Для чего нужны школьные проекты
Прямая связь: проектная деятельность и успех современного школьника
Классическая карьерная траектория, которая работала в советский период, не актуальна в современном мире. К сожалению, диплом не является залогом того, что ученик получит путевку в жизнь и отправится в свое счастливое будущее. Нужен другой набор навыков, которые необходимы любому человеку для того, чтобы жить в сложном информационном мире, – в этом уверена Алена Францкевич, руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделей.
Изображение StockSnap с сайта Pixabay
В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.
По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.
Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.
Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills
Проект — это временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Так гласит «Свод знаний по управлению проектами».
«Hard skills — это навыки, которые нужны для того чтобы осуществить профессиональную деятельность. Soft skills — это навыки надпрофессиональные, которые позволяют мигрировать из одной профессии или отрасли в другую».
Типы школьных проектов и их результаты
Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.
Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?
В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.
В качестве примера региональных инициатив можно привести проектную школу «Старт Про», реализуемую Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего». Цель проекта — воплотить экосистемный подход по формированию индивидуальных образовательных маршрутов через проектную деятельность десятиклассников (в рамках ФГОС) в старшей школе.
«Старт Про» — долгосрочный проект, в котором участвуют 33 школы города (это примерно 300 школьников и 70 учителей). В рамках инициативы реализуется около 60 школьных проектов разной направленности и тематики.
Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.
Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.
Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.
Почему проектное обучение пока невозможно в российской школе
С 2020 года проектная деятельность станет обязательным предметом в старшей школе — один час в неделю в десятом классе. Все десятиклассники будут получать оценки в аттестат по этому предмету. Правда, пока не понятно, как школьников будут оценивать и что будет происходить на уроке.
О чем мы, родители, думаем, когда слышим слова «проектная деятельность»? Чаще всего что-то вроде: «О боже, опять придётся после работы лепить, мастерить, репетировать с ребенком!». Нас терзают сомнения: «Что это за предмет такой? Как он оценивается? Что они там еще придумали? Зачем отвлекают моего ребёнка от нормальных занятий? Лучше бы английский добавили в расписание!».
Как всё устроено на бумаге
Чтобы лучше разобраться, что такое проектная деятельность и зачем она нужна, можно заглянуть в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Там сказано, что в современной России школа должна ориентироваться на формирование в первую очередь компетенций 21 века. Школа знаний, умений и навыков должна уйти в прошлое. Практически любая информация стала доступной, скорость изменений в мире требует всё новых и новых знаний, заучить их просто не под силу ни одному человеку. А значит, нужно научить новое поколение не добывать и запоминать, а систематизировать и верифицировать информацию, критически мыслить, находить нестандартные решения, пользоваться инструментами познания и проектировать свою деятельность.
На сегодняшний день нет единого определения проектной деятельности. Но есть некоторые критерии, на которые ориентируются современные школы. Например, все сходятся во мнении, что в результате проектной деятельности должен появляться продукт — нечто нужное обществу, целевой аудитории, какой бы узкой она ни была. Разнообразные проектные конкурсы оценивают именно результат проекта — продукт, а не процесс. Те, кто участвовал в подобных конкурсах, знают, что очень часто продукт создает не ребёнок, а его родители или увлеченный педагог. Образовательный эффект проекта в этом случае довольно сомнительный.
Как всё должно быть в жизни
Представьте урок физики в десятом классе. Тема — основы термодинамики. В классе «А» учат физику традиционным путем, а в «Б» применяют проектную технологию.
Что говорит учитель:
«Назовите три способа теплопередачи между двумя объектами».
«Возможно ли создать устройство, которое будет печь печенье, используя только солнечную энергию?»
Что думают ученики:
«Просто скажите, что мне нужно выучить?»
«Тесто не нагревается, печенье не печется… Надо вернуться к записям в тетради, может, там есть нужная информация, которую мы упустили, когда разрабатывали своё устройство?»
В других странах
Метод проектов пользуется всё большей популярностью во всем мире. Новые образовательные стандарты США — Common Core State Standards и Next Generation Science Standards — предлагают использовать проектное обучение как базовый метод преподавания в школах. В Европе и США задача проектного обучения — научить детей мыслить, работать в команде, преодолевать трудности и достигать прогнозируемых академических результатов. Сотни школ в США, Европе, Сингапуре и Австралии вовсю используют этот метод для обучения физике, химии, биологии, истории и литературе. Многочисленные исследования показывают, что проектное обучение повышает вовлеченность и интерес школьников к учебе, позволяет глубоко разобраться в проблеме, ученики в проектных классах дольше помнят усвоенный материал и могут применять знания на практике.
Проблемы
В то же время время, проектная деятельность в России призвана научить школьника проектированию своей деятельности, некому алгоритму действий для достижения искомого результата. Эта деятельность не имеет прямого отношения к академическому обучению, поэтому чаще всего вы обнаружьте ее во второй половине дня, после уроков.
Преподавание проектной деятельности в основном расписании требует кардинальной перестройки работы не только учителя, но и всей школы:
«КрашПро» — школа проектного обучения для детей и подростков, где школьники самостоятельно создают digital-проекты.
Зачем нужны проекты в школе?
«Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой»
Джон Дьюи и Август Лай, основоположники проектного подхода, придерживались такой философии еще 100 лет назад. И сегодня эти идеи более чем актуальны, хотя уже и не воспринимаются как инновация.
Проектирование в образовании сегодня — привычная практика. Привычной она стала во многом из-за перехода образования к компетентностной модели обучения.
Проект действительно помогает развивать ряд важных компетенций и особенно в том случае, когда воспринимается как инструмент, а не как самоцель.
В своей практике мы подходим к проекту именно как к инструменту, который помогает людям овладеть различными компетенциями, раскрыть потенциал и научиться совершать позитивные изменения вокруг.
Накопив довольно богатый опыт в социальном проектировании, мы решились написать книгу. Так тренеры АРТы стали авторами пособия «Как преподавать проектный менеджмент: руководство к действию для педагогов». В нем мы описали подходы к проектированию, собрали упражнения и советы, как преподавать проектирование и сопровождать проекты учащихся.
Отдельный раздел посвятили развитию компетенций через призму проектной работы. Ниже приводим отрывок, где описано, какие компетенции, на наш взгляд, развиваются благодаря проектированию и как поддерживать проектантов в этом развитии.
Существует много концепций, определяющих образовательные компетенции, например: Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни (рекомендации Евросоюза), Навыки и компетенции XXI века,Образовательные компетенции программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию и т. д.
Знакомясь с разными концепциями, анализируя сферу проектного менеджмента и наш опыт, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет успешно развивать следующие компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция связана с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Это ключевая компетенция, которая является источником смыслов и внутренней мотивацией, важна для любой деятельности. В проектной деятельности проектанты учатся понимать себя, свои ценности и интересы, свои сильные стороны, замечать общественные проблемы и находить конструктивные способы решения, занимать осмысленную проактивную позицию.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция становится неотъемлемой частью любой образовательной программы, направленной на развитие у людей способности учиться в течение всей жизни и адаптироваться к изменениям в мире.
Проектанты учатся учиться, ставить личные учебные цели, осознанно выходить из зоны комфорта в зону развития, пробовать новое, анализировать полученный опыт и делать выводы на будущее. Формируется положительное отношение к учёбе как источнику решения конкретных проблем.
Гражданская компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в общественной жизни, влиять на происходящее и отстаивать ценности свободы, диалога, равенства, уважения прав человека, социального разнообразия, солидарности, сплочённости, устойчивого развития и т. д. Проектанты знакомятся с разнообразными видами участия в жизни общества и становятся инициаторами конструктивных общественных изменений. Проектанты осознают, как вышеперечисленные ценности отражаются в жизни отдельного человека и всего общества, и то, как они могут перенести их на свой проект.
Предпринимательские и новаторские компетенции включают творчество, инновации, готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленных целей. Обладая этими компетенциями, человек способен создавать собственное дело — от идеи до реализации. Проектанты учатся управлять проектом, развивают способность планировать, организовывать, действовать по плану, адаптировать план к обстоятельствам в случае необходимости, руководить и делегировать, находить ресурсы для реализации проекта, составлять бюджет и вести учёт расходов, делать финансовые и аналитические отчёты (если проект предусматривает внешнее финансирование). Они учатся вести переговоры, работать с целевой аудиторией, привлекать волонтёров. Проектанты учатся преодолевать страхи и сомнения, развивая тем самым упорство, настойчивость и уверенность в себе.
Самоорганизация — это управление самим собой для достижения поставленных целей: стимуляция самого себя, осуществление контроля за эмоциями, физическим состоянием, мыслями, действиями, поведением. Без этой компетенции индивид не способен превращать свои идеи в действия. Проектанты учатся придерживаться планов и договорённостей, включаться в проект и сохранять мотивацию, нести ответственность, организовывать свою работу.
Сотрудничество — это умение эффективно работать в команде, принимать на себя разные социальные роли и нести ответственность за совместную работу. Решение сложных задач невозможно в одиночку, поэтому в нашем комплексном мире необходимо уметь успешно взаимодействовать с другими людьми.
Важно, чтобы проектанты выполняли проекты не в одиночку. Каждый проект предполагает много задач и ролей, проектанты учатся их распределять в команде и координировать свои действия. Они учатся договариваться и принимать решения, учитывая интересы и мнения каждого, приобретают навыки мирного решения конфликтов.
Креативность — это умение генерировать большое количество идей, решение проблем совершенно новым неординарным способом. Понимание ошибки как возможности улучшить результат. Открытость и готовность реагировать на новые обстоятельства. Креативность помогает видеть и анализировать комплексные проблемы, находить решения и создавать образы желаемого будущего. Проектанты учатся генерировать идеи и определять оптимальное решение для своего проекта. Они развивают гибкость мышления, способность действовать в трудные моменты неопределённости или отклонения от плана, возникающие в ходе реализации проекта.
Как можно поддерживать проектантов в развитии данных компетенций?
Дать пространство для саморазвития, не требовать идеальных проектов на «5», а поддерживать учебный процесс через приобретение нового опыта. Это культура доброго отношения к «ошибкам» и постоянной рефлексии. Именно в проектной деятельности можно научить не пасовать перед трудностями и поражениями, не бояться ошибок, а наоборот, проанализировав их, самостоятельно изменить ситуацию.Возможно, проектанты ещё не осведомлены о компетенциях и их роли в современном мире. Необходимо познакомить их с компетенциями, объяснить их значение, актуальность и обозначить возможности для развития в проекте.Выстроить последовательный процесс осознанной работы над собой: помочь проектанту увидеть точки роста и сформулировать учебные цели, поддержать в выходе из зоны комфорта в зону развития, делать регулярные промежуточные рефлексии, проводить итоговую встречу по проекту с ретроспективой всего проекта и рефлексией полученного опыта.Создавать благоприятную атмосферу сотрудничества, которая очень важна для учебного процесса. Часто проектанты воспринимают друг друга как соперников. Следует подчеркнуть важность каждого проекта, его уникальность, общий вклад в развитие общества. Проектанты могут помогать друг другу, делиться идеями, поддерживать эмоционально и т. д. Можно сообща праздновать успехи друг друга, делиться трудностями, да и просто общаться на разные темы, проводить вместе свободное время.
Проектный метод: что он дает школе, вузам и стране
О проектной деятельности в школах и вузах говорят уже давно, где-то — даже пытаются реализовать. Но зачем этот формат нужен образованию? Вместе с конкурсом «Моя страна — моя Россия» рассказываем, как проектная деятельность помогает увлечь детей учебой, помогает им изучать историю и влиять на будущее родных городов.
Проектный метод: воспитывать, обучая
Философ и педагог Джон Дьюи еще сто лет назад предложил поручать учащимся решение значимых для них задач для стимулирования целесообразной деятельности. Сегодня эффективность такой модели обучения и воспитания не вызывает сомнений.
Классическая модель образования, в которой ученик должен за определенный срок усвоить конкретный объём знаний из учебника, не соответствует современной жизни
Наша реальность — стремительная, переполненная информацией и отвлекающими факторами. И сам процесс обучения сегодня требует совершенно иной степени вовлечения, и результат, который должен получить каждый ученик или студент после школы и вуза, должен быть особым: не просто набор знаний, а умение учиться и успешно применять постоянно обновляющиеся знания на практике.
Ключом к такому обучению стал проектный метод, который широко применяется не только в образовании, но и в науке, бизнесе, социальном предпринимательстве, государственном и муниципальном управлении. Первый опыт работы над проектами ребёнок получает еще в школе, а применяет полученные навыки — всю жизнь.
Проектный метод и учитель
Перед современным учителем стоит непростая задача — не просто передать школьнику или студенту конкретные знания, но и научить использовать их на практике, сознательно и систематически применяя в решении значимых жизненных задач. Сегодня авторитет любого взрослого зависит от умения разбудить в ученике подлинный интерес к содержательной деятельности и стать проводником в работе над конкретным проектом.
«Проектный метод требует от педагога не только большой вовлеченности, но и высокой квалификации, умения сочетать различные подходы передачи знаний, обучения самостоятельной и командной деятельности, планированию, — отмечает руководитель конкурса „Моя страна — моя Россия“, проректор РГГУ Лариса Пастухова. — Мы уже семнадцать лет проводим конкурс проектов и видим, как растет число таких педагогов в школах, в системе дополнительного образования и высшей школе».
Педагоги, работающие над проектами, выходят за рамки школьной программы и делают для своих воспитанников гораздо больше:
Выбор задачи, которая зажжет огонь в глазах учеников — важнейшая задача, которая стоит перед учителем при организации проектной деятельности. Чтобы увидеть такую реакцию, лучше всего предложить детям решить конкретную задачу родного города, села или района, найти способ устранения проблемы, с которой они сталкиваются каждый день. Реализация таких проектов получает отклик у местных жителей, а молодёжь заявляет о своём участии в жизни города.
Ученик Добринского лицея Урюпинского муниципального района Волгоградской области Сергей Муратов представил в финале конкурса проект многофункциональной спортивной площадки в своём городе. Площадка там существовала еще с 2013 года, но заниматься на ней можно было только в холодное время года. Сергей придумал, как переоборудовать площадку, чтобы сделать ее местом активного отдыха в течение всего года.
Участие в конкурсе даёт участникам возможность увидеть конкретные результаты своей проектной работы:
Ученица Муравейского филиала средней школы с. Анучино Анучинского района Приморского края Вероника Мелихова решила узнать, какой вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли ее прадеды, но информации было совсем немного. Вероника начала собирать сведения о героях-односельчанах с помощью местной библиотеки. В процессе работы возник вопрос и об истории возникновения села. В беседах со старожилами составлялась Книга Памяти, создавалась летопись села и его фотоистория. Итогом проекта стала установка и открытие обелиска участникам войны к 74-й годовщине победы, проведение первой в истории села акции «Бессмертный полк» и праздничный концерт в здании сельской библиотеки. Проект «Помним. Гордимся. Храним», который Вероника Мелихова представила в финале конкурса, продолжает жить и сегодня, его поддерживают администрация района, спонсоры и партнеры.
Проект и ученик
Вовлеченный в проектную деятельность ученик или студент решает множество самых разнообразных задач, которые помогают развитию навыков поиска и обработки информации, критического мышления, групповой работы и лидерства, тайм-менеджмента и управления стрессом. А самое главное — работая над интересной задачей, которая может быть воплощена в реальный результат, ребёнок учится получать удовольствие от учебы и работы. Это умение — пропуск к успеху в современном мире, где обучение в течение всей жизни становится нормой, а умение гибко планировать и взаимодействовать в командах необходимо для успеха в карьере.
Николай Емельянов, ученик Присухонской основной школы в Вологодской области, в финале конкурса представил проект «Вологодские параллели и меридианы» — информационную координатную сетку Вологодской области, где ключевые точки — места пересечения географических меридианов и параллелей. В каждой точке будет установлен интерактивный знак с координатами и интересной информацией об этом районе: его истории, животном и растительном мире, людях и событиях. В ходе проекта участники создадут интерактивную карту с ключевыми точками и связывающими их маршрутами: эколого-краеведческими, спортивными, туристскими, подходящими для сдачи норм ГТО по туризму и игровых и познавательных мероприятий.
Другой важный аспект проектного метода — возможность создания творческой среды, в которую вовлекаются и ровесники, и взрослые: наставники, родители, специалисты из самых разных профильных сфер. Это даёт всем участникам опыт взаимодействия с людьми других поколений, помогает создать чувство общности, наладить информационный, эмоциональный обмен и устранить надуманный «конфликт поколений». Все участники проекта — и молодые, и взрослые — убеждаются в том, что их увидели и заметили, что их мнение важно, а опыт — ценен.
Ярослав Карчевский, ученик Бутурлиновской основной общеобразовательной школы № 9 (Воронежская область), в финале конкурса представил проект «Дубовая аллея», направленный на экологическое воспитание школьников. Недалеко от Бутурлиновской школы № 9 находится памятник природы — Шипов лес. Команда проекта решила воссоздать небольшую частицу леса прямо в школьном дворе, высадив на территории саженцы дуба. Ученики провели благотворительный концерт и несколько экологических акций, собрали средства на покупку деревьев, разработали буклеты и листовки на тему экологического воспитания и распространили их среди жителей микрорайона. В школе также был организован волонтерский отряд «Помощники леса», участники которого делают уборку в посадках Шипова леса и ухаживают за саженцами.
Успешный проект: основные правила
Успешный проект имеет определенные характеристики, которые можно описать как «правило пяти П»:
Дмитрий Фадин, ученик средней общеобразовательной школы № 4 г. Сердобска Пензенской области, представил технологию изготовления энергосберегающих стекол. Изначально инициативная группа искала способ химического нанесения просветляющих покрытий на линзы для цифрового микроскопа. Но в ходе исследований стало понятно, что технология лучше подходит для нанесения покрытий на плоские поверхности. Так и родилась идея создания энергосберегающих оконных стекол. Родившийся в школе проект не раз становился лауреатом научных конкурсов и конференций, а технология применяется на практике: партии энергосберегающего стекла, например, были произведены для предприятия «Сердобский лес», которое использовало их для остекления теплиц.
Мария Зинкина, студентка Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности (Республика Мордовия), представила экспертам конкурса экологичнуютехнологию производства бумаги. Изучая процесс производства бумаги из древесины, команда проекта провела ряд экспериментов и разработала собственную технологию изготовления бумаги из сухой травы и листьев. Такое производство является не только экономически выгодным, но и практически безотходным: при обработке растительного сырья образуется раствор, содержащий ценный компонент — лигнин, который может быть использован как топливо. Проект Марии позволит сократить вырубку деревьев и решить проблемы утилизации остатков растительности в населенных пунктах.
Ученица Яблоневской школы Гурьевского городского округа Калининградской области Алена Вакульчик в финале конкурса представила проект в сфере больничного и социального волонтерства «Чемодан сказок». Каждую неделю Алена вместе со своей командой ездит в Калининрадскую областную детскую больницу с декорированным чемоданом и рассказывает сказки маленьким пациентам. Кроме того, команда проекта проводит Добрые уроки в школах г. Калининграда и области, рассказывает школьникам о волонтерстве и вместе с ними пишет теплые письма находящимся в больнице детям. На сегодня три школьницы, создавшие проект «Чемодан сказок», уже подготовили несколько команд волонтеров.
Работа над проектами для конкурса «Моя страна — моя Россия» помогает участникам не просто получить новые знания и установить контакты с интересными людьми, а формировать компетенции — то есть умение разработать решение и применить его на практике. Здесь в полной мере удается реализовать принцип связи обучения с жизнью, являющийся ключевым в современных моделях образования.
Получив навыки проектной работы, отточив их в ходе работы над конкурсными заявками, пройдя этап презентации проектов перед большой заинтересованной аудиторией, участники конкурса получают ценный личностный опыт, который ложится в основу их будущих профессиональных и социальных успехов. Так реализуется одна из важнейших задач конкурса президентской платформы «Россия —страна возможностей»: выявление, поощрение и поддержка молодых инициативных ребят.