Для чего причащают больных в больнице

О причащении тяжелобольных или когда Бог не цель жизни, а средство

Для чего причащают больных в больнице. Смотреть фото Для чего причащают больных в больнице. Смотреть картинку Для чего причащают больных в больнице. Картинка про Для чего причащают больных в больнице. Фото Для чего причащают больных в больнице

Батюшка, причастите ее, ведь уже третий день мучается.

— Ну как же? Ведь страдает человек… надо помочь…

— Так чем я ей помогу? Разве помолиться о ней, так это всем надо.

— А Вы причастите ее, что б не мучалась!…

Это еще цветочки. Лежит человек, никакой. Второй день не ест. Все, дальше уже ничего нет.

— Я все слышу – свистящий шепот, губы уже не шевелятся.

— Вы хотите причаститься? (Родственники уговаривали поехать утверждая, что и причаститься хочет и сама просила об этом.)

— Я не знаю что это такое…

Читайте также по теме:

Начинаю объяснять. Через две секунды она спит, приходится будить. Еще пара слов, она засыпает накрепко. Спрашиваю у родных:

— Она причащалась, исповедовалась?

— А если Вы ее не причастите, то ее отпевать разве можно?

Вот тебе и на… весь сыр-бор не ради спасения ее души, а чтобы соседи не осудили, что вот умерла, а ее родственники не отпевали…

Или вот еще история.

— Батюшка, причастите отца.

— Теперь не могу, надо было звать пока он в сознании был.

— Так кто ж знал, все надеялись, что еще поживет.

— Так при чем тут поживет-непоживет, вы что ж больного человека совсем без причастия оставили?

— А он не просил никогда,- подумал малость: – Батюшка, поедем, я все оплачу.

— Да при чем тут деньги? Нельзя причастить человека, когда он не понимает того, что с ним происходит, когда он сам не хочет и не хотел. Мужик переходит на крик:

— Да что это за церковь, что за попы пошли! Совсем зажрались! Третья церковь уже и никто отца причастить не хочет, даже за деньги! А завтра он уже совсем умрет.

Обычно, когда ситуация не такая трагичная, я советую умникам засунуть эти деньги себе куда подальше… Что за мода? Священники не наемные работники, мы служители Христа и Его Церкви. Даете пожертвования – спаси Бог! Не даете? Господь воздаст нам сторицею. Мало что ли делаем без всякого вознаграждения ради спасения людей?

Наверное это гордость, надо просто брать и делать все, что людям в голову взбредет… 🙁 (злая шутка)

В этот раз промолчал. Я не знаю, из-за чего так переживал сын, какая еще бредовая идея заставляла его требовать в третьем храме причастия для человека, который уже не может принять участие в Таинстве, но отца мне очень жаль… Ни себе, ни сыну… Для чего жил? Что после себя оставил? Чему чадо научил?

Александр Стрижак, протоиерей
Интернет-журнал «Русская неделя» – 27.12.2007.

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Для чего причащают больных в больнице. Смотреть фото Для чего причащают больных в больнице. Смотреть картинку Для чего причащают больных в больнице. Картинка про Для чего причащают больных в больнице. Фото Для чего причащают больных в больницеДля чего причащают больных в больнице. Смотреть фото Для чего причащают больных в больнице. Смотреть картинку Для чего причащают больных в больнице. Картинка про Для чего причащают больных в больнице. Фото Для чего причащают больных в больницеДля чего причащают больных в больнице. Смотреть фото Для чего причащают больных в больнице. Смотреть картинку Для чего причащают больных в больнице. Картинка про Для чего причащают больных в больнице. Фото Для чего причащают больных в больницеДля чего причащают больных в больнице. Смотреть фото Для чего причащают больных в больнице. Смотреть картинку Для чего причащают больных в больнице. Картинка про Для чего причащают больных в больнице. Фото Для чего причащают больных в больницеДля чего причащают больных в больнице. Смотреть фото Для чего причащают больных в больнице. Смотреть картинку Для чего причащают больных в больнице. Картинка про Для чего причащают больных в больнице. Фото Для чего причащают больных в больнице

Для чего причащают больных в больнице. Смотреть фото Для чего причащают больных в больнице. Смотреть картинку Для чего причащают больных в больнице. Картинка про Для чего причащают больных в больнице. Фото Для чего причащают больных в больнице

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды члену Совета Федерации Л.Н. Глебовой и генеральному директору ГК «Росатом» А.Е. Лихачеву

Святейший Патриарх Кирилл вручил В.В. Жириновскому орден благоверного князя Даниила Московского I степени

В Неделю 23-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве

Временное управление Андреевским ставропигиальным монастырем поручено митрополиту Каширскому Феогносту

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с трагедией на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области

Архив

«Мы надеваем защитный костюм и причащаем». Как священники посещают больных с коронавирусом

Для чего причащают больных в больнице. Смотреть фото Для чего причащают больных в больнице. Смотреть картинку Для чего причащают больных в больнице. Картинка про Для чего причащают больных в больнице. Фото Для чего причащают больных в больнице

В Москве священники посещают пациентов с COVID-19 дома и в стационарах. Как в этом случае совершать таинства, могут ли священнослужители приехать в больницу к людям с коронавирусом, работают ли больничные храмы, в интервью порталу «Православие и мир» рассказал протоиерей Иоанн Кудрявцев, заместитель председателя Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы.

— Отец Иоанн, для чего священник посещает заболевшего?

— Любой больничный священник знает, что люди, которые болеют и страдают, задают себе вопросы. За что мне это? Почему я болею? Как мне это испытание пережить, для чего оно послано?

Мы всегда очень явно чувствуем и замечаем, что именно в страдании Господь особенно близок к человеку. Во время болезни, особенно во время такой масштабной эпидемии, которая охватила весь мир и которая является явным посещением Божиим, особенно важно, чтобы священник был со своей паствой, со страдающими.

Главное дело священника — спасти душу человека, чтобы человек понял Промысл Божий о себе самом. Понял, для чего Господь допускает это испытание, и сделал соответствующие выводы, изменил свое отношение к Богу, к окружающим людям, к самому себе. И самая важная цель священника — помочь человеку на этом пути, поддержать его молитвой, участием в таинствах.

Именно поэтому мы, священники, окормляющие больных, уже не один день добиваемся, чтобы нам разрешили посещать пациентов с коронавирусом в стационарах, ведь они сейчас нуждаются не только во врачебной помощи, но и в духовном утешении, в духовной поддержке. Понятно, что врачи делают очень важное дело, и мы ни в коем случае не должны им мешать, мы обязаны подчиняться всем их требованиям, инструкциям.

Господь Сам говорит в Евангелии «надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). То есть мы должны исполнять и медицинскую правду, и человеческую. Но мы должны исполнять и правду Божию. А она состоит в том, чтобы помочь страдающему человеку встретиться со Христом, дать ему слова утешения и поддержки.

Есть такое понятие, что болезнь исцеляет душу. Так вот, если болезнь пройдет просто в безверии, в отчаянии, в страхе, то она может привести только в состояние уныния и подавленности. Человек уже будет страдать не столько от вируса и эпидемии, сколько от депрессии, от страшных мыслей, что вообще жить не стоит, потому что жизнь ужасна и бессмысленна. И чтобы этого не случилось, мы должны быть рядом со страдающими людьми.

Мы пытаемся донести до всех и объяснить, что готовы соблюдать все санитарные нормы. Мы готовы надевать защитные костюмы, мы провели уже несколько семинаров и тренингов по тому, как правильно это делать.

— А кто проводит эти тренинги?

— Конечно, мы советуемся с профессионалами — с врачами, чтобы делать это грамотно и правильно, никого не подвергая опасности: ни себя самих, ни своих прихожан, ни своих близких. У нас есть много врачей-консультантов, мы учитываем все их рекомендации во всем. Кроме того, у нас в больничной комиссии есть священник-врач.

Защитный костюм, маска, очки. А под ними — человек с утешением и молитвой

— Приходите ли вы к людям, которым диагностировали коронавирус, но их состояние позволяет им лечиться дома?

— Мы уже несколько раз ходили к таким пациентам домой, соблюдая все меры безопасности: мы надеваем защитный костюм, маску, перчатки — делаем все так же, как делают врачи.

Но больные, которые находятся дома — это, как правило, люди со средней и легкой степенью тяжести течения заболевания, да, им тоже нужна пастырская поддержка. Но они, поправившись, после снятия общего режима самоизоляции в стране смогут пойти в храм.

В больнице же есть группа тяжелых пациентов, которые могут уйти, не принеся Богу покаяния, не примирившись с Ним. Это более серьезная проблема. Поэтому мы просим, чтобы нас пускали и к тяжелым пациентам. Это очень важно для тех людей, которые сейчас страдают. Может быть, это единственный шанс для верующего человека примириться с Богом.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как вы приходите к больным с коронавирусом?

— Во-первых, у нас есть полные защитные комплекты — комбинезоны. По совету врачей, когда мы приезжаем домой к человеку с COVID-19, мы надеваем защитные комбинезоны, еще находясь на улице: в подъезде тоже может быть инфекция. Надеваем защитный комбинезон, бахилы, перчатки, респираторы или защитную маску, очки, которые полностью закрывают лицо, надеваем шапочку, капюшон и, только вот так облачившись, идем к человеку.

У нас даже чин последования исповеди и причащения на дому распечатан на принтере, потом мы его оставляем в квартире, чтобы ничего не выносить из нее. Обычно заранее просим, чтобы все уже было приготовлено для молитвы, для исповеди, для причастия. Совершаем чинопоследование, причащаем человека.

Очень важно, чтобы человек не испугался священника в непривычном одеянии, чтобы понимал — к нему пришел не космонавт, не робот, а живой человек с молитвой, с утешением. Поэтому я стараюсь через маску, через очки все-таки как-то человеку дать почувствовать тепло, сочувствие, сострадание. Есть требование, что долго находиться в квартире пациента нельзя. Обычно мы находимся там 20-25 минут, не больше.

Мы регулярно отрабатываем умение правильно надевать и снимать защитную одежду. Снять ее правильно — еще более сложная задача. Когда священник уходит из квартиры пациента, на улице его ждет помощник, тоже в защитной одежде, который помогает правильно все снять, чтобы нам самим не заразиться. Мы снимаем защитный комбинезон, выворачивая внутрь, как это делают врачи, постепенно снимаем все средства защиты в той последовательности, как это положено. Мы это дезинфицируем, у нас есть дезинфицирующие растворы. Несколько раз дезинфицируем перчатки. Потом все, что остается, мы складываем в специальные желтые пакеты, которые отвозим в Алексеевскую больницу, где специально создан пункт сбора таких отходов класса «Б», где они специальным образом утилизируются.

Мы даже используем специальный подрясник, только в нем приезжаем к больному. Потом мы стираем его при 60 градусах, подвергаем санобработке и стараемся не использовать в обычных условиях. То есть все меры санитарной безопасности мы стараемся соблюдать.

К нам в последнее время стали обращаться священники из разных регионов с просьбой научить их делать то же самое. Думаю, сейчас потребность в этом будет возрастать — все больше и больше людей с коронавирусом будут вызывать священников к себе. И поэтому, конечно, работа предстоит большая — не только самим навещать больных, но и обучать тех священников, которые с этим еще не сталкивались. Важно, чтобы пастыри были защищены, чтобы они не слегли.

— А как вы причащаете людей с коронавирусом?

— У нас есть благословение Святейшего Патриарха, как причащать в таких условиях. Не буду вдаваться в подробности — это такой специальный вопрос, он не совсем понятен широкой аудитории. Но, во всяком случае, мы стараемся минимизировать контакт. Мы стараемся причащать человека так, чтобы от него ничего не забрать потом домой — ни Чашу, ни лжицу. Мы причащаем по тому образу, который был принят в древней Церкви — верующим влагали частицу прямо в уста. Это сделано для того, чтобы минимизировать все риски заражения.

— Когда вы приходили к таким людям в непривычном для священника облике, как они реагировали?

— Достаточно благодушно. Когда я прихожу, сразу извиняюсь: «Простите меня, что я в таком виде, но таковы инструкции». И люди относятся с пониманием. Они не обижаются, не пугаются. Даже трехлетний ребенок, которого я причащал, и то меня не испугался, хотя смотрел с удивлением.

Стараешься сказать что-то нейтральное, пошутить, разрядить обстановку. Все прекрасно понимают ситуацию, говорят: «Да к нам медики уже приезжали в таких же костюмах».

— К людям, у которых диагностирован коронавирус, направляются не все священники, какая-то определенная группа?

— Да, по благословению Святейшего Патриарха создана специальная группа больничных священников для Москвы, которые прошли специальную подготовку. И, кроме того, есть группа волонтеров-помощников этих священников. Как я говорил, священникам необходима помощь, они одни не справятся со снятием спецзащиты.

Вызвать священника к больному коронавирусом можно, позвонив на номер Больничной комиссии при Епархиальном совете Москвы +7 (903) 660-30-40.

Работают специальные координаторы, которые направляют священников по вызовам.

К сожалению, эта группа священников очень небольшая для Москвы. Если вырастет количество обращений, мы просто не справимся. Поэтому мы просим священников, в том числе монашествующих, присоединяться к нам.

Ситуация с посещением больниц очень сложная

— Передать Святые Дары в больницу желающему причаститься нельзя через кого-то, скажем, через медработника?

— Пока такой способ причащения нам не благословляет Священноначалие. Хотя в истории известны случаи, когда, например, в период гонений, Святые Дары передавались в просфоре, даже в хлебе. Но это исключительные случаи.

В данной ситуации есть риск больших искушений, если человек, далекий от Церкви — медсестра или врач, возьмет эту просфору, в которой внутри заложены Святые Дары, и, по непониманию, бросит, забудет и так далее. Это будет большой грех и большое поругание Тела и Крови Христовых.

— Перенимаете ли вы опыт священников, служащих за рубежом, в тех странах, где эпидемия началась раньше?

— Пока еще не занимались этим вопросом. Хотя, наверное, такой опыт есть у наших собратьев, которые сейчас служат в Западной Европе — в Италии, в Германии, во Франции. Думаю, что мы будем искать возможности с ними контактировать и что-то заимствовать из их опыта. Мир очень хрупкий, и мы очень немощны, поэтому надо друг друга поддерживать и быть ближе.

— В какой стадии сейчас переговоры по поводу разрешения допуска священников в больницы к больным с коронавирусом?

— Пока нам не удается получить разрешение на посещение большинства больниц. Причем не только больниц, где лежат люди с коронавирусом. Сейчас если человек в больнице просит о том, чтобы к нему пришел священник, в большинстве случаев нас просто не допустят к нему. Но за последние несколько дней лед тронулся, и в некоторые больницы мы все же попали с разрешения руководства учреждений. Правда, пока это, к сожалению, скорее исключение, чем правило.

— В больницу священника зовут сами пациенты или их родственники?

— Как правило, родственники, когда пациенты уже в достаточно тяжелом состоянии и не могут сами позвонить. Часто встречается ситуация, когда люди до болезни особенно не стремились к тому, чтобы исповедоваться, причащаться. А когда случилась беда, когда велик риск того, что человек может уйти из этой жизни, родственники, переживая за близкого, в последний момент начинают бить тревогу, просить: «Батюшка, пожалуйста, приезжайте быстрее, потому что ему совсем плохо».

Это самая сложная ситуация для священника, потому что приходится исповедовать человека в тяжелом состоянии. Может быть, он уже плохо разговаривает, а надо пытаться его исповедовать. Это очень сложно, когда остается очень мало времени, а у пациента — мало сил, он уже не совсем все правильно воспринимает.

К сожалению, есть какое-то нехорошее представление, что священника надо приглашать только к умирающему. Конечно же, нет. Мы приходим к пациенту не для того, чтобы его напутствовать перед смертью, а для того, чтобы дать ему встретиться со Христом, дать ему возможность получить духовную благодатную помощь. А там уже мы не знаем, будет ли воля Божия этому человеку жить и приносить Богу плоды покаяния, либо ему в мире, в покаянии отойти ко Господу.

— Есть рекомендации для священника, если он идет не к пациенту с коронавирусом, а к верующему в самоизоляции?

— Да, такие рекомендации были разработаны нашей комиссией и присланы во все храмы. Основная рекомендация: священник должен быть в маске и лучше — в перчатках, стараясь минимизировать контакт.

— Если говорить не о больных коронавирусом, а о людях, которые находятся в других больницах — к ним пускают священников? Открыты ли больничные храмы?

— Многие больничные храмы открыты. Но, как я уже говорил, непосредственно к пациентам сейчас в большинстве больниц доступ либо ограничен, либо вообще для нас запрещен. В целом ситуация с посещением больниц очень сложная.

Источник

Чин причащения больного на дому

Для чего причащают больных в больнице. Смотреть фото Для чего причащают больных в больнице. Смотреть картинку Для чего причащают больных в больнице. Картинка про Для чего причащают больных в больнице. Фото Для чего причащают больных в больницеПравославная Церковь, освящая и укрепляя нас таинствами и молитвами в продолжение всей нашей жизни, не меньшее попечение прилагает о нас и тогда, когда мы подвергаемся различного рода тяжелым болезням и недугам или стоим уже у врат вечной жизни.

С древнейших времен церковными правилами (Первый Вселенский Собор, 13 пр.) определено, чтобы никто из отходящих из этой жизни не был лишен причащения Святых Таин как последнего и важнейшего напутствия. Поэтому больных, которые не могут прийти в храм для причащения, Церковь позволяет причащать Святых Таин на дому, и даже после вкушения пищи, чтобы кто не умер без причастия. В Требнике помещен «чин, егда случится вскоре вельми больному дати причастие» (Большой Требник, гл. 23 и Малый Требник).

Священник Православной Церкви должен особое иметь попечение о вечном спасении больных. Это одна из самых важных и в то же время самых трудных обязанностей священнического звания.

Священник, позванный к постели умирающего, напутствует его в вечную жизнь спасительными Тайнами Тела и Крови Христовых. Приобщение больного Святых Таин может послужить как духовному, так и телесному его врачеванию.

Нигде так не проявляется сострадание и любовь священника к пасомым, как у постели больного. Посещение больных принадлежит к числу самых утешительных обязанностей священника и делается неисчерпаемым источником благословения и благодарности со стороны страждущего, получившего успокоение, утешение, воодушевление и подкрепление через исповедь и приобщение Святых Таин, и чрез слово пастыря, исполненное духом любви, участия и сострадания к больному.

Вместе с тем священник своим посещением больного должен способствовать той цели, которой Бог хочет достигнуть, испытывая больного скорбями и болезнями как средствами спасения и вразумления, соответственно его внешней и внутренней жизни и духовному состоянию.

От самого священника, посещающего больного, много требуется знания человеческого сердца, такта и благоразумия, много терпения и любви, равно энергии и живой ревности к делу Божию для достижения несомненной духовной пользы при посещении больных. Скромность (особенно относится к молодым священникам), кротость и смирение, участие к горю и страданиям в соединении с ласковостью, отсутствие брезгливости, выдержка и спокойствие, мудрость, христианское благоразумие и осмотрительность в слове и наставлении больному, и многие другие личные качества должны быть у священника как утешителя и духовного отца своих больных духовных чад. При посещении больных только молитва доставляет священнику истинную бодрость, делает его кротким, терпеливым и любвеобильным. Молитва о себе и о больном.

Священник должен тщательно блюсти, чтобы, будучи позван к тяжелобольному, своим отказом или замедлением не лишил умирающего больного последнего и спасительного напутствия Святыми Тайнами. Великий грех на душе священника, если больной, по его вине, отойдет в загробную жизнь без принятия Святых Тайн.

Больные обычно причащаются запасными Святыми Дарами, заранее приготовленными и хранящимися в дарохранительнице (св. кивоте) на престоле. Для причащения больного священник в епитрахили и поручах с благоговением берет частицу Святых Даров (по числу больных) из дарохранительницы и полагает в особый ковчежец, употребляемый при причащении больных; ковчежец же вкладывается в дароносицу. Дароносицу священник, идя к больному, должен нести на своей груди, с подобающей таинству честью, в сумочке, при помощи ленточки надеваемой на шею.

Придя в дом больного, священник обыкновенно расстилает покровец (воздух) на столе, покрытом скатертью, одевает поручи и епитрахиль, на воздух полагает дароносицу, возжигает пред ней свечу и, сделав пред Святыми Тайнами поклон, приступает к совершению священнодействия. «Приемлет иерей, — говорится в Требнике, — (лжицей) часть от Святых Таин, влагает в (маленький) потир и вливает мало вина, якоже мощно больному удобь прияти то».

После этого священник творит возглас: «Благословен Бог наш», читает обычное начало, по «Отче наш» читает «Верую», и после молитвы Святому Духу, — еще 3 молитвы. Во всех этих молитвах Церковь от лица больного умилостивляет Господа, исповедует правую веру и недостоинство готовящегося причаститься, призывает Святого Духа, очищающего нас от всякой скверны, и произносит молитвы об отпущении грехов больному и о достойном принятии Святых Таин. Последняя из этих молитв особенно умилительна для больного многократным призыванием Господа (читается лицом к больному): «Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя… и прощение грехов да подаст тебе. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего».

Если больной прежде этого не исповедовался, то священник исповедует его наедине, и после этого читает молитву о кающемся: «Господи Боже наш», после которой произносит разрешительную молитву таинства Исповеди: «Господь и Бог наш Иисус Христос» (см. чинопоследование исповеди) и, пригласив обязательно домочадцев, тотчас причащает больного.

Пред причащением больного священник обыкновенно произносит: «Со страхом Божиим и верою приступи» и читает молитву «Верую, Господи, и исповедую. », которую больной повторяет за священником. При приобщении произносит: «Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крови. ».

После причащения читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое, Отче наш, тропарь дня и Богородичен, и творит священник отпуст настоящего дня.

Тяжелобольных допускается причащать без соблюдения правила, положенного для приготовления ко св. Причащению, даже после вкушения пищи, но не иначе, как после исповеди. Но при возможности больные, так же как и здоровые, воздерживаются от принятия пищи пред причащением.

Обычай во всякое время причащать больных на дому имеет свое основание в практике древней христианской Церкви. Еще святой мученик Иустин (II в.) засвидетельствовал, что Святые Дары после приобщения всех присутствовавших при совершении литургии были посылаемы чрез диаконов к не бывшим в церкви. Не менее древне и то обыкновение, что присутствовавшие при богослужении уносили с собой некоторую часть Святых Даров для ежедневного причащения. В Постановлениях апостольских заповедуется диаконам, чтобы остатки Святых Даров вносили в особые отделения при алтаре (ластофории) и относили для причащения к отсутствующим, как-то: больным, заключенным в темницах ради имени Христова и проч. Обычай напоять Тело Христово Святою Кровию для причащения в домах прежде всего возник в египетских странах, как видно из послания папы Юлия к египетским епископам; а отсюда этот обычай перешел на всю Восточную Церковь.

В древней Восточной Церкви не было особого краткого чина причащения больных, так как и обычное последование ко святому Причащению, заменой которого служит чин причащения больных, в древности отличалось краткостью. В первый раз такое чинопоследование было составлено частным лицом, неизвестным автором, италийским греком, во второй половине VII в. Однако это последование, отличавшееся сложностью и законченностью, не было внесено ни в греческие Евхологии, ни в славянские Требники, хотя в Италии имело широкое употребление.

Помещенный в Требнике чин причащения больных произошел в Русской Церкви. Начало ему положено в ответе Новгородского епископа Нифонта Кирику (XII в.), хотя в нем и не указываются определенно все молитвы. В ответе Нифонта этот чин излагается так: после начального возгласа священника «Благословен Бог наш» и начальных молитв читается Символ веры, молитва: «Вечери Твоея тайныя», Слава: Царю Небесный. И ныне: Богородичен, Господи помилуй (40 раз), молитва пред причащением и самое причащение.

Этот устав причащения «вборзе» печатался отдельно в богослужебных книгах, начиная с XVI века. Две молитвы, входящие в состав нынешнего чина причащения больных, заимствованы (с некоторыми изменениями) из последования ко святому Причащению.

Третья молитва читалась в качестве разрешительной в русских чинах исповеди дониконовского времени и, кроме того, читалась священником пред совершением литургии. Молитва, читаемая теперь после исповеди больного: «Господи Боже наш, Петру и блуднице слезами грехи оставивый» — была разрешительной после исповеди в древних греческих чинах исповеди.

Приготовление запасных Святых Даров для причащения больных обыкновенно совершается в Великий Четверг, потому что в этот день воспоминается само установление Божественной Евхаристии, но это приготовление может быть совершено и во всякое другое время.

В тех церквах, где литургия совершается ежедневно, частицы Святых Даров для причащения больных могут быть оставляемы в дарохранительнице от одной литургии до другой, каждый день обновляясь, заменяясь новыми (прежние же частицы потребляются на литургии).

Для приготовления запасных Даров приготовляется и поставляется на дискосе второй большой Агнец, рядом с первым, причем приготовляется с произнесением тех же проскомидийных слов, как для Агнца, предназначенного для совершения литургии. Освящение (совершительные слова) обоих Агнцев на литургии совершается вместе (а не порознь).

После освящения Даров, после возгласа «Святая святым» пред причащением, священник берет (в левую руку на губу) Агнец, приготовленный для запасных Даров, и понемногу лжицей, в местах крестообразного разреза, напояет его Кровию Христовой, держа над потиром. При этом требуется большая осторожность и внимание, чтобы не перемочить Святой Агнец и как бы от излишества не упала куда-нибудь капля Святой Крови. Напоенный Кровию Агнец полагается на престоле в кивот или дарохранительницу до окончания литургии.

Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.

По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.

Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.

Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).

Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.

В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

После возгласа «Святая святым» и приобщения священнослужителей частицы НИ и КА заготовленного большого Агнца раздробляются на многие частицы на втором дискосе. Затем на каждую частицу лжицей отделяется по капельке Святой Крови. После этого на дискос с раздробленными частицами ставится звездица и накрывается сверху покровцем. Дискос с частицами оставляется на престоле до конца литургии. После литургии с краю развернутого антиминса на престоле

поставляется чугунок на треножнике, до половины наполненный горящими углями, а на перекладине (крестовине), сверху чугунка, ставится дискос и совершается высушивание частиц, — частицы переворачиваются копием, чтобы не подгорели.

На случай, если указанных приспособлений нет в храме, может быть удобно употреблен следующий способ просушивания Святых Даров над свечой.

На краю развернутого антиминса расстилается на престоле воздух, на нем ставится подсвечник с зажженной свечой из чистого воска (чтобы не давала копоти). Подсвечник берется тот самый, который ставится на жертвеннике пред Святыми Дарами.

Дискос с раздробленными частицами Святых Даров священник берет за края руками, ничем не обернутыми, поднимает и держит над зажженной свечой до тех пор, пока ощутит края дискоса достаточно нагретыми, но не настолько горячими, чтобы нельзя было держать. Тогда он ставит дискос на антиминсе (на воздухе), пока немного остынет. Потом опять подогревает дискос и опять отставляет, повторяя это до тех пор, пока не высохнут Св. Дары, конечно, при этом переворачивая их копием.

При подогревании дискоса снизу священник наблюдает, чтобы не подкоптить самого дискоса или его поддона (см. Тульск. епарх. ведом. 1874, № 5).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *