Для чего образованы федеральные округа география
Для чего созданы федеральные округа?
Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000[1].
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.
В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. [1] Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д. А. Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000.
В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.
Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.
Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные
Согласно Указу, институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации был преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» был утвержден перечень федеральных округов. Таким образом, в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Центральный федеральный округ с центром в г. Москва; Северо-Западный федеральный округ с центром в г. Санкт-Петербург; Южный федеральный округ, центром которого является г. Ростов-на-Дону; Приволжский федеральный округ, центр федерального округа – г. Нижний Новгород; Уральский федеральный округ с центром в г. Екатеринбург; Сибирский федеральный округ, центром является г. Новосибирск и Дальневосточный федеральный округ, центр федерального округа – г. Хабаровск. Кроме того, Указом Президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 г. № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск. Таким образом, на сегодняшний день территория Российской Федерации разделена на восемь федеральных округов.
Как представляется, основной причиной создания федеральных округов стало стремление восстановить подорванную за десятилетие вертикаль исполнительной власти. По мнению экспертов, вертикаль исполнительной власти эффективно работает, если управленческие решения в форме законов, подзаконных нормативных актов воспринимаются нижестоящими органами управления как обязательные для исполнения. Ни одно государство не может успешно функционировать без устойчивой исполнительной вертикали. Отношения между центром и органами власти регионов базируются на началах «власти – подчинения» по вертикали, являются неотъемлемым признаком государства в любом обществе. И особое место в этих отношениях принадлежит звену, которое является связующим в системе вертикали власти – полномочному представителю Президента Российской Федерации, так как этот институт напрямую связывает регионы с Президентом Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» определил наиболее эффективный подход в поиске форм и методов управления системой федеративных отношений, в соответствии с которым при сохранении административно-территориального деления государства, установленного Конституцией Российской Федерации, на основе принципа единства федерального общества и территориальной целостности Федерации начат процесс управления государством по всей вертикали власти. По мнению многих исследователей, полисубъектность Российской Федерации сильно затрудняет управление ими из федерального центра. Федеральный округ – это совокупность субъектов Российской Федерации, в которых полномочный представитель представляет Президента Российской Федерации, обеспечивает реализацию его конституционных полномочий Главы государства, решает возложенные на него задачи и осуществляет вытекающие из этих задач функции.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что во всех официальных документах речь идет о субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, или о субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа. Почти нигде не говорится о территории федерального округа.
Федеральные округа, по существу, представляют собой не оговоренный, но допускаемый Конституци
Содержание:
Создание федеральных округов было направлено на укрепление административной иерархии путем создания института ответственных федеральных контролеров по отдельным географическим блокам российских регионов.
Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе». Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и созданы по аналогии с военными округами и экономическими регионами, но не были равны по численности и составу. Данный нормативный указ имеет принципиальное значение и расположен на стыке конституционного и административного права, он призван усилить вертикаль развития и функционирования исполнительной власти, укрепить федеральную власть и ее взаимодействие с региональными органами власти, с властными структурами субъектов Российской Федерации.
Полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе является представитель Президента Российской Федерации и сотрудник Администрации Президента Российской Федерации.
Глава округа является главой субъекта федерации и не имеет конституционных полномочий, а соответствующих ведомственных.
Каждый из этих депутатов назначается Президентом и несет ответственность только перед ним. В обязанности этого чиновника входит, прежде всего, организация контроля за выполнением решений федеральных органов власти в федеральном округе, представление регулярных отчетов Президенту о ситуации в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. Еще одним шагом на пути консолидации президентской власти в России стало введение института полномочных представителей президента на базе федеральных округов. Исходя из этого, мы должны рассматривать функции и обязанности полномочных представителей как те, которые направлены, прежде всего, на выражение воли Президента. Основные задачи и функции Уполномоченных Президента Российской Федерации в федеральных округах определяются положениями о Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе
Состав федеральных округов
На момент создания Федеральных округов 13 мая 2000 года их было семь. Единственным изменением названий округов стало переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года. 19 января 2010 года указом президента Дмитрия Медведева количество федеральных округов было увеличено до восьми путем выделения Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа.
Концепция федерального округа
Федеральный округ (ФО) является расширенной административно-территориальной единицей, состоящей из нескольких регионов.
В Бразилии, Мексике и США ФО подчиняются непосредственно федеральному правительству. Федеральный округ является частью унитарного государства с собственным местным самоуправлением. Как правило, ФО создаются с целью повышения эффективности государственного регулирования экономических, политических и социальных процессов. Разделение на административные единицы осуществляется в странах с федеральной структурой.
Сами государства имеют единую административно-территориальную структуру. Они подчиняются местным органам власти и подчиняются специальным законам.
На сегодняшний день в России восемь федеральных округов:
К ним относятся области, республики, края, города федерального значения и автономные округа. Иначе эти субъекты называются федеральными субъектами. Помимо разделения на федеральные округа, Россия также имеет разделение на экономические округа. Их больше, чем федеральных штатов.
Федеральные округа могут выступать в качестве самостоятельных субъектов международных отношений. Они имеют право заключать договоры с иностранными государствами. Например, Дальневосточный округ строит отношения с азиатскими странами путем интеграции в экономику этого региона. Взаимодействие с соседними странами осуществляется также на уровне отдельных регионов и субъектов Федерации. Беларусь имеет соглашения с Москвой, Санкт-Петербургом и Тюменской областью.
Результат разделения на федеральные округи
Россия пережила ряд экономических потрясений в ходе перехода от командно-административной к рыночной модели отношений. Диспропорции, образовавшиеся в плановом распределении производительных сил. Фокус региональной политики сместился в сторону федеральных вопросов. Другим изменением стало формирование новых федеральных отношений, что позволило учесть интересы регионов, согласовать их с общими интересами государства. Также стало возможным распределение функций между федеральным и региональным уровнями власти.
Можно назвать положительный результат деления на федеральные штаты:
На уровне федеральных округов в соответствии с общенациональной политикой и законодательством реализуются различные экономические и социальные программы. Разделение на федеральные округа позволяет государству более целенаправленно решать национальные проблемы. Например, они могут решать проблемы демографического кризиса, регулировать миграционные потоки и улучшать качество экономической и социальной жизни в регионах. Это увеличивает возможности создания и развития инфраструктуры с учетом потребностей территории, обеспечения свободного перемещения готовой продукции и стимулирования перераспределения выгод.
Цель разделения территории на федеральные округа
Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределения товаров, их восстановления и потребления. Крупные страны используют административно-территориальное деление на регионы для улучшения управляемости территорий и экономических отношений. Более того, разделение на регионы дает им автономию в организации собственного функционирования.
Разделение на федеральные округа позволяет проводить региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы государственного вмешательства для улучшения территориального распределения экономической деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет исправить перекосы, имевшие место в период свободной торговли. В их число входит и построение этого направления политики:
Для правильной идентификации региона используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектом региональной политики. Затем определяется комплекс социально-экономических показателей, на основании которых территория присваивается конкретному региону. Вводится типология региона, необходимая для правильного выбора инструментов экономической политики. Затем определяются полюса роста и определяется количество регионов, которым оказывается помощь, т.е. доля населения, проживающего в регионах, которым оказывается помощь. Если проведенное разделение не приносит положительных результатов, могут быть применены механизмы перераспределения действующего административно-территориального деления, используется специальная сетка регионов.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Для чего образованы федеральные округа?
В моем понимании федеральные округа нужны для более сбалансированного, упорядоченного правления такой огромной страной, как Россия именно ее президентом. Можно ли обойтись без них, и для чего вообще они образованы?
Что такое «федеральные округа»
Понятие «федеральный округ» вошло в жизнь россиянина с началом 21 века и одним из указов президента о его полномочном представителе. В этом документе нет трактовки того, чем в политическом или юридическом смысле является федеральный округ. В указе дан только перечень таких округов с входящими в них областями и автономиями. Ясно только одно: инициатором создания федеральных округов является гарант конституции.
Для чего созданы федеральные округа
Итак, федеральный округ – объединение территориальных единиц РФ. Подобные объединения в основном создаются для совместного решения органами власти ряда вопросов, касающихся ее нормального функционирования в государстве. Значит, федеративные округа созданы с целью:
Из всего изложенного ясно одно: для политического управления такой огромной территорией, учреждение федеральных округов не просто жизненная необходимость, а закономерность. Федеральные округа – следствие не качественного управления президента, а реальных условий, в которые поставлена Россия. Такие территориальные образования естественны для того, чтобы жила и развивалась самая большая страна в мире.
Цель и результат деления территории России на федеральные округа
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие федерального округа
Федеральный округ (ФО) – это укрупненная административно-территориальная единица, состоящая из нескольких регионов.
Сами федеральные округа имеют унитарное административно-территориальное устройство. Они подчиняются органам местного самоуправления, регулируются особыми законами.
На сегодняшний день в России действует 8 федеральных округов:
Они включают в себя области, республики, края, города федерального значения и автономные округа. Иначе эти образования называются федеральными субъектами. Помимо деления на федеральные округа в России существует деление на экономические районы. Их больше, чем федеральных округов.
Федеральные округа могут выступать как самостоятельные субъекты международных отношений. Они имеют право заключать договора с иностранными государствами. Например, Дальневосточный округ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Дальневосточный гектар подробнее строит отношения со странами Азии, интегрируясь в экономику этого региона. Взаимодействие с соседними странами так же происходит на уровне отдельных регионов и субъектов федерации. Белоруссия По данной теме мы уже выполнили реферат Белоруссия подробнее имеет соглашения с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской областью.
Готовые работы на аналогичную тему
Цель деления территории на федеральные округа
Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.
Деление на федеральные округа позволяет реализовывать региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы общественного вмешательства, позволяющие улучшить территориальное распределение хозяйственной деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет скорректировать перекосы, сложившиеся в период свободной торговли. В них построение этого направления политического курса включает в себя:
Для того, чтобы правильно обозначить регион используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектами региональной политики. Затем определяется набор социально-экономических показателей, на основе анализа которых происходит отнесение территории к тому или иному региону. В процессе внедряется типология региона, необходимая для корректного подбора инструментов экономической политики. Далее осуществляется выделение полюсов роста, определяется число поддерживаемых регионов, а именно, доля населения, проживающая в районах финансового стимулирования. В случае, если проведенное деление не даст положительных результатов, могут применяться механизмы перекройки текущего административно-территориального деления, использоваться специальная сетка регионов.
Результат деления на федеральные округа
Россия пережила ряд экономических потрясений при переходе от командно-административной к рыночной модели отношений. Сформировались диспропорции в планомерном размещении производительных сил. Центр внимания региональной политики сместился на субъекты федерации. Еще одним изменением стало формирование новых федеративных отношений, что позволило учитывать интересы регионов, согласовывать их с общими интересами государства. Так же появилась возможность распределить функции между федеральными и региональными уровнями управления.
Основная проблема сегодняшнего федеративного устройства заключается в организации целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилии. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения общегосударственных проблем.
Положительным итогом деления на федеральные округа можно назвать:
На уровне федеральных округов применяются различные экономические и социальные программы, придерживающиеся общегосударственного курса и законодательства. Деление на федеральные округа позволяет государству более точечно решать общенациональные проблемы. Например, решать вопросы демографического кризиса, регулировать потоки миграции, улучшать качество и экономику, социальную составляющую жизни регионов. Повышается возможность создавать и развивать инфраструктуру с учетом потребностей территории, обеспечивать свободное перемещение готовой продукции, стимулировать перераспределение благ.
Федеральные округа
В мае 2000 года на территории России образовано семь федеральных округов: северо-западный, центральный, приволжский, Северо-кавказский, Уральский, сибирский, дальневосточный. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти. 7 федеральных округов созданы указом Президента РФ В.В.Путина N849 от 13 мая 2000 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»; тем же указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе.
Государство — не только очерченное границами географическое пространство, где живут и работают его граждане, но и прежде всего закон, конституционный порядок и дисциплина. Нетерпимым стало положение, когда пятая часть принятых в регионах правовых актов противоречила Основному закону страны, с ним расходились конституции республик и уставы областей, а между краями и областями устанавливались торговые барьеры и даже пограничные столбы. Последствия таких нарушений законности могли быть катастрофичными, но внимательно и строго следить из столицы за положением в 89 регионах невозможно (а 8 межрегиональных ассоциаций не являются органами государственного управления). Помимо межэтнических конфликтов и амбициозных претензий региональных элит на почве «суверенитета», угрозу национальной безопасности России, ее территориальной целостности представляют продвижение НАТО к границам нашей страны и агрессивные планы враждебного зарубежья по ее дроблению в условиях кризисного ослабления и отрыва экономических связей периферийных территорий от центральных.
Указом Президента России от 13 мая 2000 г. «О полномочном [представителе Президента Российской Федерации в федеральном [округе» в целях обеспечения реализации его конституционных Полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полномочных представителей Президента России в регионах был преобразован в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах и утверждены соответствующие Положение и перечень федеральных округов.
Поскольку организационно-хозяйственная функция — важнейшая для государства не только в плановой, но и в регулируемой рыночной экономике, то в основу новой формы государственно-территориального деления положены не национальный или формально административный фактор, а прежде всего принципы экономического районирования. Так как государственное управление широко функционально, то надо использовать и элементы специального районирования, которое всегда применялось, в том числе в дореволюционной России (округа военные, путей сообщения и др.). Поэтому верхним, межрегиональным звеном территориального деления сделаны 7 федеральных административно-хозяйственных образований в составе групп и отдельных экономических районов с некоторыми изменениями границ (рис. 12.1). Причем сохраняется среднее, региональное звено (со всеми ветвями власти).
Принятая схема федеральных округов сочетает преобладающее зональное деление (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Сибирский, Дальневосточный округа) и скорректированное макрорегиональное (Южный, Уральский округа). Территориальные границы федеральных округов в дальнейшем могут меняться. Что касается их нынешней схемы, то она включает не только экономическое районирование, но и элементы оборонного (военные округа) и национально-политического районирования; это привело к необходимой трансформации некоторых (особенно Поволжского и Уральского) территориально-хозяйственных макрокомплексов.
При укрупненном административном делении количество территориальных инстанций, с которыми имеют дело центральные органы, решая вопросы бюджетного финансирования, налогообложения, приватизации и прочие, сокращается на порядок и одновременно федеральная власть, разгружаясь в центре, приближается к местам. Вместо 89 управленческих «связок» с регионами федеральный центр имеет теперь непосредственную связь с 7 федеральными округами, каждый из которых, в свою очередь, связан в среднем с 12—13 регионами. Преимущества макрорегионов и зон сказываются также в управлении федеральными энергетическими системами, путями сообщения, информацией и связью, в обеспечении обороноспособности (включая мобилизационную подготовку), правопорядка и национальной безопасности.
Напомним, что до революции подобными административными образованиями были наделенные большими правами генерал-губернаторства и наместничества, включавшие по несколько губерний. В советские годы крупные экономические районы и зоны использовались для территориального планирования, в них создавалось комплексное и дублирующее хозяйство, а в настоящее время на этих территориях функционируют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, не проявляя, однако, активной деятельности из-за отсутствия государственно-правового статуса.
Федеральные округа имеют особое государственное значение, предназначены для решения общенациональных задач, цементируя единое политическое и экономическое пространство России и на них, как на базовую структуру прежде всего должен опираться федеральный центр в своих взаимоотношениях с территориями. Поэтому и был смысл, чтобы в соответствии с положениями Конституции России создать в них не региональные, а федеральные органы власти (управления), переместив ряд соответствующих функций регулирования, координации, распоряжения и контроля из центрального аппарата в территориальный (не затрагивая функции регионов), что отвечает интересам федерализма в новых условиях (делегировать функции округам не надо, ибо они установлены центру, округа же — «центр на периферии»).
Важными задачами полномочного представителя Президента ( России в федеральном округе являются реализация органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти, регулярные доклады Президенту об обеспечении национальной безопасности, о политическом, социальном и экономическом положении в округе с внесением соответствующих предложений.
Среди функций полномочного представителя:
• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе;
• организация взаимодействия этих органов с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
• разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программ социально-экономического развития территорий в пределах округа;
• организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, за реализацией федеральных программ;
• участие в работе органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в пределах округа и др.
В таких многоресурсных экономических зонах могут сложиться наилучшие условия для территориально-экономической интеграции производительных сил, формирования корпоративных производственно-коммерческих структур, региональных рынков с большими товарными ресурсами и мощной рыночной инфраструктурой. Создаются предпосылки для эффективного регулирования научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, для обоснованного экономического стимулирования (налоги, цены, тарифы и т. д.), налаживания самофинансирования и товарного самообеспечения, организации системы государственной поддержки слаборазвитых территорий, разработки комплексных территориальных прогнозов и планов. Можно будет лучше преодолевать вызванные рынком тенденции к резкой неравномерности экономического и социального развития, осуществлять регулярный мониторинг его региональных уровней.
Противоречия между центром и регионами в силу их различных интересов будут всегда, но их остроту можно заметно снизить. Более полная информация о положении дел и личные контакты различных властей обеспечат лучшее взаимопонимание, этому способствует приближение федерального управления к территориям.
3.Деятельность Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.
Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия представляют собой координационные структуры органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром
Деятельность ассоциаций поддерживается федеральной властью. Постановлением Правительства РФ от 16.09.93 г, № 918 определены их основные задачи и делегированы некоторые права федеральных органов (формировать территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов, выдавать разрешение на бартерные сделки, определять размеры и порядок взимания платы за пользование природных ресурсов и ряд других). Следует, однако, отметить, что указанные ассоциации являются, по сути дела, общественными объединениями и не оказывают серьезного влияния на активизацию процессов межрегиональной интеграции. Стихийно создающиеся и не увязанные между собой общеэкономическими целями, они пока не могут рассматриваться как основа нового районирования. Они создавались начиная с лета 1991 года. По каждой ассоциации принималось распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР, в котором регионам, вступившим в ассоциацию предоставлялись значительные экономические льготы.
В настоящий момент деятельность ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации регулируется Федеральным Законом «Об общих принципах и деятельности Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ» принятый Государственной Думой 17 ноября 1999 года. Согласно статье 1 настоящий Федеральный Закон определяет общие принципы организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Во второй статье Закона ассоциация определяется как некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Федерации.
Согласно закону ассоциации выполняют ряд задач, в том числе и в международной области: подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
Данный закон не только регулирует деятельность ассоциации во внутрирегиональной, экономической, социальной, технической, законодательной, инвестиционной, финансовой сферах, но и определяет полномочия в международной сфере.