Для чего нужны ударения в русском языке
Что такое ударение в русском языке?
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.
Понятие о слоге
Каждое слово произносится на выдохе, причём говорящий расходует воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта. Убедимся в этом, если произнесем слова:
При произношении слова́ делятся на короткие звуковые отрезки — слоги. Центром слога является гласный звук как наиболее звучный. К нему присоединяются один или несколько согласных. Так образуется слог.
Слова могут состоять из одного, двух и трёх слогов. Если в слове один гласный, то он организует с согласными звуками односложное слово:
Два гласных звука составляют двусложные слова:
Три гласных звука образуют трехсложные слова:
Понятие об ударении
При произношении слова гласный звук одного из слогов звучит более напряжённо, с бо́льшей силой голоса и долготой по сравнению с другими гласными.
Послушаем, как звучат слова:
В слове «домик» гласный «о» первого слога явно выделяется интонацией голоса. Он произносится немного сильнее, громче и звучит более протяжно, чем второй гласный «и». Говорящий как бы ударяет его невидимым молоточком, как по струне музыкального инструмента. Это ударный гласный в этом слове.
В слове «кузнечик» голосом выделяется гласный второго слога, который также является ударным. Он звучит отчётливее и длиннее, чем другие гласные в этом слове.
Именно один гласный звук в каждом слове мы произносим громче и длительнее, выделяя его интонационно среди других гласных.
Ударение обозначается специальным значком в виде наклонной черточки, которая ставится над гласной буквой ударного слога. В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог слова как первый, так и второй, третий и т.д.:
Под ударением гласные звуки звучат отчётливо и не доставят затруднений в написании. Гласный звук ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки слова называются безударными.
Не во всех словах русского языка следует ставить ударение. Учтем, что буква «ё» всегда обозначает ударный гласный в любом слове, поэтому нет никакой необходимости обозначать её специальным значком:
В односложных словах один гласный всегда звучит ясно и чётко:
Итак, ударение не ставится
Функции ударения
Ударение является важным фонетическим признаком слова. Если неправильно поставить ударение, слово потеряет свой смысл.
Никто не поймёт, что такое «ру́ка».
С помощью ударения можно различить похожие по написанию слова, имеющие разное значение:
Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»
Ударяем по слогу правильно
Интересно, что в русском языке ударение в слове может ставиться как на первые слоги, так и на последующие. При этом нет никакой закономерности.
Дерево — ударная первая позиция, налево — вторая, хорошо — третья.
У некоторых слов очень сложно определить ударный слог, например: щАвель или щавЕль.
Что-что, а есть слова, где вообще от ударения зависит значение всего слова, например: мОшка (насекомое) и мошкА (целая туча насекомых).
Что такое ударение
Под ударением в слове рассматривают интонационное выделение слога с повышением силы и тона голоса.
Ударным может быть не только слог, но и целое слово в предложении.
Ударение слова в предложении подчёркивает значимость слова для правильного понимания фразы слушающими.
Аналогично ударным может быть целый кусок в тексте. Это необходимо, чтобы акцентировать особое внимание на какой-то мысли.
Если мы хотим сделать ударным слог, слово или часть текста, то мы произносим это место более чётко, добавляем голосу силы и немного протягиваем звучание.
Ударение необходимо для того, чтобы сделать высказывание выразительнее.
Виды ударений
Ударения могут быть логическими и словесными.
Логическое ударение
Логическое ударение ставится для понимания важности слова или словосочетания в предложении. Зачастую именно ударностью слова мы показываем, что хочет сказать автор в данном предложении.
Сравним два выражения:
В первом случае акцент ставится на «хорошего», а во втором предложении — на «что».
От ударной позиции «что» становится понятно: или мы знаем о чём-то, или мы знаем, что именно можем для тебя сделать.
Словесное ударение
Этот вид (или тип) ударения показывает ударность определённого места внутри слова.
Если ударение будет поставлено не верно, то даже весь смысл слова может быть утрачен: зАмок и замОк.
Слоги, на которые падает ударение, называются ударными, остальные — безударные.
Сложность ударения
Русский язык предлагает нормы постановки ударения. И эти нормы разнятся с постановкой ударения в других языках.
Например, в английском, французском и ряде других ударение фиксированное на определенном слоге.
Наш язык ушёл далеко вперёд. И у нас с ударностью дела обстоят по-другому.
Чаще всего мы просто запоминаем на каком-то интуитивно-подсознательном уровне, где нужно ударять, а где нет.
Есть три языковые особенности постановки ударения:
Но прошли многие годы, и сейчас норма русского языка велит ставить нам ударение в этом слове на первом слоге «мУзыка».
Письменная и устная речь
Казалось бы, в устной речи мы научились ставить ударение правильно, а в письменной нет надобности ставить ударение.
Но когда мы пишем какие-то строки, мы можем даже не догадываться, что при чтении акцент может упасть даже на те слоги, где обычно слышится безударная позиция.
Например, предлог «по» состоит из одного слога и не является вообще ударным. В сочетании со словами, например: по дорОге, по понедЕльникам и т.п. мы не слышим силы голоса на предлоге.
А вот если мы напишем фразу «По полю бегал храбрый мужик», то при чтении мы на каком-то подсознательном уровне ударяем по предлогу «по». И это правильно, так как при переходе в устную речь предлог и существительное, следующее за ним, становятся единой конструкцией, где ударная позиция отводится как раз на предлог «по».
Ударение при подготовке к ЕГЭ
В тестовых заданиях на ЕГЭ даются упражнения, где требуется определить ударную позицию в слове. Иногда эти задания оказываются самыми сложными для выпускников.
Поэтому перед сдачей экзамена нужно больше читать вслух. Любые тексты, прочитанные вслух помогут запомнить правильность ударных позиций.
Начинаю составлять списки со словами, в которых чаще всего ударение ставится неправильно.
Проект на тему «Роль ударения в слове»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль ударения в слове Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №59 им. И. Ромазана» г. Магнитогорска Выполнила: Сморгунова Арина 2 «Г» класс Руководитель: Назарова Людмила Михайловна
Современные условия жизни устанавливают свои правила. Вы образованы и начитаны, впереди у Вас большое будущее, Вы уже состоявшаяся личность, но одно лишь неверно произнесенное слово может поставить крест на Вашей карьере. Правильно произносить слова очень важно в современном обществе.
Каждому из нас нужно уметь ставить ударение в словах. Его правильная постановка говорит о грамотности человека и о том, насколько хорошо он владеет речевой культурой.
Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.
Цель проекта: сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова; убедить в значимости правильной постановки ударения в словах.
Задачи проекта Изучить литературу по данной теме; Изучить классификацию ударений в словах; Выяснить причины неправильной постановки ударений в словах; Провести исследовательскую работу на выбранную тему.
Методы проекта Изучение и анализ литературы, интернет источников; Сравнение информации различных источников; Анализ изучаемого материала; Социологический опрос.
Объект исследования Ударение в словах
Разноместность ударения В русском языке ударение разноместное, т. е. ударение не прикреплено к какому-нибудь определённому слогу слова или к определённой части слова и может падать на любой слог слова и на разные его части.
В чешском, латышском, эстонском, финском языках ударение всегда падает на начальный слог слова. В польском и грузинском – на предпоследний слог. В армянском и французском – на последний слог.
Различение слов зАмок и замОк прОпасть и пропАсть звОнок и звонОк хлОпок и хлопОк Орган и оргАн Атлас и атлАс пАрит и парИт машИна и МАшина сУшу и сушУ тУшу и тушУ стУжу и стужУ нОшу и ношУ мОю и моЮ пОтом и потОм знАком и знакОм
Ударение по своему выбору твОрог или творОг пОдал или подАл тЕфтели или тефтЕли пЕтля или петлЯ
Роль ударения в словах красИвее, щавЕль, звонИт, жалюзИ, тОрты, срЕдства, началсЯ, тУфля, бАнты, оптОвый, договОр, шАрфы, баловАть
Роль ударения в словах Роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.
Неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой ошибкой. В русском языке нет единых правил постановки ударения. Встречаются случаи, когда ударение зависит от смысла. В большинстве случаев постановку ударения надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю.
Социологический опрос обучающихся 2 класса
1. Играет ли роль ударение в словах? Да – 53 чел. Нет – 1 чел. Не знаю – 1чел. 2.Для чего нужно ставить ударение в словах? Чтобы правильно произносить слова- 43 чел. Чтобы правильно говорить – 17 чел. Чтобы слово правильно звучало – 13 чел. Для красоты слова и понятия – 4 чел. Не знаю – 0 чел. 3.Зависит ли смысл слова от его ударения? Да – 45 чел. Нет – 4 чел. Не знаю – 1 чел. Возможно – 6 чел.
Постановка ударений в словах Имена существительные Имена прилагательные Глаголы каталог, щавель, квартал, торты, банты, свёкла,договор,водопровод, цепочка, статуя, средства, туфля, искра, компас,столяр кухонный сливовый украинский оптовый новорождённыйэкспертный звонит,начался, облегчит,баловать, кашлянуть,отдала, ворвалась, дождалась
Результаты ответов: Не сделали ошибки в словах: новорождЁнный, стАтуя, срЕдства, экспЕртный; Мало ошибок в словах: свЁкла, каталОг, договОр, водопрОвод, цепОчка, кУхонный; Большинство ошибок в постановке ударения в словах: тОрты, бАнты, Искра, кАшлянуть, началсЯ, балОвать, ворвалАсь, дождалАсь, слИвовый;
Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте речь!
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1463174
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Русский язык в школе
Об ударении в русском языке. Часть 1
Рубен Иванович Аванесов (1902–1982) – выдающийся языковед, один из основателей Московской фонологической школы. Его фамилия хорошо известна и нефилологам: под редакцией Р. И. Аванесова вышел «Орфоэпический словарь русского языка», выдержавший несколько переизданий и ставший одним из самых авторитетных нормативных словарей русского языка.
Однако фонология была далеко не единственным научным интересом лингвиста. Невозможно переоценить его вклад в русскую диалектологию. Под руководством Р.И. Аванесова была осуществлена грандиозная работа по сбору сведений о русских говорах, ставших материалом для «Диалектологического атласа русского языка». В основу атласа легла теория лингвистической географии, разработанная языковедом. Да и сам термин диалектный язык ввел Р. И. Аванесов.
Ученый был также инициатором издания «Словаря древнерусского языка XI–XIV вв.». Им в 1960-е годы были подготовлены введение, инструкция, список источников и опубликованы пробные статьи. Долгие годы он возглавлял коллектив составителей этого словаря.
В 1996 году, спустя 14 лет после смерти Р. И. Аванесова, два первых выпуска «Диалектологического атласа русского языка», работе над которым он посвятил б о льшую часть своей жизни, были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области науки.
1. Ударение слова, речевого такта, фразы
Как известно, с ритмико-интонационной точки зрения наша речь членится на отдельные, законченные по смыслу высказывания, каждому из которых соответствует особый отрезок речи. Каждый такой отрезок речи объединён в произношении особой интонацией, указывающей на его относительную смысловую самостоятельность, и отделён от других подобных отрезков паузой. Само высказывание в свою очередь может члениться на более мелкие отрезки — так называемые речевые такты (или синтагмы). Последние представляют собой непрерывные ряды звуков и отделяются друг от друга краткими паузами (более краткими, чем те, которыми отделяются друг от друга высказывания).
Речевой такт не соответствует слову, так как в устной речи нередко группы слов произносятся одним непрерывным потоком, слитно, не отделяясь друг от друга паузами. Поэтому с ритмико-интонационной точки зрения высказывание членится не на слова, а на речевые такты. Паузы, которыми отделяются речевые такты, всегда приходятся между словами: они не могут разорвать слово на части, распределив их между двумя речевыми тактами. Однако в пределах речевого такта может быть не одно, а несколько слов.
Так как существующие в современном русском языке звуковые закономерности действуют в пределах слова (точнее, в пределах так называемого фонетического слова, т. е. самостоятельного слова вместе с примыкающими к нему служебными словами и частицами), то можно считать, что речевые такты могут распадаться на слова. Слова, как известно, делятся на ещё более мелкие фонетические единицы – слоги, а последние – на звуки, являющиеся пределом фонетического членения речи.
Слоги, составляющие слово (точнее, фонетическое слово), бывают неодинаковы, если в слове больше одного слога. Один из них выделяется теми или другими фонетическими средствами среди других. Такое выделение и представляет собой то, что называется ударением.
Уже из изложенного видно, что развёрнутое высказывание имеет сложную иерархическую систему ударений – главных и более или менее второстепенных. Мало разработанный вопрос о фразовом и тактовом членении речи и иерархии ударений в связи со структурно-грамматическим и ритмико-интонационным членением речи должен быть предметом особого рассмотрения. В настоящей статье будет рассмотрено лишь ударение слова.
2. Ударение как признак слова
Нормально в речи столько ударений, сколько в ней самостоятельных слов, потому что каждое самостоятельное слово имеет ударение, и притом обычно одно. Поэтому ударение является одним из основных признаков самостоятельного слова. Служебные слова обычно не имеют на себе ударения и примыкают к самостоятельным слсвпм. Даже не зная русского языка, прослушав фразу из «Дубровского» Пушкина: На друг о й д е нь в е сть о пож а ре разнесл а сь по всем у окол о тку, – нетрудно определить, что н ней семь самостоятельных слов, потому что во фразе семь ударений; но нельзя сказать, есть ли в ней служебные слова и частицы, потому что последние не имеют своих ударений и примыкают к соседним самостоятельным словам, имеющим ударения. Однако, не зная русского языка, т. е. не понимая слов его, смысла фразы, а также не зная соотношений между качеством гласных и ударением, нельзя определить границы слов, указать, где кончается одно слово и начинается другое, так как в русском языке ударение разноместное. Иначе обстоит дело в языках с постоянным, фиксированным местом ударения: в этих языках ударение не только является признаком самостоятельного слова, но и позволяет проводить границы между словами, так как каждый раз собою оно указывает на определённый слог слова (например, на первый – в чешском, на последний – в армянском, на предпоследний – в польском и т. д.).
Ударение в русском языке как признак слова находится в весьма сложных взаимоотношениях с качеством гласных фонем слова. О них см. ниже, раздел 8.
3. Ударение слова и его физические свойства
Таким образом, в русском языке выделение ударенного слога достигается усилением выдыхания и связанной с ним большей напряжённостью голосовых связок. Усиление касается главным образом слогового звука, но в известной степени захватывает и неслоговые звуки. С акустической стороны это производит впечатление большей громкости ударенного слога по сравнению с безударными. Ударенный гласный произносится не только более rpомко, но он является также и более долгим, а по своему образованию – более напряжённым по сравнению с соответствующими безударными.
4. Долгота и краткость гласных
В разных языках существует различная связь между ударением и большей или меньшей длительностью (долготой) слоговых звуков (обычно гласных). В одних языках длительность гласных зависит от положения под ударением или без ударения. Таков русский язык, в котором гласные под ударением вообще отличаются большей длительностью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В ряде языков большая или меньшая длительность гласных не зависит от ударения. Таковы, например, французский и чешский языки, в которых как под ударением, так и без ударения могут быть гласные различной длительности. Другими словами, в этих языках различия в длительности гласных фонетически не обусловлены, самостоятельны и потому используются для различения слов – в этих языках имеется категория долгих и кратких гласных фонем. Ср., например, в чешском языке: dráha 1 – дорога произносится с а долгим под ударением и а кратким в безударном слоге и drahá – дорогая – произносится c а кратким под ударением и а долгим в безударном слоге. Или: býti – быть (произносится с и долгим под ударением и и кратким в безударном слоге) и bytí – бытие (произносится с и кратким под ударением и и долгим в безударном слоге). Различие этих слов по смыслу в приведённых примерах выражено долготой или краткостью гласных.
В других языках, как уже было сказано, большая или меньшая длительность гласных зависит от ударения. Таков русский язык, в котором гласные под ударением отличаются большей длительностью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В русском языке различия в длительности гласных несамостоятельны, обусловлены фонетическим положением: попадая в положение под ударением, гласный произносится с большей длительностью, чем в безударном положении. В русском языке нет таких слов, где бы гласные по долготе и краткости различались, т. е. могли произноситься как с большей, так и с меньшей длительностью: под ударением обязательно произносятся более длительные гласные (и не может быть более кратких), в безударных слогах, напротив, обязательно произносятся более краткие гласные (и не может быть более длительных). Поэтому большая или меньшая длительность гласных не может быть в русском языке использована для различения смысла. Категория долгих и кратких гласных в нём отсутствует.
5. Музыкальная сторона ударения
Различия в музыкальной стороне ударения, т. е. повышение и понижение тона в одних языках, не зависят от фонетических условий и служат для различения смысла, например, в сербо-хорватском, литовском, китайском; в других языках они несамостоятельны, зависят от фонетических условий и потому для этой цели не используются. Русский язык относится к числу последних.
6. Разноместность ударения
В противоположность этому в ряде других языков место ударения фиксировано, и ударение прикреплено к определённому слогу слова. Так, например, в чешском, латышском, эстонском, финском языках оно всегда падает на начальный слог слова, в польском и грузинском – на предпоследний слог, в армянском и французском – на последний слог и т. д.
Естественно, что в языках с постоянным местом ударения последнее не может быть средством различения слов.
Слова начатый, избранный, служащий, хвалящий, любящий, в современном языке обычно произносящиеся с ударением на первом слоге, при переносе ударения на второй слог приобретают несколько книжно-архаическую окраску (нач а тый, избр а нный, служ а щий, хвал я щий, люб я щий).
1 В чешской орфографии знак ‘ указывает на долготу. Ударение в чешском письме не указывается, так как оно всегда падает на начальный слог слова.
2 См. статью С. М. Кардашевского «Дифференциация значений слов по месту ударения» в журнале «Русский язык в школе», № 1 за 1946 г.
Текущий рейтинг: