Школы пациентов: зачем участвовать и чего ожидать пациентам с раком легкого?
Что такое школы пациентов, чем они могут помочь и почему их стоит посещать.
Каприн А. Д., Старинский В. В., Шахзадова А. О. Состояние онкологической помощи населению России в 2019 году. М.: МНИОИ им. П. А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2020. — илл. — 239 с. (Электронный ресурс). URL: https://glavonco.ru/cancer_register/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C%202019.pdf (дата обращения: 14.06.2021).
И далеко не всегда человеку, особенно пожилому, удается найти ответ на интересующий вопрос. Мало того, бывает так, что пациенты или их родственники становятся «жертвами» информации из ненадежных источников. Все это не лучшим образом влияет на здоровье: как физическое, так и ментальное.
Что такое школа пациентов?
Чтобы помочь пациентам и их родственникам сориентироваться в потоке информации, многие крупные стационары и пациентские организации организуют школы здоровья для пациентов. Это достаточно новый формат для нашей страны: первые школы возникли лишь 10–15 лет назад. В рамках таких школ проводятся регулярные встречи пациентов и их близких со специалистами: врачами, юристами, психологами.
Врачи-онкологи понятным и простым языком рассказывают о том или ином злокачественном заболевании, делая акцент на современных и доступных методах диагностики и лечения. Юристы затрагивают актуальные вопросы прав пациентов на бесплатную медицинскую помощь, медикаменты, обезболивание и больничный. Обсуждаются проблемы взаимоотношений с работодателем и вопросы установления инвалидности. Психологи в свою очередь помогают пациентам пройти через сложности, связанные с принятием диагноза и лечением, разбирают типичные ситуации и то, как на них стоит реагировать, дают советы родственникам, касающиеся поддержки их близкого.
Обычно встречи школы пациентов проходят в свободном формате: после небольшой и понятной лекции специалиста есть возможность задать интересующий вопрос, поделиться проблемами с другими пациентами или просто выговориться. В большинстве школ возможны и индивидуальные встречи. Темы встреч в большинстве случаев определяются коллегиально с учетом пожеланий участников.
Зачем они нужны?
Школы здоровья для пациентов создаются, чтобы:
Все это направлено на достижение главной цели — помочь в борьбе с раком.
Как их найти?
Чаще всего пациентские школы организуются при онкологических центрах. Узнать о них можно в самом центре (у лечащего врача или в столе справок), по телефону либо на сайте медицинского учреждения. Например, вот так выглядит страница «Школы пациентов» на сайте НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова, а так — на сайте Самарского онкоцентра.
Некоммерческие организации также организуют школы помощи онкобольным, часто — удаленно в режиме онлайн. Например, на YouTube-канале организации «Не напрасно» можно найти множество полезных видеоуроков и вебинаров. Немало видеолекций и на сайте ассоциации пациентов «Здравствуй!», а «Движение против рака» проводит школы для пациентов в 15 регионах нашей страны. В условиях сложной эпидемиологической обстановки, занятия часто организуют в онлайн формате, что позволяет в любом месте и в удобное время принять участие, а также задать волнующие вопросы.
Школа здоровья учит тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявления болезни и снизить риск осложнений. В связи с этим используется термин «Школа здоровья для пациентов с той или иной патологией».
Почему Школы здоровья важны для пациентов?
Школа здоровья является организационной формой профилактического группового консультирования и рассматривается как медицинская профилактическая услуга, т.е. имеет самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направлена на профилактику осложнений заболевания, своевременное лечение, оздоровление
Приходя в Школу здоровья, вы проходите определенный курс обучения по итогам которого вы будете обладать определенными знаниями и умениями. Итак, после окончания обучения вы будете….
* причины и симптомы заболеваний
* факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний * основы самоконтроля
* средства доврачебной самопомощи * основы здорового питания * принципы диеты при ожирении
* влияние поведенческих факторов риска на здоровье * основные группы препаратов, показания и основные побочные действия лекарств
* применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья, * вести дневник пациента
* проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания
* следовать назначениям врача, не заниматься самолечением
* применять средства доврачебной помощи и самопомощи
* правильно соблюдать рекомендации врачей
Вы сможете контролировать:
* основные факторы риска осложнений различных заболеваний
* уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу
Если вы курите, то получите необходимые знания для уменьшения вреда курения на собственное здоровье и здоровье окружающих
График проведения школ здоровья узкими специалистами в поликлинике по ул.Московская, 1 на 2020 г.
№ п/п
Специалисты
День недели
Время проведения
1.
Каждый четверг месяца
Каждая среда месяца
Врач-терапевт кабинета профилактики
Каждый вторник месяца
Каждая пятница месяца
Место проведения: Конференц-зал. Школы здоровья по остеопорозу, бронхиальной астме, артериальной гипертонии проводятся участковыми терапевтами.
График и место проведения школ здоровья по сахарному диабету (центральное отделение и отделение №2)
Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья
В амбулаторно-поликлинических учреждениях
Исполнитель: Иконникова Анастасия
Студентка: группы: 301 МС
Руководитель: Пархоменко Татьяна Борисовна
главная медицинская сестра МБУ «ЕКДЦ»
Введение
Глава 1. О Школе здоровья
1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья
1.2 Методика проведения занятий в Школе здоровья
1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность: наиболее из перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.
Показатели здоровья и уровня знаний населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и т.д. ), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека в большей частности определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, и полезных навыков для в жизни в целом, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.
Цель: оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
— обучение пациентов по типовым программам;
— контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе здоровья;
— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;
Объект: роль медицинской сестры в амбулаторно-поликлинических учреждениях
Предмет: реализация программ Школ здоровья
Глава 1. О Школе здоровья
1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья
Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.
Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.
Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.
В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением:
— бронхиальной астмой вне выраженного обострения;
— сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.
Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.
Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. В амбулаторно-поликлиническом учреждениях, рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю.
Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).
Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:
– обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;
–обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.
Обязательное оборудование Школы:
— помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;
— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).
Дополнительное (желательное) оборудование Школы:
— проектор (мультимедиа), компьютер, экран;
— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;
Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:
— Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).
— Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.
— Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.
— Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.
1.2 Методика проведения занятий в Школах здоровья
1. Для пациентов с артериальной гипертонией:
04 – медицинские услуги по профилактике;
01 – Школа для больных с АГ.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.
Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?
Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.
Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.
Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?
Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.
3. Для пациентов с сахарным диабетом 2 типа:
04 – медицинские услуги по профилактике;
01 – Школа для больных с сахарным диабетом.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.
Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?
Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.
4. Для психологической подготовки семьи к рождению ребенка:
04 – медицинские услуги по профилактике;
001 – акушерство и гинекология;
03 – Школа для беременных.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.
Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.
Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.
Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.
Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.
Занятие 5. Ребенок первого года жизни.
5. Для желающих бросить курить:
Полный цикл включает 2 занятия по 145 минут, телефонное и индивидуальное консультирование (160 минут).
Занятие 1. Курение и здоровье.
Занятие 2. Как отказаться от табачной зависимости.
1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург
Заключение
Здоровье человека — одна из первостепенных тем человечества. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим пациента, беречь и укреплять свое здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то мы не вправе надеяться, что будущее будет более здорово и развито.
С помощью определения цели, задач и тематик школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю. Из данной проделанной работы следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Список литературы
1. Приказ МЗ Свердловской области 250-п от 19 марта 2012г «Об организации школ здоровья в ЛПУ Свердловской области»
2. Приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»
3. Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»
Школы здоровья организуются и формируются по наличию определённого хронического неинфекционного заболевания и факторов риска его развития у пациентов.
В Центре здоровья ГБУЗ АО «ЦМП» действуют 6 школ здоровья:
1. Школа профилактики артериальной гипертензии;
2. Школа профилактики хронической обструктивной болезни лёгких,
3. Школа профилактики сахарного диабета;
4. Школа профилактики атеросклероза;
5. Школа здорового питания;
6. Школа профилактики табакокурения.
Цели Школ здоровья:
повышение информированности о хронических неинфекционных заболеваниях (ознакомление людей с факторами риска ХНИЗ);
улучшение качества жизни пациента и его семьи;
мотивация пациентов к выздоровлению;
формирование активного отношения пациента к собственному здоровью и здоровью его близких людей;
получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания;
формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;
формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на свое здоровье.
Задачи Школ здоровья:
информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;
знакомить с различными факторами риска и их ролью в формировании заболеваний;
формировать рациональное и активное отношение человека к здоровью, мотивация к оздоровлению;
повышать ответственность человека за сохранение своего здоровья;
формировать умение и навыки по самоконтролю и самопомощи;
добиваться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний;
ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
В Школе здоровья используется цикловой метод обучения в каждой школе проводится не менее 3-х занятий по 45 минут каждое, с демонстрацией слайдов по каждой тематике занятий, использованием лекционного материала, медицинского оборудования (тонометр, пульсоксиметр и др.), а занятия строятся по принципу «от простого к сложному». Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем структурного подразделения. В ходе проведения занятий ведётся открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Занятия проводятся небольшими группами (максимально 8-10 человек).
Темы занятий освещают такие аспекты, как:
—здоровое питание, ожирение, гипертония, болезни легких, курение,
— влияние факторов риска на развитие ХНИЗ;
— необходимость и дозированность физических нагрузок;
— практические навыки по измерению индекса массы тела, артериального
давления, ЧДД, ЧСС и др.;
— изучение методик по снижению неблагоприятных факторов на
Занятия проводятся врачами-специалистами Центра здоровья ГБУЗ АО «ЦМП» прошедших обучение по тематике «Медицинская профилактика», в отдельном помещении предназначенным для проведения Школ здоровья.
Запись пациентов ведется ежедневно с понедельника по пятницу по телефону 29-96-08 с 8-00 до 16-00
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.