Для чего прикладываются к плащанице
ИВАНОВА ГОРА
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЦЕРКОВНЫЙ КОМПЛЕКС « ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ. ХРАМ ПРОРОКА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА В СЕЛЕ ИВАНОВА ГОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ »
Храм нуждается в восстановлении. Любая помощь будет принята с благодарностью.
Банковские реквизиты:
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Мар | Май » | |||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
ЧТО ТАКОЕ ПЛАЩАНИЦА? КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ПЛАЩАНИЦЕ?
Святая Плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой Плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода… Поклонение святой Плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа, который от любви к нам умер на кресте.
К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы. Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу ночью.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ПЛАЩАНИЦЕ?
Сначала следует прочитать молитву «Благообразный Иосиф».
Сделать 3 земных поклона. В предпраздничные дни очередь к святыне будет большой, поэтому молитву и поклоны стоит делать заранее, чтобы никого не задерживать.
При целовании Святой Плащаницы целуют честные ноги и честные руки (на честные руки обычно возлагается Евангелие для целование). Честный Лик (лицо) не целуют!
Молитва «Благообразный Иосиф», стихира, глас 5:
Слово перед Плащаницей
Станем добре, христиане, станем со страхом! Станем благоговейно в доме Бога нашего перед гробом Спасителя, как перед раскрытой книгой.
Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон
Вот конец земных трудов Сына Божия, Который греха не сотворил и ни в чем виновен не был. Любовь к людям свела Его с небес на землю, а злоба людская повела Его на муку. Но не просто убили, а осудили сперва, придав злодейству законный вид. И не просто казнили, но пытали и мучили, насмехались и злорадствовали, словно объявляя через дела свое родство с демонами.
Всему приходит конец. Пришел конец и страданиям Праведника. Вот Он лежит перед нами так явно, словно мы у подножья Голгофы, а рядом в винограднике – гроб, где положат Его.
Ноги Его замерли; ноги, обошедшие Святую Землю, ходившие по водам, как по суху. Ноги, целуя которые и отирая распущенными волосами головы своей, блудницы получали оставление грехов.
И руки Его замерли. Руки, с детства приученные Иосифом держать пилу и рубанок. Прежде, нежели появились на них раны от гвоздей, были на них мозоли, обыкновенные у плотников. Эти руки ломали и умножали пять хлебов для пяти тысяч народа; эти руки прикасались к слепым глазам, прокаженным телам и брали за руку умерших. От прикосновения этих рук открывались очи, уходила проказа и воскресали мертвые. Теперь на них сквозные раны от гвоздей, и свела их судорога.
Закрылись очи, видевшие насквозь всю тайну сердца человеческого; очи, от прямого взгляда которых отворачивается лукавый грешник. Еще прежде смерти очи Христовы были закрыты гематомами от кулачных ударов, помрачились от скорби и окровавились от ран, нанесенных терновым венцом. Теперь они закрыты.
Вы еще не плачете, христиане? Уже давно пора каменному сердцу размякнуть и сухим глазам увлажниться. И вот почему. Если каждый из нас спросит Отца Небесного: «Кто так тяжко согрешил, что понадобилась столь великая и страшная жертва?» – то шепнет нам на ухо Бог: «Ты».
«Я?! Неужели так тяжко я согрешил, что цена моего искупления – лежащий передо мной во гробе истерзанный и замученный Сын Божий?» Да. Это так. «Ты был виноват – Я вину твою на себя взял. Ты был должник – Я долг твой заплатил. Ты мукам повинен – Я муку за тебя принял», – так говорит Христос искупленному человеку.
На Кресте Он бессилен и во гробе бездыханен. Но за гробом, там, где продолжается жизнь, не видимая человеческим глазом, Он действует. Он сокрушает ад. «Возьмите врата, князи адские, и внидет Царь славы». Кто этот Царь славы? Господь, крепкий и сильный в брани, Тот есть Царь славы! И пока мы стоим в умилении у гроба, Христос – сильный и непримиримый – топчет точило ярости в местах, где томились связанные души.
Нынешняя Великая пятница – не чета той единственной и ужасной Пятнице, когда никто не знал, что Он воскреснет. Ныне всё пронизано лучами воскресения, которые даже неверующего берегут от отчаяния и согревают. А тогда для всех, кто любил Его, жизнь потеряла всякий смысл. И нам никогда не понять ужас той единственной Пятницы, потому что опустевший гроб Господень от нас уже на расстоянии двух неполных дней.
Но зачем мы празднуем эти дни год за годом? Не для того ли, чтобы полюбить всем сердцем, умом и душой Сладчайшего Иисуса? Чтобы помнить Его слово и дышать Его именем. Чтобы исполнять Его заповеди и с верой принимать Его Таинства. От Его пронзенных рук и ног, от Его закрытых глаз и уст вернемся к наших устам, глазам, ногам. Помолимся:
Иисусе, дай мне ноги, да приду к Тебе,
Иисусе, дай мне руки обнять Тебя.
Дай мне слух, чтобы слышать голос Твой. Дай мне очи, чтобы видеть если не Лик Твой, то хотя бы след ног Твоих.
Дай мне всего Себя. Отыми от меня мое и дай мне Твое. Забери от меня мое ветхое и дай мне Твое новое. Всего меня обнови.
Сердце новое дай мне, сердце живое, Тебя любящее, Тебя слушающее, Твоих словес трепещущее, Тобою питающееся.
Так пусть молится твоя душа и моя душа, брат и сестра, пока мы, стоя в стороне, как жены-мироносицы, глазами, полными слез, зрим, «где Его полагаху».
Купить книгу протоиерея Андрея Ткачева «Каюсь, что я не ангел» можно здесь:
Когда нужно печь паски и зачем прикладываться к Святой Плащанице
По мере приближения праздника Воскресения Христова возрастает значимость каждого дня подготовки к этому великому событию. И последние три дня – особенно важны для верующих. О том, как их следует провести, рассказывает благочинный Павлоградского церковного округа протоиерей Валентин Цешковский.
Украинский народ за много веков христианства создал различные традиции подготовки и празднования святых дней. Особенно много обычаев связано с Пасхой Христовой. Но все ли они оправданы с христианской точки зрения? И как правильно подготовиться к празднованию Светлого Христова Воскресения? Об этом читайте в интервью, которое дал отец Валентин.
«Да молчит всякая плоть человеческая!»
– Отец Валентин, в народе существует поверье, что яйца красить, паски печь, в доме прибираться нужно в чистый четверг, но ни в коем случае не в страстную пятницу… А в субботу готовят другие блюда на грядущий праздничный стол. Обязательное ли выполнять такое правило?
– Уставных церковных указаний нет по этому поводу. Это просто народное поверье. Но нужно осознавать, что три предпасхальных дня чрезвычайно важны. По святости. Потому что с Чистым четвергом связано Таинство Евхаристии – святого причастия. В этот день Христос впервые за всю Свою земную жизнь причащает своих учеников.
Преломляя хлеб, Он говорил: « Примите и ешьте – это есть тело Мое!» А подавая вино, говорил: «Это кровь Моя». Соответственно, хлеб и вино, по снисхождению на них благодати Святого Духа, преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. В этот день многие верующие люди причащаются – вот что важно.
А в Страстную пятницу причастия нет. В этот скорбный день даже литургия не совершается. Только погребение Плащаницы и другие великопостные службы.
Что же касается субботы. То в этот день «да молчит всякая плоть человеческая»! Лишнего слова не следует говорить. Потому что Христос погребен! Телом в гробу находится, а душой сошел в Ад и там проповедует Евангелие праведникам Аврааму, Иакову, Давиду, Соломону и другим. И всех их, а также язычников, которые уверовали в Него, Он выводит из Ада.
Когда исчезают время и пространство
Этот день очень много значит и для нас, облеченных в грешное тело, но имеющих душу. Мы, находясь здесь и сейчас, способны мыслями перемещаться во времени и пространстве, вспоминая о событиях, произошедших много лет назад и, возможно, где-то далеко… Преград для наших чувств и воображения не существует. То есть для нашей души не существует ни времени, ни пространства.
Когда человек освобождается от бренного тела, опутанного оковами страстей и грехов, временные границы исчезают. Поэтому мы не знаем, сколько Христос проповедовал в Аду. Ведь то, что в материальном мире сутки, или чуть больше, в духовном мире – целая вечность!
Вот почему временные рамки для верующего человека не имеют большого значения. Нужно думать не о том, в какой день куличи печь, а о том, что в четверг совершается Таинство Евхаристии, а в пятницу Иисуса Христа хоронят. Это главное.
Поэтому надо так рассчитать свое время в эти дни, чтобы, даже находясь на работе, выбрать момент и забежать хоть на минутку в храм. А если и это не получается, то быть душой вместе с братьями и сестрами по вере. Боже упаси смеяться в такие моменты или анекдоты рассказывать! Душой будь с Богом, и Он всегда будет с тобой!
Что же касается подготовки к празднику. То хозяйка не должна быть по рукам связана условностями, а самостоятельно распланировать, когда что делать. Если есть возможность в четверг убраться, постирать, паски испечь – пожалуйста!
Но точно так же и в пятницу можно выделить время для этого – перед выносом Плащаницы, или после.
И даже в Великую субботу позволительно печь куличи и красить яйца. И даже освятить в этот день. Но только не разговляться!
До выноса Плащаницы желательно ничего не есть
– Батюшка, разъясните, пожалуйста, что такое Плащаница? Так как не все люди о ней знают. Что символизирует ее вынос? А еще многие верующие во время этого ритуала пытаются приложиться к ней, или пройти под ней, чтобы голова не болела.
– Плащаница от слова плащ. Это кусок ткани. Именно в плащаницу было обернуто тело Христа перед погребением. Вы, наверное, слышали о Туринской плащанице, на которой отпечаталось тело Иисуса. И даже видны следы Его крови от ран.
Но в наших храмах плащаницей называют изображение тела Спасителя, снятого с креста. Он лежит со сложенными на груди руками.
Эта святыня в течение всего года хранится в особом месте – в алтаре, или в специально отведенном месте в храме. Ее выносят лишь в Великую пятницу во ознаменование снятия тела Иисуса Христа с креста и подготовки Его к погребению. В этот момент читаются специальные богослужебные тексты и отрывки из Евангелия.
Плащаницу кладут на середину храма, символизируя подготовку тела Христа к погребению.
Верующим очень важно участвовать в погребении Христа, чтобы хоть чуточку приобщиться к крестному пути Спасителя.
Причем, до выноса плащаницы желательно ничего не есть. Правда, это не касается людей очень тяжелого труда (шахтеров, например), больных или школьников.
Ведь Бог не требует непосильных жертв и тупого фанатизма. Я встречал людей, которые с четверга ничего не ели до самой Пасхи. А потом на службе едва держались на ногах. Зачем это?! К такому важному событию нужно готовиться благоразумно.
Главное – быть готовым принять помощь Спасителя
Что же касается обряда, то во многих храмах после выноса Плащаницы совершают и ее погребение. Святыню обносят вокруг храма, а потом священнослужители становятся на входе в храм с поднятой плащаницей. А люди проходят под ней, словно в гроб Спасителя, для прощания с Ним.
В Соборе Нерукотворного Спаса чин погребения плащаницы мы проводим в субботу в четыре часа утра. При этом гасим все светильники. Тогда ничто не отвлекает нашего внимания – проводим службу лишь при мерцании свечей. Полумрак создает особенную атмосферу. Ты словно переносишься в Иерусалим на две тысячи лет назад.
На эту предрассветную службу приходит все больше людей, хотя, можно было бы ограничиться и вечерней. Но они приходят для того, чтобы еще раз приобщиться к этому возвышенному богослужению.
А относительно прикладывания к Плащанице, чтобы голова не болела, чтобы оздоровиться, то, действительно, есть такая благочестивая традиция. Во время этого священнодейства происходит особая концентрация нашего внимания, искренности, преданности, осознания тех мук, которые Христос принял ради нас и сопереживания Ему.
И вот если в таком искреннем состоянии человек попросит Господа о помощи, об избавлении от недуга, Спаситель, конечно же, услышит его! Ведь именно ради нас Он сошел на грешную землю. И всегда готов помочь. Главное – чтобы мы были готовы принять Его помощь…
Православная Жизнь
В деталях о самой скорбной службе в году – протоиерей Сергей Ющик, первый проректор КДАиС.
Плащаница. Положение во гроб. Османская империя. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки
– Отче, в каждом храме имеется Плащаница? Что она из себя представляет? Что символизирует?
– Плащаницей мы называем икону Спасителя, на которой изображен Иисус Христос, тело Которого подготовлено к погребению. В книгах Церковного Устава мы читаем, что износится в храме Плащаница или, если таковой нет, икона Иисуса Христа, и эта Литургическая святыня является главной на богослужении Великой Пятницы.
– Все Плащаницы разные, почему? С чем это связано?
– Действительно. Если мы посмотрим на Плащаницы в храмах XVIII – XIX вв., то увидим, насколько они разнообразны. В каждой выражены ментальные особенности определенной общины, поскольку Плащаница в древности являлась своеобразным творением искусства. Столько туда вложено труда и кропотливых стараний! И современные изображения Плащаницы стараются наследовать традиции древности. Поэтому такая особенная икона Иисуса Христа всегда масштабна и приукрашена узорами и вышивкой. И почти каждый храм имеет Плащаницу.
Одна из особенностей богослужения в Великую Субботу – все молитвы и ектении провозглашаются не перед Царскими Вратами, а именно перед Плащаницей. Она занимает центральное место в богослужении этих святых дней.
– Плащаница – это свидетельство главного чуда – воскресения Христова?
– Плащаница – это Литургическая возможность не просто вспоминать об Иисусе Христе, а стать непосредственными участниками погребения и свидетелями воскресения Иисуса Христа.
Прп. Симеон Новый Богослов ровно 1000 лет назад в проповеди заметил, что в песнопении «Воскресение Христово видевше», которое мы поем на воскресных богослужениях и неоднократно за Пасхальным богослужением, акцентируется внимание на «видевше», не слышавши, не перескаживши, а видевши. Т. е. каждый православный христианин во время богослужения является непосредственным участником и свидетелем.
– Когда традиционно проходят службы изнесения и погребения Плащаницы?
– За вечерним богослужением Великой субботы. Маленькое уточнение: сутки государственные начинаются в 00 часов 00 минут, а богослужебный день – вечером. Поэтому в пятницу после обеда совершают вечерню Великой Субботы. И именно на этом богослужении торжественно износится на середину храма Плащаница для поклонения верующим. Сразу читается Повечерие с каноном на Плач Богородицы, который является своеобразным шедевром поэтического воспевания скорби каждого человека о величайшей трагедии человечества – смерти. И эта скорбь заложена в уста Богородицы, которая провожает Своего Сына для положения во гроб.
Далее Плащаница используется также еще в одном богослужении, которое называется утреня Великой субботы – воспоминание непосредственно не просто снятия с креста Спасителя, а именно самого погребения. Поскольку это богослужение завершается крестным ходом, который прообразует то маленькое шествие Никодима и прав. Иосифа Аримафейского с женами-мироносицами для возложения тела Спасителя в новом гробе возле подножия у Гефсиманской горы.
– Т. е. мы как бы заново переживаем все те исторические события?
– Мы говорим всегда о Голгофской жертве как о вневременном событии, которое хоть и происходило в истории, не имеет для человечества исторических и географических рамок, потому что Христос распялся для всех и воскрес для всех. Поэтому каждый из нас этим богослужением словно погружается в саму суть происходящих событий потому, что они сакраментальны и человек должен поверить в победу Христа над смертью и воскресение человечества. Апостол Павел называет Христа первенцем, первым их тех, кто воскресает.
– В котором часу проходят эти службы? Время определено Церковью?
– Традиционно Устав предписывает нам временные рамки совершения этих богослужений – в пятницу после обеда, по традиции с 14.00. За вечерним богослужением износится Плащаница для поклонения верующим. И ближе к вечеру или в некоторых храмах ночью с пятницы на субботу совершается богослужение погребения Плащаницы.
– Великая Пятница – день особого поста…
– Да, в пятницу православные придерживаются строгого поста: вкушается пища без подсолнечного масла. Также в этот день не положено принимать еду, пока не приложитесь к Плащанице Спасителя.
– Чем и когда заканчиваются эти скорбные службы?
– Плащаница лежит до начала Пасхального богослужения, которое начинается непосредственно Полуночницей и служится перед Пасхальным Крестным ходом. Во время пения 9-й песни канона, когда звучат слова: «Восстану бо и прославлюся» – духовенство поднимает Плащаницу и торжественно заносит Ее в алтарь. После этого в алтаре начинается пение: «Воскресение Христово видевше, Ангелы поют на небеси…»
– Любой ли человек может приложиться к Плащанице?
– Плащаница, как икона, является святыней для православного человека. И каждый может почтить Ее своим целованием или молитвой. Согласно предписаниям духовенства, основные сакраментальные моменты уставных богослужений совершаются возле Плащаницы: чтение апостолов, Евангелий, молитв, ектений.
Для чего прикладываются к плащанице
Святая Плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой Плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода… Поклонение святой Плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа и любовь до Господа, который от любви к нам умер на кресте.
Святая Плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой Плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода… Поклонение святой Плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа и любовь до Господа, который от любви к нам умер на кресте.
К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы. Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу ночью.
Как правильно прикладываться к Плащанице?
Сначала следует прочитать молитву «Благообразный Иосиф».
Сделать 3 земных поклона. В предпраздничные дни очередь к святыне будет большой, поэтому молитву и поклоны стоит делать заранее, чтобы никого не задерживать.
При целовании Святой Плащаницы целуют честные ноги и честные руки (на честные руки обычно возлагается Евангелие для целование). Честный Лик (лицо) не целуют!
Молитва «Благообразный Иосиф», стихира, глас 5: