Для чего нужны уши человеку
Строение, функции и особенности органа слуха человека
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.
Строение органа слуха
Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:
Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.
Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.
Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:
Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.
Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:
Что такое орган слуха и равновесия
Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.
Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.
Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.
От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.
Функции органа слуха
Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:
Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.
Особенности органа слуха
Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.
Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.
Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.
При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.
Удивительные возможности слуха человека
Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.
Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.
Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.
А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.
Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.
Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.
Орлова Наталья Михайловна
Более 7000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.
Исследовательский проект «Для чего нужны уши?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
учебно – исследовательских и творческих работ
и экономические науки
воспитанница группы общеразвивающей направленности
детей 6 – 7 лет «Кузнечик»
воспитатели муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 2 исследовательский проект «Для чего нужны уши?»
Список используемой литературы…………………………………….10
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 3 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
Я долго не могла определиться с темой исследования. Ведь вокруг столько много разных тайн и загадок. Хотелось выбрать объект исследования, о котором можно узнать много нового и интересного. Дети во время свободных игр шумят, общение между ними происходит на повышенных тонах и часто мои друзья даже не замечают, что они не просто разговаривают, а кричат и не слышат, как я к ним обращаюсь. Подумав, над этимя пришла к выводу, что мы не знаем, почему нельзя шуметь и как это влияет на наш слух? Поэтому у меня возникла идея создания проекта «Длячего нужны уши?».
— выяснить, для чего человеку нужны уши, можно ли, живя в обществе, обойтись без ушей.
Сформировать представления о строении и функционировании уха.
Уточнить что такое уши, для чего они нужны человеку и животным.
Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
• чтение книг, энциклопедий
• поиск информации в интернете
• беседа со специалистами
Изучив специальную литературу, ознакомившись с материалами интернет – ресурсов, экспериментов: «Значение ушной раковины и барабанной перепонки», «Острота слуха и ее изменения при разных ситуациях», «Анализ слуховых раздражителей», во время бесед с медицинской сестрой, мы получили данные об ушах, как органе человека.Анализ полученной в ходе проекта информации позволил сделать следующие выводы:
1. Уши и слух – это огромная ценность человека.
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 4 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
2. Ухо – орган слуха и равновесия.
3. Ухо имеет сложное строение.
4. Без ушей человек не смог бы разговаривать.
Если мы будем соблюдать правила гигиены органов слуха, то сохраним их здоровыми на долгие годы.
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке»5 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
Проблема: Что бы было, если б не было ушей?
Объект исследования : уши
Предмет исследования : строение ухо и его функции
Продукт исследования : книга: «Берегите уши», «Пословицы и поговорки об ушах», плакат на тему: «Такие разные уши».
Я предположила, что если правильно следить за здоровьем ушей , то можно сохранить хороший слух надолго.
Этапы и пошаговая реализация проекта
Сбор информации (экскурсия в библиотеку, просмотр иллюстраций, фильмов).
Работа со специальной литературой, интернет – ресурсами.
Создание проблемной ситуации: « Что бы было, если б не было ушей? »
Дидактические игры: «Глухой телефон», «Угадай чье ухо», «Угадай по голосу».
Беседы на тему: «Отличиеушей человека от ушей животных», «как сохранить слух», «Берегите уши»
Экспериментирование: «Значение ушной раковины и барабанной перепонки», «Острота слуха и ее изменения при разных ситуациях», «Анализ слуховых раздражителей»
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2. Оформление продуктов проекта: книга «Берегите, уши», «Пословицы и поговорки об ушах», плакат на тему: «Такие разные уши».
Подготовка презентации по деятельности проекта.
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 6 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
Чтоб видеть ход вещей на свете, не надо глаз. Смотри ушами.
В. Шекспир. Король Ли р
Здравствуйте. Меня зовут Залина. Мне 6 лет. Дома мы с мамой читали книжку — французского писателя Шарля Перро «Красная шапочка». И услышав фразу:
— Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
Я задумалась: А для чего нужны человеку уши?
Прав ли был Волк, ответив, «чтобы тебя лучше слышать!».
У меня возникло много вопросов: Могут ли люди жить без ушей? Что бы было, если б не было ушей? Почему у человека два уха?, Как мы слышим?
Ещё я заметила, что дети нашей группы во время свободных игр часто шумят, даже не замечают и не слышат, как к ним обращается воспитатель или кто- то из друзей. Проанализировав эту ситуацию с детьми, я пришла к выводу, что дети не знают, как шум влияет на их слух. Поэтому у меня возникла идея создания проекта «Для чего нужны уши?»
Из книг и энциклопедий я узнала: способность живых организмов слышать называется слухом. Благодаря ушам мы слышим музыку, речь, пение птиц…
Окружающий мир полон звуков, которые мы воспринимаем благодаря органам слуха – ушам. Люди могут услышать разные звуки, от тихого тиканья часов, до мощнейших взрывов. (рис. 1).
Мы проверили утверждение ученых о том, что уши – орган слуха. Провели игры «Жмурки», « Угадай по голосу».
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 7 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
Кроме того, уши помогают человеческому телу находиться в равновесии. Во внутреннем ухе находятся три канала, в форме полукругов. Они тоже заполнены жидкостью. Мы
двигаемся – и жидкость вслед за нами, как вода в стакане. Так мозг понимает, в каком положении находится наше тело. Благодаря этому акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату (рис.).
Если сигналы не доходят до мозга, мы чувствуем головокружение и не можем нормально передвигаться.
Ответ на этот вопрос мы нашли в книге «Анатомия человека для детей»
— Чтобы лучше слышать. Если бы у нас было одно ухо, то нам пришлось бы все время крутить головой, чтобы определить, откуда идет звук.
То, что мы обычно видим и называем ухом, – это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).
Наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.
Без ушей мы не смогли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того, чтобы научиться разговаривать, маленькие дети сначала долго слушают, что и как говорят окружающие люди. Бывает, что человек рождается на свет глухим. А т.к. он ничего не слышит, то и говорить научиться он не может. Такой человек, который ничего не слышит и говорить не может называется глухонемым.
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 8 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
Мой проект поддержали ребята из нашей группы. Вместе с нашими воспитателями мы провели ряд экспериментов.
Опыт №1. «Значение ушной раковины и барабанной перепонки».
С помощью этого опыта мы узнали как человек слышит. Представьте себе, что воронка – это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая – наружный слуховой проход. Вода – это звук, который проходит в ухо. Воздух через ушную раковину идёт к барабанной перепонке и ударяется о неё. Перепонка дрожит. В итоге мы выяснили: Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка.
— Далее мы проверили, как ушная раковина помогает слышать звуки. Взяли бумажную воронку и приставили её к уху узким концом к слуховому проходу. Потом убрали. Включили магнитофон так, чтобы сила звука была слабой. В результате проведения опыта мы выяснили, что: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше.
А теперь представьте, что какой-то мальчик решил поковыряться булавкой или тонкой палочкой в ухе. Что может произойти с перепонкой? ( прорвётся, проколется). (Сделали в
картоне большую дыру.) Льём воду. Что получается? Да, вы правы. Починить перепонку нельзя и человек останется глухим на всю жизнь.
Опыт №2. «Острота слуха и её изменение при разных ситуациях»
С помощью этого опыта мы проверяли, хороший ли у нас слух. Ольга Михайловна произносила слова, а мы их повторяли, (сначала громким голосом, а затем всё тише).
— Провели такой опыт. Заткнули воронку ватой. Почему не слышим удара воды о картон? (звук не доходит).
Вывод: человек лучше слышит, когда слова произносятся громко.
Опыт 3. «Анализ слуховых раздражителей»
Во время этого опыта Ольга Михайловна предложила послушать тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Какие хорошие у нас уши!
А затем попросила угадать звук. Мы ведь знаем, что звуки бывают разными. Для этого воспитатель за ширмой производила действия, издавая звуки: переливала воду, пересыпала песок, сминала лист бумаги, стучала чайной ложкой в стакане, резала бумагу.
Вывод: каждый предмет и объект издают свой звук.
Много интересного об ушах мы узнали из занимательных энциклопедий и фильмов. У всех зверей очень хороший слух, он помогает им охотится, спасаться от врагов и находить
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 9 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
друг друга. Орган слуха у кузнечиков находится на ногах. Рыбы «слышат» воспринимая колебания воды. Змеи не имеют ушей, они слышат телом. У летучих мышей самый
Чтобы ещё больше узнать об ушах мы отправились в медицинский кабинет. Белла Рамазановна рассказала о правилах гигиены органа слуха:
Защищать уши от сильного шума.
Не ковырять в ушах острыми предметами, можно повредить барабанную перепонку.
Мыть уши каждый день теплой водой.
Беречь уши от ветра и холода.
— Не допускать попадания воды в уши.
Самым ярким результатом нашего проекта стало оформление книги «Берегите уши», где были собраны рисунки, картинки о самых необычных ушах в мире, а так же памятки, пословицы, поговорки, загадки, стихи. Также с ребятами нашей группы мы создали плакат на тему: «Такие разные уши».
Итак в результате проекта мы узнали:
Уши и слух – это огромная ценность человека.
Ухо – орган слуха и равновесия.
Ухо имеет сложное строение.
Без ушей человек не смог бы разговаривать.
Если мы будем соблюдать правила гигиены органов слуха, то сохраним их здоровыми на долгие годы.
Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке» 10 исследовательский проект «Для чего нужны уши?» ____________________________________________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучек:
Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия, 2008
Детская иллюстрированная энциклопедия «Анатомия человека для детей»
Издательский дом ЮНИОН
К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ
Загадки
Ими всё мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это неприлично…(Уши )
Два капустных листа —
Соседи на тыкве…(Уши)
Распустился цветок, Есть два,
Лепесток на лепесток, Без них никуда.
Без стебля и без корня С лева брат и справа брат,
Растёт на склоне…(Ухо)Всё слышат, но молчат…(Уши)
Назовите орган слуха. Оля слушает в лесу,
Дружно, хором! Это…(Ухо) Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(Ушки)
Чтоб не лишился друг твой слуха, Самый лучший на свете слушатель
Не кричи ему ты в…(Ухо)
Два паруса на всю жизнь
А друг друга не видят.
Стихи
Ушки есть у всех людей
Даже есть и у зверей
Где у птичек ушки?
Может на макушке?
Может спрятались под перья
Ну-ка я сейчас проверю.
Обыскал я сто макушек
Нет нигде у птичек ушек!
*****
Зеркала и витрины, и лужи
Далеко обхожу стороной.
Эх вы, уши, несчастные уши,
Что вы сделали с бедным со мной?
У других же обычные уши:
Чуть поменьше, побольше слегка.
Почему, почему, почему же
Вы растете, как два лопуха?
Все смеются над вами, ушами.
Видно, мне пропадать ни за грош!
Хорошо еще, нравлюсь я маме,
Потому что на папу похож.
Для чего нужны уши
*****
У слона замерзли ушки,
Он их спрятал на макушке.
Очень хитро на макушку
Нахлобучил он подушку.
*****
Любят женщины ушами.
Может быть ты исключение.
Твои ушки могут сами
Стать прекрасным украшением.
Аккуратные овалы
Мой притягивают взгляд.
Твои ушки – это скалы,
Волнам звуковым причал.
Пословицы и поговорки про уши
Выше лба уши не растут.
Уши нужны для того, чтобы слушать.
У меня на это уши заложило.
Медведь на ухо наступил.
Держи ушки на макушке.
Слушать ухом, а не брюхом.
В одно ухо влетело, в другое вылетело.
Слышал звон, да не знаю, где он.
Разговор не для чужих ушей.
За ушко да на солнышко.
Глаза верят самим себе, уши — другим людям.
Слушающий что-то да узнает, а говорящий — ничего.
Чего в голове нет, того к ушам не пришьешь.
Чем пальцы топырить, лучше уши насторожить.
Чем пальцы топырить, лучше уши насторожить.
У кого уши горят, про того и говорят
Чего в голове нет, того к ушам не пришьешь.
На то и два уха, чтобы больше слушать.
Одно ухо, и то глухо.
Слышит и ухо, что не сыто брюхо.
Сказки
Почему у осла длинные уши (Ингушская сказка)
Узнал осёл, что раздают уши. Он не знал точно, что такое уши, а только слышал о них. Пришёл он к тому месту, где раздавали уши и крикнул:
— Здесь раздают уши?
— Здесь, — отвечают ему.
— А какие они?
— Какие пожелаешь. Есть маленькие, есть большие, есть длинные, есть круглые.
— А сколько они стоят?
— Их дают бесплатно.
«Если уши дают бесплатно, то какой же дурак станет брать маленькие».
Вот почему у осла такие длинные-длинные уши.
Сказка на ночь про зайца и его уши.
Уши зайца – это его гордость. Уши у зайца большие, они выполняют важные функции. Если бы зайцы имели ушки маленькие, крохотные, то им бы сложнее пришлось в жизни. Сказка на ночь про зайца и его отличные, богатые уши.
Жил-был заяц Ушанчик. Заяц, как заяц. Он обычно держал ушки на макушке, прислушивался ко всему, особенно к шагам лисы и волка.
А вообще у зайца к ушам было особое отношение. Уши у Ушанчика были большие, и поэтому всё время находился кто-то, кто хотел навешать ему лапшу на уши. Но заяц этого не позволял, то есть не разрешал, чтобы его обманывали.
А главной обманщицей в лесу была лиса. Она умела до ушей улыбаться, но при этом думала о том, как бы ей собеседника обхитрить. Заяц слушал её вполуха, и вообще предпочитал держаться от неё подальше.
Лиса на это обижалась. Начнёт она зайцу какую-нибудь историю плести, а он слушает её невнимательно, у него в одно ухо влетает, а в другое вылетает. А мечтал заяц только о том, чтобы никогда не видеть лису, как своих ушей. А то не ровен час – надумает рыжехвостая съесть его, бедолагу. Лиса видит, что заяц и ухом не ведёт, и бурчит что-то сердито себе под нос.
Как-то раз у лисы с самого утра было плохое настроение. Сорока краем уха слышала, что охота у плутовки в последнее время не ладится, еды сытной нет, такой, чтоб за ушами трещало, вот лиса и злится.
В то утро увидела лиса зайца у корявой ели и давай гоняться за ним. Лисе вообще преследовать кого-то нравится, её за уши не оттащишь. Но удача в тот день была на стороне зайца. Он хоть и пришёл домой по уши в грязи, но живой и невредимый.
А однажды с зайцем такая история случилась. Идёт заяц по лесу и напевает песенку. Весело косому – солнышко светит, птички поют.
Заяц я не лопоухий,
Что пугливый – просто слухи,
Вот бы кто сказал на зависть:
— Царь зверей, смотрите – заяц.
Размечтался Ушанчик, только встречает его ёж и говорит:
— Тебе что, Ушан, медведь на ухо наступил?
— Нет, — скромно ответил заяц, поняв, о чём идёт речь. – Извини, ёж, я по-другому петь не умею.
Заяц-то понял, о чём идёт речь – «медведь на ухо наступил» — это значит, что слуха музыкального нет. А вот сорока, летевшая мимо, не поняла, и давай рассказывать всем жителям леса о том, что медведь такой-сякой опять набезобразничал, и наступил беззащитному зайцу прямо на ухо.
Жители леса переполошились, побежали к дому зайчихи выяснять, что и как. Но увидев Ушанчика живым и невредимым, ворчали:
— Опять сорока на хвосте небылицу принесла.
А мама-зайчиха переживала больше всего. Сначала за здоровье Ушанчика, а потом за то, что у сына музыкального слуха нет. Она твёрдо решила, что с утра отправит сына в Лесную музыкальную школу.
Ушанчик с вечера приготовил чистую нотную бумагу, ручку и карандаш. И только после этого отправился в кроватку.
— Я буду хорошо учиться в музыкальной школе, чтобы мне и маме не пришлось краснеть до ушей.
После этого заяц спокойно уснул.
Отчего у зайца длинные уши
Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось.
Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, — говорит лось. — Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
— Хорошо, — говорит лось. — А вот эти, большие, кому?
Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
— Эти мне дай, мне, зайцу] — Что ты, братец? — удивился лось. — Куда тебе такие рога?
— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут.
— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут.
Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.