Для чего нужны согласные
Какие звуки относятся к согласным, на какие группы они делятся и как меняются в процессе произношения
Продолжаем постигать азы фонетики.
Если вы произносите звук и выдыхаемый воздух наталкивается на преграды в виде губ, языка, зубов – значит, вы произносите согласный. Если преград нет – гласный.
Например, произнесите [б] – воздух натолкнется на барьер из сомкнутых губ, [в] – ему будут мешать ваши верхние зубы и нижняя губа, [р] – язык и небо, [к] – задняя часть спинки языка.
Количество согласных в русском — 21, на 11 больше, чем гласных. Давайте научимся делить их на группы и правильно анализировать
Школьная классификация
Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.
Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – [жыз’н’], циркуль – [цы’ркул’], шить – [шыт’]. Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка [йо’лка], щекотать, чай и т. д.
На заметку. От этого правила могут быть отступления, если речь идет о заимствованных словах. Например, в слове “жюри” [ж’] произносится мягко.
Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение [з] и [с], [д] и [т], [б] и [п], [г] и [к] – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.
Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: [р], [л], [м], [н], [й]. Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.
Глухие непарные: [х], [ц], [ч], [щ]. У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.
Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.
Есть вопросы? Пишите в комментариях, отвечу в течение суток.
Другие типы согласных
Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.
Непроизносимые
В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – [л], лестница – [т], здравствуйте – [в].
Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.
Удвоенные
Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.
Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.
Фонетические процессы, связанные с согласными
По этим процессам я позже напишу отдельные статьи, пока что перечислю их списком и охарактеризую кратко:
Обязательно подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить.
В каждой статье я рекомендую подборку книг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пособия ниже вы также можете использовать для повторения или систематизации знаний в любом классе обучения.
Напишите свой e-mail здесь – я перешлю вам книги в одном архиве.
Недавно я опубликовал подборки курсов по русскому – посмотрите, цены вполне приемлемые, а преподают лучшие педагоги России:
Заключение
Если бы вы писали эту статью – какой материал вы бы добавили? Какой бы убрали? Почему?
Звуки и буквы. Согласные звуки
Урок 20. Русский язык 3 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Звуки и буквы. Согласные звуки»
Добрый день, друзья мои.
Сегодня мы продолжим разговор о звуках и буквах.
Прошлый урок был посвящён гласным звукам. Что вы знаете о них?
* В русском языке 10 гласных букв, но 6 гласных звуков.
* Гласные звуки состоят только из голоса.
* Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно, без преград, проходит через рот.
* Гласные звуки можно легко тянуть, петь.
* Гласные звуки образуют слоги.
* Гласные звуки бывают ударными и безударными.
А теперь посмотрите на алфавит. Те буквы, которые в нём обозначены синим цветом, называются согласными. И сейчас мы будем разбираться, чем они отличаются от гласных.
Сколько же согласных букв в русском алфавите?
Одна, вторая, третья, четвёртая. Считайте сами. Итак, согласных букв – двадцать одна. А вот согласных звуков гора-а-здо больше – тридцать шесть. Хотя некоторые учёные утверждают, что их даже не тридцать шесть, а тридцать семь. Но мы пока будем считать, что их тридцать шесть. О том, почему согласных звуков больше, чем букв, мы поговорим чуть позже. А сейчас давайте разберёмся, из чего состоят согласные звуки. Гласные, как мы уже знаем, состоят из голоса. А-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и, э-э-э, ы-ы-ы. А вот согласные? Давайте попробуем произнести некоторые из них: Б, В, Г, Д, П, Р, Т, С, Ш. Вы слышите? Одни звуки произносятся с помощью голоса и шума, а другие только с помощью шума. При этом воздух с трудом прорывается через преграду. Такой преградой могут быть губы, зубы, язык и даже слегка сжимающееся горло.
Значит, согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
Если согласные звуки произносятся при помощи голоса и шума, то они звучат звонко: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Их так и называют – звонкие согласные.
Если согласные звуки произносятся только при помощи шума, то они звучат глухо: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Их так и называют – глухие согласные.
Есть пары согласных звуков, при произнесении которых рот делает одинаковые движения. Сжали губы, а потом резко оторвали одну от другой и выдохнули воздух. И вот мы произнесли звук [п]. А если при этом добавили голос, то получился звук [б].
[б] и [п] – парные согласные. Они обозначены буквами Бэ и Пэ. И ещё парными являются согласные Вэ, эФ, Гэ, Ка, Дэ, Тэ, Же, Ша, Зэ, Эс.
А вот звонкие согласные, обозначенные буквами эЛь, эМ, эН, Эр, И краткое и глухие согласные Ха, Цэ, Че, Ща не имеют пар. То есть они непарные по звонкости-глухости.
Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает во рту преграду – губы, зубы, язык. Некоторые согласные можно потянуть. РРРРРР, СССССС, ЖЖЖЖЖЖ. Но всё равно воздух при этом не выходит изо рта свободно, без препятствий.
А могут ли согласные звуки самостоятельно образовывать слоги? Мы уже знаем, что слоги образуют гласные звуки. Но согласные могут им помогать. В каждом слоге обязательно должен быть один гласный звук, а вот согласных может и совсем не быть, как, например, в словах уха, оса. Или в слоге может быть один или несколько согласных, как в словах окрестность, счастливый.
Значит, согласные звуки только вместе с гласным могут образовать слог.
Ну а теперь разберёмся, почему согласных звуков гораздо больше, чем букв.
Возьмём пару слов: лук и люк. Как звучит первый звук в слове лук? Конечно, твёрдо – [л]. А вот в слове люк первый звук мягкий – [л’]. Значит, одна буква эЛь может обозначать два звука – твёрдый звук [л] или мягкий звук [л’]. И твёрдыми, и мягкими могут быть звуки, обозначенные буквами Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Зэ, Ка, эЛь, эМ, эН, пЭ, эР, Эс, Тэ, эФ, Ха.
Если после согласного стоят буквы е, ё, ю, я или ь, то согласный звучит мягко.
Как в словах люк, мял, рис, клён, мель.
А если после согласного стоят буквы а, о, у, э, ы или ещё один твёрдый согласный, то согласный звучит твёрдо. Например, лук, мал, крыса, поклон, мэр, стол.
Мы можем сказать, что согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости.
Но не все согласные могут быть и твёрдыми, и мягкими. Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда звучат твёрдо, какой бы гласный за ними не стоял.
Я надеюсь, вы не забыли? В русском языке ЖИ-ШИ пишутся с буквой И, ЖЕ-ШЕ, ЦЕ пишутся с буквой Е. После буквы Ц в разных словах пишется И или Ы. Но при этом всё равно звуки [ж], [ш], [ц] остаются твёрдыми.
Послушайте, как звучат слова с этими сочетаниями: жил, шил, жесть, шесть, центр, цирк, цыплёнок.
А вот согласные [й], [ч] и [щ] всегда мягкие. Я уверен, что вы все знаете правило: ЧА-ЩА пишем с гласной А, ЧУ-ЩУ пишем с гласной У, ЧК-ЧН пишем без мягкого знака. Но во всех этих сочетаниях звуки [ч] и [щ] звучат мягко.
чаща, чулок, щука, кочка, ночной.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что согласные ж, ш, ц, й, ч, щ не имеют пары по твёрдости мягкости.
Ну, вот мы с вами и вспомнили о согласных звуках всё то, с чем вы знакомились ещё в первом и втором классах.
А сейчас я расскажу вам о том, как можно дать характеристику согласным звукам в слове.
Вот, например, слово «зайка».
Как вы видите, в нём пять букв. Но из них согласных только три.
Первый звук [з]. Он согласный. Произнесу его ещё раз [з]. Он твёрдый. Произносится [з] при помощи шума и голоса, то есть звучит звонко. Значит, он звонкий. Может иметь пару и по звонкости-глухости, и по твёрдости-мягкости. Так и говорю: «Парный».
Согласный звук [й’]. Мягкий, звонкий, непарный.
Согласный звук [к]. Твёрдый, глухой, парный.
А теперь возьмём слово «ряд».
Первый звук [р’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный по звонкости-глухости.
А вот в конце слова «ряд» пишется буква Д., но произносится звук [т]. Ведь мы говорим не [ряД], а [ряТ]. Поэтому здесь звук [т]. Он согласный, твёрдый, глухой, парный.
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотел рассказать.
А сейчас осталось подвести итоги этого урока. Так чем всё-таки согласные отличаются от гласных?
* В русском языке 21 согласная буква, но 36 согласных звуков.
* Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
Звуки, состоящие из голоса и шума, называются звонкими, а те звуки, которые состоят только из шума, называются глухими.
* Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык).
* Некоторые согласные звуки можно тянуть, но преграда во рту остаётся.
* Согласные звуки вместе с гласным могут образовать слог.
А ещё не забывайте.
Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и или буквой ь (мягкий знак).
Исключение составляют слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци – це, в которых согласные звучат твёрдо.
Твёрдость согласного звука на письме обозначается гласными буквами а, о, у, э, ы, или ещё одним твёрдым согласным.
Исключение составляют слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, чк-чн, в которых согласный звучит мягко.
Ну и не забудьте, как правильно давать характеристику согласным звукам.
А теперь пришло время прощаться. До свидания, мои дорогие друзья!
согласные звуки
Смотреть что такое «согласные звуки» в других словарях:
согласные звуки — звуки, при артикуляции которых воздух преодолевает во рту преграду, что образует шум. В рус. языке согласные звуки, составляющие большинство звуков языка, различаются по месту и способу образования (губные, зубные, щелевые, смычные),… … Литературная энциклопедия
Согласные звуки — (лат. consonantes). Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее употребление у разных новоевропейских народов (рус. согласный, нем. Mitlaut, фр.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Согласные звуки — … Википедия
Длительные согласные звуки — ДЛИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. То же, что фрикативные (см.). Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; … Литературная энциклопедия
Длительные согласные звуки — ДЛИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. То же, что фрикативные (см.) … Словарь литературных терминов
взаимосвязь между буквами, обозначающими гласные и согласные звуки — — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index&d=5086] Тематики защита информации EN vowel consonant relationship … Справочник технического переводчика
апикальные согласные звуки — Переднеязычные согласные, образуемые при сбли жении или смыкании кончика языка (апекса) с верхними зубами или альвеолами: [д], [т] и др … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
твёрдые согласные звуки — лингв. Звуки, произносимые без приближения средней части языка к твёрдому нёбу … Словарь многих выражений
длительные согласные звуки — Те же, что фрикативные (см.) … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины
Согласные — звуки (лат. consonantes). Ходячее определение,унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное влатинском термине, получившем в переводе всеобщее употребление у разныхновоевропейских народов (рус. согласный, нем. Mitlaut, фр.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.
Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.
Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».
Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.
Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!
А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».
Гласные и согласные звуки и буквы в русском языке
Узнаем, какие гласные и согласные звуки и буквы существуют в русском языке. Как гласные и согласные звуки обозначаются буквами в алфавите, изучают в 1 классе. Эти знания углубляют во 2 классе школы.
Гласные и согласные звуки принадлежат речи. Звуки, сливаясь воедино, образуют слова, с помощью которых можно о чём-то сообщать или узнать. Звуки мы слышим с помощью органов слуха. Звуки речи по участию голоса или голоса и шума в их образовании делят на гласные и согласные.
Гласные звуки и буквы
В каждом слове самыми звучными являются гласные звуки. В их образовании используется голос. При произношении гласных звуков струя воздуха беспрепятственно выходит изо рта на выдохе.
Если менять очертания губ, можно различить гласные звуки. Звук [о] образуют округлые губы, например в слове «кот». Если вытянуть губы трубочкой, то получим звук [у] в слове «друг». Если губы растянем в улыбке, то услышим звук [и] в слове «пир».
В русском языке различают шесть основных гласных звуков:
В слове гласные звуки образуют слог в одиночку или вместе с согласными:
Эти звуки можно записать на бумаге соответствующими буквами:
Кроме них, на письме мягкость предыдущего согласного обозначают гласные буквы «е», «ё», «ю», «я»:
Эти буквы обозначают двойные звуки, состоящие из согласного [й’] и соответствующего гласного [а], [о], [у], [э].
Гласные буквы можно записать парами:
С их помощью различают слова:
Запомним, что звуки слышим, а буквы пишем.
Согласные звуки и буквы
В отличие от гласных большинство звуков русской речи образуются, если струя воздуха при выдохе встречает различные преграды, которые создают характерный шум.
В русском языке насчитывается 36 согласных звуков.
Многие согласные звуки различаются по признаку мягкости/твердости и составляют пары:
Звуки [ж], [ц], [ш] всегда твёрдые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные «е» или «ё». Звуки [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие.
В зависимости от степени голоса в их составе согласные звуки бывают звонкие и глухие.
На письме согласные звуки можно передать в виде 21 буквы:
Согласные буквы можно написать и прочитать в словах.
Итак, в речи используются 42 звука (6 гласных и 36 согласных). А в алфавите русского языка насчитывается 33 буквы:
Мягкий и твердый знаки не обозначают звуков в русском языке. Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.