Для чего применяется радиосвязь в пассажирских поездах
Поездная радиосвязь
Поездная радиосвязь — железнодорожная технологическая радиосвязь, предназначенная для регулирования движения поездов и обеспечения безопасности движения. Поездная радиосвязь обеспечивает переговоры поездного диспетчера и дежурных по станциям с машинистами локомотивов, а также машинистов между собой и с другими работниками железнодорожного транспорта. Возимые радиостанции устанавливают обычно в кабине машиниста, а стационарные — в служебных помещениях дежурных по станции. Связь поездного диспетчера с машинистами локомотивов осуществляется через ближайшую к локомотиву стационарную радиостанцию, управляемую дистанционно через проводной канал связи.
Выделенные частоты
Поездная радиосвязь работает в симплексном режиме с групповым вызовом в гектометровом диапазоне (ГМВ) на частоте 2,13 МГц и 2,15 МГц и в метровом диапазоне (МВ) на частотах 151,725-156,000 МГц. Предпринимались попытки наладить дуплексную поездную радиосвязь в дециметровом диапазоне (ДМВ) на частотах 307,0000-307,4625 МГц (приём с локомотива) и 343,0000-343,4625 МГц (передача на локомотив).
Для организации поездной радиосвязи чаще используется гектометровый диапазон.
Аппаратура радиосвязи
Наибольшее распространение в качестве возимых радиостанций получили различные модификации радиостанции РВ-1М.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Поездная радиосвязь» в других словарях:
Поездная радиосвязь — двусторонняя непрерывная радиосвязь, входящая в систему технологической железнодорожной радиосвязи (См. Железнодорожная радиосвязь) и используемая поездным диспетчером и дежурными по станциям для регулирования движения поездов и… … Большая советская энциклопедия
Железнодорожная радиосвязь — используется на ж. д. для оперативного руководства движением поездов, при станционной работе, ремонте пути, энергосистем и др. Осуществляется радиостанциями низовой связи (См. Радиостанция низовой связи). На ж. д. СССР Ж. р. начали… … Большая советская энциклопедия
Словарь метротерминов — Эта страница глоссарий. Приведены основные понятия, термины и аббревиатуры, встречающиеся в литературе о метрополитене и железной дороге. Подавляющее большинство сокращений пришли в метрополитен с железной дороги напрямую или образованы по… … Википедия
поездно́й — ая, ое. прил. к поезд (в 1 знач.). Поездной состав. Поездная радиосвязь. || Предназначенный для поезда. Поездные тоннели. Поездное расписание. || Связанный с перевозкой, работой или поездкой на поезде. Поездной груз. Поездная бригада. Поездной… … Малый академический словарь
ПРС — приводная радиостанция авиа, связь Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского… … Словарь сокращений и аббревиатур
Одесская область — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Крушение в Перерве — Крушение в Перерве … Википедия
ГОСТ Р 54959-2012 — Действует с 01.04.2013 Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля разделы 33.100, 45.020, 45.060 … Указатель национальных стандартов 2013
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации — Терминология Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Поезд — Привод Локомо … Википедия
Как связываются между собой машинисты поездов?
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 01.11.2021
Мне задают вопрос: как-же связываются между собой машинисты поездов, как общаются машинисты с работниками смежных служб?
Да конечно с помощью радиосвязи! Мы живем с вами в современном мире и радиосвязь на железной дороге уже давно прочно заняла свое, очень значимое место.
Электровоз ВЛ80С и ЭП20
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1-300×202.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1.jpg» width=»990″ height=»667″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1.jpg» alt=»Электровоз ВЛ80С и ЭП20 | Электровоз ВЛ80С и ЭП20 | Движение24″class=»wp-image-657″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1-300×202.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1-768×517.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1.jpg 990w» data-sizes=»(max-width: 990px) 100vw, 990px» /title=»Электровоз ВЛ80С и ЭП20 | Движение24″ /> Электровозы РЖД Системы радиосвязи на ЖД транспорте
В давние времена на рассвете эры железных дорог никакой радиосвязи конечно не было. Все участники процесса перевозок связывались посредством сигналов, записок, жезлов и многими другими способами, которые, между прочим и сейчас могут применяться в экстренных случаях и применяются, например, электрожезловая система. Но это мы сегодня опустим и к данной теме постараемся вернуться попозже.
За радиосвязь на железных дорогах отвечает служба связи – ШЧ и региональные центры связи – РЦС. При производстве маневровой работы общение происходит точно так-же, но на другой чистоте, чтобы маневровая работа не мешала поездной. На случай отказа или сбоя, всегда существуют резервные диапазоны и каналы. Если на локомотиве полностью отказывает радиосвязь, то машинист обязан довести поезд до первой станции, там остановиться, устно сообщить о проблеме дежурному по станции и совместно с поездным диспетчером принимается решение о дальнейшем следовании данного поезда. Все очень строго!
Радиопереговоры не ведутся просто так, от «фонаря», они строго регламентируются единым «Регламентом переговоров», он не допускает никаких отступлений! В нем все четко прописано для всех случаев. Его тщательно изучают все, кто причастен к движению поездов, после чего сдаются экзамены, зачеты. Переговоры записываются и прослушиваются, кто нарушил, выявляется и наказывается, например, лишение премии, замечание или выговор (кому интересно).
Средства связи
В вопросах организации перевозочного процесса и управления работой железнодорожного транспорта важнейшая роль отводится системам и устройствам связи. Связь на железнодорожном транспорте стала неотъемлемой частью организации технологического процесса на всех уровнях транспортной системы: руководство движением поездов и работой линейных подразделений, обмен информацией между структурными единицами, работниками и т.д. Для передачи информации на железнодорожном транспорте используют проводную (телефон, телеграф, телетайп) и беспроводную (радио-, радиорелейную и спутниковую) связь.
Проводная связь
Основным видом связи является проводная связь на кабельных и воздушных линиях, которая по зоне действия подразделяется на магистральную, дорожную, местную и станционную.
Магистральная связь осуществляется между руководством ОАО «РЖД» и управлениями дорог, а также между управлениями дорог. К ней относятся магистральная связь совещаний (МСС), магистральная распорядительная связь (МРС), связь управления военизированной охраны, связь транспортной полиции и др.
Дорожная связь осуществляется между управлением дороги и линейными подразделениями, а также между крупными станциями, депо и т.д. К этому виду связи относятся дорожная связь совещаний (ДСС), дорожная распорядительная связь (ДРС), дорожная диспетчерская связь и дорожная оперативно-технологическая связь.
К дорожной оперативно-технологической связи, в свою очередь, относятся:
Местная телефонная связь служит для обмена информацией работников станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, электроснабжения, сигнализации и др. Для организации местной связи создают телефонные станции автоматического обслуживания (АТС), которые обеспечивают соединение местных абонентов не только между собой, но и с городской телефонной станцией, коммутаторами организаций, линиями постанционной, дальней и междугородной связи.
К станционной телефонной связи относится стрелочная и станционная распорядительная связь, которая используется при приеме и отправлении поездов, а также маневровой работе.
Для передачи письменных сообщений и распоряжений применяют телеграфную связь обычно с использованием буквопечатающих телеграфных аппаратов (телетайп), либо принтеров, сопрягаемых с персональными ЭВМ, имеющими подключение к вычислительной сети ОАО «РЖД».
Радиосвязь
Поездная радиосвязь обеспечивает переговоры поездного диспетчера и дежурных по станциям с машинистами локомотивов, а также машинистов между собой и с другими работниками железнодорожного транспорта.
Станционная радиосвязь предназначена для организации служебных переговоров руководителей станции с машинистами маневровых и горочных локомотивов, а также с другими работниками, участвующими в технологических процессах на железнодорожной станции.
Устройства поездной и станционной радиосвязи, как правило, оборудованы приборами для автоматической записи переговоров.
Поездная радиосвязь
Поездная радиосвязь применяется в случаях, предусмотренных ПТЭ, а также в других необходимых случаях, связанных с регулированием движения поездов, например, при вынужденной остановке поезда на перегоне для предупреждения об этом машинистов поездов, идущих по перегону, дежурных по станциям, ограничивающих перегон, и поездного диспетчера; при изменениях в движении поезда, нарушающих установленный график; при необходимости предварительного доклада машиниста дежурному по депо о техническом состоянии локомотива; для передачи сообщений об обнаружении препятствий, угрожающих безопасности движения поездов; при авариях, обвалах, снежных заносах, пожарах, занятости переездов застрявшим автотранспортом; для передачи на локомотив указания об остановке в случае обнаружения неисправности в поезде и др.
Поездной радиосвязью пользуются локомотивные бригады, поездные, локомотивные и энергодиспетчеры, дежурные по станции и локомотивным депо, электромеханики контрольных и контрольно-ремонтных пунктов поездной радиосвязи. Разрешается пользоваться радиостанциями поездной радиосвязи руководителям ремонтных работ, машинистам снегоуборочных машин и восстановительных дрезин, начальникам восстановительных дрезин, начальникам восстановительных и пожарных поездов и вагонов-лабораторий.
Поездная радиосвязь реализуется с использованием возимых и стационарных радиостанций, между которыми устанавливается беспроводной канал связи с использованием радиоволн.
Связь поездного диспетчера с машинистами локомотивов осуществляется через ближайшую к локомотиву стационарную радиостанцию, управляемую дистанционно через проводной канал связи.
Поездная радиосвязь работает в симплексном режиме с групповым вызовом в гектометровом (ГМВ) и метровом (МВ) диапазонах.
Поездная радиосвязь в метровом диапазоне (УКВ) на частотах 151,725-156,000 МГц позволяет машинисту обмениваться информацией с абонентами, участвующими в поездной работе и находящимися на небольшом удалении (на расстоянии не превышающем длину перегона: маневровый диспетчер, дежурный по станции, начальник поезда и пр.). Радиосвязь в УКВ диапазоне обладает большей помехозащищенностью, однако радиус ее действия ограничен.
Предпринимались попытки наладить дуплексную поездную радиосвязь в дециметровом диапазоне (ДМВ) на частотах 307,0000-307,4625 МГц (прием с локомотива) и 343,0000-343,4625 МГц (передача на локомотив). Однако широкого распространения в настоящее время такая связь не получила.
На сети железных дорог России и стран СНГ применяется система с групповым взаимноизбирательным вызовом, при которой поездной диспетчер или дежурный по станции после посылки вызова должен назвать номер вызываемого поезда (локомотива), так как вызывной сигнал принимается группой поездов (локомотивов), находящихся в пределах действия данной стационарной радиостанции.
Связь ДНЦ с машинистами локомотивов комбинированная. При этом используется как проводной, так и радиоканал. Распорядительная станция поездной диспетчерской связи соединяется со всеми станциями, входящими в участок поездной диспетчерской связи. Стационарные радиостанции станций подключаются к линии поездной диспетчерской связи через специальные радиопроводные устройства. Такая комбинированная схема позволяет ДНЦ связываться с машинистом любого локомотива, находящегося на его участке.
Для вызова машиниста локомотива поездной диспетчер использует настольный пульт поездной радиосвязи. Групповой вызов передается по проводному каналу до ближайшего к локомотиву PC промежуточного пункта. Подключение PC контролируется ДНЦ через громкоговоритель прослушиванием тонального сигнала подключения. После этого ДНЦ может вызвать нужный ему локомотив и вести разговор с машинистом через его локомотивную радиостанцию РВ. При разговоре остальные локомотивные радиостанции находятся в режиме дежурного приема. Окончив разговор, ДНЦ посылает в линию сигнал отбоя и отключает PC от линии поездной диспетчерской связи.
Аналогичным образом организуется поездная связь между дежурными по станциям и машинистами. ДСП для связи с машинистом локомотива использует ту же PC, что и ДНЦ.
Машинист локомотива для связи с диспетчером нажимает на пульте локомотивной радиостанции кнопку ДНЦ и посылает тональный сигнал вызова. Этот сигнал принимается несколькими ближайшими PC промежуточных пунктов. Однако к линии связи подключится только та радиостанция, которая обеспечит более высокое качество связи. При этом соседним радиостанциям посылается сигнал блокировки.
Для связи с дежурным по станции машинист нажимает кнопку ДСП на пульте радиостанции. В эфир посылается тональный сигнал вызова, после чего ближайшая стационарная радиостанция посылает ответный тональный сигнал, однако все РС, находящиеся в зоне приема, остаются в режиме дежурного приема. Получив ответный сигнал, машинист называет станцию, с которой он связывается. После ответа ДСП вызываемой станции соседним радиостанциям посылается сигнал блокировки, при этом эфир остается занятым (заблокированным) текущим вызовом до его окончания.
Система «Транспорт» до сих пор используется и радиостанции ее серии (РВ1-1м, РВС-1) производятся отечественными предприятиями, постоянно совершенствуются их технические характеристики и в настоящее время применяются уже новые комплектующие, в том числе микропроцессоры.
Все стационарные радиостанции и шкафы радиопроводной связи, а также радиостанции локомотивов и моторвагонного подвижного состава, находящихся в работе, должны быть включены на непрерывное действие, иметь индикаторные устройства, отражающие их включенное состояние, опломбированы. Пломбы должны быть внесены в опись.
Самовольное выключение радиостанций в период их работы запрещается. В случаях повреждений, угрожающих целости аппаратуры, радиостанции могут быть выключены дежурными по станциям и машинистами до прибытия электромеханика или электромонтера на промежуточный пункт и до захода локомотива и моторвагонного подвижного состава в депо.
Поездные диспетчеры, дежурные по депо, дежурные по станции, машинисты и другие работники, пользующиеся устройствами поездной радиосвязи, обязаны следить за постоянной их готовностью к действию, сообщать о каждом случае неисправности работникам, обслуживающим радиосвязь, и делать записи соответственно: на графике исполненного движения (у диспетчера), в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (у дежурного по станции), в журнале технического состояния локомотива (на локомотиве и моторвагонном подвижном составе).
Станционная радиосвязь
Любая железнодорожная станция, на которой выполняется маневровая, грузовая, коммерческая работа, имеет станционную радиосвязь. В зависимости от типа станций, их мощности, организуется несколько раздельных радиосетей.
Радиосети станционной радиосвязи организуются по радиальному принципу в полосах УКВ-частот 151,700. 154,000 МГц и 155,000. 156,000 МГц. Связь осуществляется в симплексном режиме. Все станционные радиосети различаются по степени важности, уровню надежности и времени ожидания установления связи.
Станционная радиосвязь бывает маневровая и горочная.
Сети технологических абонентов
Абоненты таких сетей не связаны непосредственно с маневровой работой, но обеспечивают обработку составов и вагонов, а также обслуживание устройств автоматики, телемеханики и связи (СРС-Т).
Радиосеть ПТО (пунктов технического обслуживания вагонов и тормозов) организуется в парках приема и отправления поездов и в парках обработки транзитных поездов. Состав радиосетей определяется объемом технической работы и может включать: 1-2 радиосети на участковых и грузовых станциях, 2-5 радиосетей на крупных станциях. Радиосети ПТО могут содержать 1…5 стационарных и 4…20 носимых радиостанций. Дальность действия радиосетей ПТО должна составлять не менее: для радиостанций РС-РН 1,5-2,5 км, РН-РН 0,8-1,2км.
Радиосеть ПКО (пунктов коммерческого осмотра) предназначена для связи оператора ПКО с коммерческими осмотрщиками вагонов и рабочими по устранению брака. Обычно это одна радиосеть на сортировочных станциях (содержит 2…12 носимых радиостанций). Дальность действия между стационарной и носимой РС составляет 2…3 км, между носимыми радиостанциями 0,8-1 км.
Радиосеть ОТК (объединенной технической конторы) предназначена для связи оператора технической конторы и списчиков вагонов. Используются на участковых и сортировочных станциях, одна сеть содержит 1 стационарную радиостанцию и 2-3 носимых для списчиков при дальности действия 3-4 км. Радиосвязь дежурных технических контор со списчиками вагонов осуществляется на общей частоте для каждого парка прибытия.
Радиосеть ВОХР (военизированной охраны) предназначена для связи начальника караула со стрелками охраны, имеет одну радиосеть, включающую 1 стационарную радиостанцию, 3-5 носимых радиостанций, действует на расстоянии 2-4 км.
Радиосеть СЦБ и связи предназначена для связи старшего электромеханика и дежурных постов электрической централизации, а также начальников радиоузлов с мобильными работниками связи. На станциях с постоянным дежурством электромехаников используются 1-2 радиосети.
Цифровые системы связи
Основным направлением модернизации систем технологической связи на железных дорогах является переход на цифровые системы связи.
Цифровая связь использует как проводные, так и беспроводные каналы передачи данных, но в отличие от традиционной (аналоговой) связи отличается более высокой защищенностью от помех, перехвата, лучшей избирательностью и пропускной способностью канала связи.
Информация в цифровых системах связи передается в закодированном (двоичном) представлении. Такие системы предоставляют широкий спектр телекоммуникационных услуг: индивидуальные и групповые вызовы, выход в телефонную сеть общего пользования, передача данных на высоких скоростях и т.д.
Пропускные способности оптических каналов на порядки выше, чем у информационных линий на основе медного кабеля. Кроме того, оптоволокно невосприимчиво к электромагнитным полям, что снимает некоторые типичные проблемы медных систем связи. Оптические сети способны передавать сигнал на большие расстояния с меньшими потерями. Несмотря на то, что эта технология все еще остается дорогостоящей, цены на оптические компоненты постоянно падают, в то время как возможности медных линий приближаются к своим предельным значениям и требуют все больших затрат на дальнейшее развитие этого направления.
Поездная радиосвязь
Устройства поездной радиосвязи должны обеспечивать непрерывную надежную двустороннюю связь между поездным диспетчером и машинистами поездов (составов), находящихся в пределах линии.
В системе поездной радиосвязи передача вызова осуществляется голосом. Локомотивные и стационарные радиостанции в исходном состоянии находятся в режиме дежурного приема. Управление радиостанциями осуществляется при помощи низкочастотных кабельных линий связи. Передача высокочастотной энергии осуществляется по специально подвешенным волноводным.
Тоннельная связь
Тоннельная связь предназначена для телефонных переговоров работников всех профессий, находящихся в тоннеле (на путях наземных участков), с поездным диспетчером. Тоннельная связь позволяет вызвать диспетчера голосом с постового телефона. Телефоны тоннельной связи подключаются к линии поездной диспетчерской связи.
На станциях телефоны тоннельной связи должны устанавливаться в торцах пассажирских платформ со стороны остановки головного вагона поезда и в релейных СЦБ.
На станциях с путевым развитием (кроме деповских) телефоны тоннельной связи должны устанавливаться у стрелочных переводов и светофоров полуавтоматического действия. Могут устанавливаться у входных и выходных светофоров.
На деповских станциях телефоны тоннельной связи могут устанавливаться у входных и выходных светофорах.
На перегонах у телефонов тоннельной связи и шкафов СЦБ должны быть розетки, включенные в автоматическую телефонную связь. На каждом телефонном аппарате должна быть маркировка «телефон». Телефоны тоннельной связи устанавливаются в тоннеле через каждые 150-200м. Кроме того, в тоннелях устанавливаются сигнальные знаки «телефон» для указания расположения ближайших телефонов тоннельной связи.
Действие тоннельной связи одностороннее, т.е. диспетчер не может вызвать к телефону персонал, находящийся в тоннеле.
Порядок пользования телефонами тоннельной связи.
Открыть крышку аппарата, нажав кнопку на правой стороне корпуса, и снять телефонную трубку. Если аппарат с белой кнопкой внутри, то нажав белую кнопку, убедиться в свободности диспетчерской линии. Если линия свободна, то включиться к ДЦХ и вести разговор, не отпуская белой кнопки.
Белая кнопка должна быть нажата в течение всего разговора!
По окончании разговора, нужно отпустить белую кнопку, установить трубку в гнездо, зафиксировать её в держателе и закрыть крышку аппарата до щелчка замка.
Стрелочная связь
Стрелочная связь предназначена для передачи распоряжений дежурного по посту централизации работникам, связанным с движением поездов.
На блок-посту имеется коммутатор, в который включаются телефоны, установленные у стрелок, стрелочных постов, дежурного по станции, электромеханика СЦБ и в релейной. В соответствии с местными особенностями работы станций в сеть стрелочной связи разрешается включать телефоны дежурного по электродепо, оператора линейного пункта, пункта технического обслужива- ния, дежурного по станции или дежурного по посту централизации смежных станций. Телефонные аппараты постового типа устанавливают у стрелок, на парковых путях электродепо, в торцах платформ, на станциях, в помещениях электромехаников СЦБ, на постах централизации смежных станций. Аппараты имеют маркировку «стрелочный телефон».
ДСЦП может вызвать любого абонента, включенного в стрелочную связь, нажатием кнопки (или переводом ключа) на коммутаторе; абонент – ДСЦП снятием трубки своего аппарата, при этом на коммутаторе появляется сигнал вызова и звучит звонок.
коммутатор
Порядок пользования стрелочной связью:
Открыть крышку телефона, нажав кнопку на правой стороне корпуса, снять телефонную трубку, нажать белую кнопку и вести разговор. В течение всего разговора белая кнопка должна удерживаться. По окончании разговора, отпустить белую кнопку. Установить трубку в гнездо и зафиксировать её в держателе. Затем заправить провод трубки, закрыть крышку до щелчка замка.
Стрелочная связь двухсторонняя, но звуковой сигнал вызова будет поступать только при закрытой крышке телефона.
Оперативная связь
Оперативная связь – резервная и служит дополнением к поездной диспетчерской связи. Она предназначена для служебных переговоров работников, связанных с движением поездов между собой и поездным диспетчером.
В провода оперативной связи включают телефоны диспетчеров служб, дежурных по постам централизации, дежурных по станциям, дежурных по электродепо, операторов линейных пунктов, пунктов технического обслуживания, начальников электродепо и служб, начальника метрополитена и его заместителей.
Коммутатор установлен в ситуационном центре метрополитена и соединение с абонентом обеспечивает оператор ситуационного центра. На аппаратах оперативной связи нет наборного диска и они имеют маркировку «ОП».
Порядок пользования: снять трубку, дождаться ответа оператора ситуационного центра, после чего назвать станцию, должность, фамилию и абонента с которым нужно соединить.
Электро-диспетчерская связь предназначена для диспетчерского руководства электроснабжением всех потребителей линии.
Электромеханическая диспетчерская связь предназначена для диспетчерского руководства работой инженерно-технических сооружений: вентиляционных установок тоннелей, станций, кассовых залов; водоотливных и канализационных насосных установок, водопроводных сетей и др.
Эскалаторная диспетчерская связь предназначена для диспетчерского руководства работой эскалаторов. Она связывает диспетчера с обслуживающим персоналом машинных залов эскалаторов и дежурным у эскалатора.
Дополнительная связь – является разновидностью местной связи. Аппараты устанавливаются вблизи спецобъектов (сходные устройства, металлоконструкции) имеют маркировку «ДС». При снятии трубки идёт вызов в КПС (командный пункт станции).
Радиосвязь диспетчеров с восстановительными формированиями осуществляется с применением мобильных и носимых радиостанций. Вызов радиостанций организуется через диспетчерский пункт.
Связь совещаний метрополитена предназначена для проведения ежедневных оперативных совещаний работников Управления метрополитена, руководителей служб с подразделениями, расположенными на станциях, в электродепо, на заводах. Она обеспечивает двустороннюю передачу сообщений.
Полицейская связь предназначена для связи дежурного по отделению милиции с постами охраны на пассажирских станциях, в электродепо, у входа в тоннели.
Служебная связь между диспетчерскими пунктами и объектами СЦБ, автоматики и телемеханики предназначена для переговоров между работниками, находящимися в релейных помещениях диспетчерских пунктов и в релейных помещениях СЦБ станций, подстанций и других объектов.
Местная связь в пределах объектов предназначена для служебных переговоров работников станций, электродепо, подстанций и др.
Аппараты установлены в кабине ДСП (коммутатор), в помещении полиции, в кассах, в машинном зале эскалатора, в кабине ДУЭ, в кабине контролёра.
Административно/хозяйственная связь (автоматическая телефонная) предназначена для служебных переговоров работников метрополитена по вопросам хозяйственной деятельности.
Маневровая радиосвязь предназначена для организации маневровых передвижений на парковых путях электродепо и обеспечивает двустороннюю радиосвязь дежурного по посту централизации с локомотивными бригадами в период маневровых передвижений.
На посту централизации устанавливается стационарная радиостанция со специальной антенной либо волноводным проводом.
Система единой радиоинформационной связи включает в себя автоматизированное рабочее место оператора, расположенное в Ситуационном центре и портативные радиостанции SEPURA, находящиеся у начальников дистанций, заместителей начальников дистанций, инженеров Дистанций Службы движения и дежурных по станции. Пользователи сети единой радиоинформационной связи имеют возможность общения в индивидуальном и групповом режимах.
Громкоговорящее оповещение
Для передачи распоряжений и информации работникам, находящимся на станциях, на путях оборота и отстоя составов, на парковых путях, в электродепо, тоннелях, а также для информации пассажиров в поездах и на станциях должны применяться устройства громкоговорящего оповещения. Для двусторонней связи между работниками, находящимися на посту централизации и в помещении релейной СЦБ, должны применяться устройства громкоговорящей связи. Для информации пассажиров с платформы станции допускается применение радиомикрофонов, выходящих на сеть громкоговорящего оповещения. Информация для пассажиров может передаваться по линиям с местных звукоусилительных станций, а также с центральной усилительной станции.
На станциях, путях для оборота составов и в служебных помещениях должны быть установлены электрические часы. В торцах станций со стороны отправления поездов должны устанавливаться электрические часы с пятисекундным или секундным отсчетом времени и счетчики межпоездных интервалов. Видимость их показаний должна обеспечиваться с рабочего места машиниста при остановке на станции поезда максимальной расчетной длины.
В помещениях постов централизации должны быть электрические часы с пятисекундным или секундным отсчетом времени. Электрические часы должны показывать местное время. Показания на всех электрических часах метрополитена должны быть одинаковыми. На метрополитенах применяется единое централизованное управление сигналами времени. Все пассажирские станции оборудованы вторичными приборами времени, соединенными каналами связи с центральной электрочасовой станцией метрополитена. Сигналы времени на центральной электрочасовой станции ежечасно корректируются по сигналам точного времени, передаваемым по радиотрансляционным линиям.
Для оповещения работников, находящихся на станционных путях (кроме парковых путей), о следовании состава по малодеятельному маршруту, а также о подаче напряжения на контактный рельс наземных участков линий должна быть оповестительная звонковая сигнализация. Пешеходные переходы (и при необходимости переезды) на парковых путях должны оборудоваться звуковой и световой оповестительной сигнализацией.
Для оповещения работников о подаче напряжения 825 В на контактный рельс на наземных линиях, а также при следовании подвижного состава по малодеятельному маршруту (например, при следовании в электродепо) применяется звонковая сигнализация. Оповестительная звонковая сигнализация предупреждает о возможной приближающейся опасности, указывая на необходимость бдительности при нахождении людей на пути.
Служебные помещения станций должны оборудоваться звонковой сигнализацией (для подачи звуковых сигналов от дежурного по станции в кассы, в вестибюли и на контрольные пункты, от дежурного по посту централизации электромеханику СЦБ и для вызова дежурного по станции с платформы, из помещений касс и медпунктов для вызова работников милиции, а также на открытие дверей вестибюлей в ночное время) или прямой телефонной связью, а также устройствами охранной сигнализации. Различные виды звонковой сигнализации предназначены для экстренного вызова работников охраны, дежурных по станции, работников СЦБ и других работников, связанных с движением поездов и работой станции. Звуковые приборы (ревуны, колокола громкого боя) устанавливаются в вестибюлях и на платформах станций.