Для чего нужны школьные предметы
Как школьные знания помогают в жизни
Или почему аргумент «Мне это не пригодится» плохо работает на практике
В школе сложно осознать пользу некоторых предметов. Кому нужно будет объяснять систему персонажей в романе «Война и мир»? Когда пригодится теорема Виета? Мы попросили наших подписчиков рассказать, пригодились ли им школьные предметы во взрослой жизни.
Удивительно, но теорема Пифагора помогла рассчитать количество необходимого материала для переделки крыши:
Кто-то поделился классным объяснением, зачем нужно читать художественную литературу:
Некоторые пользователи вместо историй из жизни привели свои объяснения о неоспоримой пользе знаний:
Как школьная база по биологии спасает от мифов и поддерживает веру в научное знание:
История, в которой знание математики спасло людей от напрасных трат:
Бесполезных знаний не бывает — в современном мире нужна даже латынь!
Как знание формул помогает получить работу мечты:
Вывод один: любые знания важны и нужны! Иногда нелюбимый, но выученный в своё время предмет приносит неожиданную пользу во взрослой жизни. Помните об этом и учитесь с удовольствием!
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Для чего нужны разные школьные предметы?
В наши дни идёт очень бурное обсуждение: какие школьные предметы нужны, а какие не очень… На эту тему недавно пришло вот такое письмо от совсем молодого человека…
Школьные предметы и их значение
Здравствуйте, Игорь! Не вы один задумывались над тем – что же надо изучать в школе. Этот вопрос занимает умы и самих школьников, и их родителей, и педагогов, и учёных. В своём ответе я не стану говорить о развитии головного мозга, о формировании межнейрональных связей, как следствии разностороннего образования… Скажу лишь о роли разносторонних знаний в вашей дальнейшей жизни.
Наверное, вы отдаёте себе отчёт в том, что основополагающей задачей школьного образования, учёбы вообще является закладка основы под будущую карьеру, а, значит, и судьбу, и самоё жизнь. И на первый взгляд, действительно может показаться правильным такого рода рассуждения – если решил стать химиком – учи только химию, ну ещё немного физики… А если решил стать историком – учи историю, немного географии (чтобы представлять себе – где происходили всякие исторические битвы)… А остальные школьные предметы вроде как и ненужны. Но это очень поверхностный взгляд… Такой я бы выразился — скользящий по верхам взгляд…
На мой взгляд, все школьные предметы, которые сегодня преподают, необходимы, если человек поставил для себя задачу – сделать свою жизнь полезной и для себя и для окружающих. То есть, решил сделать карьеру. Вот вы, Игорь, решили посвятить свою будущую жизнь психологии и социологии. А ведь эта профессия предполагает частые контакты с другими людьми. Скажем, вы находитесь в компании двух-трёх-четырёх людей. Вам надо поддержать беседу с ними. Один из них, например, историк по образованию, другой – астроном, третий – геофизик… Как же можно вовлечь всех этих людей в общий разговор? Как поддержать беседу? Это возможно, если находится некая общая тема для беседы. Когда вы сможете хоть каким-то образом поддержать беседу о роли князя Александра Невского или его потомка – царя Ивана Грозного в истории России. Или о влиянии течения Гольфстрим на формирование климата скандинавских стран.
Если же вы будете знать только психологию или только социологию, а ваши визави только историю, или только географию, или только астрономию – ничего путного не выйдет. Все будут сидеть молча. А какой это человеческий контакт, тем более контакт между интеллигентами, когда не о чем говорить, нечем поддержать беседу. А ведь любая профессиональная карьера выстраивается не только и даже не столько с помощью контактов исключительно между людьми одной профессии… На карьеру влияют очень многие факторы и в первую очередь – контакты между самыми разными людьми… Разными не только по характеру, по социальному положению, но и по профессии. Бесполезных знаний нет и быть не может, а значит не бывает и ненужных школьных предметов. Любое из знаний так или иначе способно влиять на нашу судьбу и жизнь. Иногда, казалось бы ненужные знания спасают жизнь в экстремальных условиях… Но это уже тема другого разговора…
Отмените эту физру. И изо. Зачем школе все эти предметы
Разделение на важные и неважные уроки появляется уже в первом классе: математика и русский — важно, рисование и физра — не очень. Многие (и дети, и родители) априори ждут хороших оценок по этим предметам. Наш блогер, учитель начальных классов Ольга Катаева, считает такое отношение неправильным.
Конец четверти — горячая пора: контрольные, проверочные, самостоятельные. Родителям тоже непросто: пора исправлять «двойки» и «тройки», полученные детьми месяц назад, потому что отрицательные отметки портят средний балл. Вот тут-то и обостряется вопрос «нужных» и «ненужных» предметов, «основных» и «неосновных».
Многие родители считают, что по «неосновным» предметам должны автоматом ставить 5: «Он пришёл на урок, принёс краски, что ещё надо?» Учителя отшучиваются: «Краски ещё нужно открыть, не испачкавшись, и воду в баночку налить, не пролив». Задайте любому учителю вопрос: «Какой предмет самый важный?» и учитель ответит, что предмет, который он преподаёт. И приведёт много (хотя бы три) аргумента для подтверждения своего мнения.
Почему предмет «Изобразительное искусство» нужен каждому школьнику
Возможно, нынешняя система обучения требует перестройки и обновления. Классно-урочная система была введена ещё известным педагогом Я. А. Коменским в 16 веке, а в России — М. Ломоносовым, в 18 веке. Возможно, после апдейта многие предметы утратят свою актуальность, вместо них появятся новые. Но пока что никаких изменений не происходит, и мы должны сделать всё возможное, чтобы учиться было комфортно здесь и сейчас.
А сегодня главная миссия школы — развитие личности обучающегося, его способностей. На эту цель работают все предметы учебного плана. Для родителей приоритетным остаётся получение знаний в школе.
Школа же давно пытается подстроиться под стандарты и дать «удочку вместо рыбы» каждому ребёнку
По логике родителей «пятёрки» нужно ставить по физкультуре — за наличие формы и умение ходить по кругу, по музыке — за умение выучить песню, по изо — за наличие красок и баночки.
Ведь знания, которые дадут на этих предметах, нигде не пригодятся. А кому нужно — пойдут в спортивные, музыкальные и художественные школы. Раньше говорили о гармоничном развитии личности. Эта задача у школы осталась. Гармоничной можно назвать ту личность, у которой развиты ум, душа, сердце и тело. Предметы, которые есть в программе, направлены на решение этой задачи. Часто дети, имеющие знания, не могут применить их на практике, не могут воспользоваться в новой изменённой ситуации. Эти дети не научены учиться. У них развит ум, но не всегда развиты душа и сердце. Они умеют заучивать и воспроизводить знание, но не могут это знание применить и трансформировать.
«Зачем заниматься на таких никчёмных уроках?» — вопрошают родители. Для чего нужны такие специфические предметы как физкультура, музыка, изо? Для их изучения обязательно нужен талант, «бесталанные» никогда не смогут получить 5 — так считают родители. Хорошо. Талант и способности не у всех проявляются с рождения. Как развить талант ребёнка, если он не пробует заниматься спортом, музыкой, пением, рисованием и т. д.? Как развить душу, сердце и тело?
Чтобы получить 5 по физкультуре, талант не нужен. Физкультура — предмет, который формирует культуру тела
Музыка — предмет, который вводит ребёнка в мир искусства, развивает слух, голос, ритмику, делает понятной сложную для восприятия классику. Изо вводит в мир живописи, показывает, как цвет, свет, линия, композиция помогают восприятию окружающего мира. Эти предметы учат слушать и слышать другого учителя, воспринимать, заучивать, воспроизводить, применять специфическую информацию. Учат эмпатии и развивают функциональную грамотность, в том числе эмоциональный интеллект. Поэтому отметки на «никчёмных» уроках ставят не за талант.
Может, это только на словах так красиво, но практика показывает, что многие таланты стали талантливыми именно тогда, когда поймали свой первый мяч, первый раз нажали клавишу «до» на фортепиано, макнули кисть в баночку с водой. Всё это случилось на таких «неосновных» и «ненужных» уроках как физкультура, музыка и изо. Школа открывает глаза на мир и помогает быть счастливым в этом мире. Почему же родители так этому сопротивляются?
На обложке: М. Бусиловский. Игра в мяч
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
«А мне это надо?» Как объяснить ребёнку, зачем ему предметы из школьной программы
Школьники часто недоумевают, зачем гуманитариям точные науки и для чего будущие программисты должны изучать географию. Стандартное объяснение, что это нужно «для общего развития», давно потеряло актуальность. Выясняем, чему нас на самом деле учат школьные предметы, с Валентиной Третьяковой, педагогом Wunderpark International School.
Не только фактические знания
Школьное образование включает не только знания по конкретным предметам, но и менее очевидный комплекс навыков, важных для учёбы и взрослой жизни: soft skills — «гибкие» навыки — и общеучебные навыки. Soft skills не связаны с выполнением конкретной работы. Эти навыки помогают и в учёбе, и в будущей взрослой жизни. К ним относятся:
К общеучебным навыкам относятся планирование, самоконтроль, умение находить и обрабатывать информацию, презентационные навыки. Развивать эти умения помогает в том числе разнообразие учебных предметов. Рассмотрим подробнее, на какие качества и способности влияют разные предметы.
География
Если ученики сравнят схему производственного цикла чёрных металлов, геологическую карту региона с картой месторождений и с картой горной промышленности, им можно даже не объяснять тему «Горная промышленность»: они сами найдут основные взаимосвязи. Так будут развиваться исследовательское навыки, логика, критическое мышление.
История, литература и МХК
Математика, химия, физика и биология
Проекты, которые могут делать школьники благодаря освоению сразу нескольких предметов, это, например: «Витамины и их роль в жизни и здоровье», «Кислотные осадки: их природа и последствия», «Качественное определение веществ в составе разных видов мороженного», «Исследование химического состава в современных монетах».
Школа учит выбирать
Многообразие школьных предметов помогает развить субъектность — то есть быть более активным и инициативным, самому отвечать за свою жизнь. Школу можно рассматривать как тренировочную площадку, где дети получают опыт, осознают свои сильные и слабые стороны, формируют интересы. В этом процессе дети регулярно делают выбор: какой предмет им важен и почему, какие виды работ нравится выполнять, как планировать время, как поступать в разных ситуациях. Хорошо, если у школьника есть свобода делать выбор и получать поддержку от родителей и педагогов.
Такие лишние предметы
В возрасте 14–15 лет почти каждому подростку нужно твердо решить, какие учебные дисциплины останутся для него «за бортом». Причем решить желательно до сентября, пока в группах на подготовительных курсах еще есть места. Если в начальной и средней школе «ненужными» считались те уроки, с которыми тяжелее всего справиться или которые меньше всего нравятся, то в старших классах это предметы, не связанные непосредственно с выбранной профессией.
Зачем нужна алгебра и геометрия будущему переводчику или литература – фармацевту? Или, вернее, какие навыки вырабатываются в процессе изучения различных областей знаний – и каким образом они могут быть полезны тем, для кого данная дисциплина не является профильной? «Творческих» профессий касаться заведомо не будем, поскольку ни для кого не секрет, что писатели, художники, музыканты, режиссеры должны понемногу разбираться если не во всем, то почти во всем, потому что для них, как ни для кого другого, важен постоянно повышающийся уровень общей эрудиции и широкий кругозор.
Сегодня совершенно очевидно, что большинство востребованных специальностей либо связаны с управлением и организацией, либо относится к числу технических. Поэтому сначала давайте разберемся, почему же не стоит прогуливать… гуманитарные предметы.
Русский язык. «Уметь грамотно писать и говорить должен каждый уважающий себя человек» – это, конечно, известный штамп, но одновременно это правда. Особенно если этот человек – руководитель. Тем более – если он руководитель большой компании. Очень часто фразы вроде «не выполняя условия договора, груз задержался в пути», произнесенные серьезным тоном на важных заседаниях, вызывают улыбку и легкий шепоток за столом или в зале: «А Вы бы с поставщиками договаривались, а не с грузами, а то грузы наговорят Вам с три короба»…
Изучение русского языка прививает умение собирать нужные элементы в нужной последовательности, думать о целесообразности того или иного действия до того, как оно будет предпринято, следить за собой не только в перспективе, но и в реальном времени: прямо сейчас, постоянно. Присматривать за своей речью всё время так же трудно, как держать живот подтянутым, спину прямой, а плечи расправленными, но это – базовые навыки самоконтроля.
Кроме того, необходимость поиска синонимов и проверочных слов учит людей, не обладающих «врожденной грамотностью», быстро находить общее у вещей, на первый взгляд, разных, а также помогает развить логическое мышление и освоить в полной мере метод аналогий.
Литература. Привычка логично и стройно изъясняться в письменном виде, не терять нить рассуждений, не разрушать логику повествования, делая лирические отступления, пользоваться цитатами, говорить доступно и развернуто совершенно бесценна. Как для тех, кто по долгу службы много работает с почтой, общается с людьми и составляет отчеты, – так и для тех, кто ежедневно ставит задачи разработчикам и дизайнерам, письменно или устно.
Естественно, ни одно сочинение невозможно создать, не пользуясь какими бы то ни было источниками: как минимум – это текст произведения, по которому требуется написать свой ответный текст. Таким образом, волей-неволей приходится учиться работе с источниками: анализом и вычленением нужного, создавая при этом оригинальный материал.
Школьные сочинения, благодаря своей определенной форме, приучают держаться последовательности «причина-следствие», требуют непременно делать промежуточные выводы на каждом этапе работы и подводить итоги в заключении; часто обязательным требованием является предварительное составление развернутого плана, что сразу приучает систематизировать информацию и содержать результаты наблюдений и анализа в определенной последовательности, удобной для подведения итога.
Метод написания школьного сочинения может помочь исследователям в различных областях, поскольку учит работать с большим количеством разнофактурного и не всегда предварительно организованного материала, рассуждать и делать выводы из своих рассуждений.
Кроме того, постоянное написание сочинений приучает доводить начатое до логического завершения, до последней точки, что является важным навыком самоорганизации. А устные ответы на уроках приучают не бояться высказывать свое мнение перед аудиторией, аргументировать его и грамотно вести дискуссии порой на совершенно неожиданные темы.
Иностранный язык. В последние годы говорить о необходимости изучения иностранных языков совершенно незачем: все и без того прекрасно ее осознают. Технический английский на минимальном уровне знает каждый, кто работает с компьютером больше полугода, разговорный – приходится осваивать практически поголовно и почти в обязательном порядке: мир становится меньше и меньше, связи — запутаннее и крепче, границы, особенно для бизнеса и торговли, все более размытыми.
Почти все работодатели считают знание иностранного языка серьезным преимуществом, а то и вовсе обязательным условием для приема на работу. Кроме того, изучение иностранных языков отлично тренирует память и также требует постоянного анализа и систематизации данных, а для этого — собранности, внимательности и силы воли, качеств, которые непременно должны быть как у руководителя, так и у разработчика или исследователя рынка.
История, мировая художественная культура и общественные науки. Изучение этих дисциплин приносит очевидную пользу: оно расширяет общий кругозор. Помимо этого, оно требует умения разбираться в материале, говорить на заданную тему и анализировать. Причем анализировать прошлые ошибки и достижения. Причем не только свои. К тому же изучение этих предметов помогает научиться не только воспринимать отдельные события как взаимосвязанные и вытекающие друг из друга, но и понимать глобальные процессы в политике, экономике и культуре. По сути, эти предметы дают навыки комплексного анализа, а как именно и в какой области их применять дальше, каждый может решить для себя сам.
Таким образом, помимо развития способности к грамотной коммуникации, изучение этих предметов позволяет людям с техническим мышлением освоить методологию во многом родственную, но все же не свойственную их «родным» дисциплинам, что часто помогает находить неочевидные, но изящные решения поставленных задач.
Химия, физика, биология и география. Естественные науки имеют традиционно прикладное значение. Можно много говорить о важности этих предметов для развития памяти и логики, не говоря уже об общей эрудиции, но всё же стоит отдельно подчеркнуть их прикладной характер: зная, что воздух может насыщаться водяным паром только до определенного предела, мы открываем двери ванной комнаты, чтобы уменьшить концентрацию пара в воздухе и быстрее высушить одежду; зная, как взаимодействуют щелочи и кислоты, быстро оказываем помощь при ожогах одним из этих веществ или просто используем это знание в кулинарии…
Помимо прочего, всем известные физические законы могут служить почти наглядной моделью для объяснения процессов, происходящих в других сферах человеческой жизни, поскольку являются базовыми и часто хорошо представимыми в своих повседневных проявлениях. По аналогии с растворением соли в сосуде с водой, когда каждая следующая ложка растворяется медленнее предыдущей, пока соль не достигает своей предельной концентрации в растворе и не перестает растворяться совсем, легко объяснить закон убывающей предельной полезности в экономике. Рассматривая поведение водорода, который до определенного предела может существовать «мирно» в составе воздуха, но при повышении его содержания взрывается, можно понять социальные причины революций. Рассказами о том, как разнозаряженные частицы, притягиваясь, образуют молекулы, часто иллюстрируют второй закон диалектики Гегеля о единстве и борьбе противоположностей. И таких аналогий может быть еще много.
Впрочем, не менее важными и полезными оказываются и точные науки. Особенное внимание следует обратить на них тем, кто, вероятно, не будет иметь возможности вернуться к их изучению после школы.
Алгебра. В этой дисциплине прекрасно то, что она именно дисциплина в самом прямом смысле слова. Чтобы заниматься ею серьезно, нужно иметь достаточный уровень собранности и самоконтроля: для людей с гуманитарным складом ума это предмет сложный, не всегда понятный, требующий большого количества скрупулезных вычислений, оформленных строго определенным образом, и, помимо прочего, огромного внимания к мелочам, вроде лишних минусов. Человека, расположенного к творческому труду или к изучению результатов чужого творческого труда, этот предмет научит выдержанности, упорству и вниманию к деталям.
Алгебра как ничто другое может послужить образцовым панцирем, внешним хитиновым скелетом для любой сложной формы текста: ее стройная логика не даст сбиться с мысли и позволит отделить важное от второстепенного. По сути, логика решения задач и уравнений – готовая проверенная система мышления, которая позволяет, находясь в нужном русле, искать дополнительные интересные ходы, не рискуя потеряться в пространстве рассуждений. Тем более, что, по мере изучения предмета, вариативность решений любой задачи становится едва ли не лейтмотивом каждого урока, а это заставляет задуматься о поиске новых, более простых и изящных решений и в творчестве.
Кроме того, отвечая устно у доски или сдавая зачет, ученик сталкивается с необходимостью прочитать громоздкую формулу или выражение вслух. Это может быть неплохим упражнением на восприятие непривычной формы текста (а ведь формально математическое выражение является именно текстом).
Геометрия. Как никакая другая школьная дисциплина, она учит смотреть на предмет с разных точек зрения. Это необходимо дизайнерам всех мастей, которые, в отличие от художников, в первую очередь всё же конструкторы. Также необходимо это и многим другим специалистам: от сантехников до искусствоведов и филологов – поскольку точность определения какого-либо явления часто зависит от того, насколько широко и глубоко автор смотрит на предмет изучения. Впрочем, последним важна скорее метафора тела в пространстве, которая между тем отлично запечатлевается в памяти после шести лет изучения предмета, два из которых как раз посвящены аксонометрии.
Информатика. Некоторые преподаватели информатики, рассказывая на вводной лекции о том, что представляет собой их предмет, приводят в пример систему библиотечных карточек как самый обычный способ применения науки о систематизации информации. Как правило, для выработки нужной системности и логичности мышления преподаватели предлагают написать несложные скрипты на мертвых уже (впрочем, далеко не всегда) языках программирования, просто для того, чтобы освоить метод составления алгоритмов. Каким бы трудом ни был занят человек, правильно заданный алгоритм работы, технология решения поставленной задачи, начиная, собственно, с правильной ее постановки, поможет существенно сэкономить силы и время, которые придется затратить на работу.
Таким образом, все точные науки, преподаваемые в школе, служат одной цели: научить ребят мыслить логично и системно, определять главное, не упуская второстепенного, понимать алгоритм решения поставленной задачи и искать альтернативные, более рациональные пути для достижения цели.
Итак, какими путями ни приходилось бы двигаться в дальнейшем, на начальном этапе профессионального развития очень важно иметь комплексные знания, универсальные по сфере их применения. Средняя школа, не давая фундаментальной информации знаний в какой бы то ни было сфере, предлагает возможность научиться пользоваться инструментарием практически всех изучаемых сфер. Это весьма кстати: на самом деле выпускнику школы трудно даже приблизительно догадаться о том, какие знания и умения могут понадобиться ему в дальнейшей жизни.