Для чего нужны тральщики
Тральщик
Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил.
По водоизмещению, мореходности и вооружению делятся на морские тральщики (водоизмещение 660—1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.
По принципу действия делятся на собственно тральщики (англ. minesweepers ) и тральщики-искатели мин (англ. minehunters ).
Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:
В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:
К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины). [1] [2]
В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52. В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.
ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ
Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ
Актуальны ли для современного ВМФ тральщики: перспективы в Российской армии
Тральщик. В привычном нам понимании, основанном обычно на материалах о Второй Мировой войне, это небольшой и неказистый такой кораблик. Пара пушечек отгонять бакланов, пулеметы, небольшой ход и тралы. Но только глупец недооценит или с презрением будет отзываться о пользе этих кораблей. Война давно закончилась, но только не для этих кораблей. Сколько лет после войны тральщики чистили Балтику, сколько мин было обезврежено в Черном море – это была сверхпроблема. Которую решили не линкоры и авианосцы, а эти неказистые труженики моря. Зачастую – за счет своих экипажей, ибо человечество придумало множество смертоносных вещей и набросало их в море. Тральщики, хоть их и называют теперь кораблями противоминной обороны, актуальны совершенно так же, как и 100 лет назад, так как мины тоже не потеряли своей актуальности. Более того, мину стали «умнее» и опаснее. Об этом стоит поговорить отдельно, они того стоят. Но у нас речь пойдет не о минах последнего поколения. А о кораблях, которые должны с ними бороться.
Где? На ум приходят четыре региона, где это может стать весьма актуально: Персидский залив, Балтика, Черное море и сирийское побережье. Причем, грамотно вываленные в Заливе три-четыре десятка мин смогут очень красиво парализовать мировую торговлю нефтью и вызвать некрасивые последствия.
Тральщик актуален и полезен.
А что у нас? У нас все очень своеобразно. Как обычно, впрочем. В августе флоту был передан заводом «Северная верфь» очередной корабль проекта 12700 «Александрит» – «Георгий Курбатов».
Очередной – это звучит красиво и уверенно. Это четвертый корабль проекта 12700. Вообще «Курбатов» был заложен первым, но из-за пожара постройка была очень сильно «сдвинута вправо». Если быть совсем точным – пожар запросто мог уничтожить корабль на стапеле. Этого не произошло, к огромному счастью, «Курбатова» отстояли и достроили.
Тральщики проекта 12700 – это так называемые БТЩ, базовые тральщики. Задачи этих кораблей с одной стороны, просты до безобразия: БТЩ в первую очередь должен находить и ликвидировать мины в прибрежной зоне. И наоборот, осуществлять постановку мин там, где это будет необходимо.
Кстати, с БТЩ проекта 12700 была связана очень странная история, о которой много тогда говорили специалисты. Это случилось не так давно, в 2017 году. Тогда главком ВМФ Владимир Королев (бывший уже главком) взял и перевел первый корабль проекта 12700 «Александр Обухов» и все следующие за ним корабли в МТЩ, морские тральщики.
МТЩ – это корабль несколько иного плана. Его основная задача – сопровождение корабельных группировок и обеспечение их противоминной безопасности на всем протяжении похода и выполнения задач.
Это корабли большего водоизмещения, чем БТЩ, соответственно, у них больше габариты и выше мореходность. «Александриты» совершенно не годятся для походов в дальнюю океанскую зону. Для этого у них нет ни мореходности, ни автономности.
Потом тральщикам вернули прежний статус БТЩ. Вообще сама по себе авантюра адмирала Королева была не от хорошей жизни. Просто, как всегда у нас, не продуманно поступил бывший Главком ВМФ. От того, что БТЩ превращается на бумаге в МТЩ, на деле так не выходит. И «тришкин кафтан» получается. Королеву деваться было некуда, пусть на бумаге, но с МТЩ надо было что-то делать.
Однако, если с «Александритами» у нас все более-менее, то есть, корабли пошли в серию и за ближнюю зону можно будет не опасаться, то вот с МТЩ все обстоит куда печальнее.
Морской тральщик – необходимый инструмент в корабельной группировке. Наши зачастую очень активные, но не очень понимающие господа поклонники каких-то там походов на другой край земли и там демонстрации российского флага или того хуже, эскадренных боев на просторах Мирового океана, они не понимают, что авианосец – не панацея от всех бед. Требуются корабли сопровождения, которые не дадут утопить это дорогостоящее корыто.
У нас на три флота десять морских тральщиков. Шесть в составе Черноморского флота, два в составе Северного флота и два на Тихом океане.
Причем, противоминных кораблей, способных вывести атомную подводную лодку в оперативную зону океана или моря по сути всего два: это морские тральщики проекта 12660 «Рубин» «Владимир Гуманенко» и «Железняков», принадлежностью СФ и ТОФ соответственно.
Эти корабли, построенные довольно давно (1994 и 1988 год) – первые советские МТЩ, способные уничтожать глубоководные мины-торпеды «Captor», гидроакустические буи противолодочной системы оповещения «Colas» и другие подводные объекты противника на глубине до 1000 метров.
И именно эти тральщики способны вывести атомную подводную лодку на оперативный простор, обеспечив ей защиту от мин и торпед. Мина, выставленная на пути выхода АПЛ в Мотовский залив, например – это большая проблема.
«Рубины» в состоянии выполнить задачу по проводке АПЛ в океан, несмотря на свой возраст. Оборудование на них вполне современное, способное бороться с минами последних поколений. Акустическими, магнитными, электромагнитными, автоматическими.
«Железняков» и (особенно) «Гуманенко» оснащены вполне прилично. Они выполняют задачи по поиску мин с помощью гидроакустической станции, искателей-уничтожителей с дистанционным управлением, акустических и электромагнитных тралов. Для уничтожения мин различных принципов действия используются акустический и электромагнитный тралы, самонаводящиеся противоминные снаряды-торпеды, торпеда, получающая целеуказание от корабля. Применяется и традиционный контактный трал.
И вот только эти два корабля могут справится с такими важными задачами. Остальные морские тральщики в составе флотов – еще более древние корабли проекта 226 «Аквамарин» и его различных модификаций. То есть, построенные в интервале от 1960 до 1980 годов. Абсолютно неспособные работать против современных мин.
Исключение может составить «Вице-адмирал Захарьин» проекта 266.8, построенный в начале двухтысячных, имеющий относительно современные средства поиска.
С этим кораблем получилась вообще грустная история. Дело в том, что тральщики проекта 226МЭ (модернизированный, экспортный) охотно покупались другими странами. Но после начала 90-х уровень оснащения кораблей перестал устраивать заказчиков, и от этого тральщика отказался Вьетнам. Корабль дооборудовали и отправили служить на Черное море. Теперь это самый современный тральщик в составе ЧФ. Далекий от совершенства, но за неимением лучшего…
Вообще имеем худшее. Минно-тральные сил российского флота сегодня – это примерно на одном уровне по эффективности с авианесущими силами.
О морских тральщиках сказали, вернемся к базовым тральщикам. Если рассмотреть состав ВМС РФ сегодня, львиная доля БТЩ – это корабли проекта 1265 «Яхонт».
Этих тральщиков в СССР было построено 81 корабль. И они служат даже сегодня, если это можно назвать службой. Основное средство поиска на «Яхонтах» был КИУ-1, искатель-уничтожитель. Да, в 70-е годы это был вполне современный комплекс. Через 50 лет – сами понимаете, музейный экспонат, как и его носители.
Количество «Яхонтов» не могло компенсировать качества. Хотя с количеством тоже все более чем печально, но хотя бы есть свет в конце тоннеля в виде «Александритов».
Условно. Условный свет в конце безусловного тоннеля. Потому что «Александритов» если и закажут, то не столько, сколько нужно флоту.
Флот заявил о необходимости иметь в составе около 20 тральщиков. Вполне приемлемая цифра, учитывая, что тральщик – не фрегат, с ним проблем не должно быть.
Но экономическая ситуация в стране несколько пошатнулась, и заказ был уменьшен наполовину. И вместо 20 кораблей в гособоронзаказе осталось 10. Потом, правда, добавили еще 2 корабля.
Хватит этого количества, чтобы покрыть потребности флотов? Каждый сам может ответить себе на этот вопрос. Принимая во внимание, что «Яхонты» являются тральщиками только на бумаге.
Кстати, есть смысл, тем, кому это интересно, ознакомиться с результатами учений «Open Spirit», в которых раньше принимали участие наши корабли. Противоминные учения НАТО прповодятся на Балтике ежегодно, благо, материала хватает и количество обезвреженных мин Второй Мировой войны считается десятками.
Наши корабли перестали принимать участие в учениях. Может, по политическим мотивам, а может, потому, что ничего не могли показать кораблям НАТО, оснащенных по полной программе.
Теперь вся надежда на «Александриты». 12 кораблей – это не бог весть какая цифра, но это все-таки лучше, чем мамонты «Яхонты», которые ничего не могут.
Проект 12700 – современный проект. Корпус из стеклопластика, прочный, долговечный и не боящийся морской воды. И не магнитный, что для тральщика более чем жизненно. Технология не новейшая, но труженики Средне-Невского судостроительного завода настолько хорошо овладели ею, что могут строить корпуса кораблей до 80 метров длиной из стеклопластика.
Единственное, что опасно для таких корпусов – огонь. Так случилось с «Александром Курбатовым». Начался пожар, который мог высокой температурой деформировать корпус, который потом выправить просто не было бы возможности. Монолитный корпус пришлось бы просто утилизировать.
Корпус спасли, но постройка корабля затянулась на четыре года. Ничего, можно и подождать. Корабль того стоит.
Помимо пластикового корпуса, из того же материала сделаны и надстройки. Конечно, на корабле достаточно металла, который может формировать физические поля, на которые реагируют современные мины. Потому на тральщиках присутствует и классическая аппаратура размагничивания.
Минимизирована и акустическая активность корабля. Двигатели и все, что может издавать шум большой громкости, установлено на резиновые демпфирующие подушки.
Естественно, работали и над снижением электромагнитного излучения и электростатических полей. То есть, всего диапазона излучений, способных активировать взрыватели современных мин.
В дополнение к защите – хороший комплекс нападения на мины. Стационарные и буксируемые гидроакустические станции, искатели-уничтожители последних поколений, подводные поисковые аппараты. Аппараты как управляемые, так и подводные дроны, способные действовать самостоятельно.
К огромному сожалению, основные средства борьбы с минами почти ВСЕ были закуплены во Франции, которая сегодня является лидером по производству противоминного вооружения и средств поиска.
Первые корабли серии имели на себе:
Плюс в комплекте должен был быть и противоминный телеуправляемый катер типа «Inspector-MK2». Вышла неувязка и катер не поместился на корабле, оказавшись чуть больше, чем требовалось согласно техзаданию.
На замену французской машине был срочно разработан катер «Сканда», способный действовать без экипажа, на дистанционном управлении.
Слава богу, хоть гидроакустическое оборудование и тралы отечественные. Но есть над чем задуматься, потому что очень сомнительно, что французы и дальше будут поставлять на такое оборудование для тральщиков.
Есть и вопросы к оставшимся «Яхонтам». Учитывая, сколько их еще осталось (более 20). Почему эти корабли, котрые, кстати, отличались от собратьев исключительно удобным размещением экипажа, представляющие собой сегодня музейную ценность (не в таких количествах) не взять и не модернизировать?
Почему древний и бесполезный КИУ-1 не заменить на новейший самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин СТИУ-3 «Маевка»?
Комплекс разработан, испытан, готов к работе. Он отечественный, что очень немаловажно в наше время.
Возникает вопрос, почему бы командованию флота не произвести такую модернизацию, причем, не только «Яхонтов», но и «Аквамаринов»? Кому помешают на флоте корабли с новейшим вооружением?
«Маевку» разработали специалисты АО ГНПП «Регион» из корпорации Тактического Ракетного вооружения. Это разработчики противолодочного «Пакет-НК», «Шквала» и многих других полезных вещей.
«Маевка» может искать и уничтожать мины на глубине до 300 метров. Горизонтальная скорость аппарата 6 узлов, вертикальная – 1 узел. Длина – 3 метра, ширина – 1,6 метра, высота – 0,84 метра. Масса – 740 килограммов. Масса заряда для уничтожения мин – 100 килограммов. Толщина перерезаемого стального троса – до 12 миллиметров.
У аппарата своя гидроакустическая станция, «Маевка» может выходить в атаку на мину по указаниям корабельной информационной системы, транслируя действия на борт корабля при помощи видеокамеры.
12 «Александритов» – это, конечно, шажок вперед по пути возрождения флота, но нужны реальные шаги. Увы, но нам в первую очередь необходимо создавать не авианосцы, а корабли, которые должны будут их защищать.
Или, как вариант, выводить подводные ракетоносцы на ударные позиции в океане. Авианосец с такой работой не справится. Нужен трудяга-тральщик. Очень нужен.
Автор: Роман Скоморохов
Источник: https://topwar.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!
Для чего нужны тральщики
Десятки и сотни тысяч мин в прибрежных водах, в узкостях, на путях боевых и торговых кораблей — это значит десятки и сотни тысяч минрепов, вытянувшихся со дна морского чуть-чуть не до поверхности моря. Как бороться с ними?
К началу первой мировой войны минеры научились искусству воевать с прячущимся под водой, невидимым противником.
Как устроен современный трал?
Его тралящей частью служит толстый стальной трос, очень длинный, иногда до 200 метров длины. Этот трос нужно заставить двигаться под водой на такой глубине, чтобы он захватывал минрепы всех мин, попавшихся на пути, ниже самой мины. Как же это делается?
Два толстых пеньковых троса прикрепляются каждый к одному из концов стального троса. Когда трал опущен в воду, он должен двигаться на определенной глубине. Но собственная тяжесть может увлечь его как можно ниже, насколько позволит длина пеньковых тросов. Чтобы этого не случилось, стальной трос как бы подвешивается к поверхности моря — по всей длине к нему привязаны тропики, их называют «оттяжки глубины». Верхние концы оттяжек привязаны к буйкам, которые не тонут и поддерживают основной стальной трос. Совсем «близко от нижнего конца оттяжек привязаны грузы, которые не дают тросу подниматься выше заданной глубины. Между грузами на «стальной трос надеты кошки — четырехлапые якоря. Их назначение — делать трал цепким и помогать захватывать минрепы мин.
Пока трал на корабле, на нем нет ни буйков, ни грузов. Вся тралящая часть намотана на барабан-вьюшку лебедки.
Корабли, буксирующие за собой трал, называются тральщиками. Таких кораблей приходится два на каждый трал.
Лебедка с тралом находится на одном из них. Корабли сближаются, и тогда с того тральщика, где находится трал, на второй тральщик передают один «бросательный конец», один из пеньковых тросов, который привязан к концу тралящей части. После этого корабли расходятся на всю длину тралящей части. Пока это длится, трал медленно разматывается, а моряки с первого тральщика надевают на трос — кошки, а на оттяжки глубины — буйки и грузы. Трал погружается в воду уже снаряженным. Когда вся тралящая часть опущена в воду, тральщики одновременно идут вперед, параллельными курсами, увлекая за собой уже готовый к действию трал. И как только он зацепит минреп мины, на тральщиках об этом узнают немедленно. Часть буйков в этом месте трала сближается, а один из них даже ныряет в воду, точно поплавок удочки, когда клюнула рыба. Это значит, что трал зацепил мину — тяжесть, нависшую на тралящей части. Тральщики все же продолжают двигаться вперед и тащат мину вместе с ее якорем за собой. Зачем? Чтобы ответить на этот вопрос, последуем за тральщиками.
Как работает трал, буксирующий захваченные мины на мелкое место
Вот они затралили мину и потянули ее на мелкое место. И вдруг из воды точно вынырнул большой металлический шар — та самая мина, которую затралили тральщики. Почему же мина выплыла на поверхность?
Мы уже знаем, что якорные мины автоматически устанавливаются на заданной глубине. Это значит, что автоматически отмеривается определенная длина минрепа, именно такая, чтобы мина оказалась на заранее указанном уровне под водой, не выше и не ниже. Поэтому, когда тральщики тянут мину на мелкое место, ее корпус поднимается все ближе и ближе к поверхности воды — ведь глубина моря становится меньше, а минреп остается все той же длины. И, наконец, мина показывается на поверхности. Обнаруженный и видимый враг уже не страшен. Моряки с тральщика расстреливают его или уничтожают особыми подрывными патронами. В обоих случаях в корпусе мины пробиваются отверстия, в них проникает вода, и мина тонет. Мы сказали «тральщики тянут мину за собой», но на море говорят не тянут, а буксируют. Поэтому тот вид трала, о котором уже рассказано, так и называется — буксирующим. И о нем рассказано в первую очередь потому, что буксирующий трал самый распространенный и надежный. Когда такой трал пройдет по своему участку, он почти никогда не оставляет за собой притаившихся, незамеченных мин. Но чтобы такой трал работал надежно, тральщикам приходится итти с небольшой скоростью, всего 6–7 узлов. И это, конечно, недостаток буксирующего трала.
Но существуют и такие тралы, которым вовсе и не нужно буксировать мину на мелкое место. Как только такой трал затралил мину, захватил ее минреп, он тут же подсекает, перебивает его. Освободившаяся от якоря мина всплывает на поверхность и расстреливается или подрывается.
Каким же способом ухитряются перебить под водой довольно толстый стальной трос, из которого изготовлен минреп? Таких способов несколько; в разных устройствах применены и разные способы. Существуют тралы, оборудованные «резаками», специальными стальными ножами, укрепленными на тралящей части. Минреп затраленной мины скользит по тралящей части до соприкосновения с резаком и здесь разрезается. Существуют и такие тралы, в которых резаком служит самая тралящая часть. На полном ходу тральщиков трос тралящей части пересекает минреп и разрывает его. Как же может случиться, чтобы один трос перерезал другой, если они изготовлены из одинакового материала? Но мы забыли о скорости. Ведь скорость всегда придает движущемуся телу новое качество — оно как бы становится тверже и острее.
Как устроен и работает подсекающий трал (английская система), перебивающий минрепы захваченных мин
1 — поплавок удерживает конец трала далеко в стороне от курса тральщика; 2 — руль, обеспечивающий постоянное положение поплавка; 3 — затраленная мина; 4 — углубительное устройство, которое удерживает, подсекающий конец трала на необходимой глубине; 5 — тралящая часть; 6 — минреп затраленной мины соскальзывает на резак, перебивается, и мина всплывает на поверхность; 7 — якори мин; 8 — мины в заграждении; 9 — устройство, которое углубляет тралящую часть и отводит ее в сторону от тральщика; 10 — тральная лебедка; 11 — блок
Как работает параван-охранитель
Случается и так, что впереди боевых кораблей почему-либо нет проводников-тральщиков.
Ведь тральщики, занятые тралением мин, не могут развить большую скорость. Даже быстроходный тральщик во время траления не может делать больше 15 узлов. Значит, и кораблям, которые следуют за тральщиками, приходится умерять свой ход, замедлять его. Бывает, что нельзя этого делать и что, наоборот, обстановка требует от боевых кораблей наибольшей скорости. В таких случаях боевым кораблям приходится самим расчищать себе путь. Вот почему на боевых кораблях есть свой собственный, особый трал, который охраняет свой корабль.
У киля корабля в носовой части прикрепляется длинный металлический трос. Как длинный ус, этот трос расходится по обе стороны корабля, примерно на 30–35 метров. Всего усы захватывают полосу в 60–70 метров.
Трос не тонет — на конце каждого уса прикреплен особый механизм — параван, разводящий трос в стороны. Внутри паравана имеется прибор — гидростат. Как и в минах, прибор удерживает весь механизм паравана и трос на определенной глубине. Кроме того, около паравана укреплен и резак. Корабль буксирует за собой все это устройство.
Параван-охранитель оставил за собой протраленную, очищенную от мин полосу
Вода сопротивляется движению троса — тралящей части паравана. Поэтому усы немного отгибаются назад и образуют углы с продольной осью корабля.
Параван охраняет свой корабль от якорных мин. Тралящая часть — «усы» паравана — как бы подкашивает минреп мины. Затем минреп скользит по тралящей части и приближается к резаку. Здесь минреп пересекается, его нижняя часть падает на дно, а верхняя вместе с подкошенной миной всплывает на поверхность моря довольно далеко от корпуса корабля — в 20–25 метрах. Ее тут же расстреливают корабельной артиллерией.
Читайте также
КАТКОВЫЙ ПРОТИВОМИННЫЙ ТРАЛ
Самоходный телеуправляемый катер-трал с криогенной сверхпроводящей магнитной системой пр. 13180 («Пластрон-2»)
Самоходный телеуправляемый катер-трал с криогенной сверхпроводящей магнитной системой пр. 13180 («Пластрон-2») Проектант ЦКВ «Редан»Главный конструктор А. В. КруговенкоГлавный наблюдающий ВМФ Е. С. АмелинЗавод-строитель опытное производство ПКБ «Редан»Год строительства
Тральщик
Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил.
По водоизмещению, мореходности и вооружению делятся на морские тральщики (водоизмещение 660—1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.
По принципу действия делятся на собственно тральщики (англ. minesweepers ) и тральщики-искатели мин (англ. minehunters ).
Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:
В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:
К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины). [1] [2]
В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52. В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.