Для чего нужны синонимы 2 класс
Презентация по родному языку на тему » Для чего нужны синонимы?» (2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мое настроение сейчас
Девиз: не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!
Тема урока «Для чего нужны синонимы?» Путешествие в страну «Как устроен наш язык».
Хочу УЗНАТЬ … Будем УЧИТЬСЯ … МОГУ работать…
Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами. Например: дети – ребята – детвора – малыши
Подумай! Задуть, потушить, выключить, погасить задуть погасить выключить потушить КАК БУДУТ НАЗЫВАТЬСЯ ЭТИ СЛОВА?
УЧЕБНИК СТР. 80 ПРАВИЛО
Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений.
Понаблюдай за употреблением синонимов в речи. Приятелей много – а друга нет.
физминутка для глаз
СОЕДИНИ ПАРАМИ СИНОНИМЫ ГОЛКИПЕР ЗРЕЛИЩЕ ОТЕЛЬ ВРАТАРЬ ШОУ ГОСТИНИЦА
ЧЕЛО ПЕРСТ ДЛАНЬ ОЧИ ЛАНИТА УСТА Замените современными словами
уважай своего товарища; умей каждого выслушать; не согласен – предлагай. Устав групповой работы:
Задание 1группе : из данного списка составь парами слова близкие по значению: темнота, отметка, дом, черта, здание, весна, оценка, сумерки. Какие слова «лишние»? Почему?
Проверь себя! 1 группа. Что слова обозначают? Какой частью речи являются? Темнота-сумерки, отметка – оценка, дом – здание. Лишние слова: весна, черта.
Задание 2 группе: из данного списка составь парами слова близкие по значению : скорый, аккуратный, трудолю-бивый, ласковый, работящий, быстрый, опрятный, медленный. Какие слова «лишние»? Почему?
Проверь себя! 2 группа. Что слова обозначают? Какой частью речи являются? Скорый – быстрый, аккуратный – опрятный, трудолюбивый – работящий. Лишние слова: ласковый, медленный.
Проверь себя! 3 группа. Что слова обозначают? Какой частью речи являются? Сказать – говорить, спешить – торопиться, прыгать – скакать. Лишние слова: Читать, мыть.
ВЫБОР СИНОНИМОВ ЧАСТО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СИТУАЦИЕЙ ОБЩЕНИЯ. УЧЕБНИК СТР. 82 ПРАВИЛО
Что нового вы узнали на уроке? Узнали, что сегодня пятница. Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть умным. Узнали, что такое синонимы.
Для чего изучают синонимы, какую роль они играют в речи? Чтобы дети много знали. Чтобы было не скучно. Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.
Что такое синонимы? Это слова, близкие по значению и одинаковые по звучанию. Это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. Это слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень
Подбери приятеля к слову. РАДОСТНЫЙ Веселый Добрый Прекрасный Злой Хороший Плохой Тоскливый Грустный
Подбери приятеля к слову. ИНТЕРЕСНЫЙ Увлекательный Злой Испуганный Вредный Занимательный
Подбери приятеля к слову. ГРУСТНЫЙ Печальный Интересный Унылый Веселый Тоскливый
Мое настроение сейчас
На уроке мне было все понятно У меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать Я многое не понял
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация создана к уроку Родной язык во 2 кл. по теме «Для чего нужны синонимы?».
Задачи урока:
2. Развивать умение находить слова – синонимы среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, обогащать словарный запас учащихся;
3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Номер материала: ДБ-893375
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского родного языка «Для чего нужны синонимы?» 2 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока русского родного языка. 2 класс
Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»
Цель: обогащать активный и пассивный словарный запас; проводить синонимические замены с учетом особенностей текста; развивать речь, память, внимание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.
II . Актуализация опорных знаний.
Запись под диктовку: Пришла зима. В лесу стало скучно и холодно.
— Какое слово употреблено в переносном значении? (Пришла)
III . Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась)
— У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения.
— Ребята, кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)
— Кто сможет определить тему? (Ответы детей)
— Как в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?
— Что такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80 определение.
— Откройте учебник на с. 80, прочитайте тему урока. (Для чего нужны синонимы?)
Упр.1 (с.80) Работа в парах.
— Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь за помощью к толковому словарю.
— Вспомните, как называются такие слова.
— Объясните, для чего их используют в речи.
— В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)
VI . Закрепление изученного материала.
— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?
— Как автор это показал? (Он использовал в стихотворении четыре синонима с общим лексическим значением «ощущать холод» )
— Помогло ли это создать образ осинки?
— Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? (Нет.)
— Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.
УПР.3 (с. 81) повышенной трудности.
— Определите, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.
Упр. 4. (с. 81-82) Работа в группе.
— Подберите синонимы к выделенным словам. Запишите по образцу. Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.
Определите, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках.
В каком столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подберите к ним синонимы из второго столбика.
VIII . Подведение итогов урока.
— Какие слова называют синонимами?
— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?
Конспект урока родного русского языка вуо 2 классе Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок родного русского языка 2 класс
Учитель: Шкунова Вера Владимировна
МБОУ СОШ №6 г. Саяногоска
Высшая квалификационная категория
Тема: Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Цель: содействие развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Формировать представление о богатстве родного языка.
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Познавательные УУД : систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.
Знать : значение и роль синонимов и антонимов в речи.
Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи; выбирать т точно использовать антонимы.
Личностные : умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение, формирование позитивно-ценностного отношения к родному русскому языку.
Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке.
Тип урока : закрепление знаний
Конспект урока родного русского языка во 2 классе на тему «Для чего нужны синонимы?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока родного языка во 2классе.
Автор: Григорьева Ирина Владимировна, учитель начальных классов филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с.Подлесное
Тема урока: Для чего нужны синонимы?
Цель урока : познакомить с синонимами, создать условия для выявления синонимов и употребления их в собственной речи
-умение подбирать синонимы к словам и правильно употреблять их в речи;
-умение определять значение синонимов в речи;
-умение работать в группах.
I .Самоопределение к деятельности.
-Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
– Проверим готовность к уроку.
Откройте тетради, запишем число.
II .Актуализация знаний и мотивация.
1.-Прочитайте то, что написано на доске.
«Ум и сердце в работу вложите.
Каждой секундой в труде дорожите!»
-Как вы понимаете эти слова?
-Найдите в тексте слова, похожие по значению.
-Есть ли у них сходство и различие?
-Подчеркните орфограммы. Объясните написание
III . Постановка учебной задачи.
-Дети, попробуйте определить тему урока. Поможет вам загадка.
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи,
По-разному пишутся и говорятся,
Как называются? Кто догадался ? (Синонимы )
-Сегодня на уроке мы будем изучать синонимы и выясним, для чего они нужны.
1.Знакомство с понятием «синонимы».
— Прочитайте на слайде определение. Что такое синонимы.
Например, бегемот-гиппопотам, воин – боец, солдат.
2.Работа над загадками.
-Отгадайте загадки. Подберите к словам синонимы. Запишите пары слов.
1)В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи. (Доктор, лекарь)
Врач –доктор, лекарь.
2)Ясен здесь ответ любому:
Пища, только по-другому;
Не составит вам труда
Отгадать, что то-…(еда)
3)Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель назвать мне русским словом.
4)Здесь придётся подумать немного
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
-Как называются слова, которые вы записали? (Синонимы)
-Что такое синонимы?
V .Первичное закрепление.
1.Работа по карточкам. Письмо с объяснением, по «цепочке»
Подберите к словам по два синонима. Запишите. Назовите, что их объединяет.
-Что объединяет слова? (значение)
-Для чего они нужны? (Дают более точную характеристику предмету, действию, качеству)
-Подберите синонимы к данным словам, которые я буду называть. При этом сопровождайте их движениями.
VII .Самостоятельная работа.
-Прочитайте предложения на слайде. Спишите. Подчеркните в предложениях каждой пары синонимы. Подумайте, какова роль синонимов в данных предложениях,
2 .Малютка крепко спал в кроватке. Младенец был прекрасен.
VIII .Включение в систему знаний.
Класс делим на несколько групп. Каждая группа получает задание на карточке.
Задание : какая группа быстрее подберёт синонимы к словам. Составить три предложения с данными словами.
Злой- …(свирепый, разъярённый).
Худой – …(тонкий, стройный).
Некрасивый- …(страшный, ужасный).
-Для чего нужны синонимы?
(1.Объясняют значение неизвестных слов.
2.Помогают избежать повторов.
3.Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой.)
IX .Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
-Что нового узнали на уроке?
-Что такое синонимы?
— Для чего нужны синонимы?
Найти загадки про синонимы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Для чего нужны синонимы?
Цель урока: познакомить с синонимами, создать условия для выявления синонимов и употребления их в собственной речи
. Планируемые результаты:
-умение подбирать синонимы к словам и правильно употреблять их в речи;
-умение определять значение синонимов в речи;
-умение работать в группах.
Номер материала: ДБ-1347294
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 24. Что такое синонимы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.
Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.
Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.
Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.
Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.
А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».
Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.
Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.
Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:
Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.
Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.
Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».
Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».
Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».
Подведём итоги урока.
Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.
Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.
Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.