Для чего нужны проверки

Зачем проверять контрагентов: примеры из практики

Для чего нужны проверки. Смотреть фото Для чего нужны проверки. Смотреть картинку Для чего нужны проверки. Картинка про Для чего нужны проверки. Фото Для чего нужны проверки

Любая компания старается тщательно подходить к выбору бизнес-партнера. В первую очередь для того, чтобы обезопасить себя от мошенников, убедиться в благонадежности поставщика, сохранить свою репутацию. Ведь нередки случаи, когда выбранный контрагент подводит в самый ответственный момент: может не вернуть предоплату, не исполнить обязательства, за которые был перечислен аванс.

Риск первый. Финансовый

Подобная ситуация произошла у одного из наших клиентов, который только после подачи иска на взыскание задолженности выяснил, что компания зарегистрирована недавно, имеет минимальный уставный капитал, имущество на балансе отсутствует, активы ничтожны.

А ведь для того, чтобы предотвратить эту ситуацию, было бы достаточно заранее заглянуть на общедоступные интернет-ресурсы, где можно получить информацию о финансовом положении компании, аффилированных структурах, судебных разбирательствах.

Риск второй. Налоговый

С введением в действие с 19 августа 2017 году ст. 54.1 НК РФ, действие которой в первую очередь направлено на пресечение использования коммерческими организациями умышленной оптимизации налогообложения с целью получения необоснованной налоговой выгоды, только подтвердило то, что к проверке контрагентов необходимо подойти со всей серьезностью.

Кроме того п. 2 ст. 54.1 НК РФ вводит новое требование о подтверждении реальности исполнения сделки непосредственно самим контрагентом, либо иным лицом, с которым у контрагента есть соответствующие договорные отношения.

Согласно данному пункту, для учета расходов (применения вычетов) недостаточно подтвердить реальность хозяйственных операций. Необходимо доказать, что исполнение сделки было осуществлено именно тем лицом, с которым заключен соответствующий договор.

То есть теперь нужно беспокоиться не столько о том, уплачивает ли ваш контрагент налоги или нет, а о том, сможете ли вы подтвердить, что реальным исполнителем по сделке был именно он.

Заключая договор на определенные виды услуг, обязательно проверьте наличие лицензии на их оказание. При подписании крупных контрактов стоит обратить внимание на наличие ресурсной базы для их исполнения, а в случае отсутствия на балансе компании необходимого оборудования попросить подтвердить факт аренды (или иного способа привлечения) производственного оборудования.

При подписании договора аренды недвижимости обязательно проверьте наличие у арендодателя права собственности на арендуемый объект либо наличие полномочий, переданных ему правообладателем.

В нашей практике была ситуация, когда клиент арендовал офис у компании, у которой право собственности на объект недвижимости было в стадии оформления. Клиент уже сделал дорогостоящий ремонт, когда выяснилось, что арендодателю не удалось оформить право собственности. Чтобы договориться с первоначальным собственником о заключении нового договора аренды, клиенту пришлось приложить немало усилий. И риск понести убытки в сумме расходов на ремонт был велик.

А вот и еще один пример из нашей практики: руководитель одной крупной компании, подписал договор с клининговой фирмой, предлагающей услуги по цене на 20% ниже, чем у конкурентов. В течение года компания исправно оказывала услуги, ровно до того момента, пока не пришла налоговая проверка и не предъявила претензии в том, что исполнитель не располагает в достаточном количестве персоналом для оказания услуг в данном объеме.

Факт оказания услуг был подвергнут сомнению, и проверяющий орган исключил из налоговой базы сумму расходов на приобретение клининговых услуг. Подобных претензий можно было бы избежать, запросив своевременно у клиниговой компании информацию о наличии трудовых ресурсов для исполнения обязательств по договору.

А что делать?

Отсутствие в компании утвержденных и исполняемых процедур, в том числе и процедуры проверки контрагентов, которые позволяют подтвердить реальность сделок и наличие деловых целей при их заключении, на текущий момент уже может рассматриваться как существенный риск для менеджмента компании.

Компаниям стоит начать проверку контрагентов с формирования политики по проверке предприятий, где необходимо прописать критерии отбора провайдеров, а также обязанности уполномоченных за проверку контрагентов сотрудников, которые формируют минимально необходимое досье на контрагентов и с определенной периодичностью его обновляют.

Стоит учитывать, что даже комплексная проверка контрагентов не гарантирует полного исключения рисков. Но вместе с тем отсутствие контроля при выборе партнера при неблагоприятном развитии событий в разы увеличивает риск понести финансовые потери или получить претензии со стороны налоговых органов.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Зачем нужна проверка контрагентов?

Такие понятия как «проблемный», «недобросовестный» контрагент не содержатся ни в гражданском, ни в налоговом законодательствах. Вместе с тем, данные понятия используются в правоприменительной практике. Как проверить «недобросовестность» при выборе контрагента и зачем это нужно налогоплательщику?

В последнее время все чаще в судебных разбирательствах фигурируют понятия «отсутствие должной осмотрительности», «проблемные» контрагенты.

Напомним, что впервые понятия «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность» при выборе контрагентов были введены Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. №53. В этом же Постановлении были обозначены критерии недобросовестности.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. При этом налоговый орган должен собрать достоверные доказательства в подтверждение заявленных доводов о недобросовестности заявителя и направленности его умысла на получение необоснованной налоговой выгоды (Постановление АС Поволжского округа от 26.05.2016 г. №А12-33971/2015).

Не проявление должной осмотрительности в выборе контрагента зачастую становится причиной отказа в вычетах НДС и в учете налоговых расходов.

Сразу отметим, что доводы налогоплательщиков о том, что действующее законодательство не обязывает их проводить проверку контрагентов, отклоняются судами, поскольку при осуществлении деятельности налогоплательщик обязан проявлять должную осмотрительность и осторожность. Как отмечают судьи, избрав в качестве контрагентов определенные организации, вступая с ними в правоотношения, налогоплательщик самостоятельно их выбрал и ему следовало проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагентов в сфере налоговых правоотношений (Постановления АС Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 г. №А75-10708/2015, Уральского округа от 27.05.2016 г. №А07-9933/2015, Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 г. №А53-15222/2015).

Таким образом, на добросовестного налогоплательщика фактически перекладывается риск неисполнения его контрагентом налоговых обязательств.

Не осуществление мер по проверке контрагента, документов от его имени, является риском самого налогоплательщика, все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности несет само юридическое лицо (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 г. №А75-10708/2015).

За 10 лет существования Постановления, споры вокруг того, каким способом налогоплательщик должен проявить осмотрительность в выборе контрагента, не утихают.

Как свидетельствует многочисленная судебная практика, суды при рассмотрении споров по-разному оценивают меры, принимаемые налогоплательщиком при проверке контрагента на стадии его выбора.

Большинство судов склоняются к тому, что проверка лишь правоспособности контрагента не свидетельствует о том, что налогоплательщик проявил должную степень осмотрительности и осторожности при выборе поставщика (Постановление АС Северо-Западного округа от 26.05.2016 г. №А66-11988/2015).

Налогоплательщик должен не только запросить учредительные документы контрагентов, выписку из ЕГРЮЛ перед заключением сделок, но и оценить условия сделки, проверить деловую репутацию и платежеспособность контрагента, риск неисполнения им обязательств, а также убедиться в том, что подписание документов от имени контрагента осуществляется полномочными представителями, сами документы содержат достоверные сведения.

Хотя в другом судебном споре, судьи сочли достаточными следующие действия налогоплательщика в проявлении должной осмотрительности в выборе контрагента:

получение копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;

получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.

Как отметили судьи, указанные обстоятельства являются необходимыми и достаточными для подтверждения осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 г. №А63-7994/2015).

С целью нивелирования налоговых рисков при выборе потенциального контрагента, налогоплательщику необходимо иметь минимальный пакет документов, касающихся правоспособности и деятельности проверяемого контрагента.

Перечень документов, который необходимо запросить у контрагента, отдельно рассмотрен в статье «Проверяем контрагента».

Тем более, что благодаря поправкам, внесенным Законом №134-ФЗ от 01.05.2016 г. в п.1 ст.102 НК РФ, с 1 июня 2016 г. такие сведения, как:

уплаченные суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;

суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности не являются налоговой тайной.

Указанная информация размещается на официальном сайте ФНС РФ в соответствующем разделе. На этом же сайте публикуется информация о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, применяемых спецрежимах и участие в консолидируемых группах налогоплательщиков.

Теперь налогоплательщику будет проще самостоятельно осуществить проверку благонадежности потенциального контрагента.

Кроме налоговой и уголовной ответственности, участие в фирмах-«однодневках», может повлечь для директора компании гражданско-правовую ответственность, поскольку руководитель юридического лица должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п.3 ст.53 ГК РФ). И именно руководитель компании несет ответственность за убытки, причиненные компании его виновными действиями.

Так, в одном из дел суд обязал руководителя компании возместить убытки, причиненные в результате отношений с фирмами-«однодневками» (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. №10АП-18605/2014).

Источник

Проверка контрагента на благонадежность

Эффективность сотрудничества с контрагентом зависит в том числе и от того, насколько благонадежным он является и какова его деловая репутация в бизнес-среде. Участились случаи, когда у налоговой инспекции возникают претензии к организации, поскольку она заключила сделку с недобросовестным контрагентом. Как следствие, расходы и вычеты по операциям с ним могут не приниматься ИФНС к учету, что увеличивает налоговую нагрузку добросовестного налогоплательщика.

Когда и зачем нужна проверка контрагента

Проверять контрагента нужно в самых разнообразных ситуациях, например, если:

Проверка контрагента позволяет выявить, что компания не исполняет обязательства по договору, имеет проблемы с госструктурами, занимается мошенничеством или обналичиванием, находится на стадии ликвидации или банкротства, имеет долги по налогам и сборам, участвует в судебных разбирательствах и т.д. Полученные результаты оценки деятельности контрагента помогут обезопасить компанию от проблем с налоговой инспекцией, а также потерь времени и финансов.

Методы проверки контрагентов

Компания может проверить контрагентов несколькими способами, к которым относятся такие:

Как правило, к ним относятся устав, ОГРН и ИНН, копии которых могут предоставляться при заключении договора. Кроме того, имеет смысл попросить выписку из ЕГРЮЛ, а также справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам, взносам и сборам.

Для чего нужны проверки. Смотреть фото Для чего нужны проверки. Смотреть картинку Для чего нужны проверки. Картинка про Для чего нужны проверки. Фото Для чего нужны проверки

Рис 1. Финансовый анализ предприятия контрагента в 1С:Контрагент

Если намечается достаточно крупная сделка, можно также попросить предоставить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, стоимости основных средств, репутации в бизнес-среде, опыте функционирования на рынке. Такие сведения помогут подтвердить, что компания проявила должную осмотрительность и заранее проверила своего контрагента. Отметим, что данные документы не являются обязательными к предоставлению, однако позволят подтвердить серьезность намерений по проводимой сделке.

Первая группа документов позволяет установить, как в общем ведется деятельность у контрагента и есть ли у него какие-то серьезные проблемы по взаимодействию с государством. Вторая группа документов предназначена скорее для того, чтобы можно было удостовериться в возможности контрагента исполнять обязательства по заключенному договору.

Совет! При получении выписки из ЕГРЮЛ от самого контрагента целесообразно проверить информацию по ней, размещенную на сайте ФНС. Недобросовестные бизнесмены могут подделывать этот документ.

Воспользоваться сервисом ФНС.

Важно! Несовпадение юридического и фактического адресов контрагента не является причиной для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Однако такое несовпадение, а также массовость юридического адреса могут стать основанием для исключения контрагента из ЕГРЮЛ.

Проверить картотеку арбитражных дел.

Такое действие позволит узнать, участвует ли контрагент в каких-либо судебных разбирательствах. Эта информация дает возможность определить, как часто компания является истцом или ответчиком в суде, а также какова суть исковых претензий.

Если контрагент находится на стадии банкротства, то, естественно, ни о каком сотрудничестве с ним не может быть и речи.

Эту документацию можно получить как от самого контрагента, так и из Росстата. Отчетность позволит ознакомиться с показателями деятельности компании и определить ее финансовые возможности по исполнению условий договора.

На что обратить особое внимание при проверке контрагента

Особыми сигналами ненадежности контрагента могут служить такие моменты:

Важно! Если уже на первоначальном этапе имеются серьезные сомнения в надежности контрагента, имеет смысл отказаться от сотрудничества с ним, даже если он предлагает хорошие условия и перспективы.

Электронные сервисы для проверки контрагента

Для проверки контрагента на надежность и добросовестность можно использовать такие сервисы:

Как видите, проверка контрагента — это очень трудоемкое занятие. Вам предстоит сделать проверку более чем в 10 сервисах. Но, можно сделать всё гораздо проще!

1СПАРК Риски – сервис для оценки надежности и мониторинга контрагентов в 1С для принятия взвешенных решений о сотрудничестве и сокращении налоговых рисков. С помощью всего лишь одной программы вы сможете проверять контрагента во всех источниках информации:

Для чего нужны проверки. Смотреть фото Для чего нужны проверки. Смотреть картинку Для чего нужны проверки. Картинка про Для чего нужны проверки. Фото Для чего нужны проверки

Рис 2. Основные источники информации 1СПАРК Риски

Заключение

Чем обширнее информация будет получена по контрагенту, тем больше шансов найти какие-либо негативные моменты, которые способны повлиять на деятельность компании. Организация проверяет контрагента на добросовестность не столько для госорганов, сколько для себя, чтобы обезопаситься от рисков и финансовых потерь.

Для чего нужны проверки. Смотреть фото Для чего нужны проверки. Смотреть картинку Для чего нужны проверки. Картинка про Для чего нужны проверки. Фото Для чего нужны проверки

Закажите БЕСПЛАТНЫЙ демо-доступ к сервису 1СПАРК Риски сроком на 7 дней для изучения всех возможностей. Обезопасьте себя от сотрудничества с недобросовестными контрагентами!

Источник

Зачем проверять контрагентов и сотрудников: риски работодателей

Для чего нужны проверки. Смотреть фото Для чего нужны проверки. Смотреть картинку Для чего нужны проверки. Картинка про Для чего нужны проверки. Фото Для чего нужны проверки

О проверке контрагентов написано очень много, но в основном вся информация связана с расчетом и уплатой НДС. На самом деле есть и другие причины, почему нужно проверять контрагентов, а еще сотрудников. Да, с ними тоже может быть не меньше проблем. Расскажем о возможных рисках и эффективных способах проверки, в т. ч. бесплатных.

В чем риски работы с непроверенными с контрагентами

Непроявление должной осмотрительности это главный козырь ФНС при снятии входящего налога (НДС). И не важно — является ваш контрагент реальной однодневкой или нет. Даже добросовестный налогоплательщик, допустивший ошибку в учете или не вовремя подавший отчет, может принести немало головной боли, а уж если попадается безответственный контрагент.

Документы бухгалтеру передают и по электронной почте и на бумаге, и в электронном виде. ООО «Березонька» указывает полученную счет-фактуру в книге покупок, ставит НДС к вычету и сдает отчет. При этом в ООО «Пенек» очередной менеджер отдает бухгалтеру не все документы. Т. к. выгрузки из базы менеджеров нет, бухгалтер работает только с теми документами, которые ей предоставили (а еще ей мало платят, поэтому она не проявляет инициативу и не просит хотя бы реестр с выписанными документами у менеджеров).

В итоговую декларацию из-за не отлаженного внутреннего документооборота не попадают несколько выписанных счет-фактур, в т. ч. и на ООО «Березонька». В итоге ФНС требует от последней сдать уточненный отчет, сняв часть вычетов и доплатить налог и пени. В ООО «Пенек» разъяренному директору «Березоньки» обещают ситуацию исправить, но пока разбираются и вносят исправления, «Березоньке» уже блокируют счет. Это, между прочим, для «Пенька» вполне типичная ситуация.

Статья 54.1 НК РФ ввела требования о подтверждении реальности сделок.

Проверить компанию можно довольно просто — воспользуйтесь порталом « Прозрачный бизнес » от ФНС, там по каждой организации и ИП есть основная информация, которая уже поможет составить представление о будущем партнере. Вот например:

Для чего нужны проверки. Смотреть фото Для чего нужны проверки. Смотреть картинку Для чего нужны проверки. Картинка про Для чего нужны проверки. Фото Для чего нужны проверки

А вот другая ситуация.

Вроде бы все в порядке и компании объединяются, участники второго общества становились участниками и в новой объединенной компании. Через какое-то время организация решает принять участие в госзакупках, подает заявку на участие в аукционе, но получает отказ. Оказывается, что в реестре недобросовестных поставщиков ( РНП ) содержаться сведения обо всех новых участниках и принимать участие в закупке компания не сможете еще долгое время.

С помощью аналитики можно было бы узнать — в каких торгах компания уже принимала участие и с каким успехом, в чем ее преимущества и конечно о включении в реестр.

Это второй риск — репутационный. Объединившись с ненадежным партнером компания приняла и его репутацию и ограничения.

Проверять нужно не только поставщиков и покупателей. Советуем проводить проверку заказчиков перед участием в госзакупках, арендодателей и арендаторов. Кроме того, если работать предстоит с медицинской или образовательной компанией необходимо проверить наличие и срок действия лицензий. Это можно сделать на официальных порталах:

Чем рискует работодатель

Не меньшим рискам подвергается и работодатель. Особенно это касается руководителя компании. Его следует обязательно тщательно проверить. Но практически все причины проверки относятся и к остальным сотрудникам:

Если взять на должность дисквалифицированного директора, то в ЕГРЮЛ о компании такие изменения не внесут, т.е. такое лицо просто не сможет занимать пост руководителя.

К тому же Трудовой кодекс запрещает директору работать по совместительству без разрешения уполномоченного органа юрлица, собственника имущества организации или уполномоченного собственником лица (органа) — статья 276 ТК РФ. Поэтому, если к вам приходит работать совместитель, стоит проверить не является ли он руководителем в другой организации.

А теперь о способах проверки.

Если вы принимаете на работу финансиста, экономиста, руководителя, главного бухгалтера, инженера, программиста или другого специалиста, чей уровень профессионального образования требует подтверждения, то такая проверка необходима. Если ваша сфера это образование, медицина, строительство и другие виды деятельности, где от ответственности и уровня экспертности работников зависит не только бизнес, но и безопасность людей, то проверка дипломов обезопасит вас от претензий и исков. Попробуйте набрать в поисковике «врач работал без диплома» — статистика неутешительная.

Проверить наличие судебных дел и административных нарушений можно через сайт арбитражного суда или службы судебных приставов. На сайте мирового суда вы сможете найти информацию о запланированных заседаниях или готовые судебные акты. Для этого будет достаточно знать ФИО лица, участвующего в деле.

Узнать о задолженностях поможет сайт ФССП. Если речь о директоре или участнике общества, то его можно проверить через ФНС или при помощи сервиса Астрал.СКРИН — он покажет участие физлица в других организациях, взаимозависимости, наличие дисквалификации и другие полезные сведения. Данные будут представлены в удобной, наглядной форме:

Кроме того, сервис автоматически обновляет данные, поэтому, например, о сделке по продаже или покупке доли участником в другой компании вы узнаете быстро.

Проверяйте контрагентов и сотрудников до того, как начать с ними работать. Отработанный алгоритм проверки и использование надежных, официальных источников — это защита от претензий проверяющих и сохранение репутации вашей организации.

Источник

Проверка контрагента: зачем и как проверять

В современных реалиях ведения бизнеса в России у проверяющих органов все чаще возникают вопросы по поводы работы компании с ее контрагентами.

Бухгалтеры и юристы привыкли, что налоговая и банки обращают на контрагентов пристальное внимание. Первая упрекает во взаимодействии с фирмами-однодневками, снимает расходы и доначисляет налоги, а вторые запрашивают документы по сделкам и пояснения по работе с контрагентом, после чего часто отказывают в проведении операций и отключают от дистанционного банковского обслуживания.

При совсем негативном развитии событий взаимодействие с «токсичным» контрагентом могут счесть соучастием в преступлении. Проверять контрагентов нужно, чтобы снизить три группы рисков:

Остановимся на каждом из них подробнее.

Должная осмотрительность

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговая выгода может быть признана необоснованной, если будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Но за 13 лет сам термин и границы должной осмотрительности претерпели значительные изменения. Если раньше проявление должной осмотрительности могло сводиться к запросу у контрагента стандартного комплекта учредительных документов, то теперь этого для налоговых органов и суда недостаточно.

Доказывать реальность ведения хозяйственной деятельности и реальность сделок и их исполнения приходится многими документами: это бумаги о преддоговорном взаимодействии, а также документы, свидетельствующие о взаимном исполнении обязательств по договору (не только товаросопроводительные документы, но и, например, пропуски на склад, деловая переписка, заявки на отгрузки, сделанные посредством переписки в мессенджерах или по электронной почте и т.д.). Но даже безупречный документооборот может не помочь, если налоговые органы в ходе проверки получат показания сотрудников компаний, которые не будут соотноситься с документами.

Кроме всего прочего, если доначисление налогов или другие действия привели к банкротству компании, для ее руководителя и учредителя появляются довольно весомые риски привлечения к субсидиарной ответственности и необходимости возместить убыток всем кредиторам компании.

Блокировка счетов банком

Банки за последние 3-4 года стали все чаще отказывать в проведении операций и отключать от дистанционного банковского обслуживания (ДБО) если, по их мнению, операции клиента носят сомнительный или подозрительный характер. Этого от них требует антиотмывочный закон № 115-ФЗ. Необходимость применить такие меры они оценивают по двум группам критериев. Это во-первых критерии, характеризующие самого клиента, то есть компанию — адрес, руководитель, налоговая нагрузка, наличие средств для ведения заявленного вида деятельности, а также оплата со счета аренды, канцелярских приборов, коммунальных услуг и т.д. Вторая группа – критерии, характеризующие проводимые операции, например, соотнесение заявленного вида деятельности и назначений платежей, периодичность платежей, объем снятия наличных или выплат физическим лицам, переводы организациям с повышенным уровнем риска и т. д. Именно контрагенты с повышенным уровнем риска чаще всего становятся причиной отключения от обслуживания и блокировки операций. Предвестник такого развития событий — запросы от банка. Если контрагент находится в «черном» списке Банка России – вероятность возникновения вопросов и проблем с банком очень высокая.

Потенциальные убытки

В деятельности большинства компаний существуют риски неполучения оплаты от контрагентов, что влечет долгий переговорный процесс, зависшую дебиторскую задолженность и затраты на судебные разбирательства, после которых может выясниться, что платить должнику нечем. Такие ситуации помимо затрат на их обслуживание влекут изъятие средств из оборота компании и как следствие прямые убытки.

Оценка платежеспособности контрагента, даже если он был рекомендован к сотрудничеству доверенными лицами, может своевременно обратить внимание на риски и предотвратить убытки.

Как же проверять контрагента правильно?

Универсального решения нет: все зависит от размера компании, ее вида деятельности, частоты появления новых контрагентов и других факторов. Существует три схемы проверки:

Самостоятельно осуществлять проверку контрагентов целесообразно если есть достаточное количество квалифицированного персонала, необходимое программное обеспечение, разработанные регламенты (которые существуют не просто на бумаге из где-то найденных шаблонов, а реально работают как часть общего бизнес-процесса), четко организованный документооборот. Квалифицированный персонал необходим для понимания сути проверки, методологии, правильного фиксирования результатов и их доведения до лиц, принимающих решения. Как правило, в крупных и некоторых средних компаниях этим занимаются сотрудники службы безопасности с привлечением юристов.

Организованный документооборот и регламенты необходимы для быстрого и качественного выполнения преддоговорной и периодической проверки контрагентов. Как правило, начинается проверка с запроса у контрагента перечня документов, включающего, помимо уставных документов, сведения о задолженностях перед бюджетом, налоговые декларации, штатное расписание, справку о материально-технических ресурсах и другие. Параллельно контрагент проверяется по открытым источникам информации (быстро и качественно, с небольшой аналитикой по проверяемой компании это делают СПАРК, Контур-Фокус и т.д.).

Использование современного ПО существенно сокращает сроки проверки контрагента и помогает быстро проверить связи компании, оценить текущее финансовое состояние, судебные дела, получить сведения о проверках госорганов и их результатах. Отчеты из такого ПО становились одним из доказательств проявления должной осмотрительности в суде в споре с налоговыми органами (например, дела №№ А49-1953/2017; А03-2471/2017).

Привлечение сторонних организаций имеет множество преимуществ: свои сотрудники не загружены побочной работой, вы получаете целостный отчет, включающий информацию, которой нет в открытых источниках (например, о наличии контрагента в «черном» списке Банка России). Этот вариант удобен и экономически выгоден небольшим компаниям, которым требуется проверить до 15-20 контрагентов в течение месяца. А вот компаниям, которые должны проверять несколько десятков контрагентов в день, аутсорсинг не подойдет: это будет нерентабельно по сравнению с настройкой процесса в самой компании и выделения нескольких штатных сотрудников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *