Для чего нужны проекты в школе
Прямая связь: проектная деятельность и успех современного школьника
Классическая карьерная траектория, которая работала в советский период, не актуальна в современном мире. К сожалению, диплом не является залогом того, что ученик получит путевку в жизнь и отправится в свое счастливое будущее. Нужен другой набор навыков, которые необходимы любому человеку для того, чтобы жить в сложном информационном мире, – в этом уверена Алена Францкевич, руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделей.
Изображение StockSnap с сайта Pixabay
В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.
По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.
Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.
Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills
Проект — это временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Так гласит «Свод знаний по управлению проектами».
«Hard skills — это навыки, которые нужны для того чтобы осуществить профессиональную деятельность. Soft skills — это навыки надпрофессиональные, которые позволяют мигрировать из одной профессии или отрасли в другую».
Типы школьных проектов и их результаты
Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.
Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?
В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.
В качестве примера региональных инициатив можно привести проектную школу «Старт Про», реализуемую Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего». Цель проекта — воплотить экосистемный подход по формированию индивидуальных образовательных маршрутов через проектную деятельность десятиклассников (в рамках ФГОС) в старшей школе.
«Старт Про» — долгосрочный проект, в котором участвуют 33 школы города (это примерно 300 школьников и 70 учителей). В рамках инициативы реализуется около 60 школьных проектов разной направленности и тематики.
Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.
Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.
Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.
Зачем нужны проекты в школе?
«Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой»
Джон Дьюи и Август Лай, основоположники проектного подхода, придерживались такой философии еще 100 лет назад. И сегодня эти идеи более чем актуальны, хотя уже и не воспринимаются как инновация.
Проектирование в образовании сегодня — привычная практика. Привычной она стала во многом из-за перехода образования к компетентностной модели обучения.
Проект действительно помогает развивать ряд важных компетенций и особенно в том случае, когда воспринимается как инструмент, а не как самоцель.
В своей практике мы подходим к проекту именно как к инструменту, который помогает людям овладеть различными компетенциями, раскрыть потенциал и научиться совершать позитивные изменения вокруг.
Накопив довольно богатый опыт в социальном проектировании, мы решились написать книгу. Так тренеры АРТы стали авторами пособия «Как преподавать проектный менеджмент: руководство к действию для педагогов». В нем мы описали подходы к проектированию, собрали упражнения и советы, как преподавать проектирование и сопровождать проекты учащихся.
Отдельный раздел посвятили развитию компетенций через призму проектной работы. Ниже приводим отрывок, где описано, какие компетенции, на наш взгляд, развиваются благодаря проектированию и как поддерживать проектантов в этом развитии.
Существует много концепций, определяющих образовательные компетенции, например: Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни (рекомендации Евросоюза), Навыки и компетенции XXI века,Образовательные компетенции программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию и т. д.
Знакомясь с разными концепциями, анализируя сферу проектного менеджмента и наш опыт, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет успешно развивать следующие компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция связана с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Это ключевая компетенция, которая является источником смыслов и внутренней мотивацией, важна для любой деятельности. В проектной деятельности проектанты учатся понимать себя, свои ценности и интересы, свои сильные стороны, замечать общественные проблемы и находить конструктивные способы решения, занимать осмысленную проактивную позицию.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция становится неотъемлемой частью любой образовательной программы, направленной на развитие у людей способности учиться в течение всей жизни и адаптироваться к изменениям в мире.
Проектанты учатся учиться, ставить личные учебные цели, осознанно выходить из зоны комфорта в зону развития, пробовать новое, анализировать полученный опыт и делать выводы на будущее. Формируется положительное отношение к учёбе как источнику решения конкретных проблем.
Гражданская компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в общественной жизни, влиять на происходящее и отстаивать ценности свободы, диалога, равенства, уважения прав человека, социального разнообразия, солидарности, сплочённости, устойчивого развития и т. д. Проектанты знакомятся с разнообразными видами участия в жизни общества и становятся инициаторами конструктивных общественных изменений. Проектанты осознают, как вышеперечисленные ценности отражаются в жизни отдельного человека и всего общества, и то, как они могут перенести их на свой проект.
Предпринимательские и новаторские компетенции включают творчество, инновации, готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленных целей. Обладая этими компетенциями, человек способен создавать собственное дело — от идеи до реализации. Проектанты учатся управлять проектом, развивают способность планировать, организовывать, действовать по плану, адаптировать план к обстоятельствам в случае необходимости, руководить и делегировать, находить ресурсы для реализации проекта, составлять бюджет и вести учёт расходов, делать финансовые и аналитические отчёты (если проект предусматривает внешнее финансирование). Они учатся вести переговоры, работать с целевой аудиторией, привлекать волонтёров. Проектанты учатся преодолевать страхи и сомнения, развивая тем самым упорство, настойчивость и уверенность в себе.
Самоорганизация — это управление самим собой для достижения поставленных целей: стимуляция самого себя, осуществление контроля за эмоциями, физическим состоянием, мыслями, действиями, поведением. Без этой компетенции индивид не способен превращать свои идеи в действия. Проектанты учатся придерживаться планов и договорённостей, включаться в проект и сохранять мотивацию, нести ответственность, организовывать свою работу.
Сотрудничество — это умение эффективно работать в команде, принимать на себя разные социальные роли и нести ответственность за совместную работу. Решение сложных задач невозможно в одиночку, поэтому в нашем комплексном мире необходимо уметь успешно взаимодействовать с другими людьми.
Важно, чтобы проектанты выполняли проекты не в одиночку. Каждый проект предполагает много задач и ролей, проектанты учатся их распределять в команде и координировать свои действия. Они учатся договариваться и принимать решения, учитывая интересы и мнения каждого, приобретают навыки мирного решения конфликтов.
Креативность — это умение генерировать большое количество идей, решение проблем совершенно новым неординарным способом. Понимание ошибки как возможности улучшить результат. Открытость и готовность реагировать на новые обстоятельства. Креативность помогает видеть и анализировать комплексные проблемы, находить решения и создавать образы желаемого будущего. Проектанты учатся генерировать идеи и определять оптимальное решение для своего проекта. Они развивают гибкость мышления, способность действовать в трудные моменты неопределённости или отклонения от плана, возникающие в ходе реализации проекта.
Как можно поддерживать проектантов в развитии данных компетенций?
Дать пространство для саморазвития, не требовать идеальных проектов на «5», а поддерживать учебный процесс через приобретение нового опыта. Это культура доброго отношения к «ошибкам» и постоянной рефлексии. Именно в проектной деятельности можно научить не пасовать перед трудностями и поражениями, не бояться ошибок, а наоборот, проанализировав их, самостоятельно изменить ситуацию.Возможно, проектанты ещё не осведомлены о компетенциях и их роли в современном мире. Необходимо познакомить их с компетенциями, объяснить их значение, актуальность и обозначить возможности для развития в проекте.Выстроить последовательный процесс осознанной работы над собой: помочь проектанту увидеть точки роста и сформулировать учебные цели, поддержать в выходе из зоны комфорта в зону развития, делать регулярные промежуточные рефлексии, проводить итоговую встречу по проекту с ретроспективой всего проекта и рефлексией полученного опыта.Создавать благоприятную атмосферу сотрудничества, которая очень важна для учебного процесса. Часто проектанты воспринимают друг друга как соперников. Следует подчеркнуть важность каждого проекта, его уникальность, общий вклад в развитие общества. Проектанты могут помогать друг другу, делиться идеями, поддерживать эмоционально и т. д. Можно сообща праздновать успехи друг друга, делиться трудностями, да и просто общаться на разные темы, проводить вместе свободное время.
Школьные проекты — инновация в образовании или головная боль?
Проектная деятельность в школе задумывалась как инновационный подход к обучению: дети учатся самостоятельно работать в команде над интересной темой, а учитель их направляет и поддерживает. Но, увы, новый формат не прижился в школах. Почему это произошло и как изменить ситуацию? Об этом размышляют кураторы конкурса «Старт в будущее» Валентина Григорьевна Соловьянюк-Кротова, учитель физики и информатики в Павловской гимназии и Ирина Николаевна Савина, учитель начальных классов.
«Проект» — популярное слово. Вся наша жизнь состоит из маленьких или больших проектов: спланировать путешествие, подготовиться к экзамену, устроить фотовыставку в школе. Над чем бы мы не работали, примерный алгоритм неизменен: мотив — цель — задачи — результат. А это и есть ступени проекта. Неудивительно, что это понятие органично влилось в образовательный процесс. Чтобы лучше определить, что такое проект в образовании, давайте проследим его создание поэтапно. Я — ребенок, которого интересует определенная тема, выходящая за рамки школьного курса. Меня волнуют вопросы, ответы на которые нельзя найти в учебнике и просто «погуглить». А это значит, что искать их предстоит в процессе работы над собственным проектом. Необходимо сформулировать основной вопрос-проблему, определить тему, найти противоречия, которые станут драйвером будущей работы. Это самый сложный этап, который требует максимальных интеллектуальных и творческих усилий. От его успешности зависит предстоящая работа.
Как только проблема сформулирована, необходимо обозначить цель проекта: что может послужить ответом на мой вопрос. Затем в общих чертах описать ожидаемый результат, сформулировать задачи, которые приблизят меня к цели. Для каждой из задач назначается время выполнения с датами, таким образом мы получаем план действий. Как только все задачи будут выполнены, мы получим результат — подготовленный проект.
Скажите, на каком уроке ребенок может самостоятельно спланировать и выполнить важную для себя работу и получить опыт, который еще не раз пригодится ему в разных жизненных ситуациях? Такой возможности нет, поскольку большую часть времени в школе он занят учебной деятельностью, цели и задачи которой формулирует учитель. Учитель обеспечивает ресурсами, предлагает инструменты, планирует время и помогает достичь результата.
Проект создается в ситуации дефицитов и предполагает вызов, ответить на который ребенок должен самостоятельно. Именно поэтому нет для него деятельности сложнее, чем проектная. И ничто другое не способно заменить ее полностью в сложившейся школьной системе.
Наш ежегодный открытый конкурс проектно-исследовательских работ для школьников «Старт в будущее» показывает, что массовое выполнение проектов в большинстве школ носит чисто формальный характер. Кто-то из ребят берет за основу научный компонент пишет рефераты в научном стиле. Кто-то выбирает творческую работу и проект завершается спектаклем, созданием картины, песни или сказки. Ученикам, которые стремятся подойти к работе неформально, порой бывает сложно вписаться в подобную схему.
Мешают углубленной работе и организационные сложности. Если у ребенка в школе нет уроков по проектной деятельности, ему приходится работать в свободное время, которое еще нужно согласовать с руководителем. Отсутствие самостоятельности и самоорганизации, трудности в работе с информацией — это только малая часть возможных проблем. Нет единообразного подхода к экспертному оцениванию, остается открытым вопрос: как корректно оценить реферат или исследование? А картину, спектакль, театральную постановку, социальную акцию? Организация исследовательской деятельности в школе — тоже своего рода мегапроект, работа на которым не останавливается. Вряд ли найдется школа или педагог, которые смогут декларировать, что все их ученики делают отличные проекты. Но наверняка найдутся те, кто скажет: «Мы понимаем все проблемы и трудности, но мы движемся к цели и видим, что только преодолевая препятствия, ученик вырастает по-настоящему успешным человеком».
Шесть «П» проектного обучения
Наргиз Асадова, член управляющей команды Европейской гимназии, создатель и экс-директор центра дополнительного образования Школа профессий будущего «КрашПро» предлагает использовать этот чек-лист для успешной реализации учебного проекта.
1. Проблематизация. Если не выявлена проблема, то и проект делать нет смысла. Но иногда выявить реальную проблему не так-то просто. Нужно понять, чья это проблема? То есть определить целевую аудиторию. Важно помнить, что потенциальное решение должно быть под силу работающему над проектом ребенку (или школьной команде).
2. Поиск решения. Прежде чем бежать создавать новый продукт, стоит проверить, существуют ли другие удобные и доступные способы решения проблемы вашей целевой аудитории. Нужно провести исследование, которое не похоже на научное. Это скорее исследование рынка, к которому прибегают маркетологи, социологи и бизнесмены.
3. Прототипирование. Это создание схематичного (упрощенного) варианта решения проблемы (продукта, услуги) и его тестирование на целевой аудитории проекта. Если вы решили сделать сайт про экологические проблемы Подмосковья, не спешите сразу покупать домен, нанимать программистов и дизайнеров. Сначала можно сделать простой прототип с помощью бесплатного конструктора, набросать основные рубрики, написать пару текстов и показать его заинтересованным сторонам. Наверняка, они что-то добавят или попросят убрать. И заодно увидят прообраз будущего продукта.
4. Планирование действий. На этом этапе у вас есть уже довольно полное представление о том продукте/решении проблемы, которое нужно вашей аудитории. С этого момента можно составлять план действий и выставлять себе сроки.
5. Практическая реализация проекта. Это время для создания продукта согласно намеченному вами плану.
6. Презентация проекта. Обязательная публичная презентация вашего продукта с привлечением не только ваших одноклассников, но и экспертов и представителей целевой аудитории, ради которой вы этот проект делали.
Часто можно увидеть в чек-листах по проектной деятельности еще один очень важный пункт — «Рефлексия». Основоположник проектной методики, философ и педагог Джон Дьюи говорил: «мы учимся не на пережитом опыте, а на рефлексии по поводу этого опыта». Но я считаю, что рефлексию не нужно выносить в отдельный пункт. Она должна происходить постоянно, после каждого выполненного этапа проекта. Лучше всего фиксировать свои ошибки, переживания, инсайты в письменной форме в дневнике рефлексии.
В Павловской гимназии при построении проектно-исследовательской деятельности происходит смена ролей: ученики становятся направляющим вектором. Даже дети 4-7 лет участвуют в проектах, учащиеся начальной школы уже сами находят тему, уточняют цель, могут выбрать необходимые средства для достижения результата. Они не только хотят участвовать в проектах, предложенных взрослыми, но и самостоятельно находят темы для них.
В 6-7-х классах проекты — обязательная часть обучения: в учебном плане вводится предмет «Проектно-исследовательская работа». Учащиеся 5-х и 8-х классов участвуют по желанию. В рамках предмета дети изучают теорию и разбираются с информационными технологиями, которые помогают сделать проекты более яркими, динамичными и современными. Главная цель подобной деятельности — научить детей работать с большим объемом информации, сравнивать, анализировать, применять социологические и маркетинговые инструменты.
Все участники проектов проходят через четыре традиционных этапа проектно-исследовательской деятельности: «Ярмарка проектных вакансий» с выбором тем и руководителей, предварительная аттестация в форме круглого стола, предзащита и защита проектов. Лучшие работы, которые прошли в финал, участвуют в ежегодном открытом конкурсе «Старт в будущее», а победители направляются на внешние конкурсы.
Реализовать что-то подобное в стенах обычной среднеобразовательной школы сложно, но возможно. Это подтверждают работы участников «Старта в будущее» из разных школ России. И с каждым годом проекты становятся все интереснее и глубже. Поэтому подобная деятельность в обучении станет перспективным проектом для большинства образовательных учреждений.
Важность проектной деятельности в развитии учащихся.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода на уроках истории и обществознания
учитель истории МБОУ СОШ №78
Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.
В современном мире основой ценностью является информация, знания, развитый интеллект, креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии.
Такого человека должна подготовить школа. Стандарты второго поколения открывают возможности для реализации данных запросов. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов.
Организация проектной деятельности учащихся способствует развитию творческого потенциала, проведению самостоятельных исследований, возможности работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда. Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся
В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:
исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);
творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),
приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),
информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),
практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т. д.).
Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о его значимости, востребованности и результативности. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности.
Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. Его осуществление происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. Учитель, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности.
В основе каждого проекта лежит проблема, для решения которой, учащимся необходимо использовать не только знания данной области, но и знания из других областей, а также ребята должны владеть творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
Использование проектной методики на занятиях истории и обществознания в рамках урока или внеурочной деятельности доказывают, что учащиеся улучшают свои результаты в изучении предмета, активно применяют знания, умения и навыки, полученные на занятиях истории и обществознания, понимают необходимость междисциплинарных и межкультурных связей.
Хотелось бы обратить ваше внимание, проектная деятельность активно используется в МБОУ СОШ №78. На уроках, во внеурочной деятельности, а также, выпускники нашей школы готовят итоговые проектные работы.
Более подробно хотелось бы остановится на итоговых проектных работах. В документах говорится: “Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта.” Именно поэтому учащиеся 9 классов должны подготовить и защитить итоговый проект.
Перед вами работа, уже не коллективная, а индивидуальная. Это итоговая проектная работа выпускницы 2019 г. Завады Екатерины «Что тебе снится кинотеатр Аврора?». Для города Краснодар кинотеатр в данное время стал болезненным вопросом, поэтому актуальность исследования истории создания и возможного будущего кинотеатра не вызывает сомнений. И интересен данный вопрос как молодому, так и старшему поколению.
Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения, следующие:
дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;
использование информационных технологий ;
формирование исследовательских умений;