Для чего нужны заповеди
Православная Жизнь
Соблюдать заповеди трудно, а порой и больно. Может быть, есть возможность обойтись без этого? Просто жить спокойно и плыть по течению… Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма в Зайцево, уверен, что в таком случае погибнут не только человеческие души, но и вся наша цивилизация.
Человеческое общество живёт по определённым правилам. В нравственном плане заповеди регулируют нормальные, цивилизованные отношения в этом обществе. Если бы таких заповедей не было и люди их никогда не соблюдали, во что превратилось бы наше общество? — в племя, где нет ничего святого, никаких ограничений. Думаю, в этом случае человечество не достигло бы тех высот цивилизации, плодами которых мы пользуемся каждый день.
Духовная составляющая заповедей ещё важнее. Наша земная жизнь очень скоротечна и временна. После кончины мы все придём на суд Божий, где дадим ответ за все свои деяния. Заповеди — это дорожная карта, которая ведёт человека в Царствие Божие. Только через соблюдение их православный христианин может наследовать его.
Представим автомобиль, который двигается из пункта А в пункт Б. Чтобы добраться до места назначения благополучно и без аварий, водитель должен смотреть на знаки и соблюдать правила дорожного движения. Если он это сделает, то доберётся до пункта назначения. Если проигнорирует — попадёт в аварию и погубит себя, а может быть, и других. Так же и с заповедями: если человек стремится их соблюдать, то наследует Царствие Божие, в противном случае — о каком Царствии Божием мы можем говорить? Потому на вопрос «зачем соблюдать заповеди» отвечу просто: для наследования Царствия Небесного.
Отдельный вопрос — как мы соблюдаем заповеди. Часто люди просто не понимают, о чём идёт речь, когда говорят об этом. Например, возьмём заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя». Христос не говорит: «не будь равнодушен», «не проходи мимо», но — «возлюби ближнего своего». Это очень трудно.
Возьмём заповедь «не укради». Большинство людей скажут: это не имеет ко мне отношения, я не ворую. Однако дело в том, что многие не воруют потому, что боятся наказания. Неизвестно, сколько из них взяли бы чужое, не угрожай им расплата. Заповедь «не укради» значит «даже не помысли об этом»! Понимаете? Нельзя заповеди рассматривать только как удерживающий, контролирующий фактор. Любовь должна быть любовью, добро — добром. Тот, кто любит, не пнёт, не обидит — даже если можно, если никто не видит, если не накажут.
Для человека важна глубина восприятия заповедей. Это значит, что каждую из них нужно рассматривать отдельно и очень внимательно. Если человек может искренне соблюдать все заповеди, идёт по тем указателям, которые оставил ему Христос, — он наследует Царствие Небесное.
Есть люди, которые говорят: «Зачем мне соблюдать заповеди? Я не хочу в Царствие Небесное!» Так может говорить только человек крайне неразумный и однозначно невоцерковлённый. У такого хочется спросить: а ты желаешь зла своим детям? Хочешь, чтобы они были голодные, холодные, немытые, лишённые материнского тепла? Мало какой человек скажет — да, желаю. Так же и с душой. Хотим ли мы ей вечной муки?
В качестве примера я часто привожу судьбу известного сатирика Михаила Задорнова. Он всегда смеялся над Церковью, священнослужителями, верующими людьми, пропагандировал так называемое разноверие, но на смертном одре внезапно принял крещение. Казалось бы — зачем? Думаю, когда он стоял на пороге жизни вечной, то испугался, принял Бога — и в итоге крестился. Это ответ всем, кто говорит, что не хочет в Царствие Небесное. Так может говорить человек, который мало прожил и мало видел.
Возьмём представителей опасных профессий: они, как правило, все верующие. Один врач-реаниматолог рассказывал мне, что среди его коллег неверующих нет. Так же на фронте, в шахте. Конечно, тот, кто живёт спокойно, сыто и благополучно, не имеет проблем со здоровьем, может говорить, что ему не нужно Царствие Небесное. Но пусть пройдёт время. Посмотрим, что с ним будет дальше.
Записала Екатерина Щербакова
Заповеди в православии: зачем они нужны сейчас?
Нам пришло письмо: «Зачем нужны заповеди? Все и так понято: что хорошо, а что плохо. К тому же заповеди ничего не имеют общего с сегодняшним днем. Может быть, можно быть хорошим человеком и христианином, ничего не зная о них?»
Что такое Заповедь?
Обыденный взгляд на заповеди такой: это правила, которые нужно соблюдать. То есть некий свод законов, который что-то дает для духовной жизни. Например, соблюдая их, человек будет «хорошим христианином».
В принципе, так и есть. Хотя в Церковном понимании суть заповедей гораздо глубже. В рамках интернет-статьи эту полноту не передашь, но если свести суть заповедей к нескольким тезисами, то они могут быть такие:
Как понять, что Заповеди — это откровение?
В наше время воспринимать заповеди, как откровение достаточно тяжело, потому что вся современная мораль и этика основана как раз на христианских заповедях. Родители с детства учат детей не обманывать и не брать чужого. То, что изменять жене — это плохо, так же очевидно, как и то, что Земля круглая и вращается вокруг солнца. Заповеди проникли в нашу жизнь и давно стали основой «правильной» жизни.
Но когда-то и факт, что Земля это шар, было ошеломляющим открытием. Таким же, как в XX веке стала правда о том, что время в разных местах вселенной идет по-разному. Или открытие квантовой физики, которая вообще по сути своей противоречит привычной нам логике.
Заповеди в свое время стали точно таким же Духовным открытием. Десять Заповедей Моисея (а говорить мы будем о них, хотя строго говоря, в Ветхом Завете в общей сложности 613 заповедей) — это целая система, которая фундаментально и конкретно сообщила о том, что такое хорошо, а что такое плохо.
Иудейский народ получил эти заповеди первым (19-я глава книги Исход) и до этого как-то разделял поступки на правильные и не правильные, но все они базировались на представлениях, которые перетекали из рода в род. При этом не было однозначного ответа, какое же поведение на самом деле помогает быть безотрывно с Богом.
В общем, десять Заповедей, которые Моисей получил во время долгого пребывания на горе Синай, стали откровением — то есть, святыней. А к святыне еще более трепетное отношение, нежели к правилам. Они — основа основ.
Зачем нужны заповеди?
С одной стороны, спустя тысячи лет после обретения Заповедей человек как никогда интуитивно понимает и знает, что такое хорошо, а что такое плохо. То есть и правда может показаться, что ничего нового в отношении морали в них не сказано. В крайнем случае, — если нас плохо воспитали родители или молчит голос «совести», — есть государственные законы, которые максимально подробно прописывают, что можно, а что нельзя практически во всех социальных сферах.
Но с другой стороны, — в реальной жизни — понятия о добре и зле неожиданно оказываются расплывчатыми. Жизнь — не лабораторный кабинет, в ней масса ситуаций: изощренных и разнообразных.
Джеймс Бонд — положительный герой в фильмах, который на самом деле все время убивает.
По сути, мы живем в мире, где провести границу между добром и злом все сложнее. Все перемешалось.
И с этой точки зрения Заповеди не только не устарели, а наоборот — актуальны. Они — как компас в любой сложной этической ситуации. Они просты и жизнь человека могут сделать гораздо проще — потому что в них вещи названы своими именами.
«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи».
(Псалом 18)
Заповеди — это опора и помощник.
Заповеди — выкристализованное понятие о добре и зле. Они — прямое отражение христианской мысли о том, что любой поступок в конце концов — это либо шаг к Богу, либо шаг от Него.
Это не означает, что вся жизнь становится схемой. Именно поэтому в Библии возник образ фарисея — человека, который формально выполняет все 613 ветхозаветных заповедей, но при этом так же далек от святости, как последний грешник.
Главная цель христианина — стяжать Благодать Духа Святого и обрести после смерти Жизнь Вечную. Соблюдая заповеди, можно стать святым, а можно им не стать. Но стяжать Благодать, не соблюдая Заповеди, невозможно.
Заповеди помогают хранить в сердце память о том, что есть добро, а что зло — вне зависимости от обстоятельств. А то, что Заповеди Моисея ничуть не устарели, мы попробуем показать в тексте ниже.
Заповеди Моисея: о чем они на самом деле
Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
Возможно, это наиболее актуальные заповеди для нашего времени. Мы окружены вещами и слишком привязаны к ним. Компании создают целые бренды, чтобы в человеке было стремление: соединить свою жизнь и сердце с продуктами компании.
Продукция Apple и гаджеты вообще; бренды одежды; образы из фильмов, которыми хочется вдохновиться; спортивные кумиры.
Душа растрачивается на стремления, которые не имеют никакого отношения к Вечности, и на Вечность у нее не остается сил. Человек оказывается заперт в мире земных условностей и на деле становится менее свободным и более несчастным.
Эти две Заповеди про то, чтобы хранить сердце от чрезмерного восхищения вещами и кумирами. Вещи — это просто вещи, а кумиры — это просто люди. Человек становится целостен и по-настоящему счастлив только тогда, когда все его сердце и силы духа его устремлены к Вечной жизни и Христу. И тогда вся система ценностей меняется, и жизнь — казалось бы, такая сложная и запутанная, — в чем-то становится проще.
Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе».
Формально, текст заповеди про то, что нельзя клясться именем Бога. Но по сути она про то, чтобы человек был правдив и целостен во всем. И чтобы все мысли в человеке были бесхитростны и являлись правдой. Достаточно попробовать прожить так хотя бы один день, чтобы понять: соблюдать эту заповедь — настоящее искусство.
Четвертая заповедь: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему».
Это заповедь не про «выходной». Она — помощник не потеряться среди мирской суеты. Отрекаться от работы — неправильно. Но забыть за работой и бытовой суетой то, что ты человек с Царствием Божием внутри — легче простого.
Эта заповедь и про то, что надо работать, и про то — что у человека обязательно должно быть время, когда он остается наедине с Богом и мыслями о Вечной жизни. То есть эта заповедь про гармонично выстроенную жизнь — чего в суете мирской нам так не хватает.
Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Эта заповедь, при кажущейся «старомодности» и простоте, — одна из самых трудновыполнимых. Как тяжело нам бывает находить общий язык с родителями! Чаще всего мы конфликтуем или избегаем их.
Но вообще в этой заповеди речь не только про родителей, как таковых, но и про трепетное отношение к устоям, которые возникают в обществе. Да, что-то из семейных или общественных традиций является пережитком времени, и на фоне этого легко отрицать полезный опыт предков. Но еще легче при этом «потеряться» окончательно.
Опыт предыдущих поколений — это не «клеть», а помощник в том, чтобы не взваливать на себя непосильную ответственность вообще за все решения.
Шестая заповедь: «Не убивай».
Это заповедь не просто про убийство. Она призывает вообще не разграничивать убийства на «плохие» и те, к которым можно отнестись с пониманием (например, благородная месть). Убийство само по себе в чудовищных масштабах разлучает человека с Божием замыслом. В том числе, аборт.
Единственное исключение — военная служба в военное время.
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй».
Не прелюбодействуй — значит, не изменяй даже в мыслях. Любой поступок — это следствие мысли. Даже простое восхищение другим мужчиной или женщиной, когда ты в браке, наносит невидимый урон семье.
Монашеская традиция — следить не только за мыслями, но и за помыслами. В миру не нужно быть монахом. Но в отношении с противоположным полом эта практика следить за помыслами — наиболее актуальна.
Восьмая заповедь: «Не кради»
Родители учат своих детей не воровать. Но воровать можно не только вещи, но время и силы у другого человека. Это заповедь не только про воровство, но и про внимание к другому.
Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Это заповедь про осуждение. Мы писали подробно про эту заповедь. Осуждение — это не только не говорить плохо о человеке, а не оценивать жизнь другого вообще.
Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Зависть бывает открытой, бывает — скрытой и не очевидной даже для самого человека. По большому счету, мы все живем, сравнивая нашу жизнь с окружающими. Зависть не только вредит миру человека, но она в конечном итоге бесполезна, потому что человек может погнаться за тем, в чем не его призвание, и оказаться в ситуации куда худшей, чем был изначально.
Вот так — в десяти Заповедях сформулирован нравственный «атлас», который должен помочь человеку.
Святые говорили, что заповеди — это не попытка каким-то жестким образом ограничить человека, а наоборот — открыть ему новый Мир, в котором легче чувствовать Бога и саму жизнь.
Новозаветные заповеди блаженств
Мы не будем говорить об остальных 603 ветхозаветных заповедях. Их можно посмотреть в Законе Моисея — первых пяти книгах Библии. В сущности — они либо более подробно раскладывают десять Заповедей Моисея, либо включают в себя определенные ритуальные правила, которые были актуальны для ветхозаветных времен.
А вот о новозаветных заповедях не сказать нельзя.
Их дал Иисус Христос во время Нагорной проповеди (5–7 главы Евангелия от Матфея) — это одно из центральных событий всей Библии. Во время этой проповеди Христос открыл перед человеком новую реальность, которая, скажем, не так ощущалась в Заповедях Ветхого Завета. («Не для нарушения древнего закона, но для большего сохранения его Христос дал закон новый», — сказал о них святитель Иоанн Златоуст).
Вся проповедь и Заповеди Иисуса Христа — про новую жизнь, в которой мерой становятся Любовь и кротость.
В следующем тексте мы подробно рассказали про новозаветные заповеди, а пока просто проглядите их. Они — как и вся нагорная проповедь — отражают суть учения Иисуса Христа.
Изречения святых отцов о Заповедях
«Душа, преступая заповеди, утрачивает свой образ» (преподобный Макарий Египетский).
«Если возлюбишь путь правды [Заповеди] — обретешь Вечную Жизнь» (преподобный Ефрем Сирин).
«Заповеди Божии — есть Жизнь Вечная» (преподобный Авва Исаия).
«Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах» (святитель Иоанн Златоуст).
«Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу и в общение с Богом» (святитель Игнатий Брянчанинов).
«Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей» (преподобный Ефремя Сирин).
«Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога» (преподобный Ефрем Сирин).
Икона Воскресения Христова
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Ответить Богу «да». Зачем соблюдать заповеди
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Кто-то из нас уже переступил порог Церкви, а кто-то еще только присматривается, стоит возле церковной ограды, не решаясь ступить внутрь. И у тех и у других, как правило, есть совершенно верное представление о том, что человек, сознательно назвавший себя христианином, должен изменить свою жизнь, приведя ее в соответствие с законом Христа.
Нередко даже далекие от Церкви люди догадываются, что жизнь христианина не исчерпывается хождением в храм и зажжением свечек — есть в этой жизни что-то еще, делающее настоящих христиан непохожими на других. Люди, близкие к Церкви, могут подсказать, что жизнь христианская делается такой благодаря исполнению заповедей. Но вот о смысле исполнения заповедей рассказать могут далеко не все.
Некоторые говорят, что их нужно исполнять потому, что это традиция нашего народа и наших предков, или потому, что исполнение заповедей служит оздоровлению жизни общества, или же просто говорят: «Это нужно делать, потому что Бог так сказал», не пытаясь понять смысл того, чтó нам заповедано и почему Бог это нам предписал.
Но такие ответы ничего не объясняют по существу. А ведь смысл жизни по заповедям есть, и он очень глубокий.
Способ соединиться с Богом
И для тех, кто отвечает Богу «да», исполнение заповедей обретает глубочайший смысл — оно и становится этим ответом и способом соединения с Богом.
Ведь мы, если разобраться, почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить Ему «да» — мы созданы Им, и все, что у нас есть, получили от Него: таланты, имущество, семью и даже само наше бытие, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17 :28).
| Читать также:
Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя, — это добровольное исполнение Его заповедей, совершаемое не из страха и не ради корысти, а по любви к Нему. Сам Господь свидетельствует об этом: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин 14 :15).
Так что каждый раз, когда мы добровольно и сознательно соблюдаем заповедь Божию, даже самую маленькую, мы тем самым свидетельствуем о нашей любви к Богу ; мы отвечаем Ему «да».
Свобода любви
Исполнение заповедей — не вынужденное удовлетворение какой-то внешней необходимости, а проистекающее из внутреннего волевого решения дело любви к Богу. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин 4 :16); если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин 15 :10).
Когда сын старается не шуметь, чтобы не разбудить уставшего после работы отца, или когда отец в голодное время отдает свой ужин сыну, или когда юноша покупает цветы, чтобы подарить их любимой девушке, — они делают так не потому, что их к этому понуждает общественная необходимость, или долг следования традиции предков, или даже какой-нибудь свод воспринятых ими правил, а просто по любви.
И поступая так, они совершенно свободны, поскольку действуют не по принуждению; все такие поступки суть вольные проявления любви.
Так и тот, кто соединяется с Богом в любви, становится подлинно свободным, и творить заповеди для него так же естественно, как дышать.
Именно непониманием этого во многом объясняется расхожий стереотип в сознании неверующих и нецерковных людей: якобы «жить по заповедям — это жить несвободно, а жить во грехах — это свобода».
Тогда как на самом деле все наоборот.
В этом способен убедиться всякий, заглянув в себя. Как может зло приносить свободу, если после него так тяжело на душе? Как может ложь приносить свободу, если она не успокаивает сердце, которое жаждет истины?
Сказано: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин 8 :32). Я есмь… истина — свидетельствует Господь Иисус Христос (см. Ин 14 :6). Познание Христа и соединение с Ним в любви дает подлинную свободу славы детей Божиих (Рим 8 :21). Как говорит апостол Павел, все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6 :12).
| Читайте также:
А тот, кем что-то обладает, и кто не в силах отказаться от того, что ему неполезно, разве может быть назван свободным? Сколько людей испортило себе жизнь из-за того, что они не могли отказаться от нездоровой пищи, хотя знали, что она не полезна для них, либо пытались отказаться, но проиграли в битве с чревоугодием.
Нет, это настоящее рабство! Именно так, потому что всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8 :34), ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2 :19). Вся «свобода» грешников ограничивается возможностью выбора между разными видами греха, и это не идет ни в какое сравнение со свободой от греха.
Неподъёмно?
По нашим временам даже ветхозаветные заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй» для иных кажутся неподъемными, что же говорить о заповедях Христовых, которые, по всеобщему мнению, задают гораздо более высокую планку требований: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф 6 :21-22, 27-28, 38-39).
И вот человек, соразмеряя эти заповеди со своими силами, приходит к выводу, что такие правила совершенно неосуществимы. Поэтому многие люди думают, что Евангельские заповеди неисполнимы в принципе и что будто бы Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть, чтобы, осознавая невозможность достижения этого идеала, люди осознавали и свое ничтожество и таким образом стяжали смирение.
Дело в том, что осознание своей греховности — это не цель, а неизбежная часть духовного пути каждого христианина. И лишь ступив на этот путь, покаявшись, человек обнаруживает всю глубину своей пораженности грехом. Именно поэтому преподобный Сисой Великий, умирая, говорил братии: «Не знаю, положил ли я хотя бы начало покаянию»…
Чем больше мы погружаемся в предмет, тем больше видим, насколько он обширен; тем более осознаём свою поврежденность грехом, соприкоснувшись со Христом: между Ним и нами пропасть. Парадокс христианства в том, что Христос Сам стал для каждого из нас Мостом в святость, Дверью в Жизнь вечную. Как пишет апостол Павел: …кто избавит меня от смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим (Рим 7:24-25). — Ред.
Между тем, Евангелие означает в переводе «благая весть», или, если совсем по-современному, «хорошая новость», — но что же может быть хорошего в новости о том, что люди ничтожны и не годны ни на что, кроме осознания своей ничтожности? И разве можно назвать добрым господина, отдающего приказы, которые заведомо невозможно выполнить, но при этом выполнение их ставится условием для спасения?
Думающие так уподобляют Бога фашистскому офицеру из фильма «Лабиринт Фавна», который перед допросом говорит арестованному партизану-заике: если ты сможешь сосчитать до трех, ни разу не заикнувшись, мы тебя отпустим, а если не сможешь, — будем пытать. И партизан старается, выговаривает «один», «два», а на «три» заикается. И офицер разводит руками, мол, видишь, сам виноват…
Нет, истинный Бог, повелевающий солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (Мф 5 :45) и дающий всем просто и без упреков (Иак 1 :5), Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2 :4), — совсем не таков.
Тут уместнее другое сравнение — отец, который увидел, что сын свалился в глубокую яму, сбрасывает ему веревку и дает заповедь: встань, возьмись за нижний конец веревки, и я тебя вытащу. Как видим, спасает все равно отец, но если сын не исполнит полученной заповеди, то не спасется.
Инструкции по борьбе с грехом
И по-настоящему добрая весть Евангелия состоит в том, что из ямы греха, проклятия и смерти действительно можно выбраться, что больше нет преграды между человеком и Богом, что во Христе Иисусе нам стало возможно быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими (Флп 2 :15). И чтобы верующему, крестившемуся человеку стать чадом Божиим, ему нужно удалить из себя единственное — личные грехи и порождающие их страсти, что как раз и достигается соблюдением заповедей. Это все равно что встать и взяться за конец сброшенной веревки. И это тоже стало возможным для каждого, и в этом тоже состоит добрая весть Евангелия.
Благодаря тому что совершил на Кресте две тысячи лет назад вочеловечившийся Бог, теперь абсолютно каждый человек может исполнить все заповеди и тем уподобиться Тому, Кто призвал: будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят (Лев 20 :7). Каждый может стать святым. И заповеди — это не мираж, которым можно любоваться лишь издали, а конкретные инструкции по достижению подлинной святости.
И если относиться к ним как к практическим инструкциям, то легко увидеть, что Христовы заповеди даны вовсе не для усложнения, а для облегчения борьбы с грехом, поскольку объясняют, как добиться совершенного исполнения заповедей, данных в древнем законе.
Своими заповедями Господь Иисус Христос открыл, что грех зарождается в нашем сердце, и потому надо начинать борьбу с грехом с очищения сердца от дурных желаний и мыслей, так как из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15 :19-20).
Необходимо еще подчеркнуть, что сами заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны. Хотя заповеди даны в определенное время, они открывают путь к добродетелям, которые вечны. Именно потому их исполнение позволяет стать человеку святым, что эти заповеди указывают на вечные свойства Божии.
Например, если человек соблюдает заповедь «не прелюбодействуй» (Исх 20 :14), сохраняя верность супруге, то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог верен» (Рим 3 :4), если человек соблюдает заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх 20 :16), то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог истинен» (Ин 3 :33), и так всякая заповедь восходит к тому или иному свойству святого Бога.
Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом.
Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ — потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати».
Скучно быть хорошим?
Стоит сказать о еще одном заблуждении. К сожалению, у многих людей представление о христианской нравственности сводится исключительно к списку отрицаний — не делай того и этого; нельзя то и это. Видя такой список, человек нецерковный мысленно применяет его к своей жизни, вычитает из нее все поименованное в списке и задается вопросом: а что же, собственно, тогда от моей жизни останется и чем заполнить образовавшиеся в ней пустоты?
Отсюда, кстати, во многом проистекает такой общественный стереотип, что будто бы жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна.
Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее — уклонись от зла и сотвори благо (1 Пет 3 :11). Это вещи взаимосвязанные — творение добра помогает уклоняться от зла, а уклонение от зла оставляет больше возможностей творить добро. Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной.
Как человеку, погрязшему в грехах, почти некогда заниматься доброделанием, так и человеку, ради Бога и с Богом творящему благо, становится уже не до греха, — и не потому что он каждую минуту сидит и трясется: «Ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нем остается для греха.
Таким образом, смысл и радость христианской жизни — реальная возможность стать лучше, чище, совершеннее и даже — стать святым. Это достигается исполнением заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и само признание Христа Господом не спасают, как Он Сам сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7 :21).