Для чего нужны прилагательные
Зачем нужны прилагательные
Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего несет функцию определения. Прилагательные дополняют, точно описывают, украшают имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи.
Таким образом, прилагательное уточняет предмет: белый снег, красочный узор, алый рассвет. При помощи этой части речи легко описать важное событие: красочный сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может верно показать состояние: жаркое лето, теплый чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, фигурный узор. А также размер и цвет: длинный ковер, короткая юбка, тесные джинсы, голубое небо, синее море, красный цветок.
Прилагательным обозначают назначение предмета: спальная комната, рыболовный крючок. Но эта часть речи может указывать и на принадлежность предмета: мамино платье, папина куртка. В этом случае прилагательное отвечает на вопрос «чей?». Вот сколько разных функций у имени прилагательного!
Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.
Значение и употребление имен прилагательных в речи
Просмотр содержимого документа
«Значение и употребление имен прилагательных в речи»
Класс 3-А Дата 01.03.19.
Тема. Значение и употребление имен прилагательных в речи
Цель: образовательная: повторить знания учащихся об имени прилагательном; сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;
развивающая: развивать устную речь, внимание, память, связное мышление;
воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: учебник, карточки
I.Организация обучающихся на учебную деятельность
— Проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах? Учебник, дневник, пенал.
— На доске записаны слова. Прочитайте их.
Ос..нь, к..рова, в..селые, с..пог, сла..кий,
— Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?
(на столах карточки со словами для каждой группы )
( * Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)
— Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и вставить пропущенные орфограммы.
— Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы.
-Как вы объединили слова?
-Докажите свое мнение.
(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).
-Почему вы так решили? (слова разбились на 2 группы)
-Отгадайте, какая из этих частей речи так о себе рассказала:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
III. Сообщение темы и цели урока
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
-Ребята, скажите, а зачем в нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).
— Кто догадался, над каким разделом мы начали сегодня работать?
( на с.63 учебника название раздела. (Имя прилагательное)
— Чему мы будем учиться, при изучении этого раздела?
1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.
— Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном?
(Прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения)
2. Введение термина «имя прилагательное»
— Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.
— Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).
— Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
3. Установление связи прилагательного с существительным.
— А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.
— Составьте словосочетания из данных слов.
(поздняя осень, веселые ребята, сладкий арбуз)
— Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.
(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой.)
— Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.
— Что мы хотели показать? (имя прилагательное связано с именем существительным)
4. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.
Индивидуальная работа по карточкам.
Прочитайте, из данных слов составьте предложение.
Ветер, с, листья, деревьев, срывает.
Ветер срывает листья с деревьев.
-Какую картину себе представили?
Даны слова: золотые, холодный, высокая
-Прочитайте слова, на какие вопросы отвечают?
— Используя эти слова, распространите предложения. Окончания слов можно менять.
Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.
— Какое предложение вам больше понравилось? Почему?
— Так для чего нужны в речи имена прилагательные?
(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, помогают лучше представить предметы и явления).
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Один, два, три, четыре, пять.
И читать мы начинаем.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Творческое задание «Загадай предмет». (Для основной группы учащихся)
Описать предмет, используя имена прилагательные глядя на картинки.
Весь класс должен отгадывать.
2.Работа над пословицей.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Как понимаете данную пословицу? ( Доброе слово придаёт уверенность, поддержит, окрылит, а злое обидит, оскорбит.)
— А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?
— Какую тему мы изучали на уроке?
— Дома вам нужно будет выполнить задания на карточке.
На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.
1. Имя прилагательное – это ……. (часть речи)
2. Имя прилагательное обозначает ….. (признак предмета)
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?)
4. Имена прилагательные тесно связаны с какой частью речи? ( с сущ.)
5. С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (делают речь более полной, точной, яркой, красочной)
6. Как мы подчёркиваем мена прилагательные? (волнистой линией)
Что такое имя прилагательное в русском языке?
Имя прилагательное в русском языке — это самостоятельная часть речи. Укажем, что обозначает имя прилагательное, какие имеет характерные грамматические признаки, отличающие его от слов других частей речи.
Прилагательное как часть речи
Слова русского языка образуют стройную систему частей речи. Каждое слово что-то обозначает, например имена существительные называют предметы (дорога, яблоко), глаголы обозначают действия и состояния (гулять, придумать), местоимения указывают на предметы, признаки и количества (кто, наш, столько) и т. д.
В русском языке имя прилагательное является самостоятельной частью речи, которая имеет общее грамматическое значение признака:
Признаки и качества могут также обозначать имена существительные (белизна, краснота, упрямство), но обозначаемые ими признаки мыслятся отвлеченно от предметов, которым они принадлежат. Имена прилагательные обозначают такие признаки, которые обязательно принадлежат какому-либо предмету:
Итак, прилагательное имеет общее грамматическое значение признака. Чаще всего оно характеризует имя существительное.
Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным. В связи с этим указанные грамматические категории полностью зависят от существительного, которое прилагательное определяет:
Род, число и падеж — это непостоянные признаки у слов этой части речи. В форме множественного числа у прилагательных род не определяется.
Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет прилагательное.
Разряды прилагательных
По своему значению и по морфологическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда:
Разряд является постоянным грамматическим признаком прилагательных.
Качественные прилагательные
Слова этого разряда обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени:
Степени сравнения прилагательных
Качественные прилагательные образуют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень
Прилагательные в сравнительной степени обозначают, что свойственный данному предмету признак проявляется в большей или меньшей степени по сравнению с такими же признаками других предметов либо в сравнении с качествами, которыми обладал предмет ранее.
Составная форма сравнительной степени образуется при участии слов «более», «менее» и начальной формы прилагательного:
Превосходная степень
Составная форма образуется несколькими способами:
1. присоединением к начальной форме прилагательного слов «самый», «наиболее», «наименее»
2. с помощью присоединения к простой сравнительной степени слов «всего» или «всех»
Краткая и полная форма прилагательных
В русском языке большинство качественных прилагательных употребляется в двух формах:
Прилагательные в полной форме обозначают постоянный признак предмета. Они изменяются по родам в единственном числе, числам и падежам:
В зависимости от твердой или мягкой основы прилагательные в форме мужского рода имеют окончание -ый/-ий (твердый, громкий), в женском роде — -ая/-яя (большая, синяя), в среднем роде — -ое/-ее (круглое, жгучее).
Относительные прилагательные
Относительные прилагательные называют постоянные качества, признаки, выражая их не непосредственно, а через отношение к другим предметам:
Часто относительные прилагательные употребляются в переносном значении и приобретают значение качественности признака:
Такие относительные прилагательные переходят в разряд качественных.
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопрос чей?
Склонение прилагательных
Имена прилагательные в зависимости от конечного согласного основы (твердого или мягкого) при склонении имеют разные окончания:
Понаблюдаем, какие окончания имеют прилагательные в падежных формах.
Морфологические признаки прилагательных
Подытожим наблюдения за самостоятельной частью речи прилагательным и укажем его постоянные и непостоянные признаки.
I. Постоянные признаки
Синтаксическая роль прилагательных
Прилагательные в полной форме согласуются с определяемым существительным в числе, роде и падеже. В предложении такие слова выполняют синтаксическую роль согласованного определения:
Городской поселок возник на месте древнего славянского селения.
Прилагательное в полной форме может быть частью составного именного сказуемого:
Прилагательное в краткой форме или в форме степени сравнения — это сказуемое:
С утра она весела и настроена благодушно.
Видеоурок
Зачем нужна грамматика? Секреты имени прилагательного
У вас не сводит скулы при слове «грамматика»? Бесконечные правила, части речи, члены предложения и разборы, разборы, разборы — морфологический, словообразовательный, фонетический… Бессмысленная рутина. А между тем грамматика — это любопытнейшая вещь, и если выбраться из-под завала правил и определений, можно сделать массу интереснейших открытий.
Вот, к примеру, тема — имя прилагательное. Начинается ее изучение с определения, что это такое: часть речи, которая… постоянные признаки, непостоянные признаки… Скучно. И непонятно — зачем?
Между тем еще Фонвизин в «Недоросле» попытался объяснить суть вещей устами Митрофанушки.
Правдин (взяв книгу): «Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?»
Митрофан: «Много. Существительна да прилагательна…»
Правдин: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?»
Митрофан: «Дверь, котора дверь?»
Правдин: «Котора дверь! Вот эта».
Митрофан: «Эта? Прилагательна».
Митрофан: «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».
А между тем разницу между прилагательным и существительным Митрофан ухватил. Имя прилагательное действительно само по себе не с у щ е с т в у е т: оно приложено к предмету, помогает отличить один предмет от другого, похожего. Потому и называется — п р и л, а г, а т е л ь н о е.
В русском языке прилагательное полностью подчиняется главному слову — имени существительному (кстати, только ему и никакой другой части речи): тяжелая входная стальная дверь, нет стальных дверей, со стальным стержнем… — принимая род, число и падеж своего «патрона».
Далее: постоянный признак — разряд. Зачем он нужен, зачем забивать им голову? Давайте посмотрим. У прилагательного три разряда. Последний — притяжательный. С ним все понятно: у него вопрос собственный — чей? Хвост — лисий (то есть лисы), шкура — волчья, костюм — папин.
Два других разряда — качественные и относительные. Зачем знать, какое из них — какое?
А вот тут начинается очень интересная вещь. Относительное можно заменить существительным: русский язык — язык русов, деревянный стол — стол из дерева, столовый прибор — прибор для стола.
А попробуйте заменить существительным качественное прилагательное «белый». Не получится. Потому что качественные прилагательные — полноценные, настоящие прилагательные. А относительные и притяжательные на «полноценность не тянут».
Именно качественные прилагательные имеют степени сравнения — обладают способностью проявлять признак в большей степени: белый, белее, белейший; смешной, смешнее, смешнейший, смешной-пресмешной.
Именно они дают возможность передать с помощью суффикса —оват/еват, значение неполноты признака — беловатый, красноватый, тяжеловатый. (Столоватый?)
Именно они могут выступать в краткой форме: белый — бел, бела, белы. Смешной — смешно, смешна. (Деревянна?)
Именно они образуют новое слово с приставкой не — несмешной (грустный), небелый (серый, грязный) — которое, соответственно, пишется с НЕ слитно, так как образовалось новое понятие.
Попробуйте сделать то же самое с прилагательным относительным, ну хотя бы со словом деревянный. (Недеревянный? деревянный, а…)
Именно от них чаще всего образуются глаголы, да еще, бывает, с разными значениями: белый — белЕть (самому), белИть (что-то); красИть — краснЕть; чернИть — чернЕть.
Именно от них легко образуются новые существительные — белИЗНа, высОТа, чистОТа, честнОСТЬ.
В предложении прилагательные (любого разряда) предназначены быть определением.
Срываю красные цветы. Они стоят на тонких ножках, они горят, как сабли в ножнах… (Б. Окуджава).
Но еще качественные прилагательные могут в предложении выполнять работу сказуемого — главного члена предложения, передающего новую информацию. Вообще-то, для этой роли предназначен глагол, но в сочетании с глаголом-связкой «быть» прилагательные, особенно краткие, легко справляются с этой работой.
Долг платежом (есть, был, будет каков?) красен.
У тебя щеки (есть, были, будут какие?) красные.
Лет двадцать назад я бы затруднилась ответить на этот вопрос, разве что заметила бы, что это нужно, чтобы правильно расставить знаки в предложении: прилагательные разных разрядов однородными не бывают.
А сегодня могу сказать с уверенностью: эти знания действительно имеют значение и найдут применение.
Любой язык — это система. В ней есть языковые единицы — звуки, слова, предложения, есть части слова — корни, суффиксы, окончания. Какой бы язык (кроме иероглифических — там другая система) мы ни взяли, эти единицы в языке есть, значит, есть на что опереться.
Но у каждого языка своя система грамматики, определяющая, как эти единицы образуются, изменяются, соединяются друг с другом и как строится предложение. Значит, чтобы овладеть другим языком, нужно понять, в чем сходство и в чем различие между системами.
Начиная «учить» другой язык, уже владея родным, мы начинаем искать соответствия: это — так же, а вот это совсем по-другому.
Например, в английском прилагательное не изменяется. Как же отличить его от существительного? Deep sea — это глубокое море или морская глубина?
Чем больше систем языка знает человек, тем легче ему найти соответствия. Второй, а тем более третий иностранный язык усваивается значительно легче первого. А потому, наверное, стоит пересмотреть отношение к грамматике родного языка.
Тема: Для чего нужны прилагательные
Вводный урок » на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно педтехнологии «обучение в сотрудничестве.
Цель: 1. исследование особенностей употребления прилагательных в речи
2. развитие проектно- исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, обобщения в виде проекта); развитие информационно-коммуникативной компетенции
3. воспитание ответственности учащихся за общий результат групповой деятельности (формирование умений сотрудничества)
Методы и приемы: исследовательская деятельность; метод проектов, работа в группах, анализ художественного текста; упражнения на развитие речи.
1). Введение в тему урока : сегодня нам предстоит трудная, но интересная работа. Предлагаю для начала немного развлечься: загадки с использованием описательных признаков предмета (домашние заготовки):
-зимой беленький, летом серенький. (заяц)
-белая морковка на крыше растёт. (сосулька)
— была белая, седая, пришла зелёная, молодая. (весна)
-красные лапки, длинная шея. Щиплет за пятки, беги без оглядки. (гусь)
-сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз).
-что помогло вам отгадать загадки? ( в них обозначаются признаки того предмета, кот. нужно отгадать. Как называются эти признаки, на какие вопросы отвечают? (прилагательные)
Сегодня мы начнем изучать тему «Имя прилагательное». Наш урок будет не обычным, мы сегодня исследуем: для чего и зачем нам прилагательные? Тема урока (слайд) Для чего нужны прилагательные? (запись)
Цель нашего занятия: собрать сведения : нужна ли нам эта часть речи (проблема), где можно и для чего использовать прилагательные. А в конце урока обобщим нашу собранную информацию в виде проекта.
Для начала вспомним, что знаем о прилагательных из начальной школы?
2). Сравните тексты: что общего и чем отличаются? (слайд)
А. Всю ночь шёл дождь. Он начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч. Небо потускнело, а после захода солнца звёздочки не зажигались. Потянуло сыростью, запахом смолы, и по ветвям застучали капли. Так всегда начинается дождь.
Б. Всю ночь шёл тёплый дождь. Он начался тихо, без порывистого ветра, без ослепительных молний, без страшной грозы, без угрюмых туч. Небо потускнело, а после захода торопливого солнца робкие звёздочки не зажигались. Потянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, грустным ветвям застучали звонкие капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.
( общее: оба текста по теме «начало дождя», отличие: 1-й текст без прилагательных-сухой, неинтересный. А 2-й –с прилаг. – интереснее, разнообразнее).
Вывод №1: прилагательные делают текст интересным, удивительным, разнообразным.
— Прилагательные как краски делают предметы удивительными и интересными
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
— тема текста: как начинается дождь
— выпишите словосочетания с прилагательными, передающие описание начала дождя, в каком значении они использованы? (переносном):
( страшной грозы, робкие звёздочки, свежим запахом, унылым, грустным ветвям, звонкие капли). Такие словосочетания в литературе называются эпитетами. Прилагательное в переводе с греческого языка – «эпитет». эпитеты – это образные прилагательные. Создаётся образная картина природы.
— какое настроение (впечатление) передаёт автор? (смена настроения: спокойствие, лёгкая грусть сменяется звонким стуком капель..)
Учитель: прилагательные могут использоваться не только в худ. стиле, но и в научном, давайте сравним:
Дождь- (звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, тёплый, мелкий)
— какие прилагательные могут быть употреблены в художественном описании, а какие могут быть использованы, например, в сообщении о погоде (в научном стиле), почему?
Вывод №3: в научном описании прилагательные используются только в прямом значении, т. к. представление о предмете должно быть точным и конкретным, а художественное описание обычно имеет образный характер, поэтому чаще употребляются в переносом.
3). Прилагательные в речи.
Учитель:- с какой частью речи тесно связаны прилагательные, почему?
(с сущ.-ми, потому что обозначают их признак, т. е. описывают предмет с разных сторон).
— всем известно, что можно описать любой предмет, перечисляя его признаки по :
— подберите на каждый признак 2-3 прилагательных (письменно). Составьте предложение о любом предмете, который будет описан разными признаками. ( Я ем большое красное душистое яблоко).
Вывод№4: прилагательные обозначают качества и свойства предмета.
— Прилагательные также используются при описании внешности человека – в литературе это называется портретное описание:
Текст: «Маруся всякий раз всплескивала слабыми ручонками, и глаза её загорались радостным огоньком. Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, когда она смеялась. Это было бледное крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, ходила она ещё плохо, неуверенно ступая тонкими ножками. Голова покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. Платье девочки было грязное и старое, но волосы были длинные и роскошные».
— составьте словесный портрет девочки – выпишите с-сочетания с прилагательными. В каких жизненных ситуациях используется портретное описание? (объявление о пропаже, розыск)
-А можно описать характер человека, его качества. Вспомните, какими качествами наделялись известные сказочные герои: Василиса Премудрая, красная девица, добрый молодец, храбрый портной и др.
-Подберите к данным прилагательным по одному синониму и антониму:
Мудрый – умный, глупый
Отважный – храбрый, трусливый
Равнодушный – безразличный, инициативный
Знаменитый – популярный, неизвестный
Ласковый – нежный, грубый
Жестокий – беспощадный, добрый
— в каких случаях мы употребляем подобные прилагательные? (когда характеризуем человека)
В литературе – оценочные слова
Вывод№5: прилагательные используются в портретном описании и как слова оценочного характера.
5). Защита и обсуждение проектов каждой группы (сравнивание).
6). Итоги урока, дом. задание : в любом художественном найти и выписать отрывок с множеством прилагательных, определить их роль в данном эпизоде.