Для чего нужны выставки картин
Выставки. Кому и зачем они нужны?
«Потянула она меня на вернисаж. В музей. На выставку, значит. Замучился-замучился, замучился-замучился! Горячего нет. Нет горячего! В „Третьяковке“ хоть солянка была! А на этом вернисаже — одна минеральная. И сыр. И тот весь загнулся!» (Аркадий Райкин, «В греческом зале»)
Для большинства из нас слово «вернисаж» неразрывно связано с одноименной песней: «На вернисаже как-то раз случайно встретила я вас…» и так далее. История небольшого романтического приключения, трогающая душу. И такое культурное слово «вернисаж» — оно завораживает, настраивает на нечто необычное, не так ли? И верно, персонажи песни вращаются среди картин, изучают их, но не находят там то, что хотели увидеть.
Почему вдруг такая, можно сказать, художественная обстановка? Да потому, что вернисаж — это торжественное открытие выставки картин. И на него раздают приглашения, там собирают художников, критиков, прессу, телевидение, фоторепортеров — всех, кто может толково высказаться об экспонатах, кто может сделать рекламу, дать заказ художникам, кто может профинансировать такую выставку в будущем.
Естественно, здесь же — родные и близкие, потому что открытие выставки — это достаточно заметное событие в жизни каждого художника. Даже маститого и заслуженного, обладателя званий и наград.
История умалчивает, кто первый провел такого рода показ. Скорее всего, это был любитель искусства, который жаждал похвалиться своим собранием. Сначала зрителями были его семейные, потом ближний круг знакомых, а с течением времени (видимо, с ростом желания облагодетельствовать подданных) — и простые смертные.
Сегодня выставки нужны прежде всего художникам, которые хотят денег и славы. А для завоевания славы и получения денег — надо продавать. А чтобы продавать — надо свои произведения где-то показывать.
Выставки нужны любителям искусства, которые хотят (и могут) украсить свой быт (или пополнить свои коллекции). Для них выставки — это знакомство и с новыми произведениями знакомых художников (под словом «художник» в данном случае понимается и скульптор, и график, и живописец), и с новыми художниками.
И наконец, выставки нужны массе людей, у которых нет больших возможностей, но которые любят прекрасное.
Можно говорить о просветительской роли выставок, о воспитании художественного вкуса, об образовательной функции выставочной работы — все это имеет место.
Организация выставки включает в себя несколько моментов. Первое — место. Можно устроить выставку под открытым небом (такое делается для скульптур, например). Но если это выставка живописи — надо быть уверенным, что не будет осадков. Естественно, что выставки под открытым небом живут только один день — экспозиция меняется, потому что с таких выставок экспонаты продаются.
Это может быть частная галерея, которая выставляет работы одного художника или группы художников. Это может быть государственная галерея, в запасниках которой хранятся экспонаты, периодически выставляемые для обозрения.
Наименее трудоемкая выставка — под открытым небом. Если это выставка вольных художников (как, например, на Арбате или Монмартре), там вы не найдете ни экспликации*, ни этикеток**. Экспозиция***, естественно, складывается стихийно.
К этому надо еще добавить, что экспонаты должны быть застрахованы от всякого рода неприятностей (огонь, вода, воры), а выставочный зал должен соответствующим образом охраняться (например, от любителей раскладывать селедку на плечах Аполлона).
Непременный элемент современных выставок- каталог, в котором воспроизведены работы всех участников выставки (но это могут быть не все выставленные произведения одного автора), приводятся краткие данные об авторах, названия экспонатов.
И вот оно то, что интересует очень многих: кто за все это платит? Надо снять помещение, оформить его и разместить экспонаты, сфотографировать экспонаты и выпустить каталог, разобрать экспозицию и вернуть зал в исходное состояние. Все это, сами понимаете, стоит денег. И страховка, за нее тоже надо платить.
Может быть так, что картинная галерея, которая находится в ведении местной власти, получает задание сделать выставку с привлечением новых лиц за счет бюджета города. Может быть и несколько иначе: администрация выделяет не все деньги, часть затрат падает на плечи деятелей искусства.
В большинстве случаев при организации выставок экспонент (экспонент — участник, выступающий как автор произведения либо как его владелец) платит и за помещение, и за включение его работы в каталог. Затраты заметные, но художники идут на это, чтобы получить оценку. И не только и не столько публики — для них очень важно мнение коллег. Практически любая выставка — это вот такая возможность. И каждый стремится ее использовать. Естественно, художник отбирает для показа то, что лучше всего ему удалось, что точнее отражает его творческое кредо.
Итак, выставка закончилась, часть экспонатов продана, часть вернулась к владельцам. Средства массовой информации откликнулись публикациями, каждый экспонент получил диплом участника, каталог, в котором воспроизведена не только его работа, но и его портрет. После этого художник получает несколько другой статус (особенно, если для него это первая выставка и первый каталог). Он уже не носит картины из галереи в галерею: у него в руках каталог, папочка с газетными вырезками, листочек с адресами статей в Интернете, в которых упомянуто его имя и даже есть фото его картин.
И очень может быть, что для художника именно эта выставка — новая ступень в совершенствовании, новый рывок к вершинам творчества и в конечном итоге — к тому уровню жизни, которого он хотел бы достичь.
*»Экспликация — в практике художественных выставок — краткий текст, знакомящий зрителей:
— с характером экспозиции в зале;
— с содержанием, иконографией, историей выставленных произведений;
— с биографией и творческим обликом представленного художника.»
**»Этикетаж — в практике художественных выставок — подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычно этикетаж содержит:
— фамилию, имя и год рождения автора;
— название произведения и его частей;
— материал и год исполнения произведения; дополнительно могут указываться
владелец произведения, его цена
В музеях в этикетаж вводятся также элементы экспликации.»
***»Экспозиция — в изобразительном искусстве — принципы и порядок размещения художественных произведений, выставленных для обозрения.
Экспозиция предполагает:
— научное обоснование, систематическую классификацию и последовательность представления экспонатов;
— доступность экспонатов для обозрения и изучения;
— оптимальное освещение;
— защиту и соблюдение норм консервации.»
В декабре 2009 года в Тель-Авиве планируется выставка, посвященная столетию города: «Художники рисуют Тель-Авив». К участию в ней приглашаются художники всех стран. Организаторы планируют ее таким образом: художники будут рисовать город с натуры, фотографы будут снимать этот процесс, а кинооператоры будут снимать и художников, и фотографов.
Естественно, через некоторое время, по окончании пленэра, все картины будут выставлены на всеобщее обозрение. На вернисаже также планируется продемонстрировать Тель-Авив в стиле «Боди-арт» (эскизы таких живых картин уже прорабатываются).
Зачем мы ходим на выставки и в галереи?
Постарайтесь вспомнить, когда вы в последний раз были в музее, в галерее? Какие выставки вы посетили недавно? Какие чувства вы при этом испытывали? Если всё это было так давно, что уж и не вспомнить, а экспозиция оставила в памяти лишь скуку, то не пытайтесь оправдаться фразой: «Музеи — это не моё». Скорее всего, вы просто пришли «не на ту» выставку.
Выставки хорошие и разные
Итак, мнение некоторых людей о том, что музеи — это скучно и неинтересно, ошибочно. На самом деле цель любой экспозиции — демонстрация определённого материала. Здесь практически нет границ в тематике, смелости, красоте и необычности. Те, кому, к примеру, сложно воспринимать немногоцветную строгую графику, с радостью найдут в своём сердце место для яркой сочной живописи. Те, кого утомляет разглядывание классических полотен, с удовольствием прильнут взглядами к свежим и нестандартным произведениям современного искусства.
Таким образом, практически каждый человек, независимо от социального статуса, возраста, уровня культуры способен насладиться посещением выставки или галереи, если найдёт для себя подходящий вариант. Но зачем, для чего мы ходим на выставки, почему мы готовы платить деньги за вход и жертвовать своим временем для того, чтобы посмотреть на результат чьего-то творчества?
Пирамида потребностей по Маслоу. Познание, эстетика, самоактуализация
Если обратиться к знаменитой Пирамиде Маслоу, иерархии человеческих потребностей, то становится понятно, что посещение выставки произведений искусства отвечает сразу трём самым верхним ярусам этой пирамиды. Это познавательные потребности (выставка даёт новые знания, новые впечатления, насыщает информацией, которую негде было получить раньше в таком же качестве); эстетические потребности (на выставке посетители получают удовольствие от созерцания прекрасного); и, наконец, потребность в самоактуализации (чувство собственной принадлежности к культурной жизни, ощущение себя понимающим, чувствующим, воспринимающим высокое искусство).
Пирамида потребностей по Маслоу
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации» (1943) и в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality).
Подробнее о Пирамиде потребностей по Маслоу читайте на сайте Википедии: здесь
Эти пункты пирамиды человеческих потребностей являются самыми верхними, завершающими. По сути это удовлетворение самых высоких нужд, дальше желать уже просто нечего. Именно поэтому после посещения индивидуально интересной выставки человек какое-то время может ощущать себя совершенно по-особенному, находиться в каком-то возвышенном, торжествующем состоянии души.
Не сидите дома, не скучайте, не лишайте себя высоких эмоций, красивых и позитивных чувств! Если вы уже давно не выбирались на выставку, в художественную галерею, в музей, то поскорей отыщите себе мероприятие по вкусу, и отправляйтесь за порцией ярких впечатлений!
Для чего необходимы выставки картин?
Далеко не каждый из нас может похвастаться тем, что регулярно посещает художественные выставки. Причин может быть много и, наверное, первая среди них, это отсутствие свободного времени. Но согласитесь, это не очень серьезный аргумент, так как любители рыбной ловли всегда смогут выкроить хотя бы несколько часов для любимого времяпрепровождения, и если кто-то говорит, что не ходит на выставки только потому, что ему некогда, он, скорее всего несколько лукавит. Настоящие ценители искусства всегда стремятся посетить новые выставки, и на некоторых из них бывают даже по нескольку раз.
Ведь здесь можно наслаждаться игрой красок, сюжетными линиями, смелыми и необычными техническими решениями, которые применяют новые художники, и с удовольствием еще и еще раз вернуться к уже хорошо знакомым произведениям старых живописцев, так как они существуют вне времени. На данный момент нет точных данных о том, кто провел первую выставку художественной живописи, и в какой стране это происходило, однако со временем подобные мероприятия стали весьма популярными, причем в разных странах.
Наверное, этому способствовало появление талантливых живописцев, работы которых хотело увидеть большое количество людей. Появилось такое понятие как галерея и им обозначалось место, в котором выставляются картины для всеобщего обозрения. В современной жизни, при всем ее бешеном ритме, выставки необходимы по нескольким причинам. Прежде всего, это возможность для самих художников представить свои творения на суд специалистов и любителей живописи.
Удачная выставка может подарить славу и почет, да и материальные дивиденды, ну а неудачная, заставит сделать правильные выводы и уже на следующей выставке показать все свои умения. Еще один аргумент в пользу проведения выставок связан с тем, что именно здесь настоящие любители живописи получают возможность познакомиться с новыми работами уже известных и молодых мастеров, и может быть даже приобрести что-нибудь в свои домашние коллекции.
Причем истинные ценители с удовольствием знакомятся не только с живописью, но и со скульптурой и с графикой, которые также демонстрируются на выставках. Ну и для общей массы людей выставки нужны, так как им все равно не чуждо чувство прекрасного, хотя и нет материальных возможностей приобрести себе хорошие картины. Так что выставки будут всегда актуальны, и мы с удовольствием будем их посещать, независимо от того, можем ли достойно оценить таланты авторов с профессиональной точки зрения.
Выставка картин из кожи
Вопрос эксперту: как придумать и провести выставку
Зачем устраивают выставки и ярмарки картин, почему к ним готовятся за год-два и как провести выставку качественно — на вопросы отвечает директор алматинской частной галереи Aspan Gallery Меруерт Калиева.
Фотография: Предоставлены Aspan Gallery
Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Мы привыкли думать, что на выставках показывают только картины или скульптуры, однако современные выставки сочетают в себе разные медиа: перфомансы, инсталляции, аудио- и видеоработы.
Самой важной выставкой современного искусства, которая определяет будущие тенденции, считается Документа, которая проходит один раз в четыре года в маленьком немецком городке Касселе.
Выставки бывают коммерческие и некоммерческие, персональные и групповые. При работе с коммерческими выставками важно представить работы в наиболее выгодном свете, чтобы покупатель мог заинтересоваться. Персональные выставки чаще всего проводят для знаменитых художников, а также тех, кого представляет галерея. На групповых выставках можно поэкспериментировать, пригласить молодых художников и собрать работы, схожие по теме.
«Персональные выставки очень важны в карьере художника. На них мы можем представить ретроспективу, поднять важные темы», — говорит Меруерт.
К таким выставкам необходимо много готовиться: посмотреть весь материал, сделать выводы, поработать с серией работ с точки зрения проработки концепции новой серии или работы.
Перед коммерческими выставками чаще всего проводятся ярмарки, на которых презентуют картины. Самая престижная ярмарка на сегодняшний день — Арт Базель.
Эта ярмарка современного искусства была основана в 1970 году. Такого рода ярмарки устраиваются для того, чтобы познакомить коллекционеров с новыми лицами в сфере искусства. На них собираются самые влиятельные люди сферы, коллекционеры, которые негласно решают стоимость и ценность произведений искусства. Ярмарка проходит ежегодно в трех городах мира: Базеле, Майами-Бич и Гонконге, ее еще называют «Олимпиадой мира искусств».
Такие ярмарки, как Арт Базель, готовятся за год-полтора вперед. Например, многие галереи делают архитектурные модели будущих стендов или устраивают у себя точные копии стен, которые будут на ярмарке, и уже на месте примеряют работы, которые они хотят выставить.
Как создают выставки?
Процесс создания выставки очень длительный: обычно организаторы готовятся к ним за год. В процессе подготовки выставки необходимо продумать большое количество моментов: выпуск каталога, размещение работ, концепцию, свет и музыкальное сопровождение.
Всё начинается с концепции, которой занимается отдельный человек — куратор.
Концепция выставки — это главный посыл, то, на что зрители будут обращать внимание при рассмотрении творчества художника на выставке, поэтому её разработка занимает много времени.
Концепция может пролить новый свет на творчество художника. Допустим раньше в музеях чаще всего выставки были хронологическими, а сейчас самые разные работы могут быть объединены общей темой.
В пример Меруерт приводит выставку Ербосына Мельдибекова, которая называлась «Вечное возвращение». Художник в своих работах часто возвращается к определенным темам: у него есть серия видео, которые он снимает каждые четыре года — и куратор предложил использовать концепцию возвращения. Именно через эту призму Меруерт и ее команда устраивали выставку.
«В 2019 году мы делали выставку Лиды Блиновой — очень важной казахстанской художницы, которая в 80-х годах вместе с супругом начала устраивать квартирные выставки, а также инсталляции, которые никто еще не делал в стране. Она была не заинтересована в материальной манифестации своих идей, поэтому многие работы были утеряны, также было очень много идей, которые она не записывала или делала только зарисовки», — говорит директор.
Меруерт хотела задокументировать и восстановить ее проекты, которые еще остались.
«По воспоминаниям и описаниям мы смогли восстановить некоторые ее работы. На этой исторической выставке мы показали огромный архив ее рисунков и для многих, даже тех, кто знал творчество Блиновой – это стало настоящим открытием», — говорит Меруерт.
Когда современный зритель приходит на выставку, он чаще всего хочет не просто увидеть красивые работы художника — ему необходимы эмоции. Для этого не только картины должны быть наполнены смыслом, но и сама экспозиция должна иметь и выражать определенный посыл.
Более того, успех зависит и от других факторов, включающих работу художника и презентацию. Посетители обращают внимание на размещение и расположение картин. Если на стенде размещать работы очень близко друг к другу, у зрителя будет создаваться негативное впечатление.
При создании выставки очень важно организовать красивое пространство, в котором каждая работа может «зазвучать».
Когда вы делаете такую развеску, зритель сможет сконцентрироваться, оценить каждую работу по отдельности и погрузиться в процесс.
Меруерт рассказывает, что на своих выставках они показывают ограниченное количество работ — можно было бы показывать гораздо больше, но это может разрушить атмосферу и помешает создать нужное настроение.
«Выставка — это тоже произведение искусства. Для меня хорошая выставка — это когда нельзя ничего добавить и нельзя ничего убрать. Должно создаваться ощущение, что все на своем месте».
Почему к выставкам так долго готовятся?
«Если это персональная выставка, то за год вперед мы обговариваем примерные идеи выставки, сроки и начинаем думать о том, кто мог бы участвовать в выставке. Куратор заранее начинает работать над идеей и концепцией выставки. Также бывает такое, что во время работы первичная идея меняется и перевоплощается во что-то другое. За три-четыре месяца до выставки начинается более интенсивная работа, когда мы заказываем статью для каталога. В это время нам уже известен список работ. Искусствоведу необходимо их описать для каталога. Зарубежные работы необходимо привести в Алматы, отснять их. За два месяца мы получаем статью и начинаем готовить каталог. После этого посылаем все материалы дизайнеру, переводим текст на другие языки и начинаем заниматься логистикой. Думаем о том, как разместить работы в пространстве: может быть необходимо покрасить стены, что-то убрать или добавить. Смотрим на технику и оборудование: если есть видеоматериалы, то необходимо продумать размещение проектора. С техникой часто бывают сложности, например, звуки могут накладываться и мешать. Чаще всего перерыв между выставками составляет около двух недель и по окончании первой происходит ее демонтаж. Например, мы меняем стены, красим и примерно за неделю до самой выставки занимаемся развеской работ», — говорит Меруерт.
Если выставка включает в себя работы художников, которых уже нет в живых, то организаторам необходимо учитывать вопросы авторского права и запрашивать разрешение на их показ.
Какие выставки можно посмотреть?
Искусство переходит в онлайн формат. Некоторые галереи и музеи снимают тизеры к своим выставкам, чтобы привлечь внимание аудитории, некоторые — устраивают онлайн туры по своим залам.
В Третьяковской галерее творчество Айвазовского раскрыли через тему бесконечности, жизни и смерти. В рамках пиар компании они продемонстрировали необычное решение — тизер к выставке.
В арт-музее «Гараж» представлены работы казахстанского художника Ербосына Мельдибекова.
Кому и зачем нужны выставки?
Вы никогда не задумывались, зачем проводятся выставки картин? Безусловно, чтобы ценители искусства смогли насладиться работами любимых художников или познакомится с творчеством пока незнакомых авторов. Однако, только ли это является целью? Давайте разбираться.
Слово вернисаж слышали, наверное, многие. Вернисаж – это открытие международной выставки. На него специально приглашают, здесь собираются художники, критики, пресса, ценители искусства, готовые тратить невероятные деньги на него. Здесь же можно увидеть родных и близких художника, так как для любого мастера международная выставка 2013 – это важное событие, которое может круто изменить его жизнь, если все пройдет удачно.
Сегодня выставки нужны, в первую очередь, самим художникам. Они помогают сдобиться славы и денег. Чтобы этого добиться, нужно свои работы продавать, а чтобы продавать нужно, чтобы картины кто-нибудь видел. Для этого и проводят выставки.
Также такие мероприятия нужны любителям искусства, которые хотят украсить свой дом, офис, сделать хороший подарок и т.д. Для таких людей выставки – это возможность познакомиться с новыми работами знакомого художника.
Выставки нужны тем, кто любит прекрасное, обладает эстетическим взглядом, любит познавать новое, однако не имеет больших возможностей, чтобы приобрести картину за большие деньги.
Безусловно, искусство, выставки играет огромную роль в развитии общества. Они имеют познавательную, воспитательную, просветительскую функции.
Как организовываются выставки?
Вначале необходимо выбрать место. Если речь идет о скульптурах, то можно остановиться на площадке под открытым небом. Если о картинах, то нужно быть уверенным, то не будет осадков. Выставка под открытым небом может существовать только один день, и именно на них экспонаты продаются быстрее всего.
Также выставка может быть организована в частной галерее. Там могут быть выставлены только ваши картины, либо же будут собраны работы группы художников, например, работающих, в одном жанре.
Отметим, что перед мероприятием все экспонаты нужно застраховать от любой непредвиденной неприятности. Все выставочные залы должны охраняться.
Главный вопрос, кто за все платит? Ведь снять помещение, создать каталог, сделать фотографии, оформить зал, страховка – на все это нужны деньги. Все это может оплачивать сама галерея, городские власти, заинтересованные спонсоры и сам художник.