Для чего нужны сравнения

Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.

Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.

Что такое сравнение

Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.

В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Еще один пример из литературы (поэзии):

Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.

А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.

Способы создания сравнений на примерах

Есть несколько базовых способов для создания сравнений:

А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.

Сравнительные предлоги

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Существительные в творительном падеже

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

Слова «похожий» и подобный»

Примеры развернутых сравнений

Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.

Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».

Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.

Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…

Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.

Примеры устойчивых сравнений

А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:

И еще немного примеров:

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?

Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)

Источник

Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы

Сравнение — это сти­ли­сти­че­ский при­ём, осно­ван­ный на образ­ном сопоставлении
двух пред­ме­тов или состояний.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Между неко­то­ры­ми пред­ме­та­ми и явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти мож­но уста­но­вить урав­ни­тель­ные отно­ше­ния, что явля­ет­ся слож­ной зада­чей для писа­те­ля. Но в этой необыч­но­сти и заклю­ча­ет­ся вся сила срав­не­ния как сти­ли­сти­че­ско­го при­е­ма в худо­же­ствен­ной речи. Сравнение сооб­ща­ет явле­нию или поня­тию то осве­ще­ние, такой отте­нок смыс­ла, какой наме­рен при­дать ему писатель.

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Сравнение явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой речи, как и сле­ду­ю­щие образ­ные средства:

Использование срав­не­ния дела­ет вос­при­я­тие речи мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес у слу­ша­те­лей или чита­те­лей, помо­га­ет глуб­же про­ник­нуть в смысл выска­зы­ва­ния, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассоциации.

Способы создания сравнения

Сравнения созда­ют­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре несколь­ки­ми способами:

1. с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «как», «слов­но», «буд­то», «точ­но», «что» (чем):

2. фор­мой тво­ри­тель­но­го падежа:

Из пере­руб­лен­ной ста­рой берё­зы гра­дом лили­ся про­щаль­ные слё­зы. (Н.А. Некрасов)

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди. Последние ска­зоч­ным виде­ни­ем воз­ни­ка­ли на вод­ной гла­ди, и, зача­ро­ван­ный осле­пи­тель­ной кра­со­ты мира­жом, я сидел часа­ми, наблю­дая засле­зив­ши­ми­ся от вол­не­ния гла­за­ми, как эти явив­ши­е­ся как буд­то из сказ­ки суще­ства кру­жат вда­ли, а затем так же вне­зап­но, как и поло­же­но при­зра­кам, исче­за­ют (М. Алексеев).

3. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наречия:

4. лек­си­че­ски — с помо­щью слов «подоб­ный», «похо­жий»:

Пирамидальные топо­ля похо­жи на тра­ур­ные кипа­ри­сы. (А.Серафимович).

Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).

Начинается гро­за с воз­душ­но­го стол­ба, обра­зу­ю­ще­го набу­ха­ю­щее белое обла­ко, похо­жее на кочан цвет­ной капу­сты (З. Ауст).

Родина подоб­на огром­но­му дере­ву, на кото­ром не сосчи­тать листьев. И все, что мы дела­ем доб­ро­го, при­бав­ля­ет ему сил (В. Песков).

Примеры сравнений из художественной литературы

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

С помо­щью срав­не­ния в лите­ра­ту­ре писа­тель рас­кры­ва­ет образ героя более ярко и пол­но. Читаем у клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Сравнения широ­ко при­ме­ня­ют­ся в опи­са­нии природы:

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастер­ски постро­ил сти­хо­тво­ре­ние «Голос в теле­фоне» на срав­не­нии, что­бы ярко и образ­но создать настро­е­ние это­го про­из­ве­де­ния, более пол­но доне­сти до чита­те­ля свою поэ­ти­че­скую мысль.

Яркие, выра­зи­тель­ные срав­не­ния при­да­ют худо­же­ствен­ной речи осо­бую поэтичность.

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Однако неко­то­рые срав­не­ния в резуль­та­те часто­го упо­треб­ле­ния при­об­ре­ли опре­де­лён­ную устой­чи­вость и вос­про­из­во­ди­мость, то есть пре­вра­ти­лись во фра­зео­ло­гиз­мы:

Видео «Тропы. Сравнение»

Источник

Что такое сравнение в литературе

Сравнение в литературе используется для придания образу яркости, выразительности, наглядности. В его основе лежит сопоставление объектов друг с другом. Примеры применения этого приёма обнаруживаются в художественных произведениях со времён античности, но это не исключает его использования и в повседневной речи:

Литературоведы-сторонники придания термину троп широкого значения причисляют к тропам и сравнение. Остальные причисляют его к художественным приёмам или риторическим фигурам, оставляя в числе тропов только иронию и разновидности метафоры и метонимии.

Виды сравнений

Филологическая классификация выделяет два основных вида. В дополнение к ним отмечаются, согласно разным источникам, два и более типов сопоставлений.

Помимо перечисленных, в работах исследователей упоминаются:

Мы рычали и мычали, по-собачьи лаяли…

(А. Барто, Игра в стадо)

Прямое

Прямое сравнение – это привычный в литературе и в быту вид. Выражается с помощью сравнительных союзов.

Часто употребляемые в речи союзные конструкции вошли в состав устойчивых словосочетаний, утратив при этом запятую перед сравнительным союзом:

В предложениях союзные конструкции выполняют функции сравнительного оборота или входят в состав сказуемого. Предложения, содержащие сказуемое со сравнением, не требуют постановки запятой перед сравнительным союзом.

Косвенное

Этот вид вместо союзных оборотов использует беспредложную форму творительного падежа существительного. Взаимозаменяем с прямым сравнением при условии сохранения в языке именительного падежа использованного существительного.

Бессоюзное

Бессоюзное сравнение включено как именная часть в составное именное сказуемое. В отличие от прямого, употреблённого в той же роли, не присоединяется сравнительным союзом, чем и объясняется название.

Отрицательное

В основе этого вида лежит не сопоставление, а противопоставление. Отрицательными вариантами богата народная поэзия, из которой они перекочевали в авторские произведения, стилизованные под народный стиль, в том числе в детскую литературу.

Не лед трещит, не комар пищит – это кум да куме судака тащит.

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит – то моё сердечко стонет…

Примеры сравнения из художественной литературы

Как говорилось выше, сравнения встречаются ещё в произведениях античной литературы, а развёрнутые даже получили второе название в честь Гомера, хотя в его произведениях использованы и другие виды.

Слаще пчелиного мёда текли с языка его речи.

Сравнениями насыщены тексты произведений русского фольклора, в том числе былин.

(Илья Муромец и Соловей Разбойник)

Авторская литература не обошла стороной этот приём, добавляющий выразительности и прозе, и стихам.

Нева металась, как больной в своей постели беспокойной.

(А. Пушкин, Медный всадник)

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.

Развёрнутым сравнением Руси со скачущей тройкой завершает первый том «Мёртвых душ» Гоголь.

Произведения XX и начала XXI веков также отдают дань сравнениям.

(Б. Окуджава, Песенка об Арбате)

Сравнение – литературный приём, делающий художественный образ зримым и ярким, и представить себе литературу лишенной этого богатства невозможно.

Источник

Сравнение

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Всего получено оценок: 70.

Всего получено оценок: 70.

Сравнение – один из тропов, стилистическая фигура речи, сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства. Чем неожиданнее сравнение, тем выразительнее образ. Таково краткое определение этого термина.

Что такое сравнение в литературе?

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравненияРис. 1. Краткое определение литературного термина сравнение

В любом сравнении есть объект сравнения и средство сравнения. Объект сравнения – предмет, который сравнивают. Средство сравнения – предмет с которым сравнивают. Например в следующем отрывке слово “анчар” является объектом сравнения, а “грозный часовой” – средством сравнения.

Виды сравнений

Существует несколько видов сравнений:

Цель сравнения – выявить новые, ранее незамеченные свойства сравниваемого объекта

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам 3 класса подготовить доклад на тему “Сравнение”. В данный статье дается определение сравнения как литературного термина, раскрывается его значение, а также его особенности и цели этого тропа. Здесь приводятся виды сравнений и примеры, с помощью которых ученики смогут разобраться, какое сравнение, к какому виду относится.

Источник

Конспект урока по развитию речи «Сравнение»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет(ы): Русский язык

Цель урока: Формирование умения сравнивать один предмет с другим на основе сходства по форме, по цвету, по размеру, по действию.

Тип урока: Урок новых знаний

картинки предметов, альбомные листы, цветные карандаши, диск «Времена года».

Учитель включает музыкальный фрагмент «Зима» из цикла «Времена года».

У. Вы слышали эти звуки? Какое время года они напоминают?

У. Зима приглашает вас в лес. Зимой так интересно наблюдать за снежным лесом. Вот стоит ёлочка. Ёлочка, как снегурочка, стоит в белой шапке и белой шубке.

— Какой вы себе представили ёлочку? Нарисуйте.

Дети прикрепляют рисунки на доску.

У. Посмотрите, как вы представили ёлочку. Почему?

Д. Похожа, на девочку.

У. Прочитайте тему нашего урока

На доске «Сравнение».

У. Подумайте, о чём сегодня может пойти речь на уроке?

Д. Мы будем сравнивать предметы.

У. Правильно. Сегодня вы должны, научится сравнивать на основе сходства по форме, по цвету, по размеру, по действию. Узнать, зачем нужны сравнения в речи? Что такое сравнение? Как вы думаете?

II. Операционально-исполнительский этап урока.

Сравнение – это уподобление одного предмета другому. Уподобить – значит сделать похожим, подобным.

Учитель пишет на доске предложение.

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами.

У. Прочитайте предложение. Выделите в нём сравнение

Д. Одуванчик – солнышко.

У. На основе какого признака сравниваются предметы?

Д. По форме, по цвету.

У. Зачем нужны сравнения в речи?

Д. При сравнении предметов, действий, признаков лучше представляешь образ.

У. Какие ещё цветы похожи на солнышко? Составьте с ними сравнения. Запишите.

Д. Белая ромашка, как маленькое солнце. Жарки похожи на солнышко.

2. Работа над сравнениями.

Золотой лягушкою луна

Распласталась на тихой воде. (С. Есенин)

Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар лежит. (Н Некрасов)

.У. Прочитайте предложения со сравнениями. Определите предметы, которые сравниваются.

Д. Лягушка – луна, лёд – сахар.

У. На основе какого признака происходит сравнение?

Д. По действию, по цвету.

У. Какой образ возникает у вас? Расскажите.

У. Вместо точек вставьте слова так, чтобы получилось сравнение, которое мы употребляем в речи.

Образец: лететь как пуля, лететь пулей.

лететь как…………………………………(пуля, стрела, бабочка, ветер, птица)

упрямый как…………………………………(баран, козёл, осёл, лошадь, сова)

трещит как ……………………………………………(ворона, сорока, воробей)

колючий как …………………………….(ёлка, ёрш, ёж, свинья, медведь, заяц)

трудится как ………………………………(муравей, пчёлка, лиса, гусеница)

У. Объясните, какие особенности характера человека, повадок зверей, птиц, насекомых помогли вам правильно составить сравнения.

Несётся, как черепаха

Колючий, как бархат

Голодный, как зверь

У. Прочитайте сравнения. Правильно ли они составлены?

У. Объясните, почему значения с лов, которые образуют сравнения, не могут сочетаться.

Запишите правильные сравнения.

— Составьте предложения со сравнениями. Запишите.

6. У. Прочитайте стихотворение Р. Сефа. Найдите сравнения.

На свете всё на всё похоже:

Луна – на круглый глаз огромный;

Журавль – на тощий кран подъёмный;

Ты – на меня, а я – на маму.

У. Какое слово можно вставить вместо чёрточек?

У. Какую роль играют сравнения в этом тексте?

Д. Лучше представить образ.

Напишите, на что похожи?

Желающие зачитывают свои предложения.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Зачем нужны сравнения?

— На основе чего вы можете сравнить?

— Дома нарисовать любой предмет и найти ему сравнение.

— Спасибо вам, ребята, за ваше сотрудничество.

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Номер материала: ДБ-082164

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза

Время чтения: 2 минуты

Для чего нужны сравнения. Смотреть фото Для чего нужны сравнения. Смотреть картинку Для чего нужны сравнения. Картинка про Для чего нужны сравнения. Фото Для чего нужны сравнения

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *