Для чего описывают бизнес процессы

Описание бизнес-процессов

Моя команда специализируется на разработке франчайзинговых программ. Важной частью упаковки франшизы является разработка правил и стандартов ведения бизнеса компании. Эти правила обычно описываются в форме методического материала, который называют кто во что горазд: бизнес-бук, гайд, руководство партнера и так далее. Методичка эта обычно включает описание бизнес-процессов.

В работе с процессами очень важна лаконичность, краткость, понятность. Улучшать описательную часть можно сколь угодно долго, стремиться к идеалу можно бесконечно, но если описание понятно:

собственнику, который заинтересован, чтобы процесс корректно работал.

и исполнителю, который с этим процессом будет работать, значит ваш бизнес-процесс описан идеально.

Если у вас мелкий бизнес, где все на виду и вы в оперативном режиме управляете всем, что происходит в компании, возможно, вам не нужно описывать процессы. Не стоит описывать процессы если вы хотите сделать это для галочки, чтобы где-то на полке лежала красивая книга с какими-то умными схемами.

Обычно выделяют 4 вида процессов:

Оформим описание в виде официального документа на официальном бланке. В шапке укажем:

Шапку оформили, теперь опишем саму суть процесса. Существует несколько способов для описания процессов. Рассмотрим их от простого к сложному, выбирайте тот, который вам больше подходит. Какой бы способ вы ни выбрали, руководствуйтесь принципом 5W+H, чтобы было понятно:

Источник

Бизнес-процессы: зачем нужны и как описать?

Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть фото Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть картинку Для чего описывают бизнес процессы. Картинка про Для чего описывают бизнес процессы. Фото Для чего описывают бизнес процессы

Правильный подход заключается в разработке отдельных простых процессов с последующим их объединением, а не в построении единого громоздкого процесса.

Современная компания ― это сложная структура со множеством процессов и задач. Чем больше бизнес, тем больше процессов в нем происходит. Если их не наладить и не систематизировать, вы рискуете утонуть в хаосе, безответственности и форс-мажорах.

Когда вы прописываете организационную структуру, то назначаете должности и центры ответственности, распределяете обязанности и ожидаемые результаты работы. Но люди на этих должностях работают не изолированно от команды и выполняют работу, состоящую из многих этапов. Бизнес-процессы позволяют эти этапы описать, систематизировать и наладить командную работу.

Что такое бизнес-процессы и зачем они нужны

Бизнес-процесс ― это прописанная графически схема продвижения задач по разным этапам, взаимодействии отделов и людей.

Описанный бизнес-процесс ― это регламентированный порядок действий. Без описания БП не существует, потому что в таком случае одни и те же действия можно выполнять по-разному, в разном порядке и с разным результатом.

Важно учитывать влияние человеческого фактора. При описании однозначно будут упущения и упрощения. Поэтому БП становится общей канвой, а не «военным уставом», которому надо жестко следовать без права корректировок.

Бизнес-процессы нужны, чтобы:

Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть фото Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть картинку Для чего описывают бизнес процессы. Картинка про Для чего описывают бизнес процессы. Фото Для чего описывают бизнес процессы

У каждого бизнес-процесса есть:

Базовые бизнес-процессы для каждой компании

Независимо от сферы бизнеса, выделяют 6 видов процессов:

Основные процессы. Это процессы производства товаров и услуг для потребителей, которые являются основным объектом предприятия и обеспечивают доход.

Сопутствующие процессы. Это процессы, направленные на производство товаров и услуг, которые сопутствуют производству основного продукта. Они также обеспечивают доход.

Вспомогательные процессы. Это процессы, которые обеспечивают компанию необходимыми ресурсами. Вспомогательные процессы позволяют работать основным процессам и поддерживают их специфические черты.

Обеспечивающие процессы. Это процессы, необходимые для функционирования всех остальных бизнес-процессов и сохранение их универсальных черт. Например, процессы финансового, кадрового, технического обеспечения и т.д.

Процессы управления. Это процессы, связанные с управлением ходом основного процесса, его результатами и организацией. Это стратегическое, операционное и текущее планирование, управленческое воздействие.

Процессы развития. Это процессы, направленные на улучшение продукта, технологий, модификацию оборудования.

Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть фото Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть картинку Для чего описывают бизнес процессы. Картинка про Для чего описывают бизнес процессы. Фото Для чего описывают бизнес процессы

Как описать бизнес-процессы

Чтобы описать процесс, сначала его нужно выделить ― определить условия начала и завершения. Установить границы крайне важно для управления ним. Далее в процессе определяется цепочка действий: что нужно сделать шаг за шагом.

Бизнес-процессы всегда описывают графически. Для себя вы можете сделать это в любом удобном виде. Но если этот документ будут читать другие люди (руководители, сотрудники, разработчики), выбирайте графику.

В графическом виде информацию легче воспринимать, так виден сразу весь цикл с детализацией. Читать «полотна текстов» будет просто неудобно.

Описывают бизнес-процессы по следующему алгоритму:

1. Собирают рабочую группу из сотрудников участников процесса.

2. Собирают начальную информацию, необходимую для запуска процесса.

3. Сводят в единый список все используемые системы: CRM, электронная почта, таблицы, документы, сервисы и ПО. Важно зафиксировать все, что используется в работе.

4. Описывают ожидаемый результат процесса.

5. Прописывают последовательность действий процесса.

6. Выделяют условия. В зависимости от исходных данных и промежуточных данных могут меняться следующие действия.

7. Описывают всю информацию в графическом виде с помощью специальных программ (Drow.io, IDEF3, BPMN 2.0 и т.д.). Важно соблюдать при этом общепринятые нотации.

Бизнес-процесс и выполнение человеком своих должностных обязанностей ― это не одно и то же. БП соответствует ряду критериев:

Законченность. У бизнес-процесса всегда есть конечное действие. Бизнес-процесс описывает, что нужно сделать, и какой будет результат.

Лаконичность. Бизнес-процесс должен быть достаточно подробным, чтобы описать все необходимые этапы и инструменты, но быть кратким для простоты понимания.

Соответствовать общепринятым стандартам. В мире уже созданы правила и требования к описанию бизнес-процессов. Они учитывают все факторы и позволяют сделать график максимально практичным. Кроме того, эти стандарты известны в бизнес-кругах и будут понятны всем участникам процесса, даже новичкам.

Учитывать всех участников. Указывать их нужно прямо в теле бизнес-процесса без сносок и нумераций.

Быть понятным потребителю. Бизнес-процесс описывают в первую очередь для его участников. Поэтому тот, кто будет читать его, должен быстро и без уточнений понять описание.

Что надо сделать еще на этапе стартапа для формализации БП?

Предоставить сотрудникам возможность управлять процессами. Громоздких и слишком сложных процессов можно избежать, если позволить сотрудникам самим находить пути упрощения и подходы, которые им будут удобны.

Сделать обмен знаниями приоритетным. Рабочие процессы должны быть известны и понятны сотрудникам. Нельзя процессы привязывать к отдельным лицам.

Видеть и описывать процессы. Не имеет значения, компания в 300 человек или 3, процессы всегда должны быть разграничены и управляемы. В компании свыше 20 человек существует минимум 500 бизнес-процессов, поэтому если вы не опишите их с самого начала, в дальнейшем сложно разобраться с тем, как компания вообще работает.

Оптимизация бизнес-процессов

Цель оптимизации БП ― ускорить достижение результата и устранить выявленные проблемы. Это может быть изменение технологий, рабочих систем, сокращение уровней управления, простоев, неиспользуемых мощностей, лишних этапов, ошибок в передаче информации.

Чтобы разработать наиболее эффективные мероприятия по оптимизации, следует учитывать параметры влияния:

Логистические ― количество этапов процесса, последовательность событий, организационное взаимодействие.

Экономические ― затраты, загрузка мощностей, уровень запасов, гибкость процесса, доля создания стоимости.

Временные ― время прохождения заказа, доля вспомогательного времени, доля времени на переналадку.

Пространственные ― возможность размещения рабочих мест, систематизации рабочих мест, сокращение транспортных путей, порядок размещения рабочих систем.

Персональные ― объемы работы, потребность в персонале, гибкое рабочее место, достаточная квалификация сотрудников и ее повышение.

Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть фото Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть картинку Для чего описывают бизнес процессы. Картинка про Для чего описывают бизнес процессы. Фото Для чего описывают бизнес процессы

Способы оптимизации БП

Исключение. Это сокращение количества уровней процесса, устранение причин помех, сокращение транспортных путей и т.д.

Упрощение. Это снижение сложности прохождения заказа, организации работы и разделение работ.

Стандартизация программ, технологий, методов, продуктов и т.д.

Ускорение. Инжиниринга, проектирования образцов, автоматизация.

Изменение необходимых материалов, технологий, подходов в работе, рабочих систем и прочего.

Обеспечение взаимодействия структурных единиц, систем, сотрудников.

Выделение и включение необходимых процессов, комплектующих.

Образец оптимизированных бизнес-процессов ― МакДональдс. Система практически идеальна. Они произвели революцию в организации бизнес-процессов также, как Генри Форд, когда придумал конвейер. В МакДональдс продумана каждая мелочь на всех уровнях: от поставок и подготовки ингредиентов до обслуживания и способа наполнения стаканчика Макфлури.

Порядок действий каждого сотрудника четко определен, описан, заучен самим сотрудником и проверен его менеджером.

Как же они организовали реактивно быстрое обслуживание?

Чтобы повторить успех МакДональдс в оптимизации процессов, следуйте их правилам:

— Выделите фокус-группу самых замотивированных сотрудников, которые будут заниматься настройкой и моделированием процессов, а от основных обязанностей будут освобождены.

— Создайте конвейер. Каждый сотрудник отвечает за одну часть работы.

— Тестируйте процесс, пробуйте разные варианты и не останавливайтесь на первом же «нормальном».

Автоматизация бизнес-процессов

Gartner назвала гиперавтоматизацию одной из главных стратегических технологических тенденций 2020 года. Гиперавтоматизация ― это применение передовых технологий, включая ИИ и машинное обучение, для автоматизации процессов и развития людей. В Gartner считают, что объединение платформ автоматизации с решениями для интеллектуального анализа процессов может снизить эксплуатационные расходы на 30%.

Важно понимать, как работают критично важные для бизнеса процессы. Ведь автоматизация плохого процесса только ухудшает ситуацию, приводит к появлению узких мест и задержек.

Автоматизация бизнес-процессов решает сразу несколько задач:

Главные правила автоматизации бизнес-процессов:

Для автоматизации бизнес-процессов подходят инструменты любой сложности: от гугл-таблиц до сложного программного обеспечения. Выбор зависит от того, насколько сложный процесс и какой формат удобен для участников процесса.

Одна из тенденций автоматизации ― использование low-code платформ, которые практически не требуют написания программного кода. Их преимущество в гибкости и возможности внесения изменений «на ходу». С такими платформами руководителям и аналитикам проще снизить риски и решать актуальные проблемы сразу же при их появлении.

Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть фото Для чего описывают бизнес процессы. Смотреть картинку Для чего описывают бизнес процессы. Картинка про Для чего описывают бизнес процессы. Фото Для чего описывают бизнес процессы

Основные требования к системе автоматизации:

Из самых распространенных сегодня систем управления проектами и процессами: Trello, Jira, Asana. В них можно ставить задачи и распределять их между сотрудниками.

Часто для разных типов процессов используют разные системы автоматизации. Например, CRM (AmoCRM, Terrasoft, Bitrix24), HR-процессы (BambooHR, Hurma), Бухгалтерия (1C, Delovod).

ERP-системы позволяют комплексно автоматизировать все процессы в компании. Самая популярная среди них SAP. Настраивается она долго, но в работе гибкая и удобная. SAP используют даже государственные предприятия, в которых бизнес-процессов однозначно больше, чем в малом и среднем бизнесе.

Польза настроенных бизнес-процессов

Для бизнеса:

Для команды:

Для собственника:

Описывайте и оптимизируйте бизнес-процессы, чтобы сделать работу проще и эффективней. Но следите за тем, чтобы не слишком углубляться в детали ― излишняя внимательность к мелочам приведет к бюрократизации компании, а это станет новой проблемой.

Источник

Описание бизнес процессов. Использовать осторожно

Сегодня общим местом стал тот факт что бизнес-процессный подход к организации работы считается современным, инновационным решением, которое в случае внедрения помогает повысить качество работы и увеличить прибыль предприятия. О бизнес-процессах и системах работы с ними (BPMN, BPMS) я также уже писал и не один раз. Например, в статье «Что такое Бизнес процесс» я описываю основные понятия, особенности и преимущества этого подхода. А сейчас я решил поговорить о недостатках внедрения процессного подхода, о том, какой негативный эффект ждет компанию и ее сотрудников в случае реализации этого подхода.

Казалось бы, для работы был нанят специалист — бизнес-консультант, или бизнес аналитик, он знает свое дело. Можно расслабиться, специалисты все сделают «как надо». Но на самом деле все не так просто как может показаться на первый взгляд. А в случае ошибочных решений проблемы ждут именно клиента и его сотрудников.

Перед прочтением данной статьи настоятельно рекомендую ознакомиться с моими предыдущими публикациями по данной теме:

Конечно, можно попытаться описать работу компании текстом, даже алгоритмизация, т.е. по сути, описание процессов также может быть реализована в текстовом виде. Например, некоторые специалисты предпочитают именно такой подход к работе. И это их право.
Но называть нотацией текстовый перечень действий сотрудников для решения разных типов задач – недопустимо. Описание (нотации) бизнес-процессов подчиняются определенным правилам, имеют, как любой язык, собственный «синтаксис» и «словарный запас». Но если, например, в языках программирования «правила» и «слова» являются набором текстовых команд, то в BPM нотациях – это, в первую очередь, графика.

Почему это так важно? Помимо сложившихся и устоявшихся правил, существует также логическое пояснение. Графическая картина проще воспринимается в целом. А ведь только после того, как мы увидели и сумели понять общую картину, можно говорить о том, что мы описали бизнес-процессы. Ситуация, которая изображена на картине, начинает существовать только после того, как мы ее нарисовали. Такова суть, в том числе, при описании бизнес-процессов.

А потому я предлагаю договориться:

Если я говорю об описании бизнес-процессов, речь идет о бизнес-процессах, описанных в графическом виде в одной из нотаций.

Но вернемся к основной теме статьи, и давайте попробуем разобраться, какие существуют минусы использования бизнес-процессов на практике, почему они возникают и к чему могут привести.

Как создается описание бизнес процесса

Чаще всего над созданием описания бизнес процесса работает приглашенный со стороны бизнес-консультант. Этот специалист знает свое дело, и, конечно, перед созданием нотации он изучает работу бизнеса, его особенности. Но необходимо понимать что даже самый лучший приглашенный специалист за то короткое время, которое затрачивается на изучение, не может стать экспертом в сфере деятельности этой компании. Я сразу объясняю это заказчику, для того чтобы снять негатив и непонимание:

Например, меня приглашали для описания бизнес-процессов работы швейного предприятия, но я при этом не имею экспертных знаний в швейном деле, т.е. самостоятельно что-либо сшить я не смогу. Также я работал с туристической компанией, но процесс сопровождения ребенка на отдых в летний лагерь для меня и сейчас является просто «неким процессом», самостоятельно я это никогда не делал. Работал я и с медицинским центром, и здесь также я не могу рассказать, как точно собираются сведения о пациенте для проведения операции, ведь я – не врач.

Немного о терминах используемых в данной статье

Прежде чем продолжить необходимо внести ясность в картину происходящего и роли того человека или группы людей в работе по оптимизации.

Сотрудник — сущность представляющая человека или группу людей которые являются источником информации. Сотрудник компетентен в бизнес процессе, не имеет права принятия решения и обыкновенно не компетентен в моделировании.

Бизнес аналитик — сущность представляющая человека или людей которые моделируют бизнес процесс и могут в отдельных случаях предоставлять рекомендации по улучшению бизнес процесса.В большинстве случаев изначально не компетентен в процессе и не имеют права принятия решения.

Руководитель — сущность представляющая человека или группу людей которые ответственны за принятие решения. Руководитель компетентен в принятии решения, и обыкновенно некомпетентен в бизнес процессе и моделировании.

Нотация/бизнес нотация — язык описания бизнес процессов.

Кто нибудь может меня поправить что один человек может быть как хорошим сотрудник так и хорошим бизнес аналитиком. Я сразу скажу что таких людей не видел, да и сложно представить себе человека который был бы одинаково хорош в двух таких друг от друга дисциплинах как бизнес анализ и все деятельность компании.

Для наглядности я предоставляю вам таблицу (последовательность колонок и строк не имеет значения):

Таблица соотвествия сущностей и компетенций
Сущность/КомпетенцияЗнание процессаБизнес моделированиеПринятие решения
Сотрудник*
Бизнес аналитик*
Руководитель*

Зачем нужен приглашенный бизнес-аналитик?

Бизнес-моделирование необходимо для того, чтобы получить наглядную картину того, как работает бизнес сейчас, т.е. “как есть”. При этом становятся заметны “тонкие места” и сегменты, в которых возможно провести оптимизацию.

Для составления нотации аналитик изучает работу компании, составляет описание бизнес процесса “как есть”. Далее с учетом пожеланий и проблематики, описанной руководством компании (заказчиком) определяет “как должно быть”. И при помощи графических элементов нотации может выявить, где и что реально изменить, чтобы от первого состояния перейти ко второму.

Для составления грамотной нотации необходимы следующие составляющие:

Также важно понимать, что решение о том, какие из предложенных вариантов оптимизации работы будут реализованы на практике, принимает руководитель бизнеса, и от этого итоговый результат зависит не меньше, чем от качества работы бизнес-аналитика.

Примеры

Далее я на примерах покажу, как неправильных исходные данные ведут к неправильным выводам. И почему подобные стремления избавиться от человека часто заканчиваются печально. Первый пример я привел для того чтобы продемонстрировать как это работает.
Второй пример для того чтобы было понятно, что даже масштаб компании может не спасти от проблем.

Пример 1. Автоматизация интернет-магазина

Очень распространенная ситуация – оптимизация работы интернет-магазина.

Изначально на обработке заказов работало несколько человек:

После проведения оптимизации необходимость в операторах исчезла, так как заказ автоматически передается в учетную систему, где также без участия человека создаются все необходимые документы и резервирует товар.

В результате человек, занимающийся отгрузки заказов, может без помощи операторов самостоятельно распечатать документы и подготовить перечень товаров к отправке. Операторы оказываются вообще не нужны.

«На бумаге» все это выглядит идеально. Систему внедряют, операторов увольняют. Складскому работнику добавляют перечень обязанностей (распечатывать документы), и если очень повезет, увеличивают зарплату. Компания экономит средства за счет сокращения нескольких ставок, исключаются ошибки, связанные с человеческим фактором. Все должно работать лучше, чем прежде.

На практике оказывается, что ситуация далеко не столь радужная.

Если ранее количество заказов, поступавших к сборщику на склад, было ограничено скоростью работы людей-операторов, то теперь заказы формируются автоматически, практически мгновенно, и скапливаются «на складе».

Количество заказов, обрабатываемых в день, теперь ограничивается только возможностями складского работника. Человек видит постоянную «очередь заказов». Ее же наблюдает и его начальство, и привычно выражает недовольство.

Даже если нет негатива «сверху», человек и сам видит постоянный «завал», работать приходится больше, чем раньше. Конечно, частично это компенсирует повышение зарплаты. Но все равно из-за повышенной нагрузки копится усталость, в том числе, психологическая. Человек – не машина, он не может идеально работать изо дня в день без перерывов. У каждого человека есть определенный максимум – сколько заказов он способен обработать за смену.

В итоге, складские работники начинают увольняться один за другим. Возникает текучка, приводящая к дополнительным проблемам, задержкам в отправке заказов, ошибкам, связанным с работой неопытных и усталых сотрудников. Вместо ожидаемой оптимизации работы компания несет убытки и репутационные потери.

А все потому, что, увлекшись красивой «упрощенной» нотацией, аналитик и руководитель компании не предусмотрели какие-то механизмы регулирования скорости работы, не учли, насколько возрастает нагрузка, т.е. восприняли сотрудников не как реальных людей, а как абстрактные «бизнес-процессы».

Пример 2. Автоматизация такси

Сегодня очень часто слышны разговоры о том, что в недалеком будущем такси будут работать без водителя. Об этом рассуждают специалисты Uber и Яндекс-такси. В принципе, обе эти компании уже идут по пути автоматизации и отказа от человеческого фактора везде, где удается.

В результате можно прийти к следующей схеме:

С одной стороны, все получается удобно и выгодно. Нет людей – нет случайных ошибок, затрат на создание рабочих мест и заработную плату.

Как видите, при всей внешней выгоде исключение из цепочки человека ведет к непредсказуемым последствиям и требует внедрения каких-то защитных механизмов, в результате внедрения которых (или даже не внедрения) компания несет дополнительные расходы, т.е. результат противоположен тому, который планировался.

Основные причины ошибок и проблем

Необходимо понимать что в процессе создания нотации любой бизнес-консультант старается по возможности упрощать нотацию, «сокращая» этапы и действия, которые с его точки зрения – не слишком важны и могут помешать пониманию картины в целом. Ведь он делает процесс который должен быть понятен потребителю и специалистам. Один из принципов так и звучит «Не следует множить сущее без необходимости»(так называемая Бритва Оккама).

Со стороны компании нотацию изучает руководитель бизнеса. С одной стороны, он много больше знает о своей сфере деятельности, чем приглашенный специалист. С другой, также не является экспертом по работе каждого подразделения и сотрудника. Как руководитель, он видит картину целиком, и также склонен к упрощению. Кроме того необходимо понимать что в бизнесе сейчас большое количество случайных людей, которые попали в бизнес либо случайно либо имеют не профильное образование.

В результате создается упрощенная бизнес-модель, которую создает человек, компетентный в моделировании, но не компетентный в особенностях работы той или иной сферы деятельности. Принимает его работу (бизнес-нотацию) руководитель компании, который не является экспертом в бизнес-моделировании, а потому без внимательного совместного изучения всех деталей не может точно сказать, где упрощения – допустимы, а где – нет. Кроме того, руководитель бизнеса также в большинстве случаев не является экспертом в тех или иных процессах, проходящих в компании. Он может быть прекрасным организатором, но – не врачом. Или знатоком моды и стиля, но – не швеей и т.д.

К сожалению, в процессе работы по оптимизации бизнес-процессов обычно основной целью является не столько улучшение работы (как это должно быть), а в первую очередь – сокращение расходов. Руководство компании, обратившейся к специалисту по оптимизации бизнес-процессов, стремится снизить издержки. А это практически всегда означает – сократить штатную единицу. Обычно это звучит как «Уменьшение человеческого фактора».

Примеров подобных выше можно приводить еще много, все их объединяет несколько важных факторов, которые и приводят к печальным результатам:

Еще один важный фактор, который объединяет описанные выше примеры:

При составлении нотации и внедрении процессного подхода аналитик и руководитель компании не учли, что организация обязательно состоит из людей. Как только из процесса исключаются люди, он перестает быть бизнес-процессом, становится процессом технологическим. А для этого типа процессов существуют собственные правила описания, требования безопасности и т.д. Описывать их как бизнес-процессы недопустимо.

Простое решение проблемы: цените людей

Самый простой и очевидный выход – берегите сотрудников и относитесь к ним гуманно. Определите адекватные нормы работы, не исключайте полностью людей из бизнес-процесса, сократите им число функций, например, пусть они контролируют, проверяют и распечатывают документы или выполняют другие вспомогательные виды работы. Сократите им рабочий день, например, сделайте смены по 6 часов. Люди не будут переутомляться, будут успевать все делать вовремя, процесс будет под контролем.

Конечно, так экономия средств будет меньшей в сравнении с полным отказом от участия в определенных процессах сотрудников. Зато вы гарантированно избежите многих проблем.
При этом снижение нагрузки на сотрудников с высокой вероятностью само по себе принесет вам прибыль. Человек, который не перегружается и успевает хорошо отдыхать, намного лучше работает. Он результативнее, реже совершает ошибки, готов творчески подходить к работе, делать больше и лучше.

Впрочем, это вам подтвердит любой опытный руководитель. Если вынудить человека работать 8 часов подряд без перерывов, то работоспособность его значительно падает. Вынуждать сотрудников работать «на износ» не только негуманно, но и, в большинстве случаев, не выгодно. Люди будут увольняться либо, в определенных случаях, вы будете вынуждены их увольнять, так как они начинают выполнять работу очень плохо, как говорят о таких сотрудниках, «выгорают». Придется тратить время и силы на поиск нового человека, его обучение, и так из раза в раз. Постоянные лояльные компании сотрудники принесут много больше пользы и стоить будут меньше, чем регулярно меняющиеся кадры.

Будьте осторожнее с технологиями

В самом начале статьи я указал на основную ошибку – излишнее доверие к современным технологиям, в число которых входит также и бизнес-моделирование, в сочетании к стремлению упростить все, что только можно, приводит к накоплению ошибок.

Вникайте в детали, особенно, если вы планируете на каком-то участке заменить человека программой. Убедитесь, что это не приведет к потере контроля или естественной регулировки нагрузки смежных подразделений. Не стоит «слепо» доверять современным программным и технологическим решениям просто потому, что мы живем в век массовой автоматизации.

Бизнес моделирование и IT-сфера

В конце я хотел бы сказать несколько слов о том, как бизнес-моделирование и связанные с ним особенности касаются работы IT-специалистов. Я считаю, что как раз IT специалистам эти инструменты могут быть очень полезными. Бизнес-моделирование помогает понять, как работает организация в целом, увидеть общую картину до начала автоматизации.

Подобный анализ помогает предложить и реализовать оптимальные варианты решений для работы различных организаций и отдельных подразделений.

Несмотря на то, что статья посвящена недостаткам бизнес-моделирования, я лично считаю, что применять бизнес-процессы и нотации при оптимизации и автоматизации работы организаций не только можно, но — действительно нужно.

Но при этом важно понимать, что как и любой инструмент, бизнес-моделирование также может работать в обе стороны, и приносить не только пользу, но и вред. Как известно, от того, что ножом можно порезаться, еще ни один человек не выкинул все ножи со своей кухни. Так и здесь, изучайте как можно глубже инструменты, помните о возможных минусах использования нотаций бизнес-процессов, избегайте излишнего упрощения. И не забывайте, что эти нотации описывают работу организации, т.е. в первую очередь, людей, и только потом – их работу с технологиями.

Также я хотел бы отметить, что когда я пишу о недостаточной компетентности бизнес-аналитика или руководителя бизнеса, я не утверждаю, что кто-то из них является низко квалифицированным специалистом. Я говорю о том, что в определенных сферах у них может присутствовать недостаток знаний.

Так, бизнес-аналитик может оказаться недостаточно компетентен в сфере деятельности клиента. И если это совпадает с недостаточной внимательностью руководителя компании к деталям, с нежеланием в сложных или сомнительных случаях проконсультироваться с сотрудниками, отвечающими за то или иное направление деятельности, то это может окончиться описанным выше печальным образом. Причем, как видите из примеров, негативные факторы могут одинаково повлиять и на небольшой бизнес (пример интернет-магазина), так и на крупную компанию (пример крупного сервиса такси). Необходимо понимать что это просто еще один пример разделения труда для большей эффективности в решении задачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *