Для чего нужны потребности

Потребности человека: биологические, социальные, духовные. Интересы человека.

Содержание:

↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.

Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Для чего нужны потребности. Смотреть фото Для чего нужны потребности. Смотреть картинку Для чего нужны потребности. Картинка про Для чего нужны потребности. Фото Для чего нужны потребностиБиологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

↑ Пирамида потребностей А. Маслоу

Для чего нужны потребности. Смотреть фото Для чего нужны потребности. Смотреть картинку Для чего нужны потребности. Картинка про Для чего нужны потребности. Фото Для чего нужны потребности

ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.

Экзистенциальные включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.

Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.

Престижные или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.

Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.

На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (саморазвитие, самосовершенствование).

Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.

Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

↑ Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

Склонность — направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Источник

Павел Зыгмантович

Психолог. Делаю сложное понятным

Потребности: самое главное и важное

Для чего нужны потребности. Смотреть фото Для чего нужны потребности. Смотреть картинку Для чего нужны потребности. Картинка про Для чего нужны потребности. Фото Для чего нужны потребности

Меня давно просили написать о потребностях человека. Что ж, вот – прошу к столу.

Сразу отмечу – тема эта большая, поэтому я буду максимально сжимать и огрублять, чтобы оставить самое важное.

Я опираюсь на работы советского психофизиолога П. В. Симонова [1] и американских психологов Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райана. [2]

Приготовьтесь, текст будет сложный и большой.

Что такое потребность?

Симонов использовал сложное определение, суть которого такова: потребностью является постоянная необходимость организма в той или иной связи с внешней средой для сохранения и/или саморазвития.

Когда потребность возникает, человек начинает сознательно или автоматически искать возможность её удовлетворить. Когда такая возможность найдена, мы говорим об опредмечивании потребности (ведь человек понял, какой предмет может удовлетворить потребность) и в этот момент возникает мотивация.

Например, голод – это состояние, через которое человек понимает, что пора удовлетворить потребность в питании. Обдумав всё хорошенько, человек решает поесть, допустим, драников – вот и опредмечивание случилось. А дальше появляется мотивация, которая помогает подняться с дивана и проделать всю сложную процедуру приготовления.

Проблема с классификацией потребностей очевидна – что брать за основу? Менделеев классифицировал химические элементы на основании атомного веса, а в случае с потребностями – куда смотреть?

Возможно, самый подходящий вариант – это идея развития. Любое живое существо развивается всю жизнь, то есть осваивает разные среды – от среды обитания до среды интеллектуальной (навыки, опыт, идеи). При этом живые существа во многом опираются на эмоции. Так называемые отрицательные эмоции помогают сохранить жизнь и здоровье (например, страх), а так называемые положительные помогают двигаться вперёд (самый лучший пример – эмоция интереса).

Виды потребностей

Исходя из всего этого, потребности раскладываются на три неравные части.

1. Витальные потребности помогают сохранять живой организм в целости и сохранности (потребность в кислороде, воде, еде, сне, температурном режиме, экономии сил и т.п.). У них два отличительных признака. Во-первых, если их не удовлетворить, организм погибнет. Во-вторых, их организм может удовлетворить самостоятельно, без помощи сородичей (если летучая мышь ловит мошку и съедает её, это она делает одна, без помощи сородичей и самой мошки).

2. Социальные потребности помогают размножаться и сохраняться (например, зубрам в стаде легче отбиться от волков, а волкам в стае легче затравить одинокого зубра). Неудовлетворение этих потребностей, во-первых, не ведёт напрямую к смерти, однако сильно подрывает здоровье (человек в камере-одиночке без общения не умрёт, но может сойти с ума). Во-вторых, их невозможно удовлетворить самостоятельно, обязательно нужен сородич.

Сила этого типа потребностей так велика, что собаку можно дрессировать только с помощью ласки, без всякого пищевого подкрепления (настолько у домашних собак сильны социальные потребности).

Другой пример на ту же тему – когда крысам давали на выбор трудный и лёгкий способ получения пищи, они выбирали лёгкий (см. потребность в экономии усилий). Но когда лёгкий способ приводил к проблемам у другой крысы (её били током), 80% крыс переходили на трудный способ получения пищи. Лишь бы товарищу не было плохо. Социальные потребности делятся на две категории – «для себя» и «для других». Как видим, даже у крыс благополучие другого зачастую важнее собственных мелких потребностей.

3. Идеальные потребности помогают живому существу осваивать среду (это исследовательская потребность, игровая, потребность в свободе). Коты, попав в новую квартиру, тщательно её осматривают, хотя им это не приносит ни еды, ни секса. Люди по той же причине хотят поехать в новую страну или узнать что-нибудь интересное. Главный признак таких потребностей – они не связаны с текущей ситуацией напрямую, они всегда ориентированы в будущее.

Например, когда щенок гоняется за мухой, ему от этого здорово и приятно, но поимка мухи его не накормит. Зато позволит отточить разные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем. Исследование возникает даже тогда, когда животное сыто, – ему просто интересно изучать всё, до чего удаётся дотянуться. Идеальные потребности можно удовлетворять и самостоятельно, и вместе с сородичами.

Эти группы потребностей живут отдельно. Они могут смешиваться в конкретной деятельности, но не выводятся друг из друга. Если хотите, это как три ствола дерева из одного корня.

Психологические потребности

Выше были, если так можно выразиться, неспецифические потребности, они есть у каждого живого существа. Можно назвать их биологическими. У человека же можно выделить и дополнительные, психологические потребности. Здесь я опираюсь на работы Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райана и их теорию самодетерминации.

Они выделяли потребности в компетентности, причастности и автономности.

Потребность в компетентности – это стремление наращивать мастерство и уметь всё больше и больше. Если шире, то знать, что можешь справиться с любыми проблемами. Нетрудно увидеть, что это психологическое измерение витальных потребностей. Чем больше человек умеет, тем легче ему обеспечить себе еду и воду (Симонов, кстати, называл это потребностью в вооружённости и указывал, что у животных она тоже есть – например, цыплята учатся клевать просто на камушках, развивая точность).

Потребность в причастности – это стремление взаимодействовать с людьми, заботиться и получать заботу, находиться в связи с кем-то. Это, как легко догадаться, вариант социальной потребности.

Потребность в автономии – это стремление самостоятельно принимать решения о своей жизни, выбирать свою дорогу. Тут мы видим психологический вариант потребности в свободе, которая относится к идеальным потребностям. Эту потребность ещё называют потребностью в контроле – в контроле собственной жизни (а не чужой, это важно!).

Здесь тоже работает эмоциональная окраска – отрицательные эмоции побуждают человека, например, работать, чтобы не умереть от голода, а положительные помогают развиваться в профессии, ставя перед собой всё более трудные задачи. И деятельность, вроде бы, одна и та же, а окрас разный.

Человек, у которого удовлетворены все эти потребности, будет спокойным, уверенным и довольным жизнью – ведь он знает, что он может худо-бедно справиться со всеми проблемами, у него есть любящие и любимые, он сам решает, куда жить. Красота!

Как работают потребности

Надо отметить, что человеческое поведение всегда полимотивировано – например, человек может поехать в путешествие не только для получения новых впечатлений или увеличения собственной автономности, но и чтобы сделать много фоточек, которые можно выставить в Инстаграме и получить много-много лайков.

Другой пример – альтруизм. Человек может прыгнуть в огонь за чужими детьми потому лишь, что это нормально в его культуре и потому, что это поможет устранить эмоциональный негатив детей и их родителей, а может хотеть спасти детёнышей для продолжения вида, похвастаться своей смелостью, испробовать себя на прочность и доказать окружающим, что он может сам решать, как ему распоряжаться своей жизнью. Подчеркну – это всё может быть одновременно.

Потребности всегда «борются» друг с другом, стремясь стать доминантной, при этом психологические потребности зачастую могут побеждать биологические, особенно если речь идёт о потребности в причастности или в автономии. Человек может насколько хотеть быть автономным, что преодолеет даже химическую зависимость (да, и такое бывает).

Надо ещё отметить, что Симонов отдельно выделял психологическую потребность в воле, которую выводил из потребности в преодолении препятствий. На мой вкус, это производное от потребности в компетенции и автономии, но в подходе Симонова есть один важный момент – очень практичный.

Если воля «выросла» из стремления преодолеть препятствие, то всё, что вам нужно, для её «включения» – это увидеть что-либо в виде препятствия. Например, если вы хотите отвлечься от работы на игру в телефоне, можно представить эту игру в виде препятствия – и тогда вам захочется его преодолеть (ведь оно, во-первых, ущемляет вашу автономию, а во-вторых, преодоление этого препятствия сделает вас более компетентным).

Ну и чтобы два раза не вставать. Личность, по Симонову, это «индивидуально неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных (витальных, социальных и идеальных) потребностей данного человека, включая их разновидности сохранения и развития, «для себя» и «для других».

Соответственно, личность определяется тем, какие именно потребности и как долго доминируют у данного человека. Всё это может перестраиваться под воздействием разных факторов – и внешних (например, мода) и внутренних (например, выводы, сделанные в какой-либо ситуации).

А у меня всё, спасибо за внимание.

Источник

Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

Для чего нужны потребности. Смотреть фото Для чего нужны потребности. Смотреть картинку Для чего нужны потребности. Картинка про Для чего нужны потребности. Фото Для чего нужны потребности

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

Система потребностей также формируется по особым правилам:

Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Какие потребности есть у человека

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Для чего нужны потребности. Смотреть фото Для чего нужны потребности. Смотреть картинку Для чего нужны потребности. Картинка про Для чего нужны потребности. Фото Для чего нужны потребности

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Для чего нужны потребности. Смотреть фото Для чего нужны потребности. Смотреть картинку Для чего нужны потребности. Картинка про Для чего нужны потребности. Фото Для чего нужны потребности

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Для чего нужны потребности. Смотреть фото Для чего нужны потребности. Смотреть картинку Для чего нужны потребности. Картинка про Для чего нужны потребности. Фото Для чего нужны потребности

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

Для чего нужны потребности. Смотреть фото Для чего нужны потребности. Смотреть картинку Для чего нужны потребности. Картинка про Для чего нужны потребности. Фото Для чего нужны потребности

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Дошкольный период, младший школьный возраст

Подростки

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *