Дача была прямо у реки на противоположной стороне так что стоила недешево
Вставные конструкции в русском языке – примеры предложений, таблица (8 класс)
Русский синтаксис предлагает множество вариантов для точного и выразительного оформления мысли. Одним из таких приемов являются вставные конструкции, которым посвящена наша статья.
Вводные и вставные конструкции в русском языке
В предложениях нередко можно встретить и вводные, и вставные конструкции. Школьники знакомятся с этой темой в 8 классе.
Вводные и вставные конструкции имеют и сходства, и различия.
И те, и другие не связаны с основной темой предложения и поэтому оформляются с помощью выделительных знаков препинания.
И те, и другие произносятся с особой интонацией, как бы торопливой скороговоркой.
Однако вставные конструкции в русском языке более разнообразны и многофункциональны, нежели вводные слова. При этом они имеют еще меньше связи с собственно предметом сообщения, нежели вводные.
Вставные конструкции иногда могут быть отчасти связаны грамматически с предложением.
В отличие от вводных слов, вставные конструкции никогда не стоят в самом начале предложения.
Отличает вставные конструкции еще и то, что они как бы разрывают предложение, привнося в него чужеродный элемент, своего рода мысли вслух.
Зачем нужны вставные конструкции
Вставные конструкции могут выполнять несколько функций.
Наиболее часто они нужны для того, чтобы прокомментировать или пояснить часть предложения. Они словно бы врываются в предложение и растолковывают то, что иначе, возможно, не столь понятно.
Например, в предложении «Алексей опоздал (а он прежде всегда приходил даже чуть раньше) и демонстративно громко, перебивая докладчика, извинился за опоздание» вставная конструкция дает необходимые пояснения, почему опоздание Алексея было воспринято как некий знак.
Однако вставные конструкции могут выполнять и оценочную функцию и всего лишь привносить оттенок эмоциональности. Такую роль конструкция играет, допустим, в таком предложении: «На следующее утро Антон (как ни печально это осознавать) решил порвать с Инной и уехать на край света».
Ссылки в тексте обычно тоже оформляются как вставные конструкции: «Мы и в самом деле тогда «часов не наблюдали» («Горе от ума»), а просто были счастливы».
Структура вставных конструкций
Вставные конструкции отличаются многообразием вариантов. Это могут быть и отдельные слова и даже знаки, и целые предложения. В таблице приведены примеры предложений, вставные конструкции в которых имеют различную структуру.
Структура вставной конструкции
Пример
Он уверял, что не менее ста (?) человек уже выиграли смартфоны в этом магазине.
У него была с собой еда (бутерброды), так что он пока ждал спокойно.
Дача была прямо у реки (на противоположной стороне), так что стоила недешево.
Мы вышли из дома (метель уже улеглась) и наслаждались морозным воздухом и изумительными картинами заснеженного города.
И тут появляется Витька (никто не понял, как он проник на ученый совет) со своими обычными фантазиями о вертолетах-такси.
Знаки препинания при вставных конструкциях
Вставные конструкции выделяются с помощью скобок вне зависимости от того, какова их структура и какую функцию они выполняют.
Что мы узнали?
Вставные конструкции имеют и много общего с вводными словами, и целый ряд отличий. Они всегда разрывают предложение, никогда не встречаясь в его начале и редко – на конце. Вставные конструкции обычно поясняют предложение, но могут выражать отношение или эмоции говорящего. По структуре вставные конструкции весьма различны: от одного-единственного знака препинания до длинного ложного предложения. На письме вставные конструкции оформляются скобками.
Вводные и вставные конструкции
Вводные слова, словосочетания и предложения
выражают отношения говорящего к высказанном, называют источник мыслей или подчёркивают связь с предыдущими предложениями
комментируют содержание предложения, вносят уточнения, дополнительную информацию
называют того, к кому обращаются с речью
Скобками или тире на письме выделяются:
В предложении Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли вводная конструкция
служит для привлечения внимания
служит для оформления мыслей
В предложении С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас вводное словосочетание
служит для связи мыслей
выражает предположение, неуверенность
называет источник мыслей
В каком из предложений (знаки препинания пропущены) выделенное слово не выполняет синтаксическую роль?
Сёстры наверное уже спят
Если я буду знать наверное что я умереть должна, я вам тогда всё скажу, всё!
В каком из предложений (знаки препинания пропущены) выделенное слово является членом предложения?
Давал три бала ежегодно и промотался наконец
Опекушин был выходцем из простого народа, сперва – самоучка, затем признанный художник и наконец академик
В каком предложении (знаки препинания пропущены) выделенное слово выполняет роль противительного союза и поэтому не является вводным?
Жара и усталость взяли однако свое
Однако знать желательно – каким же колдовством мужик над всей округою такую силу взял?
В каком из предложений (знаки препинания пропущены) выделенное слово является вводным?
Действительно с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск
Я действительно таков, как вы говорите
Укажите, в каком из предложений (знаки препинания пропущены) выделенное слово является членом предложения?
Вообще хотелось бы узнать, что произошло на самом деле.
Пушкин для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще
В каком из предложений (знаки препинания пропущены) слово значит является вводным?
Так значит вы сегодня не можете прийти?
Бороться – значит победить.
Когда просишь прощения это значит что чувствуешь свою вину.
Укажите предложение, в котором вставная конструкция вносит дополнительные сведения
В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.
Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой.
Быть может (лестная надежда!), укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «То-то был Поэт!»
Укажите предложение, в котором вставная конструкция по свой структуре представляет сложное предложение
И тут появляется Витька (никто не понял, как он проник на ученый совет) со своими обычными фантазиями о вертолетах-такси.
Мы вышли из дома (метель уже улеглась) и наслаждались морозным воздухом и изумительными картинами заснеженного города.
Дача была прямо у реки (на противоположной стороне), так что стоила недешево.
Створюйте онлайн-тести
для контролю знань і залучення учнів
до активної роботи у класі та вдома
Вставные конструкции в русском языке
Всего получено оценок: 981.
Всего получено оценок: 981.
Русский синтаксис предлагает множество вариантов для точного и выразительного оформления мысли. Одним из таких приемов являются вставные конструкции, которым посвящена наша статья.
Вводные и вставные конструкции в русском языке
В предложениях нередко можно встретить и вводные, и вставные конструкции. Школьники знакомятся с этой темой в 8 классе.
Вводные и вставные конструкции имеют и сходства, и различия.
И те, и другие не связаны с основной темой предложения и поэтому оформляются с помощью выделительных знаков препинания.
И те, и другие произносятся с особой интонацией, как бы торопливой скороговоркой.
Однако вставные конструкции в русском языке более разнообразны и многофункциональны, нежели вводные слова. При этом они имеют еще меньше связи с собственно предметом сообщения, нежели вводные.
Вставные конструкции иногда могут быть отчасти связаны грамматически с предложением.
В отличие от вводных слов, вставные конструкции никогда не стоят в самом начале предложения.
Отличает вставные конструкции еще и то, что они как бы разрывают предложение, привнося в него чужеродный элемент, своего рода мысли вслух.
Зачем нужны вставные конструкции
Вставные конструкции могут выполнять несколько функций.
Наиболее часто они нужны для того, чтобы прокомментировать или пояснить часть предложения. Они словно бы врываются в предложение и растолковывают то, что иначе, возможно, не столь понятно.
Например, в предложении «Алексей опоздал (а он прежде всегда приходил даже чуть раньше) и демонстративно громко, перебивая докладчика, извинился за опоздание» вставная конструкция дает необходимые пояснения, почему опоздание Алексея было воспринято как некий знак.
Однако вставные конструкции могут выполнять и оценочную функцию и всего лишь привносить оттенок эмоциональности. Такую роль конструкция играет, допустим, в таком предложении: «На следующее утро Антон (как ни печально это осознавать) решил порвать с Инной и уехать на край света».
Ссылки в тексте обычно тоже оформляются как вставные конструкции: «Мы и в самом деле тогда «часов не наблюдали» («Горе от ума»), а просто были счастливы».
Структура вставных конструкций
Вставные конструкции отличаются многообразием вариантов. Это могут быть и отдельные слова и даже знаки, и целые предложения. В таблице приведены примеры предложений, вставные конструкции в которых имеют различную структуру.
Структура вставной конструкции
Пример
Он уверял, что не менее ста (?) человек уже выиграли смартфоны в этом магазине.
У него была с собой еда (бутерброды), так что он пока ждал спокойно.
Дача была прямо у реки (на противоположной стороне), так что стоила недешево.
Мы вышли из дома (метель уже улеглась) и наслаждались морозным воздухом и изумительными картинами заснеженного города.
И тут появляется Витька (никто не понял, как он проник на ученый совет) со своими обычными фантазиями о вертолетах-такси.
Знаки препинания при вставных конструкциях
Вставные конструкции выделяются с помощью скобок или тире вне зависимости от того, какова их структура и какую функцию они выполняют.
Что мы узнали?
Вставные конструкции имеют и много общего с вводными словами, и целый ряд отличий. Они всегда разрывают предложение, никогда не встречаясь в его начале и редко – на конце. Вставные конструкции обычно поясняют предложение, но могут выражать отношение или эмоции говорящего. По структуре вставные конструкции весьма различны: от одного-единственного знака препинания до длинного сложного предложения. На письме вставные конструкции оформляются скобками.
Конспект урока, рабочий лист и презентация по русскому языку для 11 класса на тему «Вводные компоненты, вставные конструкции и пунктуация при них»
Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc
Школа: МКОУ «Варваровская средняя общеобразовательная школа»
ФИО учителя: Ганихина Екатерина Ивановна
Тема: Вводные компоненты, вставные конструкции и пунктуация при них
Цель урока: повторение значений вводных слов и предложений, определение их роли и места в предложении, отработка постановки знаков препинания, рассмотрение возможных «ловушек», связанных с данной темой.
Образовательные: систематизировать и обобщить знания о вводных и вставных конструкциях; углубить понятия об изучаемом языковом явлении.
Развивающие: формировать аналитические способности учащихся; формировать умения использовать вводные и вставные конструкции в речи письменной и устной, соблюдать интонацию при чтении предложений с вводными словами при работе с текстом.
Воспитательные: содействовать формированию интереса к русскому языку, эстетического отношения к произведениям искусства и формированию нравственных ценностей.
Используемые средства обучения:
1. Оборудование: ноутбуки, мультимедийный проектор, экран.
2. Наглядность: мультимедийная презентация.
Образовательные технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
1. Организационный этап – 1 мин. Приветствие, подготовка к уроку (учебник, рабочие листы, ручки с синими и зелеными чернилами, черновики, дневник).
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 5 мин.
— Слова, пожалуйста, запишите в рабочий лист.
— Какую роль могут выполнять данные слова в предложении? (роль вводных слов; код: вводные слова)
— У нас с вами есть объект, с которым мы будем работать. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, обозначить цели.
(вспомнить значения вводных слов, предложений, вставных конструкций и постановку знаков препинания при них; ситуации, когда омонимичное слово не является вводным словом)
— Запишите тему урока.
3. Актуализация знаний — 7 мин.
— Давайте вспомним, что мы называем вводными компонентами?
— Назовите группы вводных слов и сочетаний по значению? (с. 101 – 103)
— Приведите примеры слов, которые никогда не являются вводными и не выделяются запятыми. (с. 108)
Задание №1. Распределите данные слова и словосочетания в зависимости от значения.
Конечно, по мнению, по крайней мере, к счастью, послушайте, приблизительно, бывало, наверное, представьте себе, кроме шуток, короче говоря, без преувеличений, неужели, как нарочно, иными словами, как это иногда бывает, смешно сказать, к сожалению, в той или иной степени, как и всегда, честно говоря, на мой взгляд, предположим, авось, как известно, возможно, словом.
выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность)
указывающие на приемы и способы оформления мыслей
указывающие на источник сообщения, информации
представляющие собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому
указывающие на оценку меры, степени того, о чем идет речь
показывающие степень обычности того, о чем говориться
выражающие экспрессивность высказывания
Не являются вводными словами
выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность)
указывающие на приемы и способы оформления мыслей
указывающие на источник сообщения, информации
представляющие собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому
указывающие на оценку меры, степени того, о чем идет речь
— в той или иной степени
показывающие степень обычности того, о чем говориться
— как это иногда бывает
выражающие экспрессивность высказывания
Не являются вводными словами
(После завершения работы ученики меняются рабочими листами, осуществляют проверку по эталону, исправляя ошибки ручкой с зеленой пастой)
— По способу выражения вводные компоненты могут быть представлены двумя единицами. Назовите эти единицы.
(Морфологические и синтаксические. К морфологическим единицам относятся вводные слова, к синтаксическим единицам – вводные словосочетания и вводные предложения, с. 103)
— Какие позиции в предложении могут занимать вводные компоненты?
(Препозиция – в начале предложения, интерпозиция – в середине предложения, постпозиция – в конце предложения, с.104)
— Назовите условия обособления вводных компонентов.
(Вводные компоненты обособляются всегда, с.105)
— Ребята, а как отличить вводные компоненты от омонимичных членов предложения?
(К вводным компонентам нельзя поставить вопрос, вводные компоненты можно изъять из предложения без потери смысла. Схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции).
Он побывал в Китае, Индии, Северной Корее и, наконец , решил отправиться в Африку.
Мы его долго ждали, и он наконец пришёл.
Наконец лодка показалась на горизонте, и все стоявшие на берегу облегчённо вздохнули.
(Комментарии учащихся. В отдельных случаях, когда учащиеся затрудняются ответить, можно использовать материал учебника, с.115)
Однако мы справились с поставленной задачей.
Так хотелось не огорчаться по пустякам, однако на деле всё было иначе.
Однако , какой вы проказник!
(Комментарии учащихся, с.116)
Вообще , мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст.
От приглашения твоего я вообще отказался.
(Комментарии учащихся, с.117)
Сергей Петрович воспитания, конечно , не получил, по-французски не говорит.
(Комментарии учащихся, с.116)
Задание №2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
В данном предложении слово наконец не придаёт значения последнего, завершающего этапа, поэтому оно просто обстоятельство. Слово казалось —вводное.
Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.
Стало очевидно – сказуемое. Очевидно — вводное слово, выделяется запятыми.
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
Быть может — вводные слова, выделяются запятыми. Кажется — в данном случае не вводное слово, а сказуемое, запятыми не выделяется.
В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.
(После завершения работы ученики меняются рабочими листами, осуществляют проверку по эталону, исправляя ошибки ручкой с зеленой пастой)
— Хорошо! Давайте теперь повторил правила постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях.
— Нужно ли ставить запятую при встрече двух вводных слов? (Да)
(Комментарии учащихся. В отдельных случаях, когда учащиеся затрудняются ответить, можно использовать материал учебника, с.106)
— Вводное слово, стоящее в середине обособленного оборота, выделяется запятыми.
— Нужно ли отделять запятой вводное слово (сочетание), если оно стоит в начале или конце обособленного оборота? (Нет)
По-видимому опасаясь снежных заносов , руководитель группы отменил восхождение на вершину горы.
Оставьте вы эти новые доводы, неубедительные и надуманные конечно .
(Комментарии учащихся, с.106)
— Вводное слово находится в начале оборота, заключенного в скобки (вставная конструкция). Нужно ли его отделять запятой? (Да)
Оба сообщения ( по-видимому , поступившие недавно ) привлекли к себе широкое внимание.
(Комментарии учащихся, с.106)
— При каких условиях вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза?
(Если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры)
Весь тираж уже отпечатан, и, вероятно , книга на днях поступит в продажу.
Вопрос этот рассматривался уже несколько раз, но, по-видимому , окончательное решение ещё не принято.
(Комментарии учащихся, с.106)
— Нужно ли отделять запятой вводные слова после союзов, употребляемых в присоединительном значении? Такие союзы стоят обычно в начале самостоятельного предложения. (Нет)
И в самом деле , послышались голоса внизу.
А между прочим , он давно уехал отсюда.
(Комментарии учащихся, с.106)
— Нужно ли отделять запятой вводные слова от сравнительного оборота с союзом КАК, от целевого оборота с союзом ЧТОБЫ? (Да)
Всё это мне показалось странным, впрочем , как и другим.
Студент на минуту задумался, вероятно , чтобы точнее сформулировать свой ответ.
(Комментарии учащихся, с.107)
— Небольшие по объему вводные предложения выделяются запятыми. Каким знаком препинания выделяется структурно более сложное вводное предложение? (Тире)
(Комментарии учащихся, с.107)
(После выполнения упражнения учащиеся видят свой результат: процент правильно выполненных заданий, количество ошибок, сами ошибки и правильные ответы, отметки; учитель видит результаты всех учащихся, самые частые ошибки).
— После завершения работы запишите в рабочий лист количество ошибок и результат в %.
Гимнастика для глаз – 1 мин.
— Ребята, а что такое вставные конструкции?
(Вставные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые содержат различные попутные, добавочные уточнения и замечания. Чаще всего вставные конструкции находятся в середине предложения и резко разрывают связи между словами. Вставные конструкции выделяются скобками или тире. Скобки и тире употребляются на равных основаниях. В редких случаях вставные конструкции выделяются запятыми)
Задание №4. Ответьте на вопросы теста. В случае затруднения обращайтесь к справочному материалу (см. приложение 1).
(После завершения работы ученики меняются рабочими листами, осуществляют проверку по эталону, исправляя ошибки ручкой с зеленой пастой)
1. Верны ли утверждения: А. Вводные слова и вставные конструкции — это одно и то же; Б. Вставные конструкции связаны грамматически с предложением?
Оба высказывания верны
Оба высказывания ошибочны
2. Вставные конструкции на письме чаще всего выделяются:
Пояснение: Вставные конструкции вне зависимости от структуры и выполняемой функции чаще всего выделяются на письме скобками.
Около церкви (построена она была еще в позапрошлом веке) раскинулся яблоневый сад.
Но могут выделяться и двойным тире, и (редко) запятыми.
3. Вставные конструкции произносятся:
с обычной интонацией
с перечислительной интонацией
быстрее, чем все остальное
нет правильного ответа
Пояснение: В устной речи вставные конструкции следует произносить в более быстром темпе, как будто скороговоркой.
4. В каком месте предложения вставные конструкции никогда не встречаются?
В начале предложения
В середине предложения
В конце предложения
Нет правильного ответа
Пояснение: Вставные конструкции, в отличие от вводных слов, никогда не стоят в начале предложения.
5. Вставные конструкции:
служат для оформления речи другого лица
придают красочность описанию
дают необходимые пояснения
Пояснение: Вставные конструкции нужны для того, чтобы прокомментировать или пояснить часть предложения. Они помогают растолковать факты, которые слушатели могли не понять. Вставные конструкции делают высказывание более полным. Иногда вставная конструкция используется только для придания оттенка эмоциональности и выражения оценочной характеристики.
6. Какую функцию выполняет вставная конструкция в предложении: «Сегодня утром (мы уже приехали из Коломны) внезапно раздался звонок в дверь.»?
Ссылка на другой текст
Нет правильного ответа
Пояснение: Вставная конструкция (мы уже приехали из Коломны) выполняет функцию пояснения. Она дает слушателям более точное представление, когда именно утром раздался звонок.
7. Какую функцию выполняет вставная конструкция в предложении: «Игнат (и это здорово!) тоже пришел.»?
Ссылка на другой текст
Нет правильного ответа
Пояснение: Вставная конструкция (и это здорово!) выполняет оценочную функцию. Она выражает положительное отношение автора высказывания к тому, что Игнат пришел.
8. Какова может быть структура вставной конструкции?
Пояснение: Вставные конструкции могут иметь различную структуру. Бывают такие варианты.
Знак препинания. Возможно, поезд отправляется в пять (?) часов вечера.
Одно слово. Он терпеть не мог выпечку (булочки), поэтому брал на перекус яблоки.
Несколько слов. Дом Катерины (моей одноклассницы) находился около станции.
Простое предложение. И тут рассказчик умолк (все затаили дыхание) и тяжело вздохнул.
Сложное предложение. Заяц проворно бежал прямо перед нами (мы удивились, откуда он взялся) и даже не думал оглядываться по сторонам.
9. Может ли быть вставной конструкцией предложение?
Да, но только простое
Да, но только сложное
Пояснение: Любое предложение (простое или сложное) может быть вставной конструкцией.
Простое предложение. Мы последовали к кассе (находилась она у самого входа в кинотеатр) и купили два билета.
Сложное предложение. Внезапно пустился холодный дождь (если бы мы знали, что такое случится, то непременно взяли бы зонт) и мигом намочил мои замшевые туфли.
10. Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция (знаки препинания не расставлены):
сегодня кажется уже настоящая зима.
уже в пять утра не каждый день такое случается он был на ногах.
во-первых в этой книге ничего не сказано про поход.
нет правильного ответа
Пояснение: Уже в пять утра (не каждый день такое случается) он был на ногах.
Вставная конструкция (не каждый день такое случается) дает необходимые пояснения. На письме выделяется с помощью скобок.
Кажется, во-первых — вводные слова, обособляются запятыми.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации – 5 мин.
Задание №5. Расставьте в тесте знаки препинания.
Напуганный двумя дурными по его мнению предзнаменованиями наш проводник отказался идти дальше. Мы попытались его уговорить. Это по всей вероятности нам удалось бы однако один из его спутников решил над нами подтрунить. Проводник рассердился повернулся и быстро пошёл по тропинке обратно. Задерживать его теперь было конечно бесполезно. Через несколько минут он действительно скрылся в чаще леса. Обсудив положение мы решили продолжать путь без проводника но к величайшей нашей досаде совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы пошли в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии слышать и видеть морскую гладь. К несчастью мы ещё попали в бурелом так называют поваленные или поломанные бурей деревья. Сделав значительный крюк назад мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. Одним словом путешествие оказалось очень трудным.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок – 2 мин.
(После завершения работы ученики меняются рабочими листами, осуществляют проверку по эталону, исправляя ошибки ручкой с зеленой пастой)
Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы попытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, однако один из его спутников решил над нами подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропинке обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он, действительно, скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы пошли в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом (так называют поваленные или поломанные бурей деревья). Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. Одним словом, путешествие оказалось очень трудным.
Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.
— Итак, ребята. Сегодня на уроке мы повторили значения вводных компонентов и вставных конструкций, отработали правила постановки знаков препинания при них, рассмотрели возможные «ловушки», связанные с данной темой. А теперь обратите внимание на рефлексивную мишень в ваших рабочих листах. «Прострелите» мишень в тех зонах, которые соответствуют вашей оценке урока и оценке своих состояний и действий в ходе урока.
7. Домашнее задание (по выбору) – 1 мин.
Списать текст, расставить знаки препинания.
Выразительное чтение стихотворения, в котором есть вводные слова.
8. Комментированное выставление отметок за работу на уроке. – 1 мин.
— Спасибо за работу! До новых встреч!
Домашнее задание. Расставьте знаки препинания
К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.
Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.
Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например «наконец», «собственно», «значит». Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.
В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.