Для чего нужны правила речевого этикета

Зачем нужны правила речевого этикета

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.

Речевой этикет понимается как система языковых знаков и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания общения в эмоционально положительной тональности в соответствии с речевой ситуацией: здравствуйте, мое почтение, позвольте честь заявить; добро пожаловать, милости просим, приятного аппетита, хлеб да соль, чай да сахар, Бог помощь; спасибо, благодарю вас, позвольте выразить вам мою сердечную признательность; будьте здоровы, до новых встреч, пока и т. п.

Речевой этикет – универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Вместе с тем каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающим национальную специфику речевой вежливости.

РЕЧЕВЫЕ ПРАВИЛА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ

Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны.

Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на ты, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок…

Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта – ведь без этого деловые отношения невозможны.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом – сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы, совета и многое другое. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

Речевая ситуация складывается из элементов кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем и др. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться «кто» – говорящий. Он говорит «кому» – рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – «о чем». Речевой акт происходит в пространстве и времени – «где», «когда». Наконец, должен быть мотив речевого действия – «почему» и цель – «зачем». Ясно, что все это совершается при помощи определенного кода – в нашем случае естественного языка. Всякое речевое взаимодействие обусловлено и организовано как минимум этими элементами – внешними условиями общения и внутренними реакциями общающихся, комплекс которых, в конечном счете, выражается в той или иной фразе.

Непосредственное речевое общение происходит при соприсутствии говорящего («я») и его собеседника («ты»), при этом «здесь» и «сейчас». Компоненты речевой ситуации я – ты – здесь – сейчас становятся как бы координатами, от которых отсчитываются грамматические категории высказывания. Так, в сказанной одним из собеседников другому фразе: Ольга потеряла ключ или Завтра будет хорошая погода– есть лишь отсчет от «я» – «ты» к некоему третьему лицу «она» (Ольга, погода), к предшествующему и последующему времени от точки «сейчас» (потеряла, будет). Фраза же: я говорю тебе – несет в себе указатели собеседников «я» – «ты» и моменты общения «сейчас» в точке их встречи, контакт а– «здесь».

Именно такие, как в последнем примере, характеристики свойственны формулам речевого этикета. «Приветствую вас!» – это значит: я сейчас в месте нашей встречи вам посылаю сигнал доброжелательства в начальный момент контакта;«Благодарю вас!» – это значит: я здесь и сейчас посылаю вам знак доброжелательства за услугу;«Извините меня!» – я здесь и сейчас признаю свою ошибку и прошу вас снять мою вину. Одни выражения открыто содержат в своей структуре грамматические формы первого и второго лица настоящего времени глагола, другие выражения лишь скрыто их предполагают. Но коль скоро можно сказать и “благодарю вас”, и синонимичное “спасибо” в том же случае, то и в формуле “спасибо” мы с полным основанием находим все те же отраженные элементы ситуации я – ты – здесь – сейчас, но уже скрытые, невыраженные.

Самые употребительные в русском языке слова благодарности, просьбы “спасибо” и “пожалуйста” образованы от сочетания слов: “спасибо” от “спаси Бог”, “пожалуйста” от “пожалуй ста” (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь). “Алло!” Это этикетное слово – непременный атрибут телефонного разговора – вошло в язык и нашу жизнь вместе с телефоном. Многие считают, что оно происходит от английского hello – «привет» и иногда употребляется в виде «хэлло» у нас.

Но история «телефонного» слова связана с французским alio, которое было образовано в 70-е годы XIX века от междометия allons – «ну», которое, в свою очередь, восходит к французскому глаголу aller – «идти». Вот и выходит, что приветственное алло буквально обозначает «идем, пошли».

Сколько раз за свою жизнь мы произносили это слово, самое распространенное и обычное русское междометие приветствия при встрече! Но вряд ли кто-нибудь из нас задумывался при этом о его исконном и исходном смысле. Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.

Ведь “здравствуй” буквально значит «будь здоров», возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать «быть здоровым; жить» или же объяснять как форму 1-го лица ед.ч. глагола здравствовать «приветствовать; желать здоровья».

Заметим, что правильнее – второе. А это значит – наше “Здравствуй!” аналогично по первоначальному строению современному “Приветствую!”.

Между прочим, такое же приветственное значение имело когда-то и слово “целовать”. Обычная для нас семантика этого слова (= лобзать) возникла в нем позднее, в связи с обычаем при встрече не только приветствовать, но и целоваться. Буквально же целовать – «желать быть целым, невредимым, здоровым».

Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия.

Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы уничтожили во взаимоотношениях.

Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия.

Мы сейчас с вами формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «чао» и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу – и я тебя вижу, я тебя знаю – и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии. Приветствие – это пожелание. Наше «здравствуйте» означает «будьте здоровы», поэтому здесь идет форма повелительного наклонения.

Источник

Доклад-сообщение «Речевой этикет»

окружающий мир, филология

Для чего нужны правила речевого этикета. Смотреть фото Для чего нужны правила речевого этикета. Смотреть картинку Для чего нужны правила речевого этикета. Картинка про Для чего нужны правила речевого этикета. Фото Для чего нужны правила речевого этикетаХорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.

Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.

Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.

Функции речевого этикета

Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:

История

Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.

Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.

Особенно популярны правила речевого поведения были у знати в XVII-XIX веках. После Октябрьской Революции универсальным вежливым обращением стали «товарищ» и «гражданин». До революции употребляли слова барин, барышня, государь. За границей популярны были слова сэр, милорд. Сейчас в уважительной форме принято говорить мисс, миссис, мистер, доктор и пр.

Сейчас в России и странах СНГ нет особых обращений. К незнакомым людям принято обращаться на «вы», «молодой человек», «девушка», «женщина», «мужчина».

Правила

Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.

Вот самые простые правила речевого этикета:

Источник

Зачем нужен речевой этикет

Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т. д. контакт.

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что то сообщают, к чему то побуждают, о чем то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта — ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи и юристы, и работники сферы обслуживания и бизнесмены, да и просто родители.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику что может создать благо приятный климат общения Богатый набор языковых средств дает возможность вы брать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты- или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что то сообщают, к чему то побуждают, о чем то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта — ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи и юристы, и работники сферы обслуживания и бизнесмены, да и просто родители.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику что может создать благо приятный климат общения Богатый набор языковых средств дает возможность вы брать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты- или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что то сообщают, к чему то побуждают, о чем то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта — ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи и юристы, и работники сферы обслуживания и бизнесмены, да и просто родители.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику что может создать благо приятный климат общения Богатый набор языковых средств дает возможность вы брать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты- или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

Зачем нам нужен речевой этикет.

Я считаю, что речевой этикет необходимо знать каждому человеку, так как правильная, грамотная и слаженная речь делает нас более образованными, интересными людьми. Правильная манера подачи речи говорит о нашем богатом, красивом духовном мире, что позволяет оставить о себе хорошее впечатление, тем более, что русский язык оснащен достаточным количеством языковых средств для поддержания нашей этики при общении.

Например, мальчик случайно толкнул рядом стоящую девочку и не извинился за содеянное действие, или же ваш друг или знакомый не поздоровался при встрече — все это говорит о невоспитанной этике речи и поведения, что чаще всего приводит к конфликту или ссоре между людьми.

Поэтому я считаю, что речевой этикет необходимо знать любому человеку, дабы создать о нас хорошее впечатление, да и украсить наш мир доброжелательностью и полном взаимоуважением.

Источник

Зачем нужны правила речевого этикета

Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?

Речевой этикет – это свод установленных манер поведения в окружающем людском пространстве. Без базовых знаний о правилах грамотного общения с человеком трудно заводить благоприятные знакомства, решать проблемы в команде и тому подобное.

В каждой стране совершенно разные принципы и порядки. На одной местности принято подходить к незнакомцу и вести с ним дружелюбную беседу, в иной среде, например в России, это неприемлемо. Особенно если тон у незнакомца слишком повышен или у того имеются недружелюбные намерения.

Так или иначе, для облегчения разговора между людьми и для придачи диалогу самостоятельности, деловитости и оживленности был принят речевой этикет. В него входят свод рекомендаций, предписывающих правильное или по-другому желаемое поведение человека к посторонней личности. Придерживаясь этих правил, с большей вероятностью можно устроить познавательный и приятный диалог между совершенно незнакомыми людьми.

Первое и самое главное в общении друг с другом – это взгляд, который должен быть хотя бы изредка устремлен на собеседника, иначе тот будет чувствовать резкую незаинтересованность оппонента в разговоре.

Второе – это, конечно же, комплименты. Они необходимы для того, чтобы оказать человеку внимание, расположить его к себе. Чрезмерное их употребление естественным образом вредит успешному построению диалога, поэтому умелая благодарность человеку за его расположенность к разговору способствует верному поведению при коммуникации.

Еще одним важным пунктом манер общения является извинение. Иногда за перебор в нецензурных выражениях в разговоре или по иной причине необходимо попросить прощение для того, чтобы у оппонента не затаилась обида на говорящего. Именно поэтому ценны такие люди, которые при любых обстоятельствах могут найти в себе силы принять ошибку и постараться принести извинения за сказанное.

В заключение стоит сказать, что речевой этикет – это грамотно составленный перечень правил и принципов для эффективного общения с окружающими людьми. Соблюдая его, можно умело изъясняться, лаконично выдавать свои мысли, не нагружать оппонента лишней информацией и ни в коем случае не усугублять беседу непристойным поведением.

Речевой этикет необходим для того, чтобы без труда заводить новых друзей, приводить в движение любой скучный разговор, решать сложные конфликтные ситуации и самостоятельно строить свою манеру поведения в обществе. Для того чтобы люди оставались, прежде всего, людьми. А не аморальными личностями.

Рассуждение Что такое Речевой этикет

Каждый человек объясняет значение понятия речевого этикета по-своему. Как правило, давая определение речевого этикета, люди выделяют умение следить за своей речью, уместно использовать свои слова, согласно установленным нормам определённого общества.

Подобно стандартному этикету, речевой этикет обуславливает соблюдение правил приличия и культурного поведения. Следование установленным нормам такого этикета крайне необходимо для налаживания контактов и связей с собеседниками.

Для максимально понятного объяснения данного понятия важно первоначально выяснить, что именно входит в речевой этикет. Составляющими этикета данного типа являются слова, выражения и словосочетания, применяемые для вежливого общения: приветствия, выражения благодарности, обращения, прощания и прочего.

Изучение речевого этикета, как и соблюдение его основных правил, является обязательным условием не только для социализации человека, но и для её правильного функционирования в коллективах.

Вежливый и благовоспитанный человек, обладающий высоким уровнем культурного развития, в обыденных ситуациях применяет нормы не только стандартного, но и речевого этикета.

При упоминании элементарных основ речевого этикета первоначально нужно научиться грамотному выражению мыслей и мнений, остроумному отношению к каким-либо ситуациям. В качестве одного из многих немаловажных примеров такого поведения можно привести обязательное приветствие при встрече. К незнакомцам, в особенности к старшим по возрасту, нужно обращаться на «Вы». При обращении с определённой просьбой нельзя забывать о применении таких словесных форм, как: «Будьте добры», «Пожалуйста» и так далее. При прощании необходимо обратиться к собеседнику, произнеся: «До свидания» либо: «До встречи».

Помимо этого, особой важностью обладает навык удерживания эмоций под контролем, способность избегать применения грубостей, неприличных выражений и слов, оскорбительных высказываний в адрес других людей. Среди грубых нарушений языкового этикета выделяют и применение чрезмерного количества вводных слов, жаргонизмов и так называемых «слов-паразитов».

Личность, соблюдающая нормы речевого этикета, использует в своей речи исключительно те слова, в значении которых она не сомневается. При игнорировании таких норм, хоть и в попытках показать себя в качестве культурной и эрудированной личности, человек может прибегать к применению иностранных слов, афоризмов и цитат, значения которых он не может истолковать правильно.

Исходя из всего вышеописанного, необходимо заметить, что изучение основ речевого этикета очень важно для каждого человека, желающего быть достойным звания благовоспитанного и компетентного человека.

Разновидности и их особенности

Этикет речи отличается в зависимости от области применения, пола, возраста и ситуативности. В соответствии с этими критериями выделяют несколько его видов.

Бытовой

К этой форме каждый привыкает с детства. Неосознанно родители прививают ребенку особенности общения, которые он потом использует в повседневной жизни.

Из названия понятно, что бытовая речь используется людьми в быту, когда они находятся в неформальной обстановке. Для нее характерны следующие черты:

ЧИТАТЬ Конструктивная критика: ее особенности, примеры и отличия от других видов

Для чего нужны правила речевого этикета. Смотреть фото Для чего нужны правила речевого этикета. Смотреть картинку Для чего нужны правила речевого этикета. Картинка про Для чего нужны правила речевого этикета. Фото Для чего нужны правила речевого этикета

Она непосредственная и свободная от официоза. Большинство ее норм человек соблюдает автоматически.

Бытовой этикет речи подразумевает включение большого количества фразеологизмов и стилистически окрашенных экспрессивных выражений. Эмоциональность — выразительная черта повседневных контактов.

Деловой

Общение в деловом стиле занимает второе место после бытового, ведь растет количество предпринимателей и тех, кто предпочитает работать на себя.

Важный момент здесь — отсутствие фамильярности, флирта. Собеседникам стоит найти золотую середину между взаимной вежливостью, отстраненностью и вовлеченностью. Но не нужно строить театральный официоз, вполне уместно разбавить диалог шуткой или оригинальным остроумным высказыванием.

Единственное табу — переход на личности. Деловая речь подразумевает полное отсутствие личных тем. Это разговоры по существу, направленные на решение актуальных задач. Беспристрастность характерна для такой беседы. Допустима сухость. Разговор направлен на достижение взаимопонимания и установление выгодных контактов.

Педагогический

Разговорный этикет преподавателя близок по стилю к деловому, но является более мягким. Педагог должен выступать для учащихся образцом красивой, грамотной и этически верной речи. Его задача — установить доверительный контакт так, чтобы создать уютную атмосферу.

Преподаватель должен регулировать речевое поведение в зависимости от возраста своих подопечных, не «сюсюкать», но и не сыпать непонятными терминами. Нужно выражаться понятно, кратко и логично, быть идеальным ритором. Важно соблюдать нормы социальной дистанции: с детьми до 16 лет быть на «ты», со старшими учениками — на «вы».

Очень важны тембр голоса педагога, тон речи, манера общения с учащимися. С осторожностью стоит включать в речь оценочные суждения, отвечать на вопросы и использовать жестикуляцию.

Для учителя недопустимы критика, применение жаргона, категоричность, навешивание ярлыков и повышение голоса. Самодисциплина лежит в основе педагогического контакта с учениками.

Медицинский

Специфика этикета врача непосредственно связана с его деятельностью. Доктор должен в общении с пациентом руководствоваться не только правилами нормативных актов и законов, но и принципами гуманизма, сострадания, великодушия.

Речь медицинского работника должна быть спокойной, отстраненной, уверенной, грамотной. Он должен вызывать доверие к себе, своему мнению и профессии в целом.

Врачу необходимо учитывать во время диалога психологическое состояние пациента, уровень его образования и социальный статус. Недопустимо использование медицинских терминов без пояснений.

Вежливое обращение сочетается с уважением и соблюдением нормативной дистанции. Гибкость, тактичность, непредвзятость — явные черты речи сотрудника медицинской сферы.

Нельзя конфликтовать, перегружать реплики неуместными высказываниями, вводить собеседника в заблуждение, переходить на личности или упоминать посторонние, личные темы. Запрещено разглашать врачебную тайну и обсуждать профпригодность других врачей. Кроме того, доктору необходимо научиться не только внятно доносить пациенту информацию, но и внимательно слушать его самого.

Публицистический

Такая речь должна информировать или рассказывать о событиях. Она предполагает не диалог между двумя людьми, а обращение сразу к большому количеству людей, то есть к публике. Основные черты — эмоциональность, образность, логичность, призывность.

Задача публициста не только донести информацию, но и вызвать у аудитории отклик на нее. Допустимо сочетание художественного языка с экспрессивными просторечными выражениями, высказывание собственной оценки о происходящем, включение профессионального лексикона в переносном значении.

Публицист должен обязательно поприветствовать слушателей в сдержанной форме, а по окончании выступления поблагодарить их за внимание и попрощаться.

Речевой этикет публичных выступлений сочетает консервативные традиции с изменчивыми тенденциями языковых особенностей.

Сетевой

Сетевое взаимодействие разительно отличается от того, как мы привыкли разговаривать лицом к лицу. Интернет-этикет начал зарождаться, когда появились форумы и блоги, электронные доски объявлений и различные фан-клубы в интернете. Сегодня нормы взаимодействия между пользователями негласно регулируют социальные сети, ведь именно они стали пространством для ежедневных виртуальных контактов.

ЧИТАТЬ О чем поговорить с девушкой по телефону: интересные темы для разговора

Собеседник в сети оставляет за собой право отвечать не сразу и выходить из чата без предупреждения и объяснения причины. Значок «Онлайн» не гарантирует нахождение человека у монитора, а лишь сообщает об открытии страницы.

Если нет желания общаться, то письмо стоит оставить непрочитанным, чтобы у собеседника не сложилось впечатление, что его игнорируют. Время ответа не должно превышать сутки.

Ссылки и какие-то медиафайлы, посланные в диалоге, нужно сопроводить хотя бы минимальным комментарием, а ждать ответа на банальное «привет» некультурно.

Право добавления в друзья не должно осуждаться, даже если человек отказал в «дружбе». Чтобы не выглядеть навязчиво, не стоит оставлять лайки и комментарии на странице нового знакомого.

Люди, которые ежедневно обращаются к сетевой площадке для общения, негласно соблюдают эти правила. Они нигде не прописаны, но известны каждому интернет-пользователю.

Молодежный

Языковая модель молодого поколения продиктована особенностями возраста, предпочтениями и изменчивым эмоциональным состоянием подростков. Они выражаются не как нужно, а как удобно.

В молодежных речевых традициях осталось мало от классических разговорных норм. Сохранились лишь приветствие и прощание, но и это происходит в свободной форме, без соблюдения норм.

Стремление выделиться в сочетании с неуверенностью, иллюзиями и юношеским максимализмом делает контакты в среде подростков не только способом передачи информации, но и возможностью продемонстрировать превосходство над другими или, напротив, показать, что «я свой».

Для чего нужны правила речевого этикета. Смотреть фото Для чего нужны правила речевого этикета. Смотреть картинку Для чего нужны правила речевого этикета. Картинка про Для чего нужны правила речевого этикета. Фото Для чего нужны правила речевого этикета

Обилие сленга, жаргона, вульгаризмов, экспрессивно окрашенных выражений, ненормативной лексики в речи молодежи стирает понятие этикета. Сохранены нормы «вопрос — ответ» и подчеркивание уровня собеседников.

Соблюдение правил красивой речи в подростковой среде зависит от воспитания и круга друзей ребенка.

Телефонный

Искусством правильно общаться по телефону обладает не каждый. Разумеется, если это болтовня с подружкой или задушевные разговоры с любимым, то соблюдение этикета — последнее, о чем думают люди. Однако во всех прочих случаях не стоит забывать о нормах телефонного разговора:

Основные формулы

За долгий период становления культуры языка выработались условные конструкции для разных ситуаций, которые стали своеобразным фундаментом. Знание этих блоков позволяет комфортно ощущать себя в любой обстановке и не спасовать.

Для знакомства

Сначала идет приветствие независимо от того, знакомы люди или нет. Если незнакомы, то стоит или напрямую предложить познакомиться, чтобы наладить контакт с новым человеком. Это можно сделать с помощью общепринятых шаблонов:

ЧИТАТЬ Интерактивная сторона общения: основные понятия

Если человек согласился, то стоит представиться, при необходимости назвать должность и сферу деятельности.

Для предложения и приглашения

Несмотря на созвучия слов, общение в этих двух случаях отличается. Чтобы позвать на общественное мероприятие (свадьбу, прием, награждение), нужно вручить человеку пригласительное в форме письма или карточки и продублировать его словами: «Приглашаю вас».

На полуофициальные торжества вроде корпоративов можно приглашать, собрав весь коллектив и объявив о дате и месте проведения вечера. Близкий круг людей можно приглашать неофициально, например: «Жду вас у себя на дне рождения». Необязательно лично встречаться, достаточно ограничиться телефонным звонком.

Высказывать предложения нужно, руководствуясь принципом социальной роли (начальник — подчиненный, друг — друзья, сын — родители):

Для поздравления и благодарности

Спасибо и благодарю — стандартные слова благодарности. Можно выразиться коротко или дополнить их несколькими эпитетами. Главное условие — искренность. Важно не повторяться, иначе можно испортить хорошее впечатление. В качестве благодарности часто говорят: «Очень признателен», «Я так тронут», «Как приятно». Чтобы поздравить кого-то в обществе, произносят фразы:

Для чего нужны правила речевого этикета. Смотреть фото Для чего нужны правила речевого этикета. Смотреть картинку Для чего нужны правила речевого этикета. Картинка про Для чего нужны правила речевого этикета. Фото Для чего нужны правила речевого этикета

Для свободной обстановки или семейного праздника:

Для соболезнования

Поддержка так важна в сложных ситуациях. В таких случаях следует выражать сочувствие простыми словами и использовать фразы, которые одобряют и поддерживают: «Не расстраивайтесь», «Это пройдет», «Не падайте духом», «Я вас понимаю», «Соболезную», «Искренне сочувствую». В случае близкого знакомства объятия и дружеские прикосновения подкрепят сказанное.

Для отказа

Главная задача в щекотливой ситуации — отказать так, чтобы не обидеть и не проявить агрессию. Причины озвучивать нет надобности, достаточно корректно, но в твердой форме сказать «нет». В служебной обстановке:

В быту:

Извиняться в такой ситуации — дурной тон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *