Для чего нужны слова вежливости
Конспект образовательной деятельности «Зачем нужны вежливые слова»
Ольга Рябко
Конспект образовательной деятельности «Зачем нужны вежливые слова»
Рябко Ольга Михайловна.
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Зачем нужны вежливые слова»
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Виды деятельности: социально-коммуникативное развитие
Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие», «речевое развитие».
Цель: Закреплять умение употреблять в речи слова благодарности и вежливые слова.
Развивать навыки вежливого общения с окружающими.
Формировать умение доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Поддерживать инициативу детей.
Развитие связной речи, знакомство с книжной культурой.
Прочтение детям книг о вежливости;
Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»;
Заучивание песни «Песенка о вежливости» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.
1 этап – формирование у детей внутренней мотивации
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Здравствуйте ребята! Смотрите, что я нашла в почтовом ящике д/с.
Как вы думаете, что может быть в этом конверте?
Я сгораю от желания его открыть.
Совместно с детьми открываем конверт, в конверте DVD диск.
Смотрите здесь диск, а что мы с ним будем делать?
Вставляем диск в комп вместе с детьми, а там видео обращение от Мальвины.
Слова Мальвины: «Здравствуйте друзья!
Старшим людям не грубите и не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Я знаю, что вы очень воспитанные дети. Обращаюсь к Вам с просьбой о помощи. Я хочу, чтобы Буратино и его друзья стали вежливыми, воспитанными и всегда говорили вежливые слова. Но у меня это не получается. Помогите мне пожалуйста. Придумайте, как это сделать и пришлите мне, пожалуйста, ответ».
Это интересно! Здорово!
— Как здорово, что вы это знаете!
2 этап – способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Ребята, а как же мы можем помочь Мальвине? Что мы можем сделать?
А пока вы думаете, я настрою видео камеру, чтобы записать ей наше видеописьмо.
Расскажите, пожалуйста, с чего же мы начнем?
Что мы ей можем предложить?
Дети предложили поиграть в игру «Вежливые слова»;
Когда я слышу музыку, мне хочется петь и у меня поднимается хорошее настроение!
Дети предлагают спеть песенку.
Друзья, предлагайте свои варианты, чем еще мы можем помочь?
А вы любите дарить подарки?
А получать подарки?
Дети предложили сделать подарок (нарисовать рисунок, сделать аппликацию или слепить из пластилина). Если дети отвечают «не знаю»:
— А кому интересно узнать?
— Согласна с вами! А еще что?
Кто еще как думает?
— Здорово мы с вами все спланировали!
3 этап – способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Мне кажется, мы готовы! Приглашаю вас на игру.
Если вы посчитаете что поступок вежливый (хлопните в ладоши). Если невежливый (топаем ногами).
1. Поздороваться при встрече.
2. Толкнул, не извинился.
3. Помочь поднять упавшую вещь.
4. Громко разговаривать в общественных местах.
5. Обозвать обидным словом.
6. Не уступить место пожилому человеку.
7. Не снять шапку, когда заходишь в детский сад?
8. Говорить “Спасибо” за подарок?
9. Поздороваться при встрече?
10. Перебивать во время разговора?
11. Уйти и не попрощаться?
12. Помогать старшим?
13. Не уступить место старшим в автобусе?
14. Бегать по группе, сбивая всех с ног?
Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать.
Ребята, а что еще мы с вами запланировали?
А из чего мы можем сделать подарки для Мальвины и ее друзей?
Как ты хочешь это украсить?
(Дети берут в художественном уголке бумагу, фломастеры, карандаши и т. д. и делают каждый свой подарок)
Как здорово у вас получилось! Просто супер!
Хорошо! Замечательно! Мне очень понравилось!
— Вы у меня очень старательные!
— Супер! У вас классно получается!
— Необычно! Как забавно!
-Мне очень нравится!
— Вы все большие молодцы!
4 этап – способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Воспитатель подводит итоги деятельности с детьми.
— Мне очень интересно посмотреть, что же у нас с вами получилось!
Видеописьмо, которое мы с вами записали, ваши подарки мы отправим почтой Мальвине. Я уверена, что Мальвине и его друзьям все понравится.
Вот у меня есть коробочка в которую мы все сложим, ваши подарки и видеописьмо с пожеланиями быть всегда вежливыми.
Складываем с детьми все в коробочку, которую воспитатель отнесет на почту.
Как вы думаете мы смогли помочь Мальвине обучить Буратино вежливости?
А с какими трудностями вы столкнулись?
Что было самое интересное?
С кем бы вы хотели поделится, кому рассказать, кого научить вежливости?
— Вы очень талантливые!
Здорово! Классно! Вы очень помогли Мальвине!
— Вы проделали отличную работу!
Вы очень сообразительны!
Спасибо вам большое!
Досуг к проекту «Вежливые слова и добрые поступки» в старшей группе «Вежливость и доброта» Досуг к проекту «Вежливые слова и добрые поступки» в старшей группе » Вежливость и доброта»Дети под музыку проходят в зал и садятся на стульчики.
Итоговое занятие по нравственному воспитанию. (средняя группа) «Вежливые слова» Цель: формировать у детей понимание необходимости выполнения норм и правил этического поведения. Программные задачи: Развивающие: развитие.
Конспект консультации для родителей «Зачем нужны игры со словами?» Звук и его ритмическая организация так же,как музыка и движение являются составляющими для создания музыкального образа. Чтобы развить.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова» Цель: формировать потребность у детей о необходимости говорить вежливые слова. Активизировать использование в речи вежливых слов. Задачи:.
Проект в старшей группе «Вежливые слова и добрые поступки» Цель проекта: расширять знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет.
Тематическая экскурсия «Зачем нужны дорожные знаки?» Программное содержание: закрепить у детей знание правил дорожного движения; познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходный переход;.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Зачем нам нужны телефон и телевизор?» Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение «Гашунская СОШ им. Очирова А. В.» Открытого урока по «Окружающему миру» Тема «Зачем.
Кто такой вежливый человек?
Ребенка с детства приучают быть вежливым, объясняя, что по его поведению, судят обо всей семье. Если такое качество войдет в привычку, вырастает культурный и деликатный человек, который умело выстраивает полезное общение. Поэтому так важно с детства знать, что такое вежливость, какую роль она играет для каждого индивида.
Что такое вежливость
Начнем с определения. Вежливость – это умение тактично, любезно общаться с людьми, способность выслушать оппонента и его противоположную точку зрения, готовность прийти к компромиссу без конфликтных ситуаций. Такая черта характера прививается путем усердной работы над собой, улучшает имидж, открывает новые (радужные) перспективы.
Вежливый человек вызывает положительные эмоции у окружающих, уважает границы других людей, всегда соблюдает этикет. Важно не только понимать основные правила вежливости, но и активно использовать их во всех сферах жизни, например, за столом, среди друзей, на работе или любой незнакомой обстановке.
Зачем нужна вежливость
Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности. Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:
Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.
Правила вежливости
Соблюдать правила вежливого поведения – это работа над собой и своими эмоциями, не всегда положительными. Все начинается с детства, когда родители учат «волшебным словам», прививают привычку помогать взрослым, не переговариваться, не грубить.
Основные правила вежливости:
Вежливый человек не должен чрезмерно проявлять эмоции на людях, жестикулировать, гримасничать. Особенно если речь идет о резко негативной реакции на действие оппонента или конкретное событие.
Формы вежливости
Вежливое поведение должно проявляться во всех сферах жизни, стать одной из главных черт характера. Поскольку речь идет о многогранности натуры, выделяются такие формы вежливости:
Чтобы в любой ситуации действовать в рамках этикета, необходимо обладать всеми перечисленными качествами. Они высоко ценятся в любом обществе, позволяют избежать неловких ситуаций, способствуют развитию коммуникабельности и самодостаточности.
Виды вежливости
Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:
Официальная
Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.
Ритуально-обрядовая
В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».
Бытовая (обиходная) вежливость
В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.
Неофициальная или дружеская
В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».
Безличная
Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.
Речевой этикет и вежливость
По определению, вежливость – это тактичное и доброжелательное отношение к другим людям. Одновременно это тактичность, деликатность, отзывчивость, любезность по отношению ко всем оппонентам без исключения.
Речевой этикет и правила вежливого поведения тесно взаимосвязаны, поскольку любезный человек нуждается в одобрении или даже помощи окружающих. Поэтому речевой этикет тоже построен на доброжелательности. Вот хорошие примеры:
Получается, какие проявления вежливости существуют, все они выражаются с помощью речевого этикета. О доброжелательности человека оппонент может судить по его поступкам, разговорам.
Основные правила речевого этикета:
Эти и многие другие правила этикета и вежливости позволяют судить о человеке, как уравновешенной, тактичной, любезной, коммуникабельной, самодостаточной личности.
Почему важно быть вежливым человеком
Заботливые родители с детства объясняют ребенку, зачем нужна вежливость, приводят красноречивые примеры, указывают на ошибки при общении с окружающими. Таким людям проще идти по жизни. Вот почему надо быть вежливым:
Получается, что вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом, а свои интересы не поставит выше интересов оппонента. Он думает о других, сопереживает, всегда интересуется их жизнью, проблемами.
Почему вежливость важна для устойчивых отношений?
Каждый человек хочет, чтобы в общении его границы не нарушались, мнение не притеснялось. Чтобы получить желаемое, необходимо начинать с себя. Проявляя тактичность, субординацию и любезность, оппонент будет вести себя аналогично.
Чтобы сохранить устойчивые отношения, быть вежливым – одно из обязательных условий. Еще несколько актуальных причин:
Если маленький ребенок научится с детства понимать, какую роль играет вежливость в процессе общения и жизни, обязательно разовьет в себе это важное качество (при участии родителей, конечно).
Как стать вежливым
Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость. Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера.
Основные правила, как быть вежливым:
У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.
Воспитываем вежливость: кое-что про волшебные слова
Имея навыки вежливого общения, легко решить спорный вопрос, найти компромисс, наладить хорошие отношения с другими людьми. Чем раньше начать воспитание вежливости у ребенка, тем лучше.
Но одни дети легко усваивают эти нормы, а другим это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком, поможет разобраться детский психолог Екатерина Георгиевна Федюкина.
Что такое вежливость и почему она так важна? Просто ли это правила, соблюдения которых постоянно требуют от детей взрослые?
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток» – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость – это составная часть доброжелательности, и она присутствует во всех культурах.
Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими или прямолинейными, чтобы попросить о чем-то так, чтобы человеку нетрудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы быть воспитанными.
Вежливость – это не только употребление слов «извините», «пожалуйста», «спасибо». Хотя эти слова и важны, вежливость означает гораздо больше. Это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека.
Поступки человека ясно говорят о том, вежлив он или груб. Вежливость показывает наше уважение к другим людям вне зависимости от того, нравятся они нам или нет. Каждый человек достоин вежливого к нему отношения. Когда вы грубите или в какой-то другой форме проявляете свою невежливость, то тем самым демонстрируете свое неуважение. И тогда нечего удивляться, если человек обижается!
Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Как же научить ребенка вежливости?
Для этого необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе.
Например, ребенок должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору, а не бегать, не кричать и не ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей.
Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если вы не хотите, чтобы ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым, – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста.
Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка.
Следите за своим поведением. Если ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги, – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок наблюдает ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально.
Можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный. Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.
Не стоит приберегать хорошие манеры на момент встречи гостей или на особые случаи. Ваше чадо должно понять, что нужно быть всегда вежливым, даже если он наедине с мамой.
Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.
Вот некоторые напоминания для родителей,
которые помогут научить ребенка вежливости:
Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек иногда бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой.
Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом. И совсем не обязательно, что человек, перед которым ваш ребенок извиняется, потом будет относиться к нему хуже.
Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости.
Первые слова, первые фразы… Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить!
Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.
Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать многое. Например, что он не умеет слушать или проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил, а может быть, хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной, или наоборот, недополучает родительского внимания.
Проявление крайней степени нетерпеливости характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры, – это может быть одним из симптомов гиперактивности.
Частенько дети требуют от родителей немедленного внимания. В таком случае нужно учить их терпению и вырабатывать умение ждать.
Можно посоветовать следующие правила,
чтобы научить ребенка не перебивать взрослых:
Что следует учесть, объясняя
маленькому ребенку правила вежливости?
Во-первых, делайте это не в виде нотаций, а тогда, когда есть повод.
Во-вторых, говорите на языке, понятном малышу, не забывайте аргументировать. Ребенок хочет знать, почему нужно вести себя именно так.
В‑третьих, каждый запрет сопровождайте разрешением.
Преподнести ребенку правила поведения в обществе проще всего в доступной и интересной для него форме – игровой манере. Стихи и рассказы о вежливости для детей станут незаменимым подспорьем в воспитании хороших привычек.
Книги о вежливости для детей должны быть красочными, яркими, запоминающимися и связанными с конкретными образами.
Отличный пример тому – стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где на примере медвежонка объясняются основные правила поведения. Ребенок не мыслит абстрактно, поэтому, чтобы донести до него информацию, нужно конкретизировать ситуацию.
Слушая текст, он должен «нарисовать» все в нем происходящее в своей голове.
Необходимо не только совместное чтение стихов, заучивание их наизусть, но и беседы. Даже с самым маленьким ребенком нужно обсуждать прочитанное. Только так родители смогут понять, что малыш уловил смысл правильно.
В конце беседы у ребенка должна выстроиться и полная картина происходящего, и собственное мнение о ситуации. Отличным выбором станут стихи о вежливости для детей С. Маршака, А. Барто и А. Кондратьева.
Игра для ребенка – один из эффективных способов показать ему хорошие стороны общения и разрешения маленьких, детских, но уже не совсем простых проблем.
Чтобы поиграть с ребенком в вежливость, понадобятся различные игрушки, какие только есть у вас дома. Сюжетов для игры может быть множество, ведь нужно быть по-разному вежливым в различных ситуациях.
Научить своих детей быть вежливыми – задача родителей. И начинать этот процесс надо как можно раньше. Причем очень важно не просто учить ребенка говорить правильные слова и выполнять правильные действия, но и по сути быть вежливым.
Е. Г.Федюкина
Журнал для родителей «Виноград», №5 (61), 2014 г.
Проект «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Данная работа была представлена учащейся 2-ого класса на школьной ученической конференции «Шаг в будущее».
Просмотр содержимого документа
«Проект «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
научно – исследовательская работа
«Влияние вежливых слов
на взаимоотношения людей»
ученица 2 «Г» класса
учитель начальных классов
1.1.Этимология вежливых слов……………. 6
1.2. Вежливые слова – наши помощники в общении………………………. 14
1.3.Волшебные слова в повседневной жизни………………………………. 15
Глава II. Исследование
2.1. Условия проведения эксперимента…….………………………………….16
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Актуальность темы: с помощью слов и речи можно выражать свои чувства, желания и отношение к окружающим. Однако не стоит забывать, что, словом можно обидеть и огорчить человека.
В последнее время многие считают, что быть вежливым, воспитанным человеком не модно, что это мешает добиться поставленных целей, занять достойное положение в обществе. Позволим не согласиться с такой точкой зрения и провести исследование.
Проблема: с раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Вот и заинтересовал вопрос: что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?
Гипотеза исследования: употребление вежливых слов улучшает настроение и взаимоотношение.
Объект исследования: волшебные слова.
Предмет исследования: этимология вежливых слов и частота их употребления в речи учащимися.
Расскажем о вежливых словах. Можно ли совершить волшебство?
Почему нам нужно быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу?
Какие существуют правила вежливости?
На эти и многие другие вопросы нам предстоит найти ответы.
изучить этимологию вежливых слов;
изучить вопрос об употреблении слов вежливости учащимися школы;
узнать, насколько воспитаны ученики нашего класса и всегда ли они вежливы.
Изучить и проанализировать литературу по выбранной теме.
Выяснить происхождение и значение слов вежливости.
Выделить несколько групп вежливых слов.
Познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов.
Провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса».
Определить частотность употребления слов вежливости в речи учащихся.
Исследовать уровень овладения словами вежливости.
теоретические методы (изучение литературы);
методы опроса (беседа, анкетирование);
изучение литературы по теме;
использование компьютера для получения дополнительной информации;
проведение эксперимента и фиксирование результатов;
наблюдение за речью учащихся;
построение диаграмм по результатам наблюдения.
1.1. Этимология вежливых слов
Как много разных слов на свете. Хороших и плохих, добрых и злых. Но есть слова, которые нужно не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному.
Что же это за волшебные слова?
Это вежливые слова: здравствуй, до свидания, извините, спасибо, будьте здоровы, пожалуйста, только после Вас, доброго пути, благодарю и т.д.
Они обычные, добрые, простые и полезные слова, а волшебными и вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, они творят чудеса.
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Элементарное требование культуры поведения включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположности вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительности к людям.
Существует забавная история о происхождении хороших манер.
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать «золотую середину» – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.
Может быть, хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:
Слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»);
Слова благодарности («спасибо», «благодарю»);
Слова просьбы («пожалуйста», « разрешите», «будьте добры»);
Слова извинения («извините», «простите», «извините, пожалуйста»);
Слова прощания («до свидания», «прощай», «до скорой встречи»);
Слова похвалы («молодец»,«умница»).
1). Слова приветствия
Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть в школе,
Не молчите, не стесняйтесь и немым не притворяйтесь.
Поздороваться спешите, громко: «Здравствуйте» скажите!
В словаре С. И. Ожегова слово «здравствуйте» имеет два значения.
1. Приветствие при встрече. Здравствуй, Иван Николаевич!
2. Выражает удивление, недовольство. Здравствуйте вам: я же и виноват.
С конца 17 века по иноземному образцу стали появляться у нас доброе утро, добрый день, добрый вечер. Только русские отличались от европейцев тем, что у них смысл приветствия заключался в пожелании радости и счастья, а у нас в пожелании здоровья.
В старину у знатных господ было принято снимать шляпу и кланяться. Количество шагов и взмахов шляпой, говорили о знатности и положении вельможи. Обычай здороваясь, снимать шляпу, пришел к нам еще из рыцарских времен, когда два рыцаря, приветствуя друг друга, поднимали забрало шлема, чтобы открыть лицо. Так они демонстрировали искренность и чистоту намерений. В Европе и Новой Гвинее приветствуют друг друга «взлетом бровей», когда обе брови одновременно поднимаются.
2). Слова благодарности
Когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!» Теперь это новое слово, так как смысл его совершенно не тот, ведь вместо прежнего «спаси Вас бог», мы говорим: «спасибо – вам». Как таковое спасибо появилось уже в 16 веке. От тех времен до нас дошло «спасибо, сударь!» А в 17 веке известно только простое спасибо. В рукописной московской газете «Куранты» написано: «и на том-де спасибо!». Слово стало настолько самостоятельно, что его и склоняли, как существительное среднего рода, и так было до 20 века: «Из спасиба шубы не выкроишь! Или «Что мне в твоем спасибе?».
Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать: «Пожалуйста!».
1. Выражение вежливого обращения, просьбы, ответа на благодарность. Возьмите, пожалуйста, словарь. Спасибо. – Пожалуйста.
2. Выражение неожиданности наступления, появления чего-либо (обычно с оттенком неодобрения). Целый год не был и вдруг, пожалуйста, явился!