Для чего нужны юристу знания по обществознанию
Обществознание – основа профессии «Правовед»
В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как оно дает целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Он вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.
Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев. К этому подводит изучение духовной сферы общества: религии, философии, культуры, искусства, этики и эстетики. Это гуманистический смысл обществознания, которое дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества. Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
Зачем же нужно изучать обществознание?
В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается. Все это невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания, это его гражданский аспект.
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
Обществознание к тому же является учебной дисциплиной. Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие профессии: политолога, социолога, культуролога, юриста, экономиста, психолога, педагога, правоведа, менеджера (по отраслям) и т.п.
Рассмотрим одну из менее известных, но очень интересных профессий – правовед. Правовед — специалист по правоведению, ученый-юрист, знаток действующего законодательства, а также основ и философии права. Правоведение (или юриспруденция) — наука, которая изучает совокупность знаний о государстве, управлении и праве. Правовед как специалист в области правоведения — точно знает, что и как, а самое главное почему. Опираясь на законы государства, поможет уладить любую ситуацию, в которую по разным причинам попал его клиент.
Специалист в этой области должен быть, прежде всего, обучен как теоретически, так и практически подходить к проблемам предпринимательского, криминального, земельного и трудового права. Для этого нужно закончить соответствующий вуз, получить высшее юридическое образование и после окончания обучения человек сможет работать не только практическим профессионалом, но и в научной сфере.
Студенты в процессе обучения изучают целый спектр правовых наук:
· общую теорию государства и права;
· историю политических и правовых учений;
· историю государства и права, конституционное право;
· отрасли национальной системы права.
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Обществознание – основа профессии правовед
О предмете обществознание
В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как оно дает целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.
Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев. К этому подводит изучение духовной сферы общества: религии, философии, культуры, искусства, этики и эстетики. Это гуманистический смысл обществознания, которое дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества.
Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
Зачем же нужно изучать обществознание?
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
Обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями. Обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать научные прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество факторов, которых трудно спрогнозировать, но, тем не менее, они оказывают сильное влияние на развитие общества.
Обществознание к тому же является учебной дисциплиной.
Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений:
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие профессии:
Рассмотрим одну из менее известных, но очень интересных профессий – правовед.
Специалист в этой области должен быть, прежде всего, обучен как теоретически, так и практически подходить к проблемам предпринимательского, криминального, земельного и трудового права. Для этого нужно закончить соответствующий вуз, получить высшее юридическое образование и после окончания обучения человек сможет работать не только практическим профессионалом, но и в научной сфере.
Студенты в процессе обучения изучают целый спектр правовых наук:
Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правоведа, т. е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием психологической культуры.
Особенности профессии
Психологическая культура юриста включает: комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.
Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования. Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов».
Медицинские противопоказания
Профессионал должен в совершенстве знать действующее законодательство как России, так и других стран, владеть иностранными языками, поскольку это дает правоведу возможность не только изучать оригинал нормативных первоисточников, а и практику передовых стран мира.
Важным профессиональным качеством является профессиональная мобильность, способность к быстрой адаптации ко всем изменениям в законодательстве. В дальнейшем правовед может работать в органах государственной исполнительной власти, местного самоуправления, суда, прокуратуры, подразделениях УВС, юстиции, нотариата, юридических и экономических службах организаций, предприятий различных форм собственности.
Среди знаменитых и великих правоведов:
Где получить образование?
Специальность юриста-правоведа в Самарской области можно получить в Самарской Академии государственного и муниципального управления. Базы практик будут определяться совместно с администрацией города Самары и администрациями районов города Самары.
На предпоследнем курсе начинается обучение по специализации в зависимости от дальнейшего выбора направления юридической деятельности. Специализации, реализуемые в Академии по специальности:
Государственно-правовая специализация нацелена на подготовку студентов к работе в различных органах государственной и муниципальной власти и управления в качестве юрисконсультов, руководителей правовых служб.
Государственный и муниципальный служащий должен иметь высококвалифицированную юридическую подготовку, знать правила толкования нормативных актов, действия их во времени, в пространстве, по кругу лиц и некоторые другие основные постулаты правовой теории для грамотного правового обеспечения деятельности муниципальных образований, осуществления контроля за соответствием требованиям законодательства различных документов правового характера, принимаемых муниципальными образованиями, уметь защищать права и законные интересы государства, общества и граждан.
Поэтому студенты изучают:
В дальнейшем выпускникам придется работать с гражданами, юридическими лицами, а также с документами, прецедентами, готовить иски, претензии, искать и устранять пробелы в договорах и других нормативных документах.
Уголовно-правовая специализация готовит студентов к работе в следственных, прокурорских, правоохранительных и судебных органах, то есть к деятельности в сфере борьбы с преступностью, раскрытия и расследования преступлений, поддержания обвинения или осуществления защиты в суде по уголовным делам.
Студенты дополнительно изучают для этого:
Работа по указанной специализации связана с уголовно-правовой защитой прав и законных интересов граждан и лицами, преступившими закон.
Квалификация выпускника – юрист.
Дальнейшая трудовая деятельность выпускников осуществляется в организационно-правовой форме различных профессий (судья, следователь, прокурор, адвокат, юрисконсульт, нотариус, корпоративный юрист и др.).
Что нужно знать и уметь юристу?
Что нужно знать и уметь хорошему юристу?
Здравствуйте, друзья и коллеги!
Что нужно знать начинающему юристу, что нужно знать будущему юристу? Это интересные вопросы, особенно для тех, кто собирается связать свою жизнь с юриспруденцией, поступает на юридический факультет, рассчитывает работать помощником юриста или хочет стать хорошим юристом. Советую почитать статью о том, с чего начать начинающему юристу? Как стать хорошим юристом?
Что нужно знать и уметь юристу? Попробую ответить на этот сложный философский вопрос.
Знание правил русского языка
Логическое мышление
Юристу нужно логическое мышление, я бы даже сказал – математическое и схематическое мышление. Частенько юристы не обладают элементарными правилами логики. Никогда не спорьте с такими юристами, это бесполезно и бесперспективно. В суде такие колхозники обычно выглядят слабовато.
Часто у будущих юристов возникает вопрос, нужна ли математика юристу? Популярным ответом на этот вопрос будет: нет, не нужна. Но лично я считаю, что любой юрист должен обладать математическим, аналитическим мышлением.
Любому юристу необходимо обладать кругозором. Я так полагаю, что такие дисциплины как обществознание и история должны способствовать развитию знании будущего юриста в гуманитарном направлении.
Кстати, при поступлении на юридический факультет, как правило, необходимо сдавать обществознание, историю и русский язык.
Юридическое образование
Безусловно юридическое образование стоит на первом месте в списке того, что нужно для того, что бы стать хорошим юристом. Но если у вас нет логического понимания и вы не владеете правилами языка, то трудно будет перекрыть такие недостатки обучением в хорошем учебном заведении, хотя ничего не исключаю.
Не тешьте себя мыслью, что хорошим юристом можно стать, обучаясь в некачественном ВУЗе. Если вы хотите стать хорошим юристом, вам срочно необходимо получать образование в хорошем заведении, где будут грамотные специалисты вас обучать, и где будут молодые и перспективные юристы, с которыми вы будете развиваться сами. Чем сложнее будет конкурентная среда, тем большему вы научитесь.
Уметь работать с законодательством
Законов очень много, подзаконных актов еще больше. Юрист не может знать все законы. Это невозможно и неправильно. Но любой юрист должен иметь понимание общей структуры законодательных актов, их положение и иерархию, структуру государственных органов, компетенции, роль судебных инстанции. Юрист должен знать, как найти необходимую норму закона, иметь представление об общих принципах права.
Конечно с опытом некоторые ключевые законы юрист будет знать чуть ли не наизусть, но это приходит со временем.
При работе с законодательством юристу необходима усидчивость. А теперь вспомните про необходимость владеть русским языком и правилами логики. Если у вас нет этого «инструмента», то вы не будете эффективно ориентироваться в законодательстве. Знание русского языка и логики будет компасом для вас в море законодательства. Я бы советовал не пренебрегать философией для улучшения работы компаса. Любовь к мудрости расширит и углубит ваше понимание общества.
Я, например, хорошо ориентируюсь в общих положениях гражданского законодательства; в процессуальном законодательстве, поскольку частенько приходится участвовать в судебных процессах; в избирательном законодательстве, поскольку занимаюсь юридическим сопровождением избирательных компаний, и в других вопросах, с которыми приходилось сталкиваться. Кто-то специализируется на уголовном законодательстве, на законодательстве о защите прав потребителей, а кто-то, вообще, пишет жалобы в Европейский суд по правам человека.
При подготовке любого документа, я смотрю необходимые мне нормативные материалы, я знаю, что и где мне надо посмотреть. В этом и заключается умение юриста работать с законодательством.
Я как-то читал статью о том, что хороший юрист должен знать законы наизусть. Это полный бред. Всегда есть два подхода к обучению: это выучить наизусть или понимать и формулировать. Я предпочитаю второй вариант.
Критическое мышление
Юрист должен уметь подвергать сомнению любое действие, событие, обстоятельство и уметь получить в установленном процессуальном порядке подтверждение действия, события, обстоятельства.
Порядочность и ответственность
Я считаю, что юрист как представитель профессионального сообщества юристов должен быть порядочным человеком и соблюдать определенные корпоративные правила по отношению к клиенту, своему делу и своим коллегам.
Кроме того, необходимо понимать высокую степень ответственности своего дела и возможность неблагоприятных последствий безответственного отношения к своей профессии.
Надеюсь, моя статья ответила на вопрос, что нужно знать и уметь начинающему юристу, чтобы стать хорошим юристом.
Видео про «бесплатных» адвокатов:
Если вы ищите хорошего юриста или адвоката, читайте мою статью о том, как и где найти хорошего адвоката или юриста, также читайте мою статью про адвокатов Краснодара.
Зачем юристу обществоведческие знания. Введение. Начинаем изучать обществознание
Тема: Что изучает предмет «Обществознание»?
Введение в изучение курса.
Родный Николай Викторович,
учитель МБОУ «Веселовская СОШ»
который содержит обусловленный рамками учебного времени
минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для по-
нимания самого себя, других людей, процессов, происходящих
Познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания, дать
характеристику наук, изучающих окружающий мир и общество;
Сформировать положительную установку на изучение нового обществовед-
Учащиеся научатся описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;
Учащиеся познакомятся с учебником, с принципом работы со схемами, дополнительным материалом.
личностные: формирование стартовой мотивации к изучению
метапредметные: развивать у учащихся представление о месте обществознания в системе наук;
формировать целевые установки учебной деятельности;
уметь использовать ключевые базовые понятия курса обществознания;
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группе, мультимедийная презентация.
Тип урока: изучения нового материала.
I. Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой этап
Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Они учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Попробуем убедиться в этом на примере одной из них. Эта притча называется «Предназначение».
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер от-
ложил его в сторону.
— Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри
И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда
должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния ты должен
Через понимание и напоминание давайте продолжим свою жизнь на этой Земле, имея полное призвание в своем сердце.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом.
Как вы поняли ее смысл?
Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках обществознания?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества?
Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.
Итак, новый предмет, к изучению которого мы приступили,
изучает общество. Что же мы имеем в виду, произнося слово «об-
Во времена А.С. Пушкина обществом в России называли аристократический круг, светское общество. Все остальное было народом, толпой. Обществом нередко называют и просто дружескую компанию: «Вечер я провел в обществе друзей».
Так что же такое общество? Авторы учебника утверждают, что общество – это мир людей, в котором мы все с вами живем.
IV. Работа по теме урока
1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 5 классе.
Проблемное задание. Как вы думаете, что должен знать человек
о себе и об окружающих людях?
Как вы понимаете термин «обществознание»?
Итак, обществознание содержит знания об обществе, о законах его развития, об основных сферах общественной жизни, а также
о человеке как о существе социальном, общественном. Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Изучая этот предмет, школьники могут узнать основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т. д. Некоторые думают, что это не очень важные знания, а на самом деле все зависит от того, как человек смотрит
на мир, и именно в этом и помогает обществознание. Любые достижения человека зависят от того, какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо познакомится с самим миром и научиться гармонировать с ним. Для этого надо найти свое место в этом мире.
(Можно составить кластер по ходу объяснения)
Понять и познать все, что касается общества.
Вписываться в общество и существовать в нем.
Познакомиться с методами и способами изучения общественных явлений.
Формировать общие знания о человеке и обществе.
Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все его сферы: экономику, политику, культуру и т. д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей и знать, как поступать в определенной ситуации в зависимости от поведения
других. Решения и действия людей, а также причины, которые
послужили этим действиям, объясняются обществознанием и тем, чему этот предмет может научить. Еще говорят, что в школе не учат жить. Но это не так. Примером этого утверждения является предмет обществознание. Вы
должны понять, для чего он нужен. Я думаю, что все вы хотите стать настоящими людьми, сформироваться как личность. Обществознание поможет в этом. Предмет «Обществознание», безусловно, не самый простой. И вам необходимо много и упорно трудиться.
2. Науки, изучающие общество
Задание: посмотрите на предложенную схему и прокомментируйте её
Первую группу наук вы изучали в курсе предмета «Окружающий мир». А вот с общественными науками вы еще не знакомы.
Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство
общественных наук. Царство это большое, состоит из отдельных
впечатлениями, разделимся на группы.
Задание для первой группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Философия».
Задание для второй группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Психология».
Задание для третьей группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Социология».
Задание для четвертой группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Экономика».
Работа в группах (чтение текста, выступление)
Что общего вы увидели в общественных науках?
Предмет «Обществознание» поможет вам приумножить личный опыт, Однако изучение обществознания не ограничивается работой с учебником. Общайтесь с друзьями, изучайте события окружающего мира, анализируйте литературные произведения. Это натолкнет на собственные размышления, на выбор того или иного решения.
Снова работаем в группах. Каждая группа, работая с дополнительным материалом, должна ответить на следующие вопросы.
В чем смысл приведенной притчи?
Как бы вы ее назвали?
Актуальна ли притча сегодня? Почему?
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
Итак, мы начали знакомство с курсом «Обществознание». Давайте вернемся к проблемным вопросам.
Почему, с вашей точки зрения, так важно изучать обществознание?
Чему вы можете научиться на уроках обществознания?
Выскажите свое мнение о знакомстве с новым предметом, употребив следующие фразы.
Написать мини-сочинение на тему «Мое знакомство с новым предметом».
Дополнительный материал для 1 группы.
Наше королевство одно из самых древних. Оно называется «Философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». В нем живут мудрые люди, которые пытаются найти ответы на основные вопросы, волнующие людей.
– Какое место занимает человек в мире?
– Каковы основные закономерности развития природы и человека?
– Как человек познает мир?
– Каково предназначение человека?
О древних жителях этого королевства, философах, существует множество интересных историй.
Однажды философ Фалес отправился изучать звезды и, засмотревшись на небо, упал в яму. Прибежавшая на его крики о помощи служанка
в ответ на причитания заметила:
Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, а хочешь познать то, что на небе!
Другой философ – Диоген – жил в бочке, чтобы не отвлекаться
от научных занятий.
Жители королевства любят задавать друг другу сложные вопросы
– Что такое великое? ( Здравый смысл. )
– Что такое свобода? ( Чистая совесть. )
– Что прекраснее всего? ( Мир. )
– Что быстрее всего? ( Ум. )
– Что мудрее всего? ( Время. )
– Что самое общее для всех? ( Надежда. )
– Что трудно? ( Познать самого себя. )
– Что легко? ( Давать советы другим. )
– Что самое сильное? ( Мысль. )
– Что самое лучшее? ( Счастье. )
– Кто счастлив? ( Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа
и развивает свои дарования. )
Жители королевства ценят духовный мир человека. Они изучают этот
Дополнительный материал для второй группы
Давным-давно сгорела большая библиотека. Уцелела, лишь, одна рукопись. В течении многих лет она покоилась в глубине книжной лавки, и никто не обращал на нее внимание, до тех пор, пока однажды, в лавке не сменился хозяин. Он перебирал свитки, книги, рукописи, и избавлялся от ненужного.Таким образом эта рукопись попала в руки случайного нищего. Перед тем, как разжечь костер ею, чтобы согреться, он поинтересовался о чем же она. В рукописи было написано: «Тот человек, который найдет на берегу моря горячий камень, обретет в жизни все, о чем мечтал» Нищий решил, что терять ему нечего, и поехал к морю. И он поднимал камень за камнем, но были они холодны, и он выкидывал их в море. Так шли дни, недели, месяцы, годы. И, вот, однажды, дрожащая рука коснулась горячего камня. Он поднял его и по привычке выбросил в море.
( Проверка выполнения задания. Выступление групп.)
Зачем же нужно изучать обществознание?
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине 19 в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
Обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями. Обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать научные прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество факторов, которых трудно спрогнозировать, но, тем не менее, они оказывают сильное влияние на развитие общества.
1. Что такое общество?
2. Зачем нужно общество? Приспособление к действительности
a. Закон двух автономий
3. Зачем нужно общество? Объединение в социальную систему
a. Зачем понадобилось крепостное право?
4. Зачем нужно общество? Воспроизводство идентичности
a. Денис Давыдов и гусарский стиль
b. Бумбараш как зеркало кризиса идентичности
Глава 1. Что такое общество и зачем оно нужно
Зачем нужно общество? Воспроизводство идентичности
Тем самым мы переходим к третьей задаче, которую призвано решать общество. Оно должно обеспечивать воспроизводство себя самого, своих социальных связей, систем коммуникаций и образцов поведения. Это воспроизводство должно быть воспроизводством структур идентичности человека. Каждый человек отождествялет себя с определенным обществом, точнее с несколькими «обществами», одни из которых очень велики, а другие локальны. Иногда эти идентичности перескаются частично, иногда вкладываются одна в другую как матрешка. Например, в самохарактеристике «русский, православный» обе общности совпадают лишь частично – не всякий русский считает себя православным (хотя было время, когда это тождество было абсолютным), но не всякий православный – русский, есть и православные греки, и православные татары и православные японцы. В других случаях, одна идентичность полностью охватывается другой. Например, когда человек говорит про себя: «я русский, помор». Северный субэтнос русских поморов полностью входит в состав русского этноса, но, в то же время, отличается известными особенностями в поведении, самосознании и обычаях, так что «помор» здесь отнюдь не избыточная характеристика.
Итак, одна из основных задач любого общества состоит в том, чтобы воспроизводить из поколения в поколение всю систему своих идентичностей. Задавать образцы поведения и образ мысли, который побуждает человека раз за разом, в каждой конкретной ситуации отождествлять себя со своим обществом и с той функциональной группой, в состав которой он в этом обществе входит.
Задавать так, как это делает в одном из своих стихотворений Денис Давыдов знаменитый герой Отечественной Войны 1812 года, партизан, гусар и поэт:
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
Пусть французишки гнилые
К нам пожалуют назад!
То ли дело средь мечей:
Там о славе лишь мечтаешь,
Смерти в когти попадаешь,
И не думая о ней!
Зачем изучать общество? Чем это может быть полезно каждому человеку?
Для того, чтобы общество развивалось и функционировало; чтобы научиться разрешать конфликты; чтобы знать как вести себя среди людей.
Почему общество изучает не одна, а много наук?
Потому что общество многогранно и включает в себя разные виды деятельности. Люди трудятся вместе, общаются, создают семьи. В обществе выстроена определенная иерархия. Все это изучают разные науки, которые объединяет обществоведение.
Философия поможет найти смысл жизни, помогает человеку познать мир и самого себя, и определить отношение человека к миру и разным ситуациям в жизни.
§ 2. О прошлом, настоящем и будущем