Долби вижн что это
«Не звуком единым»: Как Dolby Vision делает мир ярче
Сохранить и прочитать потом —
Недавно мы рассказывали о технологии Dolby Atmos (более подробно ее мы обсуждали в нашем подкасте), которая дарит новые аудиоощущения при просмотре фильмов. В этой связи стоит рассказать еще об одной технологии, которая является второй составляющей Dolby Cinema — Dolby Vision.
Dolby Vision — это стандарт для видео с широким динамическим диапазоном (HDR). Суть HDR-видео не в высоком разрешении; реалистичность заключается в более точной передаче цветов и контрастности в сравнении со стандартным динамическим диапазоном (SDR). То есть изображение становится ярче, но только в нужных местах.
О том, чем отличается данная технология от HDR-фото вкратце — для получения широкого динамического диапазона на фотографии нужно несколько снимков, сделанных с разными настройками. В ситуации с видео акцент идет на более детальном отображении картинки одновременно в ярких и темных местах.
Что еще есть из HDR-видео
Существуют и другие стандарты, разработанные разными компаниями. В целом их можно разделить на две основные подгруппы: PQ (Perceptual Quantizer) и HLG (Hybrid Log Gamma) — последняя разрабатывается совместно британской BBC и японским телевещателем NHK. Технология Dolby Vision, а также стандарты Prime Single (от Technicolor и Philips) и HDR10 относятся к первой группе — PQ.
HDR10 и Dolby Vision поддерживают технологию электронно-оптической передаточной функции (EOTF), которая была разработана Dolby. Общество инженеров кино и телевидения (SMPTE) стандартизировало технологию PQ под названием ST.2084.
Технология HLG используется для телевещания, так как может объединять SDR и HDR в один канал, а нужный сигнал будет использоваться в зависимости от того, какой приемник стоит у конечного пользователя. Подробнее о других видах HDR и способах их применения мы уже писали в нашем блоге.
Но как соотносится технология Dolby с другими стандартами? В 2016 году в UHD Alliance разработали новый стандарт UHD Premium. Телевизоры, соответствующие этому стандарту, поддерживают 4К-видео, могут давать яркость не менее 1000 нит и т.д. Эта спецификация обуславливает использование разных стандартов, в том числе SMPTE ST.2084 и 2086, но вот какая именно технология будет использоваться — зависит от выбора производителя. Телевизоры, поддерживающие технологию Dolby Vision, должны быть маркированы специальным логотипом. Список конкретных устройств представлен на сайте Dolby на вкладке Products.
Телевизоры
Для того, чтобы увидеть HDR-изображение, нужно устройство, поддерживающее этот формат. SDR-телевизоры ограничены стандартом Rec.709, и изображение на них выглядит бледнее. Дисплеи LCD и OLED могут отражать кинематографический стандарт DCI-P3, который используется HDR10. А вот Dolby Vision поддерживает стандарт Rec.2020, который делает цвет еще более объемным (конечно, это субъективная оценка).
Теоретически дисплей, полностью отвечающий этому стандарту, смог бы воспроизвести полную насыщенность цвета, которая составляет 75% от видимого цветового спектра. Только вот телевизоров, способных полностью передавать такое цветовое пространство, пока нет. И сегодня телевизоры с Dolby Vision, как и с HDR10, поддерживают только примерно 90% широкой цветовой гаммы по стандарту DCI-P3 (что составляет 42% от видимого спектра).
Так какие дисплеи больше подходят для Dolby Vision? Однозначного ответа на этот вопрос нет. У OLED-телевизоров есть одно неоспоримое преимущество — идеальный уровень черного, что помогает добиться желаемой контрастности. На LCD-дисплеях черный выглядит более светлым. Кроме того, на них сложно было получить насыщенный цвет, из-за используемых фильтров, которые просто делали цвет темнее, а не ярче. Но в современных LCD-телевизорах добиться более широкого цветового диапазона (WCG) получилось благодаря «квантовым точкам» (хотя на данный момент это скорее маркетинговое название), поэтому технология Dolby Vision вполне совместима с этими двумя видами дисплеев.
Но другое отличие, которое вполне можно заметить на имеющемся оборудовании, это разница в пиковой яркости. Dolby Vision может использовать яркость до 10000 нит, а устройствам с HDR10 достаточно яркости в 4000 нит. Dolby Vision может подстраиваться под экран любого уровня яркости, но получается, что по характеристикам пиковой яркости и цветового спектра эта технология является более перспективной.
Еще немного о цветопередаче и яркости. На обычных телевизорах для каждого из трех основных цветов доступно 256 оттенков (8 бит). В HDR используется дискретизация 10 бит, что равно 1024 оттенкам для каждого цвета. А глубина цвета изображений Dolby Vision достигает 12 бит, хотя для домашнего просмотра рекомендуется все же 10-битная дискретизация. Именно за счет этого яркие участки начинают выделяться и воспринимаются как более реалистичные.
Контент
Но все же главное отличие этих двух форматов не в том, какие устройства требуются для их передачи. Технология Dolby встраивается на всех этапах от производства контента, до момента воспроизведения на конкретном экране. Во время создания видео-контента над ним отдельно работает режиссер и колорист, чтобы добиться нужных цветов. И сложность с HDR-телевизорами в том, что они могут менять палитру по своему усмотрению (в зависимости от алгоритма). И угадать, какую картинку увидит конечный зритель практически невозможно.
Dolby Vision решает эту проблему так: при создании видеоконтента колористы могут использовать контрольный монитор, разработанный Dolby. Позже, вместе с сигналом на телевизор, поддерживающий данную технологию, передаются метаданные, которые подсказывают телевизору, какой должна быть картинка.
Подходящего контента, к сожалению, пока не так много, но как мы уже говорили, в основе Dolby Vision и HDR10 лежит один стандарт ST.2084. Поэтому производители контента могут сначала создавать видео в HDR10, а потом добавлять динамические метаданные для Dolby Visio.
О том, как технологии Dolby повлияли на «Звездные войны: Пробуждение силы»:
Но совсем необязательно дожидаться выхода новых картин. Многие фильмы, снятые за последние 10 лет, обладали гораздо более широким динамическим диапазоном в сравнении с тем, что были способны отображать телевизоры. Поэтому даже старые фильмы на новых устройствах могут «заиграть новыми красками».
Многие стриминговые студии уже поддерживают Dolby Vision, например, Amazon Prime Videо, Netflix и Vudu. А в 2017 году будет выпущен UHD Blu-ray-плеер с поддержкой технологии Dolby Cinema.
Dolby Vision в iPhone 12 — это новая эпоха? Разбор
Вы заметили? Все протестировали новые iPhone, повертели новый угловатый корпус, сравнили фотографии. И как-то очень мало времени уделили тому, что iPhone умеет снимать видео в самом продвинутом на Земле HDR формате — Dolby Vision.
А между тем, это не какой-то очередной маркетинговый буллшит, типа 3D-видео. Наоборот, появление Dolby Vision в массовом потребительском устройстве — это огромное событие в мире видеопроизводства и видеовещания.
Поэтому сегодня предлагаю поговорить о том, что такое HDR-видео? Чем крут Dolby Vision? Почему Apple снова поступили не как все?
И как новые iPhone изменят, то как будет выглядеть кино. Настоящий HDR лучше один раз увидеть, но мы будем о нём говорить. Поэтому сегодня всё будет, как вы любите: ничего не понятно, но очень интересно.
99% видео, которые мы смотрим, это SDR-контент, то есть видео со стандартным динамическим диапазоном. Но что это за “стандартный” динамический диапазон такой? Откуда появился этот стандарт и почему вообще нужно что-то менять? Вроде смотрю YouTube на смартфоне, кино на телевизоре и всё устраивает. Качество — огонь!
На самом деле, не огонь. SDR чрезвычайно устаревший формат и вот почему.
Цветное телевидение
Всё началось в 1950-х годах, когда в США появились первые цветные телевизоры, а вместе с ним формат цветного телевещания — NTSC. И естественно этот формат создавался с учетом ограничений техники того времени.
Главным ограничивающим фактором были телевизоры. Тогда все телики работали на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ), которая обеспечивает максимальную яркость 100 кд/м2 или по другому 100 нит. А это, совсем не много. Например, яркость тусклого солнышка на закате равна 6 млн. нит.
В общем, естественно, что такого диапазона яркости было недостаточно, чтобы передать все градации света и тени, которые видит человеческий глаз. Поэтому чтобы уместиться в этот очень узкий диапазон яркости до 100 нит, картинку приходилось как бы сплющивать. Света делать темнее, а тени наоборот сильно высветлять. Такая манипуляция, кстати, называется, гамма-коррекцией.
В итоге получалась достаточно плоская картинка, но хотя бы что-то было видно.
И, казалось бы, с тех пор прошла уже куча лет и технологии дисплеев сильно продвинулись. Например, пиковая яркость экрана iPhone 12 — 1200 нит. Что в 12 раз больше чем у старых ЭЛТ. Но мы до сих пор смотрим сплющенное по яркости видео, рассчитанное под экраны того времени. Почему так? Снова виновато телевидение, а точнее телевидение высокой четкости.
HDTV и BT.709
После появления цветного телевещания, следующим этапом развития стало HDTV. Этот стандарт придумали в 1990 году. Именно тогда и появились разрешения 720p и 1080p. Представляете, ребята в 90-м уже придумали Full HD!
И это не всё, тогда же закрепилось соотношение сторон 16:9, в котором мы до сих пор снимаем. Да-да, мы такие ретрограды.
И самое главное для нас. Именно в рамках стандарта HDTV было утверждено цветовое пространство Rec.709 или BT.709. Что это такое?
Вы наверняка не раз видели вот такую цветную диаграмму. Она называется CIE 1931, всё потому что в 1931 году её и придумали. На ней изображены все оттенки цвета, которые в принципе может увидеть человеческий глаз.
Математическая диаграмма CIE 1931, описывающая RGB
А вот этот треугольник означает цветовой охват пространства Rec.709.
То есть из всей той палитры, которую может увидеть человеческий глаз в Rec.709 будет отображаться только вот этот маленький кусочек.
А это всего 36% от видимых глазом цветов, поэтому видео в цветовом пространстве Rec.709 будет очень блеклым. А теперь, барабанная дробь, всё SDR видео закодировано именно в Rec.709. Но подождите! В сети полно видосов, и все они достаточно цветастые, часто даже чересчур.
Всё верно. Производители современных гаджетов знают о проблеме, и всегда подкрашивают тусклую картинку, поэтому цвета выглядят насыщенными, но насколько они естественные уж очень зависит от каждого конкретного гаджета.
Кстати, цветовое пространство sRGB основано на Rec.709 и полностью совпадает с ним по цветовому охвату. Поэтому, если на вашей модели телефона есть возможность перевести дисплей в sRGB, то вы можете сами убедиться насколько тусклой получается картинка.
Но самое обидное, что Rec.709 по цветовому охвату — это всего лишь 72% охвата древнего NTSC.
Поэтому переход на HDTV с одной стороны, подарил миру видео высокой четкости, с другой — лишил его нормальной яркой цветопередачи. А интернет добил проблему цвета окончательно.
HDTV и глубина цвета
Цифровое телевидение и видеостриминг закрепили другую особенность SDR видео: глубину цвета равную 8 битам.
8 бит означает, что на каждый канал цвета в видео: красного, зеленого и синего, выделяется всего 256 значений (считается как 2 в 8-й степени).
Это немного. Поэтому при просмотре видео, мы часто можем заметить такие ступенчатые переходы на плавных цветных градиентах, например, на небе или просто на студийном фоне за спиной у какого-нибудь YouTube-блогера.
Это некрасиво, поэтому все современные видеокодеки маскируют такие переходы, сглаживая их. Из-за этого частично теряется детализация.
Именно поэтому появление Dolby Vision в iPhone 12 — фактически говорит нам, что время перехода на HDR настало. Потому что впервые, все эти четыре вещи совпали в одном устройстве. Но чтобы вы оценили масштабность события, давайте поговорим чем вообще отличается HDR от SDR и что это за чудо стандарт Dolby Vision?
Что такое HDR?
Но вы заметили, что я сказал, “как минимум”?
Такой набор характеристик позволяет достичь практически в 8,5 раз больше объема цвета по сравнению с SDR контентом.
Это как, если бы у вас была в 8,5 раз больше квартира. Вот на сколько там больше цвета!
И что? В iPhone всё так? Получается, сняв видео на iPhone мы как будто прозреем? И впервые увидим цветной мир?
Нет, всё совсем не так сладко. И всему виной война стандартов HDR и современные дисплеи. А значит поговорим и о том и о другом.
Стандарты HDR
Итак, самая простая разновидность HDR — это HLG. Этот формат придумали британские и японские телегиганты BBC и NHK. А главное, его специально изобрели, чтобы безболезненно перейти с SDR телевещания на HDR.
В его основе лежит очень хитрая гамма-кривая, которая на 50% повторяет гамма-кривую SDR. Поэтому когда смотришь HLG на SDR телевизоре, как минимум половина диапазона яркости воспроизводится корректно, вторая половина более или менее, а всё, что телевизор показать не может просто обрезается и погоды это особо не делает.
В общем-то, HLG расшифровывается — гибридная лог гамма или Hybrid Log Gamma.
HLG поддерживает до 1000 нит яркости и 10-битный цвет. И в целом, это классный формат.
Его создавали для телевидения, поэтому он поддерживается многими производителями телевизоров и приставок. И, барабанная дробь, YouTube! Поэтому все HDR-ролики, которые вы видите на YouTube — это HLG. Даже если это официальный демо-ролик Dolby Vision.
И, кстати, мы снимаем все ролики в HLG, но пока что мастерим в Rec.709, по старой традиции.
Тем не менее, несмотря на все плюсы HLG, его нельзя назвать полноценным HDR-форматом. Всё потому, что он не содержит метаданных!
Что еще за метаданные такие?
Метаданные
Мы же с вами помним, что для полноценного HDR-экспириенса нам нужно не только 10 бит цвета, но и высокая яркость.
Поэтому “тру HDR” видео еще содержит дополнительные данные, в которых указывается яркость контента в нитах! Это и есть метаданные, и они бывают двух видов.
Первый вид — статические. По сути, это просто настройки яркости и контраста всего видео целиком. При помощи таких метаданных ты можешь указать максимальную и минимально возможную яркость для конкретного фильма.
А бывают динамические метаданные. Они содержат в себе настройки каждого пикселя для каждого кадра фильма (и если прикинуть 4K 60 FPS — это данные о яркости 8.3 млн пикселей в каждом кадре, то есть 490 000 000 за одну секунду видео.
Поэтому в таком видео мы можем добиться куда более драматичного и реалистичного изображения.
Более того, эти метаданные содержат информацию на каком дисплее и с какими настройками «мастерился» контент. А значит ваш дисплей может взять эти настройки и адаптировать изображение так, чтобы вы получили максимально приближенную к задумке автора картинку. То есть вы увидите кино также как его видел Кристофер Нолан у себя там в Голливуде.
3 основных формата
Метаданные поддерживаются тремя основными форматами HDR.
HDR10
Во-первых, HDR10. Это такой базовый HDR-формат. Его максимум — это 4000 нит яркости и 10 бит цвета и он поддерживает только статические метаданные. Но у него есть огромное преимущество — он бесплатный! Поэтому вообще все телевизоры, что поддерживают HDR — поддерживают HDR10.
HRD10+
Второй формат, это HDR10+. По сути, это надстройка над HDR10: всё тоже самое, но с динамическими метаданными. Стандарт был разработан Samsung и Panasonic и активно ими продвигается. А значит он есть как минимум в телевизорах Samsung и Panasonic, но его например нет в телевизорах LG. И, кстати, формат тоже открытый и бесплатный.
Dolby Vision
Ну и король всех HDR — это Dolby Vision. Он разработан компанией Dolby специально для кино. Помимо поддержки 12 бит, яркости до 10000 нит и динамических метаданных, у него есть такие плюшки как специальные адаптированные форматы для кинотеатров, для Blu-Ray дисков и стриминговых платформ.
И вообще у Dolby самый серьёзный подход. К примеру, они делают свои проекторы. Поэтому если вы захотите увидеть HDR в кинотеатре — это будет Dolby Vision, иного не дано.
Также они сотрудничают с крупнейшими киностудиями, поэтому большие фильмы, в первую очередь, мастерятся в Dolby Vision.
А все ТВ, поддерживающие Dolby Vision, проходят серьезную сертификацию, поэтому и качество изображения на них лучшее. При этом есть поддержка телевизоров от компаний Sony, LG, TCL. Также он работает на Apple TV 4K, Chromecast Ultra, в новых Xbox Series X. И, главное, Netflix — снимает и стримит фильмы и сериалы в Dolby Vision.
Но у такой роскоши есть свой недостаток — формат платный. А поэтому, несмотря на все преимущества и достаточно широкую поддержку, действительно единым стандартом ему не стать. Но iPhone научился снимать в Dolby Vision и он обязательно должен стать популярнее, скажете вы! Ведь у него столько преимуществ…
Ну как вам сказать… Преимущества, конечно, есть. Но, во-первых, кому они нужны?
Ограничения Dolby Vision
Дело в том, что преимущества в глубине цвета — 12 бит и пиковой яркости — 10 тысяч нит, на данный момент ничего не дают.
Во-первых, сейчас нет телевизоров, которые поддерживают 12 бит. И вряд ли они скоро появятся, потому что 10 и 12 бит для человеческого глаза неразличимы. А значит и заморачиваться нет смысла.
Во-вторых, весь HDR контент мастерится под 1000 нит, так как пиковая яркость современных телевизоров и смартфонов, хоть иногда и превышает 1000 нит, но только для небольших участках изображения, и на непродолжительное время.
И, самое главное. Dolby Vision не может стать единым стандартом, потому как вариаций самого Dolby Vision достаточно много.
Уже было три версии: для кинотеатров, Blu-Ray дисков и стриминга. А с появлением iPhone 12 появился еще один Dolby Vision для iPhone.
Что? В iPhone какой-то особенный Dolby Vision?
Да! Все предыдущие форматы Dolby Vision были основаны на том же стандарте, что и HDR10 — ST.2084.
А формат Dolby Vision для iPhone основан на HLG или, так называемом, Profile 8.4.
Поэтому с HDR видео снятым на iPhone пока есть сложности. Оно не воспроизводится даже на сертифицированных Dolby телевизорах. И даже на Mac.
Разве, что на iPhone c ХDR дисплеями и разница действительно ощущается, ее сложно показать на видео, надо вживую, также можно смотреть и на Apple TV 4K из галереи и по Airplay.
Естественно, это исправят. Apple добавит поддержку на все девайсы и в фирменный софт типа Final Cut.
Телики и соцсети типа Instagram тоже подтянутся. Но это вряд ли сильно поспособствует продвижению формата. Потому как он всё равно будет только для iPhone.
Видеомейкерам формат тоже не подойдёт. Куда удобнее просто снимать в HLG и быть уверенным, что это видео будет корректно работать на всех девайсах. Но, это всё мелочи. Я хочу сказать другое.
iPhone — это первое устройство которое с легкостью позволяет производить и просматривать HDR-контент на потребительском уровне. И если раньше HDR — это был удел голливудских студий и крупных телеканалов. И посмотреть такой контент можно было разве что на дорогом домашнем кинотеатре с Blu-Ray диска. Теперь же Apple дает возможность увидеть это совершенно новое измерение в видео миллионам людей, не прикладывая вообще никаких усилий.
А значит эпоха SDR медленно, но верно подходит к концу. И вскоре мы с вами привыкнем к HDR-видео и будет воспринимать SDR как VHS кассеты сейчас — с приятной ностальгией.
Всё, что вам необходимо знать о Dolby Vision в деталях
Сохранить и прочитать потом —
Компания Dolby играла ключевую роль в разработке технологии HDR для коммерческих и домашних кинотеатров. Для простого зрителя ее самым серьезным вкладом стал усовершенствованный формат HDR – Dolby Vision.
Технология Dolby Vision обещает усилить впечатления зрителей за счет оптимизации воспроизведения HDR-картинки на телевизоре. Она также обеспечивает создателям больший контроль над тем, как их программа будет выглядеть на экране.
До выставки CES 2017 считалось, что все Dolby-Vision-совместимые устройства (дисплеи и Ultra-HD-Blu-ray-проигрыватели) должны оснащаться специальным чипом. Но оказалось, что на аппараты с достаточно мощными процессорами поддержку Dolby Vision можно загрузить с обновлением прошивки.
Стандарт HDR10 для производителей бесплатен, тогда как Dolby Vision требует покупки лицензии. Что же может предложить эта технология, чтобы заставить производителей техники и потребителей расстаться с деньгами? Не так уж мало.
Что такое Dolby Vision?
Главное преимущество Dolby Vision HDR перед HDR10 – в добавлении динамических метаданных к базовым данным HDR-изображения. Они содержат инструкции к каждому кадру, которые дисплей использует для максимально точного воссоздания контента. Dolby-Vision-совместимый ТВ воспроизводит видеоинформацию, получаемую от источника, с поправкой на собственные параметры яркости, контрастности и цветовой палитры.
HDR-телевизор в случае HDR10 получает только статические метаданные в виде базовых настроек, применяемых ко всему фильму или телепередаче. У него нет информации о том, как воспроизводить тот или иной эпизод или сцену. Кроме того, HDR10 не обеспечивает оптимизацию изображения с учетом параметров экрана.
Dolby Vision создан на основе той же базовой технологии, что и HDR10, что позволяет производителям контента выполнять мастеринг в обоих форматах. Поэтому с Dolby-Vision-совместимого Ultra-HD-Blu-ray-диска будет считываться сигнал в формате HDR10 для телевизоров, которые поддерживают только его.
Производители контента в Dolby Vision могут записывать на диск один или два «слоя» данных: один из них содержит HDR-сигнал, а второй – со стандартным динамическим диапазоном (SDR). Это расширяет возможности использования Dolby Vision создателями контента и вещательными станциями.
Поскольку метаданные Dolby Vision встроены в видеосигнал, его можно передавать через более «старые» HDR-разъемы вплоть до версии 1.4b. Формату HDR10, хотя он и использует статические метаданные, требуется порт HDMI 2.0a.
Формат Dolby Vision больше ориентирован на расширение технических возможностей HDR. Минимальные требования для мастеринга в Dolby Vision включают использование референсных мониторов с контрастностью 200 000:1, пиковой яркостью 1000 нит, диапазоном цветовой палитры, «близким к стандарту Rec 2020», и поддержкой HDR-формата SMPTE ST-2084.
Компания Dolby также разработала референсный монитор Pulsar с контрастностью 800 000:1, пиковой яркостью 4000 нит и цветовым диапазоном P3, присущим цифровым кинотеатрам.
Размах творческих устремлений компании и рост яркости бытовых ТВ (модели Samsung 2017 года обещают до 2000 нит) позволяют рассматривать монитор Dolby Pulsar как образец будущих HDR-экранов.
Будет ли изображение в Dolby Vision лучше?
Хотя наш опыт просмотра Dolby Vision ограничен горсткой клипов с Netflix и Amazon на телевизорах LG, он дает основания надеяться на высокое качество.
При сравнении Dolby Vision и HDR10 первый продемонстрировал более точные градации оттенков у ярко освещенных объектов, более сбалансированные и естественные цвета на всем диапазоне, более эффективное управление контрастностью, а также повышенную детальность – следствие улучшений в управлении цветами и светом. Мы проведем более тщательное сравнение в конце года, когда соответствующих устройств станет больше.
На чем смотреть Dolby Vision?
Многие ЖК- и OLED-телевизоры LG 2016 года и все OLED-модели компании 2017 года поддерживают этот формат, равно как и 4K-Blu-ray-проигрыватель LG UP970.
Loewe объявила о скором выходе первого OLED-ТВ с поддержкой Dolby Vision; в Ultra-HD-Blu-ray-проигрыватель Oppo UDP-203 она будет добавлена с обновлением прошивки. Sony пообещала поддержку Dolby Vision в High-End-телевизорах 2017 года, включая OLED-серию A1, а также в прошлогодней ЖК-линейке ZD9.
Контент в Dolby Vision доступен и на Google Chromecast Ultra. В США компании Vizio, Hisense, LeEco, американское отделение Philips и TCL выпустили Dolby-Vision-совместимые ТВ либо подготовили их к производству. Philips также предлагает в этом году Ultra-HD-Blu-ray-проигрыватель с Dolby Vision.
Два крупнейших производителя, Samsung и Panasonic, не планируют поддержку Dolby Vision. Возможно, это связано с расходами на лицензию (хотя Dolby Vision используют и производители бюджетных ТВ).
Обе компании заявили, что полагаются на собственные процессоры обработки видеосигнала и возможности оборудования. Однако этот подход не учитывает, что Dolby Vision позволяет создателям контента определять, как должны смотреться их творения.
Samsung и Panasonic действительно удалось добиться впечатляющих результатов в формате HDR10, и любопытно сравнить на их моделях контент в Dolby Vision с контентом в HDR10.
Samsung также предлагает собственную технологию использования динамических метаданных HDR10 Plus без лицензионных отчислений.
Какой контент уже доступен?
На рынке пока нет Ultra-HD-Blu-ray-дисков в Dolby Vision, но Lionsgate, Sony, Universal и Warner пообещали первые релизы уже в этом году.
Стриминг в формате Dolby Vision HDR в Великобритании поддерживают Netflix и Amazon Prime Video, в США к ним добавился VUDU. Выходящая вскоре игра Mass Effect: Андромеда также обещает поддержку Dolby Vision и совершенно новый уровень погружения в действие.
Технология Dolby Vision может использоваться и в эфирных трансляциях, но пока о планах ее поддержки не слышно. Лидирующие позиции в этом сегменте занимает формат HLG.
А как насчет смартфонов?
На февральской выставке Mobile World Congress в Барселоне LG представила модель G6 – первый смартфон с поддержкой Dolby Vision и отраслевого стандарта HDR10. G6 оснащен 5,7-дюймовым дисплеем FullVision. Тестируя G6, мы обнаружили, что картинка очень четкая и чистая, однако к просмотру фильма на экране с закругленными краями нужно привыкнуть.
Сервисы Netflix и Amazon Prime объявили на MWC о планах трансляции контента в Dolby Vision на смартфоны. По логике вещей, они будут предлагать свои самые популярные передачи – такие как «Очень странные дела» и The Grand Tour. Скоро на G6 можно будет смотреть множество телепередач и фильмов в формате HDR.
Других смартфонов с поддержкой Dolby Vision пока не анонсировано, но LG и Dolby подчеркивают, что G6 был только первой ласточкой, так что можно рассчитывать на продолжение.
Будущее Dolby Vision
Компания Dolby прилагает массу усилий, подчеркивая, что речь не идет о войне форматов и что ее технология – не конкурент HDR10, а ее дополнение.
В сущности, Dolby Vision – это поток информации поверх базового HDR10, и легко поверить, что весь контент в формате Dolby Vision будет воспроизводиться на устройствах, поддерживающих только HDR10.
Однако создатели контента не обязаны непременно поддерживать обе версии. Стриминговая платформа VUDU из США изначально не поддерживала HDR10, в отличие от Dolby Vision, также как и первые совместимые ТВ Vizio. В обоих случаях поддержка HDR10 была добавлена, и сегодня нет платформ с Dolby Vision без поддержки обоих форматов. Структура возможностей HDR на данный момент выглядит довольно запутанной, особенно если вспомнить про HLG – стандарт для трансляции телепередач в высоком разрешении – и недавно анонсированный Advanced HDR от Technicolor.
С развитием форматов и стандартов все станет еще сложнее. Но мы всегда поможем вам разобраться со всеми устрашающими новыми названиями.
Подготовлено по материалам «What Hi-Fi?», октябрь 2017 г.