Для чего нужны потешки и прибаутки
Роль потешек и прибауток в воспитании детей
Рауза Тахташева
Роль потешек и прибауток в воспитании детей
Первыми поэтическими произведениями, которые слышит ребёнок, являются прибаутки, потешки, песенки. Знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребёнка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Хорошо подобранные, с выразительностью рассказанные потешки, прибаутки помогают установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребёнка, должны быть понятны ему. Одни потешки, прибаутки побуждают к действию, другие, наоборот, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Вслушиваясь в певучесть, однообразность народного языка, ребёнок приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Чтение детям потешек, песенок, прибауток обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, даёт толчок фантазии, творчеству.
Дети старшего возраста любят забавные песенки и считалочки, которые можно использовать в игровой деятельности. Важно разучивать с детьми пословицы и поговорки. Их можно использовать как в детском саду, так и в школе в разных видах деятельности. Скороговорки и чистоговорки помогут в совершенствовании речи детей. А избежать переутомления помогут фикультминутки.
Воспитание детей – дело не простое. Оно требует внимания, любви, уважения к растущему человеку. Хочется пожелать успехов педагогам и родителям в этом нелёгком труде!
Ценность фольклора Русский народ создал изустную литературу, мудрые пословицы и хитрые загадки, сказки, былины. напрасно думать, что эта литература была.
Консультация для воспитателей «Чему учат сказки и потешки»
Светлана Лагайская
Консультация для воспитателей «Чему учат сказки и потешки»
Консультация для воспитателей
«Чему учат сказки и потешки»
И не просто речь, а грамотную, красивую, певучую речь. Великий педагог К. Д. Ушинский считал, что поговорки, прибаутки, скороговорки развивают в детях чутье к звуковым красотам родного языка. Дети тоньше чувствуют оттенки речи. В будущем они красиво и правильно пишут и говорят. А еще потешки, поговорки и т. д. помогают расширять словарный запас ребенка благодаря словам, которые в повседневной речи не употребляются. Малыш интуитивно понимает их смысл и запоминает.
Вторая роль этих маленьких стишков – познавательная. Все эти присказки и прибаутки, колыбельные и потешки помогают маленькому ребенку получить поистине энциклопедические знания. Так, именно из потешек ребенок впервые узнает о людях, явлениях, предметах,их свойствах: вода гасит огонь, лисичка охотится за зайцем, а зайка скачет, зимой он беленький, а летом серенький, лисичка хитрая, ну и т. д.
Фольклор – это и своеобразный урок здоровья. Это, конечно, к интеллекту не очень относится, но, как говорится, в здоровом теле – здоровый дух. Ведь приучить малыша чистить зубы, умываться, объяснить, что нужно пить молоко и кушать кашу, порой ох как непросто. И лучше не тратить время на нудные внушения о пользе здорового питания, а спеть простую песенку. Например, колыбельная про волчка, который хватает за бочок, приучает ребенка спать в удобной позе, не абы как, на краешке постели. А бодатая коза грозит рогами тем, «кто каши не ест, молока не пьет…»
И это еще не все. Перечислять удивительные развивающие свойства народных стишков и песенок можно до бесконечности. Это, например,и развитие чувства ритма: «Большие ноги шли по дороге: топ – топ – топ, топ – топ – топ.Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ».
А еще с помощью таких нехитрых стишков и приговорок мама может развивать у малыша чувство уверенности в себе: в колыбельных и потешках рассказывается, каким красивым, умным, богатым и здоровым растет малыш, а это своего рода внушение, будущая программа поведения, или «настрой победителя», как принято выражаться в узких психологических кругах.
«Сказки Ситцевой Страны. Часть 3. Учат в школе, учат в школе…» Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста Весной шли у нас в группе два проекта, про которые я уже писала в своем блоге. Один проект к Дню детской книги, а второй к году Экологии.
Консультация «Как малыши учат друг друга разговаривать?» Консультация логопеда Итак, как же ребенок, который еще не умеет говорить, с трудом понимает речь взрослых, может способствовать речевому.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки!» В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать.
Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.
Консультация для воспитателей С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Кроме того, становится все больше детей с неврологической симптоматикой.
Консультация для воспитателей «Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству. » «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться.
Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.
Мастер-класс для воспитателей: создание сказки с помощью PowerPoint Мастер класс для воспитателей Тема: «Созданиеcrfprb» Цель: Освоение и последующее активное применение технологии создания мультфильма в.
Танец для выпуска в школу «Чему учат в школе» Аудио- в исполнении Юлии Началовой! Вступление –дети встают со стульев и парами расходятся по залу врассыпную лицом к зрителям, к окончанию.
Потешки и прибаутки: в чем разница и как их придумывать
Потешка, пестушка, прибаутка, небылица — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого?
Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.
Отличие прибаутки от потешки и пестушки
Тексты всех этих трех жанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Например:
Потягунюшки, порастунюшки,
В ножки ходюнюшки,
В роток говорок,
А в головку разумок.
Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Эти и другие потешки собраны у нас на сайте:
И это далеко не все!
Прибаутки (от слова «баять», т.е. говорить, приговаривать) — это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог.
Русские народные прибаутки
Как придумать потешку или прибаутку
Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.
Если вы с ребенком сочиняли свои потешки и прибаутки, делитесь ими в комментариях!
🎉 Потешка, пестушка, прибаутка — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого? Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.
Возможно, вам будет интересная новая статья, размещенная на нашем сайте:
Нам такая тоже очень нравилась ,а еще любим эту:
(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут наши пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза) (1)
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. (2)
Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)
Уточка: Та-та-та-та,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза)
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза)
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе поросенка, (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе коровенку, (2 раза)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе лошаденку, (2 раза)
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Потешки и прибаутки – дома, на прогулке и в поликлинике
А также небылицы, пестушки, колыбельные для ребенка первого года жизни.
mamashes педагог, активная мама двоих детей
«Водичка, водичка, умой моё личико. «, «С гуся вода, с дитя худоба!». Хорошо помню эти строки, которые, как заклинание, повторяла моя бабушка, когда умывала и купала меня. И мама моя мне их говорила, и я своим доченькам часто говорю. Особенно маленькой, которой пошел второй годик. В этих словах звучит любовь и ласка, которую чувствуют даже самые маленькие дети. Потешки забавны и лаконичны, но в них заложен глубокий смысл — они помогают новорожденным установить контакт с матерью, сделать приятнее ежедневные процедуры. А детей второго и третьего года жизни помогают развлечь или даже утешить.
Сегодня я уже не представляю свою жизнь без различных пестушек, потешек, небылиц. Растет моя доченька, растет и мой фольклорный запас. Когда Викуся была совсем маленькой, она очень любила слушать пестушки. (Пестушки — от слова «пестовать», в старину оно означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.)
Пестушки мы использовали в играх. Например, я сажала доченьку на коленки и говорила:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!
Когда Викуська училась ходить, выучили новую пестушку:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Постепенно к пестушкам добавлялись потешки — песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. Умывая свою доченьку, я говорю:
Водичка-водичка,
Умой Викуське личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Доченька очень любит качаться на лошадке-качалке. Ей нравится, когда в это время я читаю ей вот эту потешку:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в яму
Бух!
Наша любимая, конечно, «Ладушки, ладушки». Эта потешка преподносится ребенку с целью научить самостоятельно выполнять последовательную цепь игровых действий.
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у:
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Особая роль в нашей с Викуськой жизни отведена прибауткам. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями, но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет.
Моя малышка после полугода очень не любила ездить в коляске, часто плакала, вертелась. Я тихонько напевала детские песенки, это её немного отвлекало, но проблема все равно оставалась. На наше счастье подарили Викуське очень хорошую книжку с красивыми иллюстрациями и небольшими стишками-прибаутками. Доченька очень любит рассматривать рисунки и слушать стихи. Вскоре мы купили еще несколько книг детского фольклора. Читая стихи каждый день по несколько раз, я выучила многие из них наизусть и часто рассказываю дочке. На улице малышка стала намного меньше плакать, а наши прогулки стали еще интереснее. Например, когда мы видим кота, я рассказываю стишок про кота:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
А когда видим петуха, то, конечно, вспоминаем всем известную небылицу:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Несколько раз нам приходилось сидеть в коридоре областной больницы и ждать своей очереди для проведения процедур. Тот, кто хотя бы раз просидел с ребенком в подобном месте несколько часов, поймет, как это утомительно для малыша. Вот здесь мне и пригодилось знание потешек и прибауток. Мы с мужем то носили доченьку на руках, то сажали на колени и играли с ней. И, конечно, я рассказывала ей любимые потешки, прибаутки.
Бывало, что другие мамы подводили к нам своих детишек послушать стишки и удивлялись, сколько же я их знаю. Что тут скажешь? Во-первых, я очень люблю свою доченьку и хочу, чтобы она воспитывалась в традициях русского народа, чтобы у нее развивалась речь и познавательные способности. Во-вторых, фольклор дает возможность мне не только сделать жизнь ребенка интереснее, но и помогает успокоить и отвлечь, когда это нужно.
Сейчас мы осваиваем новый фольклорный жанр — небылицы. (Песенки-небылицы и перевертыши — особый вид прибауток, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира.)
Несколько небылиц дочка узнает с первых строк. Если я начинаю говорить «Тень-тень-потетень, выше города плетень. «, она улыбается. Я тоже ей улыбаюсь и стараюсь читать эмоционально, с любовью.
Хотя небылицы предназначены для детей более старшего возраста, я выбрала несколько, которые читаю с удивлением, чтобы было понятно, что это что-то невероятное.
Напоследок хочется отметить еще и колыбельные песни. Я выучила несколько популярных колыбельных, в том числе из кинофильмов, но доченька моя не может уснуть под них. Наоборот, начинает прислушиваться, открывает глаза. А лучше всего засыпает, слушая русские народные колыбельные и стихи. Любимые дочкины «сонные» я повторяю по кругу несколько раз:
Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Ходит сон по хате
В сереньком халате.
А сониха — под окном
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Вот так, с пестушками и потешками, небылицами и прибаутками, мы с доченькой познаём мир.
Чем народные потешки и пестушки полезны для развития малыша
Изучая разные методики, покупая дорогие пособия и игрушки, мы порой упускаем из виду самые простые вещи. Например, народные потешки и пестушки, которые необходимы ребенку для полноценного развития.
Юлия Каспарова
педагогика
Детский поэт Вадим Левин очень точно подметил, что у няни Пушкина, по нашим меркам, было высшее педагогическое образование. И современным мамам стоит взять на вооружение традиции народной педагогики. Возможно, кто-то считает потешки пережитком прошлого, чем-то немодным и несовременным. Но это совсем не так! И вот почему…
Народная мудрость
Фольклорная поэзия для малышей впитала в себя многовековую народную мудрость. Не может быть бессмыслицей то, что любовно передавалось из поколения в поколение, что дошло почти в неизменном виде до наших дней. Как еще иначе объяснить феномен «Ладушек» иди «Сороки-вороны»? Ведь при всем разнообразии малышовых игр и игрушек, современных авторских стихов и разработок, трудно отыскать что-либо более полезное и развивающее для полугодовалого крохи, чем подобные незамысловатые народные игры. Так забавляли нас мамы и бабушки, так забавлялась детвора на Руси много веков назад. И точно так же теперь играем мы со своими малышами.
Потешки — не просто развлечение. Это самые первые уроки для малыша. Какие же? Прежде всего, уроки родной речи. И хотя кроха еще не понимает смысла сказанного, слушая незамысловатые мелодичные строки в мамином исполнении, он уже учит родной язык, накапливает необходимую информацию для успешного овладения речью в будущем.
Потешки дают возможность ребенку приобрести чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность речи. А еще помогают лучше понять окружающий мир и себя самого, знакомят с самыми первыми словами и понятиями. Они как бы организовывают день малыша, ведь самые важные и интересные моменты общения с крохой можно сопровождать потешками. Но важнее всего, пожалуй, та любовь и нежность, которую вкладывает мама в стихи и песенки, слова, вселяющие в малыша уверенность, что он любим и защищен.
Читайте также
Пестовать — значит любить
Самые первые малышовые стишки и песенки называются пестушками. Это сейчас мы говорим «нянчить, растить, любить, ласкать, ухаживать». А раньше все это называлось одним емким словом «пестовать». От него-то и пошло название «пестушка». Их приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения.
Интересно, что наши предки вкладывали в пестушки несколько иной смысл, чем мы сейчас. Они считали, что подобные ритмичные напевы — магическая и лечебная процедура для малыша. Происходит как бы синхронизация маминых и деткиных биоритмов с биоритмами природы. Этакие заговоры на здоровье, силу, счастье. И даже если вы относитесь к подобной теории скептически, попробуйте начинать утро малыша с простой пестушки. Это доставит массу приятных минут и вам, и крохе (бабушка тоже может участвовать). Вот увидите, как будет радоваться малыш веселым и ритмичным строкам, как будет узнавать знакомые стишки. А для вас это еще один дополнительный способ выразить малышу свою ласку и любовь.
Итак, просыпаемся. Малыш потягивается после сна, а мы гладим его бочка и животик, чуть потягивая и приговаривая:
Мы проснулись, потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись!
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Сразу захотелось и самому улыбнуться солнышку, порадоваться приходу нового дня! А можно приговаривать и так:
Потягушки, потягушечки!
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем…
Ну, разве могут не сбыться такие замечательные и добрые мамины (или бабушкины) слова?