Для чего нужны рельсы

Для чего нужны рельсы внутри пути на ЖД мостах?

Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 17.12.2021

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Что это за конструкция внутри пути на всех ЖД мостах? Этот вопрос я получил в комментариях к одной из прежних публикаций. Комментатор предположил, что цель подобной «рыбовидной» установки внутри пути на ЖД мостах — укрепление шпал. Однако может было бы и неплохо, дополнительно укрепить (нет предела совершенству) шпалы и соответственно рельсы, но только не таким устройством.

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Эти металлические рейки называются Контррельс. Подобная система применяется на железной дороге во многих случаях: на участках с крутыми плоскими поворотами, стрелочных переводах, мостах и высотных конструкциях, на горном профиле. Смыл конструкции, как и практически всегда, во многом заложен в названии. Но я попробую объяснить «от противного», представим что таких контррельс на мосту нет.

Дальше немного фантазии. На ЖД мост, сразу после проезда тяжелого грузового состава, заезжает пассажирский поезд. Вибрации от предыдущего состава вызвали надлом рельсов и тележки пассажирских вагонов начали одна за другой сходить с колеи. Дальше, от возникших нагрузок, разрывается автосцепка с локомотивом и вагоны один за другим пошли под откос. В итоге мы имеем пассажирский состав, улетевший с моста в реку.

На самом же деле тележки, слетев с пути с одной стороны, будут зафиксированы этим самым контррельсом с другой стороны. Все тележки будут удержаны от разворота и от съезда в бок. Таким же образом контррельс удерживает одно колесо на рельсе на крутом повороте, либо на стрелочном переводе, где особенно важен правильных ход колёсной пары. На железной дороге, удерживая одно колесо автоматически удерживается в нужном положении и второе, ведь мы имеем колесную пару, зафиксированную на одной жесткой оси. На следующем фото хорошо видно, как колесная пара с внутренней стороны удерживается дополнительными конррельсами.

Источник

Для чего нужны рельсы

Рельсы относятся к числу важнейших и наиболее дорогостоящих элементов железнодорожного пути. Максимально возможное продление срока их службы, оптимизация расходов по текущему содержанию и замене рельсов являются ключевыми составляющими стратегии обеспечения работоспособности инфраструктуры.

Рельсы изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51685-2013 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия» (EN 13674-1:2011, NEQ), а также техническими условиями, согласованными ОАО «РЖД».

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.1 Рельсы железнодорожные

Рисунок 1.1 Рельсы железнодорожные

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Классификация рельсов для железных дорог РФ

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.2 Основные размеры поперечного сечения рельса

Рисунок 1.2 Основные размеры поперечного сечения рельса

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Таблица 1.1 Основные размеры поперечного сечения рельсов (в миллиметрах)

Размер поперечного сеченияОбозначениеЗначение размера для типа рельса
Р50Р65Р65KР75
Высота рельсаH152,00180,00181,00192,00
Высота шейкиh83,00105,00105,00104,4
Ширина головкиb72757575
Ширина головки поверху на уровне 13 мм от поверхности катания, мм69,672,272,271,3
Ширина подошвыB132,00150,00150,00150,00
Толщина шейкиe16,0018,0018,0020,00
Высота пера подошвыm10,5011,211,213,5

Нормы по отклонению формы поверхности катания от номинальной не распространяются на рельсы типа Р65К.

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.3 Рельс типа Р50

Рисунок 1.3 Рельс типа Р50

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.4 Рельс типа Р65

Рисунок 1.4 Рельс типа Р65

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.5 Рельс типа Р65К

Рисунок 1.5 Рельс типа Р65К

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.6 Рельс типа Р75

Рисунок 1.6 Рельс типа Р75

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Срок службы железнодорожных рельсов зависит от качества рельсовой стали и качества изготовления рельсов, а также от эксплуатационных характеристик пути (плана и профиля пути), осевой нагрузки, типа обращающегося подвижного состава, скоростей движения поездов, климатических условий.

Срок службы рельсов определяется уровнем одиночного их изъятия. В соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД» срок службы термоупрочненных рельсов типа Р65 должен быть не менее 100% от нормативного срока (не менее 700 млн т брутто для бесстыкового пути, не менее 600 млн т брутто – для звеньевого пути). Срок службы рельсов категории «В» (ДТ350СС) должен составлять не менее 1100 млн т брутто.

Маркировка рельсов

Интерактивная схема 1.1 Маркировка рельса

Обозначение предприятия-изготовителя (начальная буква названия завода: К – Кузнецкий металлургический комбинат, Т – Нижнетагильский металлургический комбинат и т.д.)

Месяц – римскими цифрами

Год изготовления рельсов (последние две цифры)

Обозначение головного конца стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец рельса по ходу прокатки)

Дополнительная маркировка: не более четырех знаков в виде выпуклых точек

На средней части шейки с одной стороны каждого рельса выкатывают выпуклую маркировку.

Маркировку выкатывают с периодичностью не более 4 м по длине рельсов. На рельсах с болтовыми отверстиями маркировка не должна располагаться на расстоянии менее 0,6 м от торцов рельса. Маркировочные знаки должны быть высотой от 20 до 25 мм и выступать на расстояние от 0,6 до 1,3 мм с плавным переходом к поверхности шейки. Допускается дополнительно выкатывать не более четырех знаков в виде выпуклых точек диаметром от 2 до 3 мм высотой около 1 мм и выпуклых линий длиной до 80 мм.

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.7 Выпуклая маркировка

Рисунок 1.7 Выпуклая маркировка

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Маркировка, наносимая клеймовочной машиной

На средней части шейки каждого рельса со стороны, противоположной выпуклой маркировке (а на рельсах до 2010 года изготовления – на той же стороне), в горячем состоянии клеймовочной машиной наносят вдавленную маркировку:

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.8 Маркировка, наносимая клеймовочной машиной

Рисунок 1.8 Маркировка, наносимая клеймовочной машиной

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Маркировку наносят на расстоянии более 1 м от торца рельса с периодичностью не более 12,5 м по длине рельсов (для рельсов длиной до 12,52 м – не менее чем в одном месте). Расстояние между знаками за исключением пробела должно быть от 20 до 40 мм.

Маркировочные знаки должны иметь высоту около 16 мм, глубину от 0,4 до 1,5 мм, угол наклона около 10° к вертикальной оси рельса. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин. Не допускается наносить и исправлять клеймением в холодном состоянии маркировочные знаки, нанесенные горячим клеймением. Дополнительно на объемно-закаленных рельсах по шейке нанесен знак «О».

Рельсы, соответствующие требованиям безопасности и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском рельсов в обращение на рынке. Единый знак обращения наносится на каждый рельс в холодном состоянии любым способом, исключающим образование концентраторов напряжений на поверхности рельса и обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы рельсов.

Эксплуатация рельсов, гарантии качества и надежности рельсов

Рельсы, уложенные в путь, должны безотказно работать в течение времени, определяемого количеством перевезенного по ним груза в соответствии с требованиями к качеству рельса.

В договор на поставку новых рельсов включаются условия гарантии их качества, которые являются определяющими при проведении претензионной работы. Порядок предъявления претензий (рекламаций) на рельсы определен «Условиями гарантии на железнодорожные рельсы и порядком рекламационно-претензионной работы по гарантийным случаям». Гарантии распространяются на рельсы, выпущенные до и после 1.10.2010 г.

Таблица 1.2 Гарантийная наработка различных типов и категорий железнодорожных рельсов, выпущенных после 1 октября 2010 г.

Тип рельсовКатегория рельсовНорма гарантийной наработки, млн т брутто
В прямых участках пути и кривых
R > 650 м
В кривых участках пути
R Примечание

В – рельсы, термически упрочненные высшего качества ГОСТ Р 51685–2000,

Т1 – термически упрочненные рельсы, выпускаемые по ГОСТ Р 51685–2000,

СС – рельсы для скоростного совмещенного движения,

НЭ, НК – рельсы низкотемпературной надежности,

ИК – рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости.

ДТ350 – рельсы дифференцированно термоупрочненные ГОСТ Р 51685–2013, ГОСТ Р 51685–2000, ТУ 0921–276–01124323–2012 [8], ТУ 0921–231–01124323–2014

ДТ350СС – рельсы дифференцированно термоупрочненные для скоростного совмещенного движения ГОСТ Р 51685–2013, ГОСТ Р 51685–2000, ТУ 0921–276–01124323–2012 [8], ТУ 0921–231–01124323–2014

ДТ350НН – рельсы дифференцированно термоупрочненные низкотемпературной надежности ГОСТ Р 51685–2013, ГОСТ Р 51685–2000, ТУ 0921–276–01124323–2012

ДТ370ИК – рельсы дифференцированно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости ГОСТ Р 51685–2013, ГОСТ Р 51685–2000, ТУ 0921–276–01124323–2012.

Нормы гарантийной наработки для рельсов типа Р50 уменьшают на 25%.

Таблица 1.3 Гарантийная наработка различных типов и категорий железнодорожных рельсов, выпущенных до 1 октября 2010 г.

Тип рельсовКатегория рельсовНорма гарантийной наработки, млн т брутто
На прямых и кривых R > 1000 мНа участках пути с кривыми радиусом
650 м Примечание

В – рельсы, термически упрочненные высшего качества ГОСТ Р 51685–2000,

В – рельсы, термически упрочненные высшего качества ГОСТ Р 51685–2000,

Т1, Т2 – термически упрочненные рельсы, выпускаемые по ГОСТ Р 51685–2000,

СС – рельсы для скоростного совмещенного движения,

НЭ, НК – рельсы низкотемпературной надежности,

ИК – рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости.

Нормы гарантийной наработки для рельсов типа Р50 уменьшают на 25%.

Гарантия безотказной работы сварных рельсовых соединений определяется количеством перевезенного по ним поездами груза брутто при условии содержания железнодорожного пути в исправном состоянии в соответствии с нормативными документами.

Срок гарантии по качеству рельсовых соединений

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.9 Электроконтактная сварка рельсовых соединений

Рисунок 1.9 Электроконтактная сварка рельсовых соединений

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.10 Алюминотермитная сварка рельсовых соединений

Рисунок 1.10 Алюминотермитная сварка рельсовых соединений

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Эксплуатация рельсов в условиях скоростного и высокоскоростного движения

На участках со скоростями движения более 140 км/ч нормы износа рельсов и неровностей на поверхности их катания в эксплуатации не должны превышать значений, приведенных в таблице:

Таблица 1.4 Нормы износа рельсов

Характеристика износа, неровностиРазмерностьЗначение
допускаемые скорости, км/ч
141–200201 и более
Приведенный износмм8,07,0
Вертикальный износмм6,06,0
Боковой износмм6,04,0
Величина ступеньки в стыкемм1,01,0
Глубина волнообразной неровностимм1,0 (при длине неровности до 1 м)1,0 (при длине неровности до 2 м)
Провисание концов, включая смятие и седловинымм1,01,0
Пробуксовкамм0,50,3
Выкрашиваниемм0,5/1,5*0,3/1,3*

* При длине (вдоль рельса) более 25 мм: в числителе – «широкий» дефект, ширина более 35 мм; в знаменателе – «узкий» дефект, ширина от 6 до 35 мм.

При длине менее 25 мм независимо от ширины и глубины дефекта ограничение скорости не требуется.

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.11 Измерение бокового износа штангенциркулем ПШВ

Рисунок 1.11 Измерение бокового износа штангенциркулем ПШВ

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Для поддержания поверхности катания рельсов на участках скоростного и высокоскоростного движения в удовлетворительном состоянии необходимо проводить периодическую профильную шлифовку рельсов рельсошлифовальными поездами (РШП).

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Рисунок 1.12 Рельсошлифовальный поезд

Рисунок 1.12 Рельсошлифовальный поезд

Для чего нужны рельсы. Смотреть фото Для чего нужны рельсы. Смотреть картинку Для чего нужны рельсы. Картинка про Для чего нужны рельсы. Фото Для чего нужны рельсы

Шлифовка рельсов назначается при превышении средних значений глубин неровностей на поверхности катания головки на базе измерений 1,5 м, которые составляют: для скоростей движения 141–200 км/ч – 0,4 мм, для скоростей движения 201 км/ч и более – 0,3 мм, а также после каждой сплошной замены рельсов.

Таблица 1.5 Рекомендуемые значения глубин неровностей для назначения шлифовки

Характеристика неровностиГлубина неровности, мм, при скорости движения, v, км/ч
60 и менее61–100101–140141–200201 и более
Короткие0,0800,0600,0500,0300,025
Средние и длинныена базе 1 м0,600,500,400,300,25
на базе 1,5 м0,80,70,60,40,3

При этом неровности на поверхности катания головки рельса после шлифовки на базе измерений 1,5 м не должны превышать для скоростей движения 141–200 км/ч – 0,10 мм, для скоростей движения 201 км/ч и более – 0,08 мм.

Таблица 1.6 Регламентируемые значения глубины неровности на поверхности катания рельсов после шлифовки их в пути

Характеристика неровностиГлубина неровности, мм, при скорости движения, v, км/ч
60 и менее61–100101–140141–200201 и более
Короткие0,0250,0250,0250,0200,020
Средние и длинныена базе 1 м0,200,150,100,080,06
на базе 1,5 м0,300,200,150,100,08

На обработанной поверхности катания рельсов не должно быть трещин, задиров металла, продольных рисок, «прижогов» металла и других поверхностных дефектов.

Не допускается перекладка рельсов с боковым износом головки с одной нити на другую или из кривых участков пути в прямые.

Источник

Рельс

Рельсы — это стальные профилированные прокатные изделия в виде полос, это элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава

Рельсы предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов, вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.

В новом ГОСТе введен специальный рельс Р65К для укладки в наружные рельсовые нити кривых участков пути. Основное их отличие заключается в очертаниях головки. Боковые грани ее в верхней части имеют уклон 3,5:10, что уменьшает интенсивность бокового износа рельсов. К рельсам предъявляется ряд требований:

Готовые рельсы на заводе подлежат приемке, сплошному дефектоскопированию и клеймению.

На шейке вдоль оси каждого рельса (на той же стороне, где выкатаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии номер плавки в 2-б местах по длине рельса на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (номер плавки рельсов 1 группы должен начинаться с буквы П); обозначение порядкового номера рельса.

Клейма, наносимые на шейку горячего рельса, должны быть высотой 12 мм и углублены в тело на 0,8…1,5 мм. Расстояние между знаками должно быть 20…40 мм.

По мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, усталостные дефекты и т. д.

Современные требования российских железных дорог к рельсам В настоящее время рельсы и колеса для подвижного состава железнодорожного транспорта изготавливаются из высокоуглеродистых перлитных сталей одного и того же класса с близким химическим составом частично на одном и том же, или на близких друг к другу металлургических предприятиях. Подавляющее большинство рельсов и колес в процессе эксплуатации выходят из строя преимущественно из-за контактной усталости, износа, смятия и обычной усталости.

В результате многолетней работы проводимой ОАО «РЖД» по отношению к металлургическим предприятиям производящим рельсы и колеса, качество последних неуклонно повышается. В последние годы практически завершена реконструкция сталеплавильного производства на Нижнетагильском металлургическом комбинате и активно проводится модернизация производства на Новокузнецком металлургическом комбинате. Это позволило обоим предприятиям начиная с 2003 года полностью перейти на выпуск рельсов нового поколения по качеству стали, которая имеет отличия от рельсовой стали конца 90-х годов по следующим показателям:

Пять лет работы по ГОСТ Р 51685-2000 показали, что оба металлургических комбината успешно освоили выпуск рельсов категории Т1, а так же промежуточных между Т1 и В рельсов повышенной прямолинейности для скоростного совмещенного движения (СС), низкотемпературной надежности (НК и НЭ), а так же повышенной износостойкости и контактной выносливости (ИЭ и ИК), выпускаемых по специальным техническим условиям.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, сравнение качества российских рельсов производства НТМК и НКМК с зарубежными образцами, показывает лидерство зарубежных образцов. Проведенные исследования показали, что 80%-ный ресурс наиболее представительных партий отечественного производства был равен 500 млн т пропущенного груза брутто. В этих же условиях эксплуатации, рельсы производства Японии и Франции показали ресурс 1000 млн.т груза брутто.

Общая ежегодная потребность в рельсах для сети железных дорог РФ составляет по оценкам около 600 тысяч тонн, а ежегодная потребность в рельсах категории В составляет около 400 тысяч тонн. Потребность в железнодорожных рельсах длиной 50 м и более составляет 90 % от общего объема поставок. В 2004 г. из общего объема усиленного капитального ремонта (3870 км) 3400 км (88 %) относилось к бесстыковому пути, где экономически целесообразнее укладывать рельсы длиной 50 м и более.

Реализация всех намеченных металлургами и железнодорожниками планов позволит довести ресурс рельсов до 1000—1500 млн.т груза в прямых и до 300—700 млн.т в кривых участках пути.

Рельсы являются главнейшим элементом верхнего строения пути. Они предназначены:

В настоящем стандарте применяют следующий термин с соответствующим определением: «Рельсы промышленные рельсы, имеющие потребительские качества, удовлетворяющие условиям эксплуатации на железнодорожных технологических путях предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства».

Стандартными и общепринятыми рельсами на всех дорогах мира являются рельсы широкоподошвенные.

Широкоподошвенный рельс состоит из трёх основных частей:

Рельсы являются главнейшим элементом верхнего строения пути. Они предназначены:

Типы рельсов

На сети дорог завершен переход к рельсам длиной 25 м не только прокатом новых на заводе, но и сваркой старогодных рельсов по длине 25 м. Рельсы прежней стандартной длины 12,5 м используют только как уравнительные на бесстыковом пути, при укладке стрелочных переводов и как инвентарные при сборке путевой решётки с железобетонными шпалами с последующей заменой их бесстыковыми рельсовыми плетями. Для укладки на внутренней нити кривых изготовляют укороченные рельсы длиной 24,84 и 24,92 м при 25-метровых рельсах и 12,42 и 12,46 12,5-метровых, а для бесстыкового пути — ещё и 12,38 м.

Вновь выпускаемые рельсы имеют круглые отверстия для болтов. Такая их форма выбрана по условиям увеличения прочности рельсов и упрощения технологии изготовления. Болтовые отверстия на концах рельсов просверливают перпендикулярно к вертикальной продольной плоскости рельсов; заусенцы и наплывы металла у болтовых отверстий и на торцах рельсов удаляют зачисткой. Предусмотрено снятие фаски глубиной 1…1,5 мм на кромках болтовых отверстий и по нижним кромкам головки рельсов.

Концы рельсов должны быть отфрезерованы перпендикулярно продольной оси рельса; перекос торцов не должен быть более 1,0 мм при измерении в любом направлении. Расстояние от торца рельса до первого отверстия у рельсов Р75 и Р65 равно 96 мм, между осями первого и второго отверстия — 220 мм и от оси второго до оси третьего — 130 мм; у рельсов Р50 эти расстояния составляют соответственно 66, 150 и 140 мм. Все эти расстояния имеют допуски +1 мм. Маркировка новых рельсов. Все новые рельсы маркируются на заводах, что обеспечивает контроль за качеством рельсов при их изготовлении и эксплуатации.

Заводская маркировка рельсов делается постоянной (клеймение) и временной (красками).

На одной стороне, на средней линии шейки вдоль каждого рельса выкатываются выпуклые (не менее 1 мм) с плавным переходом к поверхности шейки цифры и буквы высотой от 30 до 40 мм в следующем порядке:

На шейке вдоль оси каждого рельса (на той же стороне, где вы катаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии номер планки в 2—б местах по длине рельса на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (номер плавки рельсов 1 группы должен начинаться с буквы П); обозначение порядкового номера рельса.

Клейма, наносимые на шейку горячего рельса, должны быть вы сотой 12 мм и углублены в тело на 0,8…1,5 мм. Расстояние между знаками должно быть 20…40 мм. По окончании отделки рельсов на один торец рельса клеймением наносят:

Для указания особенностей каждого рельса делают дополнительную маркировку рельсов красками.

На принятые рельсы 1 сорта наносится маркировка обводкой приёмочных клейм по контуру головки несмываемой краской: голубого цвета у рельсов группы 1; белого цвета у рельсов группы II.

Рельсы I класса обозначаются в верхней четверти рельса поперечной полосой фисташкового цвета, II класса — поперечной желтой полосой.

На рельсах дополнительно указывается закалка. Вдоль «сырого» рельса на головке на расстоянии около 0,5 м от торца наносится полоса шириной около 20 мм голубого (рельсы I группы) или белого (рельсы II группы) цвета.

Рельсы I сорта в торце имеют закрашенную половину шейки и нижнюю часть подошвы красным («сырой» рельс) или зеленым («закаленный» рельс).

На обоих торцах головки рельсов, не соответствующих требованиям стандарта, выбивается по три керна, а торцы их закрашиваются тёмно- синей несмываемой краской.

Маркировка снимаемых с пути старогодных рельсов делается светлой краской на шейке рельса, обращенной внутрь колеи, на расстоянии около 1 м от левого стыка или торца (при нахождении человека внутри колеи лицом к маркируемому рельсу). Зимой может производиться временная маркировка мелом с последующим её возобновлением масляной краской. Маркировка состоит из знаков, определяющих группу годности рельсов. Рельсы I группы отмечаются одной вертикальной линией, группы II двумя линиями, III группы — тремя линиями, группы IV — тремя косыми крестами. На рельсах, подлежащих ремонту перед повторной укладкой в путь, дополнительно ставится знак тире и буква Р.

Примеры условного обозначения рельсов:

Рельсы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

Рельсы изготовляют из спокойной стали мартеновского, конверторного или электропечного производства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *