Для чего причащать детей

Зачем причащать детей?

Для чего причащать детей. Смотреть фото Для чего причащать детей. Смотреть картинку Для чего причащать детей. Картинка про Для чего причащать детей. Фото Для чего причащать детей

Причастие укрепляет здоровье и душу ребенка, а так же защищает его от возможных сглазов. Считается, что частое регулярное причащение ребенка может очистить его от некоторых греховных наследственных наклонностей. Без Святого Причастия душа ребенка лишена сильной защиты. Кстати одна из главных обязанностей крестных родителей-приводить своих крестников в храм ко Причастию.

Итак, как совершается таинство Святого Причастия:

Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. С семи лет дети перед Причастием должны исповедаться.

Перед тем как идти к Чаше дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышам соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.

Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.

И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.

Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия – подойдите к Батюшке и скажите об этом.

Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.

После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику — запить причастие и взять кусочек просфоры.

Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.

Дожидаться конца Службы не обязательно – смотрите по состоянию ребенка.

Детей необходимо причащать ибо сказано: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»(Мф.19:14)

Конечно, мы не можем знать какой путь уготован нашим детям, но Причастие, принимаемое в детстве непременно благотворно отразится на их душах и увидят они Свет Христов.

Источник

Казанский храм г. Раменское; Храм блж. Матроны Московской в Холодово

Зачем нужно причащать младенцев

Думается, не раз замечали, как к концу Литургии в храме становится всё больше и больше маленьких детей. Воздух наполняется движением, звуками и необъяснимым ощущением важности пред стоящего детям Таинства — причащения Святых Христовых Тайн. Вспомните, ещё десять лет назад увидев на богослужении 3-4-х летнего ребёнка, бабушки, ухаживающими за подсвечниками, с умилением говорили: «Какой маленький, а уже в храме». Сейчас мы с Вами живем в удивительное время — время возрождения христианства в России. Сейчас всё больше молодых людей, решив создать семью, проходят через Таинство Венчания, крестят своих детей в младенчестве, приносят их в храмы на Елеопомазывание и Причастие. Если задать вопрос: «Как часто нужно приносить ребёнка в храм и причащать?», думаем, не возникнет споров с ответом: «Как можно чаще!». Но все ли молодые родители понимают, а зачем нужно причащать младенцев? Согласно учению Православной Церкви младенец — это ребёнок до семи лет. В этот период у ребёнка, как правило, ещё не сформировано «осознанное» понятие греха, соответственно, нет и осознанной исповеди. Так зачем же нужно причащать, по сути, не имеющего ещё грехов младенца?

Святитель Феофан Затворник писал, что Святое причастие «живо и действенно соединяет с Господом нового члена Его, через пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает непреступным для тёмных сил». На основании слов святителя попробуем раскрыть два основных положения: первое и главное — через причастие ребёнок соединяется с Богом, второе — получает от Бога защиту.

В современном мире родители много сил и внимания отдают заботе о материальной составляющей жизни ребёнка, он должен быть сыт, здоров, обут и одет, но, к сожалению, часто упускают необходимость становления и развития у младенца духовной жизни. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в Церкви, есть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств». Из всех перечисленных духовных благ доступным для крещёного младенца является причащение Святых Тайн. Ведь ребенок в любом возрасте открыт благодати Божьей, в том числе и в не сознательном. Благодать воспринимается не умом (тут и взрослый ничего не знает), но какими-то неведомыми нам, сокровенными сторонами человеческой души.

Повторим, причастие защищает маленького человека. От чего? Так же, как и у взрослых, душа младенца, не питаемая причащением, постоянно подвергается нападением падших ангелов. И душа младенца чувствует эти нападки и страдает от них. Внешне это может проявляться в том, что ребёнок становится капризным и беспокойным без видимых на то причин. Ребенок не может ещё объяснить, что с ним происходит. Поэтому родители должны уделять особое внимание регулярности причащения.

Обращаем Ваше внимание на ещё один не менее важный аспект в вопросе причащения младенцев.

Мало только принести ребенка в храм и причастить его, необходимо сохранить полученную благодать. Постарайтесь день после причащения провести спокойно, не раздражаясь и не ссорясь. Пусть ребёнок почувствует особое настроение дня, когда он ходит в храм и принимает в себя Тело и Кровь Христовы. Именно примером родителей, семейным укладом, общей атмосферой в доме и можно воспитать в своем ребёнке религиозное чувство.

Как уже сказано, сейчас новое время для России. Всё больше и больше в храмах детей — маленьких христиан. А это значит, через 15-20 лет из них вырастет новое поколение россиян, которые с младенчества будут связаны с Богом через причащение Христовых Тайн, и которые с младенчества будут знать, защита от козней и напастей лукавого в Таинстве Причащения.

Углубившись в историю, можно найти, что уже в 124-м правиле Карфагенского Собора (IV в.) содержится анафема в адрес отвергающих необходимость крещения младенцев и новорожденных детей. Если младенцев крестить можно, соделывая их членами Церкви, то и причащать тоже можно.

Вспомним слова архимандрита Рафаила (из его «Проповедей и бесед»): «Те, которые говорят, что не надо причащать детей, всё равно что говорят, что не надо заботиться о молодом, слабом растении как раз в то время, когда необходимо предохранить его от зарослей бурьяна и сорняков. Я бы сказал, что младенческий возраст — самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».

Опубликовано: «Путь к Истине», № 11 (71), ноябрь 2009 г.

Источник

Причастие детей — смысл, условия, особенности

Узнайте все самое интересное и полезное о Причастии детей, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое Причастие

Причастие (Евхаристия) – главное Таинство в Православии, во время которого человек через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа соединяется с Богом. “Тело и Кровь” – это не образное выражение.

«Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе» (Ефес. 20).

Согласно догматам православной веры, хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом в Тело и Кровь Иисуса Христа. Для христианина духовная жизнь без Евхаристии немыслима. Поэтому каждый православный родитель старается через Причастие детей соединить их со Христом.

Для человека, далекого от вероучения Церкви, это кажется непонятным и невозможным. Однако это не вопрос рационального знания и фактических доказательств. Это вопрос веры, именно глазами веры открывается это Великое Таинство. Таинство Причастия было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

Для чего причащать детей. Смотреть фото Для чего причащать детей. Смотреть картинку Для чего причащать детей. Картинка про Для чего причащать детей. Фото Для чего причащать детейПричащение ребенка

Причастие детей — забота родителей

Причастие детей является важнейшей часть духовной жизни и воспитания ребенка как православного христианина.

Христос говорил: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.” (Мк.10:14 – 16)

Православные родители как можно чаще стараются через Причащение приводить ребенка к Спасителю. Участие детей в церковных таинствах еще и создает прочный нравственный фундамент личности. В будущем это послужит крепкой опорой для формирования моральных ценностей и духовного развития детей.

Как подготовить ребенка к Причастию

В православии ребенок до 7 лет считается младенцем. Правила Причащения младенцев существенно упрощены. Совсем маленьких детей до 3-х лет можно приносить непосредственно к Причастию, постепенно увеличивая время пребывания на богослужении. Важно, чтобы ребенок привыкал к церковному пению и пребыванию в храме Божием, не боялся приступать к таинствам. Ребенок в первое время перед Причастием может плакать. В этом нет ничего страшного. Главное как можно чаще (желательно по воскресным дням) участвовать с ребенком в Таинстве. Еще лучше, если родители причащаются вместе с младенцем, для малыша это лучший пример веры родителей.

Как причастить ребенка до 3 лет? Детям такого возраста не нужно перед причастием соблюдать пост и приходить на богослужение натощак. Непосредственно в храме лучше всего одному из родителей взять ребенка на руки и поднести к Чаше, произнеся имя младенца, данное при крещении. В большинстве храмов существует такая традиция, как Причащение детей вне очереди.

Можно ли ребенку есть перед Причастием? После 3 лет следует постепенно приучать ребенка к посту и воздержанию от пищи перед Причастием, объяснять ему смысл участия в таинствах и богослужениях. Причастие детей до 7 лет осуществляется без исповеди и молитвенного правила, если таковое не установил священник.

Подготовка к Причастию после 7 лет

Как подготовить ребенка к Причастию после 7 лет? 7-летний возраст является отправной точкой, после которой родители должны объяснить ребенку что такое исповедь, какие грехи бывают, что такое покаяние, в чем заключается смысл поста и помочь подготовиться к ней. Не стоит забывать, что отрок в этом возрасте должен сам нести ответственность за свои поступки, и готовить список грехов вместо него не следует.

При этом важно отметить, что каждый ребенок индивидуален. Если он не готов в 7-летнем возрасте исповедоваться, не стоит его заставлять. То же самое касается молитвенного правила и поста. Принуждая ребенка к механическому исполнению правил, есть вероятность на долгое время отбить у него всякое желание участвовать в Таинствах и богослужении. Неокрепшая молодая душа требует более мягкого и тактичного подхода. Можно ли детям кушать перед Причастием по достижении 7-летнего возраста, следует уточнять у священника. Единого правила на все случаи в этом вопросе не существует.

Главное, что должны сделать родители и окружающие его взрослые – это показать достойный пример христианской жизни. Если вы регулярно приводите ребенка на Причастие, то и сами должны вести осмысленную церковную и духовную жизнь, регулярно участвовать в Таинствах и в первую очередь причащаться.

Как происходит причастие в церкви детей? Существует негласное правило, что дети причащаются без очереди. Младенцев родители несут к Чаше на руках. Дети постарше, крестообразно сложив руки на груди, идут сами. Родители должны объяснить, что в очереди перед Причастием ребенок должен постараться не разговаривать, не толкаться и с благоговением приступать к Таинству.

Для чего нужно Причастие детей

Среди крещеных, но невоцерковленных родителей широко распространено мнение, что причащать ребенка нужно “чтобы не болел”, “для исцеления”, “от сглаза”, “чтобы все было хорошо”. Это глубокое заблуждение. Безусловно Бог хранит и оберегает своих любимых чад, но Причастие – это великое Таинство. Причащаясь, ребенок соединяется с Богом, наполняется радостью, что в свою очередь ведет человека к подлинному счастью. Причастие можно рассматривать как лекарство и жизненно необходимую пищу. Но лекарство и пищу не только для тела, а в первую очередь для души. Причастие – это единение человека с Богом, оно жизненно необходимо для духовного исцеления человека и спасения души.

“Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых — в этом великая помощь и милость Божия.” (преподобный Амвросий Оптинский).

Источник

Как проходит подготовка ребенка к причастию в церкви, что можно и нельзя

Большинство родителей крестят своих детей спустя 40 дней после их появления на свет. С этого момента младенец допускается ко всем таинствам церкви, в которых принимают участие взрослые. Подготовка к причастию ребенка проводится по определенным правилам и напрямую зависит от его возраста. Начиная с 3-летнего возраста, необходимо объяснить малышу смысл происходящего и научить его самостоятельно молиться перед таинством.

Понятие евхарастии

Таинство Евхаристии (в переводе с греческого – благодарения) заключается в том, что верующему человеку, принявшему Иисуса Христа своим Спасителем, преподносится чаша с вином и хлеб, которые символизируют Тело и Кровь Создателя. Посредством принятия причастия христианин получает единение с Богом.

Священники рекомендуют принимать участие в таинстве регулярно, желательно раз в месяц, взрослым людям и приносить для этого в храм и младенцев. Однако, прежде чем принять Святое Причастие, необходимо подготовиться к нему и духовно, и телесно.

Как правильно подготовить ребенка к таинству

Подготовка ребенка к таинству проводится иначе, чем взрослого человека, и зависит от возраста малыша.

Младенца

Подготовка грудничка к таинству Причастия не предполагает ограничений в еде, так как такое воздержание негативно скажется на его самочувствии. Перед посещением храма необходимо не только одеть дитя, но и рассчитать его пищевой режим, чтобы он не капризничал в церкви и не мешал остальным прихожанам.

Если покормить младенца непосредственно перед выходом из дома, он может срыгивать пищу, а на причастии – и Святые Дары. А если дать ему грудь слишком рано, то в церкви малыш почувствует голод и начнет плакать.

Для чего причащать детей. Смотреть фото Для чего причащать детей. Смотреть картинку Для чего причащать детей. Картинка про Для чего причащать детей. Фото Для чего причащать детей

Хорошо, если оба родителя являются верующими людьми, в этом случае один может оставаться с коляской на улице во время богослужения и занести ребенка в храм перед самым началом таинства.

Подготовка детей до 7 лет

Начиная с 3-летнего возраста с малышом необходимо проводить занятия, рассказывая ему о смысле причастия. Для этого используют игровую форму, детские христианские книги. Это время очень удобно для того, чтобы привить ребенку истинные ценности и привести его к Богу, так как его сознание, как губка, впитывает всю новую информацию. До 7 лет особых ограничений в еде для малыша не делают перед причастием. Единственное, можно уговорить его отказаться от сладостей за сутки до таинства, объяснив, что таким образом воспитывается смирение.

После 7 лет

Если до этого возраста малыш не принимал участия в таинстве, ему нужно доступно объяснить важность этого мероприятия, а также подготовки к нему. С этого момента ребенок может готовиться к принятию вина и хлеба наравне со взрослыми, избегая строгих постов.

В этом возрасте ребенок должен не только причащаться, но и исповедоваться перед таинством в совершенных грехах. Родители должны объяснить малышу, что подразумевается под грехом и насколько важно покаяться за плохие поступки.

Для чего причащать детей. Смотреть фото Для чего причащать детей. Смотреть картинку Для чего причащать детей. Картинка про Для чего причащать детей. Фото Для чего причащать детей

Исповедь перед причастием должна проходить без присутствия родителей, ребенок должен сам решить, за что ему просить прощения у Господа. Также после окончания этого действа взрослым не стоит выпытывать у малыша, какие вопросы задавал священник, и о чем они беседовали.

В плане ограничения пищи стоит проконсультироваться со священником и врачом. Если ребенок полностью здоров, то пост проводят по следующему алгоритму:

Такой пост возможно проводить только после разрешения врача и в том случае, если у ребенка нет никаких хронических заболеваний. Еще одним этапом подготовки ребенка к причастию считаются молитвы. Необходимо приучить малыша возносить хвалу Создателю ежедневно в утреннее и вечернее время. Очень хорошо, если родители на собственном примере покажут молитвенную жизнь, а не просто будут заставлять сына или дочь это делать.

Как проходит причастие детей в церкви

Первый раз младенца приносят на причастие спустя 2 недели после проведения обряда крещения. Такие мамочки с грудничками допускаются к таинству в первую очередь. Если малыш слишком капризный или его мучают газы, допускается не стоять в храме всю литургию, а приходить непосредственно к принятию хлеба и вина.

Для чего причащать детей. Смотреть фото Для чего причащать детей. Смотреть картинку Для чего причащать детей. Картинка про Для чего причащать детей. Фото Для чего причащать детей

Детей до исполнения им 7 лет причащают, минуя исповедь, с 7-летнего возраста – только после беседы со священником, чтобы таинство не превратилось в формальную процедуру. Принимают вино и хлеб натощак, поэтому детям после 3 лет необходимо исключить завтрак, однако только в том случае, если малыш полностью здоров. После достижения ребенком возраста 7 лет можно отказаться и от ужина накануне причастия.

Как правило, таинство происходит на литургиях, поэтому родителям необходимо заранее узнать расписание, чтобы младенец долго не мучился в ожидании, так как детям с их энергией трудно долго стоять на одном месте. Само причастие в храме происходит следующим образом:

Ответы на частые вопросы

Родители, первый раз планирующие отвести своего ребенка к Причастию, задают несколько распространенных вопросов.

Источник

О необходимости причащения младенцев

свя­щен­ник Олег Нецве­таев

Далеко не всегда роди­тели пони­мают, что не при­ча­щать своих мла­ден­цев — это значит без долж­ного вни­ма­ния остав­лять слова Гос­пода Иисуса Христа, Кото­рый «… сказал: пустите детей и не пре­пят­ствуйте им при­хо­дить ко Мне, ибо тако­вых есть Цар­ство Небес­ное» ( Мф. 19:14 ).

«Мла­ден­че­ский воз­раст, — гово­рит извест­ный пас­тырь Пра­во­слав­ной Церкви архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин), — самый важный из всех воз­рас­тов в чело­ве­че­ской жизни: за два первых года ребе­нок полу­чает столько впе­чат­ле­ний, сколько затем во всю осталь­ную жизнь. Поэтому как можно чаще при­ча­щайте детей».

Мы поста­ра­емся разъ­яс­нить прямую жиз­нен­ную необ­хо­ди­мость пород­не­ния мла­денца с Богом через Святое При­ча­ще­ние и всю опас­ность остав­ле­ния мла­денца без При­ча­стия, а значит вне пря­мого при­об­ще­ния ко Христу.

Несколько лет назад я побы­вал в одном малень­ком литов­ском городке на гра­нице с Поль­шей. Горо­док как горо­док… Однако вот что меня пора­зило там и оста­лось в памяти, думаю, на всю жизнь. Было вос­крес­ное летнее утро, и я шел в мест­ную пра­во­слав­ную цер­ковь к литур­гии помо­литься. Цер­ковь была неболь­шая, дере­вян­ная, очень кра­си­вая внешне и бла­го­леп­ная внутри. А неда­леко нахо­дился като­ли­че­ский костел, огром­ное соору­же­ние из крас­ного кир­пича, мест­ная архи­тек­тур­ная досто­при­ме­ча­тель­ность. С като­ли­че­ского храма раз­да­вался мерный призыв цер­ков­ного коло­кола.

Меня пора­зило обилие народа на улицах тихого городка в ранний час вос­крес­ного утра. Литовцы, жители этого места, и при­ез­жие поляки шли в като­ли­че­ский храм. Шли наряд­ные, празд­нич­ные, шли семьями, взрос­лые дер­жали за руки детей. Детишки тоже шли наряд­ные, одетые по-взрос­лому, радост­ные. Со всех сторон сте­кался к храму народ, на встречу с Гос­по­дом. Ого­во­римся сразу, то не был какой-то като­ли­че­ский празд­ник, а просто вос­крес­ный день. Я про­дол­жил свой путь в нашу цер­ковь. Внутри было немного при­хо­жан, что и понятно — Литва все-таки. Но за исклю­че­нием сына батюшки-насто­я­теля, при­слу­жи­вав­шего ему в алтаре, ни одного ребенка в храме не было. И раньше обра­щало на себя вни­ма­ние малое коли­че­ство детей в наших храмах. Но тогда кон­траст невольно обра­тил на себя вни­ма­ние: в один храм люди шли семьями, в другой — пооди­ночке, на пути в один храм мно­же­ство детей, в другом — ни одного. Не стоит гово­рить, что именно тогда возник вопрос: почему так? Вопрос актуа­лен и по сей день. Ответ на него, в общем-то, ясен. Но почему мало что меня­ется в нашей пра­во­слав­ной жизни? Почему, окре­стив своих детей, люди не при­но­сят их регу­лярно в храмы для при­ча­ще­ния? «Неко­то­рые роди­тели, осо­бенно моло­дые, долго смот­рят на дитя как на игрушку или куклу, — пишет епи­скоп Ека­те­рин­бург­ский и Ирбит­ский Инно­кен­тий. — Они кормят его, кладут спать, лас­кают, играют и шалят с ним, бере­гут вся­че­ски от про­студы и пр., а в осталь­ном поз­во­ляют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не бес­по­коит их своим плачем и ревом. И долго не заме­чают они, что нена­гляд­ный их «ангел» — в сущ­но­сти упря­мое, каприз­ное, свое­нрав­ное, необуз­дан­ное, непо­слуш­ное, жадное, алчное, злое дитя».

Как часто при­хо­дится слы­шать: «Нас этому не учили, мы этого не знаем, мы этого не пони­маем, нас так вос­пи­тали, жизнь такая слож­ная» и т.д. и т.п. Причин для само­оправ­да­ния можно найти мно­же­ство, и в нашу задачу входит не уко­рять чита­те­лей, а помочь им понять, в част­но­сти, необ­хо­ди­мость и важ­ность при­ча­ще­ния Святых Тайн Хри­сто­вых, осо­бенно для детей.

Если любого веру­ю­щего пра­во­слав­ного чело­века спро­сить напря­мую, надо ли при­во­дить детей своих в храм и при­ча­щать их Хри­сто­вых Тайн, то, без­условно, все отве­тят оди­на­ково: «Да, нужно обя­за­тельно». Если же спро­сить далее, как часто надо при­ча­щать их, то опять же боль­шин­ство отве­тит верно: «При­ча­щать надо чаще». Отчего же в реаль­ной жизни все про­ис­хо­дит не так? Тут, нам кажется, целый ряд причин, но дерз­нем утвер­ждать, что основ­ной, из кото­рой выте­кают все осталь­ные, явля­ется недо­ста­ток в нас веры. А раз так, то как же нам удастся вос­пи­тать детей в бла­го­че­стии, в любви к Богу и Его Церкви? Святая стра­сто­тер­пица Импе­ра­трица Алек­сандра Фео­до­ровна гово­рит: «Роди­тели должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей при­ме­ром своей жизни».

Очень часто люди, назы­ва­ю­щие себя веру­ю­щими, упро­щенно пони­мают веру пра­во­слав­ную. Многие под верой пони­мают про­стое при­зна­ние бытия Божия. Однако этого явно недо­ста­точно, чтобы быть пра­во­слав­ным. Бытие Божие при­знают подав­ля­ю­щее число жите­лей Земли и не только они: «Ты веру­ешь, что Бог един: хорошо дела­ешь; и бесы веруют и тре­пе­щут» ( Иак. 2:19 ). Очень часто при­хо­ди­лось в ответ на вопрос «Вы пра­во­слав­ный?» слы­шать: «Да, я кре­ще­ный». Люди даже не обра­щают вни­ма­ния и не заду­мы­ва­ются над тем, как постав­лен вопрос. И вот от сме­ше­ния поня­тий «быть кре­ще­ным в пра­во­слав­ную веру» и «быть пра­во­слав­ным» многие, назы­вая себя пра­во­слав­ными, огра­ни­чи­ва­ются посе­ще­нием храмов по боль­шим празд­ни­кам, доволь­ству­ются в своей духов­ной прак­тике общей испо­ве­дью, счи­тают доста­точ­ным мимо­хо­дом зайти в храм, чтобы поста­вить свечку и о чем-то попро­сить Гос­пода, а затем снова с голо­вой оку­нуться в дела житей­ские. Есте­ственно, что такие люди и не при­ча­щают своих детей и не могут, по мере воз­рас­та­ния своих чад, вос­пи­тать их в пра­во­слав­ной вере. Недо­ста­ток соб­ствен­ной веры не поз­во­ляет им это сде­лать. Но так не должно быть и мириться с этим нельзя! Ведь в Церкви мы не просто «при­сут­ствуем» — мы реально участ­вуем в Бого­слу­же­нии, т.е. сами, руко­во­ди­мые свя­щен­ни­ком, служим Богу, обща­емся с Ним.

Ску­дость веры делает нас духовно немощ­ными. И вот эта-то духов­ная сла­бость и не поз­во­ляет нам уви­деть себя такими, какие мы есть на самом деле. Мы назы­ваем себя веру­ю­щими, и когда мы гово­рим так, то нет в нас лукав­ства. Мы дей­стви­тельно веруем в то, о чем гласит Символ веры. В этом мы честны пред Богом и людьми. Но, к сожа­ле­нию, очень часто вера наша так и оста­ется декла­ра­тив­ной. Наш образ жизни, пове­де­ние, при­вя­зан­но­сти и многое другое, что сопро­вож­дает нас в этой жизни, сви­де­тель­ствует о том, как далеки мы от пра­во­слав­ной веры. А ведь «ребе­нок должен узна­вать Христа не из книжки с кар­тин­ками, а из настро­е­ния, из образа мыслей, из образа жизни, из вза­им­ных отно­ше­ний членов семьи. Если он таким обра­зом узнает Христа, Хри­стос станет близ­ким и родным его душе на всю жизнь».

Вера — глав­ная хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель! Без веры не будет у нас надежды на спа­се­ние, не будет в нас и любви Хри­сто­вой. Поэтому надо чаще раз­мыш­лять о том, что же есть наша вера пра­во­слав­ная. Не доволь­ство­ваться тем, что мы веруем в Бога. Повто­римся: боль­шин­ство людей на земле верует, что имеет место Высшее твор­че­ское Начало. Только ате­и­сты отвер­гают Его, но их не так уж и много на свете. Не пре­воз­но­ситься тем, что вот, мол, какие мы умные, постигли, что есть Бог. Вера в Гос­пода есть дар Божий: «Ибо бла­го­да­тью вы спа­сены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф. 2:8 ). Не забы­вать бла­го­да­рить за это Гос­пода есть наша хри­сти­ан­ская обя­зан­ность, про­яв­ле­ние нашей веры. И наша обя­зан­ность вос­пи­тать эту веру в детях, чтобы она вошла в них, как гово­рят, с моло­ком матери.

Наши дела должны сви­де­тель­ство­вать о нашей вере: «Но хочешь ли знать, неосно­ва­тель­ный чело­век, что вера без дел мертва? Не делами ли оправ­дался Авраам, отец наш, воз­ло­жив на жерт­вен­ник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содей­ство­вала делам его, и делами вера достигла совер­шен­ства? И испол­ни­лось слово Писа­ния: «веро­вал Авраам Богу, и это вме­ни­лось ему в пра­вед­ность, и он наре­чен другом Божиим. Видите ли, что чело­век оправ­ды­ва­ется делами, а не верою только?» ( Иак. 2:20-24 ). Акт веры, совер­шен­ный Авра­амом, заклю­чался не в том, что пат­ри­арх при­знал бытие Бога — в этом он не сомне­вался и ранее, а в том, что дове­рился Богу, все­цело предал себя Его воле. Дове­рием Богу, Его пове­ле­ниям и обе­то­ва­ниям, и должен руко­вод­ство­ваться чело­век в своей повсе­днев­ной жизни. «Рев­ность (о Гос­поде, о спа­се­нии) —дело бла­го­дати и сви­де­тель­ство, что сия бла­го­дать неот­ступно в вас есть и про­из­во­дит бла­го­дат­ную жизнь… Пока есть рев­ность, при­суща и бла­го­дать Св. Духа…» (свт. Феофан Затвор­ник). В про­тив­ном случае рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние огра­ни­чится неубе­ди­тель­ными и скуч­ными нра­во­уче­ни­ями.

Враг рода чело­ве­че­ского «не дрем­лет» и вся­че­ски пыта­ется нас сму­тить и увести со спа­си­тель­ного пути. Созна­вая это, тем более мы должны искать помощи у Гос­пода, Божией Матери и святых угод­ни­ков: «Без Мене не можете тво­рити ниче­соже» ( Лк. 15:5 ). Надо укреп­лять нашу веру. Люди не зада­ются вопро­сом, почему Апо­столы, еже­дневно обща­ясь с Гос­по­дом, непо­сред­ственно науча­ясь у Него, будучи сви­де­те­лями мно­го­чис­лен­ных Его чудес, тем не менее, про­сили Гос­пода: «Умножь в нас веру» ( Лк. 17:5 ). «Волны нашей веры — лишь прибой и отбой к нашему духу бес­пре­дель­ного моря боже­ствен­ной жизни. И он — в руках Бога; его дви­же­ния и сила пови­ну­ются Гос­подню мано­ве­нию. Он уча­щает его темп, уве­ли­чи­вает его высоту и сораз­ме­ряет его силу» (еп. Михаил (Гри­ба­нов­ский). В Еван­ге­лии посто­янно обра­ща­ется вни­ма­ние на важ­ность веры, даются пре­крас­ные вдох­нов­ля­ю­щие при­меры веры, той веры, к кото­рой мы должны стре­миться, «Истинно говорю вам: если вы будете, иметь веру с гор­чич­ное зерно и ска­жете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перей­дет; и ничего не будет невоз­мож­ного для вас» ( Мф. 17:20 ), «Воля Послав­шего Меня есть та, чтобы всякий, видя­щий Сына и веру­ю­щий в Него, имел жизнь вечную; и Я вос­крешу его в послед­ний день» ( Ин. 6:40 ). Надо сде­лать так, чтобы дети наши смогли гла­зами веры уви­деть Сына Божия и уве­ро­вать в Него. Семена веры посе­яны в нас Самим Гос­по­дом. Наша задача, как со-работ­ни­ков Божиих, взрас­тить эти семена, не дать им зачах­нуть и погиб­нуть. Мы должны кре­пить нашу веру по при­меру Апо­сто­лов с помо­щью Божией. Во вза­и­мо­от­но­ше­ниях чело­века и Гос­пода изна­чально лежит любовь Творца к своему тво­ре­нию: «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8,16 ). А одно из свойств Божиих — Его неиз­ме­ня­е­мость. Поэтому и любовь Гос­пода к чело­веку изна­чальна и неиз­менна. «Иисус Хри­стос вчера и сего­дня и во веки Тот же» (Ев. 13:8). Чело­век же, созна­вая бытие Божие, но будучи на низших сту­пе­нях своего духов­ного раз­ви­тия, может про­яв­лять дове­рие к Гос­поду, стрем­ле­ние пови­но­ваться воле Божией, из боязни нака­за­ния со сто­роны Все­мо­гу­щего за свои грехи (непо­ви­но­ве­ние воле Божией) или из жела­ния полу­чить «награду» (бла­го­по­лу­чие личное и своих близ­ких, мате­ри­аль­ные блага и проч.) Однако по мере духов­ного роста страх и корыст­ный расчет вытес­ня­ется любо­вью тво­ре­ния к своему Творцу. А любовь всегда пло­до­творна, тем более, когда она вза­имна. Любое душев­ное каче­ство чело­века про­яв­ля­ется в поступ­ках его. Добрый чело­век творит добрые дела, какой-нибудь него­дяй делает пако­сти. Кри­те­рием оценки нашей веры и любви явля­ются наши дела, слова, мысли: «Если любите Меня, соблю­дите Мои запо­веди» ( Ин. 14:15 ); «Кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое» ( Ин. 14. 2 ; 3). Этому же научает нас и Апо­стол: «Что пользы, братия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют днев­ного про­пи­та­ния, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грей­тесь и питай­тесь», но не даст им потреб­ного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак. 2:14-17 ).

И вот, если мы гово­рим, что любим своих детей, а ведь мы их дей­стви­тельно любим, то самым добрым делом, самым высо­ким про­яв­ле­нием этой любви будет наше стрем­ле­ние при­об­щить дитя к Богу, соеди­нить с Ним, открыть своего ребенка для Боже­ствен­ной любви. Наша любовь к детям, как и вся наша жизнь, должна сви­де­тель­ство­вать о нашей вере. Если мы веруем, то мы любим Бога; если мы любим Его, то испол­няем волю Его. Кто верит Гос­поду, тот верит слову Божию; кто любит Его, тот любит то, что Он оста­вил нам для нашего блага, более того — для нашего спа­се­ния, а именно: Цер­ковь, в кото­рой неиз­менно пре­бы­вает Святой Дух со времен Пяти­де­сят­ницы, уче­ни­ков и апо­сто­лов, а через непре­рыв­ное во вре­мени апо­столь­ское пре­ем­ство — цер­ков­ную иерар­хию (епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков), Цер­ков­ные Таин­ства. К сожа­ле­нию, многие, не имея креп­кой веры, пре­не­бре­гают этим богат­ством и не просят Гос­пода умно­жить в себе веру. В таких людях семена веры, посе­ян­ные Гос­по­дом, не дают всхо­дов и мно­гими людьми даже не ощу­ща­ются. При­нося в пра­во­слав­ный храм окре­стить своего ребенка, многие объ­яс­няют свой посту­пок бла­го­че­сти­вой тра­ди­цией рус­ского народа. Такие люди, живя где-нибудь в Запад­ной Европе, могут с таким же успе­хом прийти в като­ли­че­ский храм или в про­те­стант­скую кирху. А про­жи­вая в Аме­рике, вообще могли бы заблу­диться среди мно­же­ства все­воз­мож­ных сект. Не уди­ви­тельно, что с подоб­ной верой многие, окре­стив мла­денца, не при­но­сят его впо­след­ствии в цер­ковь и не при­ча­щают Святых Хри­сто­вых Тайн. «Совре­мен­ный мир, совре­мен­ная жизнь очень жестко ставят под вопрос веру. Мне кажется, только под­лин­ная, истин­ная вера может выдер­жать это испы­та­ние, но любые сур­ро­гаты веры, все поверх­ност­ные под­ходы к вере — слава Богу! — бывают сокру­шены и уни­что­жены» (Анто­ний, мит­ро­по­лит Сурож­ский).

Недо­ста­ток веры, ложная вера при­во­дят к отсут­ствию у людей любви к Богу. Чело­век любя­щий всегда стре­мится к посто­ян­ному обще­нию с пред­ме­том своей любви и раз­луку с ним пере­жи­вает болез­ненно. Так, влюб­лен­ный юноша не хочет рас­ста­ваться со своей воз­люб­лен­ной; любя­щий ребе­нок не пред­став­ляет своей жизни без папы и мамы; чело­век, влюб­лен­ный в какое-либо дело, не мыслит своей жизни без него. Так должно быть и в отно­ше­нии чело­века с Богом, но этого не про­ис­хо­дит.

Люди «пре­красно» обхо­дятся без своего Отца Небес­ного и вспо­ми­нают о Гос­поде тогда, когда в жизни что-то стряс­лось. И это рав­но­ду­шие, теп­лохлад­ность, погру­жен­ность в дела земные, житей­ские попе­че­ния, без­условно, отра­жа­ется и на детях. А ведь «для хри­сти­ан­ской матери должно быть радо­стью учить дитя свое и, тогда уже, когда голос его еще слаб, и язык еще лепе­чет, про­из­нося слад­чай­шее имя Иисуса» — гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

Могут воз­ра­зить, что состо­я­ние чело­века, когда он посто­янно думает о Боге, тос­кует по Нему, жаждет встречи с Ним, в совре­мен­ной жизни невоз­можно, а если и воз­можно, то это более под­хо­дит для мона­ше­ству­ю­щих или пожи­лых людей. Пример святых угод­ни­ков сви­де­тель­ствует об обрат­ном. Чтобы лучше при­нять такое состо­я­ние и воз­мож­ность его в нашей повсе­днев­ной жизни, при­веду образ, кото­рый привел в одной из про­по­ве­дей мит­ро­по­лит Нико­лай (Яру­ше­вич): «Пред­ставьте себе моло­дую мать, кото­рая занята каким-нибудь трудом, рабо­той, служ­бой; она вкла­ды­вает свою душу в эту работу, в эту свою службу. Она отда­ется ей вся цели­ком, без вся­кого изъяна. Но дома у нее есть малень­кое дитя, мла­де­нец, и среди работы ее не поки­дает мысль, что сейчас делает дитя: может быть, оно плачет, может быть, оно просит есть, и некому подать ему, может быть, оно выпало из колы­бели…

И кто скажет, что эти думы матери об остав­лен­ном в доме дитяти неза­конны, неесте­ственны и под­ры­вают каче­ство ее работы, если эта мать выпол­няет всю свою работу от пер­вого часа до послед­него так, как и должна выпол­нять в силу своего долга.

Это лишь слабое подо­бие того, как мы, заня­тые своим земным трудом, отда­вая все, что должны отдать труду по своему зем­ному назна­че­нию, нико­гда не пере­ста­нем думать, что у нас есть бес­смерт­ная душа, кото­рую мы должны поить, кор­мить, кото­рую должны беречь от грязи, кото­рую должны укра­шать небес­ной кра­со­той. И это нисколько и нико­гда не мешает веру­ю­щим людям быть чест­ными испол­ни­те­лями своих земных обя­зан­но­стей» (Мит­ро­по­лит Нико­лай (Яру­ше­вич). Подоб­ное срав­не­ние может помочь чело­веку пред­ста­вить то миро­ощу­ще­ние, кото­рое должен иметь пра­во­слав­ный чело­век. Такое миро­ощу­ще­ние посте­пенно фор­ми­рует пра­во­слав­ное рели­ги­оз­ное созна­ние, когда чело­век, видя свою твар­ную при­роду, свое место в этом мире и свое истин­ное пред­на­зна­че­ние, совер­шает кон­крет­ные поступки, оце­ни­вая их не с точки зрения сует­ной целе­со­об­раз­но­сти, а по тому, угодны они Гос­поду или же всту­пают в про­ти­во­ре­чие со все­бла­гой волей Божией.

Такое миро­ощу­ще­ние не воз­ни­кает само по себе, его необ­хо­димо фор­ми­ро­вать в чело­веке еще на стадии мла­ден­че­ства. Тогда душа его будет раз­ви­ваться, и весь он будет тянуться к Истин­ному Свету. Мы при­ве­дем здесь слова архи­манд­рита Рафа­ила (Каре­лина), кото­рые могут пока­заться «горь­ко­ва­тыми», но они прав­дивы: «Чему учит нас празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы? Чтобы роди­тели-хри­сти­ане пом­нили, кому они посвя­щают своих детей, кому отдают их души — Богу или демону.

Ребе­нок уже в утробе матери чув­ствует и вос­при­ни­мает все, что про­ис­хо­дит вокруг него. Осо­бенно же — душев­ное состо­я­ние матери, с кото­рой он связан как бы тыся­чами нитей. Если роди­тели живут по-хри­сти­ан­ски, молятся, испо­ве­ду­ются в грехах, при­ча­ща­ются, то этим самым при­об­щают своего буду­щего ребенка к Богу. Если же в семье вместо молитвы звучат брань и про­кля­тия, если между роди­те­лями про­ис­хо­дят дикие ссоры, ребе­нок как бы вру­ча­ется демону, ибо его душа полу­чает урок жесто­ко­сти.

Мит­ро­по­лит Нико­лай в при­ве­ден­ном нами выше отрывке из про­по­веди гово­рит о душе. Люди плохо пред­став­ляют себе, что такое душа, а потому не думают о ней, не забо­тятся о ней. А ведь мла­де­нец уже наде­лен вели­чай­шей, весь мир пре­вос­хо­дя­щей цен­но­стью — чело­ве­че­ской душой. Об этом сви­де­тель­ствует Еван­ге­лие: «…взыг­рася мла­де­нец радо­щами во чреве моем» ( Лк. 1:44 ). Об этом сле­ду­ю­щим обра­зом рас­суж­дает свя­ти­тель Феофан Затвор­ник: «Когда душа соеди­ня­ется с телом? — В момент зача­тия. — Когда Спа­си­тель вопло­тился? — Тотчас, как ска­зала Прис­но­дева: се Раба Гос­подня… Дух святый нашел, и Сын Божий плоть, или есте­ство чело­ве­че­ское принял.! в заро­дыше…»

Забы­вает совре­мен­ный чело­век о том, что «создал Гос­подь Бог чело­века из праха зем­ного и вдунул в лице его дыха­ние жизни и стал чело­век душою живою» ( Быт. 2:7 ). И не помнит совре­мен­ный чело­век, что душа должна гос­под­ство­вать над плотью, над чув­ствен­ными ее побуж­де­ни­ями. А раз не помнит, то и не стре­мится к этому. Свой­ства плоти и души раз­личны, однако и в то и в другое зало­жена спо­соб­ность раз­ви­ваться. И как наша плоть тре­бует заботы и вни­ма­ния для укреп­ле­ния и роста, точно также и душа нуж­да­ется в этом. Для любого чело­века оче­видно, что родив­ше­гося мла­денца надо кор­мить, поить, уха­жи­вать за ним, обе­ре­гать от болез­ней и проч. Но боль­шин­ство людей рас­про­стра­няют такую заботу о ребенке только на его плот­скую состав­ля­ю­щую, а о душе забы­вают. Для раз­ви­тия души тре­бу­ется не мате­ри­аль­ная пища, не мате­ри­аль­ные блага, а духов­ные. «Глав­ней­шие духов­ные блага, даро­ван­ные нам Богом в Церкви, есть вера, молитва, испо­ведь и при­ча­ще­ние Святых Таинств. Также важны пост и бла­го­тво­ре­ние» (Св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский).

Из всех пере­чис­лен­ных св. пра­вед­ным Иоан­ном Крон­штадт­ским духов­ных благ един­ствен­ным доступ­ным кре­ще­ному мла­денцу явля­ется при­ча­ще­ние Св. Тайн. Но это-то и есть истин­ная пища духов­ная, во всей пол­ноте при­об­ща­ю­щая ко Христу Богу! «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пре­бы­вает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет, Мною» ( Ин. 6:56-57 ). «Плоть и Кровь Гос­пода Иисуса Христа, при­ем­ле­мые в Таин­стве Евха­ри­стии, питают, укреп­ляют и живо­тво­рят дух наш» (Архи­епи­скоп Димит­рий Хер­сон­ский).

Архи­манд­рит Рафаил в своих «Про­по­ве­дях и бесе­дах» отме­чает: «Те, кото­рые гово­рят, что не надо при­ча­щать детей, все равно что гово­рят, что не надо забо­титься о моло­дом, слабом рас­те­нии как раз в то время, когда необ­хо­димо предо­хра­нить его от заро­с­лей бурьяна и сор­ня­ков. Я бы сказал, что мла­ден­че­ский воз­раст самый важный из всех воз­рас­тов в чело­ве­че­ской жизни: за два первых года ребе­нок полу­чает столько впе­чат­ле­ний, сколько затем во всю осталь­ную жизнь. Поэтому как можно чаще при­ча­щайте детей».

Если бы моло­дые роди­тели пони­мали, что есть истин­ная вера, истин­ное соеди­не­ние с Богом, то они бы пони­мали что их дитя — это дар Божий, тво­ре­ние Божие, а не просто резуль­тат сов­ме­ще­ния физио­ло­ги­че­ских свойств папы и мамы. «Твои (Бога. — Сост.) руки тру­ди­лись надо мною и обра­зо­вали всего меня кругом, — и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обде­лал меня, и в прах обра­ща­ешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгу­стил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скре­пил меня, жизнь и милость даро­вал мне, и попе­че­ние Твое хра­нило дух мой?» ( Иов. 10 ).

Рели­ги­оз­ное миро­воз­зре­ние поз­во­ляет понять, что не от воли чело­века глав­ным обра­зом зави­сит судьба их малыша. Роди­тели явля­ются сора­бот­ни­ками Гос­поду в деле ста­нов­ле­ния нового чело­века как лич­но­сти. И именно живая вера поз­во­ляет роди­те­лям понять и при­нять гос­под­ство души их ребенка над его телом. «Какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит? или какой выкуп даст чело­век за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). При­ве­дем еще слова святой стра­сто­тер­пицы Импе­ра­трицы Алек­сан­дры Фео­до­ровны, кото­рая гово­рит нам и о вза­и­мо­освя­ща­ю­щей связи между нами и детьми: «Нет ничего силь­нее того чув­ства, кото­рое при­хо­дит к нам, когда мы держим на руках детей. Их бес­по­мощ­ность затра­ги­вает в наших серд­цах бла­го­род­ные струны. Для нас их невин­ность — очи­ща­ю­щая сила. Когда в доме ново­рож­ден­ный, брак как бы рож­да­ется заново. Ребе­нок сбли­жает семей­ную пару так, как нико­гда прежде. В серд­цах ожи­вают мол­чав­шие до этого струны. Перед моло­дыми роди­те­лями встают новые цели, появ­ля­ются новые жела­ния. Жизнь при­об­ре­тает сразу новый и более глу­бо­кий смысл.

На их руки воз­ло­жена святая ноша, бес­смерт­ная жизнь, кото­рую им надо сохра­нить, и это все­ляет в роди­те­лей чув­ство ответ­ствен­но­сти, застав­ляет их заду­маться. «Я» — больше не центр миро­зда­ния. У них есть новая цель, для кото­рой надо жить, цель доста­точно вели­кая, чтобы запол­нить всю их жизнь.

Конечно, с детьми у нас появ­ля­ется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, кото­рые смот­рят на появ­ле­ние детей как на несча­стье. Но так смот­рят на детей только холод­ные эго­и­сты…

Вели­кое дело — взять на себя ответ­ствен­ность за эти юные жизни, кото­рые могут обо­га­тить мир кра­со­той, радо­стью, силой, но кото­рые так же легко могут погиб­нуть; вели­кое дело — песто­вать их, фор­ми­ро­вать их харак­тер — вот о чем нужно думать, когда устра­и­ва­ешь свой дом. Это должен быть дом, в кото­ром дети будут расти для истин­ной и бла­го­род­ной жизни, для Бога».

Такие роди­тели, забо­тясь о своем чаде, скон­цен­три­руют свои усилия в первую оче­редь на фор­ми­ро­ва­нии здо­ро­вой и креп­кой души. Впро­чем, и о плоти у таких роди­те­лей будет доста­точ­ное попе­че­ние, ибо тело — вме­сти­лище души. Более того, тело чело­ве­че­ское пред­на­зна­чено быть храмом. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живу­щего в вас Свя­таго Духа, Кото­рого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куп­лены доро­гою ценою. Посему про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божий» ( 1Кор. 6:19-20 ).

Но если роди­тели мла­денца не думают обо всем этом, то и не станут радеть об окорм­ле­нии его души, хотя, воз­можно, и будут в цер­ковь при­хо­дить, и молебны зака­зы­вать, и свечи жерт­во­вать во здра­вие своего чада. Надо непре­менно помочь этим роди­те­лям, под­ска­зать им, что нужно их ребенку в первую оче­редь, в конце концов, даже насто­ять на том, чтобы роди­тели не лени­лись, а пошли в бли­жай­шее время в храм и при­ча­стили ребенка. Это есть наи­глав­ней­шая обя­зан­ность крест­ных роди­те­лей. Именно обя­зан­ность, а то многие совре­мен­ные крест­ные вос­при­ни­мают свое звание «крест­ных» именно как звание и только.

«Крест­ный» — это, прежде всего, сово­куп­ность обя­зан­но­стей по отно­ше­нию к своему крест­нику, и крест­ный будет дер­жать ответ перед Гос­по­дом, если его крест­ник вырас­тет без­раз­лич­ным или, не дай Бог, враж­деб­ным Пра­во­слав­ной вере. А про­изойти такое несча­стье может и, к сожа­ле­нию, часто про­ис­хо­дит, если душа Малень­кого чело­вечка не полу­чает долж­ного корм­ле­ния и заботы. В этом случае душа не раз­ви­ва­ется, чахнет. В резуль­тате полу­ча­ется страш­ная кар­тина, кото­рую мы наблю­даем каждый день, но не все пони­мают, что же про­ис­хо­дит на самом деле. А про­ис­хо­дит на самом деле вот что.

Пред­ста­вим себе, что в дет­стве у чело­века по каким-то при­чи­нам оста­но­ви­лось раз­ви­тие одного из членов его тела, напри­мер, пере­стала расти рука, усохла. Одна рука — здо­ро­вая, креп­кая, силь­ная, а другая — тонень­кая, без­жиз­нен­ная. Глядя на такого чело­века, мы его жалеем. Он умный, обра­зо­ван­ный, общаться с ним при­ятно и инте­ресно. Но не все обла­сти чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти ему доступны, он — инва­лид, или, как сейчас при­нято гово­рить, чело­век с огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями. Обще­ство не отвер­гает таких людей. Они сами себе нахо­дят или им нахо­дят полез­ное для обще­ства и инте­рес­ное для них дело. В общем, кар­тина понят­ная и не все так уж мрачно. Слож­нее и без­от­рад­нее, когда у чело­века силь­ное и здо­ро­вое тело, но оста­но­вился в раз­ви­тии ума в мла­ден­че­стве или в дет­стве. При­ме­ров на свете тоже мно­же­ство. Тра­ге­дия для роди­те­лей такого чело­века. Он до конца своих дней нуж­да­ется в при­смотре, он нико­гда не создаст семью, не будет иметь про­фес­сию. Он — как дите нера­зум­ное, хотя и в зрелом воз­расте. Такой чело­век — тоже инва­лид, но с еще более огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями. Но и это еще не самое страш­ное.

Самое страш­ное то, чего многие люди совсем не заме­чают, однако все послед­ствия этого ужаса на себе испы­ты­вают.

Вот еще один пример. Чело­век крепок, силен, красив телом и лицом. Он умен и обра­зо­ван. А может он быть слабым и некра­си­вым, может быть и необ­ра­зо­ван­ным, и совсем неум­ным. Эти внеш­ние каче­ства лишь повли­яют в какой-то мере на его место в соци­аль­ной струк­туре обще­ства. Будет ли он началь­ни­ком или под­чи­нен­ным, биз­не­сме­ном или бро­дя­гой, звез­дой шоу-биз­неса или мас­со­ви­ком-затей­ни­ком в глухой про­вин­ции, депу­та­том Гос­думы или заклю­чен­ным — все это неважно. Важно другое. У всех этих вооб­ра­жа­е­мых нами людей один серьез­ный изъян — душа их застыла в своем раз­ви­тии, оста­лась недо­раз­ви­той или вовсе нераз­ви­той. И если, говоря о недо­раз­ви­тых умствен­ных спо­соб­но­стях чело­века, при­ем­лем термин «сла­бо­умие», если серьез­ный физи­че­ский недо­ста­ток назы­ва­ется урод­ством, то в отно­ше­нии нераз­ви­той или недо­раз­ви­той души чело­ве­че­ской люди ничего ска­зать не могут, потому что само поня­тие или, вернее ска­зать, пони­ма­ние, что такое душа, многим просто неве­домо.

Семь­де­сят лет без­бож­ной жизни в нашей стране для народа не прошли без послед­ствий. За годы Совет­ской власти боль­шин­ство людей ока­за­лись изуро­до­ван­ными. Души людей не только не полу­чали духов­ной пищи в храмах, но дела­лось все и про­дол­жает делаться многое для того, чтобы напо­ить души наших людей отра­вой. Бич века нашего — неве­рие. Именно о неве­рии прис­но­па­мят­ный Вла­дыка Иоанн (Снычев) гово­рит: «Неве­рие опу­сто­шает жизнь и гасит ее оду­шев­ле­ние. Люди стали мелки, харак­теры слабее, в слу­же­нии людей не заметно той идей­но­сти, при кото­рой можно было бы при­вя­зы­вать его к высшим, вли­ва­ю­щим энер­гию, прин­ци­пам… У нас нет прин­ци­пов, являв­ших в преж­ние вре­мена гиган­тов мысли и твор­че­ства, окры­ля­е­мого помыс­лами о горнем, колос­сов труда, пред­при­ни­ма­е­мого во славу Божию. И на благо ближ­них, как существ, создан­ных по образу и подо­бию Божию».

Все пороки нашего совре­мен­ного обще­ства, как-то: пьян­ство, разгул наси­лия, кор­руп­ция во власт­ных струк­ту­рах, рас­про­стра­не­ние раз­врата — суть про­яв­ле­ния глав­ной болезни нашего народа, каж­дого в отдель­но­сти и всех вместе — болезни души чело­ве­че­ской. Болезнь души мы пони­маем не в обще­при­ня­том пони­ма­нии душев­ной болезни, — как рас­строй­ства функ­ции голов­ного мозга. В нашем пони­ма­нии боль­ные душой – это люди, кото­рые наро­чито или по духов­ной нераз­ви­то­сти явля­ются про­вод­ни­ками воли бесов­ской в нашу жизнь. Нераз­ви­тость, сла­бость души не поз­во­ляют про­ти­во­сто­ять сата­нин­ским напад­кам на чело­века. Болезни души не лечатся уко­лами или элек­тро­шо­ком, они лечатся духов­ными сред­ствами: молит­вой, постом, пока­я­нием, при­ча­ще­нием святых Хри­сто­вых Тайн, чте­нием Слова Божия и вра­зум­ле­нием в оном с помо­щью святых Отцов. Каж­дому из нас понятно, что легче лечить болезнь в началь­ной стадии, чем бороться с уже запу­щен­ным неду­гом. А еще лучше вообще не допус­кать забо­ле­ва­ния. Но ведь ребе­нок рож­да­ется уже с пер­во­род­ным грехом, душа мла­денца уже пора­жена душев­ным неду­гом: «Бог сотво­рил чело­века, по подо­бию Божию создал его», а «Адам жил сто трид­цать лет и родил сына по подо­бию своему, по образу своему» ( Быт. 5:1-3 ). Поэтому-то и надо при­но­сить мла­ден­цев в храмы Божий и при­ча­щать их святых Тайн, потому что для души, тем более для души мла­денца при­ча­ще­ние — един­ствен­ная и совер­шенно необ­хо­ди­мая духов­ная пища, спо­соб­ству­ю­щая укреп­ле­нию и воз­рас­та­нию.

Кстати, частое регу­ляр­ное при­ча­ще­ние мла­денца может очи­стить, осво­бо­дить его (ее) от неко­то­рых наслед­ствен­ных гре­хов­ных наклон­но­стей. Если мла­денца регу­лярно не при­ча­щать, его душа также стра­дает, как стра­дает тело, когда его лишают мате­рин­ского молока.

У каж­дого кре­ще­ного есть свой Ангел хра­ни­тель. Но душа мла­денца, не пита­е­мая При­ча­ще­нием, посто­янно под­вер­га­ется напа­де­ниям падших анге­лов и это, есте­ственно, нега­тивно отра­жа­ется на душе малень­кого чело­вечка. И без Свя­того При­ча­стия душа его лишена самой силь­ной защиты. Для бесов не суще­ствует поня­тия жало­сти. Они напа­дают на всех людей без раз­ли­чия воз­раста и Иных чело­ве­че­ских качеств. Ангел хра­ни­тель охра­няет чело­века, но люди так погрязли в грехах, грех так рас­про­стра­нился по миру, что Ангел хра­ни­тель хоть и хранит чело­века, но душа очень сильно страж­дет от напа­де­ний бесов­ских. И душа мла­денца чув­ствует эти нападки и стра­дает от них. Внешне это может про­яв­ляться в том, что ребе­нок ста­но­вится каприз­ным и бес­по­кой­ным без види­мых на то внешнчх причин; а то он может непо­нятно почему с силой сжи­мать свой кула­чок и словно гро­зить им кому-то неви­ди­мому; а может на лице мла­денца изоб­ра­зиться злоб­ная гри­маса, несмотря на то, что он окру­жен забо­той и лаской. Ребе­нок не может объ­яс­нить, что с ним про­ис­хо­дит. Тем вни­ма­тель­нее и бла­го­ра­зум­нее должны быть взрос­лые.

Отме­тим, что хотя мла­де­нец еще не может гре­шить созна­тельно, но зараза греха все же при­сут­ствует в нем (к тому же грехи и гре­хов­ные наклон­но­сти могут пере­даться и по наслед­ству) и на раз­ви­тие в ребенке этой заразы суще­ствен­ное вли­я­ние ока­зы­вает внеш­няя среда. А как мы гово­рили выше, духов­ный климат в нашем обще­стве, мягко говоря, нездо­ро­вый. Даже самые бла­го­че­сти­вые, глу­боко веру­ю­щие роди­тели вынуж­дены общаться с людьми без­ду­хов­ными, без­бож­ными, в нашем пони­ма­нии нездо­ро­выми. Мы все недавно были сви­де­те­лями того, как совре­мен­ное обще­ство было напу­гано вспыш­кой «ати­пич­ной пнев­мо­нии» и какие стро­гие меры пред­при­ни­ма­лись для нерас­про­стра­не­ния инфек­ции. В отно­ше­нии же духов­ного здо­ро­вья нации люди, власти про­яв­ляют уди­ви­тель­ное лег­ко­мыс­лие. Гос­подь сказал: «И не бой­тесь уби­ва­ю­щих тело, души же не могу­щих убить; а бой­тесь более Того, Кто может и душу и тело погу­бить в геенне» ( Мф. 10:28 ).

Дет­ская душа чрез­вы­чайно нежна и чув­стви­тельна. Можно пона­блю­дать за детьми и срав­нить, как ведут себя дети кре­ще­ные и некре­ще­ные, срав­нить пове­де­ние детей, кото­рых регу­лярно при­ча­щают Хри­сто­вых Тайн с теми, кото­рых не при­ча­щают или вообще не при­во­дят в храмы. Раз­ли­чие будет оче­видно. Одни дети — спо­кой­ные и послуш­ные своим роди­те­лям, другие – наобо­рот, вер­тятся, кру­тятся» норо­вят убе­жать из храма. И если ребенка редко при­ча­щают, то зача­стую попытки его при­ча­стить свя­заны с неко­то­рыми труд­но­стями. Вспо­ми­на­ется такой случай.

Несколько лет тому назад один моло­дой чело­век, будучи крест­ным отцом маль­чика лет четы­рех, решил его при­ча­стить. Надо ска­зать, что роди­тели этого маль­чика — люди не цер­ков­ные, хотя и кре­ще­ные, но в цер­ковь ходили редко, и своего сына при­ча­щали всего одна­жды в груд­ном воз­расте. И вот крест­ный решил сам пове­сти маль­чика в храм и при­ча­стить его. Дело было летом, на даче. Цер­ковь была непо­да­леку. И вот, утром, в будний день крест­ный при­е­хал к крест­нику, зара­нее пре­ду­пре­див его роди­те­лей, чтобы с утра маль­чика не кор­мили и не поили. Роди­тели про­явили пони­ма­ние и под­го­то­вили маль­чика, как могли, объ­яс­нив ему, куда он завтра пойдет. Крест­ный с крест­ни­ком пришли в храм. При­хо­жан в храме — два чело­века, да три бабушки на кли­росе. Свя­щен­ник начал литур­гию. Маль­чик спо­коен и послу­шен, с любо­пыт­ством раз­гля­ды­вает цер­ковь, свя­щен­ника. Маль­чику объ­яс­нили, что через какое-то время выйдет батюшка, и он его при­ча­стит, что не надо бояться, батюшка добрый, хоро­ший, что после при­ча­стия ему станет очень хорошо, очень радостно, что после при­ча­стия ему дадут попить сла­день­кой вкус­ной водички, а дома все его будут ждать с радо­стью. Ничто не пред­ве­щало в ребенке бес­по­кой­ства. Про­пели «Отче наш», моло­дой чело­век с крест­ни­ком на руках стоит у солеи, все ждут, когда выйдет батюшка с Чашей. Ребе­нок спо­коен, все в радостно-тор­же­ствен­ном ожи­да­нии. Отвер­за­ется завеса, выхо­дит свя­щен­ник с Чашей и… ребе­нок резко отво­ра­чи­ва­ется от Чаши, обеими руками хва­та­ется за шею своего крест­ного папы и уты­ка­ется носом в его плечо, явно давая понять, что пово­ра­чи­ваться он не наме­рен. Батюшка про­чи­тал молитву, подо­шел к краю солеи, но все попытки уго­во­рить маль­чика, раз­вер­нуть его лицом к Чаше ни к чему не при­вели. Ребе­нок не давал себя при­ча­стить. Батюшка воз­вра­тился в алтарь, попро­сив моло­дого чело­века попро­бо­вать при­ча­стить еще раз после службы. Служба подо­шла к концу, ребе­нок успо­ко­ился, снова встал на ножки лицом к алтарю, спо­койно стоял радом со своим крест­ным. Батюшка вышел на солею, сказал неболь­шую про­по­ведь и отпу­стил с Богом при­хо­жан. В церкви не оста­лось вообще никого. Свя­щен­ник попро­сил вновь подойти к солее и вновь Цар­скими вра­тами вынес Святые Дары. Тот же резуль­тат, маль­чик не дал себя при­ча­стить. Свя­щен­ник окон­ча­тельно унес Чашу в алтарь и посо­ве­то­вал моло­дому чело­веку дать ребенку хотя бы кусо­чек просфорки и раз­ре­шил запить цер­ков­ной запив­кой. К удив­ле­нию, ребе­нок принял все это без вся­кого сопро­тив­ле­ния.

Этот случай (вовсе не исклю­чи­тель­ный и не еди­нич­ный) застав­ляет о многом заду­маться. Ведь четы­рех­лет­ний ребе­нок еще не пони­мает, что такое Цер­ковь, При­ча­стие, просфора, запивка и проч. Однако он не захо­тел при­нять Святые Дары, а просфору и запивку принял. Спра­ши­вать его, почему он так сделал, бес­смыс­ленно, он еще слиш­ком мал, чтобы объ­яс­нить свои поступки. В данном случае бесы уже так завла­дели душой этого маль­чика, что вос­пре­пят­ство­вали ему при­нять в себя Тело и Кровь Хри­стову. Это уже очень тре­вож­ный симп­том, и роди­те­лям необ­хо­димо обра­щать на это вни­ма­ние. Если про­дол­жать и дальше рав­но­ду­ше­ство­вать, то душа ребенка еще больше загру­беет и спустя какое-то время ребенка уже будет трудно не то что при­ча­стить, но вообще при­ве­сти в цер­ковь. А ведь при­ча­ща­ясь, «мы при­об­ща­емся через мате­ри­аль­ность к Тому, Кем явля­ется Гос­подь Иисус Хри­стос и при­об­ща­емся к Богу» (Анто­ний, мит­ро­по­лит Сурож­ский).

Защи­той от напа­док врага рода чело­ве­че­ского явля­ются молитва и пост. И это не люди при­ду­мали, а Сам Гос­подь сказал: «Сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ). А слова Гос­пода непре­ложны. Истин­ность этих слов под­твер­жда­ется мно­го­ве­ко­вым опытом пра­во­слав­ной аске­тики и опытом наших пра­во­слав­ных совре­мен­ни­ков, кото­рые и в наше время живут пол­но­цен­ной духов­ной жизнью.

И вот что еще очень важно. При­ча­стием мла­де­нец при­ни­мает в себя всего Христа, однако при­ча­стие не может являться неким меха­ни­че­ским гаран­том житей­ского бла­го­по­лу­чия, удач­ной карьеры, сплош­ного везе­ния и проч. Нам не дано знать, каким путем пове­дет чело­века Гос­подь и по какому пути дви­нется сам чело­век. В его жизни могут быть силь­ней­шие иску­ше­ния, опас­но­сти, горь­кие ошибки, болез­нен­ные паде­ния. Но Сам Гос­подь Иисус Хри­стос будет укреп­лять его сердце, вну­шать добрые, разум­ные устрем­ле­ния, направ­лять его к верной дороге. Душа может увлечься гре­хами и похо­тями, но свет Христа, несрав­нен­ное тепло и сла­дость При­ча­ще­ния, испы­тан­ные ею в дет­стве, спо­собны, как ника­кая другая сила, помочь вер­нуться к Богу, в Его святой храм, поже­лать чистой жизни, при­не­сти от самого сердца истин­ное пока­я­ние, опом­ниться, как опом­нился блуд­ный сын. Нельзя лишать душу такой силы!

Чтобы мла­де­нец, когда под­рас­тет и придет в доста­точ­ный воз­раст, мог уже сам молиться и поститься пол­но­ценно, его надо к этому под­го­то­вить. То есть его душа должна быть не огру­бев­шей, а живой, спо­соб­ной вос­при­ни­мать духов­ные блага. И если в мла­ден­че­стве пре­не­бре­гать окорм­ле­нием души, то ее чув­стви­тель­ность, при­су­щая мла­ден­цам, посте­пенно утра­тится, а зараза пер­во­род­ного греха будет и дальше ее разъ­едать и при опре­де­лен­ных небла­го­при­ят­ных для чело­века обсто­я­тель­ствах такая душа будет не только неспо­собна вос­при­ни­мать духов­ную пищу, но напро­тив, будет чрез­вы­чайно вос­при­им­чива ко греху, т.е. будет склонна к злу. Так может вырасти чело­век, с виду кра­си­вый и силь­ный, обра­зо­ван­ный, спо­соб­ный добиться мно­гого в жизни, но с душой мутной и темной, а то и вовсе черной. Выра­жа­ясь мир­ским языком, вырас­тет обык­но­вен­ный него­дяй. Ника­кая мать не хочет, чтобы ее ребе­нок вырос таким.

Для каж­дого из нас в отдель­но­сти важно не то, как наш зна­ко­мый выгля­дит внешне, не то, во что он одет, не то, какое соци­аль­ное поло­же­ние он зани­мает, а то, какова его душа. В силу своей свя­щен­ни­че­ской дея­тель­но­сти мне при­хо­ди­лось общаться с раз­ными людьми, разных про­фес­сий и званий, раз­ного воз­раста и раз­ного уровня обра­зо­ва­ния. И ска­зать откро­венно, если чело­век без­ду­хов­ный, если его душа, лишь одна­жды при­об­щив­шись бла­го­дати Свя­того Духа в таин­стве Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния, больше не воз­гре­ва­ется любо­вью ко Гос­поду в молитве, то обще­ние с такими людьми (а их, увы, боль­шин­ство) не при­но­сит радо­сти и удо­вле­тво­ре­ния, таких людей очень жалко и хочется за них молиться. Надо про­сить Гос­пода, чтобы Он вра­зу­мил их, помог им ожи­вить свои души. Но и сам чело­век должен живить свою душу, питать ее. «Кровь Хри­стова… напо­яет душу, и сооб­щает ей некую осо­бен­ную силу. Достойно при­ем­ле­мая, она пре­сле­дует демо­нов и далеко их про­го­няет от нас, при­вле­кает же Анге­лов и Самого Вла­дыку Анге­лов; ибо где видят демоны Кровь Гос­подню, бегут оттоле, а Ангелы сте­ка­ются туда… Она — спа­се­ние душ наших; ею услаж­да­ется, ею укра­ша­ется, ею про­све­ща­ется душа наша; она соде­лы­вает ум наш све­то­зар­нее огня, душу — чище золота. Чрез про­ли­тие Ее самое небо стало для нас удо­бо­до­ступ­ным» (Св. Иоанн Зла­то­уст).! Поэтому те пра­во­слав­ные роди­тели, кото­рые или сомне­ва­ются в необ­хо­ди­мо­сти частого при­ча­ще­ния детей, или без­осно­ва­тельно боятся за здо­ро­вье своих чад, или не желают лишний раз бес­по­ко­ить мла­денца (надо оде­вать его, выно­сить на улицу, может быть, ехать на обще­ствен­ном транс­порте, у него нару­шится режим и т.п.), обна­ру­жи­вают ску­дость своей веры, непо­слу­ша­ние Церкви. Такие роди­тели сами, того не пони­мая, нано­сят своим детям огром­ный вред и тем самым совер­шают грех. Очень строго таких нера­зум­ных и нера­ди­вых роди­те­лей пре­ду­пре­ждает св. Иоанн Зла­то­уст: «Тогда мы дадим страш­ный ответ и в том, что теперь кажется мало­важ­ным; ибо Судия с оди­на­ко­вою стро­го­стью тре­бует от нас попе­че­ния о спа­се­нии и нашем и наших ближ­них… Нера­де­ние о детях больше всех грехов и дохо­дит до самого верха нече­стия… Раз­вра­ще­ние детей про­ис­хо­дит не от чего дру­гого, как от безум­ной при­вя­зан­но­сти (роди­те­лей) к житей­скому: обра­щая вни­ма­ние только на это, они необ­хо­димо уже нера­дят о детях с их душою. О Таких отцах я сказал бы (и никто пусть не при­пи­сы­вает этих слов гневу), что они хуже даже дето­убийц. Те отде­ляют тело от души, а эти и то, и другое вместе ввер­гают в огонь геен­ский».

«Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние ребенка должно начаться с самых первых дней рож­де­ния его, после Св. Кре­ще­ния» (св. мит­ро­по­лит Сера­фим (Чича­гов). Для мла­денца же хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние заклю­ча­ется именно в при­не­се­нии его в храм Божий и в при­об­ще­нии его Святых Тайн. Когда мла­денца, этот малень­кий живой комо­чек, под­но­сят к Чаше и при­ча­щают его Св. Крови Хри­сто­вой, то, как пока­зы­вает прак­тика, ребе­нок спо­койно Их при­ни­мает, не про­ти­вится Им. И это есте­ственно, ведь по слову Тер­тул­ли­ана «душа по при­роде своей хри­сти­анка». Свя­ти­тель Феофан (Затвор­ник) пишет: «заме­чено, что в тот день, когда дитя при­ча­ща­ется Святых Тайн, оно бывает погру­жено в глу­бо­кий покой, без силь­ных дви­же­ний всех есте­ствен­ных потреб­но­стей, даже тех, кото­рые в детях силь­нее дей­ствуют…» По мере телес­ного воз­рас­та­ния, мла­де­нец, при усло­вии регу­ляр­ного при­ча­ще­ния, будет воз­рас­тать и креп­нуть духовно, и тем успеш­нее про­ти­во­сто­ять напад­кам бесов­ским. Когда же ребе­нок вырас­тет из пеле­нок и войдет в воз­раст разум­ного вос­при­я­тия окру­жа­ю­щего его мира, то храм Божий для него будет уже родным и близ­ким, он уже будет охотно и осо­знанно при­ча­щаться. Бла­го­ра­зум­ные роди­тели по мере роста своего чада объ­яс­няют в доступ­ных ему словах и выра­же­ниях назва­ния и зна­че­ние пред­ме­тов, нахо­дя­щихся в храме, рас­ска­зы­вают о святых угод­ни­ках Божиих. Только нельзя ни в коем случае опус­каться до при­ми­тив­ного упро­ще­ния свя­щен­ных поня­тий, как это часто делают нера­зум­ные люди. Нельзя икону назы­вать кар­тин­кой, свя­щен­ника — «дядень­кой», Святые Дары — «сла­день­кой водич­кой» и т.д. Надо сразу, сыз­маль­ства, вкла­ды­вать в ребенка пра­виль­ные назва­ния и поня­тия. И если, в силу своего мало­лет­ства, ребе­нок чего-то не может понять, то, как гово­рится, всему свое время. Если же ребе­нок уже доста­точно боль­шой, но все же не все пони­мает, и пове­де­ние его в храме остав­ляет желать луч­шего, то это уже вина взрос­лых, кото­рые из-за своей соб­ствен­ной недо­ста­точ­ной куль­туры (духов­ной и свет­ской) не смогли вовремя объ­яс­нить ребенку необ­хо­ди­мые поня­тия. Если ребенка часто водить в цер­ковь, при­учать его быть в храме вни­ма­тель­ным, сле­дить за тем, как он ведет себя, куда направ­лено его вни­ма­ние, вовремя под­прав­лять его устрем­ле­ния и настро­е­ние, то слова молитв есте­ствен­ным обра­зом войдут в его созна­ние, без спе­ци­аль­ного заучи­ва­ния в каче­стве домаш­него зада­ния. И когда таким обра­зом с дет­ских лет идет гар­мо­нич­ное раз­ви­тие чело­века, когда чело­век одно­вре­менно раз­ви­ва­ется и телесно, и умственно, и, самое глав­ное, духов­ное раз­ви­тие его не отстает, тогда в таком чело­веке раз­ви­ва­ется духов­ное миро­ощу­ще­ние и пра­во­слав­ное рели­ги­оз­ное миро­воз­зре­ние. Такой чело­век будет везде ощу­щать при­сут­ствие Божие, Его благой Про­мысл о каждой душе чело­ве­че­ской, Его любовь ко всему пад­шему роду чело­ве­че­скому. И он будет стре­миться отве­тить своей любо­вью на неиз­ме­ри­мую любовь Божию и испол­нять Его святую волю. И хотя на такого чело­века будут осо­бенно сильны нападки врага рода чело­ве­че­ского, но зре­лость его души, посто­янно укреп­ля­е­мая верой и упо­ва­нием на помощь Божию, поз­во­лят в этой неви­ди­мой брани высто­ять. И хотя в жизни такого чело­века будут и гре­хо­па­де­ния, но пра­во­слав­ное миро­воз­зре­ние при­учает чело­века не отча­и­ваться, а вновь и вновь при­па­дать ко Гос­поду с сокру­шен­ным серд­цем и со сле­зами пока­я­ния, исправ­ляться и идти дальше к завет­ной цели каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, коей явля­ется Цар­ство Небес­ное! Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *