Для чего применяется мозговой штурм
Где применяется метод мозгового штурма?
Сегодня одним из наиболее эффективных способов экспертного оценивания является метод мозгового штурма (ММШ). Сфера его применения определяется следующими случаями:
Под эти условия подпадает широкий спектр социальных и экономических процессов. Аналогичную сферу применения имеют и другие методы экспертных оценок. Мозговой штурм нецелесообразно применять, когда его объект прогнозируем и хорошо изучен.
История создания метода мозгового штурма
Как впервые был применен метод мозгового штурма?
Пример этот стал уже классическим. Не всю жизнь мистер Осборн был копирайтером и бизнесменом. В годы Второй мировой войны он служил капитаном торгового судна, курсировавшим между благополучной Америкой и воюющей Европой. Безоружные судна нередко бывали торпедированы и пущены на дно пребывающими на боевых рейдах немецкими военными кораблями.
Любитель истории Алекс Осборн вспомнил древнюю практику разрешения критических ситуаций моряками-викингами, когда ему передали радиограмму о возможной атаке вражеской подводной лодки. Когда-то вся команда созывалась на палубе дракара капитаном, а затем по старшинству, начиная с юнги и заканчивая капитаном, высказывали свой путь разрешения кризисной ситуации.
Тогда немецкая подлодка проплыла мимо, но капитан Осборн запатентовал изобретение. К борту корабля приделывался винт, создающий в нужное время мощную струю, благодаря которой торпеда изменяла угол атаки и соскальзывала вдоль борта.
Методологическая основа мозгового штурма
Говоря шире, теоретической основой ММШ послужил знаменитый эвристический диалог Сократа. Древний философ считал, что с помощью искусных вопросов можно побудить любого человека к пробуждению его потенциальных способностей. Сократ усматривал в беседе важнейший инструмент прояснения истины. Алексу Осборну же удалось с помощью формальных правил смоделировать обстановку, способствующую пробуждению творчества в коллективе людей.
ММШ послужил теоретическим толчком для создания метода синектики, мотивирующего интеллектуальную деятельность в разных коллективах и сообществах.
Как правильно организовать мозговой штурм?
В чем скрыт потенциал ММШ? Дело в том, что он запускает механизм коллективного разума при разрешении актуальных проблем. При этом оговоримся, что существуют ситуации, исключающие его применение. В частности метод мозгового штурма неэффективен при нахождении выхода из таких проблем, которые:
В настоящее время ММШ настолько мощно вошел в практику корпоративной деятельности, как ведущий метод выбора оптимальных путей решения многовариантных задач, что приобрели актуальность его разновидности. Перечислим некоторые из них:
В дальнейшем повествовании мы охарактеризуем эти частные способы ММШ. Однако вначале, для более полного их понимания, логично представить классический метод мозгового штурма с точки зрения методики его проведения.
Подготовительный этап ММШ
Его качественное осуществление требует соблюдения некоторых организационных моментов, в частности, соблюдения этапности.
Первый этап, установочный, рекомендуется провести за две недели до даты фактического проведения основной его части (формулирования вариантов решения проблемы).
Метод мозгового штурма предполагает четкую формулировку самой проблемы, выбор ведущего, а также определение участников двух групп: для генерации вариантов решения и для их последующей экспертной оценки.
Начиная уже с этапа организации, следует избежать ошибок, снижающих эффективность метода. Нечеткая, неясная постановка цели и задачи изначально приводит к нулевой эффективности. Если же выставленная на обсуждение задача имеет неоднозначную структуру (фактически состоящую из нескольких задач) то велика вероятность, что обсуждающие запутаются в приоритетности и порядке разрешения проблемы.
Состав групп
В группу желательно брать людей различных квалификаций, профессий. В качестве приглашенных лиц (не участников) принимаются специалисты. Для более динамичной работы приветствуются группы смешанные (и мужчины, и женщины). Рекомендуется также сбалансировать количество лиц с активной и созерцательной жизненной позицией. Отрицательный эффект несет в себе присутствие на обсуждении проблемы скептически относящегося к возможностям ее разрешения руководителя.
Полезным для обсуждающих будет узнать траекторию развития проблемы, ее нужно отобразить схемой. Также принципиально показать точки соприкосновения людей с проблемой: когда, при каких обстоятельствах эта проблема реально мешает реализации интересов общества.
Стандартные временные рамки мозговой атаки
Для максимальной концентрации участников на проблеме их столы должны быть расположены так, чтобы окружать стол руководителя, т. е. размещаться вокруг него по квадрату или эллипсу.
Решение проблемы методом мозгового штурма должно записываться либо на видео, либо на магнитофон, чтобы не упустить высказанных идей. Умеренный юмор на мероприятии приветствуется. Применение метода мозгового штурма актуально на протяжении сорока-шестидесяти минут. Если же обсуждается несложная подпроблема, то оказывается достаточно и четверти часа.
Этап непосредственной генерации идей
Фаза непосредственного генерирования идей характеризуется напряженной интеллектуальной работой присутствующих. К ее наступлению мозги участников мозговой атаки должны быть максимально настроены на творческую работу. Помочь правильно это сделать должна квалификация ведущего. В качестве зачина обычно следует краткое и плавное вступление, выражающее убеждение ведущего, что он собрал людей творческих и креативных, его доброжелательность и заряженность на успех мероприятия. Далее ведущий проводит непродолжительную интеллектуальную разминку присутствующих при помощи нескучных вопросов. Провоцируя активность участников, он может спросить, например, о лицейском прозвище Александра Сергеевича Пушкина (кстати, знаете ли вы, что будущего классика однокурсники называли Егозой?).
Поскольку предложенные способы могут быть не только самыми разными, но и самыми фантастическими, ведущий сам поддерживает веселую, творческую атмосферу, сам выдвигает в том числе и невероятные способы преодоления задачи.
Решение проблемы методом мозгового штурма считается эффективным, если в течение получаса зафиксировано свыше полутора сотен вариантов. Четко вырисовывается приоритет количества высказанных идей над их качеством. Все они оперативно фиксируются специально назначенными людьми маркерами на больших листах бумаги (А3 или А2).
Этап фиксации идей
К этапу экспертной оценки высказанных вариантов решения проблемы рекомендуют приступать только через определенный промежуток времени. Для осмысления предложенных участниками обсуждения способов необходимо взять паузу как минимум на неделю. Это время небезрезультатно! Ведь участники конкурса подсознательно будут анализировать и доосмысливать понравившиеся варианты. Это время так называемой творческой инкубации. Ведь метод мозгового штурма применяется для выбора наиболее удачной и креативной идеи, а для этого фаза творческой инкубации важна. Не рекомендуем пренебрегать ею.
Экспертная оценка
При наступлении этапа оценивания предложения вначале группируются по темам (по направлениям разрешения проблемы). Таким образом, вначале выделяются самые удачные способы разрешения по разным направлениям вариантов. По каждому из них выделяются актуальные факторы.
Затем алгоритм обсуждения вариантов решения проблемы предполагает использование метода Парето. Принцип, открытый и исследованный этим социологом, гласит: «20% усилий дают 80% результата».
Метод мозгового штурма задачи на стадии анализа способов решения задач, выявленных факторов разрешения проблем служит для выстраивания таблицы Парето, где по каждому фактору обозначаются количество его повторений, а также % к их общему количеству.
Кривая, соединяющая верхние точки диаграммы разных факторов, называется кривой Парето.
Широко используемые методы экспертных оценок мозгового штурма в своей основе содержат именно эту методику. Ее достоинством служит универсальность. ММШ считается востребованным и для решения задач управленческого характера. Конструктивной чертой мозгового штурма является развитие идей, первоначально высказанных одними участниками, со стороны других.
Практика пользования ММШ
Очевидно, что ММШ не может быть достаточно эффективным, если люди, его практикующие, не обладают специальными и методическими знаниями. Но при этом уровень подготовки участников должен быть разным. Наиболее высокие требования предъявляются к интеллектуальным способностям ведущего, а также к его статусу в коллективе. На эту роль предпочтительно выбрать человека, реально пользующегося авторитетом: производственным (как глубокого специалиста), информационным (к нему коллеги обращаются за консультациями).
Зачастую метод мозгового штурма в принятии УР применяется руководителем в патовой ситуации:
В этом случае многие разводят руками, говорят: «Выше головы не прыгнешь!». Правы ли они? Не всегда! В наше постиндустриальное время зачастую оказываются малоэффективными обычно применяемые в работе единоначальные методы принятия решений. Мозговой штурм же, наоборот, становится все более актуальным.
Мозговой штурм изучают в вузах
Возможно поэтому его сегодня изучают даже в вузах для разрешения профильных учебных задач, в приобщении к научно-исследовательской работе. Для обучения ММШ студентов существуют специальные образовательные методики, тренирующие:
Виды мозгового штурма
Мозговой штурм как метод обучения предполагает овладение студентами его различными подвидами.
Вместо заключения
Идея на миллион: как провести эффективный мозговой штурм
Об экспертах:
Мозговой штурм, или брейншторм (от англ. brainstorm), ― это метод коллективного решения задач, применимый в разных сферах жизни.
Чаще всего мозговой штурм используют:
Как появилась методика и зачем она нужна
Александра Михайлова:
Методы мозгового штурма, которые сегодня используют, были изначально придуманы креативными агентствами, к которым приходили компании, чтобы, например, придумать слоган или новую упаковку товара, а также исследовательскими центрами. В результате последние начали заниматься прикладными проектами и пытаться понять, как креативность может удовлетворить реальные запросы бизнеса.
У креативности много разных аспектов. Например, ее можно рассматривать как индивидуальный и групповой процесс. Групповая креативность ― это отдельная сфера: в рамках нее, с одной стороны, может появиться гораздо больше идей, но, с другой, возникают и риски. Например, слушатели нашего курса иногда делятся своим неудачным опытом мозгового штурма. Кто-то рассказывает, что в результате вся команда перессорилась, кто-то ― что после прихода руководителя все замолкали, и процесс останавливался.
Чтобы все эти сложности устранить, надо понять, что мозговой штурм при правильном применении может принести реальную пользу бизнесу, даже в сложных ситуациях. Например, когда у компании закончился бюджет, но осталась необходимость реализовать проект.
Креативное мышление в целом и методы мозгового штурма в частности становятся полезными как раз тогда, когда стандартные, привычные методы перестают работать.
Когда на смену линейному алгоритму (один вопрос ― один ответ) приходит более сложный: есть одна задача, и чтобы найти верное решение, нужно перепробовать сотни вариантов.
Никита Непряхин:
Брейншторм — один из самых эффективных методов генерации креативных идей. К нему прибегают для устранения проблем, мешающих развитию проекта. При этом креативность — это действенный инструмент не только для людей искусства, современных художников, клипмейкеров и маркетологов, как многие считают. Креативность нужна каждому из нас для ежедневного решения бесконечного числа задач. Креативные и результативные решения дают невероятное преимущество.
Как организовать эффективный брейншторм
Александра Михайлова:
На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.
Модератор следит, чтобы:
Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.
У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.
Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.
Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.
Никита Непряхин:
Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.
Всегда ли эффективен брейншторм
Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:
Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.
Вера Иванова:
Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.
Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.
Метод мозгового штурма
Порой бывает так, что любое совещание с обсуждением проекта превращается в мозговой штурм. Слово за слово и тематика сместилась в сторону от заданной, и каждый уже говорит о чем-то своём. Это, конечно, смоделированная ситуация, которая скорее подходит для комедии, чем передаёт суть поиска нетривиальных решений. Но нам она интересна другим. О мозговом штурме, как методе выработки необычных творческих идей, слышали многие, но представляется он чаще именно как описанное совещание, хотя это и не верно. Поэтому дальше мы поговорим об этапах и правилах организации бесспорно отличного метода активизации творческого мышления – коллективном и личном мозговом штурме.
Коллективный мозговой штурм
Мозговой штурм – метод стимулирования творческой активности. Во время поиска решения какой-либо проблемы участниками предлагается максимальное количество любых вариантов (в том числе, абсурдных и фантастических). В дальнейшем массив оценивается, и выбираются наиболее удачные идеи.
В законченном виде метод мозгового штурма был представлен американским рекламистом, копирайтером Алексом Ф. Осборном. Он начал разработку техники повышения способности творчески решить проблему ещё в 1939 г., когда пришёл к выводу, что большинство сотрудников рекламных агентств индивидуально не могут генерировать много идей для разных кампаний. Заинтересовавшись этим фактом, А. Осборн углубился в тему, и со временем отметил: в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом основании он и предложил искать решения коллективно, высказывая наибольшее количество идей.
Как организовать такой коллектив автор рассказал в книге «YourCreativePower», вышедшей в 1948 г. Но целостную разработку и превращение концепции в самостоятельную теорию он изложил в 1963 г. в труде «Applied Imagination».
Требования к процессу организации эффективного мозгового штурма. А. Осборн выделил 4 правила, следование которым позволяет уменьшить социальные запреты среди членов группы, стимулировать генерацию идей и повысить общую способность коллектива к творчеству. Это:
Дополнительные требования, организационные моменты. Метод Осборна зарекомендовал себя как отличный инструмент коллективной выработки решений, поэтому многочисленные его последователи вносили свои правки в методику, опираясь на опыт применения. Вот несколько из них, которые также будут полезны:
Существуют также многочисленные вариации метода: метод номинальных групп, индивидуальный мозговой штурм и другие.
Ловушка для идей или личный мозговой штурм
А. Осборн противопоставлял коллективную выработку идей методом мозгового штурма индивидуальным усилиям по генерации идей, считая первую более продуктивной. Но поздние исследования этот вывод раскритиковали. Сегодня техника личного мозгового штурма или «ловушка для идей» успешно применяется индивидуально, что делает её интересной для многих специалистов.
Люди творческих профессий для достижения успеха должны находиться в перманентном поиске новых идей всегда. Вспомните хотя бы историю об изобретении Д. И. Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Он так долго и много думал и работал над её созданием, что в результате идея пришла ему во время сна. Трудно сказать какова эта история, вымышленная или правдивая, поэтому приведём ещё один показательный пример. Д. Огилви, известный рекламист и копирайтер, в книге «О рекламе», подводя итог своей карьеры, даёт ценный совет желающим построить карьеру в этой сфере. Из собственного опыта он выносит уверенность: «Вы никогда не научитесь производить действительно эффективную рекламу до тех пор, пока не начнёте добросовестно выполнять «домашние задания»». Под ними автор понимает подготовку. Нужно перебрать десятки, а то и сотни вариантов, детально изучить свойства товара, «понять» его и, лишь тщательно всё обдумав, приниматься за редактирование черновика.
Описанное выше в общих чертах характеризирует метод личного мозгового штурма. Традиционно данная техника подразумевает запись абсолютно всех идей, которые приходят в голову, когда думаешь над темой. Просто идеи, без лишних расшифровок и деталей. Позже, например, через неделю, стоит приняться за анализ собранного материала, отобрать удачные варианты, попробовать развить идеи путём ассоциаций.
Известна также вариация метода, называемая «техникой 100». Суть её в том, что нужно ограничить себя 100 идеями. Планка ставится с целью подтолкнуть своё мышление, преодолеть инертность, ведь в случае с личным мозговым штурмом максимум можно «выжать» только из себя и собственных идей. Как это реализуется:
Преимущества метода в том, что, как уверяют психологи, первые 30 идей лишь помогают выйти за рамки привычного мышления. Во время генерации последующих 40 происходит разрыв шаблона, становятся очевидными повторы, изобретаются методы борьбы с ними. А вот последние 30 идей считаются «жемчужинами», поскольку к этому моменту практически всегда исчерпаны возможности логики. Они могут казаться вам сумасшедшими, нереализуемыми, фантастичными. Но их все равно нужно записывать.
К слову, «технику 100» можно использовать и как практический инструмент для развития воображения. Чтобы потренировать свой мозг, составьте следующие списки: «100 вещей, которые я люблю больше всего», «100 вещей, которые мне удаётся делать хорошо», «100 вариантов улучшить мою жизнь», «100 главных тревог моей жизни», «100 вещей, важных для человека». Темы кажутся довольно простыми, но, попробовав, вы убедитесь, что нужно хорошо потрудиться, чтобы завершить свой перечень.
Отзывы и комментарии
Если вам понравился материал, и вы/ваша компания применяете метод мозгового штурма и хотите поделиться мнением относительно его работоспособности или наоборот – оставляйте свои комментарии.
Что такое брейнсторминг (метод мозгового штурма): этапы и правила проведения
Чтобы быстрее и проще решать задачи и проблемы, люди придумывают различные техники и методы. Среди них особую популярность и распространение получил брейнсторминг, или метод мозгового штурма. Сегодня я расскажу, что такое брейнсторминг, для чего он нужен и как его грамотно провести.
Понятие
Brainstorming method в переводе с английского означает “метод мозговой атаки”, или метод мозгового штурма. Это оперативный способ решения задач, который предполагает командную работу, направленную на генерацию максимального количества идей за короткий промежуток времени.
При этом идеи могут быть любыми, даже самыми нелогичными, фантастическими или глупыми. По завершении такой коллективной работы выбираются наиболее удачные пути решения, которые могут быть применены на практике.
Метод был придуман в конце 30-х годов прошлого века Алексом Осборном – копирайтером и одним из основателей рекламного агентства BBDO.
Он описал технику в книге “Прикладное воображение” и пояснил, что многие сотрудники стесняются высказывать свои неординарные идеи, боясь показаться смешными или вызвать осуждение со стороны коллег. Метод мозгового штурма исключает любые оценки и порицание, а потому раскрыться и активизировать креативное мышление становится проще.
Историческая справка
Несмотря на то что брейнсторминг как метод появился сравнительно недавно, сама техника поэтапного решения задач была описана в литературе еще задолго до Осборна – примерно 2 тысячи лет назад!
Двухэтапный подход к решению проблем был описан древнеримским историком Корнелием Тацитом, который исследовал быт германцев. В своих работах он описывал, как те во время пиршеств обсуждали важные для своего народа вопросы о примирении враждующих, о выдвижении вождей, о заключении браков. Они считали, что именно в таком состоянии душа более расположена к откровенности. На следующий день те же самые беседы возобновлялись, но уже на здравую голову.
Еще более древний пример, который демонстрирует признаки техники мозгового штурма, можно найти в 700–600 годах до н. э. в римской провинции Вифинии (территория современной Турции). По словам историков, у местных жителей был обычай: столкнувшись с заболеванием, которое они не знали как и чем лечить, члены семьи больного выносили его на всеобщее обозрение. Так любой прохожий мог поделиться своими суждениями и опытом на предмет того, чем же может страдать человек и что с этим делать.
К такому методу они прибегали не только в вопросах здоровья, но и в любых других ситуациях: на улицах опрашивались люди и из всех озвученных предположений выбирались самые приемлемые.
Преимущества метода
Помните пословицу “Одна голова хорошо, а две – лучше”? В ходе исследований было выявлено, что коллективная генерация идей намного эффективнее индивидуальной. При грамотном применении брейнштурма число креативных решений в разы превышает количество идей, которые мог бы выдать один человек.
Бытует мнение, что техника мозгового штурма лучше всего показывает себя в сфере маркетинга и рекламы. Это не так. Использовать метод можно абсолютно в любой сфере, будь то научная деятельность или повседневная жизнь. Если требуется оперативно найти выход из какой-то сложившейся ситуации, метод брейнсторминга придется как нельзя кстати.
Помимо эффективности метод отлично сплачивает рабочий коллектив. После проведения такого мероприятия каждый член команды чувствует себя причастным к большому делу, появляются общие темы для обсуждений, забавные истории, как следствие, повышается мотивация и желание работать.
Кстати, мозговой штурм применяется не только на предприятиях для решения задач компании, но и в педагогике как метод обучения, облегчая процесс познания и превращая его в интересную коллективную игру.
Этапы проведения и техника
Метод брейнсторминга можно проводить в двух вариантах: организованном и бесконтрольном. Второй, как правило, применяется тогда, когда все идеи уже исчерпаны и нужно быстро придумать что-то гениальное и сумасшедшее.
Однако бесконтрольный мозговой штурм всегда рискует превратиться в пустую болтовню. Именно поэтому предпочтителен организованный метод, который принято делить на три основных этапа.
Этап 1. Постановка проблемы
Это предварительный этап, на котором происходит следующее:
Обстановка во время проведения брейнсторминга должна быть неформальной и комфортной для всех участников. Важно следить за тем, чтобы в командах не было узких специалистов и более высоких чинов, чтобы остальные участники чувствовали себя более раскрепощенно и не боялись высказываться.
Для удобства выражения и демонстрации идей каждый участник обеспечивается листами бумаги или досками.
Вступительный этап длится не более 15 минут.
Этап 2. Генерация идей
На этом этапе участники начинают генерировать свои варианты решения задачи, делая это в устной форме или изображая их графически, если необходимо.
Если процесс останавливается по причине того, что участники зашли в тупик, ведущий может задать наводящие вопросы или тезисно изобразить их на доске.
Если в команде присутствуют представители различных должностей, чинов, то идеи озвучиваются в порядке рангового возрастания, чтобы избежать возможного психологического давления и дискомфорта перед начальством.
Непосредственно генерация идей длится в среднем 20–30 минут.
Этап 3. Группировка, оценка и отбор
Это завершающий экспертный этап брейнсторминга, на котором хаотичные идеи приводятся к упорядоченной классификации, затем анализируются и оцениваются.
Позволяет выделить наиболее удачные и ценные варианты, после чего получить итоговый результат мероприятия. На третьем этапе критика и оценка уже приветствуются, но только в конструктивной форме.
Здесь же решается, был ли проведенный штурм эффективным или все идеи отправились “в корзину”. Удачным брейнсторминг признается только в том случае, если результаты впоследствии применяются на практике или влияют на принятие будущих решений в бизнесе. В противном случае такое мероприятие окажется бессмысленным.
Основные правила
Организованный брейнсторминг имеет не только структуру проведения, но и важные правила, от соблюдения которых во многом будет зависеть успех всего мероприятия:
Думаю, вам будет интересно почитать о разных методах мозгового штурма.
Модератор мозгового штурма
Зачастую успех мероприятия зависит от ведущего, т. е. модератора брейнсторминга, от его профессионализма и контроля за соблюдением участниками правил поведения и непосредственно организации самого процесса.
Что входит в основные функции модератора:
Модератора лучше выбирать из сотрудников, равных по должности остальным участникам брейнсторминга, поскольку перед более высоким постом полет мысли может сильно ограничиться.
Кроме того, ведущим мозгового штурма должен быть более рациональный человек, чтобы контролировать процесс и “спускать на землю” собравшихся креативных энтузиастов.
Виды брейнсторминга
Выше мы с вами разобрали организованный метод мозгового штурма. Также упоминали о том, что существует еще и бесконтрольный, где нет модератора и все участники в произвольной форме высказывают свое мнение.
Есть и другие виды брейнсторминга. Несмотря на общий принцип, техника их проведения различается и зависит от конкретных целей и задач.
Разберем некоторые виды:
Заключение
В ряде случаев метод брейнсторминга может стать отличным инструментом для поиска нестандартных решений в бизнесе или личных вопросах.
А на ваш взгляд, насколько эффективной является подобная техника? Делитесь мыслями в комментариях.
На сегодня у меня все. Благодарю за внимание и до скорых встреч!