Для чего применяется триз в доу
Использование технологии ТРИЗ в ДОУ
Светлана Скоробогатова
Использование технологии ТРИЗ в ДОУ
Технология ТРИЗ с успехом используется в ДОУ. ТРИЗ-технология – это технология коллективных игр и занятий, и не заменяет основную программу, а максимально увеличивает ее эффективность. Технологию ТРИЗ можно использовать во всех образовательных областях. Педагог в работе с детьми основывается таким средством, как педагогический поиск, где не дает готовые знания, а учит находить истину. Не стоит давать готовый ответ на вопрос ребенка, а спросить, что думает он сам. Происходит процесс рассуждения, а наводящие вопросы взрослого подводят к тому, что ребенок самостоятельно находит ответ.
Например: в познавательном развитии, давая воспитанникам знания о свойствах дерева, металла,стекла можно начать с вопроса: «Что было бы, если бы на Земле не было?»После множества вариантов суждений задать вопрос: «Чем полезно дерево, металл или стекло?» Появляются ответы, в которых раскрываются новые свойства и качества предметов, веществ. Таким образом, создавая цепочку вопросов, мы получаем разнообразные ответы, находим противоречия, выявляем предметное окружение. Исследовательская деятельность позволяет проводить опыты, делает занятие интересным и познавательным.
Таким образом, в непосредственной деятельности мы проводим поиск истины и сути.
Технология ТРИЗ собрала множество приемов противоречий, которые педагоги находят в окружающих объектах природного и предметного мира и используют их в работе с детьми. Основной задачей является научить детей искать и находить решение – этап изобретательства, который проявляется в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
Выявление противоречий или «тайна двойного» в объекте, явлении мы определяем, что может быть хорошо или плохо, вредно или полезно.Например: дождь – это хорошо потому, что питает растения, они нас радуют. Дождь – это плохо, потому что нельзя гулять на улице, становиться мокро и грязно.
Воспитатель учит воспитанников не только находить противоречия, но и научиться их разрешать.Пример задачи: «Чем может быть хорош или не удобен зонт?» Чтобы защитить от дождя, он должен быть большим. Если нет дождя, для удобства он должен быть маленьким.Решение: зонт должен быть складным – в одно время большой, в другое – маленький.
В речевом развитии технологию ТРИЗ можно использовать в решении сказочных проблем или придумывании новых сказок, используя специальные методы. Например, детям предложить придумать сказку, в которой лиса не будет съедать Колобка. Решить сказочную ситуацию, как помочь деду без помощи других героев сказки вытащить большую репку и т. д.
Для того чтобы повысить эффективность творческого мышления, необходимо учить применять аналогии. Аналогия может быть прямой и фантастической.
1.Прямая аналогия имеет несколько видов:
Аналогия по форме. (Схожесть предметов по внешнему виду)
Структурная аналогия. (Сходство объектов аналогичной структуры)
Функциональная аналогия. (Схожие функции объектов)
Аналогия по цвету. (Схожесть предметов по цвету)
Аналогия по ситуации. (Схожесть по состоянию явлений)
Аналогия по свойствам. (Схожесть по материалу)
2. Фантастическая аналогия. Данная аналогия способна в стандартную ситуацию внести волшебство, фантазию, сказку. Такие решения проблем позволяют развивать у воспитанников смекалку, фантазию.
Таким образом, технология ТРИЗ не только формирует творческое мышление, но и учит подходить к нестандартным решениям задач, жизненных проблем.
Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.
Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.
Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.
НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.
Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.
Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.
Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду»
Ибатуллина Гулнара Рифгатовна
Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду»
На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Именно методы педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Родоначальником, основателем является советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер.
С 1990 года коллектив творчески работающих воспитателей нашего детского сада активно использует достижения ТРИЗ в работе с детьми при проведении различных видов детской деятельности, и имеют прекрасные результаты.
Цель ТРИЗ – помочь ребёнку увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, анализировать. Сравнивать, классифицировать, т. е. развивая умственные процессы, учить самостоятельно мыслить, а правильный ответ со временем найдется.
Могут ли освоить методы ТРИЗ дети дошкольного возраста? Да!
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).
Основные направления ТРИЗ:
РТВ – развитие творческого воображения
РТМ – развитие творческого мышления
ТРТЛ – теория творческого развития личности
АРИЗ – алгоритм решения изобретательской задачи
Методы ТРИЗ:
• Многоэкранная система талантливого мышления
• Идеальный конечный результат
• РТМ – развитие творческого мышления (изобретательства)
Многоэкранная схема талантливого мышления
Все предметы, объекты, явления, с которыми сталкивается человек в своей жизни, являются системой. Системой может быть стул, стол, игрушка, заяц, человек, болото, космос и т. д.
Все из чего состоит система (её отдельные части) можно назвать подсистемой.
Все, что окружает её и взаимодействует с ней – надсистема. (Схема с кошкой) Рассказываю….
У каждой системы есть временная ось, то есть настоящее, прошлое и будущее.
Каждая система имеет свои:
1) Свойства (Какая?Какой)
2) Функции (для чего предназначается)
еда – питать организм
Одна и та же система может выполнять разные функции:
Игры «Маша – растеряша»,«Аукцион» дают возможность детям найти множественное применение одной и той же вещи, или заменить потерянную вещь любимыми другими.
(Чем можно заменить) – пакетом, шапка, косынка, платочек, коробка, ведро, карманы….
Платок получит тот, кто последний определит его функцию. (забинтовать рану, одеть на голову, вытереть лицо, сделать узелок, шатер).
Противоречия – это конфликт, возникший внутри системы.
• Игра «Хорошо – плохо» заставляет находить в одном и том же предмете хорошее и плохое.
Например: Солнышко светит. Это хорошо? – Хорошо. А почему?. (ответы) Плохо? Почему плохо? – Жарко, растения хотят пить, плавится…
• Игра «Хочу – нельзя» (участвуют двое).Например:
— Я хочу погулять, (т. е. очень хочется.)
— Нельзя, потому что дождь пошел, и т. д.
— Нарисовать елку, но чтобы елки не было видно;
Вещественно-полевые ресурсы – это вещества и поля, которые имеются или могут быть получены по условиям задачи. Ресурсы используют при сочинении сказок, различных ситуаций.Существуют следующие ресурсы:
• Ресурс объединения. Например, сказка «Колобок». Изменяется содержание сказки, все животные объединяются вместе и решают спасти Колобка.
• Ресурс времени. Например, Колобок катиться по дорожке зимой
• Ресурс превращения. Например, Колобок превратился в снежный ком и лиса….
• Ресурс количества. Например, колобков стало больше или меньше. (Чтобы случилось, если Колобок стал большим, или просто их стало много и т. д.)
•Ресурс ускорения: ковер-самолет, сапоги скороходы.
Идеальный конечный результат – ИКР, изменяя конструкцию, предложенную сказку, любую модель – создавая, изобретая идеальный (хороший) результат.Предлагаем детям:
— Изменить плохой конец сказки, рассказа, на хороший.
— Найти недостатки в каком-либо предмете, делая его идеальным (будильник, ложка, замок, пылесос.).
— Создание нового (телефона, конструкция лыж, нового транспорта.)
Идеально конечный результат устраивает всех: и детей и героев сказки, колобка не съела лиса, т. к. дети предварительно «вмешали» в тесто чихательный порошок.
Развитие творческого воображения и мышления.
Воображение – это присущее только человеку возможность создания новых образов (представлений, путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией.
С помощью воображения формируется образ никогда не существовавший или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
ТРИЗовские качества мышления – системность и диалектичность, независимость, целеустремленность.
— Предлагаем детям решить задачи:
• «Как достать укатившийся мяч из- под шкафа».
• «Как составить из треугольника фигурку животного?»
• Найти недостатки в модели автомобиля, часах, дверной ручке, замке. Как их устранить?
• Колобок стал большим, скользким, тяжелым, горьким, колючим,
— Фантастические гипотезы: «Что было бы, если…»
• Что было бы, если все воспитатели не пришли на работу?
• Что было бы, если не было бы дождя.
• Если бы я был королем?
• Ты ступня и идешь по теплому песку на пляже. Что ты чувствуешь?
• Ты каша на тарелке, которую не съела Маша.
• Беседа двух человечков, нарисованных на указательных пальцах
• Представь, что ты коленка и катишься с горы.
• Каков вкус солнечного света?
• Чем пахнет твоя любимая передача?
• Изобрази звук огурчика, плавающего в банке с рассолом.
Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).(Пример с горячим чаем в стакане)
Традиционна в детском саду выставка игрушек,поделок сделанных руками детей и родителей из бросового материала: это и роботы, и различные машины, и невиданные животные. Дети в рисунке изображают такие понятия, как «жара», «веселое настроение», определяют какого цвета мамина улыбка, вживаются в образ кустика, растущего у дороги и передают его радости и горести, придумывают свой собственный звук. (показ рисунков).
В нашем детском саду дети могут часами сочинять и рассказывать сказки. С помощью ТРИЗ можно сочинять стихи, загадки, лимерики, проникнуть глубоко в историю и поменять ход своим присутствием; можно обосновать все биологические и физиологические процессы. Можно создать коллекцию новых платьев, новых машин. Разработать новые подвижные игры, вечера отдыха.
Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников.
Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество и технология ТРИЗ ребенку?
— Возможность проявить себя, созидать, творить.
— Стремление получать новую информацию об окружающем.
— Развивает потребность в познавательной деятельности.
— Способствует развитию аналитических способностей.
— Формирует умение развивать и доказывать свою точку зрения.
«День Защитника Отечества» в детском саду. Опыт работы В детском саду проводятся мероприятия, посвященные празднику Дню Защитника Отечества. Воспитатели и дети заранее готовятся к проведению.
Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 ГО Староуткинск» Доклад на педагогический совет «Театрализованная.
Опыт работы с родителями «Театральная деятельность в детском саду» Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.
Опыт работы «Фитбол-гимнастика как вид занятий в детском саду» За последние несколько лет в России отмечен возросший интерес к спорту. Огромную популярность набирает фитбол-гимнастика в детском саду.
Опыт работы по правилам дорожного движения в детском саду Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому начиная с младшего возраста необходимо уделять особое.
ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста) Младший дошкольный возраст знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя.
Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Уже давно известно о значительной роли, которую играет театрализованная деятельность в развитии и воспитании ребенка. Театрализованные представления.
Презентация «ТРИЗ — технология в детском саду» ТРИЗ-технология в детском садуТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий,.
Опыт работы с рифмой в детском саду Я работаю в старшей группе. Моим воспитанникам пять лет. Они еще не умеют читать и писать. Ребята делают первые шаги в подготовке обучению.
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ
Наталья Макух
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
— это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
— Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
— Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
— Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
— Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
— Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
— Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
— Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
— Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».
Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.