Для чего нужны семена

Семена растений

Однодольные и двудольные

Зачем растениям нужны семена?

Силой, чаще всего переносящей семена с места на место, является ветер. Приспособленные для путешествия по ветру семена одуванчика и чертополоха подставляют ему свои пушинки и хохолки, у семян кленов и вязов роль пропеллера или паруса играют крылатки.

Как участвуют в распространении семян животные?

Хотя растения и не способны передвигаться с места на место, их семена могут «автостопом» прокатиться на животных. Для этого у них есть крючочки или шипы, которыми они цепляются за перья и шерсть. Прежде чем упасть, семена преодолевают немало километров. Болотные птицы, подхватывая огромное количество семян на мутном мелководье озер, прудов и проток, переносят их на своих лапах в новые места обитания. Дятлы, сойки, белки и другие животные иногда прячут плоды и семена в местах, идеальных для их прорастания. Семена, проглоченные животными, проходят неповрежденными через их пищеварительный тракт, попадают на землю и там прорастают. Семена омелы прилипают к веткам, на которые падают, и прорастают высоко над землей.

Может ли родительское растение разбрасывать свои семена?

Могут ли семена прорасти на самом растении?

Чайот, или мексиканский огурец, родина которого американские тропики и субтропики, похож на бледно-зеленый перец. Если дать ему созреть (чего обычно не допускают ), то на его кончике прорастет новая плеть. Упавший на землю плод, по сути, представляет собой уже готовое растение, которому остается лишь закрепиться в почве, выпустив корешки.

Такое прорастание семян, не отделившихся от родительского растения, называется живорождением (этот термин применяется и к животным, у которых ранние стадии развития проходят в теле матери). Живорождение присуще целому ряду растений. Наверное, самый известный пример представляет мангровое дерево.

Семена мангрового дерева прорастают еще на родительском растении. Когда проросток достигает влажной почвы, начинается активный рост опорных корней.

Как долго семена сохраняют жизнеспособность?

Одни семена остаются жизнеспособными в течение всего нескольких дней после созревания. И если они не прорастут немедленно, то не прорастут уже никогда. Другие же, особенно вызревающие в холодном климате, нуждаются в периоде покоя, прежде чем смогут прорасти. Это помогает им пережить морозные зимние месяцы.

Однако в сухом и холодном месте большинство семян сохраняет жизнеспособность дольше, чем от одного сезона до другого. Прорастание откладывается таким образом до тех пор, пока условия не станут достаточно благоприятными. Рекорд в этом смысле принадлежит одному из люпинов, росших некогда в Арктике. Недавно во время горных разработок были обнаружены его семена, спрятанные в норке лемминга около 10 000 лет назад и хранившиеся с тех пор в замороженном состоянии.

Как люди используют семена?

Как прорастают семена?

Прежде чем прорасти, семена должны накопить влагу. Ее объем различается от вида к виду: одни семена лучше прорастают, набухая, другим достаточно тонкой водной пленки. Вода, размягчая оболочку семени, дает возможность зародышу растения пробиться наружу и активизирует ферменты, чтобы начался процесс роста. Во время прорастания потребность в кислороде резко усиливается. Некоторым семенам для прорастания нужен свет, другие при свете не прорастут.

Источник

Конспект НОД в уголке природы «Для чего нужны семена?»

Цель: уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода

Расширять представления о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их. Формировать представление о плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать по разным признакам; познакомить со способами распространения семян

Развивать интерес к исследовательской деятельности; к выращиванию растения из семян; развивать экологическое мышление

Воспитывать бережное отношение к природе

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Музыка»,» Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье»

Материалы : листья березы, клена, липы, дуба, рябины по кол-ву детей;

картинки (иллюстрации) с изображением деревьев; плоды знакомых детям культурных и травянистых растений, деревьев; половинки яблок; коллекция семян разных растений знакомых детям; картинки с изображением растений, семена которых входят в коллекцию; экспериментальные стаканчики с семенами гороха; бумажные тарелочки с листьями рябины, пластилин красного цвета,аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года»,

Т. Морозова «Разноцветная осень», Франц Легар «Серенада»

Предварительная работа: рассматривание разных плодов и семян, сбор листьев разных деревьев для гербария, проведение опыта «Для развития растений из семян необходимы: свет, вода и тепло.»

Ход НОД:

Дети сидят на стульях полукругом

Воспитатель: сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года этот рассказ? (Воспитатель читает рассказ под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года».)

В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым, синим морям.

О каком времени года этот рассказ?

Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?

Какое стало небо, воздух?

Какими стали деревья?

Почему осенью опадают листья?

В-ль обращает внимание детей на листья,лежащие на ковре:

И у нас листопад, листья желтые лежат….

Приглашает детей на ковер

Игра «От какого дерева лист»

Дети встают в круг, берутся за руки,идут вокруг ковра, рассматривая листья

Ветер с поля прилетал,

С деревьев листики сорвал

И попрятал их в траве

Помогите мне найти

1,2,3 от березы лист найди!

Дети находят листья названного дерева и относят их к картинке с изображением соответствующего дерева (аналогично находят листья дуба, липы, клена, рябины)

Дети садятся за столы

В-ль: а что еще интересного происходит с деревьями и другими растениями с наступлением осени? (созревают и опадают плоды)

Откуда появились на растениях плоды? (выросли на месте цветка)

В-ль предлагает рассмотреть плоды на подносах

Догадались, от каких растений эти плоды (дети перечисляют названия)

На какие две группы можно разделить плоды растений? (сочные и сухие)

Назовите сочные, назовите сухие

Как вы думаете семена разных растений одинаковые или разные?

В-ль предлагает перейти к столику и рассмотреть коллекцию семян.

Эти семена собрали и подарили нам ребята группы Солнышко», вот только подписей на баночках нет и я теперь не знаю какие семена от каких растений

Давайте мы с вами подберем картинки с изображением растений к каждому виду семян

Игра «От какой ветки эти детки»

А зачем растениям семена? (с помощью семян растения расселяются по земле, из семян вырастает новое растения, семена – детки растений)

А как растения расселяются по земле с помощью семян?

Семена бывают летающие (Одуванчик, клен, тополь, мать –и- мачеха)Их разносит ветер.

Семена бывают цепкие, как у репейника, череды. Они цепляются за одежду людей, за шерсть животных и перья птиц и переносятся на большие расстояния

Другие находятся в сочных плодах, их употребляем в пищу мы с вами, клюют птицы, едят животные и распространяют по земле

Есть растения, у которых плод при созревании резко раскрывается и семена разлетаются вокруг и раскатываются по земле

Упадет семечко в землю, а что будет дальше, мы сейчас покажем

Под музыку Легара «Серенада»и слова воспитателя дети выполняют движения:

— Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

Дети садятся на стульчики

В-ль: А вот если мы сейчас семена посадим на нашем огороде, они вырастут? (нет)

Результаты опыта: «Для развития растений из семян необходимы: свет, вода и тепло»

В-ль предлагает рассмотреть стаканчики с опытными семенами гороха,дети делают вывод:для выращивания растений из семян необходимы: свет, вода и тепло

В-ль загадывает загадку:

В гроздьях горьких ягод красных

Нарядилась, как на праздник

И склонилась над тропинкой

В листьях перистых (рябинка)

Очень красивы гроздья рябины осенью. Недаром мастера Хохломы используют изображения плодов рябины для украшения предметов посуды и даже мебели.

Давайте мы с вами тоже украсим тарелочки ягодами рябины

Дети пересаживаются за столы

Рельефная лепка под музыку Т. Морозовой «Разноцветная осень»

О чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали?

Для чего нужны семена. Смотреть фото Для чего нужны семена. Смотреть картинку Для чего нужны семена. Картинка про Для чего нужны семена. Фото Для чего нужны семенаПрогулка в осенний парк Осень — самое подходящее время, чтобы отправиться с детьми на «прогулку» в парк. Цель прогулки: расширять представления детей о характерных.

Источник

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Для чего растению нужны семена»

Для чего нужны семена. Смотреть фото Для чего нужны семена. Смотреть картинку Для чего нужны семена. Картинка про Для чего нужны семена. Фото Для чего нужны семена Вероника Пичужкина
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Для чего растению нужны семена»

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.

Тема: «Для чего растению нужны семена».

Цель – сформировать представление о распространении семян растений.

Задачи: формировать представление о распространении семян растений. Развить память, внимание, наблюдательность.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно на улицу и скажите, какие растения вы видите(травы, кусты, деревья.) Тут раздается стук в дверь и в гости к ребятам приходит Лесовичок.

Лесовичок: «Здравствуйте, ребята. Я видел вас на прогулке и решил прийти к вам в гости. Я слышал, что вы много знаете интересного о природе. А знаете ли вы правила поведения в парке, в лесу?»

Воспитатель: «Да, Лесовичок, наши дети могут ответить на твои вопросы».

Ответы детей.

Лесовичок: «Вы молодцы – знаете, как надо себя вести на природе. Зачем следует беречь растения, сажать деревья, кустарники, охранять лес?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Да, лес – это наше богатство, и мы должны его беречь».

Лесовичок: «Скажите, чем было растение, пока не выросло?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Верно, семенем. Послушай, Лесовичок, дети расскажут, из каких частей состоит семя. (Показ моделей.) Семенная кожура защищает семя от высыхания, повреждения и холода. Семядоли – в них находится запас питательных веществ, которые использует растение, порка не подрастёт. Зародыш – это корешок, стебелёк и почечка».

Лесовичок: «Вы хорошо рассказали про семя. Что необходимо для того, чтобы семена стали расти?».

Ответы детей.

Воспитатель: «Да, весной, становится тепло и тает снег, семена прорастают. Сейчас мы тоже превратимся в семена. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, присели.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.

Как называется это семя?» (Желудь).

Лесовичок: «Ребята, зачем растению семена

Ответы детей.

Воспитатель: «Верно, они необходимы для продолжения жизни растения. Семена могут быть разной окраски, разного размера и формы. Посмотрите, Лесовичок принёс вам в мешочке семена редиса, фасоли и укропа». (Рассматривание семян.).

Лесовичок: «А теперь я хочу поиграть с вами в игру: «С какой ветки детки?». Я буду показывать вам карточки, а вы говорить, с какой ветки это семя».

«Молодцы, справились с заданием. В парке, в лесу одни и те же растения находятся далеко друг от друга. Кто и что помогает семенам распространяться?».

Ответы детей (ветер, вода, птица, зверь, человек).

Воспитатель: «Правильно, семена имеют приспособления для распространения. Семенам клёна, берёзы, вяза, одуванчика приходит на помощь ветер. Они имеют крылышки или парашютики. Когда они падают на землю, не запутываются среди густых веток, могут лететь на большие расстояния во время ветра. Семена лопуха, череды цепляются за одежду человека и за шерсть зверей. Семена подорожника прилипают к подошве на обуви. Птицы тоже переносят семена на большие расстояния. Если бы созревшие семена падали тут же, около матери, они погубили бы друг друга, им не хватило бы питания и места. Поэтому они разлетаются как можно дальше. Лесовичок хочет загадать вам загадку».

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках каждый год?».

Воспитатель: «Да, это ель. Лесовичок вам расскажет о том, кто помогает ели распространять свои семена.

Воспитатель: «Спасибо большое, Лесовичок за интересный рассказ. А теперь я предлагаю посмотреть мультфильм профессора Почемушкина «О растениях».

Для чего нужны семена. Смотреть фото Для чего нужны семена. Смотреть картинку Для чего нужны семена. Картинка про Для чего нужны семена. Фото Для чего нужны семенаДля чего нужны прогулки в детском саду? В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Пребывание детей на свежем.

Для чего нужны семена. Смотреть фото Для чего нужны семена. Смотреть картинку Для чего нужны семена. Картинка про Для чего нужны семена. Фото Для чего нужны семенаКонспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» » Разноцветные мыльные пузыри» Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Для чего нужны семена. Смотреть фото Для чего нужны семена. Смотреть картинку Для чего нужны семена. Картинка про Для чего нужны семена. Фото Для чего нужны семенаКонспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Для чего нужны семена. Смотреть фото Для чего нужны семена. Смотреть картинку Для чего нужны семена. Картинка про Для чего нужны семена. Фото Для чего нужны семенаКонспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Для чего нужны семена. Смотреть фото Для чего нужны семена. Смотреть картинку Для чего нужны семена. Картинка про Для чего нужны семена. Фото Для чего нужны семенаКонспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины» Программные задачи О: Рассказать о том, что машины – помощники людей, вспомнить некоторые виды транспорта; учить детей аккуратно вырезать.

Подборка стихотворений для детей в возрасте от 4 до 12 лет на тему «Для чего нужны хвосты — 2?» Уважаемые педагоги, читая Ваши публикации на МААМ, я заметил, что ребята интересуются вопросом кому и зачем нужны хвосты. Мне кажется, что.

Источник

Для чего нужны семена. Занятие с детьми 5–6 лет

Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, показать развитие растений на различных этапах.

Задачи: Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, вызывать интерес к исследовательской деятельности, экспериментировать с семенами.

Ожидаемый результат: увидеть конечный результат, полученный путем эксперимента, достижение положительных эмоций.

Участники проекта: Воспитатель, дети.

Направление работы: Исследовательская.

Внутренние связи: Дети старшего дошкольного возраста.

Формы работы: Опыт, наблюдение, ухаживание, полив, пересадка.

Предварительная работа: Предложить детям рассмотреть семена подсолнечника, фасоли, гороха, помидор, огурцов. Разделить их пополам, одни семена замочить, в разных баночка или емкостях, постоянно подливая воду, другие же остаются сухими. Поместить их на окно или в уголок природы, где много света. Через несколько дней семена в первой банке начнут прорастать, а без воды нет. Дети делаю вывод, что им нужна вода, свет. Затем проводится следующий эксперимент, набухшие семена, делят одни ставят опять же на подоконник где тепло, а вторые убирают в холодное место. Через несколько дней дети видят, что семена которые находились в тепле проросли и у них появляются корешки и стебелек, а у других нет никаких изменений. Вывод семенам нужно ещё и тепло.

Предложить детям рассмотреть проросшие семена, сравнить их с непроросшими. Что изменилось? Какими они стали? Похожи ли ни друг на друга? Предложить посадить семена в разные прозрачные горшочки. В каких горшочках появятся всходы быстрей? Как вы думаете, семена проросли, у них появился корешок, стебелек, что происходит с семечком? (Оно растет, так же как и мы). Значит оно живое? Если оно растет, пьет воду, ему нужно тепло? (Да, оно живое). Если оно живое значит, оно должно дышать? Как можно узнать дышит растение или нет? (Высказывание детей, если они не знают предложить им прикрыть всходы маленькими банчками, баночка была сухая и чистая, а через некоторое время она покроется испарением внутри, растение дышит). Дети фиксируют наблюдение, делая зарисовки каждый в свой блокнотик: как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы. Пока идет процесс роста посаженных семя предложить детям с помощью родителей в течение недели собирать дома различные семена фруктов, овощей, ягод, которые они ели дома. А также семена злаков из которых делают каши. Если дома есть желуди или каштаны, шишки можно предложить принести их в детский сад. Все это размещается в коробке в маленьких ячейках, или полителеновых пакетиках.

Ход занятия

Умеете ли вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно.

Они растут на ветке
В моем большом саду,
К осени поспеют, и я их соберу.
В них много витаминов,
Полезны и вкусны,
Сочные и сладкие, отгадай кто мы? (Фрукты).

Предложить детям разрезанные яблоки, груши. Чем они похожи и чем различаются? У всех ли есть семена? Одинаковы ли они по цвету и запаху, вкусу? Что произойдет если кусочки этих фруктов положить на бумажную или полотняную салфетку? (Дети высказывают предположение и проводят опыт.) Остается мокрый след, делают вывод, что в них есть вода или сок. Какой сок получится из груш, яблок, дыни, арбуза, персика, апельсина? Игра “Определи на вкус” Послушайте, про что я хочу вам рассказать…

Как на нашей грядке, выросли загадки.

Зеленые и красные,
Кислые и сладкие,
Скоро в огород пойдем,
Урожай весь соберем..
Что это за загадки такие выросли на грядке? (Овощи).

Предложить внимательно рассмотреть овощи, что у них есть? Из чего они состоят? Сверху семена покрыты кожицей или плотной кожурой, затем мякоть в ней есть семена. Какую часть можно употреблять в пищу? (Вкусную, сочную мякоть, семена надо удалить). Чем овощи и фрукты похожи и чем отличаются? Предложить положить овощи на салфетки, что получилось? Что у овощей лучше всего употреблять в пищу? А у фруктов? (Тоже лучше всего мякоть). Можно ли из овощей делать соки также как и из фруктов? Как эти соки будут называться?

Предложить вынуть семена и рассмотреть их через лупу. Какие семена на ощупь? Постараться раскрыть семена руками, какое из семян удастся раскрыть? (Дети говорят, что они твердые, покрыты прочной кожурой). У всех ли семян кожура одного цвета? Дети рассматривают разрезанные семена фруктов и овощей, которые можно разрезать. Почему мы не можем разрезать Семены помидора? Оно мелкое и тонкое. Объяснить детям, почему кожура семян такая толстая, там прячется будущее растение только оно такое крошечное, что его трудно рассмотреть. А кожица сохраняет его, не дает высохнуть. Вспомните, как мы наблюдали за проросшими семенами, что сначала появилось, что происходило потом. Идет обсуждение результатов по проращиванию семян. Дети делают вывод: что для растений нужно тепло вода, свет и любовь. Обратить внимание детей что семена, которые мы с вами собирали все разные; попадаются очень крупные и очень мелкие, с толстой оболочкой и нежной кожицей, они разные по форме. Можно предложить детям классифицировать семена на основе сравнений и выделенных признаков. Для каждой группы семян может быть применен свой признак объединения. Например, могут быть созданы коллекции гадких (шершавых), крупных (мелких), светлых (темных), съедобных (несъедобных) семян и т.д. Игра

“ Разложим по величине”. Дети раскладывают семена по величине. От самого маленького к самому крупному, от самого гладкого к самому шершавому. Я хотела бы узнать может кто знает стихи про овощи и фрукты? Чтение стихов.(по желанию педагога).

Наливное, сладкое
С яблони упало –
Бок себе помяло.

Поскорей сорви ты с ветки
Грушу, что полезна всем
Она лучше, чем конфетка, и не кислая совсем.

С жёлтой кожицей лимон
Витаминов полон он.
В чай добавь его скорей –
Станешь выглядеть бодрей.

Жёлто-красный абрикос –
Он в саду на юге рос.
Будем пить мы круглый год.
Абрикосовый компот.

Принесли из магазина
Фруктов целую корзину,
В ней для Саши и для Зины
Золотые ….. апельсины.

Персик сочный, ароматный;
Южным солнцем он согрет.
Сладок вкус его приятный,
В яркий бархат он одет.

Сами сеяли горох,
Урожая ждали.
Чтоб горох наш не засох,
Землю поливали.

На грядке в теплый солнечный денек
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать,
Но нельзя ему на грядке зимовать.

В огороде рос хрустящий
Наш зеленый молодец
Этот овощ настоящий
Длинный, сладкий …. огурец.

Всем известен тот сеньор,
Он растет в теплице.
Краснощекий помидор
Важный, круглолицый.

Овощ это или фрукт –
Я не знаю даже.
Может кто-то из ребят
Мне ответ подскажет?
Ярко-жёлтый или рыжий?
Рассмотри его поближе,
Но не пробуй приподнять –
Весит килограммов пять.
Тыквы семечки вкусны.
Она хранится до весны.
Эту тыкву мама ваша
В пшенную добавит кашу.

В конце занятия предложить детям сделать обобщение: у всех растений есть семена. Семена бывают разными; большими и маленькими, гладкими и шершавыми, разными по форме. Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли нужно быть очень аккуратным при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать и разговаривать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодам, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и не коем случае не обижать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *