Для чего нужны заповедники 3 класс
Зачем нужны заповедники
С увеличением роста народонаселения возрастает численность обитателей городов, что, в свою очередь, ведет к еще большему развитию промышленности. Чем стремительнее развивается экономика, тем сильнее люди оказывают нагрузку на природу: загрязняются все сферы географической оболочки земли. Сегодня все меньше остается территорий, не тронутых человеком, где сохранилась дикая природа. Если не охранять природные зоны целенаправленно от пагубных действий людей, у многих экосистем планеты нет будущего. Уже достаточно давно некоторые организации и отдельные люди собственными усилиями стали создавать заповедники и национальные парки. Их принцип состоит в том, чтобы оставить природу в первозданном виде, охранять ее и дать возможность зверям и птицам жить в дикой среде. Очень важно защищать заповедники от различных угроз: загрязнений, транспорта, браконьеров. Любой заповедник находится под охраной того государства, на территории которого он располагается.
Причины создания заповедников
Существует множество причин, по которым были созданы заповедники. Одни являются глобальными и общими для всех, а другие – локальные, исходя из особенностей той или иной местности. Среди основных причин следует назвать такие:
Основные принципы организации заповедников
Существует большое количество принципов, на которых основывается организация заповедников. В первую очередь стоит выделить такой принцип, как полный запрет хозяйственной деятельности. Следующий принцип говорит о том, что реорганизовывать заповедники нельзя. Их территория всегда должна находится в состоянии нетронутости человеком. Вся организация и управление заповедником должна основываться на свободе дикой природы. Кроме того, не только разрешается, но и поощряется исследование биосферы в этих местах. И один из главнейших принципов организации заповедников гласит то, что высшая ответственность за сохранность заповедников несет государство.
Таким образом, заповедники нужны в каждой стране. Это своеобразная попытка сохранить хотя бы часть природы. Посещая заповедник, можно наблюдать жизнь животных в диких условиях, в которых они могут жить спокойно и увеличивать свою численность. И чем больше заповедников будет создано на планете, тем больше у нас будет шансов возродить природу и хоть как-то компенсировать тот ущерб, который нанесли люди земле.
Урок по окружающему миру «Заповедники России» (3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План – конспект урока окружающего мира «Заповедники России»
УМК: « Начальная школа 21 века» (авт. Виноградова Н.Ф.)
Решение частных задач; урок – путешествие
Цели педагогической деятельности
Создать условия для формирования представлений о заповедниках России и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные : научатся пользоваться дополнительными источниками информации; получат возможность научиться: используя дополнительные источники информации, готовить сообщения о заповедниках России и их особенностях.
Методы и формы обучения
частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, групповая
Ведущая педагогическая методология:
реализация системно-деятельностного подхода.
технология проблемно–диалогического обучения
компьютер, проектор, презентация, фото животных, карточки для самооценки, смайлики, книжки – помощники,
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
4. Этап построения и реализации построенного проекта
5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
6. Итог урока. Рефлексия. Дом. задание.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу удачи. Сегодня наш урок пройдёт в форме семинара. Мы уже знаем, что на семинаре происходит обучение чему-либо, выслушиваются сообщения по проблеме.
– Сегодня наш урок мне хочется начать с сообщений:
— В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных, на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных, из них 40 видов прекратили своё существование в 20 столетии. В Африке численность животных разных видов сократилась в 50 раз.
— Человек истребил не только животных, но и растения. Считают, что в некоторых европейских государствах в настоящее время исчезло от 5% до 10 % видов растений.
— Известно, что только в 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём и просто в результате хулиганства.
— В последние годы ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.
— Прокомментируйте эти факты. (выслушиваются рассуждения детей)
— Чтение стихотворения (слайд №2)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
— О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы).
— Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (Открываем заповедники)
— Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?
– Правильно! Тема нашего урока «Заповедники России или Охрана природы».
Какую цель мы поставим?
(Дети предлагают свои версии. Вместе формулируют цель урок).
— Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову?
(Поиск значения слова в толковом словаре)
— Ребята, что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии).
— Зачем люди создают заповедники?
— Какие виды заповедников вы знаете?
III. Стадия осмысления:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по заповедникам России. Каждый из вас собрался путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправимся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.
Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных и растений. Только заповедники дали возможность восстановить до необходимой численности уже исчезавшие виды.
Заповедники можно найти во всех уголках России, во всех природных зонах нашей Родины.
Сообщения детей о заповедниках, с презентациями.
Баргузинский биосферный заповедник (Северо-Байкальский район) расположен на северо-восточном побережье озера Байкал.
Большая часть заповедника покрыта высокогорными альпийскими лугами, почти непроходимыми зарослями кедрового стланика и ерниками (кустарниковыми березняками и ивняками). На территории заповедника найдено 132 вида грибов, 212 видов лишайников, 1241 вид низших водорослей, 1024 вида высших растений, 886 сосудистых и 147 мхов, из них 38 видов растений и 9 лишайников внесены в Красные книги (книгу России и Бурятии)
— Запишите животных и растения, которые относятся к Баргузинскому заповеднику.
Изучая флору и фауну этих мест, мы вдруг обнаруживаем поселение бобров – животных не только ценных, но и интересных для науки. Это открытие учёных стало причиной того, что здесь почти 100 лет назад (в 1923 году) был организован заповедник.
Природа заповедника уникальна: в этих местах леса переходят в степь, поэтому лесные и степные растения и животные соседствуют друг с другом. В Воронежском заповеднике обитают звери как лесов (белка, лесной хорёк, дятел, лось, кабан), так и степей (степной хорёк, большой тушканчик). Обитают в заповедных лесах норка, горностай, ласка. Здесь можно полакомиться брусникой, черникой, увидеть редкий вид папоротника (страусник обыкновенный).
Но не зря воронежские заповедные места называют бобровыми. Главный объект охраны – бобры. Учёные проводят в заповеднике исследования: изучают особенности жизни бобров. Отсюда вывозят бобров в другие районы России.
— Запишите животных и растения, которые относятся к Воронежскому заповеднику.
— Откройте учебник и рассмотрите животных и растения.
Уссурийский государственный заповедник расположен на территории Уссурийского и Шкотовского районов Приморского края. Заповедник основан в 1932 году и до 1973 года назывался Супутинским. До 1972 г. площадь заповедника составляла 16 тысяч гектар, в настоящее время его площадь расширена до 40 тысяч гектар.
По территории заповедника протекают небольшие горные речки Артемовка и Комаровка, а также есть живописный скальный массив с горой Змеиной и знаменитой пещерой «Спящая красавица».
99% территории заповедника покрыты лесами. Здесь характерны хвойно-широколиственные леса: кедровники, тополь Максимовича, ясенем маньчжурским и различными видами ив.
Всего в заповеднике произрастают 824 вида сосудистых растений, 118 — лишайников, 1364 — грибов, 252 — мохообразных и 210 видов водорослей. К редким «краснокнижным» видам относятся женьшень настоящий, можжевельник твердый и сосна густоцветковая.
«Краснокнижными» животными и птицами являются: леопард восточносибирский, тигр амурский, черный аист, мандаринка, тритон когтистый уссурийский.
— Запишите животных и растения, которые относятся к Уссурийскому заповеднику.
— Откройте учебник и рассмотрите животных и растения.
Приокско – террасный заповедник.
Фауна птиц заповедника насчитывает 143 вида. Из не воробьиных обычны:
Из воробье образных наиболее многочисленны:
Современная фауна диких млекопитающих заповедника насчитывает 62 вида, в том числе, характерные для Русской равнины:
лось, кабан, олень: пятнистый и европейский, косуля, зайцы: беляк и русак, бобр, барсук,
куница, белка, ласка, выдра, волк, рысь.
Среди млекопитающих Приокско-Террасного заповедника встречаются как виды, свойственные южной тайге (например, крошечная бурозубка, рыжая полевка, рысь), так и виды, относящиеся к комплексу широколиственных лесов (южный еж, желтогорлая мышь, орешниковая соня, кабан).
— Откройте учебник и рассмотрите животных и растения.
— А теперь смотрите кто появился, кто это? Смоляночка
А о чем рассказывает Смоляночка?
Парк изобилует всевозможными животными: здесь водятся волк, лисица, ласка, горностай, бурый медведь, рысь, лось, белка-летяга. В парке обосновались и редкие, охраняемые виды птиц. Среди них чёрный аист, змееяд, орлан-белохвост, беркут, скопы, большие и малые подорлики и многие другие.
— Запишите животных и растения, которые относятся к Смоленскому поозерью.
Сычевский клён – памятник природы федерального значения
Помимо сахаристого клёна, который представляет особую историческую ценность, в парке встречаются редкие, а иногда и единственные на Смоленщине породы деревьев: береза черная, клен татарский, два вида экзотических сосен, липы голландская, венгерская и кавказская, тополь канадский и берлинский, пять видов лиственницы.
Презентация по окружающему миру «Заповедники » (3 класс начальная школа 21 века )
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Заповедники» урок окружающего мира в 3 классе составила учитель начальных классов Хайретдинова З.З.
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!
Зачем нужны заповедники?
Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности. ( С.И.Ожегов) Заповедник – это участок земли (либо водной поверхности), на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека (учебник)
В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский..
Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников
Правила поведения в природе. 1. Не ломать ветки деревьев. 2. Не вытаптывать цветы и травы. 3. Не разрушать гнёзд птиц. 4. Не разжигать костёр и не оставлять иго не затушенным. 5. Не разрушать муравейники. 6. Не кричать, не включать громкую музыку. 7. Нельзя бросать мусор в лесах и водоемах. 8. Нужно на природе, слушать голоса природы. 9. Подкармливать зверей и птиц зимой. 10. Не разрушай жилища животных инее трогай их детёнышей. 11. Ходить только по тропинкам.
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой, Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья. Живёшь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нём. Природою родной земли Зовётся этот дом.
Домашнее задание. Подготовить рассказ: 1 ряд- о заказниках 2 ряд- о национальных парках 3 ряд- о памятниках природы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-106755
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для чего нужны заповедники
Заповедник – это территория или акватория, которая находится под особым наблюдением, контролем и охраной государства или частных организаций, и полностью или частично изъятая из хозяйственного использования, в целях сохранения уникальных природных комплексов. Также заповедные зоны предусматривают охрану различных видов животного и растительного мира, и наблюдения за процессами, происходящими на территории заповедника.
В Российской Федерации, еще в 1995 году был принят федеральный закон об охраняемых природных территориях, который является правовым актом, регламентирующим режим заповедников. В отличие от популярных национальных парков за рубежом, в заповедниках на территории Российской Федерации запрещена любая хозяйственная деятельность. Также не разрешено массовое посещение заповедных зон неспециалистами, туристами, в том числе. Нарушение целостности таких зон преследуется по закону.
Первый заповедник в России был основан в Беловежской пуще в середине XIII века.
Наиболее значимые и важные заповедные зоны мира по инициативе ЮНЕСКО, внесены в Список всемирного наследия и являются частью международной системы биосферных заповедников или резерватов. Таким образом, эти объекты уже находятся под охраной международного права.
Заповедникам принадлежит исключительная роль в сохранении и восстановлении редких и исчезающих видов животных и растений, уникальных природных ландшафтов и ресурсов. Благодаря научным исследованиям, полученным при изучении охраняемых природных территорий, имеется огромного количество первичных данных о состоянии растительного и животного мира.
Отечественные заповедные зоны – это эталонные участки природных территорий, которые сохраняются в их естественном и неизмененном виде. И их роль важна в сравнительных исследованиях охраняемых ресурсов с обычными используемыми лесами, где проводится хозяйственная деятельность человека.
Заповедники необходимы для поддержания и сохранности природных экосистем. Они являются регуляторами нормального экологического состояния отдельной местности или целого региона.
И, конечно, заповедники выполняют не только функции, направленные на эколого-просветительскую деятельность среди населения. Они также являются эстетическим и культурным наследием, призванным приносить радость и удовлетворение для всех своих гостей и посетителей.
Для чего нужны заповедники 3 класс
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Зачем нужны заповедники и национальные парки?
1 . Заповедники и национальные парки сохраняют живую природу, спасают от вымирания разнообразие видов, сохраняют природное наследие страны и всего мира.
2 . В заповедниках и национальных парках охраняются участки, имеющие большого значение для сохранения культурного наследия.
3 . Охранный режим заповедников и национальных парков обеспечивает чистоту воды, свежий воздух и сберегают иные жизненно необходимые ресурсы.
4 . Природа заповедников и национальных парков является хранилищем естественного генетического материала (видовое биологическое разнообразие).
5 . Сохранение здоровой среды для жизни людей.
6 . Заповедники и национальные парки вносят существенный вклад в развитие науки, экологическое просвещение населения, в развитие гражданского общества.
7 . Биосферные модели, создаваемые на базе заповедников и национальных парков, демонстрируют возможность развития человечества в гармонии с природой.
8 . Привлечение средств для экономики районов, прилегающих к заповедникам и национальным паркам, в первую очередь, развитие экологического туризма, экологических троп и маршрутов, а также инициация программ, сочетающих интересы общества и природы.
10 . Сети заповедников и национальных парков и система образования – эффективное партнерство для формирования экологической культуры общества.
Н.Р. Данилина, директор Экоцентра «Заповедники»
В.М. Захаров, директор Центра экологической политики
Экоцентр Заповедники – всё о национальных парках и заповедниках России, экологическое просвещение и образование.
Для получения подробной информации о программах экоцентра связывайтесь
по телефону 8(495) 626-28-57
или перейдите на сайт Экологического просветительского центра Заповедники
Заповедники и национальные парки России – история экологического просвещения в России.
Н.Р. Данилина, директор Экоцентра «Заповедники»
Когда была принята в 94-м году целевая программа государственной поддержки заповедников и национальных парков. На экологическое просвещение этой программы не было предусмотрено ни копейки. Но в программе строка о развитии экологического просвещения была, и было указано, что это направление должно развиваться при поддержке регионов. Больше других указаний не было. Во всех практически регионах не менее 90 процентов и национальные парки, и заповедники, и местные заказники, и природные парки, проявив активность, получили, в том числе финансовую поддержку от своих властей на эту работу.
Яркие учителя, директора школ, директора заповедников и национальных парков, просвещенцы, даже не являющиеся директорами или заместителями руководителей. Они начинают действовать, когда у них есть на что сослаться. Это серьезный аргумент. Это рекомендательное письмо, с которым ты можешь прийти, не я придумала это все, это рекомендует наша власть делать. А дальше зависит от нашей пробивной силы. Естественно, не каждому удастся, но 90 процентов, 80 процентов сделает. Это уже результат.
С 1996 по 2002 годы в период реализации проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Российской Федерации» выделялись крупные гранты на развитие общественной поддержки ООПТ. Более десяти заповедников и национальных парков успешно реализовали модельные школьные проекты, благодаря которым значительно укреплена материальная и организационно-методическая база эколого-просветительской работы со школьниками. Появились визит-центры, новые музеи природы, развивалась сеть экологических троп, просветительских маршрутов. Сегодня все это является необходимой, неотъемлемой частью работы по экологическому просвещению.
Значителен вклад в наращивание эколого-просветительского потенциала на ООПТ зарубежных и международных благотворительных программ и фондов. Например, благодаря финансовой поддержке Института устойчивых сообществ и Агентства США по международному развитию была получена возможность тиражирования удачных примеров работы ООПТ с населением. Способствовали развитию экологического просвещения в заповедниках и национальных парках малые гранты Службы рыбы и дичи США. Ряд проектов, поддержанных Фондом МакАртуров, Фондом Ноу Хау, Фондом национальных парков и другими организациями, также были успешными и вносили свой вклад в формирование в обществе понимания важной роли охраняемых территорий в сохранении биоразнообразия и природного наследия.
С 2000 года начало развиваться детское и молодежное Движение «Друзья заповедных островов», которое родилось на учебных семинарах Экоцентра «Заповедники». Теперь оно объединяет коллективы добровольных помощников ООПТ. Ребята, объединенные в кружки юных натуралистов, фольклорные коллективы, молодежные экологические театры, отряды юных рейнджеров, школьные лесничества. Помогают сохранять природное и культурное наследие в заповедниках и национальных парках.
Сеть государственных природных заповедников и национальных парков, включающая большинство регионов России, превратилась в своеобразный сетевой эколого-просветительский институт, способный играть заметную роль в формировании экологической культуры населения Российской Федерации. Свою лепту вносят и региональные охраняемые территории, особенно природные парки, многие заказники. Например, республиканские заказники в Татарстане, природные парки Камчатки. В эколого-просветительские программы этих ООПТ включаются школьники, студенческая молодежь, и, даже, малыши из детских садов. У заповедных территорий появилось немало партнеров и единомышленников, которые оказывают и моральную, и реальную практическую помощь. Среди них школьники и студенты, учителя и журналисты, представители региональных властей, бизнеса. Полагаем, что во многом благодаря активной «просветительской политике» федеральной системы ООПТ заповедники и национальные парки все-таки живы, хотя их жизнь в «эпоху перемен» нелегка.
Появился у ряда государственных природных заповедников и национальных парков новый опыт сотрудничества с населением, а также опыт реализации социально-значимых программ, направленных на улучшение жизни местных жителей. Подобные программы помогают учесть интересы местного населения при принятии природоохранных решений, повышать уровень жизни населения, бороться с бедностью. А значит, защищают природные ресурсы охраняемых территорий, помогают им приобрести новых сторонников. Успешны проекты, реализованные Центром охраны дикой природы совместно с Катунским заповедником, национальными парками «Угра» и «Смоленское поозерье». В рамках этих проектов созданы фонды микрокредитования населения для развития дружественного природе бизнеса на охраняемых территориях и сопредельных с ними землях. Например, оказана поддержка для развития пчелиного хозяйства на Алтае (Катунский заповедник), семейных гостиниц (на территории Национального парка «Угра»).
Значительный опыт совместной работы с местными жителями при реализации проектов сохранения культурного ландшафта, восстановления памятников истории и культуры, развития туризма, народных и художественных промыслов, социальной реабилитации населения накоплен в Кенозерском национальном парке. Таким образом, в системе российских заповедников и национальных парков начал формироваться новый опыт участия в социально-экономическом развитии российских регионов. Изучение этого опыта, тиражирование через учебные семинары, дальнейшее его развитие, наряду с повышением эффективности просветительской работы будет способствовать лучшему пониманию обществом не только роли ООПТ, но и необходимости разумного и бережного отношения к природе, ее ресурсам.
Выбравшись из экономического кризиса, российские ООПТ оказались в кризисе новом, кризисе государственного управления системой ООПТ. Он произошел, когда в систему государственного управления пришли новые люди, к сожалению, не знакомые с заповедным делом, не знающие и не понимающие роли ООПТ. Можно находить различные причины происходящего. Но, объективно, в систему приоритетных ценностей большинства наших сограждан все еще не входят уникальные территории, хранящие природное и культурное достояние страны. Почему во многих развитых странах для государственных деятелей немыслимо «забыть», например, о национальных парках. Потому что общество о парках знает, они нужны людям, они вносят значительный вклад в развитие общества и с этим нельзя не считаться. Нам еще предстоит немало поработать, чтобы в «сферу влияния» заповедных идей попали те, кто сегодня и в ближайшем будущем будут определять пути развития страны, регионов. Это задача «заповедных просветителей», всех работников системы ООПТ. Нам нужны новые, современные обучающие программы для экологического просвещения людей, от которых уже сегодня зависит судьба российской природы.
Особо охраняемые природные территории, получив необходимую государственную поддержку, будут способны в полной мере реализовать свой просветительский потенциал и станут реальными очагами формирования культуры, в первую очередь, экологической, в российских регионах.
Экологическое просвещение в заповедниках и национальных парках В.М. Захаров, директор Центра экологической политики
Не только на собраниях экологов, но и на конференциях, где обсуждаются современные проблемы экономического развития, природопользования и энергетики, все чаще звучат слова озабоченности низким уровнем экологической культуры в российском обществе. Это проявляется и в быту (стихийные свалки вокруг населенных пунктов, мусор у домов, поведение людей во время отдыха на природе и др), и на уровне принятия решений, причем как в отдельных небольших поселений, так и при реализации проектов, затрагивающих интересы огромных регионов. Как изменить ситуацию? Учитывая масштабы нашей страны, различия в условиях и уровне жизни людей разных регионов, проживающих в селах, больших и малых городах, результатов можно добиться при хорошо организованной, планомерной, ориентированной на самые широкие круги населения просветительской работе и при наличии ее государственной поддержке. Работа, в которой будут учитываться возможности, особенности, интересы и проблемы всех участников этого процесса, как со стороны потенциально «обучаемых», так и тех, кто включается в ряды «экологических просветителей». Разумеется, ведущую роль в этом процессе должна играть система образования. Значительный вклад могут внести (и уже вносят) сетевые природоохранные организации, в первую очередь сети особо охраняемых природных территорий – федеральная и региональные. Объединение усилий работников охраняемых природных территорий и учителей дают поразительные результаты. Многолетний опыт Экоцентра «Заповедники» по подготовке специалистов в области экологического просвещения для заповедников, национальных и природных парков, организации взаимодействия ООПТ и школ это подтверждает. Вот только один пример. Башкирский заповедник, вокруг него 18 сельских школ. Все школы являются партнерами заповедника. Специалисты заповедника – носители экологических знаний, инициаторы просветительских программ, сам заповедник – база проведения детских экологических экспедиций, очаг экологической культуры. Учителя используют в своей работе возможности, которые предоставляет им заповедник
И все-таки закончу я теми детскими движениями, которые сегодня развиваются. Я думаю, что все-таки наша школа не заполняет пока ту брешь, которая образовалась с ликвидацией пионерской организации. Постепенно где-то еще элементы движений развиваются, они становятся важны там, где есть энтузиасты. Какой-то широкой программы нет. И хорошо бы эту нишу заполнять именно формированием экологической культуры, потому что здесь соединено все: воспитание патриотизма, поскольку наша природа, ее красота и разнообразие, чем нельзя не гордиться. Это формирование гражданской активности. То есть решается сразу несколько задач именно при развитии таких движений.
Наше движение немножко, может быть, моложе, движение “Друзей заповедных островов”. Есть скаутские движения, которые, может быть, меньше масштабно и могут быть наполнены экологической составляющей серьезно. И такие примеры есть в регионах. Я думаю, что государственная поддержка этих движений и более широкая поддержка их на уровне системы образования, мне кажется, это серьезный элемент формирования экологической культуры. А также в обучении работников муниципальных образований, которые находятся рядом с охраняемыми природными территориями. Модели, которые были нами, отработаны, показывают, что обучающие программы для муниципальных образований очень важны, они дают реальный результат. У нас появляются соратники по внедрению эколого-ориентированных программ, по эколого-просветительской работе с местным населением. Когда говорят, что работа образовательная эффективна только как работа на будущее, работа с детьми и молодежью. С этим нельзя ни согласиться. Но чтобы изменять ситуацию в обществе уже сегодня, чтобы все шире вовлекать в разного рода эколого-образовательные программы молодежь, нужна поддержка взрослых, в первую очередь лиц принимающих решения на всех этажах власти. Взрослое население, как показывает опыт, часто активно откликается и не безнадежно, тогда, когда они видят в этом пользу. И через вот эту пользу для себя, для семьи, для своего городка или села. Они приобщаются к экологической культуре, которая становится им необходима.
Вот поэтому мне кажется, что, используя возможности Общественной палаты, желательно запустить программы. Пропагандистскую работу, используя СМИ, сетевые организации, систему образования и опыты, и библиотеки, и сети неправительственных организаций. И СМИ в широком масштабе. Плюс потенциал ярких, известных людей, известные лица, деятелей, артистов для популяризации и запуска, может быть, программ-конкурсов, какие проводятся иногда и сейчас. Но это не стало массовым и престижным, как “Чистое село”, “Чистота, здоровье поселка”. Ведь у нас визитная карточка почти любого поселения, особенно на Северах, а у нас Севера – большая часть России, это помойка. И в этой помойке живут люди и вырастают дети. Окружают почти любое село вот эти вот разрушенные, грязные, неэстетичные территории. Отсутствие культуры работы с мусором, несомненно.
Мне кажется, что сработать могла бы социальная реклама, с лицами известных людей, которые именно к этому призывают, общероссийские конкурсы, когда примеры прекрасных сел и деятельности муниципальных или районных администраций достойны того, чтобы они были прославлены на всю страну.
Мне кажется, что это должно получать отклик, тем более что сегодняшняя реклама по телевизору действительно работает, ее повторяют, ее заучивают детишки, и порой она становится элементом тостов, застолий и так далее. Почему не внедрить это, используя возможности, которые, мне кажется, могут быть.
Затем есть еще очень хорошие примеры, их не так много, но они есть, это развитие дружественного природе бизнеса. Мне кажется, что программы под таким условным лозунгом “Охранять природу выгодно” нужно тоже тиражировать, показывать, они должны звучать и на уровне регионов, и на уровне центра. Такие программы есть. Это и устойчивое сельское хозяйство, работа фермеров, работа в целом районов, которые принимают подобные программы. Примеры таких программ есть. Я думаю, что вот этот механизм, если его запустить, он должен дать и начать работать широко в обществе.
Мне очень понравилось, когда культура экологическая становится понятной людям, когда она переходит на бытовой уровень, в анекдоты, в тосты, в шутки и становится престижным для властей и для участников процесса, для тех же местных жителей. Примеры вот таких конкурсов. Которые проводили наши просвещенцы в своих селах, в Башкирии, в Татарстане, показывают. Что народ откликается и соревнование внутри деревни продолжается и тогда, когда все конкурсы закончились. Это становится каким-то элементом жизни. Взрослые с удовольствием играют, тем более, они видят и результат.
И, конечно, я не могу не согласиться с Витольдом Альбертовичем по поводу подготовки людей – экологических просвещенцев. Действительно, те, кто занимается экологическим просвещением с широким кругом людей, не только студентами, не только школьниками, с разными категориями людей, должны иметь специальную подготовку, специальную базу. И я полагаю, что примеры, которые мы имеем, видно, что каждый такой человек становится катализатором процесса там, где он начинает работать. И когда люди получают такую подготовку, и затем мы имеем таких людей во многих регионах, во многих районах и так далее, то вот эта сеть и круги вокруг этих катализаторов начинают распространяться очень широко. Поэтому мне кажется, что это серьезно.