Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

Хронометрирование урока физической культуры

Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.

Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.

Хронометраж плотности урока рекомендуется выполнять вдвоём, один студент наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя.

Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.

По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:

— «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);

— «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);

— «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);

— «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).

Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.

При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой» и не входят в процент плотности.

общая плотность урока – отношение рационально затраченного времени к общему времени урока умноженное на 100 %.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна теоретически приближаться к 100 %. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

— неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т.п.);

— неподготовленность учителя к уроку, непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;

— излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

— нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.

моторная плотность урока – отношение времени, затраченного на выполнение упражнений (графа 5) к общему времени урока умноженное на 100 %.

В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике. На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на уроках физической культуры в IV-Vклассах принято считать плотность, равную 37-49 %; вVI-VIIIклассах – 50-60 %; в старших – до 70 %.

При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды.

Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения. Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.

примерная запись протокола хронометрирования урока фк

Фамилия проводящего урок: Мирошниченко В.

1. Обучать прыжку ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см.

2. Совершенствовать кувырки вперед и назад.

3. Развивать координационные, силовые и скоростно-силовые способности.

4. Воспитывать чувство организованности и дисциплинированности.

В классе по списку 28 человек. Присутствовало 24 (из них 15 мальчиков, 9 девочек).

Наблюдение проводилось за учеником Ивановым В.Н.

Источник

Хронометраж на уроке физ. культуры

Хронометраж урока физической культуры.

Учитель физической культуры: Бабкина Валентина Михайловна

Дата: 23 ноября 2016

Место проведения: спортивный зал школы №42

1. Образовательная: обучение технике кувырка вперед

2. Оздоровительная: развитие гибкости и координационных способностей

3. Воспитательная: воспитание чувства коллективизма

Тип урока: ознакомление с элементом «кувырок»

Наблюдение проводилось за Зеленским Кириллом

(фамилия, имя ученика)

Урок хронометрировал: Бабкина Валентина Михайловна

2. Объявление цели и задач урока

3. Строевые упражнения

4. Ходьба с выполнением упражнений в колонне по одному

5. Бег в колонне по одному

6. Ходьба с восстановлением дыхания

7. Построение в 3 шеренги для ОРУ

9. Перестроение в одну шеренгу

1. Подводящие упражнения к элементу «кувырок»

2. Пробный кувырок вперед, по одному

3. Построение в 2 колонны

1. Построение в одну шеренгу

2. Объявление выводов и заключений по окончанию урока

3. Построение и уход класса

Общая плотность урока: ОП = 5,01+34,04+0,55 × 100 % ≈ 100 %

Моторная плотность урока: МП = 34,04 × 100 % ≈ 85.1 %

Выводы и рекомендации

Анализируя хронометраж урока физической культуры во 2 «А» классе общеобразовательной школы № 42, проводимого Дьяковым Игорем Александровичем, отмечаем, что общая плотность урока составила 100 %. По методическим требованиям данный урок считается отличным (ОП не ниже 90%). Это, прежде всего, объясняется тем, что по общепринятой классификации данный урок относится к типу уроков совершенствования двигательных действий, характерной чертой которых является высокая плотность урока. Общего времени простоя за урок не было (своевременное построение класса после звонка, опоздание учеников на урок не было, четкое выполнение команд учителя к перестроению, своевременная подготовка инвентаря, всегда понятное и доступное для учеников объяснение учителя, своевременное окончание урока).

Двигательная плотность урока составила 85.1 Это высокий показатель (35 – 70 %) продуктивности занятий физическими упражнениями. Одной из причин данного цифрового показателя является правильное распределение времени. Для повышения еще большей плотности данного урока рекомендуем:

1. Более тщательно готовиться учителю к уроку, тщательно продумывая все его стороны: организационную, учебную, воспитательную.

2. Своевременно, точно со звонком, начинать и заканчивать урок.

3. Заблаговременно готовить спортивный инвентарь и раздаточный материал.

4. Поддерживать дисциплину и порядок на уроке (не допускать опоздание учеников и несвоевременное построение на урок).

5. Более тщательно готовиться к объяснению, показу упражнений и двигательных заданий;

6. Избегать лишних перестроений, перемещений, передвижений учеников и использовать в уроках совершенствования только хорошо знакомые детям перестроения.

Источник

Хронометраж урока физической культуры

Выбранный для просмотра документ Хронометраж.docx

Класс: 4 дата проведения: __________

Учитель: Колесов Максим Егорович

Тема: Акробатические упражнения.

Образовательные : Обучение техники кувырка вперед.

Воспитательные : Развитие координации, гибкости.

Оздоровительные : воспитание сознательного отношения к занятиям физическим упражнениям, дисциплинированности.

На уроке присутствовало 5 человек.

Наблюдение велось за учеником: Мартушенко Инанна

2. Сообщение задач урока

3. Упражнение в ходьбе

4. Упражнение в беге.

6. Перестроение к основной стойке.

7. Подготовка мест занятий.

8 . Объяснения первого упражнения.

9. Ожидание очереди.

11. Ожидание очереди.

13. Объяснения второго упражнения.

14. Ожидание очереди.

16. Ожидание очереди.

18. Повторное объяснения, исправления

19. Ожидание очереди.

21. Ожидание очереди.

24. Подведение итогов урока, оценки, домашнее задание.

общей и моторной плотности урока

общая плотность – расчет использованного времени оправданно, всей продолжительности урока.

Моторная плотность – отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, соответствует всей продолжительности урока.

Плотность урока измеренное в процентах.

результатов проведения хронометража

Оценка плотности урока: Хронометрированная деятельность на уроке гимнастики в 4 классе. Наблюдаемая ученица Мартушенко Инанна – среднего телосложения, физически развита в соответствии с возрастом. Урок – обучение, ранее полученные знания. Теоретически урок составлен и продуман хорошо. В подготовительной части – даны соответствующие упражнения для мобилизации организма ученика к предстоящей деятельности.

Использование поточного метода в основной части урока, дан большой эффект, и в конечном итоге положительно отразился на общей плотности урока.

В заключительной части урока – особых ошибок, по вине учителя не допущено.

Источник

Хронометрирование на уроке физической культуре

«____» ____________20___ г.

(Фамилия, И.О. методиста)

«____» ____________20___ г.

(Фамилия, И.О. педагога)

Протокол хронометрирования урока физической культуры

Проводящий: Михайлова Эльмира Михайловна

Хронометрист: Зарипов Ильфат Марселевич

Класс: 6 Дата проведения: 18.10.2012г.

Количество учащихся: 20 Начало урока: 8 ч. 30мин

Тип урока: смешанный

Оборудование, инвентарь: гимн. козел, мостик, мата.

Место проведения: спортивный зал шк.№ 97

1. Учить технике выполнения прыжка в упор присев на козла (вскок в упор присев).

2. Совершенствовать технику выполнения кувырка назад и стойки на лопатках.

3. Формировать правильную осанку при выполнении ОРУ.

Содержание и виды деятельности педагога и учащихся

Время окончания деятельности (мин, показания секундомера)

Наблюдаемые компоненты урока

Слушание объяснения педагога, наблюдение (показ) за выполнением упражнения

Выполнения физических упражнений

Отдых, ожидание выполнения очередного задания

Перестроения, подготовка мест для занятий, уборка оборудования и инвентаря

Простой по вине учителя

2. Сообщение задач урока

3. Строевые упражнения

5. Бег и его разновидности

7.Перестроение для ОРУ

8. Объяснение 1 упражнения

16. Перестроение для основной части

17. Подготовка мест занятий

19. Ожидание очереди

31 Перестроение для заключительной части

32. Уборка мест занятий

Организовал сбор гимнастического инвентаря с помощью мальчиков, а девочки ждали.

33. Учитель вышел из зала

34. Игры на внимание

38. Уход класса из зала

ИТОГО по III части

Расчет плотности урока и его частей

МП = 1’10» : 4′ Х 100 = 27 %

МП = 17’40»:40’Х 100 = 44 %

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

Номер материала: ДБ-046082

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах

Время чтения: 2 минуты

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

В России создадут единый центр по работе с трудными подростками

Время чтения: 1 минута

Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Смотреть картинку Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Картинка про Для чего проводится хронометраж урока физической культуры. Фото Для чего проводится хронометраж урока физической культуры

Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методы анализа урока физической культуры

Методы анализа урока физической культуры

В теории и методике обучения предмету «Физическая культура» используются следующие методы анализа урока: педагогическое наблюдение, хронометраж (хронометрирование), пульсометрия. Сравнительно недавно появился метод рейтинга.

Каждый учитель обязан знать методы анализа урока по своей дисциплине и уметь их использовать в работе.

Метод педагогического наблюдения — один из самых распространенных в практике анализа урока физической культуры и одновременно это метод исследования. Наблюдение как метод исследования широко применяется в педагогике и психологии.

В методических материалах данный метод называется: «методический анализ урока», «педагогический анализ урока», «педагогическая оценка урока», «педагогическое наблюдение», «полное педагогическое наблюдение и анализ урока физической культуры» и др.

Педагогическое наблюдение как метод анализа урока физической культуры — это целенаправленный и планомерный процесс сбора, обобщения и оценки информации о характере деятельности учителя и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся).

Учителя физической культуры, студенты, преподаватели физкультурных учебных заведений педагогическое наблюдение называют анализом урока по схеме, потому что выявление и регистрация требуемой информации для лица, выполняющего функции наблюдателя, — процесс сложный и трудоемкий. Эффективность этой работы во многом зависит от предварительной подготовки.

Сущность педагогического наблюдения заключается в планомерном анализе, оценке деятельности учителя физического воспитания по реализации им цели и задач урока, определении позитивных и негативных сторон этой деятельности, выявлении их причин и обосновании рекомендаций для дальнейшего повышения учебной деятельности учителя на уроках. Данный вид наблюдения отличается от повседневных наблюдений наличием четкого плана, в котором обозначены объект наблюдения, цель, задачи, время наблюдения, деятельность и предполагаемый результат, ожидаемые изменения в учебно-воспитательном процессе и его результатах, документы, в которых фиксируются результаты наблюдения, выводов, основанных на субъективных и объективных данных, полученных в ходе наблюдения, и рекомендаций, нацеленных на улучшение наблюдаемого процесса. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений. Этот метод относительно сложен, поскольку надо держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательной деятельности (поведение педагога и учащихся, условия и результативность педагогической деятельности).

Сложность эта обусловлена еще и тем, что все то, что воспринимает наблюдающий, он обязан осмыслить, классифицировать, оценить и к концу урока подготовить рекомендации для учителя.

В ходе анализа урока методом педагогического наблюдения необходимо собрать конкретный фактический материал, который позволит оценить подготовку учителя к уроку, организацию учащихся, содержание и структуру урока в целом и по частям с точки зрения рациональности, целесообразности построения. Этому поможет составление схемы анализа урока.

Логическим завершением анализа урока будет протокол его обсуждения теми, кто выполнял данную работу, в присутствии учителя, чья работа оценивается. Анализ урока физической культуры методом педагогического наблюдения отличается определенными преимуществами по сравнению с другими методами: возможность выявления динамики урока; выявления и регистрации дидактических процессов в условиях непосредственного взаимодействия учителя и учащихся; возможность наблюдения дидактического взаимодействия учителя и учащихся, получения фактического материала, характеризующего данное явление.

Вместе с тем метод педагогического наблюдения имеет ряд существенных недостатков:

— во-первых, субъективизм в оценке показателей педагогического мастерства учителя на уроке. В зависимости от особенностей межличностных и служебных взаимоотношений или своеобразия качеств личности те, кто анализируют урок, могут быть необъективными. Возможна и недооценка или переоценка отдельных сторон показателей либо в целом уровня методической подготовленности учителя физической культуры;

— во-вторых, не все, что интересует наблюдателя (анализирующего урок), доступно выявлению путем наблюдения (эмоциональное состояние учащихся, характер воздействия учебной нагрузки на морфофункдиональное состояние учащихся, мотивы их учебной деятельности, плотность урока и др.);

— в-третьих, невозможно держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательного процесса, поведения учителя и учащихся, а также все условия и результативность педагогической деятельности.

Метод хронометрирования (хронографирования). Сущность метода анализа — определение времени, затраченного на выполнение различных видов учебной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры, и на этой основе определение и оценка его плотности, общей и моторной.

Общая плотность — это отношение педагогически оправданного или целесообразно использованного учителем времени к общей продолжительности урока или его частей, выраженное в процентах. К рационально использованному времени относится время, затраченное на организацию учащихся, на использование словесных методов (и слушание учащихся), на обеспечение наглядных воздействий (наблюдение учащихся), выполнение упражнений, отдых, за исключением вынужденного простаивания.

Двигательная (или моторная) плотность — это отношение времени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его отдельных частей, выраженное в процентах.

Хронометрирование ведется в процессе наблюдения за деятельностью одного из учащихся данного класса. Для большей объективности наблюдать следует за учеником со средней активностью. Он не должен ни пропускать свою очередь для выполнения упражнения, ни опережать ее. В случае снижения им активности или ее чрезмерного повышения наблюдение ведется за другим учеником. Поэтому нужно заранее определить таких учеников. Можно хронометрировать деятельность и педагога и учащегося одновременно или раздельно.

Процедура хронометрирования требует заранее подготовленного протокола соответствующей формы.

С протоколом для хронометрирования и секундомером наблюдающие занимают удобное место в зале или на спортивной площадке (местности, бассейне и т.д.), но так, чтобы не мешать учителю. Важно запомнить:

1) секундомер (хронометр) запускается одновременно со звонком на урок (если звонки не слышны, то по времени, согласованному заранее с учителем) и не останавливается до конца урока;

2) на уроке заполняются лишь только первые три графы данной формы протокола. Причем отмечается время окончания деятельности (в минутах и секундах).

После урока протокол хронометрирования обрабатывается следующим образом. Устанавливается точная продолжительность каждого вида деятельности учителя или учащихся, занесенных в графу 1. К примеру, надо определить продолжительность построения, для чего от времени завершения построения вычитается время прихода учащихся на место проведения урока (2,20—1,0 мин), разность между двумя величинами и составляет искомое время, т.е. 1,20 мин. Эту разность необходимо занести в соответствующую графу нашего протокола (в данном случае — в графу 6). Так устанавливается время, затраченное на каждый наблюдаемый компонент. Определяется общее количество времени (сумма цифр в каждой из граф), затраченного на все наблюдаемые компоненты. Вычисляется плотность урока.

Хронографирование. Для хронографирования школьного урока физической культуры предназначен хронограф. Питание аппарат получает от батарейки постоянного тока, который приводит в движение лентопротяжный механизм, с помощью которого с заданной скоростью прокручивается разграфленный лист бумаги. К примеру, 1 см за 1 с (или 1 мм за 6 с). На хронометре столько кнопок (клавиш), сколько компонентов деятельности берется под наблюдение. Хронографист, наблюдая за учеником, включает кнопку во время соответствующей работы. В конце урока подсчитывается, сколько времени и на какую работу использовано.

Педагогами разработана хронокарта. Принцип ее использования примерно такой же, как и в хронографе. Но в данном случае без хронометра не обойтись. По хронометру устанавливается продолжительность деятельности, которая фиксируется на хронокарте. В конце наблюдения подсчитывают время, затраченное на ту или иную деятельность. Этот вариант может быть выполнен одним наблюдателем. Каждое деление хронокарты соответствует 10 или 20 с. На уроке хронокарта заполняется пульсовыми данными урока. Отдельные записи, отражающие различные особенности урока и имеющие значение для анализа, заносятся в таблицу, помещенную под хронокартой с правой стороны. После урока заполняется таблица, помещенная внизу под хронокартой с левой стороны листа.

Метод пульсометрии предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность.

Данный метод позволяет выявить характер соответствия физической нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенностям отдельных учащихся, а также содержанию и условиям проведения урока. По материалам обработки этого протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность ее динамики или умение учителя регулировать физическую нагрузку на уроке.

Метод пульсометрии помогает получить показатели, характеризующие воздействие учебной нагрузки на учащихся, опосредованно, через регистрацию ЧСС, так как с повышением физической нагрузки этот показатель возрастает. Вместе с тем метод дает лишь приближенную к реальности информацию, однако повышает объективность материалов анализа урока, полученных другим путем.

Техника получения данных о ЧСС. До начала урока подготавливаются протокол пульсометрии, секундомер и определяется учащийся, за которым будет вестись наблюдение: из основной медицинской группы, дисциплинированный и с уровнем активности на уроке, характерным для данного класса. Его ЧСС до урока должна быть в пределах возрастной нормы.

В зависимости от цели анализа урока и использования метода пульсометрии ЧСС может регистрироваться через определенный интервал времени (3, 5, 10 мин) или после выполнения физических упражнений.

За 2 — 3 мин до построения класса на месте проведения урока у наблюдаемого учащегося замеряется пульс в состоянии относительного покоя. Для этой цели лицо, измеряющее ЧСС, накладывает подушечки четырех пальцев правой руки на лучевую артерию левой руки (около лучезапястного сустава) школьника. Результаты записываются в протокол учета пульсовых данных. Продолжительность одной пробы (одноразового измерения) равна 10с. Последующие пробы выполняются в соответствии с целями анализа (сразу после выполнения упражнения или через установленный интервал времени — 3, 5, 10 мин).

Метод рейтинга. В середине 1970-х гг. предпринималась попытка обосновать такой метод педагогического анализа урока физической культуры, который бы минимизировал субъективизм в оценочных суждениях. Таким стал рейтинговый метод. Метод прошел проверку у нас в стране и за рубежом и приобретает все большее признание как инструмент объективной оценки отдельных сторон дидактических процессов.

Сущность метода в том, что в изучаемых явлениях выявляются такие их элементы, которые поддаются измерению и оценке. В данном случае это педагогическая деятельность учителя на уроке физической культуры. Ее элементы — методические навыки и умения, возможность проявления которых на уроке наиболее вероятна. Определяются оценочная шкала и критерии оценки выделенных навыков и умений. Ведется подготовка экспертов, привлекаемых в качестве судей для оценки степени выраженности элементов деятельности на уроке.

Так, выделены 34 частнодидактических навыка и умения, которые в совокупности и взаимосвязи составляют деятельность учителя на уроке физической культуры. Разработана 6-балльная шкала оценки компонентов: «большая» (соответствует оценке 5), «достаточная» (4), «удовлетворительная» (3), «небольшая» (2), «минимальная» (1) и «не проявляется» (0).

Разработаны критерии, соответствующие каждой из шести степеней. Все это вносится в протокол.

Первый этап анализа урока. На уроке экспертные судьи делают записи произвольных формы и содержания, где фиксируют позитивные и негативные стороны деятельности учителя.

После урока протокол заполняется каждым экспертом, включая учителя, чья деятельность является предметом анализа и оценки. Степень выраженности всех 34 умений фиксируется (точками, крестиками, любыми знаками). Рекомендуем обозначить степень выраженности в точках пересечения умения и степени его выраженности. При соединении прямой линией точечных обозначений получается квалиграмма урока физической культуры.

Второй этап анализа урока начинается с усреднения баллов, выставленных учителем, каждым из экспертов, путем суммирования оценок по каждому умению и вычисления средней арифметической величины.

Третий этап анализа урока. Вычисляется коэффициент выраженности педагогических умений на уроке (К) по формуле

где а — сумма усредненных оценочных баллов, выставленных экспертами и учителем; n — сумма максимально возможных баллов. В данном случае такой постоянной величиной и является 170 (произведение 34 навыков и умений и высшего балла 5). К примеру, а равно 145, тогда 145/170 = 0,85.

На этом этапе коэффициент выраженности педагогических навыков и умений переводится в отметку за урок в целом. Для этого адаптирована балльно-оценочная шкала.

Коэффициент выраженности педагогических навыков и умений переводится в оценку за урок:

Данный метод анализа урока позволяет определить уровень сформированности конкретных педагогических умений и степень их проявления в преподавании.

Это обстоятельство облегчает обоснование рекомендаций для учителя или студента-практиканта (стажера), помогает установить рейтинговую систему определения участников конкурсов на лучший урок, проводить аттестацию учителей физической культуры, кафедр и факультетов учреждений профессионального физкультурного образования. Наилучшим методом будет комплексный подход к анализу урока физической культуры, когда материалы данного метода подтверждаются пульсометрией и хронометражем.

Вместе с тем резервы для совершенствования еще не исчерпаны. Приемлемые решения этой проблемы содержатся в теоретических подходах к системным исследованиям и технологии учебно-воспитательного процесса.

Метод психологических наблюдений. Как уже было сказано, под психологическим анализом урока понимается анализ различных сторон деятельности учителя на уроке. Выделяется анализ:

Познавательной структуры урока, т.е. того, как учитель организует познавательную деятельность на уроке.

Коммуникативный анализ – общение учителя с классом на уроке.

Анализ контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке.

Психологические ситуации урока.

Урок является основной формой организации учебного процесса в школе. На уроке учащиеся усваивают знания, умения, навыки происходит их познавательное развитие, у них формируется научное мировоззрение и моральные качества. Структура урока сложна и многогранна. Она складывается из взаимодействия учителя и учащихся. С точки зрения дидактики урок включает:

проверку домашнего задания;

изложение нового материала;

При рассмотрении урока под психологическим углом зрения на первый план выдвигается собственная деятельность ученика. Этим занимались Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов – теория учебной деятельности.

В ходе учебной деятельности ученик овладевает не только знаниями, но и способностями их приобретения, умением учиться. А так же способами работы с самим собой, т.е. применяя самоконтроль и самооценки. Эффективность зависит от того, на сколько полно включен в учебную деятельность каждый ученик без исключения.

Учебная деятельность проходит в три этапа:

Ориентировочно-мотивационный компонент: создается проблемная ситуация – исходя из этого, ученики формируют учебную задачу урока, планируют ход ее решения с учетом своих возможностей.

Операционно-исполнительный компонент: выполняет предметные и умственные действия.

Основной единицей учебной деятельности является учебная задача.

Учебной задачей можно считать ту задачу, при решении которой ученики усваивают общий способ анализа и решения некоторого класса задач определенной области (математика, лингвистика).

Проводя психологический анализ урока надо иметь в виду, что в психологии и дидактике по разному рассматривается содержание принципов обучения.

А) Анализ познавательной структуры урока.

Анализировать организацию учителем познавательной деятельности учащихся на уроке, предлагается с позиции развивающего обучения В.В. Давыдова. Она сводится к следующим правилам:

В изложении материала соблюдается последовательность.

Меньше давай новых задач в готовом виде, а больше вводи их
совместно с учениками. Постепенно подводить к новым знаниям.

Не ограничивать подачу готовых задач, а побуждать продумывать самостоятельно.

Учить самоконтролю и самооценки.

Так же большое значение имеет теория планомерного развития Гольперина Г.Я. Его правило: «Добивайся чтобы школьник выполнял усвоенные упражнения с помощью рук н наглядных опор ( карточек, схем), а затем проговаривал и комментировал действия.»

Проводя анализ познавательной структуры урока нужно иметь в виду, что учитель обучает школьника не только предметным умениям, но и учит умению учиться, обучает специальным учебным умениям, а также интеллектуальным умениям (сравнивать, анализировать, подводить под понятия).

Б) Коммуникативный анализ

В) Анализ контрольно-оценочной работы учителя на уроке

Контроль представляет собой сопоставление результата с его образцом или эталоном. Для того, чтобы, узнать насколько близок или далек результат усвоения от требуемого уровня существует оценка. Контроль и оценка несовместимы друг с другом. Субъектом контроля может быть как ученик, так и учитель. Применительно к ученику чаще говорят о самоконтроле и самооценке. С позиции педагогической психологии учеников обязательно нужно обучить умению себя контролироватъ и оценивать. Оценивать по программе вредит и сильным и слабым ученикам. Оцениваться должны не столько знания, умения и навыки сколько усилия ребенка: потраченные на их приобретение, его вклад в собственное развитие, усердие, стремление, упорство и настойчивость в выполнении заданного. Ученику будет сопутствовать необходимый для него успех, если ему будут даваться посильные задания, с которыми он в состоянии справится самостоятельно.

Психологические правила оценивания.

1. Сравнивай имеющиеся сегодня знания, умения и навыки, с теми, которые были у него вчера.

2. Оценивай динамику овладения знаниями, умениями, навыками, а не только формальные требования составители программы.

Психологический анализ урока является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях учителя и реализуясь посредством его аналитических, проектировочных, рефлексивных умений, он служит основным инструментом саморегуляции, самоконтроля и саморазвития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *