Для чего нужны sketchpad

Что такое скетчбук и основные критерии выбора блокнота для рисования

Цвета:

Для кого:

Размер:

Для чего:

Характеристики:

Скетчбук (sketchbook) — это блокнот для рисования, который необходим всем творческим людям, особенно: художникам, дизайнерам и архитекторам. В переводе с английского sketch — набросок, а book — книга. Он принципиально не имеет отличий с обычным нелинованным блокнотом. Однако есть ряд факторов, на которые следует обращать внимании при выборе профессионального и любительского блокнота для скетчей.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpadФото рисунков в альбоме

Для чего нужен скетчбук?

Он помогает зафиксировать фантазии и мысли, которые могут не поместиться в голове или затеряться в памяти. Делая зарисовки в специальном альбоме, можно хранить все рисунки и идеи в одном месте и отслеживать свой прогресс. Вы также можете набросать будущую картину и проработать все детали, прежде чем начинать глобальную работу с холстом.

Привычка вести альбом для эскизов поможет не только запомнить все свои творческие идеи, но и развивать навыки. Кроме того, при необходимости блокнот-скетчбук может выступать в роли портфолио.

Первые скетчбуки в истории — это блокноты с зарисовками известных художников, таких как:

Выбор редакции:

Как выбрать скетчбук: виды и особенности

Бумага

Выбор бумаги во многом будет определяться используемой техникой. Бумага для акварели должна быть плотной и шероховатой (200-300 г/м 2 ), для маркеров — гладкой, а для карандаша может быть более тонкой, желтоватой и шероховатой. Скетчбук для маркеров подойдет и для акварельных набросков, а акварельная бумага хорошо сочетается с мелками. Однако, желательно заранее выбрать бумагу под необходимую технику рисования.

Рисунки можно делать простыми карандашами, гелевыми ручками, фломастерами, пастелью или акварелью. Карандаш или гелевая ручка помогут создать схематичные наброски, которые потом переносятся на холст. Моделируя одежду или интерьер, лучше использовать цветные маркеры, чтобы создавать эффектные и красочные эскизы. Во время путешествия на природу лучше захватить акварельные краски для получения насыщенного пейзажа. Некоторые художники предпочитают не брать с собой фотоаппарат, а рассказывать историю своего путешествия через скетчбук.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Профессиональный альбом для маркеров Molotow ONE4ALL Professional на 40 листов А5. Предназначен для рисования водными, акриловыми и спиртовыми маркерами.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Красный скетчбук для зарисовки идей в твердом переплете с резинкой на 64 листа. Стильный и минималистичный вариант, который подойдет взрослым и подросткам.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Панорамный акварельный скетчбук Maxgoodz на 24 листа (200 г/м²). Внутри идеальная белая итальянская целлюлозная бумага.

Цвет листов

Одни художники предпочитают только белые листы, другие — с удовольствием рисуют на коричневой, серой или черной бумаге. Новичку лучше начать с белых листов, а после получения опыта поэкспериментировать с цветом бумаги, материалами и техниками.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Квадратный скетчбук Maxgoodz с 4 видами бумаги отличного качества. 24 листа цвета слоновой кости разной плотности, 12 листов крафт и еще 12 — черного цвета.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Альбом для скетчинга SMLT Authenticbook с серыми листами (18 шт). Эстетичный и компактный вариант с резинкой-фиксатором.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Черный скетчбук Maxgoodz с черными листами (32 шт). Отличное предложение для раскрытия творческого потенциала и экспериментов.

Размер

Выбрать размер блокнота для скетчей легко и сложно одновременно. Начинающие художники обычно берут самый популярный формат, а профессионалы тщательно подбирают его под свои нужды. Чаще всего, одного альбома для рисования бывает недостаточно. остаточно. Однако, если это ваш первый скетч бук, то лучше остановиться на формате A5. Мини-альбом проще брать с собой в дорогу, а большой имеет больше пространства для творчества.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Маленький скетчбук для девочек и мальчиков (195 x 195). Подходит для рисования маркерами.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Небольшая тетрадь для скетчей (А5) с удобной резинкой и кремовой бумагой, 80 листов.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Большой альбом для рисования А4, 20 листов.

Количество страниц

Большое количество страниц отлично смотрится, когда кто-то уже успел заполнить их рисунками. Однако для набросков я рекомендую выбрать что-нибудь с ограниченным количеством страниц. Вы получите меньший вес ноутбука, его большее удобство в обращении и увеличите шансы, что он будет использоваться до конца, а не брошен в ящик после сохранения половины.

Существуют блокноты для художника с большим количеством страниц. Однако, это сказывается на весе и удобстве в обращении. Самые популярные варианты: на 40, 80 и 100 листов.

Источник

Скетчбуки и скетчпады Hatber – отличные инструменты для вашего творчества!

В одной из предыдущих публикаций мы рассказывали о современном полиграфическом аксессуаре скетчбук, который стал популярным инструментом во всех творческих областях. В Канцбюро к уже полюбившимся тетрадям SketchBook А4 и А5 формата присоединились блокноты Sketchbook и альбомы Sketchpad бренда Hatber в различных сериях и исполнениях.

Альбом Sketchpad

Удобный формат, качественная бумага – творить в таком изделии еще приятнее, чем держать в руках. В Канцбюро альбомы скетчпады представлены в двух форматах. А3 скетчпад разработан специально для художественных работ, в таком альбоме удобно воплощать проекты большого размера. А4 альбомы выполнены в уже знакомой квадратной форме, являющейся самой оптимальной для создания симметричных композиций, геометрических матриц, как, например, мандала.

Бизнес-блокнот SketchBook

Тетрадь SketchBook с двумя внутренними блоками

Отличительной особенностью данной серии является наличие двух внутренних блоков: 80 листов на гребне и 50 листов на отрывной склейке. Блок с практичным креплением на гребне подойдет для создания набросков, которые пригодятся в последующем, а в блоке на отрывной склейке, эскиз можно без повреждений оторвать и подарить на память. Прочная твердая обложка закрывается фиксирующей резинкой, предотвращающей раскрытие тетради и смятие страниц.

Тетрадь SketchBook со скрытым гребнем

Данная серия отличается наличием скрытого гребня под прочным переплетом. Благодаря многоуровневой биговке и скругленному корешку тетрадь раскрывается на 360 градусов, что позволяет использовать изделие на весу, рисуя в нем, как в планшете с твердой обложкой.

Купите скетчбук или скетчпад и творите, в интернет-магазине Канцбюро вы найдете большой ассортимент скетчбуков и скетчпадов Hatber. До 10 декабря для оптовых партнеров действует специальное предложение – скидка 26% на представленный ассортимент.

Источник

Скетчинг для начинающих

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Содержание

​Рисование всегда являлось возможностью для воплощения своих идей. Наверняка вы сталкивались с тем, что хочется сделать красивый, интересный кадр, вы щёлкаете камерой или делаете снимок на телефон, но результат разочаровывает. Нет того шарма, который увидели именно вы. Почему так происходит? Потому что в голове существует картинка с правильно расставленными акцентами, воздушная и лёгкая или, наоборот, монументальная. Вы умеете видеть красоту в том, что вас окружает, и хотите сохранить её на память? И знаете, как это сделать? Нарисовать!

Скетчинг довёл эту индивидуальность рисунка до абсолюта, подарил художникам возможность максимального самовыражения. Да и чтобы рисовать скетчи, яркие и выразительные, вовсе не обязательно быть профессиональным художником! Это искусство, которое может освоить абсолютно каждый, чтобы проявить себя и наполнить жизнь красками. Давайте же скорее познакомимся со скетчингом!

Что такое скетчинг и почему он так популярен?

​Итак, скупое и сухое определение звучит так: скетчинг – это быстрый рисунок от руки, фактически набросок или эскиз, на основании которого многие профессионалы создают полноценные картины, творческие проекты.

Но, в то же время, сегодня скетчинг перестал носить исключительно форму эскиза. Да, он может служить прообразом какого-то более «внушительного» произведения искусства, но сам по себе скетч является завершенной иллюстрацией.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

​Популярность скетчинга объясняется тем, что:

Ну и, конечно, скетчинг – это всё же в первую очередь живые бумажные рисунки. Они неидеальны и несовершенны, но поэтому так очаровательны. Многие иллюстраторы говорят, что в скетчах «есть душа». Это прекрасный способ творческой реализации, самовыражения – и просто приятное хобби, которым можно заниматься практически в любой ситуации. Если освоить искусство скетчинга в полной мере, то создавать великолепные зарисовки можно будет буквально на обрывке тетрадного листа с помощью огрызка карандаша. И даже то, что вы сидите в размеренно покачивающемся вагоне метро не станет преградой!

Кому необходимы навыки скетчинга?

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Как уже было сказано выше, владение навыками создания скетчей имеет и большое практическое применение. Помимо того, что это просто приятное, интересное, медитативное и творческое занятие, скетчи могут стать важной частью вашей профессиональной деятельности. Например, этот навык чрезвычайно полезен:

Основные принципы создания скетчей

Основной принцип создания скетча – это умение быстро передать эмоции в виде какого-либо изображения. Здесь важно не техническое совершенство рисунка, а его эмоциональность и уже упомянутая «атмосферность». Тщательно «вылизанный» скетч – уже не скетч. Ему позволено быть неидеальным.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Некоторые иллюстраторы позволяют себе забывать о правилах перспективы, пропорциях, отказываются от фундаментальных принципов рисунка ради наиболее полного раскрытия идеи, творческого замысла. Так что важнейшее правило создания скетчей – нет строгих правил! Всё остальное – рекомендации!

Основные виды скетчинга

Скетчинг хоть и является «зарисовкой», сегодня он вырастает в совершенно отдельное и уникальное искусство, в рамках которого имеются свои направления. Рассмотрим самые популярные виды скетчинга.

Food-иллюстрация. Это рисунок еды. Особенно органично такие скетчи смотрятся в кулинарных книгах.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Флористический скетчинг. Рисунок цветочной композиции. Очень часто используется декораторами и флористами, чтобы смоделировать декор из интерьерных или живых цветов.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Интерьерный скетчинг. Позволяет визуализировать идеи дизайна интерьера и обычно применяется в практической деятельности дизайнеров.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Архитектурный скетчинг. Это зарисовка зданий, городских улиц. Иногда используется архитекторами при разработке проектов.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Travel-скетчинг. «Путевая зарисовка». Очень часто делается на ходу, прямо на месте. Чаще всего такие скетчи сопровождаются какими-то текстовыми заметками.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Fashion-иллюстрация. Активно используется модельерами, фотографами, стилистами, имиджмейкерами и т.д. Применяются как при создании различных коллекций одежды, обуви, аксессуаров, так и размещаются в модных журналах и пр.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Индустриальный скетчинг. Это визуализация концепции промышленного дизайна, которая нередко используется при разработке каких-либо городских проектов.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Ландшафтный скетчинг. Как понятно из названия, это способ визуализации ландшафтного дизайна. Такие иллюстрации очень часто используются профессиональными ландшафтными дизайнерами при работе с заказчиками.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Скетч-портрет. Это упрощенный портрет, создаваемый автором в своей неповторимой манере.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Основное достоинство скетчинга состоит в том, что освоить разные стили, виды, направления проще, чем, например, обучиться фундаментальному академическому рисунку. Это фактически воплощение фантазии без всяких границ и требований – именно поэтому скетчинг так популярен как у профессионалов, так и у начинающих художников.

Материалы, идеальные для первых попыток создания скетчей

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Изначально чтобы создавать скетчи, потребуется следующий набор материалов:

Этот состав можно менять в зависимости от своих предпочтений и пожеланий, но рекомендуется начать именно с такого набора, чтобы попробовать разные техники и найти материал, с которым приятнее всего работать.

Какие ещё материалы можно использовать в работе?

Помимо базовых материалов можно пробовать и другие инструменты, комбинировать их на свой вкус. Наибольшей популярностью у художников пользуются:

Некоторые упражнения, которые помогут «набить руку», для начинающих

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Чтобы освоить искусство скетчинга, можно выбрать любой вариант обучения:

Но в целом, чтобы начать рисовать скетчи, достаточно бумаги и нескольких карандашей (мы рассказали даже, какие стоит выбрать для того, чтобы создать полноценный базовый набор). Начать можно со следующих упражнений:

Параллельные

Рисуйте параллельные линии одинаковой длины в разных направлениях. Главное – не давить на карандаш, двигать рукой спокойно, размеренно, плавно. Пусть линии поначалу получаются неидеальными, но чем чаще вы будете практиковать это упражнение, тем лучше они будут получаться. Кстати, линиями необязательно штриховать весь лист – можно менять их направление и создавать разные орнаменты.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Скругленные линии

Здесь важно рисовать витиеватые непрямые линии, располагая их на одинаковом расстоянии друг от друга. Упражнение можно усложнить – линии должны быть непрерывными, разной формы. Лист необходимо заполнять частично или полностью.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Квадраты

Целый лист придётся заполнить квадратами разного размера, которые будут произвольно пересекаться.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Овалы и круги

Их нужно стараться рисовать одинакового размера, можно создавать из них произвольные композиции. Это упражнение очень расслабляет, успокаивает – его можно назвать медитативным.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Упражнение на развитие глазомера

В дальнейшем оно поможет соблюдать пропорции. Нарисуйте линию и визуально разделите её пополам. Нарисуйте ниже половину от длины линии на глаз. Эту линию поделите пополам и вновь нарисуйте получившуюся половинку. Продолжайте так до тех пор, пока отрезок не станет настолько маленьким, чтобы его уже было тяжело поделить пополам.

Для чего нужны sketchpad. Смотреть фото Для чего нужны sketchpad. Смотреть картинку Для чего нужны sketchpad. Картинка про Для чего нужны sketchpad. Фото Для чего нужны sketchpad

Кстати, важно правильно ставить кисть: она должна легко двигаться, менять своё положение. Карандаш не нужно держать близко к грифелю, оптимально – на 1/3 длины карандаша.

В дальнейшем можно научиться рисовать базовые фигуры – круг, треугольник, квадрат, цилиндр, освоить приёмы штриховки, растушевки (можно даже попробовать накладывать градиент с помощью точек), поработать над пониманием и применением света и тени в рисунках и т.д.

А если после упражнений хочется создать свой скетч, но опасения, что красивый рисунок не получится, никак не отпускают, то к вашим услугам готовые наборы для скетчинга. В них есть всё необходимое, чтобы создать собственный мини-шедевр, включая бумагу с нанесённым базовым наброском. Придётся лишь, пользуясь инструкцией, реализовать на практике все приёмы и навыки, которые вы осваивали в упражнениях! То есть у вас есть и материалы, и знания, но нет боязни ошибиться, ведь результат будет заведомо великолепным!

Правила, о которых стоит помнить

Итак, «фишек», которыми пользуются художники, чтобы делать скетчи более реалистичными, «мультяшными», объёмными, яркими (словом, уникальными), не перечесть. Но есть некоторые советы, которыми нужно пользоваться всем и каждому:

Сегодня скетчинг – это возможность отпустить фантазию в полёт, научиться рисовать красивые, яркие, привлекательные иллюстрации или, наоборот, создавать сплошные нежные миниатюры. Это удивительное искусство, которое можно освоить, даже если прежде вы никогда не держали карандаш или маркер в руках. А главное, в скетчинге нет строгих правил и норм, это воплощение творчества в чистом виде!

Пробуйте, не бойтесь совершать ошибки и учиться – ведь за великолепным результатом всегда стоят месяцы и годы тренировок, а совершенствоваться мы продолжаем всю жизнь!

Источник

Sketchpad Айвена Сазерленда и сила случая

Удивительно, какую важную роль играл случай в становлении привычных теперь технологий. К одной из самых важных программ в истории вычислительной техники это относится в полной мере.

В конце пятидесятых годов прошлого века руководство Массачусетского Технологического Института (MIT) передало университетскому городку вычислительную машину TX-0. Каждый студент и аспирант MIT получил право использовать TX-0 для любых целей раз в день в течение часа. Вряд ли кто-то подозревал, что из этого выйдет.

Вычислительный «Вихрь»

В середине прошлого века MIT стал одним из центров, где совершенствовались американские системы противовоздушной обороны. В 1940 году на его базе была организована лаборатория сервомеханизмов под управлением профессора Гордона Брауна. Задача, стоящая перед лабораторией, была не из простых: реализовать взаимодействие корабельных радарных установок и бортовой артиллерии с компьютером. Кроме того, лётчики хотели получить универсальный авиасимулятор, который мог быть легко перенастроен под любой тип самолёта.

Аспирант Брауна Джей Форрестер быстро понял, что аналоговые вычислители, традиционно применяемые в этой области, недостаточно эффективны. А успешное применение для баллистических расчётов цифрового компьютера ENIAC только закрепило в нём это убеждение.

Трудность заключалась в том, что существовавшие тогда способы взаимодействия операторов с цифровыми вычислительными машинами решительно не годились ни для симуляции, ни для автоматизированного управления артиллерией. Оператор не мог получать результаты вычислений в режиме реального времени или быстро вводить информацию. Самые простые операции требовали длительной возни с перфокартами или перфолентами.

Чтобы преодолеть эти проблемы, была начата разработка интерактивной вычислительной системы Whirlwind («Вихрь»). Для своего времени это была невероятно мощная машина. Арифметический модуль Whirlwind состоял из 12500 электронных ламп и трудился на частотах 1 и 2 мегагерца, выполняя двадцать тысяч операций в секунду. Whirlwind обеспечивал параллельную обработку шестнадцатибитных данных, используя для этого тридцать две команды.

Для визуализации компьютерных данных решили применить хорошо зарекомендовавшие себя в радарных установках экраны на электронно-лучевых трубках. Чтобы указать координаты цели, оператор крутил рукоятки, расположенные вокруг дисплея. Whirlwind стал, вероятно, первым компьютером, использующим для взаимодействия с человеком графические образы.

В пятидесятые годы его вычислительная мощь стала основой SAGE (Semiautomatic Ground Environment) — автоматизированной системы ПВО, объединившей Whirlwind с радарными установками на обеих побережьях США. Из главного кампуса MIT занимавший целый этаж Whirlwind переехал в мозговой центр SAGE — лабораторию Линкольна.

Первые шаги САПР

Инженеры лаборатории Линкольна существенно усовершенствовали средства ввода-вывода Whirlwind. Дисплей, отображавший всего 256 точек, получил матрицу 64х64 точки. Оператору Whirlwind больше не приходилось запоминать координаты объектов и возиться с рукоятками ввода координат. Вместо этого он использовал «световой пистолет», которым можно было указать на дисплее нужный объект. Компьютер вычислял координаты светового пятна и по ним идентифицировал связанный с ним объект.

Whirlwind и его преемники, компьютеры TX-0 и TX-2, годились не только для управления системами ведения огня. В 1949 году лаборатории поручили разработку системы компьютерного управления фрезерным станком. Дело в том, что создание новых реактивных истребителей требовало изготовления компонентов корпуса с высочайшей точностью, которая была недостижима даже самыми квалифицированными фрезеровщиками.

Результатом работы учёных MIT стала представленная в сентябре 1952 года система ЧПУ, считывающая данные об обрабатываемой детали с перфоленты и управляющая трёхосевым фрезерным станком. Трудоёмкий процесс разработки и отладки программ-перфолент ЧПУ вскоре был полностью автоматизирован с использованием Whirlwind и TX-0. Эта технология автоматизации получила название APT (Automatically Programmed Tool) и фактически стала прародителем современных САПР.

Важнейшую роль в формировании программной части APT сыграл Дуглас Росс, одним из первых осознавший необходимость унификации описания обрабатываемых деталей и создания независимой от типа контроллера среды программирования.

Под руководством Росса были решены задачи программной унификации компонентов чертежа с использованием высокоуровневых операторов. Подобный подход позволил устранить непреодолимый ранее барьер между инженером-проектировщиком и компьютером, превращая последний из специализированного вычислителя в инструмент общего назначения.

Суммируя технологии

Научную карьеру Айвена Сазерленда можно назвать блестящей. Ещё школьником он увлекся программированием, самостоятельно собрав простенький релейный компьютер SIMON, придуманный популяризатором вычислительной техники Эдмундом Беркли. Бакалавром Сазерленд стал в Технологическом институте Карнеги, выиграв стипендию за разработку умной робомыши Фрэнкен. Докторскую диссертацию, для написания которой Сазерленд перебрался в MIT, вызвался консультировать сам Клод Шеннон.

На идею, из которой вырос Sketchpad, молодой аспирант MIT наткнулся в институтском кампусе, куда руководство лаборатории переместило TX-0. Использовать машину мог кто угодно и как угодно, благо компьютер был совершенно автономен и, что важно, обладал ЭЛТ-дисплеем. Конечно же, студенческая братия приспособила его для игр.

Это само по себе было очень необычным. Spacewar, которую разработали студенты MIT, считается едва ли не первой компьютерной игрой в истории. По экрану перемещались космические корабли, стреляющие друг в друга. Чтобы победить, нужно было уничтожить вражеский корабль и уцелеть самому.

В этой игрушке Сазерленд увидел то, что другие проглядели: люди, не имеющие навыков программирования, легко взаимодействовали с компьютером, используя его дисплей.

К тому времени Джек Гилмор, один из предшественников Сазерленда в лаборатории Линкольна, разработал Scopewriter — видимо, первый интерактивный текстовый редактор, способный отображать на экране числа, символы алфавита и простые блок-схемы. До этого программистам приходилось работать с рулонами распечаток своих программ.

Sketchpad изнутри

Сазерленд начал трудиться над Sketchpad (в переводе название означает «блокнот для набросков») в 1960 году. Для начала он реализовал рисование прямых линий. Решение Сазерленда было простым и изящным: чтобы нарисовать отрезок, пользователь должен был навести световое перо на точку его начала, нажать на пульте клавишу LINE и указать пером конечную точку отрезка. Sketchpad считывал координаты точек и соединял их линией.

Вдохновлённый успехом, Сазерленд в декабре 1961 года показывает прототип системы Клоду Шеннону и. получает от него ряд критических замечаний. Консультант докторской Сазерленда предлагает расширить функциональность «блокнота», добавив возможность рисования окружностей и максимально приблизив функции аппаратных клавиш Sketchpad к стандартным инструментам проектировщика.

Процедура рисования окружностей отняла у Сазерленда массу сил и времени. Разработать подпрограмму, с помощью которой можно было бы указать центр окружности и точку, ограничивающую её радиус, было просто. Но вот описать границу для дуги, завершающей рисование окружности, было весьма непросто.

Решение этой проблемы вылилось в разработку обобщённого понятия «ограничитель» (constraint), описывающего границы самых разнообразных объектов, формируемых Sketchpad. Тогда же Сазерленд пришёл к мысли об унификации элементов, составляющих рисунок в Sketchpad. Он предложил представлять любой нарисованный элемент n-компонентной структурой, в которой атомарной единицей был бы компонент.

Например, компонент «отрезок» представлялся двумя компонентами «точка», каждый из которых представлялся двумя компонентами «X»- и «Y»-координаты. В свою очередь, треугольник составляется из трёх компонентов «отрезок». С помощью компонентов типа «ограничитель» можно было задать отношения между визуальными компонентами. Установив ограничитель «параллельность» между двумя отрезками, можно было менять координаты одного из них, не заботясь об изменении координат другого отрезка. Тот автоматически перерисовывался параллельным первому. Точно так же, выбрав ограничитель «равенство», можно было сделать все грани многоугольника одинаковыми, превратив его в равнобедренный.

Следующий логичный шаг, сделанный Сазерлендом, заключался в применении рекурсии для масштабирования изображений. Вместо того, чтобы многократно вручную рисовать элементы разного масштаба, процедура рекурсии позволяла пользователю Sketchpad сгенерировать подмножество любого элемента в разных масштабах и под разными углами, просто пересчитав значения его дочерних компонентов.

Разработав базовые подходы к визуализации элементов рисунка, Сазерленд озаботился его хранением. Для быстрого вывода рисунка на экран компьютеру требовалась структура, хранящая координаты массива точек, составляющих рисунок. В Sketchpad каждая точка описывалась 36-разрядным словом, двадцать бит которого содержали координаты X и Y, а шестнадцать были указателем на элемент n-компонентной структуры, к которой принадлежит точка. Для проектировщика же требовалось хранить сведения обо всех элементах n-компонентоной структуры, составляющей рисунок.

Родительские элементы в кольцевой структуре именовались «курица» (hen), а следовавшие за ней дочерние элементы логично обзывались «цыплятами» (chicken). Специальная процедура позволяла дополнить любую n-компонентную структуру новыми дочерними элементами, разместив «цыплят» позади «курицы». Кольцевая структура обеспечивала компьютеру возможность быстро просматривать множество родительских и дочерних элементов, выбирая необходимые для отображения на экране.

Усилиями Сазерленда в библиотеку хранимых компонентов Sketchpad попали не только геометрические фигуры, но и символы алфавита, цифры, научные символы, радиотехнические элементы и даже такие элементы, как «глаз», «нос», «рот», позволяющие нарисовать, например, такое лицо.

Программа позволяла не только рисовать, но и визуализировать результаты расчётов других программ, необходимые на этапе проектирования. Например, создав проект арочного моста с определёнными пропорциями элементов, проектировщик мог в режиме реального времени получить на экране сведения о напряжениях, возникающих в разных точках конструкции, что существенно облегчало процесс оптимизации чертежа.

В 1963 году вторая версия Sketchpad, а также полное описание структур хранимых «компьютерным блокнотом» данных и математических процедур, обеспечивающих реализацию ограничений и рекурсии элементов, была готова.

Демонстрация программы вызвала настоящий фурор. Стало ясно, что для специалистов, использующих системы проектирования, появился инструмент, обеспечивающий удобный ввод чертёжной информации в систему. Разработанные чертежи можно хранить в памяти компьютера и многократно использовать их или же легко редактировать при необходимости.

Мечтал ли о таком развитии событий Айвен Сазерленд? Конечно! В основе Sketchpad лежала идея простого общения людей и компьютеров, подмеченная им однажды в университетском кампусе. А ведь именно такие идеи и обеспечивают очередной рывок вперёд мира технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *