Для чего нужны трости для саксофона
Выбираем трости для саксофона и кларнета
Духовые инструменты, вроде кларнета и саксофона, имеют так называемый язычковый тип звукоизвлечения. Звук инструмента зарождается в мундштуке, когда воздушный поток, создаваемый музыкантом, заставляет вибрировать специальную пластинку, именуемую тростью.
Такая пластинка не имеет ничего общего с тросточкой для ходьбы. Она получила свое название от материала, из которого её изготавливают – обыкновенного тростника. Обрезки стебля этого растения специальным образом обрабатывают, срезая с него тонкие слои древесины, из которых и получаются музыкальные трости для саксофона и кларнета.
Трость является расходным материалом – со временем она изнашивается, и требует замены. Как правило, одна деревянная трость прослужит вам около месяца регулярной игры. Помимо деревянных тростей, существуют пластиковые и пластифицированные, которые служат намного дольше, но имеют несколько иной оттенок звучания. Срок службы пластиковых тростей – около трёх месяцев.
Трости отличаются между собой толщиной и размером. Размер трости совпадает с размером инструмента, для которого её изготавливают, поэтому, к примеру, для саксофона размера сопрано не подойдет трость для саксофона альт.
Жесткость и толщина трости
Вопреки расхожему мнению, толщина трости не влияет на громкость звука. Каждый музыкант подбирает толщину исключительно из соображений удобства и субъективных ощущений. Люди, имеющие сильные легкие, часто выбирают трости потолще, таким образом добиваясь большего контроля над инструментом.
Для детей хорошо подойдут трости №1 и №1.5. Для начинающих взрослых музыкантов подойдет трость №2 и №3, однако эти рекомендации работают только на начальном этапе выбора, и в дальнейшем музыкант должен сам для себя определить оптимальную толщину.
Имейте в виду, что дерево – живой материал, и все что из него изготовлено не может быть абсолютно идентично друг другу. Деревянные трости из одной упаковки могут звучать по-разному, и причина здесь не только в индивидуальности каждой из них. При несоблюдении условий хранения, некоторые трости могут пересыхать и звучать неправильно, поэтому не храните их у источников тепла даже в упаковке.
Выбор и обыгрывание трости для саксофона
Трость играет важную роль в звукообразовании на саксофоне. Она должна прежде всего соответствовать индивидуальным особенностям амбушюра саксофониста, легкости звукоизвлечения во всех регистрах инструмента, а также обеспечивать оптимальную атаку звука, интонационную и динамическую устойчивость и отвечать желаемой окраске тона.
Правильный выбор новой трости для саксофона
Первостепенное значение имеет правильный выбор новой трости, когда саксофонист определяет для себя ее основные характеристики – упругость, реакцию на атаку звука, тембр. Перед опробованием новой трости сначала необходимо ее немного увлажнить, затем прижать трость большим пальцем правой руки к площадке мундштука, а свободными пальцами левой руки нажать клавиши Си, Ля или Соль и воспроизвести один из этих звуков в двух октавах. Если трость будет удовлетворять своими качествами, то ее следует зафиксировать с помощью зажима на мундштуке и опробовать в игре во всех регистрах и в различной динамике. Устойчивость звуков верхнего регистра хорошо поддается проверке на нотах до – фа третьей октавы.
Новая трость может быстро намокнуть, из-за чего представление о ее качестве может быть искажено. В этом случае трость нужно немного подсушить, а затем возобновить ее оценку.
Для занятий на саксофоне рекомендуется отобрать три-четыре хороших трости, чтобы в дальнейшем играть на них поочередно. Это даст возможность продлить срок эксплуатации тростей.
Установка трости на мундштуке саксофоне
Прежде чем приступить к обыгрыванию трости, очень важно правильно установить ее на мундштуке. Для этого необходимо сначала плавно вставить трость ее тупым концом под зажим. При этом нужно обратить внимание на то, чтобы кончик трости совпадал с верхней кромкой мундштука. Слишком легкую трость можно зафиксировать (с целью увеличения ее упругости) на мундштуке так, чтобы она немного выступала над верхней его кромкой.
Рекомендуется также не очень сильно сдавливать трость зажимом. А для обеспечения большей свободы вибрации трости следует немного уменьшить давление первого крепежного винта зажима.
Обыгрывание трости на саксофоне
Во время обыгрывания трости происходит постепенное приспособление мышц амбушюра саксофониста к особенностям вибрирования и к силе ее пружины.
В процессе обыгрывания трость претерпевает химико-физические изменения: поверхность игрового среза покрывается тонким жировым слоем, который защищает его от пересыхания, несколько уменьшается упругость рабочей части, стабилизируется микродеформация волокон тростника, улучшается сцепление трости с площадкой мундштука. В период обыгрывания можно посоветовать не снимать 3-4 дня трость с мундштука, что ускорит процесс их смыкания.
Хранение трости для саксофона
Обыгранная трость нуждается в правильном хранении. После игры следует тщательно удалить с поверхности трости влагу, затем поместить ее в хорошо закрывающуюся коробочку или прижать пружинкой к стеклу, кусочку зеркальца и т. п. Хранить же при себе, например, в кармане, не рекомендуется. Длительное неиспользование трости после обыгрывания является нецелесообразным. Необыгранные трости, находящиеся у исполнителя в запасе, без эксплуатации довольно быстро пересыхают, теряя, таким образом, свои первоначальные физические качества. Отыгравшую трость необходимо своевременно заменить, чтобы не нарушать игровую стабильность амбушюра.
Советы по подгонке трости для саксофона
Вы можете по мере необходимости самостоятельно сделать подгонку трости под свой мундштук и амбушюр. Вот некоторые практические советы:
Как выбрать трости для саксофона?
Зачем нужны трости?
Духовые инструменты, вроде кларнета и саксофона, имеют так называемый язычковый тип звукоизвлечения. Звук инструмента зарождается в мундштуке, когда воздушный поток, создаваемый музыкантом, заставляет вибрировать специальную пластинку, именуемую тростью.
Из чего делаются?
Такая пластинка не имеет ничего общего с тросточкой для ходьбы. Она получила свое название от материала, из которого её изготавливают – обыкновенного тростника. Обрезки стебля этого растения специальным образом обрабатывают, срезая с него тонкие слои древесины, из которых и получаются музыкальные трости для саксофона и кларнета.
Сколько служат трости?
Трость является расходным материалом – со временем она изнашивается, и требует замены. Как правило, одна деревянная трость прослужит вам около месяца регулярной игры. Помимо деревянных тростей, существуют пластиковые и пластифицированные, которые служат намного дольше, но имеют несколько иной оттенок звучания. Срок службы пластиковых тростей – около трёх месяцев.
Какие бывают размеры?
Трости отличаются между собой толщиной и размером. Размер трости совпадает с размером инструмента, для которого её изготавливают, поэтому, к примеру, для саксофона размера сопрано не подойдет трость для саксофона альт.
Жесткость и толщина трости
Вопреки расхожему мнению, толщина трости не влияет на громкость звука. Каждый музыкант подбирает толщину исключительно из соображений удобства и субъективных ощущений. Люди, имеющие сильные легкие, часто выбирают трости потолще, таким образом добиваясь большего контроля над инструментом.
Какие трости выбрать начинающему саксофонисту или ребенку?
Для детей хорошо подойдут трости №1 и №1.5. Для начинающих взрослых музыкантов подойдет трость №2 и №3, однако эти рекомендации работают только на начальном этапе выбора, и в дальнейшем музыкант должен сам для себя определить оптимальную толщину.
Чем еще отличаются трости для саксофона или кларнета?
Как хранить трости для саксофона?
Имейте в виду, что дерево – живой материал, и все что из него изготовлено не может быть абсолютно идентично друг другу. Деревянные трости из одной упаковки могут звучать по-разному, и причина здесь не только в индивидуальности каждой из них. При несоблюдении условий хранения, некоторые трости могут пересыхать и звучать неправильно, поэтому не храните их у источников тепла даже в упаковке.
Как нужно выбирать трости?
трости бывают пластиковыми и деревянными. Пластиковые служат дольше, но у деревянных более аутентичное звучание;
трости отличаются по размеру, поэтому, к примеру, трость для саксофона альт не подойдет для саксофона тенор;
номер трости означает её толщину. Чем толще трость, тем сильнее нужно выдыхать, чтобы она начала вибрировать. Для детей, на первых порах, подойдет толщина №1 или №1.5, для взрослых №2, №3. В дальнейшем, делайте выбор по субъективным ощущениям;
джазовый метод заточки подойдет для игры в разных музыкальных стилях, а классический – только для симфонической музыки. Однако, никто не запрещает вам экспериментировать;
деревянные трости может испортить нагрев и сухость. Не храните их подолгу рядом с источником тепла.
толщина трости для саксофона или кларнета у разных производителей может варьироваться. Поэтому, привыкнув к определенному номеру и подыскивая его аналог у других брендов, вы можете не получить ожидаемого ощущения от игры. Воспользуйтесь консультацией нашего музыкального магазина, чтобы сделать правильный выбор.
Для чего нужны трости для саксофона
Трость – это главная деталь в саксофоне, так как именно за счет ее колебания появляется звук.
Трости для саксофона
Выбор трости сильно зависит от мундштука.
Ошибочно мнение, что чем лучше саксофонист играет, тем более тяжелыми тростями он пользуется.
Начинающим (особенно детям), следует начать играть на легких тростях на номерах 1 ½, 2. Большинство профессиональных саксофонистов в конечном итоге, используют трости 2½ и 3
Трости изготавливаются из специально выращенного тростника.
Так как трости делаются из живого материала – то их производители не могут гарантировать качество каждой трости. Каждая трость отличается от другой. К примеру, в коробке из 10 тростей только половина будет хорошо звучать, другая половина будет звучать значительно хуже. Не всегда можно определить визуально хорошая ли трость.
Трости для саксофона
Важно всегда играть на хороших тростях: тогда и звук будет хорошим, и настроение.
Лёгкие трости как правило дают более яркий тембр, но если хочется поддать погромче, то звук с такой тростью становится пустоватым, трескучим. Кроме того на лёгких тростях СЛОЖНЕЕ играть стройно. Это касается тростей №1; №1,5.
А номер 2 хотя и нельзя назвать жёсткими, но и чрезмерно лёгкими они не являются. Кроме того, разные модели тростей при одинаковой нумерации имеют разную жёсткость. Например, классические «Vandoren» в синей пачке тяжелее, чем «Vandoren V16» и «Vandoren Java» примерно на пол-номера. Т.е. классический №2 примерно равен №2,5 у «Java» и у «V16».
► Предлагаю вашему вниманию пластиковую трость для саксофона тенор. Fiberreed Natural (толщина MH, что значит толщину 3 ). Made in Germany. Цена 3000 рублей.
Трость новая, запакованная, не вскрытая, ( на фото не моя трость) привезена из Америки в Питер, сделанная в Германии
► Как видно по фоткам — это не просто пластиковая трость, она
выполнена из слоистого композитного материала, что-то вроде текстолита, который
повторяет структуру натуральной деревянной трости. Я уже не помню когда
последний раз на дереве играл, окончательно на эту модель перешел
► В отличие от дерева не приходят в негодность. Так же не надо
замачивать (что удобно перед концертом). Ну и для оркестра подойдет. Не свистит, в отличие от деревянных тростей или Plasticover
► Продаю, тк заказывал для альт саксофона, а привезли случайно для тенора
► У меня есть несколько Legere и были подобные ей пластиковые трости. Для баритона легере мне ОЧЕНЬ нравится. Играю на баритоновых легере, деревянных и фиберрид на репетициях и занятиях и только на легере или фиберрид на концертах. Тк они не скрипят и не сохнят в 100 процентах случаев. Для альта легере просто ужасная по моим ощущениям. Я даже продавать ее не хочу, тк такого зла никому не желаю. Наверное ее доводить как-то стоит. Надо на форумах читать или отдать мастеру в Москве на доводку. На альте я со своими бывшими преподавателями слушал в хорошем помещении и однозначно в 1000 раз по ощущениям и звуку Фиберрид лучше, чем Легере и в 500 раз лучше, чем деревянные и в 100 раз лучше, чем Plasticover. О Fiberreed я ни разу не слышал плохого отзыва ни в живом общении, ни на форумах. Все отзываются о Fiberreed только восхитительно. Немцы всегда все делают на отлично. На альте на концертах только на Fiberreed играю. Все мои ученики без исключения играют только на Fiberreed. Дерево или легере они терпеть не могут, тк дерево и пластик это прошлый век. А карбон (Fiberreed) это идеальный материал: не требует замачивания, нет неприятного ощущения дерева во рту, идеально звучит в любом помещении или через микрофон, не скрипит и не свистит никогда, не сохнет во время пауз в песнях, не требует правильного соблюдения влажности (особенно в Питере это актуально). Более того я сравнивал трость, которой был целый год (я на ней каждый день по 6-9 часов играл) и новую трость, вообще нет разницы в звуке или по ощущениям. Даже пожалел, что купил ее, тк думал, что старая уже износилась за год. А ей хоть бы что. Причем я частенько грешил и задевал одеждой или губами кончик трости и она просто отпружинивала и не ломалась. Если хотите, приезжайте и на моем альте на Fiberreed поиграйте и сделать выводы
Справочник по тростям для кларнета и саксофона
Трость – это один из основных расходных материалов, в котором нуждаются исполнители на язычковых инструментах из группы деревянных духовых. Если гобоисты и фаготисты пользуются в основном мастеровыми тростями либо делают их сами, то исполнители на кларнете и саксофоне играют преимущественно на тростях заводского изготовления.
Трость – это один из основных расходных материалов, в котором нуждаются исполнители на язычковых инструментах из группы деревянных духовых. Если гобоисты и фаготисты пользуются в основном мастеровыми тростями либо делают их сами, то исполнители на кларнете и саксофоне играют преимущественно на тростях заводского изготовления.
Производителей тростей сегодня известно великое множество, и подбор подходящей трости оказывается делом непростым. Как правило, у каждого производителя есть несколько серий. Кроме того, нужно также правильно выбрать трость по тяжести – в каждой серии обычно представлено от трех до семи вариантов жесткости трости. Вопрос этот сугубо индивидуальный, причем со временем предпочтения музыканта могут изменяться, как часто и бывает.
Однако, мы убедились, что при существующем разнообразии тростей есть еще и другая проблема – не только выбрать, но и купить трости нужной серии и номера бывает проблематично. Понятно, что находясь в одном из наших магазинов непосредственно, Вы можете обратиться за помощью к сотруднику, который направит Ваши поиски в нужном направлении. А как быть тому, кто делает заказ на сайте?
Чтобы помочь любому музыканту с легкостью найти и заказать нужную коробку тростей, мы составили справочник, который содержит артикулы тростей для кларнета и саксофона двух наиболее популярных производителей – Vandoren и Rico. Введя этот артикул в поисковую систему на нашем сайте (специальное окошко отображается в верхней части экрана на любой странице), Вы можете с легкостью получить выход либо на страницу конкретного товара, либо подборку тростей разных номеров какой-либо серии.
Трости Vandoren
Кларнет | ||||
Traditional | V12 | 56 Rue Lepic | V21 | |
Кларнет Eb | CR11. | CR61. | — | — |
Кларнет Bb | CR10. | CR19. | CR50. | CR80. |
Бас-кларнет | CR12. | CR62. | — | — |
Саксофон | |||||||
Traditional | Java | Java Red | V16 | ZZ | V12 | V21 | |
Сопрано | SR20. | SR30. | SR30. R | SR71. | SR40. | SR60. | — |
Альт | SR21. | SR26. | SR26. R | SR70. | SR41. | SR61. | SR81. |
Тенор | SR22. | SR27. | SR27. R | SR72. | SR42. | SR62. | SR82. |
Баритон | SR24. | SR34. | SR34. R | — | SR44. | — | — |
Трости Rico
Кларнет | Grand concert select | ||||||||||
Rico | Rico Royal | Reserve | Reserve Classic | Traditional | Thick Blanc | Evolution | Mitchell Lurie Premium | Mitchell Lurie | La Voz | Plasticover | |
Bb | RCA10… | RCB10… | DCR10… | DCT10… | RGC10BCL… | RGT10BCL… | RGE10BCL… | RMLP5BCL… | RML10BCL… | RCC10… | RRP05BCL… |
Бас | REA10… | REB10… | RER05… | — | RGB05SCL… | — | — | — | — | REC10… | — |
Саксофон | Select Jazz | ||||||||
Rico | Rico Royal | Grand concert | Hemke | Reserve | PlastiCover | La Voz | Filed | Unfiled | |
Сопрано | RIA10… | RIB10… | RGC10SSX… | RHKP5SSX… | RIR05… | RRP05SSX… | RIC10… | RSF10SSX… | RRS10SSX… |
Альт | RJA10… | RJB10… | RGC10ASX… | RHKP5ASX… | DJR10… | RRP05ASX… | RJC10… | RSF10ASX… | RRS10ASX… |
Тенор | RKA10… | RKB10… | RGC05TSX… | RHKP5TSX… | DKR05… | RRP05TSX… | RKC10… | RSF05TSX… | RRS05TSX… |
Баритон | RLA10… | RLB10… | RGC05BSX… | RHKP5BSX… | RLR05… | RRP05BSX… | RLC10… | RSF05BSX… | RRS05BSX. |
К указанным в таблицах буквенно-цифровым значениям нужно добавить обозначение жесткости тростей. Vandoren для всех серий использует следующее обозначение жесткости: 15, 2, 25, 3, 35 и т.д. Rico для большинства серий обозначает номера так: 15, 20, 25, 30, 35 и т.д. Исключение составляют серии Select Jazz и LaVoz. Трости Rico Select Jazz имеют более мелкое деление жесткостей, каждый номер делится на Soft, Medium и Hard, что в артикуле обозначается как 2S, 2M, 2H, 3S, 3M, 3H и т.д. Трости Rico LaVoz имеют всего 5 обозначений жесткости: Soft (в артикуле SF), Medium Soft (MS), Medium (MD), Medium Hard (MH) и Hard (HD).