Для чего применяют и как устроены стропы
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
2.4. Стропы и грузозахватные устройства
Стропы — отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.
Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам, скобам.
Стальные канатные стропыполучили широкое распространение при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых грузов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из органических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и обладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.
По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подразделяются:
· на одноветвевые (1 СК);
· четырехветвевые (4 СК);
Цепные стропычаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, заготовок и деталей с острыми кромками, ковшей для металла и другой тары.
По числу ветвей цепные стропы (рис. 2.23) подразделяют:
на одноветвевые (1 СЦ);
Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.
Рис. 2.22. Стальные канатные стропы (типа СК):
а — одноветвевые (1 СК); б — двухветвевые (2 СК); в — трехветвевые (3 СК); г — четырехветвевые (4 СК исполнения 1); д — четырехветвевые (4 СК исполнения 2, с уравнительными блоками); 1 — навесное звено; 2 — канатная ветвь; 3 — захват; 4 — соединительное звено; 5 — уравнительный блок; L — длина стропа
Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т. п.
Многоветвевые стропы применяют для подъема и транспортировки станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций, имеющих две, три и четыре точки крепления.
Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами.
Рис. 2.23. Цепные стропы (типа СЦ):
а — одноветвевые (1 СЦ); б — двухветвевые (2 СЦ); в — трехветвевые (3 СЦ); 1 — звено стропа; 2 — звено цепи; 3 — захват; L — длина стропа
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).
Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновыестропы используют для обвязки мягких и легких грузов.
Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями РД 10-33-93, РД 10-231-98, Правил безопасного устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
2.4.2. Изготовление и браковка стропов
Процесс изготовления стропов включает в себя следующие операции.
· Выбор каната нужного качества. Стропы изготавливают из нетолстых гибких канатов (чем больше проволок при одном и том же диаметре, тем более гибок канат). Например: канат двойной свивки типа ТЛК-О 6×19+1 о.с, в котором 6 прядей по 19 проволок и один органический сердечник; типа ЛК-РО 6х36+1 о.с; ТЛК-О 6х37+1 о.с; ТЛК-О 36х37+1 о.с. Допускается применение канатов других типов.
· Определение длины каната. Длина заготовки должна включать в себя длины стропа и отрезка, необходимого для образования петель, заплетки и технологического припуска.
· Определение диаметра каната. При этом нужно учитывать массу груза, число ветвей, угол наклона между ветвями, коэффициент запаса прочности (не ниже 6 для стальных, 8 — для пеньковых канатов и 5 — для цепей).
· Выбор концевого (захватного) элемента. При этом учитывают места крепления и способы обвязки груза (для деталей с фланцами — струбцины или штыри, с отверстиями — коромысла, с проушинами или цапфами — крюки), а также необходимость наличия коушей в петле. В стропах с концевыми элементами канаты вплетают в отверстия концевых элементов без коушей. Диаметр отверстия, которое вплетают строп, должен быть равен 1,25 диаметра каната, длина петли стропа — не меньше длины петли, заплетенной под коуш; определяют толщину и величину отверстия концевого элемента. Определяют их при помощи расчета или конструктивно. Толщину отверстия можно регулировать привариванием дополнительных шайб (коротким прерывистом швом в четырех-пяти точках). Для получения закругления отверстие вначале раззенковывают под углом 90° на глубину фаски, а затем острые кромки закругляют по радиусу (на участке рабочего положения петли стропа). Поверхность сопряжения обрабатывают не ниже 10-го класса шероховатости. При правильном выборе и обработке отверстий канат на участке соединения петли и концевого элемента под нагрузкой принимает форму, близкую к эллипсу, не деформируется и при двухветвевом стропе имеет 12. 16-кратный запас прочности без коушей.
· Крепление зажимами. Его применяют при изготовлении стропов временных, работающих без обвязок, не предназначенных к протягиванию через отверстия, с маленьким расстоянием между петлями (если невозможно выполнить заплетку), при креплении стропов к траверсе, а также грузовых канатов в грузоподъемных механизмах. Крепление заплеткой — наиболее распространенный способ.
· Выбор способа резки. Резку канатов производят с помощью абразивных кругов, зубила, а также газовой резкой. Электродуговая резка запрещается, так как при этом по проволокам и прядям проходит ток большой силы, что приводит к их нагреву, отжигу, потере прочности. Чтобы предотвратить раскручивание каната после резки, предполагаемое место резки обвязывают (8. 10 витков) мягкой проволокой диаметром 1,5. 2 мм с двух сторон от места резки на расстоянии 1. 4 диаметра каната (см. рис. 2.15, в).
Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90° (рис. 2.24).
Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.
Область применения и классификация строп
Стропа в переводе с голландского означает «петля». Её основное назначение полностью соответствует указанному определению. Стропы применяются для подъёма и транспортировки различных грузов. Основные характеристики строп заключаются в удобности, безопасности, надёжности и быстроте крепление груза. Конструктивно эти изделия изготавливают в виде отрезка каната, троса или цепи, оба конца которых оснащены металлическими крюками или петлями.
Область применения этих приспособлений достаточно широка. Они используются во время грузоперевозок, для осуществления погрузочно-разгрузочных, строительных, сельскохозяйственных работ, в нефтегазовой, лесной и многих иных отраслях промышленности. В зависимости от материала, из которого они изготовлены, конструктивных особенностей и характера грузовых работ, стропы подразделяются на цепные, канатные и текстильные.
Стропы цепные представляют собой отрезок цепи, имеющий высокопрочные звенья, соединённые между собой при помощи сварки. Этот вид строп успешно применяется для выполнения грузоподъёмных или строительных работ в различных отраслях промышленности Они более гибки и намного удобнее во время эксплуатации по сравнению с канатными стропами. Материал, из которого они изготовлены, позволяет выдерживать давление грузов, которые имеют заострённые края. Такие стропы наиболее долговечны, по сравнению с иными видами, способны противостоять воздействию кислот, огня, сверхнизких и высоких температур, а также подлежат ремонту.
а стропы канатные изготовлены методом плетения из нескольких ответвлений в виде каната. Канаты соединены между собой при помощи стальных колец. Характер проводимых строительных или грузоподъёмных работ влияет на метод захвата грузов и количество канатов в структуре стропы. Наиболее эффективны канатные приспособления во время транспортировки грузов, имеющих большую массу и габаритные размеры. Самым распространённым видом канатных строп считается их двухпетельный тип. Канатные приспособления для понятия грузов успешно эксплуатируются в температурном диапазоне от минус 45 до плюс 45 градусов по Цельсию. Кроме того, они способны выдерживать большие механические нагрузки и их разрушение происходит постепенно, что, в свою очередь, даёт возможность заметить этот процесс на его первоначальной стадии развития.
Считается, что стропы текстильные являются самыми универсальными из всех видов строп, т.к. характеризуются незначительной массой и небольшими размерами. Их исключительная универсальность даёт возможность быть использованными для осуществления транспортировки и самых разнообразных погрузочно–разгрузочных работ. Они отлично противостоят воздействию масла, нефти, химических веществ и растворителей, иных вредных факторов, к которым относятся ультрафиолетовое излучение и повышенная влажность. При помощи текстильных строп успешно проводятся работы в любой из климатических зон, т.к. они полностью сохраняют свои свойства при значительных перепадах температурного режима. Благодаря материалу, из которого они изготовлены, предотвращается царапание поверхности груза, а также на него не оказывается значительное механическое давление. Эти свойства текстильных строп дают возможность их успешного использования для проведения работ с наиболее хрупкими грузами. С помощью текстильных строп производится транспортировка пластиковых изделий, древесины, грузов, имеющих окрашенный поверхностный слой, а также других грузов, которые требуют особо аккуратного обращения. Одновременно, этот вид строп является и наиболее безопасным для работы с ним обслуживающего персонала.
Стропы: разновидности, маркировка, браковка, комплектующие
Стропы – простые приспособления, используемые для подъема и перемещения различных грузов. В переводе с голландского слово «строп» означает «петля». Приспособления состоят из одного или нескольких гибких элементов, концы которых замкнуты в петли или оснащены грузозахватными устройствами.
В зависимости от материала гибких элементов стропы делятся на три вида: канатные, цепные и текстильные. Каждый из видов приспособлений, в свою очередь, делится на подвиды в зависимости от конструкции: петлевые, кольцевые, ветвевые.
При помощи строп грузы крепятся к крюку подъемного крана. Некоторые виды приспособлений используются для обхвата тяжелых предметов. Также стропы могут применяться для крепления грузов к куполу парашюта, гондол к дирижаблям и аэростатам. Широкое применение грузоподъемные приспособления нашли в строительстве, сельском хозяйстве, грузоперевозках, лесной промышленности, на металлургических комплексах и в других отраслях.
Канатные стропы
При помощи канатных строп проводятся многие виды грузоподъемных операций. Спрос на изделия не падает благодаря их удобству и невысокой стоимости. Основной элемент стропа – стальной канат, изготовленный из металлических проволок, свитых в пряди. Внутри каната находится сердечник из пеньки. Если приспособление состоит из нескольких канатов, они крепятся на специальном соединительном звене.
Массивные грузы, для работы с которыми предназначены канатные стропы, обычно имеют специальные проушины или кольца. К ним и крепятся ветви приспособления. По конструкции канатные стропы делятся на такие виды:
Концы канатных строп, замкнутые в петли, обрабатываются двумя способами – заплеткой и опрессовкой. Первый метод на сегодняшний день считается устаревшим, хотя используется многими производителями. Он подразумевает переплетение между собой прядей каната и скрепление их концов за счет силы трения. Чем больше будет нагрузка на петли троса, тем плотнее проволоки прижимаются друг к другу. Место переплетения концов каната изолируют, чтобы обезопасить тех, кто будет работать со стропом, от повреждений торчащими проволоками.
Метод опрессовки подразумевает заделку концов троса втулкой, изготовленной из алюминия или другого мягкого металла. Втулку обжимают особым образом, чтобы получить надежное сцепление. Процесс опрессовки частично механизирован, что снижает его стоимость и повышает производительность.
У канатных строп много преимуществ:
У канатных строп есть и минусы. Это большой вес, малая ремонтопригодность, возможность повредить окрашенную поверхность груза, вероятность получения травмы при контакте с оборвавшимися проволоками.
Цепные стропы
Главный элемент цепного стропа – круглозвенная стальная цепь с классом прочности от 4 до 12. Для соединения звеньев цепи используется сварка. Ветви приспособлений комплектуются крюками. Длина ветвей может достигать 20 метров. Цепные стропы считаются универсальными, так как могут использоваться для работы со всеми видами грузов. Приспособления востребованы в металлургии, на предприятиях химической, атомной, топливной промышленности, в тяжелом машиностроении, а также на складских объектах.
Как и другие виды подобных приспособлений, цепные классифицируются по конструкции и делятся на ветвевые и кольцевые. Производители предлагают такие виды цепных строп:
Грузоподъемность цепных строп зависит от класса прочности всех их элементов. при повышении класса прочности цепи снижается удельная материалоёмкость приспособления у увеличивается срок его службы. Стропы разных классов прочности имеют такую грузоподъемность (данные приведены для температуры до 200 градусов для одной цепной ветви с минимальным диаметром):
При повышении температуры допустимая грузоподъёмность изделий уменьшается на 10-15%.
Грузоподъемность приспособлений напрямую зависит и от диаметра звена цепи. Данная информация приведена в таблице:
Что касается недостатков, то их немного. Цепные стропы имеют большой вес. Но цепи высоких классов прочности (8-12) выпускаются меньшего диаметра, что практически устраняет этот недостаток. Еще один минус приспособлений – высокая стоимость.
Текстильные стропы
И цепные, и канатные стропы достаточно сложные для маневрирования и тяжелые. Для работы с хрупкими или окрашенными грузами они не годятся, так как могут повредить поверхность. В этом случае пригодятся текстильные стропы, способные обеспечить необходимую гибкость, надежную фиксацию груза и необходимую строповку.
Текстильные стропы выпускаются двух видов – ленточные или круглопрядные. Первые выпускаются в виде ленты из одного или нескольких слоев синтетического материала (нейлона, полиэстера или пропилена). Круглопрядные стропы состоят из полиэстерового сердечника, заключенного в рукав из полиэфирной или нейлоновой ткани. По пластичности и грузоподъемности круглопрядные модели превосходят ленточные.
По конструкции текстильные стропы делятся на три вида:
К обозначению круглопрядных изделий добавляется буква «К». Кольцевые и петлевые варианты являются самыми универсальными. Их используют для обвязки грузов.
Текстильные стропы окрашиваются в разные цвета. Цвет ленты означает ее грузоподъемность. Цветовая идентификация используется для быстрого визуального определения пределов безопасной нагрузки. Ширина ленты также зависит от грузоподъемности приспособления.
Главный плюс текстильных строп – компактность и небольшой вес. При хранении приспособления занимают минимум места, их легко транспортировать. Поверхность лент не повреждает грузы. Синтетические материалы, из которых изготовлены грузоподъемные приспособления, невосприимчивы к перепадам температур, влажности, воздействию нефтепродуктов и органических растворителей. Стоят текстильные с тропы значительно дешевле канатных и цепных.
Как маркируются стропы?
При производстве любых типов строп обязательным условием является их маркировка. Она наносится как на само изделие, так и на металлическую бирку, которая надежно крепится к грузозахватному приспособлению. Способ крепления должен быть таким, чтобы обеспечить сохранность маркировки до окончания срока эксплуатации стропа.
Маркировка на бирке грузоподъемных приспособлений должна содержать следующую информацию:
Маркировка наносится на бирку несмываемой краской, цвет которой должен отличаться от цвета бирки.
Условия выбраковки строп
Грузоподъемные работы могут быть опасными для здоровья и жизни людей, находящихся в зоне их проведения. Поэтому главное условие эксплуатации строп – обеспечение их максимальной безопасности. За осмотр и браковку приспособлений отвечает инженерно-технический персонал предприятия. Осмотр изделий должен проводиться в соответствии с интенсивностью их использования. При постоянной эксплуатации стропы осматриваются не реже, чем раз в 10 дней, при периодической – непосредственно перед началом работ.
Для каждого типа стропов установлены свои нормы выбраковки. Например, канатные не допускаются к работе в таких случаях:
Цепные стропы выбраковываются в следующих случаях:
Текстильные стропы не допускаются к работе при выявлении таких недостатков:
На основании осмотра строп и анализа имеющихся дефектов инженерно-технические специалисты принимают решение о возможности ремонта или необходимости списания грузоподъемных приспособлений. Если они не пригодны к дальнейшему использованию, должен быть составлен акт списания.
Цепные, канатные и текстильные стропы вы можете купить на сайте компании «Прометей». Благодаря удобному каталогу и подробным техническим характеристикам подбор необходимой модификации приспособлений займет минимум времени. Вы всегда можете воспользоваться помощью наших специалистов, связавшись с ними по телефону или в онлайн-чате.
Все о стропах: правила выбора, классификация и особенности
Содержание:
Любая операция по погрузке, транспортировке и ориентированию грузов в пространстве осуществляется с помощью подъемных кранов, талей, лебедок и т.д. А для прочного захвата груза используются стропы.
Правильно выбранные и закрепленные, стропы должны выполнять следующие задачи:
1. обеспечивать безопасность рабочих, осуществляющих погрузку, и целостность транспортируемого груза.
2. исключать раскачивание закрепленных товаров (строительных материалов, частей металлоконструкций и деталей железобетонных изделий), а также обеспечивать равномерное распределение нагрузки между элементами.
Неправильно подобранные стропы могут привести как к денежному ущербу из-за порчи груза, так и к получению травм людьми. В этой статье мы рассмотрим все виды строп, их преимущества, а также правила выбора оборудования.
Текстильные стропы
Они представляют собой широкие ленты, изготовленные из ткани, с кожаными или полиэстеровыми вставками, обеспечивающими дополнительную прочность и увеличивающими срок службы изделия. Данный вид строп широко распространен при транспортировке грузов благодаря своей подвижности и гибкости. Это играет большую роль при перемещении хрупких и быстро деформирующихся предметов (строительных материалов, каменных плит и т. д.). Текстильные стропы используются для перемещения легких грузов общей массой не более 5 тонн.
Выбирая текстильные стропы, Вы получаете следующие преимущества:
Модель Jet WSFE-4-8 JE252320 пользуется особой популярностью. Если на Вашем производстве не проведено электричество, но перемещать громоздкие грузы необходимо, то лучшего варианта просто не найти — ее длина составляет 2,4 м, поэтому поднимать с ее помощью можно крупногабаритные грузы, ведь максимальная грузоподъемность — 10 000 кг.
В случае, если Вы ищете недорогой вариант оборудования для перемещения легких грузов, то рекомендуем присмотреться к стропу текстильному ленточному двухпетлевому (1 т; 4 м) СОРОКИН 5.403, чья грузоподъемность составляет 1000 кг.
Однако наряду с явными преимуществами, текстильные стропы имеют и следующие недостатки. Они «боятся» воздействия огня, концентрированных агрессивных жидкостей (кислот, растворителей), а также раскаленного металла. Также текстильные стропы теряют свои свойства под длительным воздействием ультрафиолета, поэтому их не рекомендуется хранить в помещениях, не защищенных от попадания солнечных лучей.
Канатные стропы
Другими стропами, популярными в России и странах СНГ, являются канатные стропы. Они подходят для работ со всеми типами погрузочных машин — талями, лебедками, подъемными кранами и т. д.
Выполненные в виде двух или более канатов, соединенных стальными кольцами, в зависимости от способа обработки концов каната, эти стропы делятся на 2 группы:
Стропы, которые опрессовывают алюминиевыми втулками на специальных гидропрессах. Изготавливаются из жесткого каната, имеют небольшой собственный вес и способны выдерживать большие нагрузки. Поэтому преимущественно используются для центральной строповки клади, так как они особенно устойчивы к осевым нагрузкам и износу;
Стропы, которые «плетутся» вручную из мягкого каната или на специально оборудованных станках, поэтому применяются для обертывания груза.
Главные преимущества канатных строп:
Цепные стропы
Наиболее универсальными в применении являются цепные стропы. Особенно востребованы они в химической промышленности, в металлургии и машиностроении. Благодаря самой высокой степени подвижности среди остальных видов строп, цепные являются самыми практичными и часто используемыми.
Преимущества цепных строп:
Перед тем, как начать непосредственно работу по погрузке и перемещению клади, нужно узнать условия, в которых будет осуществляться данный процесс, а также все параметры транспортируемого груза — его габариты, вес и материал, и уже в зависимости от этого подбирать определенный вид строп. Хороший специалист должен наизусть знать все преимущества и недостатки строп, а также рекомендации по использованию — то есть подойдут они для определенного типа груза или нет.
Первое, что делает профессиональный стропальщик — это оценивает массу и габариты перемещаемого груза, а также центр его тяжести. Далее он определяет количество мест зацепления с учетом того, чтобы кладь не перевернулась и не опрокинулась во время транспортировки.
Второй важный этап — подбор длины строп. Если выбрать слишком короткие, то угол между ними будет более 90°, а если слишком длинные, то теряется высота и возможно кручение груза. Оптимальный угол между ветвей строп должен варьироваться от 60° до 90°.
В зависимости от массы груза, нужно выбрать стропы и учесть нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь. Рассчитать ее можно по формуле:
S = Q*g/n*k* cos а;
Заменим 1/cos а на коэффициент m, тогда формула примет вид S=m*Q*g/n*k – нагрузка на одну ветвь;
Q — масса груза;
n — число ветвей строп;
k — коэффициент, характеризующий неравномерность нагрузки на каждую ветвь (нужное значение зависит от числа ветвей строп и указано в нижеприведенной таблице);
g — ускорение свободного падения (9,8 м/с2)
n | . 1 | 2 | 4 | 8 | — | — | |
k | . 1 | 1 | 0,75 | 0,75 | — | — | — |
A,град | . 0 | 15 | 20 | 30 | 40 | 45 | 60 |
m | . 1 | 1,04 | 1,06 | 1,16 | 1,31 | 1,41 | 2 |
Пример: нужно поднять груз массой 2000 кг, у строп — 4 ветви, угол (а) = 60°
S = 2*20 000*9,8/4*0,75 = 73500 Н = 73,5 кН — нагрузка на одну ветвь строп.
Рассчитанное значение не должно превышать указанную нагрузку для строп.
Помните! Все стропы должны соответствовать ГОСТу. К каждой ветви должна прилагаться бирка с информацией о дате изготовления, компании-производителе, о дате и месте последнего ремонта, а также о допустимой нагрузке.
При перевозке груза, если количество ветвей более трех, часто случается, что нагрузка между ними распределяется неравномерно, поэтому стропальщик обязан выбрать такие места зацепления, чтобы они имели примерно одинаковую длину, симметричное расположение и равномерное натяжение.
Знание характеристик и рекомендаций по использованию каждого вида строп обеспечит сохранность и целостность перемещаемого груза, а также безопасность рабочих, что является залогом успешной работы предприятия. В нашем магазине представлен широкий ассортимент различных видов строп, среди которых Вы сможете приобрести подходящие именно Вам. Позвоните по бесплатному номеру телефона 8-800-333-83-28, и квалифицированные менеджеры предоставят всю интересующую информацию по выбранному товару.