Например, «С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь»
Некоторая часть пословиц возникла из устного народного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как: «Битый небитого везет»; « Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает»; « По усам текло, да в рот не попало». Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено с церковнославянского языка на русский: «Бог дал, Бог взял».
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Многие выражения из произведений наших писателей и поэтов благодаря своей краткости и меткости стали пословицами и поговорками. Например: «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом» (А.С. Грибоедов), «У разбитого корыта», «А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны» (А.С. Пушкин); «Сильнее кошки зверя нет»; «А (да только) воз и ныне там» (И.А. Крылов) и многие другие.
В связи с разными путями возникновения в языке пословицы и в речи ведут себя по-разному. Из этого видно, что одни пословицы нам понятны и без объяснения, а чтобы понять другие, нужно представить какую-то ситуацию. Так, можно выделить три группы пословиц:
1гр. Пословицы в настоящее время не употребляются в прямом смысле: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
2гр. Пословицы имеют два смысла: буквальный (прямой) и иносказательный (переносный): «Кашу маслом не испортишь».
3гр. Пословицы употребляются в буквальном (прямом) смысле: «Лучше поздно, чем никогда».
3. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц, которые использует русский человек. Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения. Роль пословиц заключается еще и в том, что их использование в речи способно украсить её, а также говорит о человеке, который периодически использует пословицы, как о грамотном и образованном. Сегодня вряд ли найдется ситуация, к которой нельзя было бы применить какую-либо пословицу. Пословицы переходят из одного временного пласта в другой, при этом и в новых условиях они становятся довольно актуальными и не теряют свой первоначальный смысл.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Так создаются старые пословицы на современный лад.
Прислушаемся сегодня к языку современников. Язык большинства – шаблонный, сухой, изобилующий иноязычными словами, речь некоторых носителей языка зачастую безграмотная, иногда даже пошлая и в целом не являющаяся образцом для подражания, источником эстетического удовольствия.
3.1 Опытно-экспериментальная работа
Чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки мы провели экспериментальную работу.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа.
1. Анкетирование учащихся
2. Проведение игры « Красна речь пословицей»
2.1 Составление папки «Пословицы и поговорки для младших школьников».
3.Обобщение результатов и выводы по проделанной опытно-экспериментальной работе
После изучения теоретической части, было очень интересно узнать знакомо ли ученикам нашей школы понятие «пословицы и поговорки», какие поговорки они знают, используют ли их в речи. Мы разработали анкеты для учащихся школы. (см. Приложение1).
В анкетировании приняли участие 30 учащихся.
В соответствии с диаграммой 1 на вопрос: Знаете ли вы, что такое пословицы?
Диаграмма 1- Знаете ли вы, что такое пословицы
Диаграмма 2- Знаете ли вы, что такое поговорки
2) Сделал дело, гуляй смело.
3) Поспешишь, людей насмешишь.
4) Семеро одного не ждут.
5) Терпенье и труд всё перетрут.
Самые частотные пословицы и поговорки в употреблении:
1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда
2)Повторенье – мать ученье
3)Ученье – свет, а не ученье – тьма
4)7 раз отмерь, 1 раз отрежь
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся знают больше пословиц, чем поговорок. Вероятно, это связано с тем, что пословицы запоминаются легче, потому что они не только указывают на явление, но и делают из него вывод, который имеет значение для учащихся в школьном возрасте. Поговорка же делает речь образной, красочной, но не содержит каких-либо умозаключений, а это очень часто выходит на первый план в школьном возрасте, когда хочется выделиться среди сверстников, и поговорка может быть использована в молодежном сленге.
С целью стимулировать интерес к пословицам и поговоркам, как к жанру фольклора. Мы разработали и провели интерактивную игру по пословицам и поговоркам в 4 классе. В неё мы включили разнообразные задания, способствующие повышению интереса к использованию пословиц и поговорок в речи. Очень понравилось учащимся задание «Где логика?». Мы предлагали по картинкам угадать пословицу, например, в данных картинках 1-3 была спрятана пословица «Один в поле не воин»
12
После классного часа нами было проведено анкетирование (Приложение 1, Анкета 2) по следующим вопросам:
1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?
Мы подвели результаты и выяснили, что всем учащимся интересно было узнать о пословицах и поговорках и все считают, что они нужны в современном мире.
Результаты второго анкетирования показаны в диаграмме 3:
Диаграмма 3- Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках, и нужны ли пословицы и поговорки в современном мире
Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам.. Это подтвердили и результаты проведённой игры «Продолжи пословицу». Каждомуучащемуся была выдана иллюстрированная карточки 4, на которых была написана вторая часть пословицы:
Карточки 4- Вторая часть пословицы
Мы зачитывали первую часть карточки 5, а учащиеся правильно подбирали верный ответ, зачитывали его и объясняли значение пословиц. Все учащиеся справились с заданием.
Чтобы повысить интерес к пословицам и поговоркам, мы ссоздали папку, в которой собрали разнообразные пословицы и поговорки. К ним даётся доступное и понятное объяснение их значения, приведены примеры использования в русской классической и современной литературе. На каждой странице представлена яркая иллюстрация. С помощью этого материала обучающиеся быстрее овладеют культурно-историческими особенностями русской речи. В папке материал красочно иллюстрирован, что особенно важно, ведь он адресован детям. Данный материал можно использовать во время урочно – внеурочной дечятельности. Страницы из папки показаны на рисунке 1,2.
Рисунок 1- папка «Пословицы и поговорки»
Таким образом, изучив данную тему и проведя опытно-экспериментальную работу, мы пришли к таким выводам:
1. Пословица — это законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Например, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».
2. Поговорка — символичная фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Например, «Свинью подложить» (напакостить).
«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред).
3.Наша гипотеза опровергнута. Пословицы и поговорки, являясь частью культуры народа, для большинства современных школьников остаются актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д. В любое время они будут характерной чертой народа, объектом внимания и исследования.
Речь современного человека обедняется, если в ней отсутствуют пословицы и поговорки – истинные алмазы народной мудрости. Они, несмотря на свою распространенность, не банальны. Поэтому современным школьникам стоит чаще употреблять эти выражения, чтобы их меткость, моральное содержание, юмор, красота постепенно отпечатывались в сознании. Это поможет сохранить наш удивительный язык для будущих поколений.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Мокиенко В.М. Вглубь поговорок.- М:1975. стр. 232
4. Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество.- М.: Высшая школа, 1978. Стр. 440