Для чего нужны правила этикета 7 класс

Зачем нам этикет и как произвести хорошее впечатление на всех?

Нам всем хотелось бы производить хорошее впечатление на окружающих, чтобы это выглядело легко и естественно. Но как этого добиться? Что делать, если наши знания этикета и хорошие манеры оставляют желать лучшего? Записаться на экспресс-курс по этикету? Заучивать нужные правила перед каждым мероприятием? Избегать официальных встреч?

Что такое этикет и как его понимать современному человеку?

Этикет — это общепринятые правила поведения человека в обществе. Эти правила описывают как вести себя в той или иной ситуации и основываются на представлении общества о том, что правильно, а что неправильно. Это часть внешней культуры человека.

Слово пришло к нам из Франции, когда король Людовик XIV учил свою придворную знать поведению за столом. Чтобы они лучше запомнили правила поведения, каждому выдавалась записка-напоминание. Эти карточки и назывались этикетки, отсюда «этикет» — свод правил.

Однако, сами нормы и правила придумал не Людовик — они существовали еще в древние времена. Его заслуга в продвижении культуры и термина.

Что важно знать про этикет:

Каждый человек, как часть социума, своим поведением, манерами и навыками общения влияет на то, что будет считаться нормальным в обществе, что нового появится в правилах поведения, а так же какие нормы станут запретными. Отсюда национальные, временные и культурные различия в этикете. Этикет просто не может быть неподвижным и строго узаконенным, так как общество меняется, развивается, эволюционирует.

Популярное и общеупотребительное постепенно становится нормой, а затем правилом — вот основной принцип развития этикета.

Сначала женщинам нельзя было и подумать, чтобы ходить в брюках, затем общество «позволило» (женщина на войне и работа в «мужских» профессиях) их носить. Постепенно учителя, врачи, бизнесмены и политики стали позволять себе простые скромные черные брюки, потом яркие костюмы, затем джинсы. То есть буквально за 100 лет, с одобрения общества, гардероб женщины претерпел революционные изменения. Этикет изменился, и теперь никто не покажет пальцем на женщину в брюках — это обыденное явление.

Или, например, история про правила этикета юной леди — говорить только после разрешения взрослых, быстро не бегать, не класть ногу на ногу. Часть этих правил устарела, часть осталась актуальной. Естественно, девочки могут заниматься спортом (о чем еще сто лет назад нельзя было и подумать), играть в шумные и подвижные игры, но по-прежнему важно контролировать себя — не слишком ли громко, опрятный ли внешний вид?

Зачем в обществе существуют правила этикета

А зачем вообще нужны правила этикета в обществе, если придерживаться их не обязательно и они так быстро меняются? Сложно сказать наверняка. Возможно, чтобы люди не превратились в первобытных или животных, поддерживали гордое звание высшего разума на планете.

Этикет — это своеобразные рамки поведения человека. Он помогает людям из разных социальных или культурных групп придерживаться одной линии поведения, демонстрировать уважение к окружающим и их обычаям. Кроме того человек демонстрирует уровень своей культуры и образования.

Мы первыми здороваемся со старшими, уступаем место женщинам и пожилым, помогаем немощным, не обижаем слабых. Всё это — этикет, моральные нормы и нравственные ориентиры, которые приняты в обществе и поддерживаются большинством.

Проблемы в изучении этикета

Основная сложность в нашем старании следовать правилам этикета и его изучении — огромный разрыв в понятии общепринятых норм и правил в современном мире.

То, что вчера казалось естественными и понятными ценностями, сегодня во многих странах отвергается как устаревшие пережитки прошлого, а то, что еще вчера считалось неприемлемым, агрессивно навязывается как норма поведения. Особенно явно это прослеживается в западных странах.

Например, в традиционном обществе, по правилам этикета, женщину представляют мужчине первой, младшие по возрасту представляются старшим, женщина может не вставать при знакомстве с мужчиной, а мужчина встать обязан. То есть по этикету важно учитывать как возраст, так и пол людей в компании.

С одной стороны, это правильно и вполне естественно в нашем понимании. С другой стороны, приехав, например, в Европу или Америку, такими правилами хорошего тона можно нажить себе проблем. Там акцент на гендерной принадлежности человека может оказаться оскорбительным для некоторых приверженцев новых ценностей.

Зачем нужно подчеркивать, тот факт, что одна женщина старше другой, и можно ли при нынешнем искусстве макияжа и пластических операций доподлинно узнать возраст? Любой человек скажет, что это неэтично, перевернув тем самым шаткое понятие этикета.

В некоторых сообществах упоминание половой принадлежности человека может быть воспринято, как навязывание ярлыков, оскорбление. Может быть, у таких людей есть свой этикет?

Это, конечно, крайности, намеренное утрирование ситуации и доведение до абсурда, но все же этикет уже не выглядит таким незыблемым сводом правил!

Вот еще несколько неоднозначных ситуаций. К примеру, вас всё детство бабушка воспитывала: «Пей чай и ешь бесшумно, не всысывай в себя суп с ложки с громким свистом — это неприлично». Вы поехали в Китай, попали на ужин в китайскую семью и с удивлением услышали, что там такой свист стоит, что бабушка упала бы обморок. Гости хотели оскорбить хозяйку? Ничуть! Именно так, шумным прихлебыванием они выражали свой восторг: «Всё вкусно, спасибо! Видите, как мы аппетитно едим?»

Или мама отчитывает сына и говорит: «Смотри мне в глаза! Я разговариваю с тобой, а ты шаришь глазами по потолку — это неуважение!» Человек учится при разговоре смотреть собеседнику прямо в глаза. Но, оказавшись в некоторых восточных странах узнает, что, оказывается, пристально смотреть в глаза собеседнику — это вызов, подчеркнутое пренебрежение, вражда.

Будем честны, многие правила этикета сложно представить в современной жизни! Вчера считалось правильным одно поведение, сегодня другое. Очень сложно сегодня однозначно описать «правильный» этикет. Однако, списывать его со счетов еще рано, и знать его каждому человеку, который считает себя культурным и образованным, обязательно нужно! Просто стоит более внимательно относиться к культурным особенностям разных групп людей.

Знание и следование этикету позволит вам произвести хорошее впечатление на окружающих и оставить о себе только приятные воспоминания!

Основные правила этикета

Как же быть, если нормы и правила поведения в разных странах или даже в разных социальных группах внутри одной страны могут быть совершенно разными? Есть несколько простых советов, которые помогут избежать неловких ситуаций и продемонстрировать хорошие манеры.

Во-первых, как бы банально это не звучало, но каждый раз, готовясь к новой встрече, следует вспомнить правила поведения в соответствующих местах.

Пригласили в ресторан, театр или на встречу с незнакомыми людьми — освежи в памяти, как вести себя в такой ситуации.

Во-вторых, базироваться на «трех китах» этикета — вежливости, аккуратности и чувстве такта. В любом случае следить за своим поведением.
В-третьих, знать основные правила этикета. Их не так много, поэтому любой человек сможет их освоить и запомнить.

В ресторане за столом

Несколько важных правил поведения за столом:

Кто должен здороваться первым

Это маркер, который наряду с поведением за столом, ясно даёт понять окружающим, знаком человек с этикетом или нет. Итак, кто должен первым здороваться в различных ситуациях:

Кстати, именно вежливость в общественных местах вызывает больше всего затруднений. Если в лифте еще более или менее понятно, все присутствующие заметят входящего, то как быть в автобусе, самолете, при входе в зал ресторана, класс?

Специалисты по этикету рекомендует в любом случае проявлять учтивость и вежливость. Входящий всегда должен нейтрально поздороваться, если с кем-то встретился глазами, обратил на себя внимание или у дверей есть встречающий: стюардесса, учитель, метрдотель. В остальных случаях, когда ваш вход остался незамеченным, правильно будет не здороваться.

Правила этикета в школе

Правила этикета в школе практически ничем не отличаются от обычного повседневного этикета. Немного больший акцент в школе делается на пару моментов:

Некоторые дополнительные правила могут быть прописаны в уставе школы. Кроме этого, ребенок всегда должен быть вежливым как по отношению к учителям, так и по отношению к другим учащимся.

В школе и детском саду не зря уделяют большое внимание этикету, постоянно поправляют детей, воспитывают. Этим педагоги закладывают общую культуру поведения человека. Хорошие манеры для детей плавно переходят во взрослую жизнь.

Правила сетевого этикета

Многие задаются вопросом, действуют ли правила этикета в интернете? Ведь на форумах, в чатах и группах предпочитают неформальное общение.

Тут стоит понимать, что неформальное свободное общение — это тоже общение в рамках этикета. Уже сформирован особый сетевой этикет, за соблюдением которого пристально следят и сами участники, и модераторы, и администраторы ресурсов. Следует помнить, что неформальное общение не предполагает неграмотную речь. Уточнить как пишутся слова можно на специальных ресурсах в интернете: https://pravopisanie.com/slova/kak-pishetsya/

Кстати, сетевой этикет — один из самых строгих! Если, предположим, человек некрасиво ведет себя за столом, его соседи просто подумают о нём: «Невежа, не воспитанный и некультурный человек», но никому не придет в голову выгнать его из-за стола или уйти самим. В сети даже за незначительное нарушение тебе могут сделать замечание, исключить из группы или заблокировать. Поэтому многие пользователи четко следуют сетевому этикету, чтобы не лишиться друзей и общения.

Правила речевого этикета

Правила речевого этикета нам знакомы еще с детского сада, тем не менее, некоторые люди их игнорируют. Чтобы с вами любили общаться и считали воспитанным человеком, придерживайтесь простых правил:

Идеально, если речь четкая, разборчивая, без слов-паразитов и повторов. Этот навык можно потренировать — запишите свою речь на диктофон и послушайте, все ли хорошо? Теперь исправьте ошибки, и повторите запись.

Правила телефонного этикета

Таких правил немного, поэтому запомнить их довольно легко:

Правила телефонного этикета тоже изменились за последние годы. Сейчас не приняты долгие вступления и прощания, витиеватые фразы в деловом разговоре, длительные паузы.

Если раньше в приоритете был телефонный разговор, то теперь собеседник может сказать: «Извините, я вам перезвоню через пару минут», чтобы отвлечься на разговор с кем-то более важным.

Этикет переписки

Если вы пишете деловое письмо (электронное или бумажное), обязательно укажите, кто вы и укажите ваши контактные данные.

При переписке в мессенджерах с близкими знакомыми и друзьями здороваться и прощаться можно стикерами, отвечать коротко – ок, хорошо, сделаю.

В этикете важно различать разные его виды и уметь применять нужный. Согласитесь, чопорность и нарочито подчеркнутое владение столовыми приборами неуместно за дружеским столом, а хлопанье по плечу и посадку вразвалочку не поймут на торжественном мероприятии.

Не знаете, как вести себя в той или иной ситуации, но хотите оставить хорошее впечатление о себе? Ведите себя культурно, этого вполне достаточно!

Источник

Классный час на тему «Этикет» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный час «Этикет»

Цели: способствовать усвоению основных этических требований в поведении и общении с людьми; формировать навыки культурного поведения; развивать мышление, воображение, чувство ответственности; формировать благоприятное эмоциональное состояние; продолжить работу по коррекции слухового восприятия и речи детей.

I .Орг.момент : (За экраном)

— Поздоровайтесь с гостями.

-Как ты меня слышишь?

-Ты слышишь меня хорошо?

-Как ты себя чувствуешь?

-Сегодня у нас классный час. Тема зашифрована. Проведите глазками от цифры к букве и прочитайте тему.

— Как называется наш классный час?

— Что я скажу? Повторите, соблюдая ударение и правила орфоэпии (За экраном)

— Все слова вам знакомы?

— А где можно найти значения незнакомых слов?

— Возьмите словарь и найдите слово «этикет».

По словарю: «Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения».

— Никита, повтори, что услышал.

— Лена, что такое «этикет»?

Слово «этикет» пришло к нам из французского языка и обозначает манеру поведения.

Итак, этикет – установленный порядок поведения людей в обществе.

Сущность этикета заключается в уважении к окружающим. И я надеюсь, что вы для себя навсегда усвоите «золотое правило» этикета: «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе».

С этикетом тесно связаны правила вежливости.

— Скажите, кто такой – вежливый?

— Давайте посмотрим в словаре, что означает слово «вежливый».

По словарю: «Вежливый – человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».

— Никита, повтори, что услышал.

Слово «вежливость» происходит от старославянского слова «веже», то есть «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как вести себя в обществе, с уважением относиться к окружающим.

В начальной школе мы с вами составляли правила вежливости. Давайте их вспомним. (Дети называют по очереди, воспитатель открывает карточки на доске).

1.Всегда говори вежливые слова.

2.Будь приветлив и вежлив со всеми.

3.Не спорь по пустякам.

4.Не отвечай на грубость грубостью.

5.Не обижай других людей.

6.Спеши делать добро.

Испанский писатель Сервантес сказал: «Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого как вежливость».

— Как вы понимаете эти слова?

И у нас в русском языке есть много пословиц и поговорок о вежливости. Мы с вами говорили об этом. И сейчас вам задание «Составь из 2-х частей пословицы и поговорки о вежливости».

Вежливости открываются все двери.

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

На добрый привет – добрый ответ.

Доброе слово и кошке приятно.

— Прочитай первую (вторую и т.д.) пословицу.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Даня, скажи пословицу по памяти.

— А как вы думаете, есть среди этих русских пословиц пословица, которая по смыслу похожа на слова испанского писателя Сервантеса?

— А как же быть вежливым? (Ответы детей)

(Нет ничего проще. Во-первых, для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее).

Давайте же вместе вспомним вежливые слова.

Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания, спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, простите, извините.

— Для закрепления вежливых слов поиграем. Игра называется «Угадай, кто сказал». (Ведущего поворачивают спиной к детям. Дети по очереди называют какое-либо вежливое слово. Надо угадать, кто сказал).

— Пожалуйста, посмотрите направо.

— Пожалуйста, поднимите голову, посмотрите на потолок и скажите: «Ура».

— Поднимете вверх правую руку.

— А теперь левую руку.

— Пожалуйста, поднимите вверх обе руки.

— Пожалуйста, опустите руки на колени.

— Пожалуйста, улыбнитесь гостям.

— Спасибо, наша игра закончена. Молодцы. Хорошо справились с моими заданиями.

— А теперь перейдём к правилам этикета. Предлагаю вам проверить свои знания правил этикета, применяемых в общественных местах.

(Дети отвечают самостоятельно на тесты. Потом воспитатель зачитывает вопрос, дети дают свой ответ. Простым карандашом дети исправляют ошибки в своих тестах).

1.Кто должен здороваться первым?

б) кто проходит мимо.

2.Кто первым здоровается при входе в помещение?

а) тот, кто входит в помещение

б) тот, кто находится в помещении.

3.Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?

4.Кто первый протягивает руку при знакомстве?

а) младший старшему

б) старший младшему

5.Кто уступает место в транспорте пожилым людям, инвалидам, женщинам с детьми?

6.Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?

7.Вы встретили на улице приятеля (подругу), который гуляет со своими друзьями. Ты поздороваешься:

8.Должны ли снимать перчатки мужчины перед рукопожатием?

9.При входе в общественный транспорт, кто входит первым?

10.При выходе из общественного транспорта, кто первым выходит?

11.Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару?

12.Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым?

13.Вы заходите, например, в магазин. Кто должен пропустить?

14.Вы пришли в театр. Вам надо пройти на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?

а) спиной к сидящим

15.Можно ли разговаривать во время спектакля?

16.Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?

б) можно, если голоден

в) можно во всех случаях

17.Можно ли громко разговаривать в музее, на выставке?

18.Можно ли приходить в гости без предупреждения?

19.Как поступить со сладостями, фруктами, полученными в подарок?

а) раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону

б) раскрыть, поблагодарить и угостить всех присутствующих.

Посмотрите свои ответы. Были у вас ошибки? Вы их исправили? Вы запомнили правильные ответы?

IV . Заключительная часть. Ребята! Что бы вы не делали, вы всегда должны помнить, что вы живёте среди людей, вас окружают ваши близкие, ваши друзья, просто незнакомые люди. И вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит этикет, подлинное воспитание и подлинная вежливость. Воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих и в ответ вы получите такое же отношение к вам.

— Какая тема классного часа?

— Какое новое слово узнали?

— Для чего надо быть вежливыми, выполнять правила этикета?

— Скажите, а вы вежливые люди?

— А что вам надо сделать, чтобы быть по-настоящему вежливыми?

— Давайте украсим наше дерево. (Зелёный листик – классный час понравился, прошёл интересно, полезно, плодотворно. Жёлтый листик – классный час прошёл неплохо. Красный листик – классный час не понравился).

Источник

Классный час «Что такое этикет?» (6-7 классы)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный руководитель: О.С. Шакина 6-7 класс

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться.

расширить представления детей о правилах этикета;

развивать умение правильно оценивать себя и других;

формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

Воспитание уважительного отношения к окружающим.

Знакомство с правилами этикета.

Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

стихотворения А. Усачёва, И. Горюновой;

заготовки пригласительных открыток;

набор для сервировки стола на 4 персоны

викторина “Застольный этикет”;

тест “Знаток этикета”;

листки бумаги и ручки для составления правил внешнего вида воспитанного человека.

2015/2016 учебный год

Вступительное слово учителя

Андрей Алексеевич Усачёв. Что такое этикет?

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?

Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Ученик 2. Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу или перчатку при приветствии.

Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Ведущий. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

Ученик 3. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Ученик 4. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Ведущий. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик 5. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Ведущий. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

— Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

— Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

— О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Ведущий. Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Ученик 6. Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

древние греки – “Радуйся!”,

современные греки – “Будь здоровым!”,

арабы – “Мир с тобой!”,

индейцы – “Все хорошо!”,

англичане и американцы – пожимают друг другу руку,

Источник

Классный час с мультимедийным сопровождением в 7 классе «Этикет, или ещё раз о хороших манерах»

Конспект классного часа в 7 классе с мультимедийным сопровождением

«Этикет, или ещё раз о хороших манерах »

Работа по изучению правил культурного поведения ведётся с учащимися постоянно. Эти знания помогут школьникам увереннее работать над становлением своего характера, свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях, видеть себя со стороны, отчего и окружающим, и самим школьникам станет лучше и приятнее жить.

На данном классном часе школьникам предстоит показать свои знания правил культурного поведения.

— расширение знаний о правилах культуры поведения.

— углубление понимания нравственного смысла данных правил.

— формирование положительного отношения к правилам культуры поведения: стимулирование контроля и самоконтроля за основными правилами культуры поведения.

1. Дать понятие об этикете, раскрыть историю понятия этикет;

2. Понимать важность соблюдения этикета;

3. Контролировать своё поведение в различных жизненных ситуациях. (слайд №2)

Вид мероприятия: устный журнал

1. Освоение научных понятий, овладение умениями и навыками, оценивание поступков.

2. Осмысление ценностного содержания понятия “этикет”.

3. Формирование позитивной личностной позиции по отношению к категории этикета.

Оформление: цытаты и высказывания знаменитых людей об этикете:

Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. – Ж. Руссо.

Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф. Честерфилд

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Д. Свифт

«Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием:

не причиняете ли вы зла, неприятностей,

неудобств людям своими поступками.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Сегодня быть вежливым не просто важно, а необходимо. Сколько неприятных столкновений можно избежать, если быть немного терпимее к окружающим. Переполненный транспорт, длинные очереди, плохое настроение родных и друзей – что только не может испортить нам день. Но, если точно знать, как вести себя в стрессовой ситуации, то можно избежать ненужных конфузов.

С чего начинается утро?
— От того, как началось ваше утро во многом зависит, как пройдет ваш день. Вы знаете выражение «встал ни с той ноги»? Так обычно говорят о людях, у которых утро не заладилось, они весь день ходят злые и у них ничего не получается. Как вы считаете, почему утро во многом создает настроение на весь день?
Ребята отвечают.
На настроение оказывают влияние и погода за окном, и люди, которых вы видите и даже ваш завтрак. Как начинаете ваше утро?
Ребята отвечают
Самое главное – это улыбка. И не важно, кому вы будите улыбаться: солнышку, тучке, другу. Помните такую песенку «От улыбки станет всем светлей». Это правда. Ели хотите, чтобы утро было добрым, то и считайте его добрым. Скажите друзьям, педагогам, «Доброе утро!». И оно действительно станет таким.

Сервантес писал: «Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость ». Это высказывание будет эпиграфом нашего классного часа. (слайд №3)

Что же означает слово этикет? Давайте обратимся к словарям, какое толкование они нам дадут?

Учитель. Слово этикет (от французского «etiquette») означает манеру поведения, то есть правила учтивости, вежливости и толерантности, которые приняты в обществе. Знание и соблюдение правил этикета – своего рода ярлык, по которому многое можно узнать, например, где человек вырос, какой стиль общения был принят у него дома, насколько внимательно и бережно относится он к людям. Можно увидеть и то, насколько родители преуспели в воспитании ребенка.

Ученик (с иронией читает стихотворение).

Этот светский этикет

Этот светский этикет

Где-то нужен, где-то нет.

Если я спешу, к примеру,

Этот этикет не к делу!

Экономить надо время,

Этикет лишь только бремя,

Если дел невпроворот –

Церемонии не в счет.

Нынче времена настали –

Все от дел давно устали.

Этот светский сумасброд.

Не найти манерных дам,

До манер ли господам?

«Деньги делать», это факт,

Не поможет светский такт.

Моды на манеры нет,

Хамство захламило свет!

Учитель. Сегодня мы поговорим и о том, как в наше непростое время сохранить умение правильно себя вести и общаться, а также научить этому других. Нормы этикета являются «неписаными», то есть имеют характер определенного своеобразного соглашения между людьми по соблюдению определенных стандартов поведения. Каждый культурный человек должен не только знать и придерживаться основных норм этикета, но и понимать необходимость существования определенных правил и взаимоотношений между людьми. Манеры человека являются индикатором богатства внутреннего мира человека, они отображают моральное и интеллектуальное развитие. В современном мире культурное поведение имеет очень большое значение: оно помогает устанавливать контакты между людьми, общаться и создавать стойкие взаимоотношения.

Учащиеся рассказывают интересные факты об этикете.

Где же зародился этикет?
В переводе с французского языка слово «этикет» означает «церемония». Любая церемония: от коронования до бракосочетания требует четкого соблюдений правил. Конечно, это особые праздничные мероприятия, но нельзя забывать, что и будний день может стать праздником, если вокруг будет царить культура.
С самых древних времен люди соблюдали правила общения. Даже в первобытно-общинном обществе были свои определенные нормы, и люди, которые тогда еще жили в племенах подчинялись им. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. Это правило обязательно и на сегодняшний день. Особые традиции были заложены в средние века, когда процветала особая рыцарская культура. Когда рыцари в доспехах приходили со сражений, они поднимали забрало шлема, чтобы поприветствовать собеседника. А теперь это перешло в обычай снимать шляпу при встрече.
Вот так неписанные правила, обусловленные местными обычаями и традициями, превратились в неизменные правила, которые знает и соблюдает любой культурный человек. Наверно, вы замечали, что, у друзей, к которым вы приходите в гости, часто дома существуют правила. Есть правила, которые одинаковы для всех, но каждая семья вправе придумать какие-то свои ограничения. Например, не разговаривать по телефону во время семейного ужина. И, кстати, гости всегда должны соблюдать эти правила.
Впервые слово «этикет» стали употреблять в современном значении при дворе французского короля Людовика XIV. «Этикетками» назывались специальные карточки, где были прописаны все правила поведения. Перед трапезой все гости получали их и тщательно изучали. Для того, чтобы изучить их отводилось специальное время. Соблюдение правил, написанных на этикетках, было очень важно. Любое отступление от этих правил считалось недопустимым и строго каралось вплоть до смертной казни. Долгое время этикет различал свою манеру поведения для каждых классов. Так, например, высшее сословие пренебрежительно относилось к низшему. Сейчас же все это в прошлом. Сегодня соблюдение правил этикета – залог гармонии в обществе.

Учитель. Существует множество видов этикета и сейчас мы рассмотрим некоторые из них.

Различают несколько видов этикета:

Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах. Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. (слайд №6)

Учитель. Ребята, а давайте сейчас проверим ваши знания правил этикета применяемых в общественных местах.

1. Кто первым здоровается при входе в помещение?
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.

3. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
Проходящий.

4. Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д. (слайд №7)

Правила поведения в магазине :

1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин» или тот, кто выходит?
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

2. Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
Говорят: «Кто последний?»

3. Можно ли входить в магазин с собакой?
Нет, даже если собака небольшая.

4. Как обратиться к продавцу?
По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».(слайд №8)

Правила поведения н а улице, в транспорте :

2. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.

3. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? Надо встать и уступить место.(слайд №9)

Правила поведения в театре или кинотеатре

1. Если вы решили пойти в театр или кинотеатр, но не один, то как лучше пригласить друга (подругу)?
Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у наших друзей могут быть другие планы.

2. Паре нужно в театре или кинотеатре пройти к месту. Кто идет первым?
Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.

3. Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино?
Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.(слайд №10)

Правила поведения за столом:

1. Как надо есть хлеб, бутерброды?
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывай маленькими кусочками.

2. Если в гостях нам предложили блюдо, которое мы не очень любим, то действовать надо следующим образом.
Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.

3. Как едят пирожные, торты, пироги?
Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.

4. Как выйти из-за стола?
Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.(слайд №11)

Учитель. Но иногда наше поведение, даже вежливое, противоречит этикету. Будучи вежливым, не забывай о такте. (Учащиеся разыгрывают ситуации, одноклассники комментируют.)

Ситуация 1. Женщина среднего возраста входит в автобус. Увидев ее, рядом поднимается мальчик: – Садитесь, пожалуйста! – Ну, что ты…спасибо…не надо… – Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю. В чем не прав мальчик?

Ситуация 2. Старушка, проходя мимо группы ребят, рассыпала яблоки из пакета. Наклонилась, собирает. Один мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там еще поднимите, укатилось». В чем не прав мальчик? (слайд №12)

Учитель. Ребята, давайте вместе еще раз вспомним правила этикета, которые необходимо соблюдать в обществе:

не зевай в обществе, широко открыв рот;

закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

не сморкайся – это невежливо;

не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;

помоги пожилому человеку или малышу;

если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;

не кричи, если ты видишь, что рядом с тобой работают люди;

помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;

помни: ты – человек, веди себя по-человечески! (слайд №13)

Учитель. Ребята, я хочу помочь вам научиться доброте, вежливости, аккуратности и хорошим манерам. А для этого давайте с вами ответим на вопросы теста.

1. Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают:

В) как мужчину, так и женщину.

2. Молодёжь не знает, «что делать с руками». С точки зрения хорошего тона:

А) надо держать обе руки в карманах;

Б) размахивать ими во время ходьбы или прогулки, энергично жестикулируя;

В) держать свободно вдоль туловища;

А) держа ногу на ноге, раскачивая ею или обняв колено руками;

Б) на краю стула, прямо держа спину;

В) развалясь как в кресле.

4. Зевать в обществе неприлично. Воспитанный человек:

А) прикроет рот рукой;

Б) зевнёт широко раскрыв рот;

В) отвернётся в сторону и зевнёт.

5. С кашлем, как правило, справиться невозможно. При покашливании следует:

А) громко кашлять, не обращая внимания на окружающих;

Б) повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой;

В) приложить ко рту платок.

6. В былые времена любили чихать. В настоящее время мы:

А) чихнём от души, «со вкусом»;

В) по возможности подавим, поднеся к носу платок.

7. Икота – неприятное явление. Если это всё же началось:

А) зажимая нос левой рукой, пьём воду маленькими глотками или вздыхаем глубоко;

Б) »подпрыгиваем’’ от души;

В) запиваем лимонадом.

8. Воспитанный человек смеётся:

А) после каждой фразы;

Б) ни с того, ни с сего;

В) только по определённому поводу.

9. В отношении друзей мы нередко испытываем потребность отблагодарить за оказанную услугу. Но здесь:

А) никак не следует торопиться, судорожно искать подарок и срочно вручать;

Б) не лишним бывает сделать приятный мелкий подарок;

В) следует забыть обо всём.

10. Одалживание денег – услуга особого характера. Одалживая деньги:

А) сразу обговариваем срок их возврата (занимающий деньги сам называет срок);

Б) просто даём их и забываем;

В) записываем долг в записную книжку в присутствии человека. (слайд № 14, 15, 16, 17)

Учитель. Молодцы, ребята! Надеюсь, что вы хорошо поняли основные правила современного этикета. А ещё, ребята, нужно воспитать в себе привычку постоянно помнить об окружающих вас людях. Какие чудо – слова нужно использовать в своей речи?

Загадки о вежливости

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь: «Добрый … день»!

Друг другу на прощание

Мы скажем … «до свидания».

До чего ж оно красиво,

Слово доброе … «спасибо».

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое … «здравствуй».

Когда виноваты, сказать спешите:

«Прошу Вас, пожалуйста. извините»

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых не … перебивай!

Понравилось ли вам мероприятие?

Какой этап мероприятия был для вас самым интересным?

Что вызвало трудности?

Какие новые для вас знания вы приобрели в ходе мероприятия?

Ребята, как вы считаете, важны ли правила этикета в нашей жизни? Зачем они нужны?

Спасибо за внимание. Будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *