Для чего нужны святые

Православная Жизнь

Какому святому помолится, чтобы выйти замуж? А какому святому поставить свечку от головной боли? А при онкологии кому помолиться? А при мигрени? Эти вопросы и их многочисленные вариации регулярно слышат как сотрудники церковных лавок, так и многие воцерковленные прихожане. Действительно, очень актуальный вопрос для многих наших современников: кому и как помолиться, чтобы всё в жизни «стало хорошо».

Однако вопрос почитания святых и молитвы им – это не просто вопрос о «сферах ответственности» каждого святого. Это гораздо более серьезный вопрос о том, зачем вообще нужно молитвенное общение со святыми. Ведь, например, протестанты, отрицают даже саму такую возможность.

Таким образом, мы видим две крайности: «молиться святым не надо, нужно молиться только Богу» и вторая крайность – это уже названное разделение на «сферы ответственности». Давайте разбираться, чему же учит Православная Церковь в вопросе почитания святых.

А как же библейский запрет?

«Вся Библия против молитвы святым» – это типичная фраза для всякого рода протестантских форумов и Интернет-беседок. Тут и «не сотвори себе кумира», и многие другие доводы идут в ход в интеллектуальной битве. Не буду разбирать подробно всю православную апологетическую концепцию, обозначу лишь ключевые моменты. Цитаты о почитании святых и о молитве им есть и в Ветхом, и в Новом Заветах.

«В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111, 6) и «память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10, 7) – гласит Ветхий Завет. Но гораздо более важна другая, уже новозаветная мысль: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). И ведь действительно: святые – это наши наставники. И к этим наставникам мы обращаемся в молитве.

В «Катехизисе» дается ясное определение, что такое Церковь: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами». Причем к Церкви относятся все верующие: как живые, так и умершие. То есть и мы, ныне живущие грешники, и великие святые – члены одной Церкви.

Святым дан особый дар – молиться за людей. Господь слышит молитвы святых: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18).

С первой крайностью всё понятно, но как тогда быть с современным понимаем «сфер ответственности»?

Моли Бога о нас

Язычество являет нам прекрасный пример того, как каждый бог и божок пантеона за что-то «отвечает». Один – за гром и молнию, другой – за леса и поля. И тут все было ясно: хочешь дождя – принеси жертву такому богу, хочешь грозу – этому. Только не перепутай!

«Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти»

Христианство принесло в мир другие представления. Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти. Святитель Николай в своей жизни молился о моряках и путешествующих, и мы молимся ему перед большой поездкой. Великомученик и целитель Пантелеимон в своей земной жизни был врачом, и мы просим его исцелить наши телесные недуги.

И тут есть одна очень важная деталь. Молитвенно призывая святых, мы просим помочь не их. Мы просим, чтобы они помолились Богу о нас, и Он по их молитвам помогает нам. Мы не просим: «Святой врач Пантелеимон, исцели нас». Мы обращаемся к нему с другими словами. «Моли Бога о нас» – так звучат слова молебнов и акафистов, обращенных к святым. Обратите внимание, что не «спаси нас», а «моли Бога о нас». И Господь по молитвам того или иного святого помогает нам.

Опять же, об этом прекрасно сказано в «Катехизисе»: «Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле».

Неужели нельзя «обратиться напрямую» – быть может, спросит кто-то с возмущением. «Ведь молитва Господня начинается с обращения к Богу-Отцу как Отцу нашему. Неужели мне нужен посредник, чтобы общаться со своим Отцом?» – не унимаются сомневающиеся.

Православная Церковь обладает огромным богатством. И это не материальное богатство. Это богатство духовного опыта. Православный христианин – богатый человек. У него есть не только его личная молитва, но и заступничество святых. И тут он гораздо богаче всех тех, кто говорит, что ему «не нужны посредники между ним и Богом». Главное только такому человеку не попасться в ловушку разделения святых на «сферы ответственности».

Источник

Святые – кто они? И зачем нам нужны такие Божьи «проводники»?

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Откуда берутся святые? Как они помогают людям? Действительно ли это возможно, и зачем нам нужны такие Божьи «проводники», — обо всем этом журнал «Фома» расспросил священника Константина ПАРХОМЕНКО, клирика Санкт-Петербургской епархии, автора нескольких книг, вышедших в издательстве «Олма-пресс» и «Издательский дом «Нева».

Для чего нужны святые. Смотреть фото Для чего нужны святые. Смотреть картинку Для чего нужны святые. Картинка про Для чего нужны святые. Фото Для чего нужны святые

Отец Константин, давайте поговорим о том, кого вообще Православная Церковь именует святыми. Например, протестанты считают святыми всех, кто стал учеником Христа. В подтверждение этому приводят слова из Евангелия, например: «. а теперь вы святы», и т. д.

Святым всегда называли лишь Бога. Древний пророк, восхищенный на небо, видит на небесах Престол Божий, вокруг летают Ангелы и взывают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф. » Человек или какой-то религиозный предмет могут быть святыми, лишь если святость им сообщит Бог, если Бог приобщит к Своей Святости.

Итак, святой — значит Божий. Это тот, в ком действует, производит Свою работу Бог. В высшем смысле это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, «изобразился» Бог.

В последнем смысле и понимают сегодня это слово православные. Едва ли вы найдете православного человека, который скажет, что он — святой. Это, по крайней мере, нескромно. Напротив, чем праведнее человек, тем очевидней для него, что его от Бога, от Божьей чистоты, праведности, святости отделяет огромная дистанция.

Но в древности, например в Ветхом Завете, святым назывался израильский народ. Не потому, что иудеи были праведными и чистыми, а потому, что это был народ Божий. Как сказал народу Бог, когда евреи вышли из египетского плена и подошли к горе Синай: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». И чуть позже повеление: «. освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) свят».

Вот то, что Израиль был народом Божиим, как бы отделенным, отрезанным от числа иных народов, позволяло ему называться Святым народом.

Позже такое именование усвоили себе и христиане. Они, как преемники Ветхого Израиля, более того, как истинные почитатели Бога, узнавшие Его Сына, называли себя народом святым, святыми. Святыми называет своих учеников и ап. Павел в своих посланиях.

И когда в Символе Веры мы называем Церковь Святой, это означает не то, что Церковь состоит из святых людей, но что это Церковь Божия. Святость Церкви и ее членам дает Бог.

Отец Константин, а какое значение на небе может иметь причисление к лику святых на земле? Неужели тут, на земле, можно решить что-то наверняка и не ошибиться?

Конечно, нет. Именно для того чтобы «не ошибиться», Церковь и не спешит канонизировать, то есть официально прославлять в лике святых каких-то подвижников.

Церковная канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах.

Для канонизации человека необходимо, чтобы он. уже умер. Только проследив за его жизнью, за его подвигом до самой смерти и увидев, как он умирал, можно понять — действительно ли этот человек был праведником.

А после смерти необходимо, чтобы святость этого подвижника была подтверждена. Богом. Как это возможно? Это чудеса, исходящие от могилы или останков святого, или происходящие в ответ на молитву к нему.

Мало народного почитания. Нужно, чтобы целым рядом чудес был подтвержден факт, что святой рядом с Господом, он молится о нас!

После смерти преподобного Серафима таких сообщений было очень много. То же самое можно сказать о жизни святого праведного Иоанна Кронштадского, блаженной Ксении Петербургской и других святых.

Я знаю множество людей, которые рассказывали об удивительных чудесах в их жизни, совершившихся по молитвам к святому Иоанну Кронштадскому, блаженной Ксении, преподобному Серафиму Вырицкому, блаженной старице Матроне и другим святым задолго до официальной их канонизации.

В Семинарии наша преподавательница Татьяна Марковна Ковалева рассказывала такой случай из своего детства. Ее мама во время блокады очень почитала блаженную Ксению. Был страшный голод, маме поручили забирать карточки за весь дом, и как-то раз она потеряла все эти карточки.

Представляете! Потерять карточки всего дома — да это саботаж по тем временам, расстрел! Что делать? Она оставила дочку и побежала на Смоленское кладбище помолиться блаженной Ксении. Татьяне Марковне было тогда 10 лет. Сидит она дома — и вдруг стучат. Кто там? — Открой, деточка. На пороге женщина в вязаной кофте и зеленой юбке, без верхней одежды, хоть и мороз на улице. «Это не вы потеряли?», — и отдает Тане карточки. Да и сколько еще таких случаев было в годы войны! А к лику святых блаженная Ксения причислена лишь в 1988 году.

Возникает вопрос: зачем, в таком случае, нужна церковная канонизация? Она нужна не святому, но нам! Это как подтверждение, что путь жизни святого есть путь настоящего сына православной Церкви, это верный путь!

Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить в их небесном статусе, это не некая церковная награда, от Бога они получили уже все. Святых канонизируют как пример для других христиан.

Читатели журнала «Фома» из числа не пришедших в церковь иногда спрашивают: зачем молиться Богу через посредников, через святых? Неужели милосердный Господь и так меня не услышит? И действительно, с трудом можно представить, как «строгого» Бога уговаривает, умоляет какой-то особо приближенный к Нему святой, и Господь меняет Свое решение по этим молитвам.

Лучшим ответом на этот вопрос будет мнение Самого Господа, которое мы находим в Священном Писании.

Вот Ветхий Завет. История про страдальца Иова. Все, что с ним приключилось, было проверкой его душевной крепости и доверия Богу. Но к Иову приходят друзья и обвиняют его в безнравственности, навлекшей на него скорби. И тогда Господь гневается на друзей. Их слова лживы и притворны. Эти люди своим умом пытаются измерить замысел Божий, пытаются просчитать действия Божии. Господь, прекрасно знающий чистоту жизни Иова, гневно говорит одному из товарищей, Елифазу: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». И далее Господь повелевает друзьям покаяться, принести жертву и. просить молитв Иова: «И раб мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отторгнуть вас» (Иов 42, 8).

Здесь Сам Господь повелевает просить молитв праведника.

В 20-й главе книги Бытия Господь увещевает Авимелеха, царя Герарского, просить молитв Авраама: «. ибо он пророк и помолится о тебе и ты будешь жив. » (Быт. 20, 7).

О молитве праведников недвусмысленно говорит и псалмопевец Давид: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их» (Пс. 33, 16). А в книге пророка Иеремии мы читаем такое горькое свидетельство: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их (нечестивых иудеев) от лица Моего» (Иер. 15, 1).

Да и разве есть какое сомнение, что Бог слушает Своих праведников, если Он Сам утверждает: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2, 30).

В Новом Завете тоже есть немало указаний на силу молитвы праведников. Апостол Петр: «Очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петр. 3, 12). Апостол Иаков: «Много может усиленная молитва праведного» (5, 16). И далее — примеры: «Илия был человек, подобный нам (т. е. такой же обычный человек, как и мы), и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18). Для ап. Иакова совершенно очевидно, несомненно, что праведность жизни, скажем — святость жизни, позволяет человеку совершать чудеса.

Может ли Бог отменить приговор над людьми, народом по молитвам святых? Многие факты священного Писания и Предания свидетельствуют об этом. Помните, Авраам умолял Господа, явившегося в виде трех странников, пощадить Содом и Гоморру.

Почему так? У святых отцов находим такую мысль: Христос обещает, что Его последователям будет сообщена божественная благодать: «Отче, славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» (Ин. 17, 22). Если человек трудится вместе с Богом, чтобы преобразить мир, очистить от греха, привести к Богу, можно сказать, что человек становится другом Божиим, сотрудником. Разве можно предположить, что Господь глух к человеку, который всю жизнь отдал Ему, посвятил себя Господу. Такой человек имеет право просить за других, причем просить настойчиво, не как раб или неверный, постоянно предающий хозяина слуга, но как сын.

Мы верим, что смерти как исчезновения души нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить еще более активной в духовном отношении жизнью. А значит, что мешает и после отшествия из сего мира, по переселении на небеса, помогать почившему праведнику людям?

В книге Откровение Иоанна Богослова мы читаем о замечательном видении тайнозрителя: «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем [то есть Христом], имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Апок. 5, 8), и, чуть позже: «И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела пред Богом» (Апок. 8, 3-4).

Странным и несколько языческим кажется, на первый взгляд, обычай Православной Церкви молиться в каких-то особых случаях особым святым. Понятно, например, почему в семейных неурядицах прибегаешь к помощи св. Ксении Блаженной. Но почему, например, при болящей голове — к Иоанну Предтече?

— В этом, несомненно, бывают перегибы. Мы можем сказать, что некоторые святые еще при земной своей жизни помогали людям в определенных ситуациях. Это святые целители, например, великомученик Пантелеймон, бессребреники Косьма и Дамиан, мученицы Зинаида и Филонилла и др. По преставлении от земной жизни к небесной эти подвижники будут помогать больным людям. Им от Бога был дан дар, он не отнимается и по смерти. Так считает Церковь, и в древнем чинопоследовании Таинства Соборования (иначе Елеосвящения, Таинства церковного исцеления) стоят имена этих святых врачей.

Есть и иные святые, которые помогают в определенных нуждах. Воин — воину, миссионер-мореплаватель — моряку, путешественнику и др.

Но есть примеры надуманные, которые никакой здравой логике не отвечают. Считается, что Иоанн Креститель, которому отрубили голову, помогает от головной боли. Другой святой помогает от гусениц, мышей, колорадских жуков и иных гадов полей и огородов. В некоторых благочестивых брошюрах приводятся длинные списки таких узкоспециальных небесных помощников. Но ни православной вере, ни опыту Церкви это не отвечает, это благочестивая самодеятельность.

Хотя, знаете, лет десять назад со мной произошел такой интересный случай. Тогда я был начинающим семинаристом, где-то усердным, в чем-то наивным. Я ехал в поезде вместе с человеком, у которого страшно болели зубы. У него было какое-то нагноение в десне, все опухло, он не спал несколько ночей. А ехал он на операцию. Вот он сидит с перевязанной щекой, раскачиваясь, и что-то мычит. Мне его так жалко стало! Я говорю: «Может, вам водички принести?» Он кивает. Пошел я к титану воды набрать, а потом вспомнил, что при зубной боли молятся святому Антипе. И помолился ему. К стыду своему скажу, что даже не особо верил в эту затею, просто очень жалко было человека, и я помолился со всей силой этой жалости. Перекрестил воду, дал ему попить. А потом — ну просто чудо произошло. Минут через пять он говорит: «Странно. Я совсем не чувствую боли». А потом лег и спокойно уснул. На следующий день опухоль спала. Не знаю, что с ним было дальше, он утром сошел. Вот так.

У каждого человека есть несколько любимых святых. К ним чаще обращаешься в молитве, им ставишь свечи. Но в храме много других икон, разных святых — еще больше. Не «обижаем» ли мы своим невниманием других? Существует мнение, что все святые вместе с Богородицей составляют на небе как бы единое тело, которое воспевает Бога и молится Ему. Какой смысл подходить именно к «своим» иконкам? Какой смысл, вообще, кроме собственной привычки, несет обычай прикладываться к иконам и зажигать перед ними свечу? Часто можно услышать: «Вот, сходила в церковь перед экзаменом, поставила свечку, и хорошо сдала».

Начну с последнего. В отношении к Богу не должно быть никакого магизма. Не поставила этому святому свечу, не сделала поклона, не поцеловала икону — накажет, перестанет помогать. Подобное отношение недостойно христианина.

Мы должны понимать, что прежде всего Богу нужно наше горячее желание быть подлинными христианами. Господь знает наши жизненные обстоятельства, кто какую имеет нагрузку, кто какую имеет возможность молиться и прочее. Поэтому мы должны искренне не лениться посещать богослужения, стараться молиться, учиться этому. Но если не смогли, опоздали по не зависящей от нас причины, Господь никогда не прогневается.

Однако в нас все-таки очень живуче магическое отношение к Церкви. Если студенту раз помогла свечка, он будет думать, что стоит не поставить свечку, сразу завалит экзамен.

Расскажу один случай. У нас в храме Духовной Семинарии накануне каждого экзамена, для желающих служится молебен перед чудотворной иконой Божией Матери. Так мы просим Богородицу помочь нам успешно экзаменоваться. Один мой знакомый семинарист, мой однокурсник, как-то понял, что он стал внутренне зависеть от этих молебнов. Он боялся, что если пропустит такой молебен — сдаст плохо. И тогда он на какое-то время перестал ходить на молебен. Молился в своей комнате, просил о помощи, но на молебен не ходил. Через какое-то время, когда он понял, что внутренне освободился от страхов, опять стал ходить на молебен.

Но мы отвлеклись. Вопрос в том, почему мы выделяем каких-то святых. В этом нет ничего плохого или странного. Многие святые близки нам своим душевным складом, характером, темпераментом, церковным служением, аскетическими подвигами. Конечно, к таким святым мы испытываем особенное влечение. Нам хочется знать о них, прочитать житие, молитвенно общаться с ними.

В моей жизни было много таких драгоценных для меня открытий. Это, конечно, святой праведный отец Иоанн Кронштадский, блаженная Ксения, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский. Когда я поступил в Семинарию, я испытал большую помощь духовного покровителя нашей Семинарии и Академии апостола Иоанна Богослова. На втором курсе Духовной Семинарии я взял в руки книгу о преподобном Симеоне Новом Богослове и просто «влюбился» в этого человека. То же самое могу сказать о царе и псалмопевце Давиде, мученике Иустине Философе, святых Иоанне Златоусте, Григории Богослове, Максиме Исповеднике, Григории Паламе, блаженной Матроне, многих других.

Своим «вниманием» к одним святым, мы, конечно, не обижаем других святых. Там, где пребывают святые, не бывает мелочных обид, уязвленной гордости и прочего. Но, конечно, если мы как-то особенно выделяем одних святых, не следует забывать, что каждый святой Церкви — уникальная и прекрасная, созревшая для Бога личность. Следует стремиться узнать и о других святых, изучить их жизнь, вглядеться в черты их подвига.

Что значит «сильный» святой? То есть предполагается, что есть «не очень сильные»? У меня дома есть маслице от мощей преподобного Александра Свирского. Это маслице действительно обладает сильным, явно выраженным лечебным свойством. Но не с любым маслицем замечаешь такое действие. Почему так происходит?

Такого понятия, как «сильный» святой, в Православной Церкви нет. Всякий святой, если мы искренне обращаемся к нему за помощью — помогает. То же самое можно сказать и о святом елее (масле) от мощей или лампады святого, о каких-то святых предметах.

Тут тоже могу пример привести из своей семинаристской юности. Вдруг у меня началась экзема. Я не знал, что делать. Она распространялась все дальше и дальше, уже целые участки кожи забирала. А у моего друга было масло с Афона, от какой-то чудотворной иконы Богородицы. Он его просто в банке стеклянной хранил. Я ему говорю: «Слушай, дай масло». Я сходил на акафист Богородице, помолился, потом дома так особенно, «духовно» поужинал, помазал этим маслом пораженные места и лег спать. А со следующего дня у меня началось явное улучшение. Тогда это меня очень потрясло.

Но, конечно, сейчас я стараюсь редко использовать святые предметы, только в крайних случаях.

Великую благодать может принести любая крошка, капля святыни. И напротив, можно иметь дома десятки частиц мощей, елей, святую воду, а никакой духовной пользы это не принесет, если мы не будем стремиться всем сердцем, всей душою, всей крепостью своей к Богу.

В общем, любая святыня может принести нам духовную пользу, если мы принимаем ее с благоговением. И никакая святыня, даже самая величайшая, не сможет растопить лед, если человек этого не хочет, ведь Бог уважает нашу свободу.

В тексте опечатка:». помолился святОЙ Антипа. «, а не святому Антипе(Пергамскому)

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Зачем молиться святым, если есть Христос?

Часть первая

Тема, кото­рой я хотел бы кос­нуться в этой статье, несмотря на свою мно­го­ве­ко­вую исто­рию, весьма акту­альна и на сего­дняш­ний день. Это тема почи­та­ния святых. Многим нево­цер­ко­в­лен­ным людям зача­стую бывает трудно понять, зачем молиться святым, когда есть Хри­стос. Поста­ра­юсь пока­зать раз­ли­чие между почи­та­нием святых и слу­же­нием Богу на одном при­мере.

Одна­жды мне при­шлось бесе­до­вать с одним моло­дым чело­ве­ком, кото­рый, придя в храм, был очень воз­му­щен нали­чием в церкви боль­шого коли­че­ства икон. Было видно, что моло­дой чело­век неплохо под­ко­ван в знании Свя­щен­ного Писа­ния, имел поня­тие о неко­то­рых хри­сти­ан­ских дог­ма­тах, хотя несколько иска­жен­ное, но при этом был чело­ве­ком абсо­лютно нецер­ков­ным. Из этого я сделал вывод, что передо мной стоял чело­век, попав­ший под воз­дей­ствие учения какой-то псевдо­хри­сти­ан­ской секты. Тем более, что пове­де­ние парня было несколько агрес­сив­ным по отно­ше­нию ко всему пра­во­слав­ному.

Скла­ды­ва­лось впе­чат­ле­ние, что он был спе­ци­ально подо­слан в храм для какой-то про­во­ка­ции. Это мнение под­креп­ля­лось видом явно сдер­жи­ва­ю­щей свои эмоции свеч­ницы, кото­рой моло­дой чело­век пытался «про­чи­щать мозги». Я поспе­шил на помощь цер­ков­нице.

Как и сле­до­вало ожи­дать, все вни­ма­ние моло­дого чело­века сразу же пере­клю­чи­лось на меня, т.к. он искренне наде­ялся дока­зать свою правоту хотя бы одному пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину, а тем паче, свя­щен­нику. Свои доводы он под­креп­лял сло­вами Свя­щен­ного Писа­ния: «Ска­зано ведь «Гос­поду Богу твоему покло­няйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). Так почему же в пра­во­слав­ных храмах такое боль­шое коли­че­ство икон святых, когда кроме изоб­ра­же­ний Христа не должно быть ничего? А как зай­дешь в цер­ковь, только и слы­шишь, молись Бого­ро­дице, Нико­лаю Чудо­творцу, Пан­те­ле­и­мону Исце­ли­телю и еще кому-то. А куда делся Бог? Или вы уже успели заме­нить Его дру­гими богами?» Я чув­ство­вал, что раз­го­вор пред­стоит непро­стой и, как видимо, долгий. Не буду пере­ска­зы­вать его весь, но поста­ра­юсь выде­лить лишь самую суть, т.к. в наше непро­стое время подоб­ными вопро­сами зада­ются многие люди. И, к сожа­ле­нию, эти иска­тели истины довольно часто падают жерт­вами хорошо под­ко­ван­ных сек­тан­тов и сами ста­но­вятся посто­ян­ными чле­нами раз­лич­ного толка сект.

Для начала я пред­ло­жил моло­дому чело­веку разо­браться с опре­де­ле­ни­ями, следуя про­стой логике. Это про­стой пси­хо­ло­ги­че­ский прием, кото­рый я довольно часто исполь­зую при необ­хо­ди­мо­сти доне­сти до чело­века неко­то­рые неоспо­ри­мые истины. Итак, кто такие святые и зачем им молиться? Неужели и вправду, это неко­то­рые боги низ­шего порядка? Ведь Цер­ковь при­зы­вает почи­тать их и воз­но­сить молитвы к ним. Начнем с того, что почи­та­ние святых – это древ­няя хри­сти­ан­ская тра­ди­ция, сохра­ня­ю­ща­яся с апо­столь­ских времен. Муче­ник, постра­дав­ший за Христа, сразу после своей смерти ста­но­вился объ­ек­том бла­го­го­вей­ного почи­та­ния веру­ю­щих. На гроб­ни­цах первых хри­сти­ан­ских святых совер­шали Боже­ствен­ную Литур­гию, им воз­но­сили молитвы. Понятно, что свя­тому воз­да­ва­лось особое почи­та­ние, но вовсе не как отдель­ному богу. Это были люди, отдав­шие свою жизнь за Бога. И, в первую оче­редь, они сами были бы против пре­воз­не­се­ния их в ранг боже­ства. Ведь мы, к при­меру, чтим память людей, поло­жив­ших свою жизнь за Оте­че­ство на полях сра­же­ний. И даже ставим им памят­ники, чтобы буду­щие поко­ле­ния знали бы и чтили этих людей. Так почему же хри­сти­ане не могут чтить память людей, особо уго­див­ших Богу своей жизнью или муче­ни­че­ской смер­тью, при этом назы­вая их свя­тыми? Я попро­сил моло­дого чело­века отве­тить на этот вопрос. После­до­вал утвер­ди­тель­ный ответ. Первый бастион сек­тант­ского мыш­ле­ния рухнул.

Теперь было необ­хо­димо пока­зать этому иска­телю истины в чем раз­ница между покло­не­нием Богу и почи­та­нием святых. Чело­веку воцер­ко­в­лен­ному сразу видна раз­ница в опре­де­ле­ниях. И дей­стви­тельно, чело­век при­зван слу­жить Гос­поду Богу своему и только Ему одному. Покло­не­ние чему-либо или кому-либо дру­гому рас­це­ни­ва­ется как нару­ше­ние первой запо­веди: «Я Гос­подь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» ( Исх.20:2-3 ). Слу­же­ние Гос­поду про­яв­ля­ется и в цер­ков­ной и в повсе­днев­ной жизни пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Доста­точно обра­тить вни­ма­ние на назва­ние – бого-слу­же­ние, а вовсе не свято-слу­же­ние. Таким обра­зом, пра­во­слав­ные вовсе не покло­ня­ются святым, а почи­тают их. Почи­тают как стар­ших настав­ни­ков, как людей достиг­ших духов­ной высоты, как людей, живу­щих в Боге и для Бога. Людей, достиг­ших Цар­ства Небес­ного. А осно­ва­ние для почи­та­ния настав­ни­ков было дано ап. Павлом: «Поми­найте настав­ни­ков ваших.… и взирая на кон­чину их жизни, под­ра­жайте вере их» ( Евр.13:7 ). А вера святых есть вера Пра­во­слав­ная и она при­зы­вает к почи­та­нию святых с апо­столь­ских времен. И один из вели­чай­ших святых Иоанн Дамас­кин гово­рил о этом почи­та­нии: «Досто­по­кло­ня­емы святые – не по есте­ству своему, мы покло­ня­емся им, потому что Бог про­сла­вил и соде­лал страш­ными для врагов и бла­го­де­те­лями для при­хо­дя­щих к ним с верою. Покло­ня­емся им мы не как богам и бла­го­де­те­лям по есте­ству, но как рабам и сослу­жи­те­лям Божиим, име­ю­щим дерз­но­ве­ние к Богу по любви своей к Нему. Покло­ня­емся им, потому что сам Царь отно­сит к Себе почи­та­ние, когда видит, что почи­тают люби­мого Им чело­века не как Царя, но как послуш­ного слугу и бла­го­рас­по­ло­жен­ного к Нему друга».

Наша беседа с моло­дым чело­ве­ком пере­шла в более спо­кой­ное русло, и теперь он больше слушал, чем гово­рил. Но для боль­шей убе­ди­тель­но­сти было необ­хо­димо при­ве­сти еще парочку веских аргу­мен­тов своей правоты, и я поспе­шил сде­лать это. Для этого как нельзя лучше подо­шло поня­тие о Церкви небес­ной и земной. Цер­ковь Небес­ная – тор­же­ству­ю­щая вкупе с Цер­ко­вью земной – воин­ству­ю­щей состав­ляет единую Цер­ковь Хри­стову – Его Тело. А все люди, в том числе святые угод­ники, порознь явля­ются чле­нами Церкви Хри­сто­вой. Святые явля­ются нашими молит­вен­ни­ками и покро­ви­те­лями в небе­сах и поэтому живыми и дея­тель­ными чле­нами Церкви воин­ству­ю­щей, земной. Их бла­го­дат­ное при­сут­ствие в Церкви, внешне явля­е­мое в их иконах и мощах, окру­жает нас как бы молит­вен­ным обла­ком славы Божией. Оно не отде­ляет нас от Христа, но при­бли­жает к Нему, соеди­няет с Ним. Это не посред­ники между Богом и людьми, кото­рые отстра­няли бы Еди­ного Посред­ника Христа, как думают про­те­станты, но наши сомо­лит­вен­ники, друзья и помощ­ники в нашем слу­же­нии Христу и нашем обще­нии с Ним. Посред­ник же «…един и посред­ник между Богом и чело­ве­ками, чело­век Хри­стос Иисус, пре­дав­ший Себя для искуп­ле­ния всех…» ( 1Тим.2:5-6 ). Цер­ковь есть тело Хри­стово, и спа­са­ю­щи­еся в Церкви полу­чают силу и жизнь Хри­стову, обо­жа­ются, ста­но­вятся «богами по бла­го­дати», сами явля­ются хри­стами во Христе Иисусе. Таким обра­зом, святые суть те, кто подви­гом своей дей­ствен­ной веры и дея­тель­ной любви осу­ще­ствили в себе свое бого­по­до­бие и тем явили в силе Божий образ, чем и при­влекли к себе изобиль­ную бла­го­дать Божию. Ведь сам Хри­стос гово­рит в Еван­ге­лии: «кто любит Меня, тот соблю­дает слово Мое, и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему, и оби­тель у него сотво­рим» ( Ин.14:23 ). Апо­стол лишь под­твер­ждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Хри­стос» ( Гал.2:20 ). На это мой собе­сед­ник уже не мог найти вра­зу­ми­тель­ных аргу­мен­тов в свою пользу ни в Свя­щен­ном Писа­нии, ни в своих сек­тант­ских позна­ниях.

Теперь я мог спо­койно перейти к вопросу о молитве к святым угод­ни­кам. Как я уже пока­зал выше, святые суть наши сомо­лит­вен­ники и друзья на пути слу­же­ния Богу. Но разве мы не можем про­сить хода­тай­ство­вать за нас пред пре­сто­лом Все­дер­жи­теля? Разве не то же самое про­ис­хо­дит в нашей повсе­днев­ной жизни, когда мы просим наших близ­ких и зна­ко­мых замол­вить слово за нас перед началь­ством? А ведь Отец наш Небес­ный куда выше любого зем­ного началь­ства. И Ему дей­стви­тельно воз­можно все, чего нельзя ска­зать о про­стых земных людях. Но при молитве к святым угод­ни­кам вовсе нельзя забы­вать о молитве Гос­поду. Ибо только Он – Пода­тель всех благ. И это очень важный момент, т.к. многие пра­во­слав­ные хри­сти­ане в молитве к святым забы­вают о Том, к Кому, в конце концов, и направ­лена будет молит­вен­ная просьба, пусть и пред­ста­тель­ством кого-либо из святых. Не должно хри­сти­а­нину забы­вать о Гос­поде Боге своем. Ведь и святые слу­жили именно Ему. Этим я пока­зал моло­дому чело­веку, как важно не пере­гнуть палку даже в таком, вроде бы, про­стом деле, как молитва. Было видно, что парень нахо­дился в неко­то­ром заме­ша­тель­стве, но собрав­шись с мыс­лями, выдал послед­ний вопрос: «Ска­жите, а почему необ­хо­димо молиться разным святым по какому-то опре­де­лен­ному вопросу?». Я ожидал этого вопроса и ответ уже был готов. Святые могут помо­гать нам не в силу изоби­лия своих заслуг, но в силу обре­та­е­мой ими духов­ной сво­боды в любви, кото­рая дости­га­ется их подви­гом. Она дает им силу пред­ста­тель­ства пред Богом в молитве, а также и в дея­тель­ной любви к людям. Бог дает святым, наряду с анге­лами Божи­ими, совер­шать Свою волю в жизни людей дея­тель­ной, хотя обычно и неви­ди­мой, помо­щью. Они суть руки Божии, кото­рыми Бог совер­шает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано тво­рить дела любви не в каче­стве подвига для своего спа­се­ния, кото­рое уже совер­шено, но, дей­стви­тельно, для помощи в спа­се­нии других собра­тий. И помощь эта дару­ется Самим Гос­по­дом во всех наших житей­ских нуждах и пере­жи­ва­ниях по молит­вам святых. Отсюда и святые – покро­ви­тели тех или иных про­фес­сий или хода­таи перед Богом в житей­ских нуждах. Бла­го­че­сти­вая цер­ков­ная тра­ди­ция, осно­вы­ва­ясь на житиях святых, при­пи­сы­вает им дей­ствен­ную помощь своим земным собра­тьям в раз­лич­ных нуждах. К при­меру, Геор­гий Побе­до­но­сец, бывший при жизни воином, почи­та­ется как покро­ви­тель пра­во­слав­ного воин­ства. Вели­ко­му­че­нику Пан­те­ле­и­мону, быв­шему при жизни врачом, молятся об избав­ле­нии от телес­ных неду­гов. Нико­лая Чудо­творца очень почи­тают моряки, ему же молятся девицы об удач­ном заму­же­стве, осно­вы­ва­ясь на фактах его жития. Люди, живу­щие за счет рыбной ловли, молятся об удач­ном улове апо­сто­лам Петру и Андрею, кото­рые до своего высо­кого при­зва­ния были про­стыми рыба­ками. Ну и конечно, нельзя не ска­зать о высшей всех ангел и архан­гел Пре­свя­той Бого­ро­дице, сто­я­щей во главе сонма святых. Она явля­ется покро­ви­тель­ни­цей мате­рин­ства.

В Пра­во­сла­вии суще­ствует обычай давать при кре­ще­нии имена в честь хри­сти­ан­ских святых, кото­рые, при этом, назы­ва­ются анге­лами дан­ного чело­века (день именин также назы­ва­ется день ангела). Это сло­во­упо­треб­ле­ние ука­зы­вает, что святой и ангел-хра­ни­тель сбли­жа­ются в слу­же­нии своем чело­веку настолько, что обо­зна­ча­ются даже общим име­но­ва­нием, хотя и не ото­жеств­ля­ются.

Беседа наша под­хо­дила к логи­че­скому концу. Я очень наде­ялся, что аргу­менты, при­ве­ден­ные мной, должны были оста­вить след в душе этого моло­дого чело­века. И я не ошибся. Напо­сле­док он сказал фразу, ради кото­рой можно было бы гово­рить еще очень долго: «Спа­сибо вам! Я понял, что во многом оши­бался. Видимо моих позна­ний в хри­сти­ан­стве еще недо­ста­точно, но теперь я знаю, где искать правду. В пра­во­сла­вии. Еще раз боль­шое спа­сибо». С этими сло­вами мой собе­сед­ник уда­лился. Остав­шись один на один со своей радо­стью, я поспе­шил в храм воз­не­сти бла­го­дар­ствен­ную молитву Гос­поду и всем святым, кото­рые помогли мне в этот день в моем пас­тыр­ском слу­же­нии. Но это уже совсем другая исто­рия.….

Все Святые, молите Бога о нас!

Часть вторая

Не так давно на сайте была опуб­ли­ко­вана моя статья «Зачем молиться святым, когда есть Хри­стос?». Как я и пред­по­ла­гал, она вызвала доста­точ­ное коли­че­ство отзы­вов. Были отзывы с бла­го­дар­но­стью, а были и с осуж­де­нием и непо­ни­ма­нием. Но мне запом­нился один ком­мен­та­рий. При­веду его дословно: «У меня пару заме­ча­ний. Как известно, про­те­станты бывают разные. Среди них и люте­ране. И знают они Писа­ние в целом лучше пра­во­слав­ных. Так вот, их пози­ция: можно «почи­тать святых», т.е. вспо­ми­нать их жизнь, ста­вить их в пример… но нельзя им молиться. Почему? – потому, что все почив­шие пре­бы­вают в ожи­да­нии Страш­ного Суда. До этого они как бы «недее­спо­собны». Таким обра­зом, вoпрос не в пан­те­изме, а пони­ма­нии загроб­ной жизни до(!) Суда. Если батюшка соиз­во­лит это объ­яс­нить, ссы­ла­ясь на Писа­ние (а для про­те­стан­тов это авто­ри­тет в отли­чие от пре­да­ния), тогда это будет более ценным».

Итак, пред­ла­гаю чита­телю вновь рас­смот­реть тему почи­та­ния святых в свете Свя­щен­ного Писа­ния. Сразу же хотел бы воз­ра­зить автору ком­мен­та­рия в том, что люте­ране знают Библию лучше пра­во­слав­ных. Библия одна и у пра­во­слав­ных и у про­те­стан­тов. Есть пра­во­слав­ные, кото­рые весьма хорошо знают Свя­щен­ное Писа­ние, есть и про­те­станты, кото­рые хорошо под­ко­ваны в знании Библии. Поэтому, думаю, что какое-то срав­не­ние вообще неуместно.

Про­дол­жим дальше. Дей­стви­тельно, про­те­станты не при­знают Свя­щен­ного Пре­да­ния, для них явля­ется авто­ри­те­том лишь Свя­щен­ное Писа­ние. Пусть так. Начнем со слов ап. Павла, ска­зан­ных в посла­нии к евреям: «вы при­сту­пили … ко граду Бога Живаго, к Небес­ному Иеру­са­лиму и тьмам Анге­лов, к тор­же­ству­ю­щему собору и церкви пер­вен­цев, напи­сан­ных на небе­сах, и к Судии всех Богу, и к духам пра­вед­ни­ков, достиг­ших совер­шен­ства» ( Евр.12:22-23 ). Пра­вед­ники пре­бы­вают на небе­сах, в Небес­ном Иеру­са­лиме. Значит, их загроб­ная участь уже опре­де­лена Гос­по­дом. Еще более пока­за­тельны в этом вопросе слова Спа­си­теля, ска­зан­ные рас­ка­яв­ше­муся раз­бой­нику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Свя­щен­ное Писа­ние содер­жит доста­точ­ное коли­че­ство тек­стов, гово­ря­щих о святых, как о насель­ни­ках Небес­ного Града. Вот один из них: «тогда четыре живот­ных и два­дцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золо­тые чаши, полные фимиама, кото­рые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Пока­зана и нема­ло­важ­ность святых в Небес­ном Иеру­са­лиме: «и соде­лал нас царями и свя­щен­ни­ками Богу нашему; и мы будем цар­ство­вать на земле» ( Откр.5:10 ). И их число доста­точно велико: «И я видел, и слышал голос многих Анге­лов вокруг пре­стола и живот­ных и стар­цев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» ( Откр.5:11 ). Сле­до­ва­тельно, согласно Писа­нию, святые уже пре­бы­вают в раю рядом с Гос­по­дом и их загроб­ная участь уже опре­де­лена до Страш­ного Суда.

Теперь стоит пораз­мыс­лить над «недее­спо­соб­но­стью» святых, о кото­рых гово­рил автор ком­мен­та­рия. Здесь было бы умест­ным дать опре­де­ле­ние Церкви Хри­сто­вой. Опять обра­тимся к Писа­нию. Бог поло­жил «всё небес­ное и земное соеди­нить под Главою – Хри­стом» ( Еф.1:10 ). Сле­до­ва­тельно, Цер­ковь Хри­стова – это сово­куп­ность небес­ной и земной церк­вей. Цер­ковь небес­ная и земная есть одно Тело, Глава кото­рого – Хри­стос. А все мы, в том числе и святые – это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не забо­тятся друг о друге. Разве одна нога, спо­ткнув­шись, не пере­кла­ды­вает всей ноши тела на другую ногу. Или одна рука не моет ли другую забо­тясь о ней. Не может орга­низм функ­ци­о­ни­ро­вать, если пре­кра­тило свою работу сердце. В таком случае, не забо­тятся ли святые о нас, уже нахо­дясь перед Богом.

Разве не посы­лает здо­ро­вый орган тела импульс голов­ному мозгу о том, что начал болеть сосед­ний. Так же и святые молят о нас Гос­пода, «дабы не было раз­де­ле­ния в теле, а все члены оди­на­ково забо­ти­лись друг о друге. Посему, стра­дает ли один член, стра­дают с ним все члены; сла­вится ли один член, с ним раду­ются все члены» ( 1Кор.12:25-26 ). «Вышний Иеру­са­лим … он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). А ведь граж­дане одного города, когда увидят своих сограж­дан в какой-либо беде, тотчас по зову их помо­гают, чем могут. Так посту­пают и пра­во­слав­ные и про­те­станты. И те и другие молятся друг за друга, не взирая на многие труд­но­сти, кото­рые при­хо­дится пре­одо­ле­вать, чтобы помочь или делом или молит­вой. Молятся по слову апо­стола: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церкви, и пусть помо­лятся над ним, пома­зав его елеем во имя Гос­подне. И молитва веры исце­лит боля­щего, и вос­ста­вит его Гос­подь» ( Иак.5:14-15 ).

Так почему же про­те­станты воз­бра­няют молиться за нас самим апо­сто­лам? Разве это не абсурд? Вза­им­ная молитва есть про­яв­ле­ние вза­им­ной хри­сти­ан­ской любви и попе­че­ния. Вот в эту-то вза­им­ность между земной Цер­ко­вью и небес­ной не верят про­те­стант­ские бого­словы. Во дни своей земной жизни апо­столы, по слову Спа­си­теля, любили ближ­них и моли­лись за них: «мы… не пере­стаем молиться о вас» ( Кол.1:8 ). Так неужели, после того, как они «вышли из тела и водво­ри­лись у Гос­пода» ( 2Кор.5:6-8 ), стали меньше любить тех, кото­рые оста­лись на земле? Неужели поте­ряли они ту любовь во Христе Иисусе, о кото­рой и сами писали, что она «нико­гда не пере­стает» ( 1Кор.13:8 )? Нет, нет и еще раз нет! Они молятся за нас и молитва их дей­ственна, и глупо отри­цать это. Сколько чудес совер­шает Гос­подь через их святые мощи и иконы! И этому нет про­ти­во­ре­чий в Свя­щен­ном Писа­нии, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:25 ). А их дела видны всем.

Просят за нас святые угод­ники, и Гос­подь испол­няет их просьбы: «чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите» ( Мф.21:22 ). Они наши сомо­лит­вен­ники. Мы просим их молиться с нами и за нас. Так почему же мы должны отверг­нуть от себя то, что было есте­ственно для святых – молитву друг за друга? В пра­во­сла­вии молит­вен­ное при­зы­ва­ние святых осно­вы­ва­ется на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей име­ю­щих сво­бод­ную молитву. При­зы­вает к вза­им­ной молитве не только Гос­подь, но святые вторят ему. Святой Киприан Кар­фа­ген­ский: “Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отой­дет туда (на небо) по бла­го­во­ле­нию Божию: да про­дол­жится пред Гос­по­дом наша вза­им­ная любовь, и да не пре­ста­нет пред мило­сер­дием Отца, молитва за наших братий”. А вот как гово­рит о пред­ста­тель­стве святых свт. Васи­лий Вели­кий в слове на 40 муче­ни­ков: «Сколько упо­тре­бил бы ты труда найти и одного молит­вен­ника за себя ко Гос­поду! – и вот 40 молит­вен­ни­ков, воз­сы­ла­ю­щих соглас­ную молитву… святый лик! Свя­щен­ная дру­жина! Непо­ко­ле­би­мый полк! Общие хра­ни­тели чело­ве­че­ского рода! Добрые сообщ­ники в забо­тах, спо­спеш­ники в молит­вах, самые силь­ные хода­таи, све­тила все­лен­ной, цвет церк­вей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверз­лись врата рая».

Итак, святые молятся за нас, помощь их дей­ственна и видна многим. Сколько у людей духов­ных и житей­ских нужд. Но не всегда Гос­подь испол­няет наши молит­вен­ные просьбы. И это по грехам нашим: «И когда вы про­сти­ра­ете руки ваши, Я закры­ваю от вас очи Мои; и когда вы умно­жа­ете моле­ния ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Бывает это и от того, что мы молимся без веры и усер­дия: «Чело­век с дво­я­щи­мися мыс­лями не тверд во всех путях своих» ( Иак.1:8 ). Молитвы же святых Гос­подь слышит и испол­няет: «потому что очи Гос­пода обра­щены к пра­вед­ным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Молитвы святых сильны перед Богом: «При­зна­вай­тесь друг перед другом в про­ступ­ках и моли­тесь друг за друга, чтобы исце­литься: много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного. Илия был чело­век, подоб­ный нам, и молит­вою помо­лился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть меся­цев. И опять помо­лился: и небо дало дождь, и земля про­из­рас­тила плод свой» ( Иак.5:16-18 ). Поэтому мы и ста­ра­емся найти себе сомо­лит­вен­ни­ков и пред­ста­те­лей перед Гос­по­дом среди святых. И дей­стви­тельно, многие люди при­бе­гают к молит­вен­ной помощи святых в разных нуждах. И каж­дому свя­тому Гос­подь дает особую бла­го­дать помощи людям в раз­лич­ных ситу­а­циях. Сколько женщин ста­но­вятся счаст­ли­выми мате­рями после долгих лет бес­пло­дия по молит­вам Бого­ма­тери. И воис­тину «Кто при­те­кая в храм твой, Бого­ро­дице, не прем­лет вскоре исце­ле­ния?» (чино­по­сле­до­ва­ние малого освя­ще­ния воды). А сколько людей исце­ляет от телес­ных неду­гов Гос­подь руками вмч. Пан­те­ле­и­мона Исце­ли­теля. И не пере­честь всех чудес, кото­рых творит Бог по молит­вам свт. Нико­лая Чудо­творца.

Уже сло­жи­лась тра­ди­ция молитвы разным святым в раз­лич­ных нуждах. В ней нет ничего пред­рас­су­ди­тель­ного, если сле­до­вать всему выше­из­ло­жен­ному. Но, к сожа­ле­нию, многие люди не пони­мают этого. В послед­нее время в храмах появи­лись в про­даже «молит­во­словы на раз­лич­ную потребу». В них изобильно пред­став­лены молитвы святым угод­ни­кам в раз­лич­ных житей­ских нуждах. Назва­ния молитв в них пред­став­лены при­мерно сле­ду­ю­щим обра­зом: «молитва Адри­ану и Ната­лии о семей­ном бла­го­по­лу­чии» или «молитва Пан­те­ле­и­мону Исце­ли­телю от телес­ных неду­гов». Пре­красно, давайте молиться! Откры­ваем нужную стра­ницу и видим, что там нахо­дится молитва, чита­е­мая в день памяти свя­того. Что-то сму­щает. А где же наша житей­ская нужда? Куда делось наше молит­вен­ное про­ше­ние к свя­тому помо­литься в кон­крет­ной ситу­а­ции? Разве не проще обра­титься к свя­тому своими сло­вами и попро­сить помо­литься за нас. Ведь, как гово­рил Иоанн Зла­то­уст, «молитвы святых имеют очень вели­кую силу, но только когда мы сами рас­ка­и­ва­емся и исправ­ля­емся». И лишь в редкой книге можно найти подоб­ное объ­яс­не­ние. Как пра­вило, его нет. А народ Божий начи­нает усердно читать пред­ло­жен­ные молитвы как некие заго­воры. Напи­сано ведь черным по белому: «от телес­ных неду­гов» и т.п. И даже не сове­ту­ются со свя­щен­ни­ками в столь важном вопросе, как молит­вен­ное пра­вило. А зачем? В молит­во­слове ведь все напи­сано, как и кому молиться. А в молитве ко свя­тому многие и вовсе забы­вают о том, что пода­те­лем всех благ явля­ется Все­мо­гу­щий Бог, а не святой. И молит­вен­ное пра­вило такого чело­века пред­став­ляет собой подо­бие такого «молит­во­слова на всякую потребу», где нет места молитве Гос­поду. А чело­век уже начи­нает мнить себя стол­пом бла­го­че­стия и при­ме­ром молит­вен­ного подвиж­ни­че­ства. В итоге впа­дает в гор­дыню. И этому виной изда­тели таких молит­во­сло­вов, кото­рые в целях эко­но­мии средств не утруж­дают себя объ­яс­не­нием того, как пра­вильно почи­тать святых и про­сить их молит­вен­ного пред­ста­тель­ства. Печально, но факт! И это вовсе не при­ду­мано мной, а осно­вано на реаль­ных чело­ве­че­ских судь­бах. К сча­стью, есть и про­ти­во­по­лож­ные при­меры, когда изда­тели, забо­тясь о чита­теле, подробно изъ­яс­няют то, как сле­дует чтить святых и обра­щаться к ним за молит­вен­ной под­держ­кой. Такой молит­во­слов при­ятно взять в руки и помо­литься.

Так что же делать чело­веку неопыт­ному в таком важном вопросе, как молитва? В первую оче­редь, необ­хо­димо четко пони­мать, что мы просим святых молить Бога о нас. И никак иначе! Во вторых, молитва – это не какой-то заго­вор, после про­чте­ния кото­рого момен­тально пере­ста­нет болеть голова или удачно выйдет замуж заси­дев­ша­яся в девках дочь. Лишь Гос­подь знает, когда и что подать от своих бога­тых мило­стей и щедрот чело­веку. В тре­тьих, перед нача­лом посто­ян­ного чтения того или иного молит­вен­ного после­до­ва­ния нужно взять бла­го­сло­ве­ние у духов­ника. В этом случае чело­век будет знать, что посту­пает пра­вильно, а с бла­го­сло­ве­ния молиться всегда лучше. Можно даже попро­сить свя­щен­ника отслу­жить моле­бен свя­тому, к кото­рому впо­след­ствии будет обра­щаться с молит­вами. Но только не надо про­сить батюшку отслу­жить моле­бен о мате­ри­аль­ном бла­го­по­лу­чии или повы­ше­нии по службе. Если бы Гос­подь испол­нял эти про­ше­ния, то свя­щен­ники, навер­ное, были бы самыми бога­тыми и успеш­ными людьми на земле. Но самое глав­ное, надо пом­нить, что молитва нико­гда не бывает лишней. Она, по слову Иоанна Зла­то­уста, «есть наша бла­го­го­вей­ная беседа с Богом». Пусть и пред­ста­тель­ством святых. Одним словом, бесе­дуйте на здо­ро­вье! Все святые, молите Бога о нас!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *