Для чего нужны слова вежливости

Конспект образовательной деятельности «Зачем нужны вежливые слова»

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливости Ольга Рябко
Конспект образовательной деятельности «Зачем нужны вежливые слова»

Рябко Ольга Михайловна.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Зачем нужны вежливые слова»

Возраст воспитанников: 4-5 лет

Виды деятельности: социально-коммуникативное развитие

Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие», «речевое развитие».

Цель: Закреплять умение употреблять в речи слова благодарности и вежливые слова.

Развивать навыки вежливого общения с окружающими.

Формировать умение доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми.

Поддерживать инициативу детей.

Развитие связной речи, знакомство с книжной культурой.

Прочтение детям книг о вежливости;

Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»;

Заучивание песни «Песенка о вежливости» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.

1 этап – формирование у детей внутренней мотивации

Содержание Обратная связь на высказывание детей

Здравствуйте ребята! Смотрите, что я нашла в почтовом ящике д/с.

Как вы думаете, что может быть в этом конверте?

Я сгораю от желания его открыть.

Совместно с детьми открываем конверт, в конверте DVD диск.

Смотрите здесь диск, а что мы с ним будем делать?

Вставляем диск в комп вместе с детьми, а там видео обращение от Мальвины.

Слова Мальвины: «Здравствуйте друзья!

Старшим людям не грубите и не панибратствуйте,

Им при встрече говорите

Я знаю, что вы очень воспитанные дети. Обращаюсь к Вам с просьбой о помощи. Я хочу, чтобы Буратино и его друзья стали вежливыми, воспитанными и всегда говорили вежливые слова. Но у меня это не получается. Помогите мне пожалуйста. Придумайте, как это сделать и пришлите мне, пожалуйста, ответ».

Это интересно! Здорово!

— Как здорово, что вы это знаете!

2 этап – способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

Ребята, а как же мы можем помочь Мальвине? Что мы можем сделать?

А пока вы думаете, я настрою видео камеру, чтобы записать ей наше видеописьмо.

Расскажите, пожалуйста, с чего же мы начнем?

Что мы ей можем предложить?

Дети предложили поиграть в игру «Вежливые слова»;

Когда я слышу музыку, мне хочется петь и у меня поднимается хорошее настроение!

Дети предлагают спеть песенку.

Друзья, предлагайте свои варианты, чем еще мы можем помочь?

А вы любите дарить подарки?

А получать подарки?

Дети предложили сделать подарок (нарисовать рисунок, сделать аппликацию или слепить из пластилина). Если дети отвечают «не знаю»:

— А кому интересно узнать?

— Согласна с вами! А еще что?

Кто еще как думает?

— Здорово мы с вами все спланировали!

3 этап – способствуем реализации детского замысла

Содержание Обратная связь на высказывание детей

Мне кажется, мы готовы! Приглашаю вас на игру.

Если вы посчитаете что поступок вежливый (хлопните в ладоши). Если невежливый (топаем ногами).

1. Поздороваться при встрече.

2. Толкнул, не извинился.

3. Помочь поднять упавшую вещь.

4. Громко разговаривать в общественных местах.

5. Обозвать обидным словом.

6. Не уступить место пожилому человеку.

7. Не снять шапку, когда заходишь в детский сад?

8. Говорить “Спасибо” за подарок?

9. Поздороваться при встрече?

10. Перебивать во время разговора?

11. Уйти и не попрощаться?

12. Помогать старшим?

13. Не уступить место старшим в автобусе?

14. Бегать по группе, сбивая всех с ног?

Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать.

Ребята, а что еще мы с вами запланировали?

А из чего мы можем сделать подарки для Мальвины и ее друзей?

Как ты хочешь это украсить?

(Дети берут в художественном уголке бумагу, фломастеры, карандаши и т. д. и делают каждый свой подарок)

Как здорово у вас получилось! Просто супер!

Хорошо! Замечательно! Мне очень понравилось!

— Вы у меня очень старательные!

— Супер! У вас классно получается!

— Необычно! Как забавно!

-Мне очень нравится!

— Вы все большие молодцы!

4 этап – способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

Воспитатель подводит итоги деятельности с детьми.

— Мне очень интересно посмотреть, что же у нас с вами получилось!

Видеописьмо, которое мы с вами записали, ваши подарки мы отправим почтой Мальвине. Я уверена, что Мальвине и его друзьям все понравится.

Вот у меня есть коробочка в которую мы все сложим, ваши подарки и видеописьмо с пожеланиями быть всегда вежливыми.

Складываем с детьми все в коробочку, которую воспитатель отнесет на почту.

Как вы думаете мы смогли помочь Мальвине обучить Буратино вежливости?

А с какими трудностями вы столкнулись?

Что было самое интересное?

С кем бы вы хотели поделится, кому рассказать, кого научить вежливости?

— Вы очень талантливые!

Здорово! Классно! Вы очень помогли Мальвине!

— Вы проделали отличную работу!

Вы очень сообразительны!

Спасибо вам большое!

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливостиДосуг к проекту «Вежливые слова и добрые поступки» в старшей группе «Вежливость и доброта» Досуг к проекту «Вежливые слова и добрые поступки» в старшей группе » Вежливость и доброта»Дети под музыку проходят в зал и садятся на стульчики.

Итоговое занятие по нравственному воспитанию. (средняя группа) «Вежливые слова» Цель: формировать у детей понимание необходимости выполнения норм и правил этического поведения. Программные задачи: Развивающие: развитие.

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливостиКонспект консультации для родителей «Зачем нужны игры со словами?» Звук и его ритмическая организация так же,как музыка и движение являются составляющими для создания музыкального образа. Чтобы развить.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова» Цель: формировать потребность у детей о необходимости говорить вежливые слова. Активизировать использование в речи вежливых слов. Задачи:.

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливостиПроект в старшей группе «Вежливые слова и добрые поступки» Цель проекта: расширять знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет.

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливостиТематическая экскурсия «Зачем нужны дорожные знаки?» Программное содержание: закрепить у детей знание правил дорожного движения; познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходный переход;.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Зачем нам нужны телефон и телевизор?» Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение «Гашунская СОШ им. Очирова А. В.» Открытого урока по «Окружающему миру» Тема «Зачем.

Источник

Кто такой вежливый человек?

Ребенка с детства приучают быть вежливым, объясняя, что по его поведению, судят обо всей семье. Если такое качество войдет в привычку, вырастает культурный и деликатный человек, который умело выстраивает полезное общение. Поэтому так важно с детства знать, что такое вежливость, какую роль она играет для каждого индивида.

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливости

Что такое вежливость

Начнем с определения. Вежливость – это умение тактично, любезно общаться с людьми, способность выслушать оппонента и его противоположную точку зрения, готовность прийти к компромиссу без конфликтных ситуаций. Такая черта характера прививается путем усердной работы над собой, улучшает имидж, открывает новые (радужные) перспективы.

Вежливый человек вызывает положительные эмоции у окружающих, уважает границы других людей, всегда соблюдает этикет. Важно не только понимать основные правила вежливости, но и активно использовать их во всех сферах жизни, например, за столом, среди друзей, на работе или любой незнакомой обстановке.

Зачем нужна вежливость

Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности. Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:

Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.

Правила вежливости

Соблюдать правила вежливого поведения – это работа над собой и своими эмоциями, не всегда положительными. Все начинается с детства, когда родители учат «волшебным словам», прививают привычку помогать взрослым, не переговариваться, не грубить.

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливости

Основные правила вежливости:

Вежливый человек не должен чрезмерно проявлять эмоции на людях, жестикулировать, гримасничать. Особенно если речь идет о резко негативной реакции на действие оппонента или конкретное событие.

Формы вежливости

Вежливое поведение должно проявляться во всех сферах жизни, стать одной из главных черт характера. Поскольку речь идет о многогранности натуры, выделяются такие формы вежливости:

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливости

Чтобы в любой ситуации действовать в рамках этикета, необходимо обладать всеми перечисленными качествами. Они высоко ценятся в любом обществе, позволяют избежать неловких ситуаций, способствуют развитию коммуникабельности и самодостаточности.

Виды вежливости

Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:

Официальная

Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.

Ритуально-обрядовая

В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».

Бытовая (обиходная) вежливость

В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.

Неофициальная или дружеская

В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».

Безличная

Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.

Речевой этикет и вежливость

По определению, вежливость – это тактичное и доброжелательное отношение к другим людям. Одновременно это тактичность, деликатность, отзывчивость, любезность по отношению ко всем оппонентам без исключения.

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливости

Речевой этикет и правила вежливого поведения тесно взаимосвязаны, поскольку любезный человек нуждается в одобрении или даже помощи окружающих. Поэтому речевой этикет тоже построен на доброжелательности. Вот хорошие примеры:

Получается, какие проявления вежливости существуют, все они выражаются с помощью речевого этикета. О доброжелательности человека оппонент может судить по его поступкам, разговорам.

Основные правила речевого этикета:

Эти и многие другие правила этикета и вежливости позволяют судить о человеке, как уравновешенной, тактичной, любезной, коммуникабельной, самодостаточной личности.

Почему важно быть вежливым человеком

Заботливые родители с детства объясняют ребенку, зачем нужна вежливость, приводят красноречивые примеры, указывают на ошибки при общении с окружающими. Таким людям проще идти по жизни. Вот почему надо быть вежливым:

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливости

Получается, что вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом, а свои интересы не поставит выше интересов оппонента. Он думает о других, сопереживает, всегда интересуется их жизнью, проблемами.

Почему вежливость важна для устойчивых отношений?

Каждый человек хочет, чтобы в общении его границы не нарушались, мнение не притеснялось. Чтобы получить желаемое, необходимо начинать с себя. Проявляя тактичность, субординацию и любезность, оппонент будет вести себя аналогично.

Чтобы сохранить устойчивые отношения, быть вежливым – одно из обязательных условий. Еще несколько актуальных причин:

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливости

Если маленький ребенок научится с детства понимать, какую роль играет вежливость в процессе общения и жизни, обязательно разовьет в себе это важное качество (при участии родителей, конечно).

Как стать вежливым

Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость. Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера.

Основные правила, как быть вежливым:

У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.

Источник

Воспитываем вежливость: кое-что про волшебные слова

Имея навыки веж­ли­вого обще­ния, легко решить спор­ный вопрос, найти ком­про­мисс, нала­дить хоро­шие отно­ше­ния с дру­гими людьми. Чем раньше начать вос­пи­та­ние веж­ли­во­сти у ребенка, тем лучше.

Но одни дети легко усва­и­вают эти нормы, а дру­гим это дается с тру­дом. Почему так про­ис­хо­дит и как вос­пи­тать ребенка веж­ли­вым чело­ве­ком, помо­жет разо­браться дет­ский пси­хо­лог Ека­те­рина Геор­ги­евна Федюкина.

Что такое веж­ли­вость и почему она так важна? Про­сто ли это пра­вила, соблю­де­ния кото­рых посто­янно тре­буют от детей взрослые?

Для чего нужны слова вежливости. Смотреть фото Для чего нужны слова вежливости. Смотреть картинку Для чего нужны слова вежливости. Картинка про Для чего нужны слова вежливости. Фото Для чего нужны слова вежливости

Веж­ли­вость – одно из важ­ней­ших качеств вос­пи­тан­ного чело­века. До XVI века слово «вежа» озна­чало «зна­ток» – тот, кто знает пра­вила при­ли­чия, формы выра­же­ния доб­рого отно­ше­ния к людям.

Быть веж­ли­вым и вос­пи­тан­ным в нашем мире необ­хо­димо, так как веж­ли­вость – это состав­ная часть доб­ро­же­ла­тель­но­сти, и она при­сут­ствует во всех культурах.

Мы исполь­зуем веж­ли­вые слова, чтобы не задеть чув­ства дру­гого, чтобы смяг­чить смысл слов, кото­рые нам кажутся рез­кими или пря­мо­ли­ней­ными, чтобы попро­сить о чем-то так, чтобы чело­веку нетрудно было согла­ситься. Да и про­сто для того, чтобы быть воспитанными.

Веж­ли­вость – это не только упо­треб­ле­ние слов «изви­ните», «пожа­луй­ста», «спа­сибо». Хотя эти слова и важны, веж­ли­вость озна­чает гораздо больше. Это сумма поступ­ков, опре­де­ля­ю­щих внут­рен­нюю куль­туру человека.

Поступки чело­века ясно гово­рят о том, веж­лив он или груб. Веж­ли­вость пока­зы­вает наше ува­же­ние к дру­гим людям вне зави­си­мо­сти от того, нра­вятся они нам или нет. Каж­дый чело­век достоин веж­ли­вого к нему отно­ше­ния. Когда вы гру­бите или в какой-то дру­гой форме про­яв­ля­ете свою невеж­ли­вость, то тем самым демон­стри­ру­ете свое неува­же­ние. И тогда нечего удив­ляться, если чело­век обижается!

Веж­ли­вый, вос­пи­тан­ный ребе­нок – гор­дость роди­те­лей и радость окру­жа­ю­щих. Как же научить ребенка вежливости?

Для этого необ­хо­димо, прежде всего, сфор­ми­ро­вать у него пред­став­ле­ние о базо­вых пра­ви­лах пове­де­ния в обществе.

Напри­мер, ребе­нок дол­жен знать, что в театре во время спек­такля нужно вести себя тихо, не шур­шать фан­ти­ками и не играть с музы­каль­ными игруш­ками. В мага­зине или поли­кли­нике нужно спо­койно идти по кори­дору, а не бегать, не кри­чать и не пол­зать по полу. Играя в песоч­нице, нельзя отби­рать игрушки у парт­не­ров по игре, драться или зади­рать дру­гих детей.

Если базо­вые пра­вила пове­де­ния в обще­стве не при­вить ребенку с ран­него дет­ства, потом будет очень сложно навер­стать упу­щен­ное и научить ребенка веж­ли­во­сти. Если вы не хотите, чтобы ваш малыш стал невос­пи­тан­ным под­рост­ком, а затем и взрос­лым, – начи­найте учить ребенка веж­ли­во­сти с ран­него возраста.

Именно роди­тели должны быть при­ме­ром веж­ли­во­сти и при­лич­ного пове­де­ния в обще­стве для сво­его ребенка.

Сле­дите за своим пове­де­нием. Если ваша цель – добиться, чтобы малыш бла­го­да­рил за подарки и услуги, – гово­рите «спа­сибо» сами. Пусть ребе­нок наблю­дает ваше обще­ние с окру­жа­ю­щими и посте­пенно пони­мает, что это нормально.

Можно также обра­щать его вни­ма­ние на обще­ние дру­гих людей друг с дру­гом – при­чем здесь дол­жен быть как отри­ца­тель­ный при­мер, так и поло­жи­тель­ный. Есте­ственно, каж­дую ситу­а­цию необ­хо­димо сопро­вож­дать соот­вет­ству­ю­щими комментариями.

Не стоит при­бе­ре­гать хоро­шие манеры на момент встречи гостей или на осо­бые слу­чаи. Ваше чадо должно понять, что нужно быть все­гда веж­ли­вым, даже если он наедине с мамой.

Имеет смысл раз­гра­ни­чить стиль обще­ния ребенка со взрос­лыми и со сверст­ни­ками. Если в обще­нии со сверст­ни­ками можно упо­тре­бить неко­то­рые «свое­об­раз­ные» выра­же­ния – в раз­го­воре со взрос­лыми это должно быть табу.

Вот некоторые напоминания для родителей,
которые помогут научить ребенка вежливости:

Пыта­ясь научить ребенка веж­ли­во­сти, необ­хо­димо дать ему понять, что каж­дый чело­век ино­гда бывает не прав. И нужно уметь про­сить про­ще­ния за свои невер­ные поступки. При­чем изви­не­ние не должно гово­рить о том, что ребе­нок плохой.

Изви­не­ние – это лишь пока­за­тель того, что он не прав и сожа­леет об этом. И совсем не обя­за­тельно, что чело­век, перед кото­рым ваш ребе­нок изви­ня­ется, потом будет отно­ситься к нему хуже.

Малень­кие дети часто пере­би­вают друг друга и взрос­лых, встре­вают в раз­го­вор, что тоже явля­ется про­яв­ле­нием невежливости.

Пер­вые слова, пер­вые фразы… Как мы раду­емся тому, что ребе­нок умеет говорить!

Про­хо­дит время, и мы заме­чаем, что малыш не только научился раз­го­ва­ри­вать со взрос­лыми, он научился взрос­лых перебивать.

Необ­хо­димо знать, что, когда ребе­нок пере­би­вает взрос­лого, вле­зает в раз­го­вор без спроса, это может озна­чать мно­гое. Напри­мер, что он не умеет слу­шать или про­яв­ляет агрес­сию по отно­ше­нию к тому, кого он пере­бил, а может быть, хочет обра­тить на себя вни­ма­ние, к кото­рому при­вык, явля­ясь цен­тром семей­ной все­лен­ной, или наобо­рот, недо­по­лу­чает роди­тель­ского внимания.

Про­яв­ле­ние край­ней сте­пени нетер­пе­ли­во­сти харак­терно для детей, име­ю­щих повы­шен­ное нерв­ное напря­же­ние. Когда ребе­нок много гово­рит, вме­ши­ва­ется в раз­го­воры взрос­лых и дру­гих детей, втор­га­ется в чужие игры, – это может быть одним из симп­то­мов гиперактивности.

Частенько дети тре­буют от роди­те­лей немед­лен­ного вни­ма­ния. В таком слу­чае нужно учить их тер­пе­нию и выра­ба­ты­вать уме­ние ждать.

Можно посоветовать следующие правила,
чтобы научить ребенка не перебивать взрослых:

Что следует учесть, объясняя
маленькому ребенку правила вежливости?

Во-пер­вых, делайте это не в виде нота­ций, а тогда, когда есть повод.

Во-вто­рых, гово­рите на языке, понят­ном малышу, не забы­вайте аргу­мен­ти­ро­вать. Ребе­нок хочет знать, почему нужно вести себя именно так.

В‑третьих, каж­дый запрет сопро­вож­дайте разрешением.

Пре­под­не­сти ребенку пра­вила пове­де­ния в обще­стве проще всего в доступ­ной и инте­рес­ной для него форме – игро­вой манере. Стихи и рас­сказы о веж­ли­во­сти для детей ста­нут неза­ме­ни­мым под­спо­рьем в вос­пи­та­нии хоро­ших привычек.

Книги о веж­ли­во­сти для детей должны быть кра­соч­ными, яркими, запо­ми­на­ю­щи­мися и свя­зан­ными с кон­крет­ными образами.

Отлич­ный при­мер тому – сти­хо­тво­ре­ние Саму­ила Мар­шака «Урок веж­ли­во­сти», где на при­мере мед­ве­жонка объ­яс­ня­ются основ­ные пра­вила пове­де­ния. Ребе­нок не мыс­лит абстрактно, поэтому, чтобы доне­сти до него инфор­ма­цию, нужно кон­кре­ти­зи­ро­вать ситуацию.

Слу­шая текст, он дол­жен «нари­со­вать» все в нем про­ис­хо­дя­щее в своей голове.

Необ­хо­димо не только сов­мест­ное чте­ние сти­хов, заучи­ва­ние их наизусть, но и беседы. Даже с самым малень­ким ребен­ком нужно обсуж­дать про­чи­тан­ное. Только так роди­тели смо­гут понять, что малыш уло­вил смысл правильно.

В конце беседы у ребенка должна выстро­иться и пол­ная кар­тина про­ис­хо­дя­щего, и соб­ствен­ное мне­ние о ситу­а­ции. Отлич­ным выбо­ром ста­нут стихи о веж­ли­во­сти для детей С. Мар­шака, А. Барто и А. Кондратьева.

Игра для ребенка – один из эффек­тив­ных спо­со­бов пока­зать ему хоро­шие сто­роны обще­ния и раз­ре­ше­ния малень­ких, дет­ских, но уже не совсем про­стых проблем.

Чтобы поиг­рать с ребен­ком в веж­ли­вость, пона­до­бятся раз­лич­ные игрушки, какие только есть у вас дома. Сюже­тов для игры может быть мно­же­ство, ведь нужно быть по-раз­ному веж­ли­вым в раз­лич­ных ситуациях.

Научить своих детей быть веж­ли­выми – задача роди­те­лей. И начи­нать этот про­цесс надо как можно раньше. При­чем очень важно не про­сто учить ребенка гово­рить пра­виль­ные слова и выпол­нять пра­виль­ные дей­ствия, но и по сути быть вежливым.

Е. Г.Федюкина
Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №5 (61), 2014 г.

Источник

Проект «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»

Данная работа была представлена учащейся 2-ого класса на школьной ученической конференции «Шаг в будущее».

Просмотр содержимого документа
«Проект «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

научно – исследовательская работа

«Влияние вежливых слов

на взаимоотношения людей»

ученица 2 «Г» класса

учитель начальных классов

1.1.Этимология вежливых слов……………. 6

1.2. Вежливые слова – наши помощники в общении………………………. 14

1.3.Волшебные слова в повседневной жизни………………………………. 15

Глава II. Исследование

2.1. Условия проведения эксперимента…….………………………………….16

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Актуальность темы: с помощью слов и речи можно выражать свои чувства, желания и отношение к окружающим. Однако не стоит забывать, что, словом можно обидеть и огорчить человека.

В последнее время многие считают, что быть вежливым, воспитанным человеком не модно, что это мешает добиться поставленных целей, занять достойное положение в обществе. Позволим не согласиться с такой точкой зрения и провести исследование.

Проблема: с раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Вот и заинтересовал вопрос: что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?

Гипотеза исследования: употребление вежливых слов улучшает настроение и взаимоотношение.

Объект исследования: волшебные слова.

Предмет исследования: этимология вежливых слов и частота их употребления в речи учащимися.

Расскажем о вежливых словах. Можно ли совершить волшебство?

Почему нам нужно быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу?

Какие существуют правила вежливости?

На эти и многие другие вопросы нам предстоит найти ответы.

изучить этимологию вежливых слов;

изучить вопрос об употреблении слов вежливости учащимися школы;

узнать, насколько воспитаны ученики нашего класса и всегда ли они вежливы.

Изучить и проанализировать литературу по выбранной теме.

Выяснить происхождение и значение слов вежливости.

Выделить несколько групп вежливых слов.

Познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов.

Провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса».

Определить частотность употребления слов вежливости в речи учащихся.

Исследовать уровень овладения словами вежливости.

теоретические методы (изучение литературы);

методы опроса (беседа, анкетирование);

изучение литературы по теме;

использование компьютера для получения дополнительной информации;

проведение эксперимента и фиксирование результатов;

наблюдение за речью учащихся;

построение диаграмм по результатам наблюдения.

1.1. Этимология вежливых слов

Как много разных слов на свете. Хороших и плохих, добрых и злых. Но есть слова, которые нужно не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному.

Что же это за волшебные слова?

Это вежливые слова: здравствуй, до свидания, извините, спасибо, будьте здоровы, пожалуйста, только после Вас, доброго пути, благодарю и т.д.

Они обычные, добрые, простые и полезные слова, а волшебными и вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, они творят чудеса.

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Элементарное требование культуры поведения включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположности вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительности к людям.

Существует забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать «золотую середину» – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Может быть, хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:

Слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»);

Слова благодарности («спасибо», «благодарю»);

Слова просьбы («пожалуйста», « разрешите», «будьте добры»);

Слова извинения («извините», «простите», «извините, пожалуйста»);

Слова прощания («до свидания», «прощай», «до скорой встречи»);

Слова похвалы («молодец»,«умница»).

1). Слова приветствия

Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть в школе,

Не молчите, не стесняйтесь и немым не притворяйтесь.

Поздороваться спешите, громко: «Здравствуйте» скажите!

В словаре С. И. Ожегова слово «здравствуйте» имеет два значения.

1. Приветствие при встрече. Здравствуй, Иван Николаевич!

2. Выражает удивление, недовольство. Здравствуйте вам: я же и виноват.

С конца 17 века по иноземному образцу стали появляться у нас доброе утро, добрый день, добрый вечер. Только русские отличались от европейцев тем, что у них смысл приветствия заключался в пожелании радости и счастья, а у нас в пожелании здоровья.

В старину у знатных господ было принято снимать шляпу и кланяться. Количество шагов и взмахов шляпой, говорили о знатности и положении вельможи. Обычай здороваясь, снимать шляпу, пришел к нам еще из рыцарских времен, когда два рыцаря, приветствуя друг друга, поднимали забрало шлема, чтобы открыть лицо. Так они демонстрировали искренность и чистоту намерений. В Европе и Новой Гвинее приветствуют друг друга «взлетом бровей», когда обе брови одновременно поднимаются.

2). Слова благодарности

Когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!» Теперь это новое слово, так как смысл его совершенно не тот, ведь вместо прежнего «спаси Вас бог», мы говорим: «спасибо – вам». Как таковое спасибо появилось уже в 16 веке. От тех времен до нас дошло «спасибо, сударь!» А в 17 веке известно только простое спасибо. В рукописной московской газете «Куранты» написано: «и на том-де спасибо!». Слово стало настолько самостоятельно, что его и склоняли, как существительное среднего рода, и так было до 20 века: «Из спасиба шубы не выкроишь! Или «Что мне в твоем спасибе?».

Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать: «Пожалуйста!».

1. Выражение вежливого обращения, просьбы, ответа на благодарность. Возьмите, пожалуйста, словарь. Спасибо. – Пожалуйста.

2. Выражение неожиданности наступления, появления чего-либо (обычно с оттенком неодобрения). Целый год не был и вдруг, пожалуйста, явился!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *