Для чего нужны социальные институты
Социальные институты и их функции.
Понятие социального института.
Понятие социального института в обществознании подразумевает Спенсеровский подход и Вебленовский подход.
Спенсеровский подход.
Спенсеровский подход назван по имени Герберта Спенсера, который нашел много общего в функциях социального института (сам он называл его социальным учреждением) и биологического организма. Он так и писал: «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры». Итак, по Спенсеру, социальный институт – это организованный тип поведения и деятельности человека в обществе. Попросту говоря – это особая форма общественной организации, при изучении которой необходимо делать упор на функциональные элементы.
Вебленовский подход.
Вебленовский подход (по имени Торстейна Веблена) на понятие социального института несколько отличается. Он делает упор не на функции, а на нормы социального института: «Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств». Попросту говоря, ему были интересны не функциональные элементы, а сама деятельность, цель которой удовлетворение потребностей общества.
Система классификации социальных институтов.
В системе классификации социальных институтов основное разделение социальных институтов идет по сфере деятельности:
Кроме того, социальные институты делят по своей структуре на:
Функции социальных институтов.
Любой социальный институт создан для достижения какой-либо цели. Именно эти цели и определяют функции института. Например, функция больниц – лечение и здравоохранение, а армии – обеспечение безопасности. Социологи разных школ выделяли множество разных функций в стремлении их упорядочить и классифицировать. Липсет и Ландберг смогли обобщить эти классификации и выделили четыре основные:
По типу деятельности функции могут быть:
Иногда социальный институт начинает осуществлять несвойственные ему функции, в этом случае мы можем говорить о дисфункции этого института. Дисфункции работают не на сохранение социальной системы, а на ее разрушение. Примеры – криминальные структуры, теневая экономика.
Значение социальных институтов.
Что такое социальный институт
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Со словом институт у нас, в первую очередь, ассоциируется учебное заведение.
Но словосочетания «институт власти» или «институт семьи» совсем не про высшее образование.
Это социальные институты, которые организуют и упорядочивают жизнь общества. О них и поговорим в этой статье.
Слово институт образовано от латинского institutum — устройство, организация.
Социальный институт — это объединение людей, которое выполняет определенные значимые для жизни общества функции. Каждый человек внутри социального института исполняет свою роль, заданную ценностями, традициями (это как?), нормами общества.
Семья, государство, армия, церковь, наука, образование — все это примеры социальных институтов, которые регулируют отношения внутри общества, устанавливают устойчивые связи между людьми. Они же управляют поведением человека, используя систему поощрений и наказаний.
Социальные институты — это крупномасштабные объединения, функционирующие длительное время, встроенные в общество и задающие нормы поведения людей.
Но при этом их никто не насаждает специально. Они складывались постепенно, как ответ на определенные потребности общества.
Формально это некая общность людей и учреждений с материальной базой для осуществления какой-то конкретной деятельности в интересах социума. Содержательно же — это заданный стандарт поведения для конкретных ситуаций.
Например, семья как социальный институт формально регулируется через учреждение под названием ЗАГС (это что?), при этом сюда обращаются в совершенно конкретных случаях, и план каждой процедуры заранее известен.
Признаки социальных институтов
Разные социологи разрабатывали свои системы признаков, характерных для социальных институтов.
Остановимся на 5 основных:
Виды социальных институтов
Социальные институты классифицируются в зависимости от направления их деятельности и базовой потребности, которую они удовлетворяют.
Выделяют пять базовых потребностей и, соответственно, пять основных видов институтов:
Базовая потребность — порядок и безопасность.
Базовая потребность — добывать средства к существованию.
Базовая потребность — передача знаний, социализация.
Базовая потребность — продолжение рода.
Базовая потребность — разрешение духовных противоречий.
Функции социальных институтов
Независимо от конкретных целей, стоящих перед каждым социальным институтом, все вместе они выполняют определенные функции в обществе:
Рассмотрим функции семьи как социального института:
Как человек воспринимает социальные институты
Многочисленные социальные институты пронизывают и упорядочивают нашу жизнь. Вне этой системы существовать практически невозможно, только если стать отшельником и изолировать себя от общества.
Таких примеров слишком мало, т.к. человек не приспособлен к жизни вне социума (это как?). Как сказал Аристотель, «человек — социальное животное».
Базовые характеристики понятия социального института сформировались под влиянием теории «социального факта» Эмиля Дюркгейма.
Суть его теории в том, что все мы при рождении встраиваемся в уже имеющуюся систему социальных отношений: законы, традиции, религиозные обряды, система образования, деньги, языковая среда и проч. Эти внешние факты существуют объективно, вне человека и определяют его существование.
Социальные институты для человека являются внешней объективной реальностью. Никто не будет отрицать их существование, но даже если человек решит игнорировать сложившиеся нормы, за этим последуют негативные санкции (это как?), потому что институты обладают принудительной силой и моральным авторитетом.
«. наши институты, которые регулируют нас тем жестче, чем меньше мы помним об их роли».
Рене Жирар, французский философ
Например, образование как социальный институт предлагает индивиду определенный план обучения — человек с детства интегрирован в эту непрерывную систему. Детский сад, школа, среднее специальное или высшее учебное заведение — переходя со ступени на ступень, ребенок получает комплекс общих и профессиональных знаний и навыков.
Отрицая роль образования (это как?), человек уже не сможет полноценно встроиться в современное общество. Хотя еще век назад ситуация была иной. Образование только формировалось как институт и считалось необязательным для людей низших классов.
Н.П.Богданов-Бельский, «У дверей школы», 1897
Процесс формирования социальных институтов со всеми их атрибутами и признаками называется институционализацией.
Сравните науку в Средние века, когда гении-одиночки делали великие открытия, и современную науку, сложившуюся в хорошо структурированную систему с четкими целями и функциями.
Если в обществе есть запрос на какую-то деятельность, которая требует объединения разрозненных процессов и их регламентирования, то включается процесс формирования социального института.
Человеческое общество развивается, социальные институты эволюционируют вместе с ним. Что-то за ненадобностью отваливается, например, институт рабства, а что-то зарождается в ответ на потребности социума, например, формирующийся институт рекламы (это как?).
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Против общественных устоев, что складывались веками, не попрешь, с другой стороны, мы наблюдаем тенденции к пересмотру такого общественного института как семья, так в некоторых странах уже становятся приемлемыми однополые браки, а также сожительство. Так что, здесь я согласен с автором, социальные институты вполне подвержены законам эволюции.
Мне подруга показывала свой диплом об окончании социального института. Училась она дистанционно, через интернет. Правда, заплатила порядочно.
Теория социального факта была признана ошибочной ещё при жизни Дюркгейма. Что доказала впоследствии воплощённая в жизнь идея Марксизма-Ленинизма. Человек — не стадное животное, чтобы всегда подчиняться социальным критериям общества. Общество само устанавливает по каким законам ему жить и контактировать с природой и окружающим миром, включая мелкий социум.
Здесь не про ВУЗ речь шла, но все равно спасибо за комментарий.
Для чего нужны социальные институты
Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.
ПРИМЕР: армии древних государств создавались для защиты своих национальных интересов, содержания массы рабов в повиновении, восполнения и увеличения их количества, порабощения других народов.
Краткая характеристика основных социальных институтов
Функции социальных институтов
Неявная функция – обеспечение эмоционального спокойствия, поддержка вступающих в брак
ОБЩИЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести также следующие:
ТАБЛИЦА: Цели деятельности и конкретные функции основных социальных институтов
Обеспечение функциональности
Значение социальных институтов
Социальные институты определяют общество в целом. Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
1) Явные функции социальных институтов признаны обществом, но не заявлены официально.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Социальные институты
Не существует однозначного ответа на вопрос, чем является социальный институт. Однако в настоящее время большинство социологов подразумевает под ним сложную социальную форму, способную к самовоспроизводству. [1]
Содержание
Конспекты [ править ]
Понятие социального института [ править ]
Понятие «социальный институт» ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин «социальное учреждение». Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма.
Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.
Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.
Большинство социологических школ подходят к изучению социальных институтов, отталкиваясь от спенсоровского понимания институализации общественной жизни. Так, Г.В. Осипов говорит: «Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей». По А.А. Радугину, «Социальный институт — это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения».
Есть и другой подход к социальным институтам.
Сам термин «социальный институт» ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену, «Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним».
В первом — спенсоровском подходе — делается акцент на функциональность социального института, во втором — веблоновском — на нормативность.
Таким образом, сущность социального института заключается не в системе социальных норм, определяющих деятельность людей в отдельных сферах общественной жизни, а в самой деятельности, направленной на удовлетворение жизненных потребностей общества.
Функции социальных институтов неразрывно связаны с базовыми потребностями социальной системы, удовлетворение которых обеспечивает ее устойчивость и функционирование.
Сам процесс организации, упорядочивания и формализации деятельности людей называется институализацией. В процессе институализации можно выделить следующие этапы:
Функции социального института [ править ]
Исходя из спенсоровского понимания сущности социального института можно сделать вывод, что основная его характеристика — функциональность. Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности. В зависимости от направленности различают: функции и дисфункции; явные и латентные функции.
Функции — деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество.
Дисфункции — деятельность социальных институтов, которая мешает удовлетворению потребностей социальной системы, работает не на сохранение, а на разрушение. Дисфункции возникают, если социальный институт начинает выполнять несвойственную ему функцию. Дисфункция возникает, если бесконтрольно разросшаяся организация социального института начинает работать не на общество, а на самообеспечение.
Явные функции — деятельность социальных институтов, которая осознается людьми и носит намеренный характер.
Латентные (скрытые) функции — деятельность социальных институтов, последствия которой не осознаются участниками или не носит намеренный характер.
Классификация функций [ править ]
Совокупность всех социальных функций различных социальных институтов складываются в т.н. общие функции. Джордж Ландберг выделил четыре основные функции социальных институтов:
Классификация американского социолога Толкотта Парсонса, предусматривает выделение следующих функций:
Российский социолог Сергей Фролов предложил свою классификацию различных видов функций отдельных социальных институтов (подфункций):
Классификация социальных институтов [ править ]
Как и функции, сами социальные институты можно классифицировать по ряду критериев.
По масштабу деятельности:
По внутренней структуре:
По сфере деятельности:
Экономика [ править ]
Семья [ править ]
Социальные институты — теория для ЕГЭ
Социология — один из разделов обществознания, проверяемых на ЕГЭ. Школьники считают его достаточно простым, часто выбирают при написании эссе. В рамках этого блока нужно знать социальные статусы, роли и группы, понимать особенности социализации и разбираться в социальных лифтах. В ЕГЭ по обществознанию встречаются и социальные институты. С этой темой у выпускников бывают проблемы, так как в ней много нюансов. Идеально выучить их можно лишь с помощью опытного преподавателя, например, на курсах. В таком случае подготовиться к экзамену куда проще. А мы разбираем теорию и решение заданий по теме «Социальные институты» по обществознанию.
Что такое социальный институт
Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе.
Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции.
Функции социальных институтов в обществознании:
В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки:
Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы: