Для чего окуривают ладаном в церкви

Для чего окуривают ладаном в церкви

Почему во время службы священник окуривает кадилом людей?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился (Числ.16:41-48). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна (Лк.1:11).

Нужно сказать, что каждение имеет не только символическое значение, но является также и реальным очищающим действием. Это известно из практики. Мне самому довелось в этом убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла молиться, приступать к святым таинствам, но не имела возможности избавиться от бесовского плена. Предупрежден я не был, но убедился в этом с первой же минуты. Она попыталась поблагодарить священника за то, что он пришел в их дом, но закончить фразу не успела. Другой голос в ней грубо оборвал ее и сказал, явно обращаясь к священнику: «Зачем пришел. Уходи…». Священник в подобных случаях не должен вступать в общение с демоном, спорить или обличать его. Ему надо положиться на помощь Божию и совершить дело, ради которого пришел, не обращая никакого внимания на беса. За все время моего пребывания в доме была возможность наблюдать его поведение. Если священник не произносил молитву, а молча совершал необходимое действие, то демон замолкал. Как только возобновлялась молитва, он начинал что-нибудь выкрикивать, чтобы перебить и помешать. Когда я стал окроплять квартиру святой водой, бес начал громко кричать: «Гонят меня, гонят. Сам уйду, сам уйду. Через два с половиной часа уйду». Не буду все подробно описывать. Скажу лишь, что крики его и недовольство достигли особой силы, когда началось каждение всей квартиры. Можно было наглядно убедиться в верности пословицы: «Ладан на чертей, а тюрьма на татей» (В.И.Даль. Пословицы русского народа). Замечу, что крики демона слышали все присутствующие. В этом я убедился после окончания молебна.

Не любят также демоны, когда горит лампада или возжигается свеча. Совершая установленные Церковью обрядовые действия, христианин должен помнить, что они имеют значение и силу, только тогда, когда от сердца нашего исходит чистый фимиам смирения, любви и благодарения к Богу. Господь говорит: «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).

Источник

Ладан и его целебные свойства

Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть фото Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть картинку Для чего окуривают ладаном в церкви. Картинка про Для чего окуривают ладаном в церкви. Фото Для чего окуривают ладаном в церкви

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему;
и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Матф.2:11)

И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;
(Исх.30:34-38)

Что такое ладан? Как он появился? Почему его используют в Церкви? Правда ли, что аромат ладана отпугивает злых духов? Мы собрали интересные факты о ладане, сведения о его истории и применении, постарались ответить на все распространенные вопросы о нем и рассказать о том, как применять ладан дома. С использованием ладана связано много мифов и суеверий. Большинство из них не оправданы. Народная медицина полна рецептов с ладаном. Считается, что кусочек ладана может исцелить от целого ряда болезней. Насколько оправдано применение ладана в медицинских целях?

Что такое ладан

Химический состав ладана достаточно сложен. Он имеет ароматические вещества, благодаря которому у ладана такой насыщенный запах. Более половины состава (56%) — это смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Около 30% ладана — камедь. Остальной состав — различные эфирные масла (терпены, цимен, фелландрен и другие). Ученые утверждают, что в составе дыма от ладана присутствует ацетат инценсола, который способен оказывать психоактивное действие и привести человека в состояние эйфории. Но для этого концентрация ладана должна быть очень высокой, при обычном богослужении в храме этого никогда не происходит.

Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть фото Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть картинку Для чего окуривают ладаном в церкви. Картинка про Для чего окуривают ладаном в церкви. Фото Для чего окуривают ладаном в церкви

История появления ладана

Ладаном торговали еще древние финикийцы. Караваны следовали за ценной смолой по приказам фараонов. Ладан у египтян использовался в языческих обрядах.

Смола ладана добывается в отдаленных регионах Аравийского полуострова, Африки и Индии. На Аравийском полуострове и в Северной Африке ладан ценился на вес золота, поэтому дары волхвов были достаточно ценными. Сбор смолы ладана был и остается по сей день очень трудоемким процессом, поэтому ароматная субстанция ценится так высоко. Человек, добывающий смолу, делает в феврале или в марте надрез на коре дерева, которое произрастает на известняковых скалах в пустыне. Пройдет два или три месяца, пока из разреза будет вытекать сок, а потом затвердевать в виде белых капель, похожих на слезы. Тогда добытчик смолы возвращается к этому же дереву, чтобы собрать кристаллы смолы ладанного дерева. Он также собирает смолу, которая стекала на специально сложенные внизу листья. Затвердевшую смолу можно обрабатывать, чтобы получить эфирное масло ладана. Ее также можно дробить, чтобы использовать в качестве благовония.

В Европе ладан появился в качестве франкского благовония, так как считалось, что его привезли туда франки (союз древнегерманских племен). Он был незаменим в косметических целях и многие натуральные духи до сих пор производят с использованием ладана. Качество ладана можно оценить по его аромату. Знатоки могут определить отборный или обыкновенный ладан перед ними, послушав его аромат.

С одного дерева можно собрать лишь 400 грамм смолы. При этом в год производится несколько тысяч тонн ладана.

Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть фото Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть картинку Для чего окуривают ладаном в церкви. Картинка про Для чего окуривают ладаном в церкви. Фото Для чего окуривают ладаном в церкви

Сорта и разновидности ладана

Ладан делят на обыкновенный и отборный. Смолу, которую собрали с дерева и с листьев распределяют на более чистые куски, которые похожи на капли, имеют светло-желтый или розоватый оттенок и при растирании становятся белым порошком. Не такие чистые, крупные и темные куски — обыкновенный ладан.

Ладан применяется не только в Церкви. Его используют в ароматерапии, изготовлении косметики и парфюмерии. Благодаря удивительным свойствам ладана, его использовали в Египте для бальзамирования умерших, так появились мумии. Египтяне часто использовали ладан в своих религиозных церемониях. Некоторые историки считают, что иудеи научились использованию ладана именно во времена египетского рабства, переняв эту традицию у египтян.

Церковный ладан

Ладан имеет специфический запах. Человек, который впервые приходит в православный храм может ощутить яркий аромат, который надолго запоминается. Именно так пахнет ладан.
При богослужении ладан возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда, подвешенного на нескольких цепочках. При сгорании ладана образуется благовонный дым – фимиам.
Благовония из ладана всегда использовались в православной и римско-католической Церкви. Дым ладана, стремящийся вверх, символизирует молитвы верующих, возносящиеся к Небесам. Ветхий Завет содержит подробнейшую инструкцию о том, как использовать ладан. Упоминается ладан и в Песне песней. Там он называется левона и входит в составную часть фимиама, одного из 11 благовоний в храме.

При большом скоплении людей ладан полезен как обеззараживающее средство.

Ладан готовится в некоторых монастырях. Раньше существовал Софринский ладан. После войны его производили в мастерских Московского Патриархата. Он состоял из смеси сосновой живицы и обыкновенного мела. Сейчас ладан производят в мастерских Свято-Даниловского мужского монастыря. Завозят в Россию и Иерусалимский ладан. Его часто используют на праздничных богослужениях.

Многие верующие задаются вопросом о знаменитом поверье, которое гласит, что запах ладана не нравится злым духам. В Библии нет никаких указаний на то, что у падших духов есть какие-то предпочтения в запахах или органы восприятия, позволяющие им улавливать ароматы. Физический мир не имеет на них воздействия. Если что-то бесам точно не нравится, так это духовные делания, в том числе, молитва. В храме, помимо аромата ладана, существует и искренняя вера людей, их обращение к Богу, все это действительно имеет власть над злыми духами. Сатана пал через гордыню, смирение молящихся отпугивает зло. Не стоит приписывать духовные свойства ладану. Он относится к материальному миру.

Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть фото Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть картинку Для чего окуривают ладаном в церкви. Картинка про Для чего окуривают ладаном в церкви. Фото Для чего окуривают ладаном в церкви

Как использовать ладан в домашних условиях

Все хорошо знают, что в храме ладан используют во время богослужений. Можно ли использовать ладан дома? Многие считают, что дом нельзя уподоблять храму и ладан, с правом использовать его — прерогатива Церкви. На самом деле, не будет грехом использовать ладан и дома. Воцерковленному христианину очевидна разница между домом и церковью, между богослужением в храме и келейной молитвой. Ладан — это просто приятный запах. Мифы о том, что в церкви его используют, чтобы отгонять злых духов — не более, чем суеверие.

Поэтому, если человеку для молитвы хочется жечь ладан дома, в этом нет ничего плохого. Если ладан служит молитве, помогает человеку молиться и сосредоточиться на общении с Богом, его можно использовать и дома.

Многие также применяют ладан в медицинских целях. Для этого надо заручиться поддержкой врача.

Эфирное масло ладана хорошо сочетается с апельсиновым, лимонным и другими цитрусовыми маслами. Также оно подходит к маслу бергамота, сосны и сандала. Эфирное масло ладана имеет древесный, сладкий, теплый аромат. Страна происхождения и качество ладана играют большую роль в том, насколько приятным будет аромат ладана и, обладает ли он целебными свойствами.

Ладан не растворяют в эфире, воде и спирте. Такая эмульсия теряет свои полезные свойства.

Чтобы зажечь ладан дома понадобятся кадило или жаровня, угли, свеча и спички. Ладан не горит, поэтому без специального устройства, которое поддерживает достаточно высокую температуру, ничего не получится. В церкви это — кадило, но дома подойдет и обычная жаровня, металлическая пластина или чаша из огнеупорного материала. Под емкостью размещают свечу или лампаду. В емкость помещают раскаленный уголь. Подойдет даже тот уголь, который продают для кальянов. Смола ладана начинает плавиться и источать аромат. Чем меньше температура плавления, тем тоньше и приятнее будет аромат ладана. Перебарщивать с окуриванием помещения ладаном не стоит. Это может оказать не самое лучшее воздействие на организм человека и вызвать головные боли.

Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть фото Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть картинку Для чего окуривают ладаном в церкви. Картинка про Для чего окуривают ладаном в церкви. Фото Для чего окуривают ладаном в церкви

Целебные свойства ладана

Масло ладана может применяться и в медицинских целях. Прежде чем рассказать о том, при каких недомоганиях может быть полезен ладан, мы хотели бы отметить, что любые медицинские манипуляции с ладаном следует проводить только с разрешения лечащего врача. Кроме того, важно помнить, что молитва о здравии не заменяет посещения врача. И, если вы чувствуете недомогание, не стоит надеяться исключительно на целебные свойства ладана. Молитва в храме важно, Церковь знает множество случаев, когда люди исцелялись по молитве даже в самых непростых ситуациях. Тем не менее, обязательно нужно обратиться в медицинское учреждение.

До появления современных лекарственных средств ладан часто использовался врачами прошлого. Сложно сказать, насколько эффективны его целебные свойства в каждом отдельном случае, но считается, что:

Для массажных смесей ладан тоже используют: 5 капель на 20 граммов основного масла или крема. Для принятия ароматической ванны достаточно одной пипетки масла.
Если планируется добавить его в уже готовый шампунь, сыворотку или крем, то пропорции обычно таковы: 4 капли эфирного средства на 15-20 граммов базы. Пару капель добавляют в чай или травяной отвар для внутреннего лечения: при астматическом кашле, цистите, гинекологических воспалениях.

Важно: перед тем, как использовать ладан в качестве медицинского средства, следует проконсультироваться с врачом и при серьезных заболеваниях рассчитывать только на ладан не стоит. Эфирное масло ладана не используют во время беременности, не рекомендуют его маленьким детям и людям, склонным к аллергическим реакциям.

Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть фото Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть картинку Для чего окуривают ладаном в церкви. Картинка про Для чего окуривают ладаном в церкви. Фото Для чего окуривают ладаном в церкви

Интересные факты о ладане

Источник

Православная Жизнь

Сложно представить богослужение без аромата ладана. А как быть, если хочется кадить дома? Допустимо ли это?

Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть фото Для чего окуривают ладаном в церкви. Смотреть картинку Для чего окуривают ладаном в церкви. Картинка про Для чего окуривают ладаном в церкви. Фото Для чего окуривают ладаном в церкви

Зачем вообще в церкви кадят? Можно ли возжигать ладан для того, чтобы дома хорошо пахло? Нужно ли покупать кадило как у священника? Можно ли заменить ладан ароматическими палочками?

Дым как символ

Каждение и ладан вошли в церковную практику давно. Известно, что люди использовали их ещё со времён Месопотамии и Древнего Египта. В Священном Писании упоминается каждение, которое совершалось в скинии Ветхого Завета. В христианстве оно имеет символическое значение: горящий уголёк — это символ Христа, Который попаляет Своей Божественной природой грехи, сотворённые человеком. А чистый дым, который исходит из кадила, когда мы кладём на угли ладан, символизирует нашу молитву в чистом, первозданном виде. В храме во время богослужения дым, исходящий из кадила, символизирует нашу молитву, обращённую к Богу. Когда священник поворачивается к каждому человеку, окуривая его дымом ладана, он таким образом приглашает его к молитве, а в дыме мы видим символ сходящей на молящихся благодати Божией.

Можно ли кадить дома?

Эта же символика сохраняется и в домашней молитве. Возжигание ладана или каждение помогают нам настроиться на молитву, обрести особое, сосредоточенное состояние. Мы встаём перед иконами, ставим перед ними лампаду или зажигаем свечу — это тоже помогает нам привести в порядок мысли и чувства.

К слову, то же самое было и в древности, причём не только у язычников, но и у христиан. Я читал, что в домах мирян и даже в монастырях каждение совершалось для дезодорирования помещения — потому что смолы, входящие в состав ладана, имеют дезодорирующие свойства. Так вот если человек хочет употреблять ладан именно в таких целях, тогда и спрос с него невелик. Если же он желает кадить перед молитвой — дело другое.

Не надо играть в священника

Если хотите кадить дома, не надо искать кадило, как у священника. Можно использовать обычную подставку — «паучок», который обычно ставят на лампадку, либо кацею — специальное маленькое переносное кадило. Такие кадила могут использоваться и в богослужениях, просто у нас по традиции используют другие — большие, на трёх цепочках. Кацея же намного меньше, её переносят с помощью специальной деревянной или металлической ручки. В домашнем употреблении она намного удобнее, к тому же меньше соблазна вообразить себя священником.

Дело в том, что сейчас немало случаев, когда люди начинают у себя дома играть в церковь. К хорошему это не приводит. Если человек становится на молитву, всё внешнее не должно его интересовать. Если же он хочет поиграть — что сказать, Бог не для игрушек, с Ним играть не стоит. Поэтому, кадя дома, человек должен давать себе отчёт, с какой целью он это делает. Если для красивого запаха — пусть поставит у себя где-нибудь сосуд с ладаном и нюхает, греха в этом не будет. Если же для молитвы — тогда каждение имеет символическое значение, о котором мы не должны забывать. Следует относиться к нему с определённым благоговением и пониманием, для чего мы его совершаем.

Кто ладана боится?

Люди порой думают, что каждение защитит дом от злых духов, а живущих в нём — от порчи, сглаза и тому подобного. В этих тонкостях разбираются всевозможные бабки, гадалки, экстрасенсы и тому подобные «специалисты». На самом деле человека не спасают сами по себе икона, нательный крест или ладан, воскуряемый дома. От бесов его защищает только Бог, и чтобы этой защитой воспользоваться, надо просто обратиться к Нему. Сказать: «Господи, я делаю, что могу, стараюсь жить по заповедям, пытаюсь быть нормальным человеком, для которого Евангелие — не просто книга на полке, а смысл жизни, руководство к дальнейшим действиям», — и Господь непременно услышит и поможет. Для таких людей иконы, ладан и святая вода становятся помощниками, напоминают, что Господь рядом с ними. Человека спасают вера и добрые дела. «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26), — учит нас апостол. Если человек верит, что его защищает икона или ладан, то пусть прежде всего делами покажет, какая у него вера, во что он верит вообще.

Приходя в дома некоторых людей, видишь всю несуразность их веры. Приглашают батюшку освятить дом, а иконы стоят где-то далеко в серванте, даром никому не нужные. Или спрашиваешь человека: «У вас иконы дома есть?» — «Конечно!» — отвечает, имея в виду спрятанные где-то под одеялами забытые образки. Мы пережили время, когда прятать свою веру действительно стоило, но сейчас нам ничто не мешает открыто её исповедовать — если она у нас есть. Если же Бог для нас заключается в куличике, крашеных яйцах, святой воде, освящённых яблоках и мёде — бедные мы тогда люди. Ведь такой человек ничего не знает о Христе, не увидел красоты и ценности того, что можно находиться в близости с Богом, не понял, насколько это хорошо. Верующий человек может быть счастлив, когда приходит в храм — не потому что там прекрасно поют или собор большой и красивый, а потому что он приходит к Богу и все остальные аспекты отходят на второй план.

Прекрасно, когда человек искренне кается в своих грехах, пытается очистить свою душу, а потом подкрепляет своё покаяние добрыми делами и пытается изменить свою жизнь: учится любить, помогать ближним, исполняет заповеди. Такой человек становится по-настоящему счастливым. А внешние атрибуты хороши, если они помогают ему на этом пути. Поэтому нужно иметь разумение, что мы делаем и что хотим получить. Просто украсить свой дом, наполнить его ароматом — или помолиться? Если второе — тогда у вас должен быть святой уголок с иконами, перед которыми можно возжечь ладан, затем взять подставку или кацею, обойти дом, читая 90-й или 50-й псалом, «Отче наш» или Иисусову молитву. После этого можно стать на молитвенное правило. От такого каждения будет польза: оно не только подарит удовлетворение от вдыхания приятного запаха, но поможет с радостью пообщаться с Богом.

Ладан с фитонцидами

Сейчас реклама предлагает ладан с фитонцидами, которые, по утверждениям производителей, помогают бороться с коронавирусом и укрепляют иммунитет. Как относиться к этому? Если комментировать такую рекламу с точки зрения коммерции, то стоит признать, что производители молодцы и хорошо ориентируются в потребностях потребителя. Если же меня спрашивают о таких вещах как священника и верующего человека, то надо признать: к сожалению, мы, христиане, очень часто смешиваем мух с котлетами.

Некоторые считают Церковь фирмой, которая предоставляет определённый перечень услуг. Если подходить к ней таким образом — тогда эти ребята молодцы. Если же мы приходим в Церковь, чтобы обратиться к Богу, практика такой рекламы печальна, потому что Бога нельзя купить. Если мы покупаем ладан, чтобы защититься от ковида, а потом, обкурив им дом и себя, заболеваем — это что, значит, ладан не помог? Это бред и антиреклама Церкви. Часто такие вещи рассчитаны на околоцерковных людей. Если вы видите такой ладан в церковной лавке, надо разобраться, как он там оказался: возможно, занимающиеся закупкой люди просто недосмотрели. Если такое происходит регулярно — можно только выразить сожаление. Думаю, следует попросить священника повлиять на ситуацию.

Ладан — это смола определённых сортов деревьев, которые растут на востоке. В прежнее время у него было две сферы использования. Его воскуривали во время ритуалов, как религиозных, так и светских — например, торжественных шествий, свадеб и тому подобного, а также во время богослужений, на которых присутствовал император. Например, в соборе святой Софии в Константинополе под полом были сооружены специальные ниши. Когда император приходил на богослужение, в них закладывались угли, на которые клали ладан. Через отверстия в полу дым от ладана поднимался вверх и окуривал весь собор. Это происходило в тот момент, когда император входил в храм. Это был способ подчеркнуть важность визита императора. Так что утверждать, что ладан — только церковное вещество, думаю, будет неверно.

Конечно же, во все времена дым ладана считался целебным. Даже простой дым наделялся такими качествами — вспомним бани и избы, которые топили по-чёрному, не давая дыму выходить из помещения.

Что касается лечения или профилактики коронавируса ладаном — что сказать, если человек решил уйти в средневековье, ему никто не может помешать. А от ковида лучше предохраняться с помощью средств, которые рекомендуют врачи. Они знают, какие современные препараты работают, какие нет, понимают, что и как укрепляет иммунитет. Нам же не стоит смешивать медицину и религию. Возможно, какой-то медицинский эффект у ладана и есть, но применялся он нашими предками, поскольку других средств не было. Сейчас использование его для лечения и профилактики болезней мне не кажется оправданным.

Можно ли окуривать дом с помощью ароматических палочек? Чем они хуже ладана?

Каждение как ритуальное действие присутствует в разных религиях — и в православии, и в иудаизме, и в буддизме — откуда, собственно, к нам и пришли ароматические палочки. Мы не знаем, из чего они делаются, с какими мантрами или молитвами их делают, «освящают» ли каким-то образом, прежде чем отправить на прилавки магазинов. Мы живём в рамках своих традиций, нарушать которые я не вижу смысла. Если православный человек по незнанию зажжёт такую палочку, чтобы в комнате хорошо пахло, то греха в этом не будет и вреда он себе этим не нанесёт. Но в религиозной жизни христианину их лучше не применять.

Протоиерей Георгий Цыганов

Источник

О кадиле и ладане

иеро­мо­нах Сера­фим (Пара­ма­нов)

По бла­го­сло­ве­нию епи­скопа
Кур­ган­ского и Шад­рин­ского Миха­ила

О кадиле и каж­де­нии

Бла­жен­ный Симеон, архи­епи­скоп Фессало­никийский, пре­по­дает сле­ду­ю­щее разъяс­нение о кадиле: «Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиа­мом при­но­сить Богу огонь, как слу­жеб­ный Ему: ибо Созда­телю вся­че­ских при­лично при­но­сить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные про­из­ве­де­ния, как то: хлеб и вино, и воздух, кото­рый изоб­ра­жа­ется фимиа­мом, раз­ре­ша­ю­щимся в воз­духе, и про­чее. Огонь, как веще­ство сожи­га­ю­щее, освеща­ющее и согре­ва­ю­щее оду­шев­лен­ных, изобра­жает также Боже­ство… Кадило и огонь служат еще для при­не­се­ния фимиама, кото­рый прино­сится нами в честь Богу и как дар благословен­ный в честь Его упо­ко­е­ния, и ради нашего освя­щения. Ибо как, погру­жа­ясь в кре­ще­нии, мы очи­ща­емся всем телом… будучи пома­зы­ва­емы миром, осве­ща­емся и воз­ве­се­ля­емся, и благово­нием воз­гре­ваем и освя­щаем обо­ня­ние и серд­це: так фимиа­мом очи­щаем наше обо­ня­ние и дыха­ние точно так же, как Боже­ствен­ным хле­бом и чашею питаем и укреп­ляем душу, и виде­нием и кра­со­тою святых, и светом божествен­ных светов свято про­свет­ляем и про­све­щаем зрение. Посему и пре­дано Церкви делать это как во славу Созда­теля (ибо все от Него), для про­слав­ле­ния Винов­ника, так и для нашего про­све­ще­ния и освя­ще­ния. Фимиам освя­щает воздух и вместе с тем наше обо­ня­ние и дыха­ние: потому что сооб­щает бла­го­уха­ние, от одно­го какого-либо веще­ства раз­ли­вая бла­го­во­ние на все при помощи огня. Посему он также изоб­ра­жает Свя­таго Духа: ибо и Он — один Сам в Себе, по всем раз­де­ляет дары, и все чрез Него полу­чают бла­го­дать».

По изъ­яс­не­нию других тол­ко­ва­те­лей церков­ных чинов и обря­дов, «кадиль­ница озна­чает че­ловечество Христа, огнем Боже­ства наполнен­ное, а бла­го­ухан­ный дым озна­чает пред­ва­ря­ю­щее бла­го­уха­ние Свя­таго Духа. Тол­ку­ется же кадиль­ница — бла­го­ухан­ное весе­лие».

После гре­хо­па­де­ния, в бого­от­чуж­ден­ной жизни люди стали при­но­сить Богу жертвы от плода трудов своих и сожи­гать эти при­но­ше­ния с молит­вой. Известна при­ят­ная Богу жертва Авеля. Сожже­ние жертвы для бла­го­уха­ния ды­ма, воз­но­ся­ще­гося к небе­сам, — это каж­де­ние. Эти жертвы при­званы были про­об­ра­зо­вать со­бой буду­щую истин­ную жертву — Иисуса Христа. Этим и опре­де­ля­ется сим­во­ли­че­ский смысл каж­де­ния. Каж­де­ние, впро­чем, вскоре обособи­лось от прочих жертв и стало состо­ять в сожже­нии аро­ма­ти­че­ских веществ. К началу нашей эры, ко вре­мени рож­де­ния Спа­си­теля, воскуре­ние бла­го­во­ний давно стало частью обря­до­вых дей­ствий в язы­че­ских храмах Востока и Греции. И тому были объ­ек­тив­ные при­чины — разве при наших раз­мыш­ле­ниях, напри­мер, о классичес­кой антич­ной архи­тек­туре нам легко вообра­зить, что во вре­мена своего функ­ци­о­ни­ро­ва­ния древ­ние (язы­че­ские) храмы, вклю­чая Пар­фе­нон и другие бело­мра­мор­ные чудеса Эллады, долж­ны были напо­ми­нать обще­ствен­ные бойни? Как бы мы вынесли запах крови и горе­лого жира? А ведь это был быт антич­ных свя­ти­лищ1.

Греки и рим­ляне исполь­зо­вали во время обыч­ных куль­то­вых дей­ствий в каче­стве вос­ку­ре­ния аро­ма­ти­че­ские веще­ства, про­из­во­ди­мые их соб­ствен­ной землей, — шишки пиний, листья лавра, смолы и мин­даль­ное масло. Приблизи­тельно с 500 годов до н. э. к этим веще­ствам до­бавляется фимиам — смола неко­то­рых видов ладан­ного дерева, про­из­рас­тав­ших в Южной Аравии и Индии. Эта смола при нагре­ва­нии имеет свой­ство рас­про­стра­нять бальзамичес­кий аромат. Во вре­мена Герод­ота (V в. до н. э.) грекам казался уди­ви­тель­ным объем годо­вой потреб­но­сти в фими­аме храма Мар­дука в Вави­лоне (26 мил­ли­о­нов фунтов). Однако вскоре гре­ки сами начали широко экс­пор­ти­ро­вать фими­ам, доба­вив к исполь­зо­вав­шимся при куре­ниях мате­ри­а­лам мирру, нард, раз­лич­ные виды галь­бана (каме­ди­стой смолы зон­тич­ного рас­те­ния), корицу и баль­зам. Извест­ный ныне тип кури­тель­ницы, про­об­раз кадила — фими­ат­рион, в форме кан­де­лябра из металла, камня или обо­жженной глины, появился в позд­не­ан­тич­ную эпоху и стал впо­след­ствии всем нам при­выч­ным эле­мен­том хри­сти­ан­ской цер­ков­ной утвари2.

Сна­чала ранние хри­сти­ане про­те­сто­вали против обряда каж­де­ния, кото­рый суще­ство­вал еще в Иеру­са­лим­ском храме, из-за его связи с язы­че­ством. В Рим­ской импе­рии хри­сти­ане пре­сле­до­ва­лись за отказ воз­жи­гать ладан перед изоб­ра­же­нием импе­ра­тора, отри­цая, таким обра­зом, его боже­ствен­ность. Отка­зы­ва­ясь прино­сить жертвы перед изоб­ра­же­нием импе­ра­тора и воз­жи­гать ладан, хри­сти­ане совер­шали в глазах языч­ни­ков акт госу­дар­ствен­ного пре­ступ­ле­ния. Пове­де­ние хри­стиан не было похоже на поведе­ние лояль­ных граж­дан. Нор­маль­ные языч­ники вос­при­ни­мали их отказ сжечь несколько грам­мов ладана в импе­ра­тор­ский день рож­де­ния как умыш­лен­ное и наглое про­яв­ле­ние нело­яль­но­сти, очень похо­жее на отказ встать, когда играет го­сударственный гимн3.

Гай Плиний Цеци­лий Секунд (61–114 гг.), на­местник про­вин­ций Вифи­ния и Понт (южное по­бережье Чер­ного моря, тер­ри­то­рия совре­мен­ной Турции), пишет импе­ра­тору Траяну о расследо­вании, про­ве­ден­ном отно­си­тельно хри­стиан: «С теми, на кого донесли как на хри­стиан, я действо­вал так. Тех, кто отри­цал, что они хри­сти­ане или были ими, я решил отпу­стить, когда они вслед за мной при­звали богов (про­чи­ты­вали язы­че­скую молит­вен­ную фор­мулу ред.), совер­шили перед изоб­ра­же­нием твоим, кото­рое я с этой целью ве­лел при­не­сти вместе со ста­ту­ями богов, жертву лада­ном и вином, а кроме того поху­лили Христа: насто­я­щих хри­стиан, гово­рят, нельзя при­ну­дить ни к одному из этих поступ­ков»4.

Позже, когда хри­сти­ан­ство распространи­лось по земле и стало госу­дар­ствен­ной рели­гией, вытес­нив все язы­че­ские культы, каж­де­ние бы­ло при­нято Цер­ко­вью. Это есте­ствен­ный символ рели­гии, ее пре­об­ра­жа­ю­щей силы (ладан стано­вится бла­го­во­нием) и покло­не­ния (дым вос­хо­дит вверх). В хри­сти­ан­ском бого­слу­же­нии каж­де­ние пред­пи­сы­ва­ется или как при­го­тов­ле­ние и освя­щение (каж­де­ние алтаря перед при­но­ше­нием), или как выра­же­ние бла­го­го­ве­ния (каж­де­ние икон и моля­щихся, т.к. каждый чело­век носит образ Божий и высо­кое при­зва­ние к свя­то­сти)5.

«Каж­де­ние осу­ществ­ля­ется с помо­щью ка­дила (кадиль­ницы) — осо­бого сосуда, подвешен­ного на цепоч­ках, за кото­рые священнослужите­ли держат его. Сосуд содер­жит в себе раскален­ные дре­вес­ные угли, на кото­рые пола­га­ется ладан, выде­ля­ю­щий при сго­ра­нии бла­го­вон­ный фимиам. Этим фимиа­мом кадят пре­столу, Гор­нему месту, жерт­вен­нику, иконам в алтаре, ико­нам в ико­но­стасе, в храме, другим свя­ты­ням и людям: и свя­щен­но­слу­жи­те­лям, и миря­нам.

В древ­но­сти кадило несколько отли­ча­лось от совре­мен­ного — не имело цепо­чек, пред­став­ляя собой сосуд с руко­ят­кой для ноше­ния, а иногда и без нее. Лишь к X‑XI вв. рас­про­стра­не­ние полу­чили кадиль­ницы на цепоч­ках, кото­рые упо­требляются и по сей день. Кадиль­ница без цепо­чек, с руко­я­тью, кация, или кацея (греч.), в древ­но­сти упо­треб­ля­лась наряду с кади­лом на цепоч­ках, а на Афоне и в неко­то­рых рус­ских мо­настырях до недав­него вре­мени в опре­де­лен­ных слу­чаях каж­де­ние совер­шали кади­ями.

Кадило состоит из двух сфе­ри­че­ских поло­вин. Верх­няя поло­вина поко­ится на нижней в ви­де крышки, кото­рая под­ни­ма­ется и опус­ка­ется на нижнюю поло­вину с помо­щью цепочки. Ниж­няя поло­вина имеет образ чаши (фиалы). В нее пола­га­ются рас­ка­лен­ные угли. Верх­няя полови­на изоб­ра­жает собою кровлю храма с одним или пятью купо­лами, кото­рые вен­ча­ются кре­стами. Если купо­лов несколько, на цен­траль­ном кресте или на кресте един­ствен­ного купола име­ется кольцо, к кото­рому при­креп­ля­ется цепочка, под­нимающая и опус­ка­ю­щая верх­нюю часть кади­ла. Эта цепочка про­хо­дит сво­бодно в отвер­стие круг­лой или сфе­ри­че­ской бляшки с широ­ким не­подвижным коль­цом в сере­дине, за кото­рое дер­жится и под­ве­ши­ва­ется кадило. С трех сторон на бляшке укреп­лены концы трех цепо­чек, сходя­щих вниз, к самой кадиль­нице. Цепочки свобод­но про­хо­дят в кольца, соот­вет­ственно сде­лан­ные по бокам верх­ней подвиж­ной поло­вины кадила, так что эта поло­вина, под­ни­ма­ясь и опус­ка­ясь, сколь­зит своими коль­цами по цепоч­кам. Эти три цепочки укреп­лены ниж­ними кон­цами на ниж­ней поло­вине кадила. Под осно­ва­нием нижней поло­вины, то есть под под­став­кой чаши, иногда укреп­ля­ются три шарика с метал­ли­че­скими яд­рами, вло­жен­ными в них, — звонцы. Во время каж­де­ния они мело­дично звенят. Звонцы, осо­бенно на архи­ерей­ских кади­лах, часто подве­шиваются и в других местах — в коль­цах соеди­нения цепо­чек с нижней поло­ви­ной, на самих цепоч­ках.

Кадиль­ницы дела­ются из золота, серебра, бронзы.

Каж­де­ние и кадило имеют таин­ствен­ный смысл и зна­че­ние. Тело и Кровь Хри­стовы упо­доб­ля­ются в молит­вах углю горя­щему и в древ­них виде­ниях были про­об­ра­зо­ваны углем с не­бесного алтаря. По тол­ко­ва­нию святых отцов, огонь, как веще­ство сожи­га­ю­щее (очи­ща­ю­щее), освя­ща­ю­щее и согре­ва­ю­щее, изоб­ра­жает собою Боже­ство, ибо гово­рится: «Бог наш есть огнь поядаяй» и «Бог есть свет». Поэтому самый огонь кадиль­ных углей зна­ме­нует собою Божествен­ное есте­ство Иисуса Христа, веще­ство углей — Его земную, чело­ве­че­скую при­роду, а ладан зна­менует собою молитвы людей, при­но­си­мые Богу. При­ем­ле­мые Хри­стом чело­ве­че­ские молитвы пре­вра­ща­ются в бла­го­уха­ю­щий фимиам, озна­чающий самую сокро­вен­ную сущ­ность молитв: их искрен­ность, чистоту, про­ис­те­ка­ю­щую от до­брых дел, совер­ша­е­мых по воле Божией и из чи­стой любви к Нему. Ибо «мы Хри­стово благоуха­ние Богу» ( 2Кор.2:15 ).

В молитве, с кото­рой иерей (или архи­ерей) бла­го­слов­ляет кадило, ска­зано: «Кадило Тебе при­но­сим, Христе Боже наш, в воню благоуха­ния духов­ного, еже прием в пре­не­бес­ный Твой жерт­вен­ник, воз­нис­посли нам бла­го­дать Пре­святаго Твоего Духа». Прося при­нять аромат кадила в зна­ме­ние духов­ного бла­го­уха­ния людей и их молитв пред Богом, свя­щен­ник просит ниспос­лать в ответ бла­го­дать Свя­того Духа на людей. Поэтому бла­го­вон­ный дым кадила есть также ви­димый образ, заклю­ча­ю­щий в себе неви­ди­мое при­сут­ствие этой бла­го­дати Духа Свя­того, на­полняющей храм, духовно раду­ю­щей веру­ю­щих.

Каж­де­ние, как про­об­ра­зо­вав­шее собой бла­гоухание подвига Хри­стова, столь при­ятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каж­де­нием фимиа­ма оста­но­вил гнев Божий на Изра­иля за непо­слушание ( Чис.16, 46–48 ; Прем.18:21 ).

Вместе с кадиль­ным дымом, услаж­да­ю­щим внеш­ние чув­ства людей, бла­го­дать Духа Свято­го услаж­дает духов­ные чув­ства моля­щихся. По тол­ко­ва­нию свя­того пат­ри­арха Константино­польского Гер­мана (VIII в.), кадиль­ница означа­ет бла­го­ухан­ней­шее весе­лие. Духов­ная ра­дость, весе­лие, уте­ше­ние глу­боко соответству­ют еван­гель­скому учению о Святом Духе, пред­став­ле­нию всей Церкви о Нем как об Уте­шителе, сокро­вище благих и пода­теле жизни. В то же время бла­го­дат­ная сила Духа Свя­того очи­щает и освя­щает веру­ю­щих и весь храм. Каж­де­ние поэтому, по тол­ко­ва­нию святых от­цов, имеет целью очи­щать собрав­шихся людей от нечи­стот мира к достой­ному слу­ша­нию и со­зерцанию бого­слу­же­ния; про­го­нять духов тьмы, ста­ра­ю­щихся нару­шить молитвы верую­щих сует­ными помыс­лами.

Когда каж­де­ние совер­ша­ется свя­щен­ным пред­ме­там — иконам, храму, — оно отно­сится к Богу, воз­да­вая Ему подо­ба­ю­щую честь и славу, сви­де­тель­ствует о бла­го­уха­нии веру­ю­щих во Христа душ чело­ве­че­ских. Когда каж­де­ние со­вершается людям, оно служит к их очи­ще­нию и освя­ще­нию, сви­де­тель­ствует о том, что благо­дать Свя­того Духа Божия изли­ва­ется бла­го­даря подвигу Хри­стову на всех верных как нося­щих в себе образ Божий. В данном случае люди явля­ются как бы оду­шев­лен­ными ико­нами.

Глав­ное в каж­де­нии — это сим­во­ли­че­ское зна­че­ние горя­чих углей как дву­еди­ной при­роды Иисуса Христа, через Кото­рого молитвы людей бла­го­уха­нием духов­ным воз­но­сятся к Отцу Не­бесному, а на людей, в свою оче­редь, низ­во­дится бла­го­дать Свя­того Духа. Бла­го­уха­нием духов­ным явля­ется здесь прежде всего Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, как жертва уми­ло­стив­ле­ния за грехи чело­ве­че­ства, и потому в Нем и через Не­го про­ис­те­кает бла­го­уха­ние Духа Божия к лю­дям и бла­го­уха­ние людей во Христе к Богу.

Кадиль­ница, как и потир, зна­ме­нует собою также вме­сти­лище Невме­сти­мого, тс есть Бого­родицу и Прис­но­деву Марию, от Кото­рой воз­неслось миру Хри­стово бла­го­уха­ние Во многих молит­во­сло­виях Бого­ма­терь поэтому называет­ся кади­лом бла­го­вон­ным, про­из­вед­шим истин­ное бла­го­уха­ние — Христа. Неустан­ное движе­ние кадила — образ неустан­ных молитв Богоро­дицы о всем мире и людях.

В ходе бого­слу­же­ния каж­де­ние может при­обретать допол­ни­тель­ные, част­ные зна­че­ния. Так, на про­ско­ми­дии оно озна­чает аро­маты, при­несенные Богом­ла­денцу волх­вами. На вели­ком входе за литур­гией каж­де­ние зна­ме­нует арома­ты, кото­рыми пома­зано было Тело Хри­стово при поло­же­нии во гроб. Каж­де­ние в начале вели­кой вечерни на все­нощ­ном бдении напо­ми­нает о том, как при сотво­ре­нии мира Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). Каж­де­ние на «Гос­поди, воз­звах» соот­вет­ствует тем жерт­вам, кото­рые ста­ли при­но­сить люди Бегу после гре­хо­па­де­ния, сожи­гая на жерт­вен­ни­ках свои при­но­ше­ния. Каж­дение на поли­е­лее, пред чте­нием Еван­ге­лия, озна­чает бла­го­дать Духа Свя­того, излив­шу­юся на весь мир через про­по­ведь Еван­ге­лия. Кажде­ние на 8‑й песни канона, при пении «Честней­шую Херу­вим», воз­дает славу Бого­ма­тери и оз­начает то духов­ное бла­го­уха­ние Богу, каким яв­ляется Она Сама и какое рас­про­стра­ня­ется Ее молит­вами и уча­стием в деле спа­се­ния мира.

Каж­де­ние совер­ша­ется дви­же­нием кадила перед иконой, пред­ме­том или лицом, кото­рым обра­щено каж­де­ние. Каж­де­ние бывает полным, когда кадят весь храм, малым, когда кадят алтарь, ико­но­стас и пред­сто­я­щих. Особое кажде­ние совер­ша­ется вокруг стола с хле­бами, вином, пше­ни­цей и елеем на литии и в других слу­чаях. Раз­но­об­раз­ные виды каж­де­ния имеют свои пра­вила, ука­зан­ные в Уставе и других богослужеб­ных книгах»6.

Вла­дыка Вени­а­мин, автор «Новой скрижа­ли», дает сле­ду­ю­щее тол­ко­ва­ние каж­де­нию на «Гос­поди, воз­звах»: «…каж­де­ние бывает по мно­гим при­чи­нам, во-первых: для выра­же­ния наших жела­ний, дабы молитва наша, кото­рая по паде­нии не могла вос­хо­дить на небо без хода­тая Христа — Сына Божия, ныне заступ­ле­нием Его напра­ви­лась, как кадило сие и как дым, всегда вверх паря­щий, воз­нес­лась к Гос­поду Богу. Во-вторых: в зна­ме­ние того, что Дух Святый, обра­зуемый (здесь «обра­зу­е­мый» сле­дует пони­мать, как «сим­во­ли­зи­ру­е­мый» — ред.) бла­го­во­нием фимиама, всегда при­сут­ствует в церкви, а осо­бенно при­се­щает нас во время молитв, и преиму­щественно обще­ствен­ных (т. е. — цер­ков­ных, — ред.). В‑третьих: в знак того, что и ангелы возно­сят к Богу молитвы моля­щихся посред­ством каж­де­ния: «и другий ангел прииде, и ста перед алта­рем, имея кадиль­ницу злату: и даны быша фими­амы мнози, да даст молит­вам святых всех на алтаре златый, сущий пред пре­сто­лом.» ( Откр.8:3 ). В‑четвертых: по под­ра­жа­нию обряду Вет­хого Завета, где Сам Бог чрез Моисея пове­лел Аарону про­из­во­дить такое каж­де­ние в храме ( Исх.30:7–8 ). В‑пятых — во образ боже­ствен­ной славы, как сви­де­тель­ствует писа­ние о скинии, устро­ен­ной Мои­сеем: «и покади Аарон над киво­том фимиа­мом сло­же­ния, якоже запо­веда Гос­подь Моисею» ( Исх.40:27 ).

Симеон Солун­ский пишет: «Иерей кадит ал­тарь, храм и все, в нем нахо­дя­ще­еся, потому что все это свя­щенно; кадя, он чествует божествен­ные вещи, а пред­сто­я­щих освя­щает. А потому, начав от все­свя­тей­шего жерт­вен­ника (престо­ла), иерей кадит по чину, все освя­щая сим, пре­давая чрез молитву Христу, при­нося и прося, чтобы она была при­нята горе, и нам была нис­послана бла­го­дать Свя­того Духа. Таким обра­зом, чрез каж­де­ние мы при­ем­лем бла­го­дать, а посему никто не должен пре­не­бре­гать им (каж­де­нием)»7.

Домаш­нее или келей­ное исполь­зо­ва­ние ка­дила, как пред­став­ля­ется, должно соот­вет­ство­вать жела­нию, вкусу и, что нема­ло­важно, чувст­ву меры самого хри­сти­а­нина. Не стоит привно­сить в эту прак­тику какой-либо осо­бен­ный сакраль­ный или маги­че­ский смысл. Неподобаю­щим будет также исполь­зо­ва­ние богослужебно­го кадила как тако­вого. Домаш­няя кадиль­ница должна быть иной, более про­стой формы, без це­почек. И если хри­сти­а­нин захо­тел, к при­меру, в день того или иного вели­кого празд­ника пока­дить лада­ном в соб­ствен­ном жилище, ему надо воз­жечь нахо­дя­щийся в кадиль­нице уголь и акку­ратно воз­ло­жить на него долж­ное коли­че­ство ладана. Когда послед­ний начнет бла­го­ухать, вполне умест­ным будет совер­ше­ние кадильни­цей кре­сто­об­раз­ных дви­же­ний, подобно тому, как реко­мен­дует нам «Пра­во­слав­ный молитво­слов» пола­гать крест­ные зна­ме­ния вокруг себя при совер­ше­нии молитвы «Да вос­крес­нет Бог…»8

При домаш­нем каж­де­нии миря­нами более при­ем­лема так назы­ва­е­мая кацея — метал­ли­че­ская кадиль­ница в виде купола-«луковицы» с вось­ми­ко­неч­ным кре­стом наверху и склад­ной дере­вян­ной ручкой. Кацею исполь­зуют миряне для каж­де­ния при домаш­нем или собор­ном бого­служении, про­хо­дя­щем в отсут­ствие священст­ва. Обычно каж­де­ние про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щим обра­зом: воз­глав­ля­ю­щий бого­слу­же­ние миря­нин ста­но­вится напро­тив той иконы, кото­рой он соби­ра­ется кадить, читает соот­вет­ству­ю­щую молитву, кре­сто­об­разно про­во­дит в воз­духе кацеей и кла­ня­ется в пояс. После этого пере­хо­дит к сле­ду­ю­щему образу.

По словам свя­ти­теля Афа­на­сия (Саха­рова), в Древ­ней Руси не только монахи и священнослу­жители, но и миряне хорошо знали цер­ков­ный Устав, знали до мелких подроб­но­стей как поря­док цер­ков­ного бого­слу­же­ния, так и пра­вила со­вершения цер­ков­ных служб без свя­щен­ника, знали дава­е­мые Уста­вом пра­вила внеш­него по­ведения в храме и дома, хорошо знали пра­вила «цер­ков­ного веже­ства», как тогда выра­жа­лись, и всеми этими пра­ви­лами руко­во­ди­лись повсед­невно, насколько воз­можно при­бли­жая и свою домаш­нюю молитву к цер­ков­ной (воз­жже­ние многих све­тиль­ни­ков во время молитвы, сверх неуга­си­мых; каж­де­ние ручной кадиль­ни­цей пред домаш­ними свя­ты­нями), и домаш­ний се­мейный уклад к мона­стыр­скому (обилие святых икон не только внутри дома, но и сна­ружи, на вратах, при входе; устрой­ство особой молитвен­ной хра­мины; земные поклоны пред роди­те­лями и стар­шими; испра­ши­ва­ние на всякое дело бла­гословения главы семьи…)9.

О ладане

О ладане опре­де­ленно гово­рится в Библии, в книге Исход; соб­ственно, там содер­жится один из первых в исто­рии рецеп­тов, как приго­товить бла­го­вон­ное куре­ние и как его исполь­зовать:

В Библии веще­ство, име­ну­е­мое «чистый ливан», и есть «ладан» в совре­мен­ном пони­ма­нии. Другие три веще­ства тоже известны, но о них в другом месте. С исто­ков хри­сти­ан­ства кури­тельный состав был четы­рех­ком­по­нент­ный, где ладан был одной из равных состав­ля­ю­щих частей. Со вре­ме­нем то, чем кадили в христи­анской церкви, стало назы­ваться одним сло­вом — ладан. Так это назва­ние стало объединя­ющим для боль­шой группы раз­лич­ных веществ и слож­ных соста­вов. Хотя многие люди дума­ют, что это что-то одно. Насто­я­щий ладан — это смола очень ред­кого дерева, произрастаю­щего в Аравии, в Восточ­ной Африке и Индии. Латин­ское назва­ние его — Boswellia, оно быва­ет несколь­ких видов, незна­чи­тельно отли­ча­ю­щихся друг от друга с бота­ни­че­ской точки зре­ния, но зна­чи­тельно отли­ча­ю­щихся по произ­водимому ими про­дукту, а именно — тому, что назы­ва­ется лада­ном. К осталь­ным же видам и сортам ладана мы будем добав­лять опре­де­ле­ние: «индий­ский», «иеру­са­лим­ский», «рос­ный», «афри­кан­ский» и т.д.

Но как выгля­дит сам ладан? Это смола в виде округ­лых или про­дол­го­ва­тых кусоч­ков диамет­ром от двух до десяти мил­ли­мет­ров. Обычно от полу­про­зрачно-жел­того цвета до розо­ва­того, иногда встре­ча­ется с зеле­но­ва­тым оттен­ком. За­пах у невос­ку­ря­е­мой смолы немного терп­кий, смо­ли­стый, но не силь­ный.

В тор­го­вых зако­нах 1200 г. до P. X. Рамсес III поста­но­вил, что цвет бла­го­во­ний может коле­баться от дым­чато-янтар­ного до неф­ри­тово-зе­­лен­ного, блед­ного, как лунный свет, но все осталь­ные не имеют ника­кой цен­но­сти.

Плиний (Стар­ший): «Однако бла­го­во­ние, ко­торое ценится выше других, — это такое, кото­рое имеет форму соска или груди. Он получает­ся когда одна капля вдруг оста­нав­ли­ва­ется, а другая, сле­ду­ю­щая непо­сред­ственно за ней, при­ли­пает и соеди­ня­ется с ней в единое целое».

Бируни гово­рит: «Лучший ладан — муж­ской (с муж­ского дерева) — белый, круг­лый, золотис­тый в изломе и быстро вос­пла­ме­ня­ю­щийся…» Отно­си­тельно ладана, при­во­зи­мого из Индии, он гово­рит: «Ладан зеле­но­ва­того и чер­но­ва­того цве­та. Про­давцы при­дают ему округ­лую форму так: его режут на неболь­шие куски раз­лич­ной фор­мы и кладут в кувшин, кото­рый вра­щают, пока куски не станут круг­лыми. Этот ладан хуже на­стоящего, он горь­кий и зеле­ный».

Древ­не­гре­че­ский бота­ник Тео­фраст (ок. 372–ок. 287 гг. до н. э.) пишет: «Иногда одно зерно ладана бывает так велико, что запол­няет собой всю горсть и весит больше одной трети мины. Мне же кажется что это пре­уве­ли­че­ние; я думаю, такое зерно изго­тов­ляли спе­ци­ально, отли­вая смолу в форму, а затем при­да­вали ей вид есте­ствен­ной капли. Так, чтобы пора­зить вооб­ра­же­ние царей. Ибо долгое время счита­лось, что ладан­ные дере­вья про­из­рас­тают в Раю». И в то же время он же очень досто­верно опи­сы­вает сбор ладана в Аравии: «У дере­вьев были над­ре­заны стволы и ветви, только первые, каза­лось, были над­руб­лены топо­ром, над­резы же на ветвях были менее глу­боки. Смола частью ска­ты­ва­лась вниз, а частью при­ста­вала к дере­ву. Кое-где под дере­вьями были рас­сте­лены пле­тенки из листьев фини­ко­вой пальмы; а кое-где землю просто утрам­бо­вали и чисто под­мели. Ладан на пле­тен­ках был чист и про­зра­чен; сте­кав­ший прямо на землю был хуже. Смолу, при­ставшую к дереву, обди­рают желез­ными инст­рументами; поэтому в ней иногда ока­зы­ва­ется и кора… Слы­шали они еще, что ладан и мирру свозят ото­всюду в храм Солнца, это величай­шая свя­тыня Сабеев. При­во­зят ладан, каждый ссы­пает его в свою особую кучку и то же самое делает с миррой. Кучки эти оста­ются под охра­ной стражи; в кучку вты­ка­ется дощечка с обо­значением числа и име­ю­щихся здесь мер и це­ны, по какой сле­дует про­да­вать каждую меру. Купцы, явив­шись, рас­смат­ри­вают эти над­писи и, пере­ме­рив понра­вив­шу­юся им кучку, кладут ука­зан­ную плату на то же самое место, откуда взяли кучку. Жрец, придя на место, заби­рает третью часть этой платы в пользу бога, осталь­ное же остав­ляет на месте, и деньги лежат в полной сохран­но­сти, пока за ними не при­едут и не забе­рут их хозя­ева».

Нельзя не ска­зать о тра­ди­ции «лада­но­ва­ре­ния», то есть о при­го­тов­ле­нии ладана из несколь­ких ком­по­нен­тов. В пра­во­слав­ных монас­тырях рус­ской, гре­че­ской, румын­ской церкви на Старом Афоне в Греции почти в каждом имеет­ся свой рецепт при­го­тов­ле­ния ладана, кото­рый дер­жится в сек­рете. Суще­ствует, напри­мер, ла­дан «Сту­дит­ского мона­стыря по Оптин­скому ре­цепту», «Охрид­ского бол­гар­ского мона­стыря», румын­ского мона­стыря «Брын­ко­вяну». Очевид­но, что тра­ди­ция «лада­но­ва­ре­ния» суще­ствует давно, и цен­тром этой тра­ди­ции в насто­я­щее время явля­ются мона­стыри Ста­рого Афона. Ка­чество ладана, при­го­тов­лен­ного в этих монасты­рях, изу­ми­тельно — что ж, это и понятно — его состав­ляют монахи10.

В каче­стве ком­по­нента иногда входит в состав­ные ладаны мирра. Назва­ние мирра про­ис­хо­дит от гре­че­ского mirra, это аро­ма­ти­че­ская гумми-смола, выте­ка­ю­щая при пора­не­нии коры ствола тро­пи­че­ских дере­вьев, или скорее кустар­ни­ков, рода ком­ми­фора, семей­ства бур­зе­ро­вых, того же семей­ства насто­я­щий ладан. В рус­ском языке на­ряду с миррой упо­треб­ля­ется назва­ние смирна. И тут воз­ни­кает пута­ница, потому что смирна — это камедь, подоб­ная мирре, но полу­ча­е­мая совсем с дру­гого рас­те­ния, а именно со Smyrnium perfoliatum, или «смир­ни­у­мом», он же «кон­ская петруш­ка». Пута­ница еще воз­можно от того что Смир­ной назы­вался извест­ный порт, кото­рый стоял в устье реки Мелес на запад­ном берегу Малой Азии; ныне это турец­кий город Измир. Есте­ственно, через его порт про­хо­дили бла­го­во­ния, а, как известно, ве­щества часто назы­вали не по месту произраста­ния, а по пункту, из кото­рого они выво­зи­лись. Имя мирра можно давать только смоле, полу­ча­е­мой из дерева Commiphora myrrha или Balsamodendron myrrha. О ней и пойдет речь в этой главе.

Мир­ро­вые дере­вья про­из­рас­тают в Афри­ке, на бере­гах Крас­ного моря и Индий­ского океана, а также в Азии, на Ара­вий­ском полуос­трове. Мирра пред­став­ляет собой куски раз­но­об­раз­ной вели­чины в виде отдель­ных зерен или слип­шихся масс жел­то­вато-про­зрач­ного или буро­ва­того цвета с терп­ким запа­хом и горь­ким вкусом. Запах у нее заме­ча­тель­ный и силь­ный: малень­кое ее коли­че­ство напол­няет своим аро­ма­том боль­шое про­стран­ство. С древ­них времен мирра была пред­ме­том тор­говли. Назва­ние мирра, про­из­но­си­мое вслух, многим кажется зна­ко­мым, потому что свя­щен­ное ми­ро для Свя­щен­ного пома­за­ния у хри­стиан обя­зательно вклю­чало в свой состав мирру в виде одного из ком­по­нен­тов. Впер­вые мирра, или, в рус­ском пере­воде, «смирна», упо­ми­на­ется в Библии в книге Исход (30:23): «Возьми себе самых лучших бла­го­вон­ных веществ: смирны само­точ­ной пять­сот сиклей, корицы бла­го­вон­ной поло­вину против того, двести пять­де­сят, трост­ника бла­го­вон­ного двести пять­де­сят, кассии пять­сот сиклей, по сиклю свя­щен­ному и масла олив­ко­вого пять­сот гин. И сделай из сего миро для свя­щен­ного пома­за­ния, масть состав­ную, искус­ством состав­ля­ю­щего масти: это будет миро для свя­щен­ного пома­за­ния».

Встре­чаем упо­ми­на­ния о мирре в Новом За­вете так: после снятия с креста пришел Нико­дим и «принес состав из смирны и алоэ, литр около ста» ( Ин.29:39 ). Смирну сме­ши­вали с вином ( Мк. 25:23 ) — читаем о казни Иисуса: «И при­вели Его на место Гол­гофу, что значит: «лобное место». И давали Ему пить вино со смир­ною; но Он не при­нял» В числе даров, при­не­сен­ных волх­вами Ии­сусу, были: золото, ладан и смирна ( Мф.2:11 ), — здесь речь везде идет не о смирне11.

Как «варят» такой ладан — то что назы­вают этим именем (как пра­вило, мно­го­ком­по­нент­ное веще­ство, в кото­ром иногда может присутство­вать часть насто­я­щего ладана, а может и не при­сут­ство­вать)? Часто такой состав­ной ладан делают из смол мест­ных дере­вьев: фисташки, мож­же­вель­ника, сосны — с добав­ле­нием эфир­ных масел, к при­меру, розо­вого. Кстати, в со­ставных лада­нах исполь­зуют насто­я­щий ладан низ­кого сорта, тот, что в порошке. Так, напри­мер, делают ладан, извест­ный у нас среди пра­вославной паствы и духо­вен­ства под назва­нием «Иеру­са­лим­ский». Его при­во­зят обычно из Ие­русалима; ввиду своей доро­го­визны он доста­точно редок. Это неболь­шие поду­шечки 5–8 мм в диа­метре, розо­вого цвета, обсы­пан­ные снару­жи порош­ком из смолы. При вос­ку­ре­нии их можно услы­шать нежный запах розы.

На вкус ладан терп­кий, горь­ко­ва­тый, и если жевать его неко­то­рое время, то во рту оста­нется что-то напо­ми­на­ю­щее по виду жева­тель­ную ре­зинку; бла­го­даря этому пла­стич­ному свой­ству он также с древ­них времен исполь­зо­вался в со­ставе рано­за­жив­ля­ю­щих пла­сты­рей. Как и вся­кая рас­ти­тель­ная каме­де­смола, он обла­дает свой­ствами подав­лять дей­ствие мик­ро­бов в воз­духе, в воде и орга­низме.

Ладан век от века везли по суше из Дуфара и Хадра­маута в Южную Аравию, пройдя ее и попав на запад в Йемен, оттуда повер­нув на се­вер и дви­га­ясь вдоль Крас­ного моря до того места, где дорога бла­го­во­ний раз­де­ля­лась и один путь шел в Египет, а другой на восток, в Вави­лон и Сирию. К тому вре­мени, когда груз дости­гал места назна­че­ния, его сто­и­мость увеличи­валось вше­стеро. Поэтому егип­тяне стре­ми­лись сами про­то­рить этот путь, изба­вив­шись от по­средников, и даже при­везти саженцы, чтобы их рас­са­дить в Египте. Первая извест­ная экспеди­ция егип­тян за бла­го­во­ни­ями в Сомали была от­правлена при­мерно за 3000 лет до P. X. Это зна­чит, что ладан как бла­го­во­ние уже использует­ся пять тысяч лет. В после­ду­ю­щие века такие экс­пе­ди­ции пред­при­ни­ма­лись неод­но­кратно, послед­няя была послана в Сомали в 1493 г. до Р. X. по при­казу еги­пет­ской царицы Хат­шеп­сут. Фло­ти­лия из пяти боль­ших судов с трид­ца­тью греб­цами на каждом. Мы знаем об этом благода­ря рисун­кам и над­пи­сям на стенах храма Дей­р­эль-Бахари. Известно, что, помимо самих бла­говоний — а это были в основ­ном ладан и мир­ра — пыта­лись при­везти сами дере­вья, чтобы раз­ве­сти их в Египте и таким обра­зом значи­тельно сокра­тить рас­ходы, так как ладан и мирра цени­лись в те вре­мена по-насто­я­щему на вес золота или даже дороже золота. К сожале­нию, дере­вья не при­жи­лись.

На одно из первых мест в борьбе с нечи­стью народ­ная муд­рость у рус­ских ставит ладан. Это отра­жа­ется в фольк­лоре, посло­ви­цах: «Боится, как черт ладана». Или: «Бежит как черт от ла­дана», «его лада­ном не выку­ришь», «Святым Духом, лада­ном запахло», «ладан на чертей, а тюрьма на воров», «ладан на вороту, а черт на шее» (то есть на шею надета «ладанка» — так у рус­ских назы­вался мешо­чек с лада­ном, носи­мый на шее; счи­та­лось, что он предо­хра­няет от напа­стей и нечи­стой силы. Обычно этот мешо­чек при­ве­ши­вали к натель­ному кресту).

В оби­ход­ном сло­варе у рус­ских доста­точно слов, свя­зан­ных с лада­ном и при­спо­соб­ле­ни­ями для его хра­не­ния и упо­треб­ле­ния; так, напри­мер, — «ладан­ни­цей» назы­вался сосуд для хра­нения ладана. Рас­про­стра­нена была также «ла­данная куриль­ница», кото­рая ста­ви­лась перед ико­нами, обычно ее делали из меди в виде шара, с кре­сти­ком наверху. Такую инфор­ма­цию можно найти в «Сло­варе рус­ского языка», состав­лен­ном В. Далем. Правда, Даль немного оши­ба­ется, оп­ределяя ладан как смолу Juniperus turifera, а это, как известно, мож­же­вель­ник.

В сред­ние века известны были в России «ла­данные книги»; в них впи­сы­ва­лись рас­ходы на ладан и обла­че­ние, кото­рые отпус­ка­лись из ка­зенного при­каза в разные мос­ков­ские и ино­го­род­ние церкви, а также к госу­дарю и царице. Глав­ный инте­рес пред­став­ляет, куда, в какие мона­стыри и церкви посы­лали ладан и облаче­ния, а также све­де­ния о лицах, кото­рые явля­лись в приказ за полу­че­нием этих вещей. Книги эти отно­сятся к цар­ство­ва­нию Алек­сея Михай­ловича и хра­нятся в архиве мос­ков­ской Ору­жейной палаты. В Нов­го­роде в начале восемнад­цатого года в «весчей» книге мы нахо­дим запись за 1714 год: «Ладан — 7.75 пудов общей суммой 78 рублей». Веро­ятно, это цифры годо­вого по­требления ладана в Нов­го­роде и окрест­но­стях, всего 124 кило­грамма, цифра не малень­кая.

Так как ладан широко при­ме­нятся в цер­ковном бого­слу­же­нии, его широко использова­ли и в народе, иногда с несколько язы­че­ским оттен­ком, или даже с маги­че­ским. Напри­мер, в Сара­пов­ском уезде Вят­ской губер­нии в XIX веке был такой способ выяв­ле­ния кол­ду­нов. Нужно было взять «соро­ко­обе­ден­ный ладан», то есть про­ле­жав­ший на пре­столе во время Соро­ко­уста, рас­те­реть его в поро­шок и всы­пать в вино или пиво. Затем надо было подо­зри­тель­ному чело­веку дать это выпить, после чего тот, если был кол­ду­ном, начи­нал ходить по избе с одного угла в другой, и он при этом не мог вый­ти в двери — для этого ему нужно было дать выпить обыч­ной воды, тогда он мог поки­нуть дом; но при этом такой колдун терял всю свою маги­че­скую силу.

Без ладана не обхо­ди­лась на Руси при лече­ния «кли­ку­ше­ства», то есть осо­бого рода психи­ческой болезни, или одер­жи­мо­сти бесом, при ко­торой стра­да­ю­щий этим неду­гом выкри­ки­вает разные бес­свя­зан­но­сти или под­ра­жает крикам живот­ных. Если при­па­док был силь­ный и боль­ная при этом не могла дви­гаться, то ее вно­сили в избу и начи­нали оку­ри­вать лада­ном с трех сто­рон таким обра­зом, чтобы сто­рона, откры­тая к двери, была сво­бодна и бес мог поки­нуть боль­ную и выйти на улицу. Так как бес напа­дает на чело­века изнутри, то только ладан мог туда про­ник­нуть и вытес­нить его из одер­жи­мого.

На Орлов­щине в XIX в. для этих целей ис­пользовался ладан, собран­ный из две­на­дцати церк­вей и две­на­дцать раз утром вскипячен­ный в чугуне. Затем этот отвар сли­вают в штоф, после чего дают пить его боль­ной. В Боло­хов­ском уезде, там же, на Орлов­щине, в од­ном из сел про­да­вали подоб­ный ладан под на­званием «херу­вим­ского», то есть такого, кото­рым кадят в киев­ских пеще­рах во время испол­не­ния «Херу­вим­ской песни», причем «одну росинку дают на трешку». Ладан являл­ся также основ­ным сред­ством во время совер­шения очень важ­ного для рус­ской деревни об­ряда «опа­хи­ва­ния». Обряд про­из­во­дится для того, чтобы огра­дить деревню от моро­вых по­ветрий, то есть эпи­де­мий, угро­жа­ю­щих как скоту, так и людям. Для его совер­ше­ния соби­раются, как пра­вило, девицы и вдовы и ночью, впряг­шись в соху, про­па­хи­вают вокруг дерев­ни борозду. В Судог­ском уезде Вла­ди­мир­ской губер­нии обряд «опа­хи­ва­ния» про­во­дят под Духов день, при этом поют «Да вос­крес­нет Бог»; на всех пере­крест­ках дорог, веду­щих в селе­ние, про­во­дят сохою крест, а в копан­ные спе­ци­ально ямы закла­ды­вают ладан. Здесь мы, оче­видно, стал­ки­ва­емся с древними язы­ческими очи­сти­тель­ными обря­дами.

В пра­во­слав­ных мона­сты­рях пили воду, на­стоянную на ладане, для укреп­ле­ния здоро­вья — ладан улуч­шал каче­ство воды. Несо­мненно, обла­дая бак­те­ри­цид­ными свой­ствами, ладан активно воз­дей­ствует на мик­робы, содер­жа­щи­еся в воде; кстати, совсем недавно стали исполь­зо­вать ионо­об­мен­ные смолы в филь­трах для очистки воды.

Под­делка ладана, древ­нее искус­ство, оно появи­лось вместе с появ­ле­нием ладана. Все, что оши­бочно при­ни­мали или при­ни­мают за ладан, соб­ственно и может слу­жить для его под­делки. В первую оче­редь, пыта­ются под­де­лать внеш­ний вид; ведь на рынке часто чело­век не имеет горя­щего угля, чтобы про­ве­рить запах, и ему при­хо­дится пола­гаться только на свои глаза, и купец при этом часто не явля­ется потре­би­те­лем, а выпол­няет чей-то заказ. Но в этом деле глаза — плохой совет­чик, для рабо­ты с бла­го­во­ни­ями необ­хо­дим прежде всего нос. Часто для под­делки исполь­зуют смолы хвой­ных дере­вьев: сосны, мож­же­вель­ника, лист­вен­ницы. Для этого куски смолы ока­ты­вают, то есть им при­дают форму насто­я­щего ладана; для этого их поме­щают в длин­ный кувшин и, пова­лив его набок, катают, затем полу­чен­ные таким обра­зом катышки при­сы­пают пудрой той же смолы, а иногда и пудрой из на­стоящего ладана.

Часто пута­ница с опре­де­ле­нием ладана про­ис­хо­дит не по злому умыслу, а по незна­нию — как может чело­век отли­чить насто­я­щее от нена­сто­я­щего, если он насто­я­щее в глаза не видел?

И теперь чита­тель может спро­сить: вот та­кая заме­ча­тель­ная вещь ладан, где же его насто­ящий достать? Дей­стви­тельно, это про­блема. Но Гос­подь поза­бо­тился обо всех наро­дах, и каж­дый может найти в окру­жа­ю­щей его при­роде не­что подоб­ное. У нас в России «лесным лада­ном» назы­вали смолу сосны. Также хороши смола ли­ственницы, кедра, мож­же­вель­ника и ели. Любой жела­ю­щий может собрать эти смолы и, смешав их, класть на угли, в городе очень заметно стано­вится их дей­ствие12.

При­ме­ча­ния:

1 Древ­ние циви­ли­за­ции. М., 1989. С. 470.

2 Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. М., 1989. С. 612.

3 Доддс Э. Р. Языч­ник и хри­сти­а­нин в смут­ное время. Пер. с англ. СПб., 2003. С. 182.

4 Пере­писка Поиния с Тра­я­ном. Письмо 96. В кн.: Письма Плиния млад­шего. М. 1984. С. 205.

5 Шмеман А., прот. Литур­гия и жизнь. М., 2002. С. 40.

6 Мате­риал раз­ме­щен на сайте: http://www.liturgy.ru

7 Вени­а­мин, архи­епи­скоп Ниже­го­род­ский и Арза­мас­ский. Новая Скри­жаль. В 2‑х т. М., 1993. Т. 1. С. 85.

8 Свя­щен­ник Андрей Спи­ри­до­нов. http://www.russia-hc.ru/rus/public/quest/que.si_2.cfni

9 Http://www.p‑blagovest.narod.ru/ Newspaper / N‑5_02‑2. html

10 Мос­ка­лев С. Э. «Наука и рели­гия», 1995. № 8. Мате­риал раз­ме­щен на сайте: http://www.futura.ru

11 Мос­ка­лев С. Э. «Сло­варь фимиа­мов». Мате­риал раз­ме­щен по адресу: http://www.gdv-aura.msk.ru/forum/printpage.php?forum=14&topic=33

12 Мос­ка­лев С. Э. «Наука и рели­гия». 1995, № 8. Мате­риал раз­ме­щен на сайте: http://www.futura.ru

© АНО «Раз­ви­тие духов­но­сти, куль­туры и науки» — 2005 г. © Иеро­мо­нах Сера­фим (Пара­ма­нов) — 2005 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *