Для чего нужны технические остановки поезда
Почему поезд останавливается, никого не впускают и не выпускают, а в расписании этой остановки нет?
Даниил, ж/д эксперт
Во время поездки по железной дороге иногда можно увидеть такую картину: средь бела дня поезд останавливается на каком-то полустанке или вовсе где-то в лесу или в поле. При этом никто не выходит и не заходит в поезд, двери остаются закрытыми, проводники даже покурить не выпускают. А самое главное, что в расписании, которое висит рядом с купе проводника – этой остановки нет в принципе. Для чего же тогда состав останавливается? Давайте разбираться!
Технические остановки: где поезд может остановиться?
Все эти загадочные стоянки по несколько минут можно разделить на две группы, первая из которых – это техническая остановка. Техническая остановка может быть произведена только на станциях, обгонных пунктах и разъездах. Вкратце расскажу о последних двух терминах:
Обгонный пункт, как можно понять из названия, служит для обгона одного поезда другим. Часто бывает ситуация, когда нужно пропустить поезд, идущий позади с большей скоростью. В таком случае, впереди идущий поезд становится под обгон, то есть занимает боковой путь. А тот поезд, который идёт сзади, продолжает движение по главному пути. То есть о бгонный пункт – это раздельный пункт на двухпутных железных дорогах, который имеет дополнительный боковой путь.
На однопутных железных дорогах, где движение поездов в обе стороны происходит по одному и тому же пути, используются разъезды. Как правило, разъезд имеет от одного до трёх дополнительных путей. На них проводятся операции по обгону или скрещению. Скрещение – это пропуск встречного поезда. Тут всё просто – чтобы поезда не столкнулись на одном железнодорожном пути, одному из них надо «уступить дорогу» и остановиться на некоторое время на дополнительном пути.
Технические остановки: зачем они нужны?
Вернёмся к техническим остановкам. Так как выше речь шла про обгонные пункты и разъезды, то будет разумно начать с тех остановок, которые предназначены для пропуска встречного или сзади идущего поезда. В таких случаях ваш поезд может встать на несколько минут на боковой путь, чтобы пропустить другой поезд. Такие остановки предусмотрены в графике движения поездов – основе всей эксплуатационной работы на железной дороге. А вот в расписании, которое предназначено для пассажиров, эти остановки, как правило, не прописывают.
Бывает такое, что на обгонном пункте поезд может простоять несколько часов. Чаще всего это случается с дополнительными (сезонными) поездами, которые вводят летом и которые ходят из Центральной России на Черноморские курорты. Они имеют меньший приоритет, чем фирменные и скорые поезда, поэтому порою вынуждены стоять на обгонном пункте и ждать, пока все более важные поезда проедут.
Далее идут операции, которые осуществляются во время технических остановок. К ним можно отнести заправку вагонов водой, осмотр вагонов, смену локомотива или локомотивной бригады (машиниста и его помощника). Однако эти операции чаще всего проводят на крупных станциях, где осуществляется посадка и высадка пассажиров, а занимают они около 20 минут.
Также пассажирские вагоны, оборудованные биотуалетом, нуждаются в откачке его содержимого. Этим занимаются на технических площадках вне пассажирских станций (по понятным причинам). На откачку содержимого туалета уходит около получаса. Сюда же можно отнести и опорожнение мусорных урн, расположенных в вагонах. Но делается эта процедура не так часто. Скажем, на маршруте Санкт-Петербург – Москва на промежуточных станциях таких операций не производят.
Неожиданные стоянки «в чистом поле»
Бывает и такое, что поезд останавливается посреди поля или леса. При этом боковых путей вы не наблюдаете, да и с вагонами никаких операций не проводится. Практически в 100% случаев такие остановки связаны с тем, что следующий перегон или блок-участок – занят. Что это значит?
Движение на железной дороге организовано следующим образом: станции делят железную дорогу на перегоны. А на перегонах расположены проходные светофоры, которые делят перегон на блок-участки. Длина блок-участков варьируется от 800 метров до 2 километров. Если светофор показывает зелёный огонь – значит впереди свободно два и более блок-участка. Если горит жёлтый – значит свободен только следующий блок-участок. А если на светофоре красный – то движение запрещено, следующий блок-участок занят.
Если поезд остановился в глуши, то практически всегда это говорит о том, что на светофоре горит красный огонь, и машинист должен подождать, пока сигналы сменятся. Чаще всего это занимает не более пяти минут. Эти остановки сложно предсказать заранее, поэтому их нет ни в графике движения поездов, ни в расписании у купе проводника.
А если вы хотите больше узнать про нюансы работы железной дороги, добро пожаловать на канал ПОД СТУК!
Задайте любой вопрос о железной дороге и поездах в комментариях, и мы постараемся на него ответить.
Технические остановки поезда
Практически все пассажиры сталкивались с тем, что поезд делает остановки, а двери не открываются, желающих покурить или подышать свежим воздухом не пускают на улицу. Такие остановки делались и раньше, но с принятием закона о запрете курения в общественных местах их стали больше замечать. В частности курильщики, которые стараются при любой возможности выбежать на перрон, чтобы покурить. Их удивляет, почему проводники не открывают двери и не поддаются на уговоры и просьбы. Чем вызваны остановки, разберемся далее.
Двухминутная остановка
Поезд может не двигаться в течение 2-3 минут по разным причинам. Как и движение автомобилей, перемещение железнодорожных составов регулируется знаками и светофорами. Иногда они вынуждены делать остановку. Открыть двери проводник не имеет права даже на минутку. Часто пассажирам просто некуда выйти.
Еще одна часта причина – пропускание других составов. Все поезда двигаются согласно расписанию. Его нарушение недопустимо, так как все маршруты между собой взаимосвязаны. Нарушение графика может привести к сбоям во всей системе.
Иногда поезд останавливается на пару минут для выгрузки или загрузки почты. Так как это относится к техническим остановкам, выгрузка и загрузка пассажиров не производится, а значит, и двери не открываются. Исключение составляет вагон, в котором перевозится почта. Делает остановки поезд и при смене машинистов. Процесс этот обычно занимает не более 3-х минут, поэтому желающих выйти на перрон, не выпускают из вагона.
Длительные остановки
Иногда случаются ситуации, когда поезд стоит на станции продолжительное время, но при этом двери остаются закрытыми. Обычно такие остановки происходят ночью, поэтому редко доставляют пассажирам неудобства. Причина – техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Обычно плановые работы проводят на поездах дальнего следования, которые проводят в пути несколько дней.
Сотрудниками железной дороги проводятся комплекс работ. Они тщательно проверяют состояние сцепных устройств, тормоза, колесные пары и другие элементы движущегося состава. В зависимости от состояния узлов при необходимости проводится мелкий ремонт. При этом отцепка вагонов не производится, но пассажирам нужно оставаться внутри. Выход на перрон под запретом.
Как договориться с проводником?
Люди, которые курят, при любой остановке пытаются выйти на перрон. Иногда они просят проводника открыть дверь, но в большинстве случае им не удается его уговорить. Не стоит настаивать, поскольку работники придерживаются установленных правил. Они не имеют права открывать двери.
Если поезд стоит, а вас не выпускают, это кратковременная мера. Подождите, пока состав доедет до следующей станции, чтобы выйти на улицу. Но и в таком случае будьте бдительны. Следите за временем, иначе рискуете остаться на вокзале или полустанке. Выбирайте подходящее для курения место, чтобы избежать проблем с полицией.
Зачем нужны технические остановки поездов?
Обсуждение вопроса:
Причин остановки может быть довольно много. Банальный запрещающий сигнал светофора, перед которым следует обязательная остановка. Это означает, что следующий блок участок занят. Также нередко бывает, что поезд останавливается недалеко от станции, чтобы пропустить другие составы.
Также поезд останавливается для смены локомотивной бригады в пути. Делается это по нескольким причинам: во-первых машинистам, как и всем, нужен отдых, а во вторых они работают в определенном локомотивном депо, в юрисдикции которого находится лишь определённая часть железной дороги.
На поездах, которые находятся в пути несколько дней, ночью иногда проводят технический осмотр и мелкий ремонт. Разумеется, на ходу это сделать невозможно, поэтому для этого предусмотрены остановки
Поезд может не двигаться в течение 2-3 минут по разным причинам. Как и движение автомобилей, перемещение железнодорожных составов регулируется знаками и светофорами. Еще одна часта причина – пропускание других составов. Иногда поезд останавливается на пару минут для выгрузки или загрузки почты.
Причина – техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Обычно плановые работы проводят на поездах дальнего следования, которые проводят в пути несколько дней.
Сотрудниками железной дороги проводятся комплекс работ. Они тщательно проверяют состояние сцепных устройств, тормоза, колесные пары и другие элементы движущегося состава. В зависимости от состояния узлов при необходимости проводится мелкий ремонт.
Техническая остановка может быть произведена только на станциях, обгонных пунктах и разъездах.
Обгонный пункт, как можно понять из названия, служит для обгона одного поезда другим. Часто бывает ситуация, когда нужно пропустить поезд, идущий позади с большей скоростью. В таком случае, впереди идущий поезд становится под обгон, то есть занимает боковой путь. А тот поезд, который идёт сзади, продолжает движение по главному пути.
На однопутных железных дорогах, где движение поездов в обе стороны происходит по одному и тому же пути, используются разъезды. Как правило, разъезд имеет от одного до трёх дополнительных путей. На них проводятся операции по обгону или скрещению. Скрещение – это пропуск встречного поезда.
Пропустить другие поезда
Вернёмся к техническим остановкам. Так как выше речь шла про обгонные пункты и разъезды, то будет разумно начать с тех остановок, которые предназначены для пропуска встречного или сзади идущего поезда. В таких случаях ваш поезд может встать на несколько минут на боковой путь, чтобы пропустить другой поезд.
Провести технические операции
Далее идут операции, которые осуществляются во время технических остановок. К ним можно отнести заправку вагонов водой, осмотр вагонов, смену локомотива или локомотивной бригады (машиниста и его помощника). Однако эти операции чаще всего проводят на крупных станциях, где осуществляется посадка и высадка пассажиров.
Провести санитарные процедуры
Также пассажирские вагоны, оборудованные биотуалетом, нуждаются в откачке его содержимого. Этим занимаются на технических площадках вне пассажирских станций (по понятным причинам).
На технических остановках:
— пропускают встречный (на однопутках) или более быстрый поезд;
— меняют локомотивную бригаду, локомотив, а иногда прицепляют/отцепляют вспомогательный локомотив;
— заправляют вагоны водой и углем;
— удаляют мусор или откачивают содержимое биотуалетов.
Зачем поезда делают остановки, во время которых никого не выпускают из вагонов
Любители путешествовать на поезде уже привыкли к тому, что в пути может случиться нескольких незапланированных остановок. Они не являются сигналами чрезвычайной ситуации, а относиться к ним следует как к обычным вещам в пути. Однако есть и такие остановки, во время которых пассажиров не впускают и не выпускают из вагонов. Ниже разбираемся, по каким причинам нужны подобные остановки и что происходит в то время, пока стоит весь локомотив.
Технические причины
Остановки могут происходить как на станциях, так и на перегонах. Причем остановка, произведенная в силу технических обстоятельств, предусмотрена специальным расписанием. Она может осуществляться только на станции, разъезде или обгонном пункте, однако пассажиров могут о них и не уведомлять, так как они довольно короткие.
Подобные технические стоянки могут происходить по нескольким причинам. Так, поезд может остановиться для того, чтобы вагоны заправили водой, откачали содержимое биотуалетов или же совершили регулярный осмотр вагонов. Помимо этого, может оказаться необходимым сменить целый локомотив или его работников. Также поезд может задержаться на станции в силу того, что нужно пропустить вперед какой-либо поезд или пропустить встречный.
Интересно, что смену локомотива, а также пересменку работников стараются осуществлять лишь на крупных станциях, когда пассажиры могут подышать свежим воздухом или купить сувениры. Кстати, о том, почему поезд сдает назад перед отправлением, можно почитать в другой нашей статье.
Ожидание своей очереди
Однако поезда могут останавливаться не только по расписанию и в заранее предусмотренных для этого местах. Бывает, что всему составу необходимо остановиться для того, чтобы подождать, пока другой поезд освободит путь.
В это время последующий блок-участок, который поезд должен преодолеть, оказывается для него недоступен, о чем говорит запрещающий сигнал впереди. Естественно, подобные стоянки невозможно предусмотреть графиком, так что происходят они неожиданно, но длятся недолго.
Многие путешественники сегодня жалуются на то, что с запуском «Сапсанов» нескоростные локомотивы стали останавливать посредине дня для того, чтобы пропускать новенькие поезда. Некоторые сообщают, что подобные инциденты случаются очень часто, а время ожидания иногда даже превышает полчаса.
Также предлагаем узнать о пятерке мест в поезде, от которых лучше держаться подальше.
А вы часто пользуетесь поездами или предпочитаете летать?
Сколько литров воды в пассажирском вагоне? Для чего нужна техническая остановка поезда? Где находится ЛНП, и что такое штаб? Зачем проводники провожают станцию, стоя в тамбуре? И как тормозит поезд?
Сколько литров воды в пассажирском вагоне?
Иногда в пути следования пассажиры сообщают, что воды в кранах нет. Посмотрим, почему это почти невозможно.
Пассажирский вагон является автономным объектом, в котором возможно обеспечить минимальные условия для жизни на несколько дней. Для обслуживания системы отопления и для бесперебойной поставки воды в титан (кипятильник) необходимы большие объёмы воды.
Минимального запаса воды в пассажирском вагоне должно хватать при полной населённости вагона на 12 часов. Расход воды на человека (по нормам)
20 литров.
Проведем сухой расчёт: сколько воды нужно пассажирам, например, в плацкартном вагоне туда и обратно.
54+54=108 пассажиров
108*20=2160 литров
В пассажирском вагоне 2 бака с водой объёмом 850 л и 80 л. Находятся они в верхней части вагона.
Итого: 850+80=930 л. По норме расхода воды на человека не хватает даже на путь в одну сторону.
Хватает! И вот почему.
Например, на крупных городских вокзалах между платформами можно увидеть ряд металлических коробок, выстроенных ровной линией вдоль полотна.
К этим устройствам подключается шланг, который присоединяется к вагону в определённом месте, и под давлением подаётся вода. Когда система заполняется, избыток воды выходит через вестовую трубу.
Таким образом обеспечивается постоянная подача воды в пассажирский вагон от станции к станции, чтобы не допускать пустой системы водоснабжения. Поэтому, так или иначе, вода в пассажирском вагоне есть всегда. Кроме того, 1 пассажир редко за поездку использует 20 литров воды.
Для чего нужна техническая остановка поезда?
В пути следования пассажирский поезд совершает различные остановки. Одни отражены в служебном расписании, другие известны только машинисту.
В расписании, расположенном в пассажирском вагоне, техническая остановка иногда отмечается «*» (знак звёздочки). Как правило, выход пассажиров во время технички запрещён. Технические остановки поездов включены в график движения, их точное время и продолжительность известны дежурному по станции, машинисту (и редко проводнику).
Для чего нужны технические остановки поездов?
1) Смена локомотивной бригады или локомотива
2) Запрещающий сигнал светофора
3) Скрещение, обгон*
4) Опробование тормозов перед спусками
5) Экипировка пассажирских вагонов: заправка топливом и водой, вынос мусора
Расписание поездов составляется инженерами путей сообщения согласно маршруту, по которому следует поезд. Диспетчер регулирует длительность технических остановок, то есть может сократить или увеличить их по мере необходимости, а некоторые и отменить.
Где находится ЛНП и что такое штаб?
Штабной вагон находится в составе пассажирского поезда, и распознать его можно по своеобразной антенне на крыше, подписи на маршрутной доске «Багаж» и широкой двери с нерабочей стороны. Кроме того, в каждом вагоне поезда на двери купе проводника должна быть визитка начальника поезда и порядковый номер вагона, в котором он едет.
В штабном вагоне едут начальник поезда, поездной электромеханик, проводники (один или два).
Начальник поезда располагается в первом (после служебного) купе с одним спальным местом. Там оборудована радиоточка и установлена другая техника. с помощью которой ЛНП поддерживает связь с машинистом, а также иногда использует громкую связь для объявления важной информации по вагонам.
Как правило, в штабном вагоне продаются места с 5 по 19 или по 23. От этого складывается впечатление малонаселённости вагона.
Всё начинается с того, что в вагонах с инвалидным купе дверь с нерабочей стороны широкая, предназначенная для того, чтобы входила коляска без препятствий.
Всё чаще стали появляться штабные вагоны с душевой кабиной. Для пассажиров эта услуга платная. Напор воды там нестабильный, как и в кранах новых тверских вагонов, выдаётся порциями. Но в дальней дороге и такой душ будет спасением.
Зачем проводники провожают станцию, стоя в тамбуре?
Это одна из важнейших обязанностей проводника, потому что является частью обеспечения безопасности пассажиров и провожающих.
Пожалуй, это главный ответ на вопрос «Зачем проводник провожает станцию?».
Как тормозит пассажирский поезд?
На тему системы торможения пассажирских поездов читается не одна лекция, ещё сложнее всё на практике. Но мы попробуем разобрать этот вопрос, как можно проще.
Итак, машинист запускает систему торможения поезда примерно за 1 км до полной предполагаемой служебной остановки. Чем больше скорость состава, тем длиннее тормозной путь. Например, если скорость равна 140 км/ч, то тормозной путь составляет более 1500 м. Для точного расчёта тормозного пути существуют специальные формулы.
На грузовых и пассажирских поездах системы торможения различны, потому что отличается устройство тележки вагона.
Торможение пассажирского поезда происходит за счет прижатия тормозных колодок к поверхности катания колеса.
Тормозные колодки имеют свойство стираться из-за сильного трения о колесо. Есть допустимые нормы стирания, они регулярно измеряются вагонниками, и по мере необходимости производится замена.
Таким образом происходит гашение энергии движущегося состава и превращение её в тепло, которое рассеивается в окружающей среде.
Всем известен стоп-кран.
Данное устройство экстренно разряжает тормозную магистраль. Для остановки состава достаточно привести в действие один стоп-кран в любом из вагонов поезда.
Стоит отметить, что самовольный (без надобности) срыв стоп-крана влечёт административную ответственность и наложение штрафа!