Для чего нужны птп и ктп

Для чего нужны птп и ктп

Методические рекомендации по составлению планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров

____________________________________________________________________
Утратили силу с 1 января 2021 года на основании
письма МЧС России от 16 ноября 2020 года N М-иД-8
____________________________________________________________________

1. Общие положения

1.3. ПТП и КТП предназначены для:

предварительного прогнозирования возможной обстановки на пожаре;

планирования основных действий по тушению пожаров;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

информационного обеспечения при подготовке и проведении учений, а также при исследовании (изучении) пожара.

1.4. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

1.5. ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой объекта.

2. Разработка и корректировка

Перечня организаций (объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться ПТП и КТП

2.1. ПТП и КТП составляются на все объекты и сельские населенные пункты, находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении N 1, а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), ставится отметка о проведенной корректировке.

2.8. Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

3. Составление и корректировка ПТП и КТП

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение N 3), определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

3.3. Требования к оформлению и содержанию ПТП и КТП приведены в разделах 7 и 8 Методических рекомендаций.

3.4. Составлению ПТП и КТП предшествуют следующие мероприятия:

изучение и анализ оперативно-тактической характеристики объекта (сельского населенного пункта), в том числе сбор сведений о его противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данному объекту;

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в объекте (сельском населенном пункте) и в аналогичных объектах (сельских населенных пунктах).

3.6. КТП составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр направляется руководству (собственнику) объекта (администрации сельского населенного пункта).

3.7. Начальниками гарнизонов пожарной охраны определяется перечень ПТП и КТП, электронные варианты которых должны храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, о чем делается соответствующая отметка в Перечне и Списке ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение N 4).

3.8. Электронные варианты ПТП и КТП должны отвечать следующим требованиям:

обеспечение ведения базы данных для неоднократного использования и своевременной корректировки данных;

обеспечение минимальных затрат на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

простой и наглядный интерфейс, позволяющий использовать их при непосредственном тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

содержание системы встроенной интерактивной помощи, охватывающей все аспекты работы программного средства;

защита от внесения несанкционированных изменений в программное обеспечение.

3.9. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже чем раз в 3 года.

Кроме того, ПТП и КТП подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства, изменении тактических возможностей подразделений пожарной охраны и т.д. Внесение корректив осуществляется не позднее месяца с момента возникновения изменений.

При корректировке ПТП и КТП соответствующие изменения вносятся также и в их электронные варианты.

3.10. На вновь построенные объекты ПТП и КТП составляются не позднее, чем через месяц с момента приема в эксплуатацию нового объекта или отдельных его элементов (установок и сооружений).

3.11. Корректировка ПТП и КТП, лицами, ответственными за указанное направление деятельности, осуществляется следующим образом:

изучение объемно-планировочных решений зданий объекта, технологического процесса, свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем дымоудаления и т.д.;

сопоставление текстовой и графической частей ПТП и КТП с реальной обстановкой, с последующим рапортом о выявленных несоответствиях на имя руководства пожарного подразделения и внесением соответствующих изменений в КТП и ПТП.

4. Согласование, утверждение и хранение ПТП и КТП

4.1. ПТП на объект, расположенный в районе выезда территориального (объектового, договорного) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего местного гарнизона пожарной охраны и согласовывается с руководителем (собственником) объекта.

4.2. ПТП на объект, расположенный в районе выезда специального подразделения ФПС, утверждается начальником соответствующего органа управления специальными подразделениями ФПС, согласовывается с руководителем (собственником) объекта и начальником территориального гарнизона пожарной охраны субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен охраняемый объект.

4.3. КТП на объект, расположенный в районе выезда территориального (объектового, договорного) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего подразделения пожарной охраны и согласовывается с руководителем (собственником) объекта.

4.4. КТП на объект, расположенный в районе выезда специального подразделения ФПС, утверждается начальником соответствующего органа управления специальными подразделениями ФПС, согласовывается руководителем (собственником) объекта и начальником местного гарнизона пожарной охраны.

4.5. КТП на сельский населенный пункт, расположенный в районе выезда территориального (специального) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего подразделения пожарной охраны и главой администрации сельского населенного пункта.

4.6. После утверждения ПТП и КТП, их содержание доводится до руководящего состава местного гарнизона пожарной охраны (в системе служебной подготовки либо в индивидуальном порядке) и заинтересованных служб объекта (сельского населенного пункта).

4.7. После утверждения, ПТП и КТП присваивается порядковый номер, под которым они включаются в список ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение N 4).

5. Отработка ПТП и КТП

5.1. Вновь составленные ПТП и КТП, а также ПТП и КТП, в которые были внесены изменения по результатам корректировки, в обязательном порядке отрабатываются со всеми дежурными караулами (сменами) подразделения пожарной охраны, в районе (подрайоне) выезда которого находится объект, на который они составлены.

5.2. Отработка ПТП и КТП проводится следующим образом:

выезд дежурного караула (смены) на объект (в сельский населенный пункт);

ознакомление с оперативно-тактическими особенностями объекта (сельского населенного пункта), изучение технологического процесса, объемно-планировочных решений зданий объекта, свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем дымоудаления и т.д.;

сопоставление текстовой и графической частей ПТП и КТП реальной обстановке, с последующим рапортом о выявленных несоответствиях на имя руководства пожарного подразделения.

5.3. По решению руководства пожарного подразделения или органа управления пожарными подразделениями, могут отрабатываться любые ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда пожарного подразделения.

График отработки ПТП и КТП на год составляется в соответствии с приложением N 5, при необходимости согласовывается с собственниками (руководством) объектов, вошедших в указанный график.

6. Требования к оформлению и содержанию ПТП

6.1. ПТП оформляются отдельной книгой (брошюрой) в соответствии с формой, установленной в приложении N 6.

6.2. Графическая часть ПТП выполняется в двух экземплярах (один экземпляр для использования на пожаре, как рабочий материал оперативного штаба).

Допускается для крупных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов организаций увеличивать размер до 594 x 420 мм, формат А1.

Все материалы текстовой и графической части ПТП защищаются от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до формата А4.

Источник

ПТП и КТП. Разработка планов и карточек тушения пожара

Вы здесь

План тушения пожара (ПТП) – документ, который устанавливает порядок тушения пожаров и спасания людей на специализированных объектах.

Планы тушения пожара и карточки тушения пожара необходимы для:

— определения мер и порядка действий работников при пожаре;
— прогнозирования распространения пожара;
— планирования действий подразделений пожарной охраны.

Планы и карточки тушения пожаров должны иметь организации или объекты:

• нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности;
• химической и нефтехимической промышленности;
• электроэнергетической промышленности;
• машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности;
• технологические установки или терминалы с взрывопожароопасной технологией производства;
• Производственные корпуса промышленных предприятий в зоне жилой застройки с площадью более 1200 кв.м.
• Предприятия по хранению, переработке древесины;
• транспортного сектора
• лечебные учреждения на 150 и более койко-мест;
• крупные общественно-административные здания и сооружения (или от 1500 кв.м. или больше 9 этажей или с большим скоплением людей);
• учебные и детские заведения на 100 мест и более;
• объекты культурного наследия;
• крупные предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы;
• крупные сельскохозяйственные организации;
• жилые дома высотой более 70 метров.

Источник

Что такое предварительное планирование действий по тушению пожаров

Помимо тушения пожаров и их профилактики, пожарная охрана занимается заблаговременным планированием действий при возгораниях. В случае промышленных объектов планирование затрагивает не только пожарную службу, но и руководство организации. Обе стороны заинтересованы в плодотворном взаимодействии.

Документы предварительного планирования

Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров служат для:

Существуют две разновидности таких актов.

Планы тушения пожара

Главное назначение ПТП – прогноз развития критической ситуации и прояснение аспектов процесса тушения.

Как правило, документ состоит из текстовой и графической части. Первый раздел содержит следующую информацию:

Во второй раздел входят:

Карточки тушения пожара

Представляет собой краткую справку о строении и его помещениях, запасных выходов. Состоят из двух элементов: информационной таблицы и графической части.

Информационная таблица объединяет главные данные о постройке, к которым относятся:

В графический раздел включены:

Перечень организаций, на которые нужны план и карточки

План составляется на некоторые организации без учета мощности производства:

Существуют также некоторые здания, для которых составление ПТП требуется только при определенных показателях работы:

Карточки тушения составляются для всех объектов, не попавших в перечень обязательного составления ПТП. К дополнительному списку относятся следующие организации:

Составление и корректировка ПТП и КТП

Предварительное планирование действий по тушению пожаров – это производная кооперации владельца предприятия с пожарной охраной. Разработке документов предшествуют несколько последовательных этапов:

Согласование, утверждение и хранение

Составленный план или карточка согласуются с компаниями, задействованными в ликвидации возгорания, и начальником организации. При согласии с документом организации и владелец объекта ставят на титульном листе грифы утверждения.

Документ хранится в кабинете управляющего объектом. За перемещением акта установлен контроль: в специальный журнал заносится информация о том, кто, зачем, когда и на какое время взял документ.

Отработка

При составлении новых документов или корректировке старых проводится отработка ПТП и КТП. Таким образом пожарные и администрация объекта на практике оценивают эффективность планирования.

В отработку включаются следующие манипуляции:

Требования к оформлению и содержанию

Нормы оформления документов прописаны законом. Ниже приведено краткое изложение основных требований.

План тушения оформляют в виде книжки формата А4 и больше. В состав брошюры входят следующие элементы:

Отражает место, где используется документ. На первом листе представлены следующие сведения: название предприятия, контактные данные, грифы утверждения и согласования.

В нем перечисляются все пункты и разделы плана, включая приложения, со страницами, где эти разделы начинаются. Если план содержит не больше 10 страниц, то содержание в него можно не включать.

Состоит из текстового и графического раздела.

В первом разделе отражены следующие пункты:

В графический раздел включают:

На заметку. Графическая часть изготавливается в двух экземплярах. Масштаб планов может быть от 1:50 до 1:200. Генеральный план рекомендовано выполнять в формате А3, а поэтажные схемы – в форматах А4 или А3, в зависимости от объема помещения. Для особо крупных объектов допускается использование формата А1. Все планы должны быть сложены до размеров брошюры.

Карточки оформляют на стандартных бланках размерами 15 на 20 см и складывают в книжку. Все, что написано на титульном листе, должно быть в виде прописных букв высотой от 8 до 12 мм. Масштаб черчения может быть от 1:200 до 1:500. Допускается черчение планов на листах размерами 30 на 20 см, сложенных до размера брошюры.

Требования к обозначениям и информации, указываемой на схемах, зависят от специфики здания. На схемах указывают следующие данные:

Когда и почему пересматривается оперативный план пожаротушения

Вопросы «В каких случаях должен пересматриваться оперативный план пожаротушения?» и «В каком случае должно производиться переутверждение плана пожаротушения?» звучат схоже, но ответы на них будут разными.

Пересмотр плана организуется в следующих ситуациях:

Переутверждение плана проводится при смене руководства объекта или начальства подразделения пожарной службы. План или карточку переутверждают специальным приказом начальства обеих сторон.

Выводы

Пожароопасные работы устанавливаются «противопожарным режимом», где описываются основные требования к огневым работам.

Документы предварительного планирования на объектах помогают заранее спрогнозировать развитие критической ситуации и подготовиться к худшему сценарию. Спасатель, взявший документ в руки, получит всю нужную для проведения спасательной операции информацию.

План тушения характерен для объектов повышенной пожаро- и взрывоопасности. В нем прописываются прогнозы распространения возгорания и самые эффективные методы борьбы с ним.

Карточка тушения часто разрабатывается для мест общественного пребывания, детских учреждений и мест пребывания людей на круглосуточной основе. В ней указываются данные о числе людей в помещениях, а также отмечаются места их наиболее вероятного пребывания.

Оба документа предусмотрены для помещений с большим количеством людей, не способных позаботиться о себе, или же для объектов крайне высокой пожаро- и взрывоопасности.

Порядок учета пожаров и их последствий разработан с целью статистического наблюдения за возгораниями на территории РФ, а также оценки последствий с учетом принятых мер пожаротушения.

В документе указаны основные положения, технические характеристики приборов, спецтранспорта, численность личного состава, другие сведения, этим документом является справочник руководителя тушения пожара.

Источник

Для чего нужны птп и ктп

Заместитель Министра Российской

Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

генерал-полковник внутренней службы

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ И КАРТОЧЕК ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров определяют общие положения к составлению, в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, общие положения к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в организациях, городах (населенных пунктах) на территории Российской Федерации.

1 Далее – «тушение пожаров».

3. ПТП и КТП предназначены для:

определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

обеспечения руководителя тушения пожара 4 информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Термины и определения

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями:

план тушения пожара – документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте);

карточка тушения пожара – документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара;

компьютерный план тушения пожара 5 – программное средство, обеспечивающее эффективное выполнение функций управления деятельностью пожарных подразделений по организации тушения пожаров в организации, построенное на основе использования теории управления, математических методов и информационных моделей, а также высокопроизводительных средств сбора, фиксации, передачи, хранения и переработки информации;

время свободного развития пожара – интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащих веществ на его ликвидацию;

развитие пожара – увеличение геометрических размеров зоны горения, нарастания опасных факторов пожара и усиление вторичных проявлений опасных факторов пожара;

противопожарное водоснабжение – комплекс инженерно–технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для пожаротушения;

спасение людей при пожаре – действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или предполагается подача опасных для здоровья огнетушащих веществ;

эвакуация людей при пожаре – вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара;

номер (ранг) пожара – условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

оперативно–тактическая характеристика организации – сведения об организации, необходимые для организации тушения пожара;

система противопожарной защиты организации – совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

1. Организация, порядок разработки (корректировки) и практической отработки ПТП (КТП)

1.1. Разрабатываются ПТП, по согласованию с собственником имущества, на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

Перечень (примерный) производственных характеристик организаций (объектов) на которые разрабатываются ПТП, приведен в приложении 1.

Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

1.2. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляет совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники) ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения федеральной противопожарной службы.

Разработка ПТП (КТП), также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств привлекаемых для тушения пожара и т.д.).

6 Далее – «территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации».

1.3. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового план-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП) (приложение 2).

План-график разрабатывается подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

1.4. Разработанные ПТП (КТП) на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленного порядка по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

1.5. Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия:

изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о её (его) противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту);

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов последствий;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в организации (объекте) и в аналогичных организациях (объектах).

1.7. ПТП (КТП) подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарно-тактической подготовке.

1.8. ПТП (КТП) разрабатываются на организации (объекты) на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию (пуска) новой организации (объекта) или отдельных ее элементов (установок и сооружений).

1.9. Внесение коррективов в ПТП (КТП) проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год, подразделениями пожарной охраны и администрацией организации (объекта).

О мероприятиях, проведенных в порядке отработки (корректировки) ПТП (КТП), делаются отметки в журнале установленной формы (таблица 2, приложения 3), а при необходимости вносятся коррективы в текстовую или графическую части.

ПТП (КТП) подлежат доработке при изменении функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации (объекта), тактических возможностей подразделений пожарной охраны.

Внесение коррективов в ПТП (КТП) осуществляется немедленно с момента внесения или обнаружения изменений.

1.10. На организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России, разрабатывается электронный вариант КПТП.

Программное средство КПТП состоит из разделов предусмотренных для ПТП и к нему предъявляются требования, которые позволяют:

вести базу данных для вторичного использования и корректировки данных с целью актуализации КПТП;

обеспечивать интерактивный диалоговый режим работы и обладать простым, дружественным конечному пользователю (наглядным) интерфейсом;

содержать элементы управления и интерфейса, эквивалентные или аналогичные стандартным элементам графического интерфейса среды Windows ;

обеспечивать минимальные затраты на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

содержать систему встроенной интерактивной помощи, охватывающей все аспекты работы программного средства.

1.11. При разработке ПТП (КТП) необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

2. Утверждение и согласование, учет ПТП (КТП)

2.1. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) подразделением пожарной охраны, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения пожарной охраны охраняющего (обслуживающего) данную организацию (объект).

2.2. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) или находящийся в районе выезда подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации.

2.3. ПТП, разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и организаций (служб) привлекаемых для тушения пожара, утверждается руководителем организации (объекта) и начальником Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России.

2.4. КТП, разработанная на организацию (объект), охраняемой (обслуживаемой) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителем организации (объекта) и со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждаются руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и органов управления объектовых, специальных подразделений федеральной противопожарной службы.

2.5. После утверждения ПТП (КТП) руководящий состав пожарной охраны и заинтересованных служб организации (объекта) ознакамливается с их содержанием.

2.6. Учет ПТП (КТП) и работы с ними отражаться в журнале установленной формы (таблица 1, приложения 3).

3. Требования к оформлению и содержанию ПТП

3.1. ПТП оформляются отдельной книгой (брошюрой) в обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210 ´ 297 мм. (А4 (М11)).

3.2. Графическая часть ПТП выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре, как рабочий материал оперативного штаба) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4 (М11) с размерами, удобными для использования в оперативной обстановке.

генеральный план – А3 (М12);

поэтажные планировки и разрезы – А4 (М11) – А3 (М12).

Допускается для крупных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов организаций увеличивать размер до 594 ´ 420 мм. формат А1 (М24).

Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М 1 : 50 – М 1:200.

Все материалы текстовой и графической части ПТП защищаются от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата.

3.3. Структурные элементы ПТП:

3.3.1. Титульный лист является первой страницей ПТП и служит источником информации, необходимой для его поиска. На титульном листе приводят следующие сведения: наименование организации, на которую составлен ПТП, ведомственная принадлежность и адрес, номера телефонов руководства и диспетчерской службы организации, грифы утверждения и согласования (приложение 4).

3.3.2. Содержание включает наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых они начинаются.

В ПТП объемом не более 10 страниц содержание допускается не составлять.

3.3.3. Основная часть.

Основная часть состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть включает следующие основные разделы:

прогноз развития пожара;

организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений;

организация проведения спасательных работ;

организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны;

организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации (объекта), аварийными и аварийно-спасательными службами города, населенного пункта (района), закрытого административно-территориального образования 7 ;

требования правил охраны труда и техники безопасности;

учет использования ПТП.

Раздел «Оперативно-тактическая характеристика организации» содержит информацию о данных, способных в той или иной степени повлиять на исход развития и тушения пожара и состоит из следующих подразделов:

общие сведения об организации, где указывается следующая информация: функциональное назначение организации (объекта организации), в т.ч. перечень организаций и учреждений, входящих в его состав; площадь территории; степень огнестойкости и этажность основных зданий и сооружений; вид строительных конструкций зданий (перекрытий, стен, перегородок и т.п.);

данные о пожарной нагрузке в помещениях, особенностях технологического процесса производства, о взрывопожароопасных производствах, сведения о веществах и материалах, обращающихся в производстве, с обязательным указанием наличия радиоактивных, химических веществ, веществ, вступающих в реакцию с водой и т.п.;

система противопожарной защиты организации, где должно быть изложено описание, вид, тактико-технические характеристики систем: автоматического обнаружения и извещения о пожаре, телевизионного наблюдения, автоматического оповещения и управления эвакуацией людей, водяного пожаротушения, автоматического пожаротушения, противодымной защитой и др.;

дополнительные сведения о характеристиках электроснабжения, отопления и вентиляции.

В разделе «Прогноз развития пожара» указываются:

обоснования возможных мест возникновения пожара, которые определяются исходя из реальной обстановки в организации (на объекте) и (или) требуется привлечение наибольшее количество сил и средств для его ликвидации;

пути возможного распространения пожара;

степень угрозы жизни и здоровью людям;

места возможных обрушений строительных конструкций и оборудования, границы растекания горючих веществ и материалов, взрывов аппаратов и сосудов, находящихся (работающих) под давлением;

возможные зоны задымления и прогнозируемая концентрация продуктов горения;

параметры возможной зоны теплового воздействия;

возможные параметры пожара.

В разделе «Организация проведения спасательных работ» приводится:

численность работающих (число мест) в организации, сведения о местах нахождения и физическое состояние людей (способность самостоятельно передвигаться и принимать решения);

сведения об эвакуационных путях и выходах из здания, в т.ч. информация: о предполагаемом сосредоточении людей в помещениях, порядке проведения спасательных работ и привлекаемой для этих целей техники и оборудования, порядке оказания медицинской помощи пострадавшим.

В разделе проводится расчет времени эвакуации людей из здания. Для определения необходимости проведения спасательных работ проводится сравнительный анализ времени эвакуации и времени прибытия первых подразделений пожарной охраны.

В разделе «Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны» приводятся:

рекомендуемые средства и способы тушения пожара;

расчет необходимого количества сил и средств;

организация тушения пожаров при различных вариантах его развития, определяется на основании раздела «Прогноза развития пожара» (приложение 7);

расчетные и справочные данные, необходимые для обеспечения управления действиями подразделений пожарной охраны при пожаре;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны при различных вариантах тушения пожара.

В разделе «Организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений», излагаются:

основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала (работников) организации при возникновении пожара (табель пожарного расчета, приложение 5).

инструкции на случай пожара для должностных лиц организации;

данные о дислокации аварийно-спасательных служб организации, номера их телефонов, наличие другой связи с ними;

В виде приложений в данном разделе указываются следующие сведения:

наличие и порядок использования техники и средств связи организации;

организация обеспечения средствами индивидуальной защиты участников тушения пожара.

В разделе «Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации и города, населенного пункта (района), ЗАТО» указываются следующие сведения:

состав, дислокация, порядок и время сосредоточения сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при получении сообщения о пожаре;

организация привлечения и связи всех участников взаимодействия;

система взаимного обмена информацией;

порядок взаимодействия всех служб, принимающих участие в тушении пожара (приложение 6);

инструкции о порядке взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации города, населенного пункта (района), ЗАТО и другими организациями;

В «Оперативном разделе» излагается:

краткая оперативно–тактическая характеристика организации (объекта организации) (приложение 8);

сводные данные расчета необходимого количества сил и средств пожарной охраны при каждом варианте тушения пожара (приложение 9, табл.1);

сведения о количестве, сил и средств пожарной охраны, времени их прибытия, типах пожарных автомобилей и их укомплектованность личным составом и специальными техническими средствами (приложение 9, табл.2);

рекомендации РТП, оперативному штабу пожаротушения и тылу на пожаре о первоочередных действиях при пожаре;

рекомендации должностным лицам организации;

Рекомендации для должностных лиц пожарной охраны и организации (объекта) выдаются для выполнения ими своих обязанностей в штабе пожаротушения при тушении пожара.

В разделе «Требования охраны труда и техники безопасности» указываются:

требования безопасности и техники безопасности при тушении пожаров в условиях особой опасности для личного состава (в непригодной для дыхания среде, при неблагоприятных климатических условиях, при радиоактивном или химическом загрязнении и т.д.).

В разделе «Учет использования ПТП» излагаются:

сведения о применении ПТП: на пожарах; при проведении занятий по пожарно-профилактической и тактической подготовке; учениях; отметки о корректировке.

В раздел «Приложения» включаются:

расчетные и справочные материалы;

схемы возможного развития пожара;

схемы организации взаимодействия на пожаре;

схемы организации связи на сложном объекте организации;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны с указанием количества пожарных стволов (ручных, стационарных), которые можно подать от пожарных автомобилей, установленных на ближайших к месту пожара водоисточниках;

схемы организации заправочного пункта у водоема и снабжение водой пожарных автомобилей, осуществляющих тушение пожара, способами «перекачки» и (или) «подвоза»;

математические расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных.

3.3.4. Графическая часть ПТП включает в себя:

план-схему организации (объекта организации) на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних зданий и строений, с нанесением дорог и проездов, водоисточники и их характеристики, которые можно использовать при тушении пожара и расстояния от них по маршрутам прокладки рукавных линий, вариантами рациональной расстановки пожарной техники;

ситуационный план-схему организации с указанием месторасположения пункта управления ответственного руководителя работ, места сбора работников служб жизнеобеспечения организации и сосредоточения техники организации, пункты сушки, обогрева, питания личного состава подразделений пожарной охраны и работников организации участвующих в тушении пожара, заправка горюче-смазочными материалами 10 пожарной техники и техники организации;

11 Разрезы зданий или отдельных его частей показываются в тех случаях, когда в конструкциях имеются особенности, которые могут повлиять на развитие пожара, но которые невозможно показать на поэтажных планировках.

4.1. КТП составляются на организации, не вошедшие в перечень организаций на которые составляются ПТП, а также на: технологические установки; электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала, кабельные отсеки энергетических объектов организаций; на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности, отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.), а также на населенные пункты в сельских районах.

По решению руководителя органа управления пожарной охраны, КТП могут быть составлены на организации, имеющие специфические оперативно-тактические особенности.

4.2. КТП изготавливаются на бланках единого формата 150 ´ 200 мм.

Надписи на титульном листе КТП выполняются чертежным шрифтом, прописными буквами высотой 8-12 мм (приложение 10).

4.3. Информация об организации в КТП представляется в виде таблицы (приложении 11).

В КТП указывается порядок взаимодействия подразделений пожарной охраны с обслуживающим персоналом организации.

4.4. В графическую часть КТП входят общая схема организации и поэтажные планировки. Их выполняют в масштабе от 1:200 до 1:500, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черчения и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб должен соответствовать размеру карточки. При значительных размерах зданий поэтажные планировки рекомендуется выполнять в масштабе развернутого вкладыша размером 200х300 мм. Графическая часть должна быть наглядной и не загроможденной второстепенными элементами.

4.5. На схеме организации показывают: выделенные контуры организации; прилегающие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости; ближайшие улицы и подъезды к объекту; водоисточники, вошедшие в план-схемы, с расстояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации действий пожарных подразделений.

4.6. На поэтажных планах представляется: планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы и выходы, места расположения межквартирных переходов, средств пожаротушения, лифтов, мест отключения электроэнергии, стационарные пожарные лестницы, количество мест для размещения людей в каждом помещении, место нахождения обслуживающего персонала. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием их названий на сноске.

4.7. В КТП, для детских учреждений, спальные комнаты, где размещены дети в ночное время, выделяют красным цветом. Во вкладыше документа содержаться данные, поступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких карточек по диагонали, справа налево наносят красную полосу шириной 10-15 мм.

4.8. На складские и торговые организации, кроме общих требований, в карточках тушения пожаров указываются данные о материальных ценностях, способах их хранения и эвакуации, свойствах пожаро- взрывоопасных веществ и материалов, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления действий по тушению пожара, применяемых огнетушащих веществах.

На планах зданий соответствующими условными знаками обозначают места хранения опасных веществ, вероятность возможных взрывов, отравлений, поражений электрическим током.

4.9. В КТП на кабельные туннели необходимо указать: кабельный отсек, секцию; порядок включения стационарных установок пожаротушения; мероприятия по созданию безопасных условий для работы персонала и пожарных подразделений по тушению пожара (подключение заземляющих устройств, наличие диэлектрических защитных средств и инструмента); порядок выдачи письменного допуска на тушение пожара первому РТП, в графической части КТП представляется план кабельного отсека с нанесением входов и люков, секционных перегородок, стационарной установки пожаротушения, ответвления кабелей в соседние помещения и вентиляционные устройства, транзитные кабели, места подключения мобильных (подвижных) сил к стационарным системам пожаротушения.

4.10. КТП на сельские населенные пункты составляются согласно образцу, приведенного в приложении 12.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕКТОВ)

НА КОТОРЫЕ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ПЛАНЫ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ 1

1 Для рассмотрения необходимости разработки ПТП на организацию (объект) рассматриваются следующие вопросы: социальная его значимость; количество людей одновременно находящихся и принимающих участие в производственном процессе; категории производства; степени огнестойкости; степени социального и индивидуального риска и т.д.

Решение по разработке ПТП на каждую организацию (объект) принимается индивидуально её руководителем (собственником) и по согласованию с ними, руководителями органа управления пожарной охраны, территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации, противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации, согласованное с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления.

Перечень организаций (объектов), охраняемых (обслуживаемых) объектовыми, специальными подразделениями федеральной противопожарной службы, на которые разрабатываются ПТП, утверждается в установленном порядке Правительством Российской Федерации.

ПТП разрабатываются на:

организации (объекты организаций) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м 3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;

организации (объекты организаций) химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;

организации (объекты организаций) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;

отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства;

производственные корпуса промышленных предприятий и здания не производственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м 2 и более.

Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:

по распиловке древесины – 50 тыс.м 3 в год и более;

по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс.т. в год и более.

автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно–троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);

многоярусные подземные автостоянки;

железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);

водного (морские и речные порты, терминалы).

Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

Общественно-административные здания и сооружения:

административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 150 и более работающих;

торговые центры, супер-маркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 1500 м 2 и более;

гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;

повышенной этажности (более 9 этажей);

Учебные и детские заведения:

общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;

летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.

киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

музеи, картинные галереи, аппаратно–студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

Организации (объекты) культурного наследия народов Российской Федерации;

Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;

мельницы производительностью 200 т/сутки и более;

элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.

Строящиеся крупные и уникальные объекты.

Жилые дома высотой более 70 метров.

(Глава органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, администрация (собственник) организации (объекта))

«__________» _________ 200__ г.

Руководитель органа управления пожарной охраны

«__________» _________ 200__ г.

разработки планов и карточек тушения пожаров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *